Pull to refresh

Учим рекрутеров нанимать программистов

Reading time 6 min
Views 155K
Сколько ни говори халва, во рту слаще не станет. Сколько ни пиши «мы ищем программиста», программистов больше не становится. Как же пытаются «заманить» на работу типичного программиста обычные рекрутеры?

Типичное рекламное объявление:



Звучит почти как объявление из анекдота «Нужны рабочие для работы на работе, оплата деньгами».


На какие из вопросов потенциально заинтересовавшегося человека отвечает это объявление?
  1. На какой проект приглашают?
  2. Какой стек технологий?
  3. В каком городе?
  4. Какие условия работы?
  5. Какая зарплата?

Что думает типичный программист, когда читает название компаниии «Яндекс»? Большая компания – большая бюрократия. Минус один бал. Местная компания – российский менеджмент. Еще минус бал.

Типичное описание вакансии:


Представьте, что вы читаете объявление на сайте знакомств:
Недавно я решил завести девушку, которая будет превосходить всех предыдущих. Она мне очень нужна, поэтому я провожу кастинг.
Чем вы будете заниматься:
Готовить три раза в день, убирать, стирать, ходить по магазинам, приносить пиво.
Основная (но не единственная) область ответственности – это следить за домом. Ключевые слова: Кухня, Дети, Церковь.
Обязательный опыт:
Кулинарный опыт от 2 лет.
Хорошее знание камасутры.
Верность и понимание того, что мужчины полигамны.
Понимание мужской психологии.
Опыт работы по дому.


Сразу возникает вопрос — да кто на такое поведется? Нет, ну, если все объявления будут такими, то еще может быть. Но претендентки вряд ли выстроятся в очередь, увидев такое.

Типичное описание проекта:


Господи, спасибо. Да это же проект моей мечты! – никогда не закричат люди, когда прочтут это. Если дочитают, конечно.

Типичное рекрутское письмо:

Здравствуйте, я рекрутер компании EMAP, нам нужены работники в банковский проект, суть такова… Работник который нужен может быть тестером, джава-программистом или менеджером. Если вы можете тестировать, то в комнате у вас будут терминялы чтобы тестировать удаленно, програмисты тогда коммитят баги, а вы их тестите. Если тестирование, то QA Automation должен быть. Можно активно юзать скрам.

И митинги такие, чтобы каждое утро но можно было из дома, если хотите или больной там. Можно свободный график или 20% времени как в Google. И JIRA и TDD все используется. Если вы программист, то надо делать как тимлид, и до релиза обязательно все и заказчика, которые приездают надо слушать как он скажет. Но скрам обязательно.

Ну, а если вы как менеджер… то тестеров и программеров надо строить, делают что хотят, а не то что скарм. или можете заставлять их выходные работать, если надо. Всего у нас 4 проекта. Т.е. первый проект — это фронтенд (там jQuery обязательно и ХТМЛ5), второй — это сервер (где база), но там Oracle, 3-проект интеграционный со сторонними коммуникациями (но там SOAP, REST, API разные), 4 — это релиз, который надо выпускать каждый месяц (так заказчик хочет)

Если тестер много работает, то надо на тимбилдинге его похавалить перед всеми и подарок чтоб он радовался, а если плохо чтоб не радовался а работал больше. Так же программисты хорошо работать должны, даже если баг нет, тестировать там сами или учить других, но если долго ничего не делают выгонять или пусть другой работой занимаются, или самое хорошее… нанять тимлида чтобы учил и работать заставлял. Хорошо если вы тимлид, тимлид очень нужен. Спортаз оплачивают и бонусы.
Командировки еще есть…

Мы джва года ищем такого человека как вы.



А что не так?


It's the economy, stupid (с) Bill Clinton

Азы рыночной экономики:

Выходя на рынок, мы оказываемся в положении либо покупателя, либо продавца и рынок труда не является исключением. Если спрос превышает предложение — то тон на рынке задают продавцы. А когда предложение превышает спрос — покупатели.

Азы рыночной экономики для рекрутеров:

Если вакансий меньше, чем предложений, то потенциальные сотрудники соревнуются между собой за вакансию, стремясь понравиться, а работодатель отбирает того, кто ему больше подходит.

Если же кандидатов меньше чем вакансий, то уже работодатели соревнуются за потенциальных сотрудников, а те выбирают самое лучшее предложение.

Спрос на хороших программистов выше, чем их количество, поэтому тон на этом рынке задают программисты. А задача рекрутера — заинтересовать программиста настолько, чтобы он пришел на собеседование.

Задача рекрутера заинтересовать потенциального сотрудника, а не выкатить ему набор своих требований.

Так делать не надо:

Товарищи рекрутеры, не надо писать о том, что вы хотите. Это никому не интересно. Пример:



А что же делать?


«Я люблю клубнику со сливками, рыба любит червяка. Когда я иду на рыбалку я не беру с собой клубнику со сливками, а беру червяка». Дейл Карнеги.

Думайте не о себе, а о человеке, которого ищете. Заинтересуйте потенциального клиента. Расскажите ему обо всех преимуществах, которые он получит, согласившись на ваше предложение. А уже после того, как/если человек заинтересуется, рассказываете ему о том, что он должен для этого сделать. Например, выслать вам развернутое резюме.

Это не требования «зажравшегося программиста», а основы рыночной экономики.

