Pull to refresh

Центр онлайн-обучения на базе свободного программного обеспечения за 15 минут, или Еще раз о BigBlueButton

Reading time 6 min
Views 27K
Данная статья является продолжением статьи «Свободное дистанционное образование» (http://habrahabr.ru/post/161783/). В этот раз наибольшее внимание уделяется практическому применению сервера онлайн-конференций BigBlueButton (далее BBB) в связке с Moodle.

Дело в том, что после написания статьи «Свободное дистанционное образование» было много обращений, как использовать BBB отдельно от moodle, как организовать авторизацию пользователей, возможности BBB по кол-ву одновременных клиентов, разработка специальных модулей внутри BBB для своих локальных задач (например, демонстрация видео внутри виртуальной комнаты). Ответить на эти вопросы можно, но тогда нужно составлять какой-то FAQ раздел, а он в принципе уже есть на официальном сайте. В этот раз хотелось бы описать процесс создания центра онлайн-обучения в нашей организации, поделиться опытом и предоставить готовые образы виртуальных машин, для того чтобы заинтересованный читатель имел возможность быстро развернуть и протестировать подобную систему в своей сети, если ему это конечно интересно.
Цель работы – организация центра онлайн-обучения, позволяющего решить задачу проведения учебно-методических мероприятий в дистанционной форме, а так же селекторных совещаний на базе свободного программного обеспечения. В конце статьи приводятся ссылки на готовые виртуальные машины, их можно запустить, настроить сетевые интерфейсы, в результате должен получиться готовый к работе центр онлайн-обучения.

Введение


История развития дистанционного обучения сегодня насчитывает более 100 лет. Родоначальником считается Исаак Питман, начавший в 1840 году с помощью почтовых отправлений обучать стенографии студентов в Объединенном Королевстве. Я же впервые услышал про дистанционное обучение из рассказов своего отца. Он родился и учился в Туркмении, по почте получал методические указания и задания, выполняя которые смог сдать вступительные экзамены в российский вуз в 1980 году. Сегодня же активное развитие информационных технологий и увеличение пропускной способности информационных сетей позволяют передавать знания с континента на континент в огромных объемах и, что важно, происходит это почти мгновенно.
Существует два основных типа обучения в дистанционной форме: в онлайн-режиме (интерактивная лекция, вебинар) и в оффлайн режиме (записи лекций, тесты, учебно-методические комплексы). Основная разница между ними в доступности учебных материалов и в организации учебного процесса. Я считаю, что дистанционное образование никогда не сможет приблизиться по качеству к очному. Однако, именно онлайн-обучение с элементами интерактива, когда все (учащиеся и преподаватель) собираются в одно время в виртуальной аудитории и могут задать вопрос голосом, либо текстом в чате, позволит хотя бы немного приблизиться к очному процессу обучения. Логичным будет вопрос: а зачем вообще тогда онлайн-обучение, если есть классическое – очное? Приведу простой пример: день трудоустройства выпускников физико-математического факультета педагогического университета на 10 выпускников по специальности «учитель математики» приходят 12 директоров школ, 2-ое уходит без учителя математики.

Описание системы


По большому счету, любой центр дистанционного обучения, центр онлайн-образования или как сейчас очень модно называть «ИДО» (институт дистанционного образования, есть уже наверное при каждом вузе) представляет собой небольшой сайт с возможностью заказать нужный курс или подписаться на существующий. В итоге есть web-портал, где происходит авторизация, а также сервер веб-конференций, который позволяет проводить сами занятия. В нашем центре при вузе решались две основные задачи: курс подготовки в дистанционной форме к сдаче ЕГЭ для школьников из районов, а так же организация онлайн-лекций для студентов. Если необходимость первой части работы не может быть оспорена, то вторая является следствием нового требования министерства: «Нормой для вузов должно стать наличие не менее 20 процентов программ, реализуемых в сетевом режиме» (http://www.rg.ru/2013/10/29/kontent.html). В нашей организации многие восприняли это положение с негодованием, но лично мне оно показалось корректным и правильным. Для студентов, гораздо удобнее подключиться к учебному порталу и прямо на лекции следить за слайдами презентации с личного ноутбука, особенно на поточных лекциях, что важно, ведь управлением такой презентацией по прежнему занимается лектор. Что же касается студентов, которые подключаются удаленно по уважительной причине – думаю тут всем понятно, одни плюсы.
Если с выбором движка для сайта центра все просто (Wordpress, DLE, Joomla – выбирайте то, что вам нравится), то с выбором сервера веб-конференций мы тоже определились в прошлой статье. На самом деле, выбор из решений с открытым исходным кодом не большой: BigBlueButton и Openmeetings. Мы остановились на первом.
В ходе работы с BBB выявились как преимущества, так и недостатки.

