Pull to refresh
0
Madrobots
Приближаем сингулярность за ваши деньги

Частный детектив, патенты и нелегальный импорт — немного о борьбе стартапов с подделками

Reading time 5 min
Views 10K
Original author: Mark Nowotarski


[от переводчика] На хабре была любопытная статья о Kickstarter, инновациях и разочарованиях — несмотря на новаторство и свежие идеи, многие стартапы страдают от «детских болезней» молодого бизнеса и неумения поставить дело на поток. Но срывы планов не всегда происходят из-за нехватки деловой смекалки — нередко в дело вступают мошенники, в совершенстве освоившие CTRL+C. Предлагаю взглянуть на ситуацию со стороны стартапа и посмотреть, как патенты помогают им оставаться на плаву. Разумеется, помимо патентного троллинга конкурентов.

Это продолжение серии статей, в которой мы говорим о патентах и авторских правах как об инструментах защиты собственных разработок. В предыдущих сериях уже рассмотрены вопросы защиты формы и дизайна продукта (The Power of the Broken Line), безопасности графических элементов (The Power of Color), защиты разработок с помощью портфолио (The Power of Portfolio). Теперь посмотрим, как можно использовать торговые марки и патенты для борьбы с подделками.


Одна маленькая компания


Давайте для начала разберемся, что же означает «защита патента» и как ее можно использовать в нелегкой борьбе с клонами. Обычно это активный поиск желающих нажиться на вашем успехе с последующим поигрыванием мускулами заявлением о своих правах. Разумеется, патенты и торговые марки сами по себе никак не страхуют от появления подделок – если продукт успешен, то его почти наверняка скопирует кто-то предприимчивый. Но как только это свершилось – у нас развязаны руки в борьбе за собственность.

В статье не просто так говорится и о патентах, и правах на торговую марку. Дело в том, что торговая марка – это самый первый рубеж обороны при онлайн-распространении. Магазины уровня Amazon, eBay и Aliexpress с уважением к ним относятся и оперативно удаляют подделки из каталогов по требованию законных владельцев. А вот если ситуация складывается более серьезная и нам надо остановить массовый импорт контрафакта, то здесь уже помогут дизайн-патенты.



В качестве примера борьбы небольшого стартапа с клонами рассмотрим проект Olloclip. В 2011 году изобретатель Патрик О’Нил и дизайнер Чонг Пак придумали необычный сменный объектив 3-в-1 для iPhone. Это маленькое устройство позволяет расширить возможности камеры смартфона набором из трех линз: Fish Eye, макро и широкоугольной.

Борьба с ветряными мельницами


В мае того же года разработчики запустили собственную компанию на Kickstarter и уже в первый месяц собрали более $68000 на запуск производства. Это был невероятный успех. К декабрю, благодаря успеху продукта и восторженным обзорам в СМИ, новаторские линзы появились в Apple Store. Чуть позже подтянулись и клоны.



Просто удивительно, насколько быстро и нагло некоторые умельцы копируют успешный продукт. На картинке выше как раз изображен типичный клон и его «особенности»; конкретно этот пример даже пару раз появлялся в каталоге Aliexpress.com. Именно регулярные требования Olloclip в отношении онлайн-магазинов позволили свести к минимуму распространение подделок через этот канал.

Как только на интернет-витринах появляется очередной «конкурент-копировальщик», Olloclip высылает магазину «требование удаления из каталогов». Обычно через пару дней клон исчезает, ведь письмо фактически извещает магазин о нарушении им ваших интеллектуальных прав. Известные магазины довольно быстро реагируют на подобные письма, и если этим не пользоваться, то копии очень быстро разойдутся по миру. Все мы видели тысячи объявлений о продаже подделок под известную продукцию – хороший пример нерасторопности владельца марки.

В подделке обычно копируются все свойства оригинала, за исключением цены и качества. Предприимчивые «умельцы» возьмут фотографии прямо с вашей страницы на Kickstarter, позаимствуют разработанную вами упаковку и придуманное вами имя. После этого остается снизить цену до 10% от оригинала – и вот очередной клон готов. Его качество в лучшем случае не соответствует принятым стандартам, а в худшем – представляет реальную опасность. Я сам не раз сталкивался с подделками, которые ломались при первом использовании. Да и в новостях регулярно всплывают сообщения о возгорании или взрыве очередной китайской копии.



