Привет всем хабражителям!
Это мой первый пост от блога компании Tornado Technologies. Мы еще не оформили юр.лицо, но сайт уже работает в демо-режиме (вы можете оценить одну модель из четырех запланированных). Как видите, мы находимся в самом начале пути стартапа. В нашем блоге на хабре я буду писать о возникающих проблемах со стороны управляющего компании, менеджера проекта, менеджера продукта и вообще мастера на все руки.
Сегодня я расскажу, как решить проблему выбора между… Чем угодно. Заинтригованных прошу под кат.
Нам всегда важно наличие выбора абсолютно в любой ситуации. Даже если и видно одно конкретное решение, то мы все равно ищем другие варианты, чтобы было, с чем сравнивать, для поиска подводных камней или плана «Б». Но если у человека есть хотя бы одна альтернатива, то приходится делать выбор (К.О. возвращается). И тут начинается самое интересное, потому что появляется вопрос: а как будет правильнее?
Хорошо, если приходится выбирать между мороженым и шоколадкой. Но иногда необходимо решать более сложные вопросы:
Наверняка каждый из Вас сталкивался со сложным выбором и знает, что легкомыслие может плохо обернуться, так что над вопросом следует подумать как следует. Мне очень нравится один крайне простой способ оценить преимущества и недостатки того или иного решения — таблицы выбора (модель плюсов и минусов). Это довольно тривиально, зато наглядно.
Я не люблю большое количество теории, так что давайте приступим к сути. Например, выбор между походом в кафе/ресторан и заказом еды на дом из ближайшей пиццерии. В таблице, приведенной ниже, 3 столбца и 5 строк. Вы можете не особо смотреть на мой пример, а использовать свои варианты альтернатив и свободно регулировать их количество, равно как и количество их решения. Если Вы будете сразу рисовать свою таблицу, то я настоятельно рекомендую использовать больше строк, чтобы таблица была более наглядной и конкретной.
Как Вы уже заметили, в левом столбце пишутся критерии, а в верхней строке — наши варианты. В данном случае у нас их 2: «Сходить в кафе» и «Заказать еду на дом». Далее заполняем строки-факторы, на которые будем ориентироваться при оценке решения. В первой строке, например, отметим приблизительное количество потраченного времени. И таким образом заполняем таблицу. Заполненный вариант модели выбора ниже.
Да, она существенно отличается от первоначальной, которую я нарисовал в ворде, так как эту я сделал уже на сайте нашей компании. В ней есть одна очень интересная особенность – баллы. Они хорошо помогают как для наглядности, так и для эргономики таблицы. В этом типе модели плюсов и минусов используется шкала от -5 до 5, что позволяет вперемешку добавлять как положительные стороны решения, так и отрицательные, не жертвуя прозрачностью таблицы. В самом низу баллы суммируются, и сайт подсказывает, какое решение в данном случае привлекательнее. Никакой магии, все предельно просто: Вы сами решили, какой вариант более перспективен, компьютер лишь проанализировал совокупность выбранных Вами же оценок.
На бумаге с баллами возиться неудобно, так что можно использовать приведенные ниже варианты организации этой модели:
Не во всех случаях будет удобно использовать таблицу преимуществ и недостатков именно в таком виде. В качестве другого примера возьмем выбор какого-нибудь облачного сервиса, например, CRM.
В первой строчке пишем названия сервисов, во второй — их плюсы, а в третьей — минусы. В этом случае будут строго положительные или строго отрицательные баллы, суммируемые в строчке «Итого».
Разработанная модель проста в использовании и не требует большого количества времени для оформления, а необходимое решение сразу бросается в глаза.
В заключение хочу сказать, что именно благодаря этой модели я решил основать стартап. Она же стала и основной его частью.
Это мой первый пост от блога компании Tornado Technologies. Мы еще не оформили юр.лицо, но сайт уже работает в демо-режиме (вы можете оценить одну модель из четырех запланированных). Как видите, мы находимся в самом начале пути стартапа. В нашем блоге на хабре я буду писать о возникающих проблемах со стороны управляющего компании, менеджера проекта, менеджера продукта и вообще мастера на все руки.
