Pull to refresh

Что измеряет eye-tracker. Часть вторая

Reading time 3 min
Views 2K
eye-tracker.ru
В предыдущем посте мы остановились на том, что результатом работы eye-tracker’а является запись последовательности фиксаций вашего взгляда на демонстрируемых изображениях. Теперь надо как-то эту последовательность преобразовать в такой вид, чтобы его можно было удобно анализировать.

Каждая фиксация обладает несколькими характеристиками: время (когда смотрели), координаты (куда смотрели) и продолжительность (в течение какого времени смотрели). Ну и, разумеется, для анализа немаловажно будет знать, кто именно смотрел и что ему в это время показывали.

Теперь подумаем о том, как нам эту информацию отобразить, чтобы аналитик мог сделать какие-то выводы на основе данных о просмотре материалов.


Самое простое и информативное – это запись сеанса. Мы просто делаем видеоролик, в котором показываем все, что происходило во время тестирования. То есть, накладываем на картинку, которая демонстрировалась респонденту, запись фиксаций его взгляда и все. При таком подходе исследователь во всех деталях видит весь процесс тестирования. Недостатков у этого метода всего два – время, которое требуется на просмотр материалов равно времени тестирования и необходимость просматривать ход тестирования каждого респондента по-отдельности.


Для того, чтобы сократить время просмотра, можно построить карту взглядов (gaze plot). Берется изображение, которое было показано респонденту, на нем наносятся кружки, отмечающие фиксацию. Размер кружка символизирует ее продолжительность, а в сам кружок пишем ее порядковый номер, чтобы можно было отследить последовательность фиксаций. Этот метод тоже весьма информативен, но, к сожалению, применим только для небольших интервалов времени. Так как количество фиксаций растет очень быстро (несколько штук в секунду), то картинка очень быстро становится совершенно нечитаемой даже для одного респондента, а уж если их несколько, то что-то понять можно только на интервале в пару секунд…

Для того, чтобы избавиться от недостатков двух предыдущих методов (длительного времени просмотра и замусоривания ) можно построить «тепловую карту». При этом те места, на которые больше смотрели, окрашиваются в более «горячие» цвета, а где меньше – в «холодные» (или как вариант, на изображение накладывается темная маска, которая становится более прозрачной в тех местах, куда больше смотрели). Основной недостаток «тепловой карты» заключается в том, что теряется информация о последовательности фиксаций – по такой карте нельзя сказать куда смотрели раньше, а куда позже.


Тем не менее, несмотря на потерю такой важной информации, как последовательность взглядов, именно тепловые карты получили наибольшее распространение, благодаря своей наглядности и красочности. Ну а для того, чтобы сгладить потерю информации об очередности просмотра, можно разбить все время на какие-то сегменты и строить отдельные карты для каждого такого сегмента.

Однако теперь мы подошли к одному из тонких моментов. Думаю, что читая рассказ о тепловой карте, вы как должное приняли фразу об областях, «на которые больше смотрели». Но давайте подумаем: а что значит «больше смотрели»?

Есть как минимум два параметра: количество фиксаций в данной области и их длительность. И карты, построенные по этим параметрам, будут несколько (а порой и весьма значительно!) различаться.

Есть и еще один параметр, который используется при построении тепловых карт для нескольких респондентов – относительное время просмотра. Такая карта показывает, какой процент времени просмотра изображения каждый респондент потратил на ту или иную область.

Давайте представим себе, что мы тестировали двух респондентов, демонстрируя им картинку с двумя областями. Первый смотрел на эту картинку 10 секунд, и у него в первой области было записано 10 фиксаций по 200 мс, а на вторую он ни разу не посмотрел. Ну а второй респондент смотрел на картинку 20 секунд, и сделал 8 фиксаций по 500 мс во второй области, ни разу не взглянув на первую. В этом случае, если мы построим тепловую карту по количеству фиксаций, то первая область будет «горячей» (10 фиксаций против 8); если карту построить по абсолютному времени просмотра, то победит вторая область (4 секунды против двух); а если строить карту по относительному времени, то области будут одного цвета – оба респондента потратили по 20% своего времени.

Пример тепловой карты для одних и тех же результатов
По количеству фиксаций По абсолютному времени По относительному времени





Поэтому, когда в какой-то статье или еще где-то вам показывают красивые тепловые карты и говорят, что на их основании сделаны такие-то и такие-то выводы – стоит задуматься о том, какие именно данные на этой карте показаны и за какой промежуток времени. Просто для справки – в своем посте о разнице в восприятии сайтов я использовал карты по количеству взглядов, построенные за все время просмотра страницы. Но и для остальных типов карт картина получается похожая…

Существуют и другие, намного более экзотические способы представления информации, но в силу своей экзотичности встречаются они намного реже.

Ну а в следующем посте мы попробуем разобраться, о чем же нам могут поведать все эти карты и как их практически приложить к своему сайту, флаеру или программе…
Tags:
Hubs:
+5
Comments 10
Comments Comments 10

Articles