Pull to refresh
528.15
Яндекс
Как мы делаем Яндекс

Яндекс исследовал, как развивался интернет в регионах России в 2013 году

Reading time 5 min
Views 18K
Сегодня мы опубликовали своё ежегодное исследование о развитии интернета в регионах России. Вот некоторые интересные факты из него, собранные по данным Яндекса.

  • За прошедший год средняя скорость фиксированного широкополосного доступа, заявленная провайдерами, выросла на 38%.
  • На фоне повсеместного снижения тарифов заметная разница между регионами по ценам на широкополосный доступ по‑прежнему сохраняется. Например, за один Мбит/с жители Дальнего Востока платят почти в десять раз больше, чем москвичи. По индексу доступности, учитывающему доходы населения, эта разница ещё больше — примерно 14 раз.



  • По оценке Яндекса, стоимость одного гигабайта мобильного трафика снизилась в 2013 году на 59%, а разница между регионами по ценовой доступности мобильного интернета сократилась почти вдвое.
  • По данным Яндекс.Метрики, активнее всего мобильным интернетом пользуются в столичных регионах и в Уральском федеральном округе.
  • 55% российских организаций, зарегистрированных в Яндекс.Справочнике, указали, что они имеют свой собственный сайт. Самая высокая доля таких организаций в столицах и в Центральной России, но быстрее всего число таких организаций растет на Северном Кавказе.



  • По данным Яндекс.Метрики на февраль 2014 года, 86% российских пользователей мобильного интернета выходят в сеть со смартфонов и коммуникаторов на базе Android и iOS. Доля альтернативных платформ среди мобильных устройств, используемых для выхода в интернет в разных регионах, не превышала 10‑20%.


Аудитория интернета


В исследовании были использованы данные Яндекс.Метрики, Новостей, Справочника и Каталога, а также данные о проникновении интернета от Фонда «Общественное мнение» и об аудитории мобильного интернета от исследовательской группы TNS.

По данным ФОМ на осень 2013 года, в России насчитывается 66,5 миллиона человек старше 18 лет, которые хотя бы раз в месяц выходят в интернет — это более 57% всего совершеннолетнего населения страны. Четыре пятых из них, более 53 миллионов человек, пользуются интернетом ежедневно.

Маленькие города постепенно догоняют большие по уровню проникновения интернета, стираются различия между регионами по доступности подключения к сети. Среди аудитории интернета становится все больше людей старшего возраста.

Рост аудитории интернета

Темпы роста аудитории интернета в России продолжают замедляться. С осени 2012 по осень 2013 года прирост численности пользователей составил менее 9% — это самый низкий показатель за последние десять лет. Однако в абсолютных цифрах прирост выглядит впечатляюще — более 5 миллионов человек. Это как население Санкт‑Петербурга.

Ещё сильнее выросла суточная аудитория — это означает, что многие пользователи, которые раньше выходили в интернет только время от времени, теперь делают это каждый день.



В 2013 году наиболее высокими темпами аудитория интернета росла в Сибири, на Юге и Северном Кавказе, а также в центральных регионах России. Те же регионы быстрее всего догоняли столицы по уровню проникновения интернета. В абсолютных цифрах самый большой рост аудитории показал Центральный округ.

В Санкт‑Петербурге и на Дальнем Востоке в 2013 году рост аудитории и проникновения интернета полностью остановился. ФОМ зарегистрировал небольшое снижение этих показателей в обоих регионах.





Более трети новых пользователей интернета — это жители сельской местности. По сравнению с прошлым годом их стало больше на 18%, или примерно на 2 миллиона человек. Это самый высокий показатель роста среди всех типов населенных пунктов, как в абсолютных, так и в относительных цифрах.





Еще пять лет назад во всех российских селах проживало меньше пользователей интернета, чем в одной Москве. Сегодня численность сельской аудитории интернета уже на четверть больше, чем в обеих российских столицах вместе взятых. Если в ближайшие годы проникновение интернета в сельской местности достигнет сегодняшнего уровня городов с населением менее 100 тысяч человек, то там появится еще около 3,5 миллиона новых пользователей.

Изменение состава аудитории интернета

В 2013 году суточная аудитория интернета росла быстрее, чем месячная. Доля пользователей, которые выходят в сеть каждый день, превысила 80%.



