Pull to refresh

Lua API for D language

Reading time 5 min
Views 6.3K

Предисловие


Данная заметка не будет слишком уж объемной, а скорее даже наоборот, небольшой.

Достаточно продолжительное время я слежу за серией статей о языке D, публикуемой на Хабре. Ознакомившись с рядом источников, начиная от Википедии и заканчивая официальными руководствами по данному языку, пришел к выводу о целесообразности использования оного в своих научных проектах. Главный проект по докторской диссертации зашел в состояние тупика, требовал переработки (всплыл ряд механических вопросов). Переработку проекта и изучение нового для меня языка было решено совместить.

Сказано сделано — большая часть кода довольно быстро была перенесена с C/C++ на D. Не смотря на различные мнения по поводу D бытующие в среде разработчиков ПО, язык пришелся мне по вкусу.

Одна беда — в старом варианте проекта для задания параметров модели поезда и изменения логики работы без перекомпиляции использовался Lua-скриптинг. Те кто сталкивается с ним по роду деятельности знают, что существует хорошо разработанный и достаточно документированный API для разработки на C/C++.

Что касается Lua-скриптинга в D, то существует ряд проектов, например LuaD, привносящий в программы на D возможность работы с Lua. Однако LuaD рассчитан на предыдущую версию 5.1. Попадался мне проект и для 5.2 — DerelictLua, однако навскидку с «легкого пинка» завести его не удалось. При наличии времени можно разобраться, но времени как всегда нет. Пришлось напрячь мыслительные мощности и придумать более быстрое и простое решение. Если читателю интересно, что из этого вышло, добро пожаловать под кат.

1. Вызов C-функций из программы на D


Реализуется это не просто, а очень просто — в модуле D пишем прототип функции, указывая что она расположена во внешнем модуле и использует C-соглашение о вызове функций
extern(C) double my_C_func(int param1, double param2);

Естественно, внешний модуль надо тем или иным способом скомпоновать с программой на D.

В этой связи возникла первая идея — реализовать работу с Lua на C, а прототипы прописать в модуле на D и скомпилировать всё в одну программу. Был даже переделан скрипт сборки проекта (использую SCons) таким вот образом

SConstruct для компиляции программы из модулей на C/С++ и D
#--------------------------------------------------------------------
#		Project globals
#--------------------------------------------------------------------
source_dir = 'src/'
d_include_path = 'src/D/'

release_target_dir = 'bin/release/'
debug_target_dir = 'bin/debug/'

target_name = 'train'

#--------------------------------------------------------------------
#	Release build configuration
#--------------------------------------------------------------------
release_env = Environment(

	CC='gcc',
	CXX='g++',
	DMD='dmd',
	DPATH=d_include_path,
	LINK='gcc',
	
	CPPFLAGS='-O3',
	DFLAGS='-O'
	)

release_env.VariantDir(release_target_dir,
					   source_dir,
					   duplicate=0)

d_sources = Glob(release_target_dir + 'D/*.d')
c_sources = Glob(release_target_dir + 'C/*.c')

c_obj = release_env.Object(c_sources)
d_obj = release_env.Object(d_sources)

release_env.Program(release_target_dir + target_name, d_obj + c_obj, LIBS=['phobos2', 'lua'])

#--------------------------------------------------------------------
#	Debug build configuration
#--------------------------------------------------------------------
debug_env = Environment(

	CC='gcc',
	CXX='g++',
	DMD='dmd',
	DPATH=d_include_path,
	LINK='gcc',
	
	CPPFLAGS='-g3',
	DFLAGS='-g'
	)

debug_env.VariantDir(debug_target_dir,
					 source_dir,
					 duplicate=0)

d_sources = Glob(debug_target_dir + 'D/*.d') 
c_sources = Glob(debug_target_dir + 'C/*.c')

c_obj = debug_env.Object(c_sources)
d_obj = debug_env.Object(d_sources)

debug_env.Program(debug_target_dir + target_name, d_obj + c_obj, LIBS=['phobos2', 'lua'])



После успешного чтения тестового Lua-скрипта пришло понимание того, что сущностей слишком много — зачем писать модуль на C, если можно написать его на D, а необходимые функции экспортировать непосредственно из liblua.so?!? К тому же на D можно реализовать уже необходимый мне функционал, оформив его скажем в виде класса (так было сделано в предыдущей C++-версии проекта).

Вооружившись руководством к Lua 5.2 и лежащими в /usr/include/ заголовочными файлами я приступил. Первоначально была мысль экспортировать только нужные мне функции и остановится на этом. Но потом мне стало стыдно — наверняка результаты этой работы могут пригодится кому-нибудь ещё. Поэтому C API к Lua был практически полностью портирован на D.

