Pull to refresh

Каталогизация и резервирование персонального фотоархива

Reading time7 min
Views42K

В наш век общедоступных зеркальных и беззеркальных камер с разрешением матрицы от 16 мегапикселей и выше домашний фотоархив запросто может стать тем местом, где, как говорится, сам чёрт ногу сломит. В силу одних только размеров хранящихся в нём файлов, фотоархив запросто может забить не только диск ноутбука, но и средних размеров NAS или многодисковый внешний накопитель. Между тем, для фотографа, если он только не «бомбила», едва ли не всякий сделанный снимок имеет ценность; покажется сейчас, что вот эта вот нерезкая штуковина годится только для корзины, ан нет — через пару лет выяснится, что из этого снимка может выйти неплохой коллаж! О ностальгических воспоминаниях, привезённых в цифровом формате из Франции, Египта, с последнего звонка, со свадьбы троюродного брата первой тёщи в деревне Малые Дозы и так далее — я вообще не упоминаю. Это проходит по категории «хранить вечно».

Файлы множатся, забивают винт за винтом, теряются в бездне времени и одинаковых названий, пока в конце концов остатки данных не сливаются в однообразную общую кашу, в которой уже не найти ничего толкового, да к тому же половина нужных файлов — потёртые или с дефектами.

Поэтому каталогизация персональной фототеки необходима, как и её регулярное резервное копирование (бэкап). Есть ряд утилит, предлагающих такую функцию, обычно вместе с функциями просмотра фото. Однако для большинства пользователей такие утилиты не слишком востребованы. По сути, есть два круга фотографов, которым было бы полностью достаточно функционала, предлагаемого iPhoto, Aperture или Picasa; это либо любители, которые снимают в JPEG и не заморачиваются с обработкой, либо профессионалы с одной камерой/системой, купленной на века, у которых процесс работы с фотофайлами заранее выверен и продуман до последнего движения. Остальные сталкиваются с проблемами, круг которых я попытаюсь коротко очертить ниже.

  • Очень много файлов со снимками. Один съёмочный день запросто в состоянии принести фотографу от 500 до 2000 кадров. Естественно, какая-то часть из них будет сразу отсеяна, но всё остальное нужно обработать, а обработанное — надёжно сохранить!
  • Дублирующиеся имена файлов. У вас обязательно и не раз возникнет ситуация, когда вы копируете директорию с именем «100хххх», файлы в которой начинаются с «DSCN0001», в папку, где есть уже и такая директория, и такие имена файлов. Что произойдёт, когда это случится, зависит целиком от вашей внимательности. В худшем случае, вы можете потерять результаты одной или нескольких съёмок!
  • Различные алгоритмы обработки для нескольких камер. Во многих случаях приходится искать оптимальный конвертер для RAW-файлов, снятых определённой камерой, так как использование одной и той же программы не оправдано качеством выходных данных. Как пример, можно привести Adobe Lightroom, недостаточно, по мнению многих, раскрывающую цветовые возможности и резкость ряда современных моделей. В таких случаях используются альтернативные проявщики, включая «родной» софт камеры, RPP, Raw Therapee или Capture One. Это исключает или затрудняет возможность пользования стандартным единым проявщиком в качестве каталогизатора или ПО для изготовления резервных копий.
  • Ошибки устройств хранения. При типичной интенсивности потока данных, связанного с обработкой множества фото, износ рабочего компьютерного оборудования увеличивается, вплоть до поломки рабочих дисков. Если в это время на диске оставалась не пересохранённая куда-нибудь фотоколлекция, это приведёт к невосполнимым потерям.

Приведённые выше проблемы, как уже отмечалось, решаются с использованием двух шаблонных подходов:

  • Правильная организация фотоархива способствует сохранению, поиску и использованию данных в необходимом режиме.
  • Резервное копирование (бэкап) и архивирование исключает потери отснятых и обработанных фото.

Далее я расскажу вкратце о своём личном опыте организации любительского фотоархива и поддерживающей его инфраструктуры.

Организация рабочих каталогов фотоархива


Никакие утилиты резервного копирования не спасут положение, если в самом архиве хлам и неразбериха. Поэтому первое действие, необходимое для сохранения фотоархива в порядке — правильная рубрикация и каталогизация.