Преимущества:

1. Интеграция с популярными CMS.
2. Возможность записи.
3. Адаптация системы для мероприятий в дистанционной форме (в последней версии от 8 ноября 2013 года заложены 6 форматов виртуальных комнат – для вебинара, видеочата, ассистента лектора и т. д.).
4. Набор инструментов для работы в режиме интерактивной доски (текстовые надписи, маркеры) поверх презентации.
5. Использование FreeSwitch для передачи голоса.
6. Трансляция рабочего стола (возможно кому то будет проще использовать стороннее программное обеспечение типа виртуальной камеры, которое позволяет так же транслировать содержимое рабочего стола).

Недостатки:

1. Сложность настройки и использования. Использовать BBB можно только совместно с чем-то (например, Moodle), либо дописывать свой модуль авторизации пользователей и разграничением прав.
2. Сильная зависимость от «медленных» подключений, если теряется несколько пакетов, сессия умирает, пользователю приходится заходить в виртуальную комнату заново.
3. Ограничение на количество пользователей. BBB очень хорошая система для работы в малых группах, однако, сама RED 5 server, основа BBB имеет ограничение по максимальному количеству клиентов (подробно про RED 5 тут habrahabr.ru/post/143554).
Таким образом, в результате практического использования BBB мы пришли к выводу, что эта платформа идеальна для работы в малых группах (до 20 человек). Действительно, когда речь идет о «практиках», когда преподавателю важно слышать или даже видеть каждого участника занятия, иметь возможность задать вопрос и получить ответ от конкретного участника, дать право загрузить презентацию и начать доклад следующему студенту, попросить слушателя указать на слайде, что ему непонятно маркером и т.д. – BBB идеален. Но существуют и лекционные занятия, когда есть лектор, который должен вещать на публику 200-300 или даже 500 человек, важно, чтобы его было видно и слышно вместе с его презентацией. В таком случае хотелось бы просто пускать медиапоток каким-либо легким видеосервером, и желательно иметь минимум обратной связи через текстовый чат. В этом случае нам на помощь пришел Дмитрий Шатров (проект «momentvideo»), совместно с ним был создан сервер для видеотрансляций «Lectorium» с возможностью чата и разработан модуль интеграции для Moodle.
При этом стоит отметить заявленные цифры по загрузке сервера lectorium.
В таблице приведены результаты измерения производительности видеосервера при отдаче видеопотока 500 Кбит/сек на 64-битной системе с процессором Intel Core i7 2600. В тесте задействовано только одно процессорное ядро. Под требуемым объёмом оперативной памяти понимается объём памяти, занятой процессом видеосервера.

Отметим, 10 000 – хорошая цифра, однако для нас, она недостижима. Сервер подключен на скорости 1000 Мбит/с, при минимальном потоке имеем: поток видео 640 на 480 даст 200 кбит/с + голос 48 кбит/с, итого 250 кбит/с. 4 человека – 1 мегабит или максимально возможное подключение для нашего сервера 4000 человек. Для наших задач, это более чем достаточно.
Ниже представим рисунок общей схемы будущего центра онлайн-обучения:


Процесс установки


Чтобы максимально упростить процесс установки, мы подготовили небольшое видео, которое показывает, как можно развернуть центр онлайн-обучения в течение 15 минут на базе двух виртуальных машин. Организация подобного центра заключается в создании двух виртуальных машин: сервер авторизации пользователей (например СПО Moodle) и сервер видеоконференций (BBB). Для удобства выложены образы соответствующих виртуальных машин, так чтобы любой мог развернуть и посмотреть как это выглядит в своей среде. (Обратите внимание пароль для root — 222123)

Ссылки для скачивания:

1. Виртуальная машина с BigBlueButton (3.9 Gb)
2. Виртуальная машина с LAMP (1.7 GB)

Установка и настройка BBB

Показан процесс создания виртуальной машины из скаченного образа. Первоначальная настройка.


Установка и настройка Moodle.

Показан процесс создания виртуальной машины из второго образа, установка и настройка СПО Moodle.


Интеграция Moodle и BBB

После того, как две виртуальные машины установлены и соответствующие изменения в настройках сети каждой внесены (машины должны видеть друг друга) необходимо установить и настроить модуль интеграции BBB в Moodle и прописать соответствующий «ключ».


Заключение


Таким образом, в данном обзоре показано еще одно применение свободного ПО BigBlueButton, сделаны выводы о целесообразности его использования для малых групп, а для больших групп предложено использовать «Lectorium», совместное использование данных продуктов позволяет запустить прототип центра онлайн-обучения в любых условиях, развернув две виртуальные машины. Образы таких виртуальных машин также представлены в данной работе. Статья была написана в первую очередь для тех, кто собирается использовать в своей работе BigBlueButton, поэтому подробное рассмотрение сервера видео вещания Lectorium отсутствует, если же вам это также интересно – свяжитесь со мной. Также можете писать по любым вопросам, связанным с дистанционным образованием, мы по-прежнему заинтересованы в оказании любой помощи по установке, настройке и модификации Moodle, BBB совместно с нашими студентами. Для них это засчитывается как практика, либо выполнение курсовых работ.
Tags:
Hubs:
+1
Comments 1
Comments Comments 1

Articles