Pull to refresh

Работа по контракту в Лондоне

Reading time 11 min
Views 95K

Вид на City, сердце деловой Великобритании

Перед тем как перейти «на контракт» я работал в постоянным сотрудником в Лондоне в небольшой (700 серверов / 8 коллег) компании. Моя специализация — Wintel engineer, то есть я могу работать к в суппорте так и в техподдержке проектов. Все что связано с продуктами Microsoft. Я подумывал об уходе с постоянной работы, однако волею судеб пришлось уйти совершенно неподготовленным. Именно отсюда начинается мой рассказ о контрактниках в Великобритании.

Сказать, что «увольняться в никуда» мне было страшно — значит, ничего не сказать. Нет, конечно, я знал, что в будущем буду уходить на контракт и конечно хорошо подготовлюсь к этому… Однако будущее из туманного и далекого неожиданно стало четким и очень пугающим. Я был в чужой стране, с семьей, без работы, а денег было недель на шесть. Действовать надо было быстро.

Вторым, достаточно неприятным моментом был мой предыдущий опыт поиска работы в Британии. В течении двух месяцев я разослал несколько сотен заявок, но был приглашен всего на 4 интервью. Это явно указывало на то, что у меня есть какие-то серьезные проблемы с резюме. Однако после найденной работы я забил на оптимизацию оного и вот сейчас эта задача встала передо мной в полный рост.

Кто такой контрактник
ИТ-контрактник в Лондоне — это консультант, которого нанимают на временную работу на основании договора между компанией клиента и компанией консультанта. Формально контрактник в Лондоне является фрилансером, однако внешне его день мало отличается от дня постоянных офисных сотрудников. Большинство контрактов здесь подразумевают обычный 8 часовой день в обычные рабочие часы. Процесс поиска контракта, несмотря на схожесть с процессом поиска постоянной работы, гораздо динамичнее.


Оптимизатор



Когда я начинал, мое CV представляло собой 5-страничное полотенце с описанием того, что и как я делал последний несколько лет, с кратким изложением того, что же я учил на курсах, которые посещал и по какому поводу получил тот или иной сертификат. Прочитав десяток сайтов с рекомендациями, я взял какой-то стандартный шаблон в Word и переписал все заново. Задачей было — уложить все на 2 страницы A4.
Пришлось пожертвовать почти всем образованием, уменьшить описание всех рабочих мест, кратко упомянуть языки. В итоге, мое резюме состояло из 4 частей в таком порядке: контакты, профессиональные цели, опыт работы, образование, где опыт работы составлял 80%. Все это необходимые части, которые должны быть в каждом резюме. Потратив несколько часов на основное резюме, я сделал еще несколько дополнительных, в которых акцентировал разные технологии и типы работ. Например, по одному получалось, что к меня огромный опыт работы интегратором, а по другому, что я всю жизнь тружусь на ниве администрирования. В одном я был MS Exchange админом, а из другого можно было прочитать, что я постоянно работаю с Сitrix. Опыта к счастью хватало и оптимизация в основном заключалась в замалчивании «лишнего» опыта. К прямому вранью прибегать практически не приходилось. Все это заняло полный день и пол ночи, но я был готов к утру понедельника.
Рынок Лондона, особенно контрактная его часть, характеризуется огромной интенсивностью. Многие объявления о работе устаревают в течение часа или двух. Поэтому, для полноценного поиска работы, необходимо присылать резюме агенту в первые 10-15 минут после появления объявления.
Как работают агенты
Задача агента только получившего новую позицию — отправить клиенту несколько резюме кандидатов, наиболее подходящих по профилю. Сначала он ищет во внутренней базе агентства и обзванивает подходящих кандидатов. Если ему удается найти необходимое количество свободных специалистов, позиция вообще не попадает на открытый рынок. Далее, если кандидатов мало, позиция публикуется и агент начинает получать резюме. Именно тут важна скорость, поскольку агент немедленно созванивается с первыми кандидатами и если они подходят — отправляет все клиенту и забывает про данную вакансию до тех пор, пока клиент не ответит, каких кандидатов он хочет видеть на интервью. Агентства получают некоторую фиксированную сумму за каждый день отработанный контрактником у клиента. Это может быть как процент от его дневного заработка, так и просто ни к чему ни привязанная сумма. Обычно это 50-100 фунтов в день, но возможны варианты.

В понедельник с утра я замер в низком старте, занеся палец над левой кнопкой мыши.

