Pull to refresh

Tank — твой робот на Arduino

Reading time 8 min
Views 40K
Запрограммируем робота на основе Arduino.
Начну с теории и описания всего того, что нам пригодится.

image

Напомню Arduino – это аппаратная вычислительная платформа, основными компонентам которой являются простая плата ввода/вывода и среда разработки на языке Processing/Wiring. Документация на аппаратную часть и программный код опубликованы под лицензией «copyleft» но разработчики выразили желание, чтобы название «Arduino» было торговой маркой для официального продукта и не использовалось для производных работ без разрешения. В документе об использовании названия Arduino подчеркивается, что проект открыт для всех желающих.

До недавнего времени создание роботов считалось очень непростой процедурой, требующей от разработчика высокой квалификации и специального образования, а также длительного времени на разработку. Но с появлением плат Arduino это занятие может позволить себе почти каждый, кто хоть немного знаком с программированием! Проще некуда, но обо всем по порядку.


Плата Arduino состоит из микроконтроллера Atmel AVR и элементной обвязки для программирования и интеграции с другими схемами. На каждой плате обязательно присутствуют линейный стабилизатор напряжения 5 В и 16 МГц кварцевый генератор. В микроконтроллер предварительно прошит загрузчик, поэтому внешний программатор не нужен.

Проект Arduino постоянно развивается и имеет множество модификаций. На данный момент доступны 10 версий плат, но конкретно в данном проекте использовалась плата Arduino Diecimila. Она представляет собой небольшую электронную плату, ядром которой является микроконтроллер ATmega168. На плате есть: 14 цифровых входов/выходов, 6 из которых могут работать в режиме ШИМ (PWM) (а следовательно управлять аналоговыми устройствами вроде двигателей и передавать двоичные данные), 6 аналоговых входов, тактовый генератор на 16 МГц, разъёмы питания и USB, ICSP-порт (что-то вроде последовательного интерфейса для цифровых устройств), несколько контрольных светодиодов и кнопка сброса. Этого вполне достаточно, чтобы подключить плату к USB-порту компьютера, установить необходимое программное обеспечение (драйвер и среду разработки) и начать программировать.

image
Внешний вид платы Arduino Diecimila.

Краткая спецификация

Микроконтроллер: ATmega168
Рабочее напряжение: 5 В
Входное напряжение (рекомендуемое): 7-12 В
Входное напряжение (пределы): 6-20 В
Цифровые порты ввода/вывода: 14 портов (из них 6 с ШИМ-сигналом)
Аналоговые порты ввода: 6 портов
Ток для портов: 40 мА
Ток для 3.3В источника: 50 мА
ППЗУ (Flash Memory): 16 KB (из них 2 Кб используются загрузчиком)
ОЗУ (SRAM): 1 Кб
ПЗУ (EEPROM): 512 байт
Тактовая частота: 16 МГц

Что же нужно для того, чтобы сделать своего робота ?

Робота можно собрать, как это делают многие энтузиасты, но можно и переработать существующего. В качестве робота подойдет любая игрушка с подвижными деталями. В моём случае – это танк, с подвижными гусеницами, приводящимися в движение встроенными моторчиками (танк имел дистанционное управление). Вот этими моторчиками я и буду управлять с помощью платы.

Важным этапом, естественно, служит получение в своё распоряжение одной из плат Arduino. В моём случае это плата Arduino Diecimila. Также для подключения платы к компьютеру необходим USB кабель любой длины стандарта A-B. Через этот кабель будет осуществляться обмен данными между компьютером и микроконтроллером, а также подача питания на плату, т.е. внешний блок питания не обязателен. Еще один компонент, который необходим для управления моторами – это плата расширения MotorShield.

image
Плата расширения MotorShield и комплект деталей.

image
Что и как подключать к MotorShield.

Далее нужно определиться с целями: мне нужно к имеющемуся игрушечному танку приделать дистанционное управление, но не обычное «куда нажал – туда поехал», а такое, при котором танку передавались бы координаты на воображаемом поле и он самостоятельно бы их достигал. Т.е. нужно представить, что комната (или любой другой участок, по которому будет двигаться танк) разбита на квадраты, представляющие собой систему координат. Тогда танку необходимо будет передавать координаты какого-либо квадрата и он должен будет повернуться к нему и проехать необходимое расстояние, чтобы стать в этот квадрат.

image
Игрушечный танк с материнской платой.

image
Материнская плата явно больше платы Arduino :).

