Pull to refresh

Расширение Visual Studio для визуализации пользовательских классов в режиме отладки

Reading time7 min
Views20K
Доброго времени суток,

В этой статье я хочу рассказать о создании расширения для Visual Studio, которое помогает визуализировать сложные пользовательские классы в процессе отладки приложения.

Предыстория


В своем проекте мы активно используем отечественное геометрическое ядро C3D Kernel. Эта библиотека предоставляет большое количество классов для работы с кривыми, телами, поверхностями и т.п. Эти классы имеют сложную структуру и в процессе отладки приложения, используя стандартные средства визуализации Visual Studio, трудно понять, какая, например, поверхность хранится в конкретной переменной. А при отладке сложных алгоритмов очень важно понимать, что происходит с объектом на каждом шаге алгоритма.



Мы пытались обойти эту проблему различными способами. Например, выписывали координаты точек на листочек, если речь шла о простой двумерной кривой. А потом по точкам рисовали эту кривую. Второй вариант решения проблемы: сохранять в нужный момент объект в файл, а затем открывать этот файл в тестовой утилите из поставки библиотеки. Это действительно помогает при отладке, но требует довольно много ручной работы. Нужно вставить код сохранения объекта в файл, перекомпилировать приложение, выполнить необходимые действия в самом приложении для запуска конкретного алгоритма, далее открыть в утилите сохраненный файл, посмотреть результат, внести при необходимости исправления в алгоритм и повторить всю процедуру опять. В целом терпимо, но хотелось иметь возможность прямо в Visual Studio в режиме отладки навести на нужную переменную и в удобном виде посмотреть, как выглядит, хранящийся там объект.

Visual Studio Extension


В поисках решения этой проблемы я наткнулся на расширение для Visual Studio Image Watch от самой Microsoft для OpenSource библиотеки OpenCV. Это расширение позволяет просматривать в процессе отладки содержимое переменных типа cv::Mat, читай bitmap'ов. Тогда пришла идея написать похожее расширение, но для наших типов. К сожалению, найти исходный код этого расширения в открытом доступе не удалось, что на мой взгляд странно. Пришлось по крупицам собирать информацию, о том как писать подобные расширения для Visual Studio. С документацией по этой теме на msdn все печально. И примеров не очень много, а точнее один std::vector visualizer. Который еще не так то просто найти. Суть примера: визуализация на графике int чисел, лежащих в std::vector<int> в режиме отладки:



Создание расширения


Для создания расширений нужно установить Visual Studio SDK. После установки в мастере проектов появляется новый тип проекта:



Мастер создания нового проекта создаст все необходимые файлы и сконфигурирует проект.
Я не буду повторять описание из примера от Microsoft, там уже кратко описаны шаги для создания расширения. Всем заинтересовавшимся рекомендую посмотреть описание к этому примеру. В этой статье я хотел затронуть те моменты, которые не описаны в этом примере.

Получение значения переменной


Переменная, содержимое которой мы хотим посмотреть, и само расширение располагаются в разных процессах. Из этого примера было по-прежнему непонятно, как получить данные из более сложных пользовательских типов. В примере демонстрируется прием, когда используя интерфейс IDebugProperty3, мы узнаем адрес первого элемента в векторе и адрес последнего элемента. Вычитанием адресов находим размер участка памяти и затем копируем этот участок памяти к себе в процесс. Приведу здесь код из примера:
Получение данных из объекта
public int DisplayValue(uint ownerHwnd, uint visualizerId, IDebugProperty3 debugProperty) 
        { 
            int hr = VSConstants.S_OK; 
 
            DEBUG_PROPERTY_INFO[] propertyInfo = new DEBUG_PROPERTY_INFO[1]; 
            hr = debugProperty.GetPropertyInfo( 
                enum_DEBUGPROP_INFO_FLAGS.DEBUGPROP_INFO_ALL,  
                10 /* Radix */,  
                10000 /* Eval Timeout */,  
                new IDebugReference2[] { },  
                0,  
                propertyInfo); 
 
            Debug.Assert(hr == VSConstants.S_OK, "IDebugProperty3.GetPropertyInfo failed"); 
 