Сегодня я расскажу, как решить проблему выбора между… Чем угодно. Заинтригованных прошу под кат.
Нам всегда важно наличие выбора абсолютно в любой ситуации. Даже если и видно одно конкретное решение, то мы все равно ищем другие варианты, чтобы было, с чем сравнивать, для поиска подводных камней или плана «Б». Но если у человека есть хотя бы одна альтернатива, то приходится делать выбор (К.О. возвращается). И тут начинается самое интересное, потому что появляется вопрос: а как будет правильнее?
Хорошо, если приходится выбирать между мороженым и шоколадкой. Но иногда необходимо решать более сложные вопросы:
- Какую выбрать машину?
- Уходить с работы на новое место или остаться?
- Ипотека или съем квартиры?
- Работа или свой бизнес?
- Курица или яйцо?
Наверняка каждый из Вас сталкивался со сложным выбором и знает, что легкомыслие может плохо обернуться, так что над вопросом следует подумать как следует. Мне очень нравится один крайне простой способ оценить преимущества и недостатки того или иного решения — таблицы выбора (модель плюсов и минусов). Это довольно тривиально, зато наглядно.
Я не люблю большое количество теории, так что давайте приступим к сути. Например, выбор между походом в кафе/ресторан и заказом еды на дом из ближайшей пиццерии. В таблице, приведенной ниже, 3 столбца и 5 строк. Вы можете не особо смотреть на мой пример, а использовать свои варианты альтернатив и свободно регулировать их количество, равно как и количество их решения. Если Вы будете сразу рисовать свою таблицу, то я настоятельно рекомендую использовать больше строк, чтобы таблица была более наглядной и конкретной.
кафе | ресторан | |
---|---|---|
время | ||
удобство | ||
качество | ||
цена |
Как Вы уже заметили, в левом столбце пишутся критерии, а в верхней строке — наши варианты. В данном случае у нас их 2: «Сходить в кафе» и «Заказать еду на дом». Далее заполняем строки-факторы, на которые будем ориентироваться при оценке решения. В первой строке, например, отметим приблизительное количество потраченного времени. И таким образом заполняем таблицу. Заполненный вариант модели выбора ниже.
Да, она существенно отличается от первоначальной, которую я нарисовал в ворде, так как эту я сделал уже на сайте нашей компании. В ней есть одна очень интересная особенность – баллы. Они хорошо помогают как для наглядности, так и для эргономики таблицы. В этом типе модели плюсов и минусов используется шкала от -5 до 5, что позволяет вперемешку добавлять как положительные стороны решения, так и отрицательные, не жертвуя прозрачностью таблицы. В самом низу баллы суммируются, и сайт подсказывает, какое решение в данном случае привлекательнее. Никакой магии, все предельно просто: Вы сами решили, какой вариант более перспективен, компьютер лишь проанализировал совокупность выбранных Вами же оценок.
На бумаге с баллами возиться неудобно, так что можно использовать приведенные ниже варианты организации этой модели:
- В каждой строке с критерием выделить отдельно минусы и отдельно плюсы каждого решения:
решение 1 решение 2 критерий 1 плюсы плюсы минусы минусы критерий 2 плюсы плюсы минусы минусы
- Сначала перечислить все плюсы Ваших решений, а потом все минусы или наоборот:
решение 1 решение 2 положительный критерий 1 Плюс решения 1 Плюс решения 2 положительный критерий 2 Плюс решения 1 Плюс решения 2 отрицательный критерий 1 Минус решения 1 Минус решения 2 отрицательный критерий 2 Минус решения 1 Минус решения 2
Не во всех случаях будет удобно использовать таблицу преимуществ и недостатков именно в таком виде. В качестве другого примера возьмем выбор какого-нибудь облачного сервиса, например, CRM.
В первой строчке пишем названия сервисов, во второй — их плюсы, а в третьей — минусы. В этом случае будут строго положительные или строго отрицательные баллы, суммируемые в строчке «Итого».
Разработанная модель проста в использовании и не требует большого количества времени для оформления, а необходимое решение сразу бросается в глаза.
В заключение хочу сказать, что именно благодаря этой модели я решил основать стартап. Она же стала и основной его частью.