Pull to refresh

Лечим проблемы с набором номера у GPON роутера от МГТС

Reading time8 min
Views47K
GPON шагает по Москве. Распространяются и связанные с ним проблемы. В данной заметке я хочу поделиться опытом по лечению несовместимости МГТСовксого роутера с имеющимся телефонным аппаратом, проявляющуюся в случайных ошибках при наборе номера.

Лирика
Давным-давно (года 2-3 назад, кажется) захотелось мне завести себе резервного интернет – провайдера. И стал я смотреть в сторону посуточных ADSL тарифов (архив) от МГТС. Тогда-то я и наткнулся на новое для себя слово «GPON», а так же понял, что ставить ADSL уже поздно – скоро всё равно проведут оптику. Тогда же, после просмотра профильных тем, у меня сложилось первое негативное впечатление о надёжности и продуманности сей конструкции.

«Вживую» GPON я впервые увидел у своих пожилых родственников. Из всей функциональности, предлагаемой МГТС им интересна лишь обычная телефонная связь, надёжность которой, по их словам, существенно упала. А на этой неделе GPON пришёл и ко мне.
Забудем о:
  1. Зачем это нужно МГТС.
  2. Как допускаются проблемы с безопасностью, типа одинаковых WPS PIN’ов
  3. Что ещё можно выжать из роутера (иначе можно засидеться надолго)
  4. Про замечательных людей, придумавших ставить «по умолчанию» паролем от WiFi номер телефона.
  5. Какие у монтажников безобразные тупые скалыватели (если что – скалыватель это устройство для получения чистой и ровной поверхности перед сваркой).
  6. Как половина процесса проходит на весу (а вторая половина на коленке).
  7. Как они не знают даже «фишки» типа «влажно дыхнуть» на скалыватель (чтобы резинки, удерживающие волокно держали чуть лучше).
  8. Почему они тупо безучастно смотрят, как сварка пытается сотворить маленькое чудо, сварив однозначно плохой скол с более-менее приличным (хотя если сварку остановить – достаточно было бы переделать лишь один скол).
  9. Почему у них нет ни рефрактометра, ни даже мощемера



Первый звоночек


В присутствии монтажников я успел лишь проверить, что набор номера на моём Philips SE 2752 стал нестабильным — прозвониться к себе на мобильный телефон получалось один раз из 3х. Причём эффект был примерно одинаковый как в импульсном так и в тоновом режиме. От монтажника я узнал, что я не единственный с подобными проблемами (что, собственно, и побудило меня к написанию данного опуса). И всё же, с антресолей была извлечена старая noname трубка, на которой дозвон в импульсном режиме происходил нормально (а в тоновом наблюдались аналогичные баги). На чём мы и попрощались.

Мнение о «SE 2752» за пару лет использования у меня сложилось отнюдь не высокое. У 2х из 4х трубок в течение двух лет сдохли дисплеи (причём проблема не в дисплеях, а в контактах — дисплеи просто лежат, будучи прижатыми к контактам). Поэтому Philips и был назначен крайним.

Что проверить


Я, к собственному сожалению, подобного списка не нашёл, так что попробую составить сам. Итак, чтобы не рвать себе потом волосы, ещё до ухода монтажников желательно проверить:
  1. Мощность входящего оптического сигнала
    Проверяется через веб-интерфейс роутера «Home > Device Info > GPON», из под сервисного аккуунта, из под «admin-admin» данной странички не видно (правильно, зачем лишний раз людей расстраивать). Я же просто, сразу после сварки, попросил монтажника показать результат.
    Должно быть не ниже -29 dBm. [Поправка]. В моём случае (после 7 попыток) «с первого раза» получилось -15.23 dBm, что, насколько я понимаю, нормально, переделывать смысла нет. Однако, не стоит верить монтажникам, если они будут вас уверять, что -50 dBm это тоже нормально, лучше сразу попросить «попробовать ещё раз».
    скриншот


  2. Работу телефона
    Тут всё вроде бы понятно. Позвонить-принять звонок. Желательно по нескольку раз.
  3. Пароль WiFi
    Пароль по умолчанию был написан на наклейке внутри коробки. Монтажники зачем-то поменяли его на %номер телефона%.
  4. SSID WiFi
    В нашем подъезде, похоже, половине поменяли с дефолтных «MGTS_GPON_####» где #### — случайное число, на «MGTS_###», где ### — номер квартиры, а половине забыли.