С каждым годом интернетом пользуется всё больше людей старшего возраста. На лиц до 35 лет по‑прежнему приходится более половины аудитории интернета в России, однако их доля снижается. Детей и молодежи больше всего среди пользователей интернета в маленьких городах и сельской местности, а людей старшего возраста — среди москвичей.





Доступность интернета


Фиксированный широкополосный доступ

По данным Яндекса, за 2013 год средняя заявленная провайдерами скорость фиксированного широкополосного доступа выросла, а стоимость безлимитного доступа в пересчете на один Мбит/с — снизилась во всех регионах России. Сильнее всего интернет подешевел на Юге, Дальнем Востоке и в центральных регионах России, а меньше всего — в столицах.

Несмотря на повсеместное снижение цен, разница между регионами по цене и доступности интернета по‑прежнему огромна. Например, за один Мбит/с жители Дальнего Востока платят почти в десять раз больше, чем москвичи. По индексу доступности, учитывающему доходы населения, эта разница еще больше — примерно 14 раз.

Что такое индекс доступности фиксированного интернета
Индекс доступности фиксированного интернета показывает, во сколько раз будет различаться скорость подключения у жителя региона и среднестатистического россиянина при условии, что они тратят на эту услугу одну и ту же часть своей зарплаты. При расчете использованы данные по средней начисленной заработной плате Государственного комитета по статистике России за январь 2014 г.






Мобильный доступ

Разрыв между регионами по доступности мобильного интернета заметно сократился — разница в цене за один ГБ трафика между самым дорогим и самым дешевым регионом снизилась за год с 4,2 до 2,4 раза. В начале 2014 года больше всего мобильного трафика без ограничения скорости на одну зарплату можно было купить на Урале, а меньше всего — на Дальнем Востоке.

Что такое индекс доступности мобильного интернета
Индекс доступности мобильного интернета показывает, во сколько раз будет различаться объем трафика без ограничения скорости у жителя региона и среднестатистического россиянина при условии, что они тратят на эту услугу одну и ту же часть своей зарплаты. При расчете использованы данные по средней начисленной заработной плате Государственного комитета по статистике России за январь 2014 г.




Интернет с мобильных устройств


Аудитория


По данным TNS, в декабре 2013 года различными мобильными устройствами (телефоны, смартфоны, планшетные компьютеры) для выхода в сеть воспользовались около 25,5 миллиона жителей крупных российских городов (с населением более 100 тысяч человек). Это более 40% населения этих городов в возрасте старше 12 лет.

О методике TNS
Она учитывает только жителей российских городов с населением более 100 тыс. человек в возрасте от 12 лет и старше. Поэтому данные TNS об аудитории и проникновении мобильного интернета нельзя сопоставлять с данными Фонда «Общественное мнение» о фиксированном интернете.

Численность аудитории мобильного интернета увеличилась в 2013 году более чем в полтора раза — на рекордные 8,7 миллиона пользователей. Самый высокий прирост был отмечен на Урале и в Москве, здесь пользователей стало больше на 69% и 64% соответственно.



Невиданными темпами росло и проникновение мобильного интернета: по итогам года этот показатель для городов с населением более 100 тысяч человек увеличился на 14,2 процентных пункта, причем в Москве и Санкт‑Петербурге рост был еще сильнее.



Устройства

По данным Яндекс.Метрики на февраль 2014 года, 86% российских пользователей мобильного интернета выходят в сеть со смартфонов и коммуникаторов на базе Android и iOS. Доля альтернативных платформ среди мобильных устройств, используемых для выхода в интернет в разных регионах, не превышала 10‑20%.



По данным Яндекс.Метрики, чаще всего мобильным интернетом пользуются жители экономически развитых регионов России. Хуже всего дела обстоят в регионах с относительно низким уровнем доходов, а также в отдаленных частях страны, где инфраструктура доступа не развита. В столицах мобильным интернетом пользуются в 2‑3 раза активнее, чем в среднем по России. Среди регионов первое место занимает Уральский федеральный округ.

Как производилась оценка
Оценка произведена на основе индекса активности использования мобильного интернета — показателя, иллюстрирующего, во сколько раз чаще пользуются интернетом с мобильных устройств жители данного региона, чем жители России в среднем.


Больше подробностей и графиков по каждому федеральному округу России на странице исследования.
Tags:
Hubs:
+43
Comments 19
Comments Comments 19

Articles

Information

Website
www.ya.ru
Registered
Founded
Employees
over 10,000 employees
Location
Россия
Representative