            // std::vector internally keeps pointers to the first and last elements of the dynamic array 
            // First get the values of those members. We are going to use them later for reading vector elements. 
            // An std::vector<int> variable has the following nodes in raw view: 
            // myVector 
            //      + std::_Vector_alloc<0,std::_Vec_base_types<int,std::allocator<int> > >         
            //          + std::_Vector_val<std::_Simple_types<int> >     
            //              + std::_Container_base12     
            //              + _Myfirst 
            //              + _Mylast 
            //              + _Myend 
 
            // This is the underlying base class of std::vector (std::_Vector_val<std::_Simple_types<int> > node above) 
            DEBUG_PROPERTY_INFO vectorBaseClassNode = GetChildPropertyAt(0, GetChildPropertyAt(0, propertyInfo[0])); 
 
            // myFirstInfo member points to the first element 
            DEBUG_PROPERTY_INFO myFirstInfo = GetChildPropertyAt(1, vectorBaseClassNode); 
 
            // myLastInfo member points to the last element 
            DEBUG_PROPERTY_INFO myLastInfo = GetChildPropertyAt(2, vectorBaseClassNode); 
 
            // Vector length can be calculated by the difference between myFirstInfo and myLastInfo pointers 
            ulong startAddress = ulong.Parse(myFirstInfo.bstrValue.Substring(2), System.Globalization.NumberStyles.AllowHexSpecifier, CultureInfo.InvariantCulture); 
            ulong endAddress = ulong.Parse(myLastInfo.bstrValue.Substring(2), System.Globalization.NumberStyles.AllowHexSpecifier, CultureInfo.InvariantCulture); 
            uint vectorLength = (uint)(endAddress - startAddress) / elementSize; 
 
            // Now that we have the address of the first element and the length of the vector, 
            // we can read the vector elements from the debuggee memory.  
            IDebugMemoryContext2 memoryContext; 
            hr = myFirstInfo.pProperty.GetMemoryContext(out memoryContext); 
            Debug.Assert(hr == VSConstants.S_OK, "IDebugProperty.GetMemoryContext failed"); 
 
            IDebugMemoryBytes2 memoryBytes; 
            hr = myFirstInfo.pProperty.GetMemoryBytes(out memoryBytes); 
            Debug.Assert(hr == VSConstants.S_OK, "IDebugProperty.GetMemoryBytes failed"); 
 
            // Allocate buffer on our side for copied vector elements 
            byte[] vectorBytes = new byte[elementSize * vectorLength]; 
            uint read = 0; 
            uint unreadable = 0; 
 
            hr = memoryBytes.ReadAt(memoryContext, elementSize * vectorLength, vectorBytes, out read, ref unreadable); 
            Debug.Assert(hr == VSConstants.S_OK, "IDebugMemoryBytes.ReadAt failed"); 
 
            // Create data series that will be needed by the plotter window and add vector elements to the series 
            Series series = new Series(); 
            series.Name = propertyInfo[0].bstrName; 
 
            for (int i = 0; i < vectorLength; i++) 
            { 
                series.Points.AddXY(i, BitConverter.ToUInt32(vectorBytes, (int)(i * elementSize))); 
            } 
 
            // Invoke plotter window to show vector contents 
            PlotterWindow plotterWindow = new PlotterWindow(); 
            WindowInteropHelper helper = new WindowInteropHelper(plotterWindow); 
            helper.Owner = (IntPtr)ownerHwnd; 
            plotterWindow.ShowModal(series); 
 
            return hr; 
        } 
 
        /// <summary> 
        /// Helper method to return the child property at the given index 
        /// </summary> 
        /// <param name="index">The index of the child property</param> 
        /// <param name="debugPropertyInfo">The parent property</param> 
        /// <returns>Child property at index</returns> 
        public DEBUG_PROPERTY_INFO GetChildPropertyAt(int index, DEBUG_PROPERTY_INFO debugPropertyInfo) 
        { 
            int hr = VSConstants.S_OK; 
            DEBUG_PROPERTY_INFO[] childInfo = new DEBUG_PROPERTY_INFO[1]; 
            IEnumDebugPropertyInfo2 enumDebugPropertyInfo; 
            Guid guid = Guid.Empty; 
 
            hr = debugPropertyInfo.pProperty.EnumChildren( 
                enum_DEBUGPROP_INFO_FLAGS.DEBUGPROP_INFO_VALUE | enum_DEBUGPROP_INFO_FLAGS.DEBUGPROP_INFO_PROP | enum_DEBUGPROP_INFO_FLAGS.DEBUGPROP_INFO_VALUE_RAW, 
                10, /* Radix */ 
                ref guid, 
                enum_DBG_ATTRIB_FLAGS.DBG_ATTRIB_CHILD_ALL, 
                null, 
                10000, /* Eval Timeout */ 
                out enumDebugPropertyInfo); 
 