Большинство цифровых фотокамер (приятное исключение — зеркальные модели Pentax, например) пишет снимки в папки с неинформативными именами, вроде «100_FUJI» или «103NIKON». Когда я копирую папку с карточки или камеры в рабочий каталог фотоархива, я не жалею полуминуты времени, чтобы переименовать её в следующий формат: [КАМЕРА_ЧТО ИЗОБРАЖЕНО_КОГДА СНЯТО]. Например, на выходе название папки может превратиться из неясного «330_FUJI» в абсолютно осмысленное «FUJI-X20_Корпоратив_ноябрь_2010». Потерять такую информацию, согласитесь, уже значительно труднее.

Кстати, папка для копирования рабочих файлов на всех компьютерах у меня называется «Workflow».

То же касается и имён самих файлов. Файлы у меня делятся на необработанные и обработанные в редакторах. Если файлы первого типа могут называться как-то вроде «1010394.NEF», то обработанные файлы я всегда переименовываю по формату: [ЧТО ИЗОБРАЖЕНО_ДхВ], где Д – длина, а В – высота итогового файла в пикселях. Скажем, итоговое имя может выглядеть как «Мост_через_реку_Квай_900х675.jpg». Таким образом я всегда достаточно хорошо знаю, обрабатывал я некоторый файл, или нет. Обработанные файлы хранятся в каталоге Workflow, в тех же папках, где лежали исходные снимки. По необходимости, я перемещаю эти файлы в специальные папки, озаглавленные «К печати» и «К публикации», хранящиеся во всё том же базовом каталоге Workflow.

Время от времени я вручную произвожу архивирование (но не бэкап!) содержимого папки Workflow. При этом папки, с которыми я закончил возиться, копируются в другое место (на другой физический диск!) с сохранением того названия, которое было дано им после копирования из камеры. Эти папки хранятся в каталогах, поименованных [Архив_ГОД] — скажем, «Архив_2013».

Таким образом, я всегда знаю, что и где у меня лежит в фотоархиве.



Бэкап, архивирование и планирование сохранности данных


Для начала я уточню вкратце разницу между резервным копированием и архивированием. Архивирование — это хранение данных в надёжном месте. А вот бэкап — это хранение данных в надёжном месте с регулярным обновлением и возможностью быстрого восстановления.

Для архивирования электронных данных, и фото в том числе, достаточно их просто куда-нибудь скопировать.Бэкап подразумевает более сложное обращение с данными: регулярное плановое копирование, проверку целостности, сохранности данных, удобство и точность восстановления при необходимости.

Для полноценного бэкапа одним копированием в нужное место уже, пожалуй, не обойтись. Имеет смысл пользоваться специализированным софтом: либо нечто со встроенными функциями, как iPhoto на Mac OS X или популярный архиватор 7-Zip, либо специализированные программы для бэкапа, вроде EASEUS ToDo Backup, Handy Backup или Symantec Backup Exec.

Да, я знаю, большинство народа меня не поймёт. Программы для бэкапа обычно лицензионные, а у вас дома Linux. Что ж, bash позволяет написать самостоятельно все нужные скрипты для бэкапа, да и нативные опенсорсные продукты для Linux, вроде Bacula или rsync, вовсе не обижены функционалом. Чем здесь пользоваться — выбор скорее вкуса, чем принципа. Я лично считаю, что после покупки зеркалки за 3000 баксов и соответствующей по цене сменной оптики экономить 50-100 долларов на лицензионном ПО может заставить только очень принципиальное отношение к жизни. Но, повторюсь, я всецело за open-source, и я вовсе не хочу недооценивать функциональность свободного ПО! Пусть расцветают сто цветов, лишь бы все они исправно работали с нашими фотоархивами.