В тот момент меня больше всего интересовало количество звонков на каждую поданную заявку. Дело было в том, что при прошлом поиске оно составляло менее 10%, то есть на каждые 10 поданных заявок я получал максимум 1 звонок от агента. При том, что звонок агента это практически даже не первый шаг в поиске работы — это было очень мало. Я решил пока сконцентрироваться на этой небольшой задаче и довести количество звонков до 50% от поданных заявок.

На тот момент, на открытом рынке (Лондон + 50 миль вокруг) появлялось примерно 500-600 новых контрактов в день, из которых 20 хорошо соответствовали моему профилю и еще 10 соответствовали хуже. Я стал рассылать свои свежесверстанные резюме по мере поступления новых предложений, походу «допиливая» их включением деталей указанных в объявлениях. По итогам первого дня, а это получился полноценный 10 часовой рабочий день, подвел итоги. Количество звонков резко выросло до 25% процентов, что указывало на правильность направления по работе с резюме, однако необходимо было продолжать улучшать его.

В течение всей недели я часами читал статьи по оптимизации резюме, правил свои, отправлял, опять правил и снова читал. На четвертый день наконец-то додумался добавить набор технологий на самый верх и вышел таки на те самые 50% процентов. Походу процесса, резюме приобрело те необходимые черты, которые успешно продают любого кандидата.
Выводы по резюме
В конечном итоге в моем резюме осталось 5 частей (сверху вниз):
  1. Контакты и дата возможного начала контракта (очень важная деталь);
  2. Карьерные цели — часто туда пишут кусок автобиографии, этого делать не следует — только карьера;
  3. Список технологий и продуктов с которыми работал кандидат. Раздел для агентов. На основании этого раздела агент принимает решение о звонке кандидату. Позже я обнаружил, что если использовать выделение (bold) технологий, которые требуются для вакансии, то процент звонков подрастает до 70% — 80%, что говорит о том, что решение часто принимается только на основании этого раздела. Вообще, первые три части должны умещаться на первом листе, что бы сразу попасть в поле зрения агента;
  4. Опыт работы — этот раздел должен занимать 70-80% резюме. Именно он интересует клиента;
  5. Образование. Печально, но на протяжении всей моей карьеры ни мое профессиональное, ни высшее образование никого не интересовало. Легкий интерес вызывают некоторые сертификации, да и то, только у некоторых работодателей. Этим разделом можно смело жертвовать в угоду размеру резюме.

Очень точная статья, на тему резюме, была совсем недавно на Хабре — «Оформление резюме для зарубежных компаний».

Соискатель



Процесс найма контрактника обычно состоит из трех частей: первый контакт с агентом, телефонная беседа с клиентом и личная беседа с клиентом. Встречаются варианты, когда нет телефонной или личной беседы с клиентом (такое тоже бывает, но не часто), а так же, когда приходится говорить с несколькими представителями клиента — часто этим увлекаются финансовые организации. Но это все экзотика, поэтому сосредоточусь на трех основных частях.

Беседа с агентом нужна для того, чтобы уточнить финансовые детали, местоположение, а так же бегло проверить наличие требуемых навыков, том смысле, что они должны быть указаны в резюме. Часто агент просит указать где и как использовалась та или иная технология и прислать исправленное резюме. Обычно после беседы агент говорит, что он отправляет ваши данные клиенту, что может быть правдой, а может быть просто предлогом закончить разговор.

Существует много причин, по которым агент больше не свяжется с кандидатом и поэтому после звонка надо занести данные вакансии в табличку, на всякий случай, и идти дальше. Вначале я увлекался дерганьем агентов каждые пару дней на тему «как там моя заявка», но потом перестал — это лишнее. Если клиент заинтересуется, то агент непременно позвонит, потому что, соискатель из чувака, на другом конце провода, превратится в потенциальный источник дохода.

Со второго звонка агента начинается самое важное. Как выяснилось на второй неделе поиска, мои оптимизации заработали мне три телефонных интервью с клиентами. Обычно телефонное интервью полу-техническое, клиенты хотят понять подходит ли кандидат вообще. Тут надо сказать, что пока я читал тонны статей про резюме, мне удалось зацепить очень важную мысль про интервью, а именно — на протяжении всей беседы надо говорить только о проблемах клиента. То есть все, что говорит кандидат, должно быть в контексте будущей должности. Но как же это сделать, ведь часто клиент сначала спрашивает об опыте кандидата, а уже потом рассказывает о том, что надо будет делать? Тогда можно ответить вопросом на вопрос, просто спросив, какие проблемы надо будет решить в первую очередь. Как оказалось клиент с радостью переключается в режим рассказчика и через несколько минут дает соискателю список тем, при помощи которых его можно «зацепить». Удачно решенная проблема, созданная процедура, внедренное решение — часто это весит больше, чем какие-то абстрактные 10 лет опыта работы с чем угодно.

