Pull to refresh

Своя браузерка — путь мыши: встреча с Крысой

Reading time 6 min
Views 4.6K
Продолжение цикла статей. Предыдущая статья: «Своя браузерка — путь мыши: ЗАЧЕМ?»

Данная публикация навеяна дискуссией в публикации «Программисты не понимают».

Я очень люблю и ценю Джоэля Сполски. Дальше по тексту я буду называть его просто «Джоэлем». Но не заблуждайтесь ни на секунду — в этом нет никакого панибратства или принижения! Моей браузерке до FogCreek — как до звёзд по любым отдельно взятым показателям.

Дядя Джоэль (именно так я его буду называть. Мы явно из одного семейства — оба вроде бы программисты. Моим «программерским папой» он быть не может. Для «старшего брата» я рылом не вышел. А вот богатый троюродный дядюшка, дающий советы непутёвому племеннику — это как раз нужная степень отношений) несомненно пришел к успеху. Хотя бы в описании своих достижений. По крайней мере — в моих глазах.

Я познакомился с дядюшкой Джоэлем, наткнувшись на ссылку на его статьи. О его флагманском (тогда) продукте FogCreek я узнал из тех самых статей. Впрочем, сам продукт был мне малоинтересен — мало того, что он был платным, так он еще и не попадал в сферу моих интересов. Но вот статьи… Статьи — это было ОНО! Просто и понятно, дядя Джоэль рассказывал своим многочисленным троюродным племянникам (ну, то есть — читателям), о том, как правильно Делать Бизнес. И не просто какой-то там абстрактный Бизнес — а вполне конкретный программерский бизнес. В доступной форме дядюшка объяснял нам основы ценообразования, секреты быстрого роста фирмы и др. и пр.

Впрочем, тут я немного забегаю вперед. На самом деле именно бизнес-часть в то время меня занимала мало и я просто пролистывал её. Больше всего меня интересовали части, посвященные программирование в целом и в частности, а так же статьи об общении с заказчиками-клиентами — т.е. с игроками

Я как раз перешел в очередную фазу своего проекта: от «поддержки движка, что бы не спадали штаны» к «добавлению новых фич». Было это — если мне не изменяет склероз — примерно в конце 2009-начале 2010 года. Именно на этот период приходится особый всплеск активности дядюшки Джоэля в написании статей.

О, да! Я зачитывался его статьями! Всё казалось таким простым и логичным — вот только нихрена не работало при попытках применить прочитанное к моей браузерке. Я списывал это на свою криворукость, тупость и непонятливость. А затем вопрос просто отпал сам по себе — к середине 2010 года дядюшка Джоэл перестал писать «программерские» (почему в кавычках — я объясню ниже) статьи и ударился в совсем уж разнузданную маркетологию (это уже поздний диагноз. А тогда — мне стало просто неинтересно)

И вот буквально на неделе (чтобы не заморачивать вас с часовыми поясами) в комментах к вышеупомянутой статье дали ссылку на перевод одной из статей Джоэля Сполски: local.joelonsoftware.com/wiki/Похож_ли_медленный_рост_на_медленную_смерть%3F — как на подтверждение своего мнения. Я открыл эту статью — и слегка… скажем мягко — охренел!

То ли пять лет выправили мне мозги, то ли пять лет разработки своей браузерки дали мне другой угол видения, то ли участие в других проектах (или вы думаете, что я живу со своей браузерки?!) добавили мне мудрости, но теперь я видел очевидное поражение мозга программиста вирусом маркетинга. Я слегка охренел и попробовал перечитать еще несколько статей. И шо бы вы думали? Маркетинг, маркетинг, маркетинг! И почти в каждой статье — ключевые слова и ссылки для роботов-пауков: «FogCreek» и «FogBugz» обильно раскиданы по всем статьям. А немного гугления дали мне еще более ошеломляющий результат — сам «как-бы-программерский» блог был не более чем раскруткой FogCreek Software — фирмы дядюшки Джоэля? Хотите пруфов? Есть их у меня: www.inc.com/magazine/20100301/lets-take-this-offline.html Кто не силен в англицкой мове — краткое содержание по ссылке: lenta.ru/news/2010/03/03/joel

Ну, вы поняли, да? Статьи маркетолога преподносятся как откровения от гуру программирования! Их читают, на них ссылаются, их пытаются использовать начинающие программисты. И что может выйти в результате? Явно ничего хорошего. И это только верхушка айсберга! Дальше всё еще хуже.

Как следует из статьи, дядюшка Джоэль запилил свою фирму (и блог) примерно 10 лет назад — считая от времени, когда он решил прикрыть поставленное на поток бесплатное кореженье мозгов начинающих программистов и сосредоточиться на рубке бабла. К 2010 году его фирма уже вполне состоялась и даже начала мешать ведению блога (т.е. 3-4 статьи в месяц уже стали непосильным усилием).

Статьи, которые имеют хоть бы косвенное отношение к деятельности программерской фирмы (уже молчим по отдельных программистов) закончились к середине 2010 года.

Теперь отойдём на пару шагов и обозрим картину маслом. И что мы видим на сегодня? Люди до сих пор ссылаются на статьи бывшего программист с обильным маркетологическим поражением мозга. Сами статьи — 5-летней давности. И в них рассказывается об успехе фирмы, которая была основана в 2000-м году (плюс-минус год-другой). Интересно — какую пользу могут принести эти статьи? По-моему — строго отрицательную.

