Pull to refresh

От идеи до бизнеса – или плыви по течению

Reading time5 min
Views29K


Часть 1. Идея


У каждого из нас есть в запасе несколько идей. Каждый раз когда вы сталкиваетесь с какой-то проблемой, у вас возникает идея как эту проблему решить раз и навсегда. Если идея проходит отбор в уме на полезность, воплощаемость и рост, она записывается в one note, evernote или любой блокнотик. И там ждет своего часа, пока на нее не найдется время.
Потом вы встречаете друга, который с энтузиазмом вам рассказывает о своей новой гениальной идее. Выслушав, вы приходите к тому, что она жутко вам напоминает одну из ваших. Вы немного ее модифицируете, и предлагаете свой вариант. Он в восторге, и вы начинаете набрасывать бизнес план и рисовать прототипы. Со временем вы замечаете все больше проблем и сложностей в реализации, привлечении пользователей и вообще нужности ее. В конечном итоге выяснится, что у конкурентов есть похожий сервис, который уже решает эту проблему. Идея уходит обратно на полку, до лучших времен.

Часть 2. Эврика


Люди говорят, что любой стартап начинается с идеи. Я скажу, что стартап начинается с правильной среды. Находясь в среде, где каждый открыт и готов делиться мыслями, где все нацелены на какую-то определенную цель, мозг начинает вылавливать информацию прямо с эфира. Разговор о жизни, совершенно не связанный с делом, может дать вам идею для бизнеса, о которой вы даже и думали. По этой самой причине хакатоны и различные стартап уикенды это то самое место куда вам нужно идти, если вы решились на следующий шаг.

Купили билеты на ближайший стартап уикенд. Готовим свой «питч» – короткое выступление, в ходе которого нужно рассказать о своей идее, о проблеме которую она решает и концепции бизнеса. В ходе уикенда встречаешь новых людей. Общаешься, кто-то поделился своей насущной проблемой. Удивляешься, что нет сервиса который бы ее решал. Пожали плечами, действительно почему нет. Экспромтом появилась новая речь для питча. Есть всего 60 секунд, нужно суметь рассказать об идее, чтобы при этом заинтересовать публику и найти команду. Затем голосование – и твоя идея получает необходимое число голосов. Первая проверка на вшивость пройдена. У тебя к тому же появилась команда, да еще какая. Полный набор – два разработчика, дизайнер и маркетолог. Теперь нужно подготовить прототип и презентацию к концу уикенда на рассмотрение жюри.

Часть 3. Рабочее возбуждение


Бешенный ритм, за выходные необходимо подготовить презентацию, рабочий прототип и набрать базу подписчиков. Почему уже подписчиков? По той простой причине, что идею нужно проверить на пользователях. Согласны ли они что есть такая проблема? Или что ваш сервис ее решает. К сожалению многие тут тормозят, и начинают думать о реализации. В реальности же, идею нужно сперва продать. Потому, что в начальном варианте, идея никогда не доживает до реализации. Она должна «мутировать» вместе с желаниями целевой аудиторией. Тут менторы должны постараться наставить команду на правильный путь.

На втором месте по важности идет презентация. Красивые слайд-шоу, видео, графики. Это то, что увидят жюри, это то что увидят потенциальные пользователи и инвесторы. К этому нужно отнестись очень серьезно и профессионально. Тут же идет хорошо поставленная речь. Доверьте это дело продажникам, не все гики хорошо излагают свои мысли. Добавьте немного юмора, флирт с аудиторией и знание как ответить на каверзные вопросы.

Если у вас есть свободные разработчики в команде, им можно поручить разработать прототип. Хотя зачастую красивая посадочная страница на приличном домене, принесет больше пользы за такой короткий срок.

Часть 4. Долина смерти


image

Вам удалось получить хорошую оценку жюри. За исключением нескольких моментов, ваша идея действительно нравится экспертам. Вас хвалят и возможно у вас будет какая-то медиа-поддержка. Что происходит после этого – вы остаетесь только сами с собой. На этом этапе говорить о какой-то финансовой поддержке слишком рано. Первое время вы встречаетесь с командой каждые пару дней или по выходным. Со временем это происходит реже. Какие-то члены команды «отваливаются» со временем насовсем. Сказывается нехватка нужных навыков для разработки первого релиза, но самый огромный враг любого стартапа – отсутствие времени. Имея работу на полную ставку, даже если вы сможете работать по выходным — за месяц вы наберете лишь одну рабочую неделю на стартап в лучшем случае.
Возникает вопрос приоритетов, и очень часто стартап в списке приоритетов своего места так не находит. Здесь 90% всех стартапов и погибает, так и не достигнув зрелости.