Первые шаги


  1. Сохранить начальные настройки.
    Сделать это из-под admin невозможно, а в остальном всё просто. Достаточно зайти в «Home > Management > Config File» и нажать «Backup».
    скриншот


  2. Настройки WiFi
    Меняем пароль («Home > Configure > Wireless > Security»)
    Меняем SSID (название) WiFi сети ( «Home > Configure > Wireless > Basic» )
    Выключаем WPS («Home > Configure > Wireless > Wi-Fi Protected Setup»), на всякий случай
  3. Отключаем WiFi («Home > Configure > Wireless > Basic») если всё равно пользоваться не планируете – зачем занимать и так тесный 2.4GHz эфир?)
  4. Менять ли пароли?
    Сменить пароль от admin можно и даже в каком-то смысле нужно. Однако это даёт не так уж и много, т.к. пароль от имеющего более широкие привилегии МГТСовского аккаунта всё равно широко известен, а менять его, скорее всего не стоит. Со слов монтажника МГТС время от времени обновляет прошивки. Конечно, новая прошивка может как принести как что-то полезное (например, новые настройки сети, без которых работать ничего не будет), так и сломать что-то полезное. Так что каждый волен решать сам для себя.
    О серьёности намерений МГТС в плане удалённого доступа к роутеру говорит тот факт, что на страничке «Home > Management > Access Control > User Management» отсутствует возможность запретить доступ из WAN:



    Хотя в «more info» она упоминается:

    .
  5. Проверить, что за договора вы «заключили» с МГТС.
    Я, например, бумажку о предоставлении двухмесячного бесплатного «пробного» доступа к интернету не заполнял, а он всё равно работает… Более того, бывает, похоже, ещё и вот так, (для архива).


Устройство


Итак, мы произвели первоочередные настройки. Теперь можно в спокойной обстановке, чуть более внимательно рассмотреть, что же нам досталось:
.
Нетрудно:
  1. Нагуглить МГТСовскую «инструкцию» (для архива).
  2. Найти некие технические записки (для архива).
  3. А так же понять, что, вероятно, при определённом количестве потраченного времени, можно выжать из роутера практически что угодно.

… и по-моему всё. Больше я ничего не нашёл (может плохо искал, конечно), ни альтернативных прошивок, ни подробных инструкций… В том числе и в плоскости решения проблем с набором номера.

Дианостика: история одной отладки


(Кому будет неинтересно – идете в      главу «лечение»)

Попробуем понять, что же именно происходить не так. Для той же цели весьма логично использовать «лог звонков» («Home > Management > LOG > Call Logs»).


Однако, я был приятно удивлён возможностью подойти к вопросу более аккуратно, используя встроенную утилиту диагностики («Home > Management > Diagnose > Voice Diagnostics > Telephony Diagnosis»):


Первые 4 шага проходятся элементарно,
Если кому интересны скриншоты





А вот с 5й шаг – это то, что мы ищем.

  1. Нажимаем «Start step 5»,
  2. дожидаемся готовности роутера
  3. поднимаем трубку
  4. набираем какой-либо номер
  5. дожидаемся коротких гудков
  6. вешаем трубку
  7. дожидаемся пока обновится страничка
  8. сравниваем желаемое с действительным то, что мы набирали, с тем, что «услышал» наш китайский друг

К примеру, в данном случае я набирал «123456789», и всё получилось нормально:

… а в этом: «12345678901234567890», и опять всё нормально:


Пробуем «998877665544332211»


— ошибочка, первые 3 цифры куда-то пропали

Пробуем «999888777666555444333222»


— опять ошибочка, пропали 2 первые цифры, а 3я «9» заменилась на «8».

Спустя десяток попыток становится ясно, что если первые цифры 8 или 9 – они с высокой вероятностью будут потеряны. Если 1 или 2 – проблемы нет. В единичных случаях «9» заменяется на «8».
Кстати, обратите внимание на опечатку «nmber» — она как бы тонко намекает на степень готовности, продуманности и выверенности продукта.
Так что же мы можем изменить?
Список доступных настроек по-сути ограничивается страничкой «Home > Service > Voice > Phone»


More info.
На русском, как видно, ни разу не понятнее. Более того, по-моему русский «more info» ещё больше вводит в заблуждение в смысле параметров усиления (подробности ниже).

Тайминги


Первыми под моё подозрение попали тайминги. Таковых настроек аж две. «Min-Hook-Flash» и «Max-Hook-Flash». Ухо мне подсказывало, что 450ms более чем достаточно для «максимального времени звучания одного тона», а вот 80ms, как минимальное время может вызывать вопросы. Поэтому я был весьма разочарован, когда выяснил, что меньше 80 этот параметр не ставится – сбрасывается на предыдущее значение после нажатия Save. Максимальное значение при этом равно «Max-Hook-Flash». У «Max-Hook-Flash» же минимальное значение, очевидно, равно Min-Hook-Flash, а максимальное — 2000.
Найти какие-то спецификации стандарта DTMF несложно (но насколько они относятся к данному случаю, конечно, ещё вопрос).
Если уважаемый читатель не знает устройства DTMF хотя бы в том объёме, в котором оно описано в русскоязычной википедии (как не знал его, до сегодняшнего для, и я) – очень рекомендую к прочтению. Полезно-с. Иначе дальше будет непонятно.
Про длительность же импульсов можно найти, например, такие слова:
* The values shown are those stated by AT&T in Compatibility Bulletin 105. For compatibility with ANSI T1.401-1988, the minimum inter-digit interval shall be 45msec, the minimum pulse duration shall be 50msec, and the minimum duty cycle for ANSI-compliance shall be 100msec.