На первом из трех интервью я постеснялся применить этот способ и как обычно зачитал наиболее, как мне казалось, интересные моменты. На втором, сжавшись, вместо ответа на вопрос о моем опыте спросил про их задачи и неожиданно вместо беседы обо мне, началась беседа о том, как надо мигрировать их Active Directory, что можно автоматизировать и где и какие инструменты надо прикупить. Беседа настолько сильно выбивалась из рамок, к которым я привык, что еще минут 15 просто сидел и переваривал произошедшее. Проведя тот же эксперимент на третьем собеседовании я окончательно убедился в правильности подхода.
Краткий комментарий
Конечно, время от времени, телефонное собеседование проводят абсолютно посторонние люди, типа работников HR или «парня из другого отдела». Если человек на том конце провода не представляет задач и проблем, которые будет решать консультант, то метод, увы, бесполезен.

Через день я получил приглашение на личную встречу от двух компаний. На мой, сугубо субъективный, взгляд второе собеседование делается для того, что бы просто посмотреть на кандидата. Обычно приглашение на встречу после телефонного интервью означает, что у кандидата один-два конкурента, а часто он может быть единственным. Костюм и хорошее настроение решают все. Правда, иногда, на личном собеседовании, дают технический тест. С ним кончено может быть сложнее.

В итоге, в пятницу второй недели поиска, я получил два предложения, одно из которых — с выходом на работу в понедельник — и было принято. В тот вечер я чувствовал себя пилотом, который вынырнул из облаков и увидел, что все расчеты по заходу были верными. Вопрос доходов был решен — найден способ эффективного поиска контрактов, а предложенная дневная ставка обещала возвращение привычного уровня жизни, да и его улучшения в течение нескольких месяцев.

Предприниматель



Для того, что бы быть контрактником, необходимо иметь возможность выставлять счета своим клиентам. Я сразу решил открывать Limited Company, а не пользоваться услугами Umbrella.
А в чем разница?
Существует два основных способа администрации доходов для контрактника. Способ первый — это открытие собственного юридического лица — Limited Company. Этот подход более гибок и предлагает интересные возможности по оптимизации налогов, однако требует больше внимания. Более простой в обращении способ — это воспользоваться услугами Umbrella Company. За небольшие деньги (в пределах 150 фунтов в месяц) они будут заниматься всеми бумажными проблемами, а контрактник будет получать обычную зарплату. Компании Umbrella обещают выплачивать до 85% процентов денег, полученных от клиента, но в реальности должно получаться около 65-70%. Для Limited этот процент более гибок и во многом зависит от качества управления, однако 80% — 90% процентов при годовых доходах компании менее 300 тыс фунтов — величина вполне досягаемая.

Таким образом можно сказать, что если у контрактника нет другого бизнеса, кроме его ИТ-контракта или он планирует покидать страну временно или насовсем — то Umbrella смотрится более приемлемым вариантом, однако для достижения максимальных доходов лучше подходит Limited.
Список компаний Umbrella: www.contractoruk.com/directory/umbrella_companies.html

Фирму я зарегистрировал еще работая на постоянной работе. Процедура эта достаточно простая и ее можно, и даже лучше, пройти до первого контракта.
Регистрация фирмы
Для открытия фирмы в Англии и Уэльсе надо придумать ей имя и иметь местный адрес. Я бы рекомендовал пользоваться услугами компаний, которые занимаются регистрацией. Это стоит недорого и сэкономит немало времени. Например здесь:
www.companiesmadesimple.com/company-formation-name-search.html?namesearch=no

Через них открытие выглядит так:
  • Заполняете необходимые формы;
  • Платите деньги;
  • Они запрашивают подтверждение личности и адреса;
  • После подтверждения они регистрируют фирму и присылают документы.


Два важных момента:
  • Не стоит регистрировать фирму на свой домашний адрес, купите услугу Registered Office Address;
  • Убедитесь, что вы сможете получать корреспонденцию, отправленную на этот адрес. Обычно такая услуга называется Mail Forwarding. Налоговая общается исключительно по почте и шлет все только на официальный адрес компании.

