Pull to refresh

В защиту читателей

Reading time7 min
Views666
Original author: Mandy Brown
Лучшие читатели — упрямые читатели. Они обладают почти безграничной настойчивостью, которая заставляет их читать вне зависимости от того, что творится вокруг. Я видела девушку, поглощённую чтением «Дон Кихота» за столиком в шумном баре; я видела типичного Нью-Йоркского читателя, который шёл по улице с книгой в руке; в последние дни мне довелось увидеть многих людей, поглощавших книги с экранов своих iPhone-ов (один из них признался, что прочёл всю трилогию «Властелина Колец», прокручивая текст пальцем). И миллионы из нас читают газеты, журналы и блоги с экранов каждый день — и всё это несмотря на утверждения, что никто больше ничего не читает.

У этих читателей есть одна способность: они могут создавать для себя ощущение одиночества тогда, когда обстоятельства позволяют им это. Чтение обязательно должно проходить в уединении — как и смерть, чтение увлекает тебя одного; на протяжении веков читатели учились создавать это уединение, учились быть в уединении в местах, приспособленных для этого меньше всего. Бывалый читатель может забыться с хорошей книгой даже тогда, когда вокруг происходит нечто вроде войны (а иногда и во время войны): это почти то же самое, что выращивать орхидеи в пустыне.

Несмотря на то, что в интернете можно найти достаточно «чтива», читатели остаются забытой аудиторией. Большая часть того, что мы говорим о веб-дизайне, вертится вокруг идеи перемещения по странице: о пользователях думают как о тех, кто ищет, рассматривает, прокручивает, проглядывает. Мы измеряем частоту их кликов, но не время, которое они провели на нашей странице. Мы беспокоимся об их движении и об участии — о том, как они перемещаются с одной страницы на другую, с кем они говорят, когда приходят туда-то, — но забываем о тех, кто ищет спокойствия. Чтение процветает там, где есть пространство — то есть чуть вдали от гула толпы, и для нас, веб-дизайнеров, по-прежнему есть где хорошенько поработать, чтобы расчистить такое пространство.


От разглядывания к чтению


Смотреть и читать одновременно почти невозможно: это разные занятия.
— Gerard Unger, While You're Reading

Вообразите, что вы впервые держите в руках какую-нибудь книгу. Вы смотрите на обложку, чтобы понять, о чём она, затем, может быть, переворачиваете её, чтобы прочесть текст, напечатанный на обложке сзади. Открыв книгу, вы можете бросить взгляд на титульный лист или быстро пробежать глазами оглавление. Может быть, вы решите заглянуть в конец книги, чтобы проверить число страниц, или просто взвесить книгу в руке и перехвать её поудобнее. Если у книги есть суперобложка, вы можете снять её, чтобы она не мешалась под рукой.

Большинство читателей обязательно выполняют одно или несколько таких действий: они являются своего рода ритуалом перед чтением, частью книжной культуры. Они же выполняют важную задачу, облегчая переход от рассматривания к чтению. Они помогают читателю почувствовать интерес к книге и являются приглашением к чтению, обустраивая сцену перед действием, следующим за ними. Похожие действия есть и в интернете. Когда вы попадаете на страницу со статьёй (на эту, к примеру), вы можете глянуть на логотип, чтобы понять, где вы оказались, или просмотреть меню сайта, чтобы уяснить для себя, что ещё здесь можно встретить. Наверняка вы посмотрите на заголовок статьи, или на фотографии или иллюстрации, которые сопровождают её. Если на странице есть выдержка или краткое содержание, вы можете пробежаться по нему, как пробежались бы по краткому описанию книги на задней стороне обложки. Возможно, вы даже прочтёте первый параграф, чтобы понять, насколько близка и интересна для вас эта статья. Если во время любого из этих действий вы придёте к заключению, что статья не для вас, вы покидаете страницу и уходите куда-нибудь ещё. Но если она вас заинтересовала, вы наверняка начнёте читать.

Всё это может длиться лишь несколько секунд, но эти секунды являются единственной подготовкой для читателя, тем единственным способом, который позволяет перейти от разглядывания к чтению, от просмотра текста к концентрации на нём. Именно во время этих нескольких секунд читатель решает сконцентрировать своё внимание на тексте и приняться за чтение — не менее увлекательное действие, чем просматривание (browsing), от которого и пошло название вашей любимой программы — браузера.

Многие упрямые читатели смогут перейти в состояние чтения вне зависимости от того, удобно или не удобно им это сделать на свёрстанной вами странице; но, будучи дизайнерами, мы можем помочь начать читать и всем остальным. Посмотрите, какие элементы дизайна сопровождают страницу, и расположите на самом верху те из них, которые добавлены на страницу для привлечения посетителей. Краткое содержание или выдержка, как и иллюстрации, позволяют читателю быстро определить, чему посвящена статья. Список категорий и ссылки на информацию на схожую тему образуют контекст для статьи. Имя автора и его краткая характеристика помогают почувствовать личность за текстом. Все эти элементы соединяются, чтобы открыть путь к чтению.

Наверняка первый параграф (или первые несколько параграфов — в зависимости от размера текста) будут читаться не так, как следующие. Мы часто читаем медленнее в начале текста, привыкая к авторской манере и решая, хочется или не хочется продолжать. Некоторые приёмы типографики, такие как буквица или выставление для первого параграфа больший размер или другой тип шрифта, могут придать первому параграфу иной смысл по сравнению с последующими и сделать переход к чтению более удобным. Если говорить образно, первый параграф должен звучать громче, чем следующие, чтобы привлечь читателя.