Средства для резервного копирования фототеки


Итак, помимо ручного архивирования сделанных работ, у меня возникает необходимость производить регулярное резервное копирование каталогов Workflow на всех компьютерах, а также время от времени убеждаться, что у меня есть и свежие резервные копии архивных файлов и папок, сделанных в этом и предыдущим годах. Каталог Workflow я предпочёл бы копировать ежедневно, а вот архивы, как уже сказано, имеет смысл трогать раз в месяц, если они свежие, и только раз в полгода-год перезаписывать при необходимости старые архивные данные.
Уместно упомянуть здесь, что рабочих машин у меня три: одна (стационарный системный блок) работает под Windows 7, другая (портативный компьютер для полевых работ) под Fedora Core и третья (ноутбук для представительских нужд и комфортной работы с мультимедиа) — под Mac OS X последней версии.

Начну, пожалуй, с Макинтоша, как самой популярной у зарубежных фотографов системы. Стандартное средство бэкапа на Mac OS X – Time Machine — показалось мне откровенно ужасным. То ли я не смог понять, как с ним работать, то ли у меня была неверная инструкция, но получилось так, что Time Machine просто берёт ежедневно (а то и чаще) целиком копию жёсткого диска вашего Макинтоша, и раз за разом переписывает её в специально выделенное место. И так — пока не кончится место. Потом самые старые копии на выбранном носителе стираются, и весь процесс продолжается по новой… Наверное, это прекрасное средство обеспечения безопасности от системных ошибок и сбоев, но говорить серьёзно о резервном копировании рабочих каталогов такими методами нельзя. На мой взгляд, этот подход слишком расточительный.

Навскидку, из бегло прочитанных обзоров, я так и не подобрал ни одного средства для организации целевого бэкапа под Mac OS X. Несколько приложений, включая Get Backup, не удовлетворяли ни одному из моих требований как пользователя. Приходится просто копировать папку вручную на домашнюю NAS.

Linux (в моём случае — Fedora Core) значительно богаче адекватными приложениями для резервного копирования. Из них следует в первую очередь упомянуть Bacula — хорошее, универсальное средство для организации бэкапа. Кроме того, в случае с Linux я регулярно пользуюсь упомянутыми выше bash-скриптами для автоматизации процесса копирования. Скрипты эти настолько элементарны, что приводить их здесь я не вижу особого смысла.

Наконец, утилит резервного копирования для Windows — великое множество. Я долгое время пользовался встроенной функцией бэкапа Windows, пока случайно не набрёл на русскую софтину Handy Backup (это такая программа для бэкапов всего подряд, с допотопным интерфейсом, но с хорошим функционалом). Правда, она не умеет работать с CD/DVD, но, с учётом сказанного выше, для меня сейчас это не особенно критично.

Планирование задач сохранения данных выглядит так. Ежедневно каждый из каталогов Workflow копируется (инкрементально) на персональное облако, поднятое на основе NAS Western Digital My Book Live Duo. Раз в неделю делается полный бэкап каталогов Workflow, при этом старые версии хранятся за 3 предыдущих недели, после чего удаляются. Архив размещён на другом NAS, Apple Time Capsule, куда данные из каталогов Workflow перемещаются дифференциально раз в неделю. Содержимое каталогов время от времени полностью копируется в архив вручную. Что до самого архива, он время от времени также полностью выкачивается на внешний диск Western Digital My Book Duo, нерегулярно подключаемый к компьютеру через USB. Раньше я производил эту операцию вручную, теперь же пользуюсь возможностями Handy Backup, где для этой цели создана специальная задача.

Обработанные файлы я перемещаю в каталоги «К печати» и «К публикации» папки Workflow на ПК (рабочей станции), где не реже раза в неделю запускаю ещё одну задачу через программу бэкапа, на сей раз — задачу записи на USB-флэшки. Флэшки помещаются в бумажные коробочкиc указанием даты и примерным перечнем содержимого. Эта операция выполняется отдельно от записи дисков или USB-носителей с итоговыми результатами для хранения тематических подборок фото или передачи заказчикам.

Заключение


Описанная организация фотоархива обеспечивает мне уже несколько лет надёжность и беспроблемный доступ к любой подборке фотографий. За это время я сменил несколько камер, приобрёл новое компьютерное оборудование, но не потерял ни одного снимка. Поэтому я и беру на себя смелость рекомендовать описанную мной простую методологию хранения и резервного копирования фото в качестве альтернативы «фирменным» каталогизаторам.
Tags:
Hubs:
+12
Comments60

Articles