Pull to refresh

Визуальный компьютинг. Часть II

Reading time 6 min
Views 4.3K


К середине прошлого десятилетия бизнес SGI принял современный вид и оформился в четыре основных направления: программное обеспечение, рабочие станции и системы визуализации графических данных, серверы, а также системы хранения данных. Несмотря на прочные позиции на рынке, дела у силиконовцев пошли из рук вон плохо — курс акций уходил в крутое пике, убытки множились с каждым кварталом. Компания лихорадочно искала пути к выживанию и в 1997 году сделала ряд шагов, действительно обескураживших приверженцев ее продуктов.

Во-первых, жемчужина SGI — интерфейс OpenGL был лицензирован Microsoft как «дополняющая технология к Direct3D» в рамках разработки DirectX (проект "Фаренгейт"). Во-вторых, было объявлено о переносе Maya в среду Windows NT, что подрывало монополию IRIX на этот, без сомнения, лучший 3D-пакет. Дочерняя контора силиконовцев Alias|Wavefront в дальнейшем реализовала эти обещания и пошла еще дальше — выпустила Windows-версии пакетов Studio и Design Studio. В третьих, были анонсированы и сами рабочие станции, построенные на процессорах Intel и работающие под той же NT. Возможно, одной из причин отказа от совершенствования MIPS-архитектуры стала ориентация на многообещающие процессоры Itanium: рабочая станция Silicon Graphics 750 и ряд более поздних тяжёлых серверов SGI Altix.

В довершение всего, спустя три года компания провела реорганизацию MIPS Technologies, большая часть которой была выделена в самостоятельное предприятие и пущена в свободное плавание. Надо отметить, что производство и разработку процессоров для рабочих станций и серверов все же оставили в SGI, отправив бывшую дочку пробивать дорогу MIPS-решениям на вертикальных потребительских рынках. В настоящее время её процессоры успешно использовались и используются в маршрутизаторах Cisco, мини-АТС Avaya, консолях PlayStation, PlayStation 2, Nintendo 64. Наиболее популярное устройство с MIPS-процессором — PlayStation Portable.

SGI Indigo
SGI Indigo, рабочие лошадки середины девяностых

Очевидно, что эти шаги были продиктованы растущей конкуренцией как со стороны Intel, так и вездесущей Microsoft, которая в свое время сделала финт ушами, приобретя Softimage и прекратив производство одноименного 3D-пакета в версии для IRIX, воспетого Пелевиным в книге «Generation П».

Сложно судить, было ли со стороны SGI вынужденным решение сотрудничать со своими опаснейшими конкурентами или они пытались расширить своё влияние и на платформу Wintel… Тем не менее, политика сидения на двух стульях себя не оправдывала. Создатели платформы MIPS/IRIX сами стали забивать гвозди в ее гроб, что привело к быстрому «сливу» с нее разработчиков и миграции их в первую очередь на Windows. В течение нескольких лет платформа растеряла практически всех софтверных вендоров от Adobe до Discreet.

Конец девяностых в технологическом плане был ознаменован созданием легендарных рабочих станций Octane и O2 (спецы прозвали его «тостером» за поразительное внешнее сходство и сравнимые размеры), успешно работающих и по сей день.

SGI Origin2000
Это не магазин футуристических холодильников,
а система визуализации на базе кластера SGI Origin2000, NASA


После банкротства легендарной Cray все её активы в 1996 были приобретены SGI в целях развития собственных суперкомпьютерных технологий (и выгодно проданы спустя четыре года). Благодаря этому тяжеловесы профессиональной графики Onyx и серверы Origin расхватывали как горячие пирожки, строились суперкомпьютеры, многие из которых все еще находятся в числе двадцати двух «Силиконов» из престижного «Топ-500»… Но в то же самое время уже производились компьютеры SGI с немощными мозгами в виде «третьих пней», работающие под управлением Windows-2000 и возвещающие о скорой кончине платформы MIPS/IRIX.

Здесь трудно удержаться и не провести аналогии между Apple и SGI — в середине 90-х обе компании были в глубоком кризисе, каждая испытывала на свою платформу серьезное давление со стороны альянса Intel/Microsoft. Несмотря на то, что они находились в разных рыночных зонах, их роднило наличие собственной архитектуры, ОС и стойкой армии нет, не клиентов даже — фанатов. Нужно признать, что яблочникам удалось выйти из этой битвы с наименьшими потерями — да, сейчас в их компьютерах стоят сплошь камни от Intel, но все же Макинтош как платформу со своей операционной системой им сохранить удалось. Возможно, произошло это потому, что Мак вытаскивал из болота лично крестный отец-основатель, вернувшийся в лоно родной конторы, в то время как Джеймс Кларк наблюдал за проблемами своего детища со стороны. А может быть, на это были и совсем другие причины.

Платформа MIPS/IRIX сегодня



Tezro, одна из последних рабочих станций от SGI, работающая под IRIX
Tezro, одна из последних рабочих станций от SGI, работающая под IRIX
Суперкомпьютерный центр, Вроцлав


Официально платформа прекратит своё существование в 2013 году, когда будет окончена её поддержка. Вместе с тем, SGI прекратила продавать основанные на ней компьютеры с 29 декабря позапрошлого года, однако до конца текущего года всё ещё будут продолжаться поставки интеграторам и OEM-партнёрам. Последние компьютеры, работающие под IRIX — Tezro и Fuel.

