Pull to refresh

«Мой код никого не интересует» или почему хорошие веб-студии должны это оспаривать

Reading time4 min
Views17K
Здравствуйте уважаемые обитатели Хабра. Написать это меня сподвигла статья Программисты не понимают. Это будет крик души одинокого начинающего веб-перфекциониста в уши большинства существующих веб-студий и веб-девелоперов.

Я веб-программист, и увы, я всё понимаю. Это как раз большинство заказчиков и клиентов чего то не понимает. В последнее время в вебе намечается тенденция в стиле "интернет магазин за 3 часа с преферансом и дамами корзиной и личным кабинетом", но никто не задумывался к чему ведут такие рекламные «шутки» в средних и мелких веб-студиях.

Для наглядности я попрошу Вас представить ситуацию, когда на рынке работает компания А. Она предлагает качественные веб-сайты и интернет-магазины по реально доступным ценам. Например, от 80т.р. Сроки от 1 месяца. И тут на этот же рынок выходит Вася Пупкин, 15-20 лет от роду, «создаёт» компанию Б, или предлагая услуги фрилансера обещает всем «интернет-магазин за 20 часов со всеми наворотами и всего лишь за 20т.р.». Демпинг в любой сфере бывает очень жёсткий. Но особенно жесток он в вебе, когда порог входа в бизнес настолько низкий, что влезть сюда могут даже вчерашние школьники, которые едва прочитав htmlbook и пару сопутствующих сервисов, пытаются заработать нахаляву.
Преимущества для клиента — очевидны. Любой Дядя Петя, который начнёт изучать рынок, в поисках партнёров для создания веб-сайта, скорее всего обратит внимание на компанию Васи Пупкина, чем на компанию А. Потому что предложение, на первый взгляд, более выгодное. Тут и сайт получат быстрее, и бюджет сэкономят. Но редкий клиент понимает, что на выходе у этих двух компаний будет абсолютно разный продукт…

В первом случае клиент после пары месяцев ожидания получит качественный протестированный интернет-магазин с работающей корзиной, статусами заказов, автоматическими обновлениями каталога и т.д. и т.п. И скорее всего в дальнейшем всё что ему будет нужно — это сопутствующая поддержка, обновление и улучшение имеющегося функционала под новые требования, новый контент, и через какое то время, возможно, редизайн. В итоге студия-разработчик подпишет долгосрочный контракт на простую поддержку качественного сервиса с которым удобно и приятно работать.

Что же происходит в случае, если сайт сделает компания Васи Пупкина? А вот что! Клиент получает худо-бедно работающий сайт, который кое-как обрабатывает заказы и на любые переделки и правки очень болезненно реагирует. Обычно в первые дни использования клиент начинает находить в таком сайте дыры и косяки, которые, логично, он попросит исправить. Что в этом случае делает компания Васи? Тут в принципе есть три варианта. Первый — Она забивает болт, и игнорит заказчика, оставляя его 1 на 1 с г… простите, с продуктом, который он сделал. Второй — Вася, желая остаться на рынке и не потерять своё и так не очень выдающееся лицо, начинает выполнять правки бесплатно (по договору или по устному соглашению. Не важно). На что тратит дополнительное и уже не оплачиваемое время. И третий вариант (фантастический) — Вася талантливый маркетолог а ля Стив Джобс, и убеждает заказчика, что за исправление их косяков, нужно дополнительно заплатить, превращая 20 часов и 20 тысяч например в 40 часов и 40 тысяч.

Всё это конечно же печально, и сильно бьёт по карману честных веб-студий, которые стараются делать нормальный продукт, но не могут конкурировать с вот такими вот Пупкинми. В особо тяжёлых случаях, остаётся только приравнивать услуги к такому же уровню и превращаться в таких же быдлокодеров как конкурент.

