Pull to refresh

Дедовское UX проектирование: верстальщик — вредитель

Reading time 5 min
Views 5.5K
Привет всем. Решил вернуться в верстку после перерыва в пять лет, прорываюсь через технологии. С удивлением обнаружил, что технологии просто начали работать, а верстальщики дешеветь. Но если указать в документе слово «UX», то стоимость работ возрастает раза в два минимум, при тех же производственных затратах — довольно интересное предложение. Я пошёл смотреть видеофайлы (боже, там миллион видеофайлов — на русском), и слегка оторопел (слово изменено).

Я не рассматриваю здесь материалы вида: «попробуем вбить гвоздь в камень, рельсу и дерево; далее оценим результат», и материалы вида: «все дети, кто научился переворачиваться на живот, непременно должны начать верстать» — речь о тонком моменте даже в серьезных материалах, когда технический специалист с приставкой UI/UX проваливается внутрь, скажем так, блока и добирается до букв, которые и несут сообщение в экран — текст, картинки и другие вещи. И перестаёт быть специалистом вне кода.

Как и десять лет назад, большая часть верстальщиков с любыми приставками работают цирковыми медведями. Трюки — вот наша цель и мера профессионализма.

Дальше несколько тезисов, как перестать быть медведем, и попытаться быть человеком.

Это несложно, надо просто понять и переварить несколько вещей.

Браузер нужен чтобы показывать текст


Все базовые и семантические теги нужны для разметки текста в том порядке, в котором вы хотите его передать конечному пользователю, и являются лишней нагрузкой, которую нужно минимизировать до состояния «мы полностью передали структуру документа». Единственный тег, в котором есть реальный, прорывной смысл относительно библиотечно/каталожной системы — это HTML anchor.

На переосмыслении этого понятия основана разработка браузера как сервиса, например, в Яндексе, но в базе, в ядре, браузер всё так же показывает текст. И к работе верстальщика (UI/UX специалиста) браузер имеет небольшое отношение. Как стол к еде.

Браузер показывает и без вас


После создания дерева документа ваша роль как верстальщика — технического специалиста — полностью исчерпана. Дальше идёт удовлетворение вашего эго и эго вашего начальника / заказчика в области «я лучше знаю как это подать». Всё это показывает браузер, а читает — или что там делает — пользователь.

Удовлетворение эго — достаточно прибыльный бизнес.

Если вычесть из системы всю эту работу, то пользователь всё равно получит нужную информацию за счет связки «документ — поисковая система», в которой реальная роль верстальщика — семантика. В подтверждение этих слов посмотрите в браузер своего смартфона. Одна из постоянно видимых кнопок «выкинуть весь интерфейс и прочитать уже что мне надо».

Больше того, по умолчанию документ показывается полностью в семантическом, адаптивном, быстром и масштабируемом дизайне. Вы ломаете всё, чтобы прийти к началу.

Вы ничего не контролируете


Всё, что у вас есть — это смелое предположение, что конкретно сейчас в тех браузерах, что вы задействовали в тестировании, всё идет нормально, и некоторая надежда, что и в тех, что раньше, всё будет достаточно хорошо; а также иллюзия договорённости, что существуют некие веб-стандарты, которые определяют хоть что-то вне базовой структуры документа и тега anchor.

Поймите, что вопрос Progressive Enhancement / Graceful Degradation конкретно для того экрана, в который вы смотрите — это вопрос двух-трех лет, и перед вами снова чистый текст без свистоперделок.

Это прекрасная картина, как контент отторгает технологии.

Во всём, что происходит с поддержкой стандартов, виноваты лично вы


Браузер вполне нормален сам по себе. Проблемы начинаются в вопросах порвать поток / сделать интерактив / внести интерфейс в документ. Все эти вопросы поставили не люди, которые читали документ, а люди, которые документ разобрали, и попытались «улучшить» то, что было.

Вопрос в том, что большая часть людей (из людей состоят, в том числе, верстальщики) всё-таки не самые сообразительные создания. И именно на запрос большинства отвечает успешный коммерческий продукт.

Больше всех пострадали браузеры, которые быстрее всех отвечали на запрос. Смерть интернет эксплорера произошла от того, что он полностью отвечал на запрос массового рынка. Как только ручное создание сайтов перестало быть маргинальным занятием и ушло в сервисы, внезапно поддержка стандартов стала возможна, потому что выгодна. И можно, наконец, убить продукт.

Поэтому вы всего лишь представитель толпы варваров, которые ковыряют браузер не по одиночке, а толпой по неким абстрактно согласованным принципам.

Большинство проблем браузеров проблемой не являются


Для примера известная задача — как вывести один кусок текста в несколько колонок. Эта задача имеет несколько изящных решений, среди которых нет ни одного нужного.

Потому что в вебе читать один текст в нескольких колонках не нужно.

И так много где (см. горизонтальный скроллинг, имитация физического листания страниц и т.д.)

Где тут UX/UI


Вне вёрстки. Просто — интерфейс это дело к чему-то. Без «чего-то» это набор кнопок и состояний.

Технологии не значат ничего


Это просто беспрерывный поток улучшений одной идеи, вам не нужно доставать до дна, вам нужно научиться уверенно выбирать нужный инструмент, и оценивать его жизненный цикл. Через пять лет, да что там, через год всё будет иначе. Ориентируйтесь на скорость. Потом найдёте отдельного человека на допил и поддержку.

Просто поймите идею, донесите её и всё прикрепится само.

Изучите текст


Текст — максимально эффективный способ передачи мысли. Всё остальное это игра в крокодила со слабо прогнозируемым результатом.

Весь процесс UX/UI это редактирование текста при помощи новых контролов.

  • Отдавайте информацию целыми, законченными кусками.
  • Отойдите от flow блоками, смотрите flow текста, flow смысла.
  • Текст можно масштабировать. Не шрифт, текст.


Найдите и добавляйте смысл


Все в интерфейсе потребляется совместно, и если ваша работа не добавляет ничего — лучшее её не делать. Держите в голове весь процесс работы с контентом (текстом, аудио, видео, что там у вас) — от начала до конца, понимайте что это, любите его.

Делайте сами контент, с которым работаете


Пишите текст, записывайте аудио, видео, всякое. Вам нужно щупать состояние, оценивать качество изначального материала, прекрасно понимать, где что можно добавить, а где потерять.

Лучше не делать


Команда нужна затем, чтобы каждый наиболее эффективно делал свой участок продукта. Если у вас есть макет, в котором изменение нескольких параметров явно не приведет к ухудшению продукта, но приведёт к ускорению производства и удешевлению поддержки — вы уж сходите к дизайнеру, объясните что и как. Лучше на бумаге.

Я понимаю, что задача как процесс бывает интереснее, чем результат, но нужно держать себя в руках.

Зачем


Вы никогда не напишете хороший продукт, даже кусок хорошего продукта, если у вас нет представления о полном цикле производства, передачи и использования контента (в том числе и отдельно от вашего продукта). Изучая дело вы научитесь ставить правильные вопросы, и принимать выгодные для продукта решения.

Здесь под «контентом» я понимаю не только входящее и исходящее из продукта нечто, но и трансформации его внутри цикла производства и в процессе эксплуатации.
Tags:
Hubs:
-17
Comments 52
Comments Comments 52

Articles