Pull to refresh

Страсть к программированию. Часть 1. Совет 2. Спрос и предложение

Reading time5 min
Views49K
Не прошло и двух месяцев — выкладываю второй раздел первой части книги Чеда Фоулера «Страсть к программированию».
Так же по старой ссылке доступен новый PDF.
< — Начало, веди или умри 3. Кодинг ещё не всё ->
2. Спрос и предложение

Когда web только начинал свой путь, то каждый мог зарабатывать кучу денег делая простенькие странички в HTML для компаний. Каждая компания хотела себе страницу в интернете и относительно мало людей знало как их делать. Компании готовы были платить очень много «опытным» web-дизайнерам, от которых требовались лишь базовые знания HTML, ссылок и структуры сайта.
Делать HTML страницы достаточно просто. Сложно сделать красивые страницы, но основы достаточно просты в освоении. Со временем, люди заметили насколько велик спрос на web-дизайнеров и всё больше стали покупать и изучать книги по HTML. Рынок был очень горячим, зарплаты и почасовые ставки были высоки и предложение в ответ на это стало расти.
Рынок наполнялся дизайнерами и они начали делиться на действительно творческих личностей и просто прикладных. Более того, конкуренция стала понижать цены. В результате больше компаний смогли позволить себе сделать первый шаг и начать мелькать в интернет. Возможно, они не могли себе позволить заплатить $5000 за первый сайт, но могли заплатить $500.
Конечно, некоторые конторы всё ещё готовы были расстаться с внушительными суммами за нереальный сайт. И некоторые web-дизайнеры всё ещё могли рассчитывать на серьёзное вознаграждение.
И тогда поток web-дизайнеров в начальном и среднем сегменте снизился. Не слишком талантливых дизайнеров сменили продвинутые пользователи и прочие товарищи из IT которые вовсе не обязательно специализировались на HTML дизайне. В это время спрос, предложение и цена на работу с HTML достигла равновесия.
Эта немного теоретическая история о жизненном пути web-дизайнера демонстрирует нам экономическую модель, о которой ты наверняка слышал — модель спроса и предложения. У большинства из нас понятия спроса и предложения больше ассоциируются с определением цен за которые товар может и будет продан. Чем больше количество товара на рынке превышает количество желающих его купить, тем ниже его цена. Чем больше количество покупателей превышает количество товара на рынке, тем цена будет выше при этом состязании заказчиков.
Кроме предсказания цен на товары и услуги, модель спроса и предложения может предсказать то, как будут зависеть изменения цены от количества покупателей и поставщиков. Обычно дешёвую вещь купят больше людей, чем дорогую.
Ты не можешь соревноваться в цене. По сути, тебе это просто не по карману.

