Pull to refresh

Звонки за границей: туристические симки вместо местных SIM-карт

Reading time 6 min
Views 44K
Сезон отпусков закончился, горожане возвращаются к своим привычным делам, а операторы сотовой связи подсчитывают свои летние прибыли. На Хабре было много топиков на тему огромных счетов за звонки в роуминге за границей, дорогой GPRS-трафик и т.д. Роуминг выглядит привлекательно только в рекламных проспектах:


Картинка по запросу «роуминг за границей»

Известной альтернативой роумингу всегда была покупка местной симки, но и у этого способа есть ряд неудобств. Третий вариант — покупка специализированных туристических симок в России.

Тема эта относительно молода, поэтому внести ясность будет не лишним. Многие, как и я когда-то, замечают на прилавках салонов сотовой связи так называемые туристические SIM-карты, но принимают их за какой-нибудь очередной проект «Большой тройки». На самом деле, это самостоятельные операторы, специализирующиеся исключительно на предоставлении услуг сотовой связи за границей, крупнейшие из которых — компании Simtravel, Гудлайн и Teletie — знакомы многим, кто в последнее время ездил отдыхать за границу. У турсимок есть ряд особенностей, делающих их хорошей альтернативой покупке местной симке и уж тем более роумингу от отечественных операторов.

История вопроса


Первые телекоммуникационные компании, которые занимались исключительно связью в роуминге, появились в России в 2006 году. Это были Travel Telecom и Extellsim. Они выпускали SIM-карты под конкретные страны (Турция, Египет, ОАЭ), плохо продавались в ритейле и пополнялись только с помощью карт оплаты. Обе компании закрылись, а с освобождением ниши сформировалась своя «большая тройка» туристических операторов: на рынок вышли российские компании Simtravel и Гудлайн, работающие на одной платформе эстонского виртуального оператора и отличающиеся друг от друга только, пожалуй, позиционированием, и чуть позже начал свою работу международный бренд родом из Латвии Teletie, сим-картами которого пользуются туристы и других стран мира с единым латвийским номером (+371*******) стандарта GSM.

Сохранение российского номера


Главная фишка туристических SIM-карт — возможность сохранения российского номера, позволяющая оставаться на связи, избегая утомительной процедуры оповещения близких о новом номере. Работает это довольно просто: сначала устанавливается переадресация на сервисный номер. Потом, с помощью определённой команды российский номер привязывается к туристической SIM-карте (эта информация попадает в своеобразную базу). Таким образом, когда абоненту звонят на российский номер, звонок переадресовывается сначала на сервисный номер. Вместе с тем происходит идентификация звонка и он автоматически переводится системой на туристическую симку абонента. По ссылке — описание механизма переадресации у Teletie. Такой входящий вызов для абонента туристического оператора становится платным, c расценками можно ознакомиться на сайтах компаний.

При этом остается возможность принимать все вызовы на ваш международный номер — в таком случае входящие для абонента туристической сим карты становятся бесплатными, — но платить за это соединение будет абонент, который осуществляет вызов.

Как это работает


Конечно, они не ставят по всему миру сотовые вышки, чтобы обеспечить абонентов дешёвой связью. Туристические SIM-карты — это предоплаченные пакеты зарубежного оператора. Понятно, что оптовая покупка даёт серьёзное ценовое преимущество. По аналогии на ум приходят корпоративные безлимитные тарифы, очень популярные в Москве: сотовые операторы предоставляют компаниям такие условия, которые рядовым абонентам и не снились. Simtravel и Goodline покупают оптом предоплаченные пакеты работающей в 190 странах мира мобильной связи у эстонцев, латвийские номера Teletie работают в 150 странах.

Цены у всех «туристических» операторов примерно одинаковые, многое зависит от направления — страны, куда собирается ехать клиент. У каждого есть свои плюшки: например, все компании предлагают сохранение российского номера, но у Simtravel это стоит 0.2 у.е. за минуту, у Teletie немного дороже — 0.49 у.е. за минуту. Зато у Телетай самый дешёвый интернет (от 24 копеек за 10 Кб GPRS на Кипре, в Латвии, Литве, Португалии и ещё некоторых странах).

Дешевизну тарифов обеспечивают, как минимум, два факта:
  1. Страны Балтии — члены Евросоюза, поэтому расценки на заграничные звонки там гораздо ниже;
  2. Операторы туристических SIM-карт используют технологию Call Back, которая переводит исходящий звонок во входящий (если абонент звонит, например в Россию из Европы, сервер сбрасывает исходящий звонок, после чего следует обратный вызов, и телефон принимает входящий звонок). Вследствие того, что соединение осуществляется через серверы оператора, находящиеся в Прибалтике, где тарифы на связь по определению ниже, стоимость звонка существенно снижается.