Есть еще один обязательный шаг при создании новой фирмы — это поиск бухгалтера. Этим я занимался уже после того, как нашел первый контракт.
Кратко о бухгалтерах
На рынке Лондона кроме классических бухгалтерских фирм, представлены так называемые Contractor Accountants, которые специализируются на бухгалтерских услугах для контрактников. С одной стороны, они действительно немного лучше знакомы с потребностями именно контрактников, с другой — они работают исключительно в этой среде и не смогут дать необходимый совет, если дело будет касаться какого-то смежного бизнеса или, например, каких-либо международных правил. Однако, для начинающего консультанта, не имеющего никакого другого бизнеса, они могут подходить лучше всего. Например, можно воспользоваться услугами данных контор:

Ну и наконец про деньги. Есть много причин работать по контракту, однако одна из главных причин — это деньги. Контрактникам платят больше за ту же работу, к тому же контрактник может регулировать количество налогов, которое ему надо заплатить. В отличие от постоянных вакансий, в которых указывается брутто-зарплата в год, для контрактов указывается дневная или часовая ставка.

Возьмем простой пример — предположим, ваша ставка — 260 фунтов в день. Это верхняя планка Junior администратора. То есть за месяц клиент вам платит (Сумма счета): 22 * 260 = 5720 фунтов. Допустим, ваши расходы на еду на работе, транспорт и связь составляют 300 фунтов в месяц. Добавим сюда расходы на бухгалтера и администрацию фирмы — 150 фунтов. Так же для оптимизации налогов и выполнения пенсионных требований вы берете 600 фунтов зарплаты. То есть прибыль до налогов составляет 5720 — 300 — 150 — 600 = 4620 фунтов. С этого надо заплатить 20% налога на прибыль (Corporate Tax). Итого чистая прибыль 4620 * 0.8 = 3696 фунтов. Эту прибыль можно получить в качестве дивидендов. Таким образом в месяц Junior администратору доступно 3696 + 600 + 300 = 4596 фунтов «на руки». Это больше доходов Senior, работающего на постоянной работе. Расходы на еду, связь и транспорт добавлены в доступные средства, поскольку эти же затраты несут и постоянные работники.

На что же может рассчитывать Senior? Далее сводная таблица потенциальных доходов для позиций разного уровня, рассчитанные для контрактников с Limited company.

Дневная ставка
(£ в день /
уровень позиции)
Сумма
счета
Зарплата  Расходы
(транспорт, еда, связь)
Расходы на содержание
фирмы (бухгалтер, администрация)
Прибыль
до налогов
Чистая
прибыль
Доступный
доход
150 / Junior 3300 600 300 150 2250 1800 2700
200 / Junior 4400 600 300 150 3350 2680 3580
350 / Mid-Senior 7700 600 300 150 6650 5320 6220
450 / Senior 9900 600 300 150 8850 7080 7980


Расчеты для пользователей Umbrella тут: www.contractorumbrella.com/calculator.html

Доступный доход означает, что это деньги, которые потенциально возможно получить на руки. Однако если брать финансовый год, то это требует тщательного финансового планирования, поскольку в игру вступает ступенчатый подоходный налог. Тем не менее даже при этом видно, что потенциальный доход растет примерно вдвое, по сравнению с постоянными работниками. И это при тех же обязанностях.

Кстати говоря, 450 фунтов в день не являются пределом, однако получить больше, только начиная контракт у клиента, для инженера все же затруднительно.

Так надо ли быть контрактником?

Обычная длина контракта 3-6 месяцев, однако довольно часто он продлевается. Контрактник не получает бонусов, не является частью организации клиента, не отправляется на курсы, не может в некоторых случаях пользоваться скидками, доступными постоянным сотрудником и часто не принимает участия в корпоративных праздниках. Он должен планировать свои финансы и финансы своей компании, быть готовым к тому, что клиент в любой день может отказаться от его услуг.

Все это мне и нравится. Кроме очевидного финансового плюса, контрактник не участвует в процедурах формальной оценки персонала, не принимает участия в офисных политических играх, он просто делает свою работу и уходит когда она сделана. На мой взгляд, контракты дают гораздо больше контроля над карьерой, да и над жизнью в целом. Со сменой постоянной работы на контрактную дышаться стало легче.
Tags:
Hubs:
+67
Comments 42
Comments Comments 42

Articles