Pull to refresh

Отечественное программное обеспечение – ключ к развитию интеллектуального производства в России?

Reading time5 min
Views4K
Известно, что в России несырьевое производство развито достаточно слабо. Производители интеллектуальных продуктов долгое время вынуждены были терпеть высокий уровень пиратства, промышленный шпионаж, неправомерное заимствование разработок. Доля используемого в России зарубежного ПО составляет 67%, а в аппаратной части она доходит до 90%. Учитывая все эти факторы, обычный обыватель с большим скептицизмом воспринимает заявления о том, что импортозамещение в ИТ-отрасли ждёт хоть какой-то успех. Говорится о том, что это будет «замещение на бумаге», без существенных фактических результатов. Давайте разберёмся, так ли это и возможно ли сведение использования иностранного ПО к минимуму.



Первое, на что можно обратить внимание – новые законодательные акты, защищающие права правообладателей. Пиратские сайты блокируются, цены ввиду возросшего количества лицензионных пользователей стали вполне посильными для среднего потребителя, и многие российские домашние пользователи уже решили использовать на своих компьютерах только лицензионный софт. Т.е. движение идёт с двух сторон – со стороны государства и со стороны правообладателей. Только так можно сломить менталитет российских пользователей, привыкших бесплатно пользоваться продуктами, «которые нельзя пощупать».

Российская софтверная область за последние несколько лет совершила значительный скачок, это одна из самых быстрорастущих промышленных отраслей России. В частности, в 2010-ом и 2011-ом годах темп роста ИТ-экспорта России составил 20%, в 2012-ом – 17%, а в 2013-ом – 15%, составив $5,2 млрд. Экспорт ИТ превышает 0,9% от всего российского экспорта, а доля российских софтверных компаний на рынке мирового ПО составляет около 2,5%. Объёмы этой индустрии уже сейчас сравниваются с объёмами продукции, выпускаемой оборонно-промышленным комплексом нашей страны.
Если говорить о корпоративном рынке программного обеспечения, то большинство предприятий сейчас использует лицензионное программное обеспечение благодаря контролю со стороны правоохранительных органов.

Программное обеспечение всё чаще содержит в себе облачную составляющую, т.е. часть функциональности обеспечивается непосредственно на серверах производителей. Продукты без облачной составляющей проигрывают по своим возможностям.

Антивирусные программы и решения для контроля трафика предприятия сейчас приобретают в первую очередь. Эти классы программного обеспечения завязаны на необходимость получения постоянных обновлений баз вредоносного кода, а в последние годы не могут функционировать нормально без подключения к базам облачного детекта, обновляющихся в режиме реального времени.

Потребитель понимает: чтобы программное обеспечение выполняло свои функции надлежащим образом – его лучше приобрести. Операционную систему лучше купить, чтобы иметь возможность получать новую функциональность и устанавливать обновления, связанные с информационной безопасностью. Видеоигры стоит покупать, чтобы вовремя устанавливать патчи и иметь доступ к официальной техподдержке, и получать от игр удовольствие, а не сидеть на форумах, пытаясь решить очередную проблему.

Т.е. понятно, что российский софтверный рынок растёт. Но кто выиграет от новой федеральной политики, направленной на импортозамещение?
Понятное дело, что первый тип выгодоприобретателей – это отечественные производители программного обеспечения. Но то, что выгодно нашим производителям софта – то выгодно и нашей стране в целом. Налоги остаются в нашей стране, а это влияет на качество жизни людей через действующие государственные социальные программы.

Российские разработчики программ быстрее реагируют на изменение нашей локальной действительности. Программы нет необходимости адаптировать под наши стандарты и производственные процессы, наше делопроизводство. Цепочка от производителя до потребителя короче – значит, отечественные программные продукты легко конкурируют с зарубежными по цене. А значит, второй выгодоприобретатель – отечественные пользователи. Опять же, отечественные программисты изначально ориентируются на русскоязычную аудиторию, разрабатываются инструкции на русском языке, имеется русскоязычная техническая поддержка.

Третья сторона, которая выигрывает – это наше государство. Известны случаи, когда иностранное ПО частенько содержало в себе закладки, позволяющие спецслужбам других государств получать неавторизованный доступ к информации, расположенной на компьютерах пользователей. При этом процедуры анализа программного кода на наличие закладок в настоящее время существуют, но они достаточно сложны в реализации и ненадёжны. В этих условиях применение отечественного программного обеспечения является одним из эшелонов защиты от потенциальных и реальных внешних врагов.

У отечественного рынка программного обеспечения большое будущее, т.к. он фактически уже сформирован, он зрелый и готов к масштабированию. Конечно, заместить зарубежные операционные системы, такие как OS X или Windows будет сложно, хотя при правильной организации процесса можно применять имеющиеся наработки, использовать возможности, предлагаемые свободным программным обеспечением. При должном адресном финансировании можно решать и такие сложные задачи. Стоит отметить, что успехи в области создания российской операционной системы уже есть. Можно вспомнить ОС МСВС, применяющуюся в Министерстве обороны с 2002 года. Среди свободных проектов, поддерживающихся энтузиастами, можно отметить ReactOS, разработка которой во многом сосредоточена в настоящее время в России. Разработчики получали государственные гранты премии и с надеждой смотрят на новую российскую политику в области импортозамещения.

В аппаратном обеспечении подобный рост обеспечить куда сложнее, но и тут нет ничего невозможного, если посмотреть на опыт Китая, где отдельные производители аппаратного обеспечения уже сейчас вышли на первые места по объёму соответствующих рынков в мире. В частности, вспоминаются достижения китайской (исходно) компании Lenovo, сумевшей занять четвёртое место в пятёрке крупнейших мировых производителей персональных компьютеров.

Но нельзя не упомянуть и про успехи России на этом поприще. В частности, российская компания «МЦСТ» уже с 1992 года разрабатывает процессоры семейства «Эльбрус». Изначально эти процессоры производились в Тайване, но в настоящее время производство переносится в Россию. Компьютеры и серверы на базе этих процессоров принимаются на вооружение российскими государственными органами. Омский провайдер хостинг-услуг – компания «Промобит» – в августе 2014 года представила сервер хранения данных Bitblaze Rus, работающий под управлением процессора «Эльбрус 2С+».

В области мобильного «железа» тоже ведутся разработки. Минобороны в настоящее время используют специальные мобильные телефоны М-633С «Шмель», позволяющие работать в GSM-сетях как в открытом режиме, так и в режиме шифрования голосовой связи. В 2013-ом году аналогичные устройства начал использовать также завод «Арсенал» Роскосмоса в связи с ростом утечек секретных сведений. Использует подобные телефоны и Федеральная служба исполнения наказаний.
В целом можно сделать вывод, что интеллектуальное производство в России можно и нужно развивать, это можно и нужно делать не только по необходимости, в ответ на санкции других государств, но и без таких печальных стимулов и поводов. Конечно, для этого придётся приложить значительные усилия, например, в области контроля целевого расходования средств. Конечно, замещение не будет 100%-ным, и оно, в общем-то, не нужно. Но использовать фактор возросшего интереса государства к переходу с зарубежных высокотехнологичных продуктов на отечественные необходимо, этот фактор позитивно повлияет на рост ИТ-отрасли России, а значит, и на экономику нашей страны в целом.

Статья подготовлена разработчиками программного решения Traffic Inspector.
Tags:
Hubs:
-21
Comments10

Articles