Если вы хотите заинтересовать человека своим предложением, то зачем вы начинаете разговор с того, что вам от него надо? Предлагайте ему то, что он хочет. Вот вещи, которые, скорее всего, заинтересуют опытного программиста, знающего себе цену:
  1. Интересный проект
  2. Работа недалеко от дома
  3. Большой и просторный офис
  4. Дружный коллектив
  5. Достойная денежная компенсация
  6. Командировки за границу за счет компании


Интересный проект

Учтите, вы не можете предлагать потенциальному сотруднику абстрактный «интересный проект» и «дружный коллектив». Люди ведь разные: то, что будет интересно одному, не будет интересно другому. Если человеку интересен Hadoop, ему может быть не интересен HTML5.

Лучше всего дать полное описание проекта в надежде заинтересовать человека. Чем больше людей прочитает такое описание, тем больше шанс, что кто-то заинтересуется. (См. Воронка продаж)

Дружного коллектива это тоже касается. Если мне говорят про дружный коллектив, это еще не значит, что у нас будут общие интересы и/или они станут моими друзьями. У Пушкина тоже друзья были, но не уверен, что мы бы нашли с ним общий язык.

Лучше напишите, что один из потенциальных коллег интересуются рафтингом, двое три раза в год ездят кататься на лыжах, а остальные каждую пятницу собираются в офисе поесть пиццы и попить пива под гитару.

Умного человека приятно послушать, с глупым можно и побеседовать

Хорошие программисты нужны всем. Поэтому они редко сидят без работы и ждут вашего предложения. Им просто нечем заняться, как тратить полдня и ехать через весь город, чтобы вы им рассказали о своих пожеланиях.

Допустим, такой человек выложил резюме в интернет. В первую неделю ему пришло 10-20 предложений. И ваше среди них. Вот как происходит разбор таких предложений:

— Эти даже город не указали. Нафиг.
— Эти сразу предлагают тестовое задание. Всего на сутки. Ага, делать мне больше нечего.
— Описание проекта на два листа. Ну, кто будет читать больше пары абзацев?
— А тут всего одна строчка. М-да. Информативно, ничего не скажешь.
— Молодая и быстро развивающая компания. О господи! Одного раза было достаточно. Удаляем.
— О, а тут у меня Вася работает. Напишу ему – пусть расскажет, что за проект.
— А вот эти даже вилку зарплат не указали. Не хочешь говорить и не надо. Удаляем.

Рекрутеры! Если вы пишите в вакансии только о том, что надо от кандидата вам, а из того, что потенциально интересно ему – не пишите ничего, то пишите хотя бы зарплату. Перечислить список обязанностей и не указать размер компенсации – это очень глупо, вы не находите?

Предложение, от которого нельзя отказаться.

Программисты, приятно было бы прочитать в описании проекта что-то такое, да?
Мы не хотим во всеуслышание рассказывать о нашем проекте, но он очень перспективный. Давайте наш рекрутер приедет к вам в удобное для вас время, чтобы непринужденно побеседовать, рассказать о нашей компании и ответить на все ваши вопросы.
Мы понимаем, что мы тратим ваше личное время. Как насчет того, чтобы встретиться с ним за обедом или ужином. (который оплатит наша компания в знак уважения, как компенсацию за потраченное вами время).
Так же, если у вас есть возможность и желание, вы можете приехать к нам в офис, и человек, который ведет проект, расскажет вам о нем.


Бонус

Еще один совет. Вы предлагаете человеку уволиться из компании, где у него уже есть знакомые и друзья. Смена работы это всегда стресс. Подумайте, чем можно сгладить этот негативный момент.
Мы понимаем, что смена работы это серьёзный шаг и благодарны вам. Поэтому мы готовы предоставить вам бонус на ваш выбор:
  1. гигабитный интернет
  2. сервер для вашего pet-project
  3. отдельный кабинет
  4. поездка на любую ИТ-конференцию в мире
  5. личный секретарь
  6. скромная денежная компенсация


Взаимное уважение

Говорите о том, что волнует человека.
Наша компания очень ценит, когда вы жертвуете личным временем ради работы. И хотя сверхурочные оплачиваются только после согласования с менеджментом компании, но если вы задерживайтесь на работе больше двух часов, вы можете взять такси домой за счет компании.

Идеальное рабочее место

Вы не поверите, но большинство хороших программистов любят работать. Иначе бы они не достигли в этом деле таких высот. Поэтому большинство из них ищут место, где им было бы приятно и комфортно много работать.

Предложите программистам идеальные условия для работы, и они сами придут к вам.

Чаще всего это большой и просторный офис, где у каждого человека есть около 10 метров его личного пространства. Т.е. отдельный кабинет или кубик площадью 3 на 3 метра.

Программисты любят работать в тишине. Если в одной комнате сидит больше 8 человек, то когда 2-е разговаривают — еще 6 отвлекаются. Это в 3 раза больше, чем, если бы в комнате сидело 4 человека.

Человек, громко разговаривающий в опенспейсе по телефону, отвлекает от работы еще 20 человек. Причем эти 20 выпадают из потока минимум на час. Т.е. один звонок – минус 20 человеко-часов. Не говоря уже о нервах людей.


Не надо этих громадных комнат для митингов. Официальные митинги очень редко нужны – на них невозможно ничего решить, максимум – это отчитаться за работу. А самые важные решения принимаются в результате постоянных обсуждений в неформальной атмосфере.Нужны маленькие комнатки для общения с досками для рисования. И, возможно, с чаем и печеньками, чтобы люди туда часто бегали.
Only registered users can participate in poll. Log in, please.
Сколько раз надо написать слово «интересный» в описании проекта, чтобы проект стал интересен лично вам
5.75% Один раз 149
27.03% Ни одного 700
8.96% Надо написать, что проект в Яндексе 232
58.26% Гори в аду «Яндекс. Бар» 1509
2590 users voted. 496 users abstained.
Tags:
Hubs:
+82
Comments 201
Comments Comments 201

Articles