            Debug.Assert(hr == VSConstants.S_OK, "GetChildPropertyAt: EnumChildren failed"); 
 
            if (enumDebugPropertyInfo != null) 
            { 
                uint childCount; 
                hr = enumDebugPropertyInfo.GetCount(out childCount); 
                Debug.Assert(hr == VSConstants.S_OK, "GetChildPropertyAt: IEnumDebugPropertyInfo2.GetCount failed"); 
                Debug.Assert(childCount > index, "Given child index out of bounds"); 
 
                hr = enumDebugPropertyInfo.Skip((uint)index); 
                Debug.Assert(hr == VSConstants.S_OK, "GetChildPropertyAt: IEnumDebugPropertyInfo2.Skip failed"); 
 
                uint fetched; 
                hr = enumDebugPropertyInfo.Next(1, childInfo, out fetched); 
                Debug.Assert(hr == VSConstants.S_OK, "GetChildPropertyAt: IEnumDebugPropertyInfo2.Next failed"); 
            } 
 
            return childInfo[0]; 
        } 


Все бы ничего, но здесь показано, как достать данные из объекта, если эти данные хранятся в едином участке памяти. Видимо похожий подход использует и сам MS в своем расширение Image Watch. Там изображение тоже хранится в едином куске памяти и есть указатель на начало этого куска.
А что делать, если пользовательский тип имеет сложную иерархическую структуру и не похож на обычный массив данных? Все еще хуже, если класс хранит указатели на базовые классы других классов. Восстановить такой объект по кусочкам кажется нереальной задачей. Плюс такая конструкция очень хрупкая — при добавлении в какой-то промежуточный класс нового члена расширение перестает работать. В идеале мне хотелось получить сам объект или его копию. К сожалению, я не нашел способа, как такое провернуть оставаясь исключительно в рамках одного лишь расширения. Но зная, что нужные нам классы умеют сериализовывать себя в файл или в буфер в памяти, я решил, что можно использовать гибридный подход: с shared memory и вектором. Это решение не очень изящное и требует правки классов, но вполне рабочее. Плюс ничего лучше не придумалось.

Реализация


Суть метода:
В каждый класс (который мы хотим дебажить), добавляется специальный класс, содержащий одно поле: std::vector<char>. В векторе мы будем хранить строку-маркер, по которой потом можно будет найти сериализованный объект в shared memory. Далее, в каждый не константный метод класса добавляем вызов функции сохранения класса в shared memory. Теперь при каждом изменении класса, он будет сохранять себя в shared memory.
В самом расширении: достаем из объекта строку-маркер, используя метод из примера MS. Далее, по маркеру достаем из shared memory сериализованный объект и десериализуем его. В итоге мы имеем копию объекта в нашем расширении. Ну а дальше уже дело техники. Из объекта достаем полезные нам данные и как-то показываем их в удобном виде.

HabraLine Debug Visualizer


Для демонстрации этой идеи был написан пример расширения. Так же для демонстрации работы расширения была написано простейшая библиотека. В этой библиотеке всего два класса: HabraPoint и HabraLine. Плюс пара классов, необходимых для сериализации и работы с shared memory. Класс HabraLine — это просто отрезок. Для сериализации и работы с shared memory используется boost. После установки расширения, у нас появляется возможность визуализировать значение переменных типа HabraLine.

Посмотреть расширение в действии можно на коротком видео:



Ссылка на исходники расширения: ТЫНЦ
Ссылка на демонстрационный проект: ТЫНЦ

Надеюсь эта статья будет кому-нибудь полезна и вдохновит на написание полезных расширений к Visual Studio.

Всем удачи.
Tags:
Hubs:
Total votes 29: ↑27 and ↓2+25
Comments5

Articles