После обращения компании SGI в мае 2005 к американским властям об инициировании процедуры финансового оздоровления и защиты от кредиторов, отдельные аналитики связывали возможное будущее Silicon Graphics с Apple, о чем судачили и десять лет назад во времена, трудные для обеих компаний. Самые горячие головы усмотрели символизм в том, что объявление о банкротстве было сделано спустя три дня со дня продажи Стивом Джобсом студии Pixar Диснею. Однако домыслы остались домыслами, и выбираться из долговой ямы силиконовцам пришлось самим. Два года назад SGI даже пришлось продать Google свою штаб-квартиру, которую последний в настоящее время использует в качестве головного офиса и который так не пришёлся по вкусу Самизнаетекому. Cейчас самые трудные времена компании позади, и в финансовом тоннеле у них наконец-то забрезжил свет.

Сейчас для платформы доступен самый разнообразный коммерческий софт, однако большая его часть морально устарела и не поддерживается производителями. Последняя гордость платформы, пакет Maya, обновился в этом году до версии 6.5, однако это вызвало мало радости в стане силиконопоклонников — вместе с релизом разработчиками было объявлено о прекращении поддержки этой платформы и сосредоточении усилий на разработке версий для Windows, Linux и Mac OS. Таким образом, единственным поддерживаемым 3D-пакетом на IRIX остается лишь Blender. Прочие игроки прекратили поддержку этой ОС еще несколько лет назад.

Автоматизированное рабочее место моушен-дизайнера
на базе SGI Tezro и Discreet Flame
Автоматизированное рабочее место моушен-дизайнера
на базе SGI Tezro и Discreet Flame под управлением ОС IRIX


Аналогичная ситуация и на рынке программ для монтажа и композитинга. Несмотря на то, что линуксовые версии тех же Flame, Flint etc. все еще уступают по производительности предыдущим версиям для IRIX (не в последнюю очередь благодаря аппаратным и архитектурным особенностям станций SGI), назад пути нет. Безусловно, специалисты по инерции еще будут использовать в своей работе IRIX, но приход на ее место наглого пингвина — лишь вопрос времени.

Все это не означает конца SGI как компании-производителя компьютеров. Генеральный курс на Linux рука об руку с Intel — это новая идеология компании, способная вывести ее из кризиса, но не гарантирующая возрождения былого ее величия. Silicon из чисто софтверной по духу (вспомним «Графический движок» — собственные компьютеры понадобились Кларку лишь для получения возможности запускать его) инновационной кампании превращается в рядового железячного вендора, пусть и с легендарным прошлым. Пройдет еще несколько лет, и уже ни у кого не повернется язык назвать их продукцию культовой. Обыденным вещам среди идолов места нет.

Операционная система IRIX


IRIX — полноценная UNIX-система, основанная на System V Release 4. Начиная с середины девяностых, система стала полностью 64-разрядной. Файловая система поддерживает файлы размером до 9 Тб и тома до 18 миллионов Тб. Система изначально была ориентирована на работу с огромными файлами и серьезными потоками данных как внутри машины, так и при их передаче по Сети. В 2000-м году файловая система XFS была выпущена под лицензией GNU GPL и получила распространение в отдельных дистрибутивах Linux.

Работа в системе может вестись как в стандартном для UNIX терминале, так и в графическом интерфейсе. Графическая оболочка IRIX Interactive Desktop представляет cобой оконный интерфейс, знакомый всем и каждому, но и отличия от прочих операционок, безусловно, имеются. На рабочем столе присутствует системное меню Toolchest, дальний родственник кнопки «Пуск», в котором сгруппированы установленные программы, системные утилиты и часто используемые функции вроде очистки корзины, которая здесь называется dumpster. При подключении к компьютеру устройства ввода медиа-данных, будь то камера или микрофон, на десктопе появляются соответствующие иконки, при нажатии на которые открываются соответствующие приложения для записи аудио/видео.



Поскольку здесь нет ни дока, как в Мак ОС, ни панели задач, как в Виндовс — приложения сворачиваются в небольшую квадратную пиктограмму прямо на рабочий стол. К сожалению, таких красот, как с функцией Expose на Маке тут не предусмотрено, и вместо текущего содержимого пиктограмму свернутой программы украшает ее иконка. Отдельно хотелось бы отметить, что иконки в системе полностью векторные, что позволяет их масштабировать без появления артефактов. Мелочь — а приятно.

Операционка отлично работает в гетерогенных сетях при помощи Samba и/или AppleTalk. Поскольку ее разработчики одновременно являются разработчиками OpenGL, надо ли говорить о том, что поддержка реализована выше всяческих похвал?

Последняя версия системы — 6.5.30. Как уже было отмечено выше, компания SGI прекратила её развитие с 29 декабря 2006 года. Вместе с прекращением разработки самой системы прекратилась и разработка серьёзного прикладного софта. Исключение составляет неофициальный проект энтузиастов по сборке Blender под IRIX и другое свободное ПО.

Кто за этим стоял:


Джеймс КларкДжеймс Кларк, родился в 1944.
Учёный, бизнесмен и меценат. Автор фундаментальных трудов по компьютерной графике, руководитель проекта Geomethric Engine, основы будущего OpenGL. Основатель компаний Silicon Graphic's inc. (SGI), Netscape и др. Отчим Чэда Харли, сооснователя YouTube. После продажи Netscape Кларк покинул инфобизнес, переключился на биотехнологии и финансовые сервисы, приобрёл две здоровенных яхты и в настоящее время живёт в гражданском браке с австралийской супермоделью.
Tags:
Hubs:
+59
Comments 41
Comments Comments 41

Articles