Некоторые склонны относить обратный вызов к минусам туристической связи, считая, что привыкнуть к нему может не каждый. Именно для них существуют мобильные приложения, с помощью которых вызов осуществляется привычным образом, без Call Back. Например, приложение для Android от Simtravel (кроме того, у них на сайте я нашёл ещё приложения для Windows Mobile и Symbian):


Приложение Comfort Callback от Simtravel

Альтернативы


Очевидной альтернативой туристическим симкам является покупка местных SIM-карт в стране пребывания. Особенно выгодным считается Vodafone. Но у всех местных симок по сравнению с туристическими есть один большой минус: довольно дорогая переадресация с российского номера, так что в каждой стране абоненту придётся сообщать родным новый номер и обрекать их на международные звонки. Кроме того, если абонент сделал выбор в пользу местной симки, то при нулевом балансе связь ему будет не доступна. А с турсимками путешественник, даже оставшись на мели, всё также сможет принимать входящие вызовы совершенно бесплатно для себя в большинстве стран.

Ещё один очевидный минус местных операторов — это ограничение срока действия SIM-карты. Если не пополнять баланс постоянно (а, скорее всего, купив однажды местную SIM-карту по случаю, абонент в ближайшие годы может и не вернуться в ту же страну), номер аннулируется и SIM-карту можно смело выкидывать в мусорное ведро. Что касается местных препейд пакетов связи для туристов, то они действительны всего месяц.

Наши


Ещё одна конкурентная среда для туристических SIM-карт — это российские сотовые операторы. Однако их стандартный роуминг в десятки раз дороже. Конечно, многие из них к лету выпустили предложения для отпускников. Да и те менее выгодны, чем туристические SIM-карты, потому что, например, снижая плату за входящие, операторы оставляют стоимость исходящих равной 70 рублям (как Билайн), или не снижают тариф на GPRS. Ведь российские операторы — это олигополисты, которые могут себе позволить закладывать в цены большую маржу из-за фактического отсутствия конкуренции.

Один из примеров деятельности отечественных сотовиков на этом поле: 27 июля МТС заблокировал переадресацию звонков на сервисные номера 8-800*******, мотивировав это масштабным фродом (мошенничеством). Якобы, контент-провайдеры или операторы IP-телефонии делали эти номера платными, и, выдавая за бесплатные (т.к. по формату номера похожи), разводили абонентов на деньги. Однако, вместо борьбы с недобросовестными партнёрами (которую тот же МТС успешно ведёт на фронте коротких номеров), они предпочли закрыть переадресацию на все номера вышеуказанного формата.

Пикантность этой ситуации заключается в том, что одним из операторов международных SIM-карт номер формата 8-800 использовался для предоставления услуги «сохранение российского номера». Соответственно, когда МТС закрыл переадресацию, их абонентам возможность бесплатной переадресации звонков из России за границу стала недоступна. Что, конечно, было печально для всех, кроме «яйцеголовых», которые, на самом деле, таким образом решили вернуть себе часть роуминговых прибылей, отъедаемых туристическими симками. Сейчас Teletie решил проблему, заменив сервисный номер на прямой. Это сделало услугу немного дороже (ровно на стоимость переадресации номера МТС на прямой городской московский номер). МТС не впервые попадает в некрасивые истории, но сейчас не об этом.

Пока недовольные абоненты закидывают сотовых операторов жалобами, рынок туристических симок растёт и этот рост не остановить. По неофициальной статистике, предоставленной мне одним знакомым, по роду деятельности связанному с рынком сотовой связи, выбор в пользу туристических SIM-карт, уезжая в отпуск, делают сейчас не более 5% абонентов. А это значит, что потенциал — огромен. «Большая тройка» вряд ли охотно расстанется со своими сверхприбылями, так что за развитием событий следить будет интересно. Конечно, не исключено, что кто-то из них рано или поздно сделает свою туристическую SIM-карту, но для этого зверской ценовой политикой придётся поступиться. Потребители в любом случае не окажутся в проигрыше: туристические симки можно купить в любом салоне сотовой связи или даже в гипермаркете, запасаясь продуктами на выходные.
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+50
Comments 55
Comments Comments 55

Articles