И я ещё больше утвердился в своём предположении – оказывается где-то минимумом аж 50ms считается, где там с минимумом в 80мс подхватить-то…
Ну, если не дают вниз – давайте хоть покрутим вверх. По крайней мере убедимся, что дело именно в этом. Пытаемся выставить оба параметра в 2000 – если не будет набираться вообще, значит хотя бы это именно те параметры, которые нам нужны. Но не тут то было. Даже при таких настройках результат получается такой же – теряются всё те же цифры. Ситуация абсолютно та же самая. Да, естественно, я нажал Apply, и перезагрузил роутер а потом ещё раз перепроверил– не помогло. Перезагружается, кстати, это китайское чудо так долго, что начинаешь подозревать, что бобик сдох – в админку я смог попасть только через 10-15 минут.
Потом я ещё попробовал с настройками 300-500.
На всякий случай пробовал как в режиме «Diagnose» так и в «боевом» режиме набора номера с последующей проверкой по логу. Разницы не заметил.
Таким образом, возникает крепкое подозрение, что данные настройки, к сожалению, не работают вообще. [Поправка]

Измерения


На всякий случай я решил проверить своё предположение и измерить длительность импульса. Можно, конечно, было бы взять нормальный осциллограф, но мне вдруг стало лень возиться с проводками захотелось решить вопрос меньшей кровью. Исходя из того, что при наборе номера «с поднятой трубкой», она издаёт все те же звуки, что и идут в линию, я просто записал их на диктофон «WAV Recorder» своего N7100 (в народе – Samsung Galaxy Note II). Записал я две «комбинации»: «rec1» и «rec2».
Далее для каждой из комбинаций, при помощи Matlab R2014a было построено по две спектрограммы:
Для оценки частот тона: с разрешением по времени 10мс, и разрешением по частоте 20Гц:
            Fs = 41000;              % Sampling frequency
            window = 0.01/(1/Fs);    % Time resolution is 0.01 second
            noverlap = 0;            % No "smoothing"
            nfft = 0:20:2000;        % Frequencies
            spectrogram(data,window,noverlap, nfft,Fs);
            


( Попытайтесь угадать какая это комбинация :) )
Подсказка
  1. До 3й секунды трубка не поднята
  2. До 5й секунды идёт приглашающий к набору номера гудок
  3. До ~9й секунды продолжается набор номера
  4. До ~13й секунды в трубке тишина – роутер обдумывает услышанное
  5. До ~16й секунды в трубке короткие гудки – приглашение положить трубку


это?)
Для оценки длительности тона: с чуть лучшим разрешением по времени: 5мс, и разрешением по частоте 50Гц:
                Fs = 41000;              % Sampling frequency
                window = 0.005/(1/Fs);   % Time resolution is 0.005 second
                noverlap = 0;            % No "smoothing"
                nfft = 0:50:2000;        % Frequencies
                spectrogram(data,window,noverlap, nfft,Fs);
                


Результат:


Ещё крупнее:


Итак, легко видеть, что длительность импульса составляет 100мс ( ± 20мс), что, конечно, близко в разрешённому пределу (80мс), но никак не нарушает его. Промежуток между цифрами тоже выглядит нормальным, те же ~100мс.
Конечно, всякие нехорошие переходные процессы в паршивой сети и при паршивом усилителе могут всё испортить, но что ж тут поделаешь…
И всё-таки, что у нас там ещё осталось в запасе?
О! Усилитель!

Лечение


Берём и меняем усиление, например, ставим везде 6dB
  • Transmit Gain = 6dB — аппаратное усиление сигнала, идущего в телефон (насколько я могу судить на основе англоязычного «more info»)
  • Receive Gain = 6dB — аппаратное усиление сигнала, идущего из телефона
  • Speaking Volume = 6dB — программное усиление сигнала, идущего из роутера по VOIP
  • Listening Volume = 6dB — программное усиление сигнала, приходящего в роутер по VOIP

Таким образом, как уже говорилось выше, на мой взгляд, русскоязычный «more info» скорее вводит в заблуждение, чем даёт полезную информацию. (Поэтому на скриншотах везде и англоязычный интерфейс, не смотря на то, что русскоязычный вроде бы есть).



В результате отрезается ещё больше цифр, и из «998877665544332211» остаётся лишь «332211»



Ии… как ни странно: при наборе 112233445566778899 всё работает:



Ну что ж, как говориться, отрицательный результат – тоже результат, а такой – тем более.
Пробуем нулевые параметры:



И получаем:



— Ура! Заработало!
(«0», «*» и «#» я тоже проверил – они тоже работают как надо)
Теперь можно с чистой совестью получить и такую картинку:


Ну что ж… какой отечественный продукт не требует доработки напильником?
Tags:
Hubs:
+23
Comments12

Articles

Change theme settings