2. D-библиотека для работы с Lua API


Результат доступен на GitHub

В архиве содержаться следующие файлы
  1. lua.d — прототипы основных функций
  2. lualib.d — функции для работы с библиотеками Lua
  3. lauxlib.d — дополнительные функции
  4. luaconf.d — описание некоторых типов и констант

Что касается последнего файла то он портирован в той части, что используется внутри остальных модулей. Эту работу ещё предстоит проделать. В остальном данная библиотека позволяет использовать интерфейс к Lua из программы на D, так, как это делается при разработке на C/C++. Перечисленные модули подключаются к проекту на D и он компонуется с библиотекой liblua.so (ключ линкера -llua, если речь идет GNU/Linux).

Реализованы все функции, описанные в Lua C API. При написании модулей все макросы в оригинальных заголовках, реализующие упрощенные вызовы базовых функций API, были заменены функциями.

Для проверки был написан крошечный скрипт на Lua

test.lua
--	Глобальная переменная целого типа
nv = 2
--	Функция, вычисляющая квадрат аргумента
my_number_sqr = function(x)
	return x*x
end

Для его чтения пишем такой код на D, подключая нужные библиотеки
main.d
module	main;

import	std.stdio;
import	lua;
import	lualib;
import	lauxlib;
//-------------------------------------------------------------------
//
//-------------------------------------------------------------------
void main()
{
	// Получаем состояние интерпретатора Lua и грузим все библиотеки
	lua_State *lua_state = luaL_newstate();
        luaL_openlibs(lua_state);

	// Выполняем тестовый скрипт
	if (luaL_dofile(lua_state, "test.lua"))
	{
		writeln("Error");
	}

	// Читаем целочисленное значение

        // Запоминаем вершину стека Lua
	int top = lua_gettop(lua_state);
        // Кладем в стек значение nv
	lua_getglobal(lua_state, "nv");
        // Снимаем полученное значение со стека
	lua_Integer tmp =  lua_tointeger(lua_state, -1);
        // Восстанавливаем стек
	while (top - lua_gettop(lua_state))
		lua_pop(lua_state, 1);

	// Вызываем функцию my_number_sqr
	top = lua_gettop(lua_state);
	lua_getglobal(lua_state, "my_number_sqr");
	double x = 8;
	lua_pushnumber(lua_state, x);
	lua_pcall(lua_state, 1, 1, 0);
	double ret = lua_tonumber(lua_state, 01);
	while (top - lua_gettop(lua_state))
		lua_pop(lua_state, 1);	
	
        // Выводим результат
	writeln("readed integer nv = ", tmp);
	writefln("sqr(%f) = %f ", x, ret);

	lua_close(lua_state);
}

Собираем его, не забыв прилинковать liblua.so (скрипт сборки может быть и проще, но отдельно писать было лень).
SConstruct для компиляции тестовой программы
#--------------------------------------------------------------------
#		Project globals
#--------------------------------------------------------------------
source_dir = 'src/'
d_include_path = 'src/D/'

release_target_dir = 'bin/release/'

target_name = 'test_lua_api'

#--------------------------------------------------------------------
#	Release build configuration
#--------------------------------------------------------------------
release_env = Environment(

	CC='gcc',
	CXX='g++',
	DMD='dmd',
	DPATH=d_include_path,
	LINK='gcc',
	
	CPPFLAGS='-O3',
	DFLAGS='-O'
	)

release_env.VariantDir(release_target_dir,
					   source_dir,
					   duplicate=0)

d_sources = Glob(release_target_dir + 'D/*.d')
d_obj = release_env.Object(d_sources)

release_env.Program(release_target_dir + target_name, d_obj, LIBS=['phobos2', 'lua'])


имея на выходе
readed integer nv = 2
sqr(8.000000) = 64.000000 


Вместо заключения


Большинство функций пока что не тестировалось, собственно в моем проекте используется пока чтение полей таблиц и вызов Lua-функций. Для хорошей проверки данный код следует безвозмездно отдать народу, что я и делаю. Надеюсь, кому-нибудь пригодится. Благодарю за внимание к моему труду.

P.S.:


Код придется серьезно поправить. Допустим, для корректной работы со строками пришлось внести некоторые коррективы в lua_tostring(...)
string lua_tostring(lua_State *L, int idx)
{
		return to!string(lua_tolstring(L, idx, null));
}

добавив преобразование в string. Что ж, по мере использвания коррективы будут внесены
Tags:
Hubs:
+18
Comments 13
Comments Comments 13

Articles