Да, здесь вовсю можно выкатить принцип: «Сперва добейся!». Только надо понимать — дядя Джоэль ДОБИЛСЯ (без иронии — реально добился!) успеха ДО первого экономического кризиса и слегка в другой стране (и, скорее всего, ДО краха дот-комов. Впрочем, здесь я не настаиваю — мне лень было гуглить точную дату основания FogCreek. Может, дядюшка Джоэль как раз и запили свою фирму, оставшись без работы). И вот эта адская смесь устаревшей маркетологической херни, возросшей в другое время на другой почве выдается отдельными людьми за пример для подражания. Нет слов. Вернее, есть — но нецензурные.

На самом деле эта статья не предназначена для того, чтобы кинуть тень на дядюшку Джоэля. Как ни крути — пацан пришел к успеху. Владелец СтакОверфлоу — это не хрен собачий! Да и вообще — его история это типичная success story. И если бы вы начали в то же время, что и он, в той же стране и следовали его советам (которые он выдал уже ПОСЛЕ того, как сам добился успеха), то, ВОЗМОЖНО, вы тоже были бы сейчас успешным разработчиком.

Но — скорее всего, нет. Все success story — это «мемуары выжившего». Того выжившего, что и в ru.wikipedia.org/wiki/Систематическая_ошибка_выжившего

Никто не знает, сколько фирм, следующих тем же путем, что и дядюшка Джоэль, НЕ пришли к успеху. У нас на виду только Джоэль и его проекты. А не зная процент «умерших» к «выжившим» невозможно сказать — то ли FogCreek выжили из-за исповедуемых ими принципов и гениальности дядюшки, то ли им ПРОСТО ПОВЕЗЛО.

Понимаю. В этой точке внимательный читатель может сказать: «Ну, тут попахивает нигилизмом и кредо ассасина». И будет прав. Действительно — ничто не истина. Действительно — всё дозволено. Только надо понимать это правильно.

Ничто написанное в сети — не истина. Все статьи и рекомендации «Как сделать своё мегауспешное ПО за пять минут» надо пропускать сквозь мелкое сито скепсиса. Кем писалась рекомендация? Какая вероятная причина у человека была для написания этой рекомендации? Почему он писал рекомендации, а не занимался чем-то более полезным? Следовал ли он сам своим рекомендациям? Чего он достиг? Сколько еще людей следовало его рекомендациям? Чего достигли они? Какой процент из следовавших рекомендациям достиг успеха? При чем в последнем вопросе имеет значение ИМЕННО ВАШЕ понимание успеха. Иначе вы можете оказаться в интересном положении: вы достигли ровно того, что вам обещали — но оказалось, что это НЕ ТО, что вам нужно. Ну и, наверное, нет смысла говорить, что если ответ на любой вопрос из этой серии вас не устраивает — то к статье/рекомендации нужно отнестись с определенным скепсисом. А если не устраивает ДВА ответа — то рекомендацию можно смело отправлять в топку. Вреда от неё ДЛЯ ВАС ЛИЧНО будет явно больше, чем пользы.

Теперь про вторую часть «кредо ассасина». При создании своей браузерки — всё дозволено. Пока вы понимаете, чувствуете, ощущаете основную цель этого действа. Как было показано ранее в предыдущей статье цикла habrahabr.ru/post/249705 — нет НИКАКИХ логических оснований, почему имеет смысл делать свою браузерку «бедному и больному» программисту. Однако — есть одно оправдание, которое бьет джокером все логические доводы. Оно звучит очень просто: «ПОТОМУ ЧТО ИНТЕРЕСНО!». А раз интересно — значит, цель оправдывает средства и всё дозволено. Можно тратить своё личное, невосполнимое время на создание практически никому не нужного кода, который в ощутимое время не принесет никакого прямого выхлопа.

ИНТЕРЕСНО — это единственная причина, которая поддерживает меня уже без малого шесть лет в создании и модификации движка. Да, есть и более чем весомые материальные профиты. Когда я начинал поддерживать движок — я не разбирался в PHP ни капельки. У меня был определенные опыт в программирование — скрипты, утилиты, «домашние» программы (иногда — вполне сопоставимые с СН по объёму кода). Но вот опыта создания проекта, которым будет пользоваться сколь-нибудь значимое количество людей — у меня не было. Я уже не говорю о том, что у меня практически не было опыта рефакторинга говнокода. Именно СН дала мне опыт, чтобы податься во фрилансеры.

Фрилансерство дало мне еще больше опыта — я смог начать работать в аутсорсинговой конторе. А там, в свою очередь, я набрался смелости и уверенности, что бы опять уйти во фрилансеры — но теперь уже на принципиально ином уровне. И все эти годы меня сопровождала в пути моя браузерка. Не говоря уже о том, что без неё этот путь был бы не то, что бы совсем невозможен — но крайне маловероятен.

Тем, кто в данной точке преисполнился энтузиазма и уже готов качать архив с говнокодом очередного говноклон Священной Четверки (Огейм, Травиан, БК, Фермер) — я вынужден напомнить: ничто не истина. Никому в инете нельзя верить. Даже мне. Любой текст надо пропускать сквозь критический фильтр. Возьмите вопросы из пред-пред-предыдущего параграфа и сами себе ответьте на них. Зачем я по-вашему пишу этот текст? Почему я не занимаюсь вместо этого своей браузеркой? Чего я добился? И так далее — по опроснику. И лишь если ответы вас удовлетворят — можете приступать к развертыванию браузерки. Пока — чужой. Но ничто не должно помешать вам сделать её своей — если вам ИНТЕРЕСНО.
Tags:
Hubs:
-21
Comments 7
Comments Comments 7

Articles