Почему это так для нас важно? Мода на оффшорную разработку впрыснула в рынок большое количество дешёвых IT-специалистов. И пока мы волнуемся о том, что потеряем свои работы дома, дешёвые программисты уже повысили общее предложение на рынке. И так как предложение растёт, то цены падают. Соревнование на рынке товаров и услуг с высоким предложением зависит от цены. В случае работы это отражается в зарплате. Ты не можешь соревноваться в цене. Просто тебе это не по карману. Так что же делать?
Дешёвые оффшорные программисты сосредоточены на относительно узком наборе технологий. Java и .NET программистов в Индии пруд пруди. Так же в Индии много администраторов БД Oracle. Менее массовые технологии представлены оффшорными программистами значительно слабее. Выбирая технологию, в которой будешь развиваться, ты должен осознавать влияние повышения предложения и понижения цен на твою будущую карьеру.
При программировании для .NET у тебя будет в десятки тысяч раз больше конкурентов на рынке труда, чем если бы ты программировал, например, на Python. Это может привести к тому, что средняя цена на .NET программистов существенно снизится, возможно, увеличив при этом спрос (таким образом увеличивая количество рабочих мест в этой области). В конечном итоге найти работу возможно и не составит труда, но она вряд ли будет хорошо оплачиваться. Предложение на рынке программирования на Python значительно ниже, чем на .NET, но и спрос под стать.
На рынке программирования на Python, где цены на программистов значительно выше, люди могут прельщаться на более высокий ценовой диапазон и начать предлагать свои услуги, снижая таким образом цены в среднем.
Таким образом всё и балансирует. Но один аспект очевиден. Индия обслуживает лишь уже стабилизировавшиеся IT рынки. Ты не встретишь среднестатистическую оффшорную компанию, переходящую на какую-нибудь необычную технологию. Они никогда не станут первопроходцами. Они никогда не рискуют. Они дожидаются равновесия на рынке технологий и затем взрывают его своими сверхдешевыми программистами.
Отталкиваясь от этих наблюдений ты можешь выбрать в качестве своей арены тот сегмент рынка, на котором спрос не так высок. Как бы абсурдно это не звучало, если ты опасаешься проиграть оффшорным программистам, то один из возможных вариантов — избегать тех видов работ, которые они делают. Оффшорные компании берутся за те отрасли, в которых спрос высок. Поэтому сосредоточившись на достаточно нишевых технологиях ты наверняка не уменьшишь конкуренцию (так как работы на этом рынке меньше), но это позволит тебе переключиться с конкуренции цен на конкуренцию способностей. А как раз это тебе и нужно. Ты не можешь соревноваться в ценах, а в способностях — вполне.
Также следует учитывать, что с понижением цен на программистов в доминирующих технологиях будет повышаться спрос на них. Так к примеру общее повышение спроса на программистов Java вполне может привести к увеличению количества рабочих мест (определенного типа) в этом сегменте, но точно не к уменьшению. Разрастание оффшорного рынка дешёвой разработки может вызывать рост спроса в том числе и на самых дорогостоящих разработчиков.
Так обычно и происходит. Многие компании приходят к выводу, что для нормального развития оффшорной разработки необходимо иметь в запасе и высококлассных разработчиков, которые устанавливают стандарты, контролируют качество и ведут проект в технологическом плане.Общий рост спроса на программирование для Java естественным образом привело к увеличению спроса на такую категорию работников в рамках Java. Работа низкого уровня может выполняться и в оффшоре, но зато доступных высокоуровневых задач стало гораздо больше, чем до появления оффшорной разработки. Так же как и на нишевых рынках, на этом ярусе рынка разработки для Java конкуренция смещается из области цен в область способностей.
Используй неуравновешенность рынка.
Самый важный урок, который мы можем вынести из модели спроса и предложения заключается в том,что повышение спроса увеличивает конкуренцию цен. Испытанная временем стратегия следования за рынком поставит тебя в рамки конкуренции цен с оффшорными разработчиками, потому что твои навыки будут совпадать с теми, которые популярны на привлекательных для них сбалансированных рынках. Чтобы конкурировать на рынке популярных технологий, ты должен переходить на более высокий ярус. Или же ты можешь использовать неуравновешенность технологического рынка — идти туда, куда не сунутся оффшорные компании. В любом случае необходимо понимать расстановку сил и умело реагировать на её изменения.
Действуй!

Изучи текущий спрос на технические навыки. Загляни на сайты, посвящённые карьере и вакансиям, узнай какие навыки пользуются высоким, а какие низким спросом. Найди несколько сайтов оффшорных компаний (или поговори со служащими таких компаний, если ты с ними работаешь). Сравни то, что они предлагают, со списком, который ты составил.Отметь те из них, которые пользуются высоким спросом, но практически не предоставляются аутсорсерами.
Проделай такое же сравнение среди новейших технологий и навыков, которые предоставляют аутсорсинговые компании.Приглядись повнимательней к тем областям, которые не сильно затронуты оффшорными разработчиками. Много ли времени у них займёт залатывание этих брешей? И будут ли они этим заниматься вообще? В этом промежутке временирынок не будет уравновешен.
Tags:
Hubs:
+6
Comments11

Articles

Change theme settings