Pull to refresh

Бизнес vs Сервис

Reading time2 min
Views2.8K
Во многих оффлайновых отраслях можно наблюдать консервативный подход к развитию. Ритейл, медицина, образование — везде можно проследить исторические “столпы”, которые сформировались еще в середине XX века. Но основа практически любого бизнеса — потребность целевой аудитории — хоть и не быстро, но все же меняется в соответствии с новыми возможностями, меняющими в какой-то момент рынок.

Когда Cэм Уолтон создавал Wallmart, рынок ритейла был неэффективен. Завышенные цены, недостаточный ассортимент продукции, — все это привело к тому, что довольно простая на первый взгляд, “алгоритмическая” схема развития сетевого ретейла фактически изменила рынок. Но этот успех не был вызван одной только удачей. Одним из ключевых факторов было использование современных на то время технологий — первых мейнфреймов — для перехода на новый уровень автоматизации учета товаров и расчета логистики.


Подобные схемы появления бизнесов вокруг технологических прорывов можно проследить практически во всех отраслях: от лампы накаливания, радио, ДВС, до изобретения тонометра.

Первые бизнесы, основанные на технологических новшествах, в первую очередь выполняют свою задачу — создание устойчивого спроса и возврата клиентов. Конкуренция слаба, можно “снимать сливки”. Недавний пример — лэптопы на электронных чернилах, первые модели которых продавались с немыслимой наценкой.

Тем не менее, когда в этих отраслях появляется конкуренция — а рано или поздно это происходит — конкурировать за счет технологического преимущества становится сложно. Для клиента нет большой разницы в очевидных показателях — цены везде примерно одинаковые, спектр возможных услуг тоже, так как же обеспечивать приток новых и удержание старых клиентов? И на этом этапе четкие схемы “бизнеса” постепенно приобретают черты “сервиса”, который уже основан на субъективных мнениях о том, что же предложить клиенту для повышения его “счастья”.

Маркетинг, PR, брендинг — все это вехи конкуренции, где никто из участников не может предложить существенно лучшее решение, чем у конкурента. На протяжении длительного времени были в моде фокус группы, опросы потенциальной целевой группы, с одной лишь понятной задачей — уменьшить неопределенность в отношении того, куда же развивать бизнес.

Любой потенциальный рынок привлекает внимание будущими возможностями. Анализ предпочтений клиентов — по всей видимости — один из таких рынков. Big Data, Data Mining — эти технологии могут (и в некоторых частных случаях, уже привнесли свой вклад) изменить подход к развитию рынка сбыта. Анализ пользовательских предпочтений, персональные программы лояльности — это только некоторые варианты эффективного применения подобных технологий.

“Бизнес”, который во многих случаях уже просто “Сервис”, снова становится чисто алгоритмическим. Это явление, по всей видимости, — не хорошее или плохое, а просто следствие развития. Но новые бизнесы, существенно меняющие рынок, будут основываться именно на технологических прорывах. Просто потому что других вещей, представляющих возможности для сильных конкурентных преимуществ для развитых бизнесов, придумать сложно.
Tags:
Hubs:
Total votes 8: ↑2 and ↓6-4
Comments1

Articles