Теперь оставь меня в покое


Как только читатель создал вокруг себя ауру уединения, он становится почти недостижимым. Читатель, сильно увлечённый своим занятием, может не услышать вас, если вы позовёте его по имени. Позовите его ещё раз, и он поднимет голову, одарив вас раздражённым взглядом. Главное — не останавливать всю ту суету, что царит вокруг читателя, но дать ему достаточно места (помните девушку, читавшую «Кихота» в баре? Вы наверняка постараетесь заказать себе выпивку, не помешав ей).

На практике это значит, что вам нужно убрать всё то, что отвлекает, оставив только самое необходимое. Выдержки и цитаты, так пригодившиеся в начале статьи, в дальнейшем становятся лишь помехой: многие чувствуют, как они неосознанно притягивают внимание, даже когда они хотят сконцентрироваться на тексте. Внимание к простейшим деталям типографики — длине строки, удобному для чтения шрифту, правильному балансу между размером шрифта и междустрочным интервалом, подходящему контрасту между цветом текста и фоном — может быть решающим выбором в пользу читателя, который доходит до конца статьи, а не в пользу читателя, который устаёт и сдаётся.

Свободное пространство справа и слева от текста — не столько роскошь, сколько необходимость. Каждый пиксель свободного пространства вокруг текста способен помочь читателю фокусироваться на тексте, вместо того чтобы отвлекаться. Глаза читателя должны периодически достигать края блока с текстом: боковая панель сайта, расположенная слишком близко к тексту или окрашенная в более светлый или тёмный цвет, будет вставать на пути читателя каждый раз. Даже чуть увеличенный отступ между текстом и боковой панелью (особенно если на боковой панели есть ещё текст) может сделать страницу удобнее и вернуть читателю ощущение уединения.

Важно учитывать то, как строится процесс чтения. После начального перехода от разглядывания к чтению следует период глубокой концентрации, во время которого читатель буквально забывается с текстом. В его конце, как бы то ни было, читатель снова выныривает из пучины информации и готов вернуться к разглядыванию, которое и привело его на это место. Дизайн страницы должен учитывать эти три отдельных фазы: сначала встречать читателя, затем оставлять его в одиночестве и в конце дать ему возможность продолжить искать то, что его интересует.

Многие сайты разбрасывают вокруг статьи связанный с ней контент, вместо того чтобы собрать его вверху или внизу, что было бы полезнее и не так бы отвлекало от самой статьи. Если вы хотите, чтобы ваши посетители проглядывали страницу, то любыми средствами вытяните боковую панель на всю её высоту и заполните её чем в голову взбредёт, да так, чтобы ни один пиксель рядом со статьёй не был пуст. Но если вы хотите, чтобы они читали — если статья была написана, а не просто скомпонована или скопирована, если текст состоит из тщательно составленной прозы, а не из обрывков статей, списков, пунктов и напоминаний, — то уважайте чтение как процесс и уберите лишнюю информацию куда-нибудь в другое место. Середина статьи должна быть такой же одинокой, как читатель, увлечённый своим делом, и достигать этого с помощью дизайна, который не встаёт на пути ни у текста, ни у читателя.

Дизайнеры тоже могут быть читателями


Конечно же, есть читатели, которые избегают встречи с экраном, — те самые, которые распечатывают длинные статьи или — о ужас! — покупают печатные книги и журналы вместо этого. Мы часто приписываем причину их привязанности тем особенностям, над которыми мы не имеем никакого контроля: тому, что сидеть за рабочим столом неудобно физически (по сравнению с книгой, с которой можно уютно примоститься где угодно), недоступности для обычного пользователя экрана, который был бы удобнее бумаги, привычке терять внимание, выработанной во время веб-сёрфинга, из-за которой переход к чтению выглядит невозможным. Но на деле существуют другие особенности, играющие свою роль, и мы способны достичь многого, если возьмём их под свой контроль; спросите себя, приспособлен ли дизайн вашей страницы под процесс чтения или, наоборот, грубо душит всякие попытки приступить к нему, отводя главную роль разглядыванию, рассматриванию и просматриванию.

Единственная возможность для дизайнера проверить, подходит ли страница для чтения, — прочесть её самому. Переходя к смыслу дизайна, это означает, что нужно взглянуть в сам текст и найти достаточно времени на то, чтобы собственно прочесть его. Это нелёгкая задача, но ведь читать в сети так же нелегко — попытка заняться чтением в Сети поможет вам понять состояние читателя, оказавшегося среди баннеров, рекламы и пестроты веб-страниц. Интернет — это по-прежнему шумное и многолюдное место, но он же и является бесконечностью, и наверняка мы можем найти в интернете достаточно пространства для того, чтобы читать, пространства, в котором текст говорит, а читатель внимает ему без напряжения.

==========

Оригинальная статья: «In defense of readers», автор: Mandy Brown
Translated with the permission of A List Apart Magazine and the author[s].


От переводчика:
Привет, Хабрахабр!
Спасибо, что прочли эту статью.
Это первый перевод, который решился выложить на всеобщее обозрение. Прошу прощения за его вольность.
Если вы нашли в нём какое-то слово или абзац, который режет глаз или отформатирован не так, как принято, пожалуйста, прокомментируйте.
Заранее спасибо.
Tags:
Hubs:
+72
Comments34

Articles

Change theme settings