И знаете что печалит больше всего? У меня абсолютно нет претензий к компаниям, которые набирают вчерашних школьников и студентоту, которые приходят совсем зелёными и абсолютно ничего не умеют. Глупо придираться к коду людей, которые учат всё прямо в процессе разработки. Я и сам в принципе, не Major-девелопер. Печалит когда опытные, знающие люди намеренно пишут такой же быдлокод. Я не раз сталкивался с сайтами, на которых даже элементарный баннер нельзя заменить или исправить стандартным и понятным способом. И элементарная операция, на которую следует тратить не более 5 минут, превращается в кропотливое изучение кода, пока ты не докопаешься до самых глубин и где то там находишь пару строк которые когда то добавил Lead или Senior этого проекта, потому что знал ядро CMS в совершенстве, и такой способ был для него наиболее быстрым. А на дальнейшую поддержку и на других программистов, работающих над этим проектом, таким людям просто плевать.

Неужели все эти люди не понимают, что заработок веб-студии это не просто «продать часы». Чем эффективнее будут проданы эти часы, тем больше прибыль! Иными словами, когда Вы делаете интернет-магазин за 20 часов, а потом тратите ещё 20 бесплатных часов на правки багов, это продажа 40 часов по цене 20. Это не выгода — это потери. И когда потом такой сайт приходит к вам на поддержку, работать с ним тоже не выгодно. Вместо быстрых правок и изменений, разработчикам приходится разбираться в непонятном коде и добавлять свои костыли чтобы успеть в сроки. За годы такой поддержки, костылей накопится столько, что хватило бы всем калекам страны. Причём включая 3 запасных пары.

Совсем другое дело, когда на поддержку приходит хороший, качественно сделанный сайт. Работать с ними — одно удовольствие. Мелкие правки не занимают более 5 минут. Представьте сколько подобных правок сможет внести 1 сотрудник за 8 часовой рабочий день. При таком подходе Можно даже с небольшим штатом программистов брать на поддержку десятки крупных проектов не опасаясь завалов. Но увы, такое бывает только в сказках, и даже проекты, сделанные именитыми студиями бывают напичканы всякими костылями под завязку, потому что разработчик не успевал по срокам. Сам не раз в этом убеждался.

Я не настаиваю на том, что нужно объяснять заказчикам на что влияет код и почему он должен быть хорошим. Необходимо делать акцент на другом. Нужно объяснять чем будет отличаться проект вашей хорошей студии, от более дешёвого предложения Васи. И даже если заказчик всё равно настаивает на дешёвом варианте — необходимо стараться делать как можно более качественный код, чтобы облегчить жизнь и себе, и своим коллегам, которым, возможно, придётся поддерживать ваш продукт.

Я написал уже так много, и, наверное, не каждый сможет дойти до конца. Поэтому мне хочется сказать спасибо тем, кто всё таки осилил. Как я и написал в начале — я всё понимаю. Понимаю что мой код никому не нужен. И понимаю что этот текст ничего не исправит из описанных проблем, и что он тоже никому не нужен. И все по прежнему будут быдлокодить в вебе. Но меня не покидает надежда, что может быть, хотя бы один из читателей проникнется данной идеей, и быть может в будущем, мне достанется на один хороший проект больше. Сделанный программистом, который любил свою работу, и делал всё по правилам, рекомендациям, и стандартам.
Но в любом случае, всем спасибо за внимание, и до новых встреч!
P.S. Любителям Карла забацал напоследок пикчу по реальным событиям

Only registered users can participate in poll. Log in, please.
А какой код предпочитаете писать Вы?
10.65% Главное — побыстрее, чтобы лишнее время потратить на что нибудь другое61
56.89% Пишу максимально качественный код, который возможно написать за отведённый срок326
32.46% Если для хорошего продукта нужно сбить дедлайны — лучше так, чем сдать кривое говно186
573 users voted. 202 users abstained.
Tags:
Hubs:
Total votes 32: ↑16 and ↓160
Comments121

Articles