Часть 5. Поиск ангелов


Может в начале вы и хотели выпустить свой первый продукт своими силами. Но в какой-то момент вы понимаете, что без инвестирования, ваша идея может так навсегда и остаться идеей. И расстаться с какой-то частью будущего бизнеса, может быть и не такой уж плохой альтернативой, по сравнению с отсутствием этого бизнеса вообще.

Найти подходящего инвестора может быть очень сложно. По-хорошему, вы должны ему предложить решение проблемы, о которой он уже сам думал. Он будет смотреть на вашу команду, на ваш бизнес план и на то, как вы будете решать проблему. С инвесторами это так же как с резюме, когда вы только начинаете искать работу. Если из 100 отправленных писем, вам ответят на 10 и пригласят на собеседование 5, это я считаю успех. Спамить тоже не надо, хорошо бы посмотреть в какие проекты инвестирует конкретный ангел. Наличие связей в этом деле упрощает процесс в разы.

К сожалению, в чужой стране с отсутствием связей, с инвесторами договориться сложно. И тут на помощь приходит краудфандинг. Точнее другая его форма – краудинвестинг. Краудинвестинг, преследуя ту же цель получить средства от многочисленных бэкеров, взамен предлагает не конкретный продукт или сервис, а часть компании в виде акций. Для создателей компании, это отличная возможность собрать необходимые средства на разработку, а также возможность рассказать о компании большей аудитории. Для инвесторов это не только возможность помочь понравившейся идее, но и получить солидные возвраты инвестиций, при успехе компании.

Идея краудинвестинга в том, что получить по 200 евро от 100 людей возможно проще чем 20 000 от одного. Однако краудинвестинговые платформы стали излюбленными местами и для крупных ангелов. С возможностью видеть несколько проектов одновременно, а так же имея всю необходимую информацию на своем мониторе, стало гораздо проще находить кандидатов для инвестирования.

Часть 6. Платформа




Краудинвестинговая кампания от более привычной краудфандинговой сильно не отличается. Вам нужно подумать о хорошем видео, раскрывающем потенциал продукта или сервиса. Хорошее описание и красочные иллюстрации. Хороший план и пошаговое описание выполнения проекта это огромный плюс. Главное различие заключается в том, что вам также нужно представить документы интересные для инвесторов. Бизнес план а также оценка стоимости компании это минимум. К этому добавить анализ конкурентов, а также финансовые прогнозы и вы уже немного впереди остальных. Оформлять все это конечно же, нужно как можно дружелюбней. Среди ваших потенциальных инвесторов есть люди, которые готовы выложить свои 200 евро но не хотят сильно зарываться в кипу документов.

Площадку желательно выбирать ту, где обитают ваши потенциальные клиенты. Мы выбрали fundedbyme.com, потому что она локальная, у нее дружелюбный и простой интерфейс и у них хорошие результаты по сбору денег в рынках, которые нас интересуют. Так как мы заговорили об акциях, нужно не забыть, что для этого нужно зарегистрировать вид компании, имеющую право на эмиссию акций. Чаще всего на таких площадках предлагают от 5 до 20% компании. Чтобы оценить эти проценты в денежном эквиваленте, нужно как следует сделать оценку стоимости всей компании. В идеале, денег которые вы хотите привлечь, должно хватить на выпуск первой версии продукта или сервиса.

Часть 7. Заключительная


Эта часть не заключительная для стартапа, но для этой статьи. Дальше идут продвижение, разработка, первый релиз, рост пользователей и выход на монетизацию. Все это стоит отдельной статьи, и надеюсь об этих этапах мы тоже сможем рассказать из своего личного опыта.
Tags:
Hubs:
Total votes 24: ↑18 and ↓6+12
Comments11

Articles