Поиск клонов может быть как легким, так и довольно хлопотным занятием. Например, на сайтах вроде Aliexpress это не сложно, благодаря группировке результатов поиска по продавцам. Вы просто ищете свою марку, получаете список фальшивых продавцов и высылаете в магазин предупреждение. Дизайн-патенты на этом этапе как раз не помогут, ведь магазин не в состоянии разбирать случаи нарушения авторских прав на сам продукт. Вся сила патентов раскрывается, когда вы боретесь с массовым импортом контрафакта в суде – вот тогда они незаменимы.

На том же Amazon найти липовых продавцов сложнее, так как все они скрыты за одной товарной позицией с лозунгом «а у меня тоже есть такая штука, могу продать». Приходится совершать покупку, убеждаться, что это подделка и только после этого высылать в Amazon извещение. И да, нельзя просто обвинить кого-то в мошенничестве – нужно предъявить доказательства. Если же вообще ничего не предпринимать, то пользователи раскупят недоделанные копии, убедятся в их бесполезности и будут искренне верить, что это вы сделали плохой продукт. Негативные отзывы повсюду и загубленная репутация не заставят себя долго ждать, а потому с этим надо что-то делать.

Маленькая победоносная война


В Olloclip реагировали на появление очередной подделки быстро и беспощадно. Для этого они оформили полноценный дизайн-патент, а также зарегистрировали авторские права на упаковку и торговую марку. Компания вывела патенты на международный уровень, охватив ключевые рынки Европы и Китая, и даже воспользовалась услугами MarkMonitor. Эти ребята располагают собственной системой поиска неавторизованных продавцов на просторах Интернет с возможностью автоматической рассылки предупреждений в онлайн-магазины. Их услуги не отличаются дешевизной, зато очень эффективны.

Подобная стратегия хорошо себя показала в борьбе с большинством клонов, но при массовом распространении подделок требуется тяжелая артиллерия. Olloclip обращается к услугам частного детектива для поиска продавца и его склада. После чего производится контрольная закупка, собираются доказательства, и можно идти в суд. А в суде как раз пригодятся патенты.



Подобно практике Apple, разработчики Olloclip оформили подробнейший патент с детальным описанием своего изобретения. На картинке выше видно, что продукт описан в нескольких вариантах, с пунктирными и непрерывными линиями для обозначения обязательных и необязательных элементов. Если кто-то просто скопирует форму линзы или, например, корпус – это все равно покрывается патентом. Что уж говорить о копировании продукта целиком.

Компания подала иск 15 апреля 2013, в котором обвинялась в нарушении некая фирма Ollo Electronics. Фактически, это был 1 человек, наладивший импорт копий из Китая. Несмотря на попытки нарушителя защищаться, 5 августа 2013 судом было вынесено постановление о компенсации ущерба владельцу патента и прекращении продаж контрафактной продукции. Хотя штраф до сих пор не выплачен.

Так выглядят многие судебные процессы по интеллектуальной собственности. В случае с Olloclip это была маленькая победоносная война с минимальными судебными издержками, предотвратившая серьезную угрозу их бизнесу. А для остальных желающих нажиться на чужой славе — наглядная демонстрация расплаты.

Мотаем на ус


Из истории можно извлечь несколько полезных уроков:
  1. Вовремя зарегистрированные патенты и торговые марки — это надежный фундамент для защиты от подделок;
  2. Если продукт успешен – его обязательно скопируют;
  3. Защита интеллектуальной собственности стоит не дешево, но без этого никак;
  4. Торговая марка эффективна в общении с интернет-магазинами, а патент отлично подойдет для борьбы с нелегальным импортом.


«Даже не представляю, как средний стартап на Kickstarter сможет позволить себе все то же самое, что делали мы»

Основатель Olloclip Патрик О’Нил

Не всякий предприниматель располагает средствами для хорошего давления в суде, но в их руках другие эффективные и недорогие инструменты. Любой в состоянии искать подделки в интернет-магазинах, ведь рассылка требований и доказательств не так сложна, как кажется. Эти меры вполне могут сдержать большинство клонов. А когда бизнес подрастет и продукт станет более известен – в дело могут вступить опытные мошенники, и вам придется прибегнуть к услугам профессионалов и всем доступным интеллектуальным правам для защиты своей собственности.

Без этих усилий вас просто съедят. Если же все сделать правильно, то можно защитить свой бизнес и продолжить путь к успеху.

[Вадим Синицкий]



Tags:
Hubs:
+10
Comments 2
Comments Comments 2

Articles

Information

Website
madrobots.ru
Registered
Founded
Employees
51–100 employees