Есть танк с моторами, есть плата, есть плата расширения. Необходимо средство для передачи координат. Это будет программа на компьютере пользователя, которая будет передавать данный на танк посредством Wi-Fi связи. Должен заметить, что Wi-Fi не понятен плате, поэтому на танке присутствует еще и обычная материнская плата (позже заменена на ноутбук ), которая будет от адаптера Wi-Fi транслировать данные в COM-порт, через который будет связь с платой Arduino. От нее сигналы уже будут поступать на плату расширения, и моторы должны будут закрутиться. Задача сводится к написанию двух программ: одной – для передачи данных от компьютера на Wi-Fi адаптер, другой – для обработки данных внутри микроконтроллера.

image

Итак, поехали!

Программу, отвечающую за обмен данными между ПК и микроконтроллером через COM-порт, писать можно на чём угодно. Пусть это будет Delphi.

Для краткости приведу исходный код только той функции, которая будет передавать танку команды, отвечающие за поворот и передвижение на нужные угол/расстояние. Функция принимает на вход текущие координаты (x0,y0), новые координаты (x1,y1) и текущий угол поворота танка alpha. Возвращать функция будет новый текущий угол. Текущие координаты и угол хранятся вне функции. Код откомментирован в нужных местах, поэтому описывать не стану.

Copy Source | Copy HTML
  1. Function MoveTank(x0, y0, x1, y1, alpha: integer): integer;
  2. var newAlpha: integer; // новый угол
  3.     FlagsField : byte; // содержит код направления движения
  4.     angle_tmp: integer;
  5.     TmpStr: string;
  6.     angle, dist: byte; // угол и расстояние, передаваемые танку
  7. begin
  8.      // Вычисление нового текущего угла
  9.      newAlpha := Round(ArcTan(Abs((x0-x1)/(y0-y1)))); // Поворот относительно текущего положения
  10.      angle_tmp := (360 + newAlpha - alpha) mod 360; // Расстояние между заданными координатами
  11.      dist := Round(10*Sqrt(Sqr(x0-x1) + Sqr(y0-y1)));
  12.      FlagsField := 0; // Определение оптимального направления движения
  13.  
  14.      if angle_tmp <= 90 then FlagsField := 0 // передом, вправо
  15.      else if angle_tmp < 180 then
  16.             begin
  17.               angle_tmp := 180 - angle_tmp;
  18.               FlagsField := FlagsField or 4; // задом, вправо
  19.             end
  20.      else if angle_tmp < 270 then
  21.             begin
  22.               angle_tmp := angle_tmp - 180;
  23.               FlagsField := FlagsField or 6; // задом, влево
  24.             end
  25.      else begin
  26.               angle_tmp := angle_tmp - 270;
  27.               FlagsField := FlagsField or 2; //передом, влево
  28.             end;
  29.  
  30.      angle := angle_tmp;
  31.  
  32.      // Далее нужно отправить в COM-порт сначала флаги, затем данные.
  33.  
  34.      FlagsField:= FlagsField or 1; // для передачи угла
  35.      TmpStr := Chr(FlagsField);
  36.      ComPort_.Write(TmpStr);
  37.      TmpStr := Chr(angle);
  38.      ComPort_.Write(TmpStr);
  39.  
  40.      FlagsField:= FlagsField and 254; // для передачи расстояния
  41.  
  42.      TmpStr := Chr(FlagsField);
  43.      ComPort_.Write(TmpStr);
  44.      TmpStr := Chr(dist);
  45.      ComPort_.Write(TmpStr);
  46.  
  47.      Result := newAlpha;
  48. end;




Следующий этап — написание программы для прошивки её в плату. Всё, что нам нужно, это принять данные с последовательного порта и обработать поступившую команду, включив вращение моторов танка в нужную сторону. Моторы включаются на определенное время и длительностью этого времени достигается движение на требуемое расстояние

В программе для приёма данных используется пин №9 (TxD). Соответственно 2й контакт СОМ порта материнской платы (RxD) необходимо подключить к пину №9 на Arduino. Ещё одно требование: нужно настроить СОМ порт материнской платы на скорость 9600 бод.

Для управления движением танка будем использовать два мотора — для левой и правой гусениц (разъемы M1 и M2 на Motor Shield). Для упрощения работы с моторами используем фреймворк AFMotor, легко подключаемый к нашему проекту одной строкой «#include «AFMotor.h»». Моторы обозначим цифрами 1 для левой и 2 для правой гусениц. В коде, приведенном ниже, видно, что работа с моторами не представляет собой ничего сложного.

Copy Source | Copy HTML
  1. #include "AFMotor.h" // библиотека для удобства обращения с движками
  2.  
  3. #define TX 9 // пин на Arduino, куда подключен выход из COM-порта
  4.  
  5. // кодирование команд от джойстика
  6.  
  7. #define cmdForward 1
  8. #define cmdBackward 2
  9. #define cmdRapidLeft 3
  10. #define cmdRapidRight 4
  11. #define cmdLeft 5
  12. #define cmdRight 6
  13.  
  14. // скорости вращения движков
  15. // MaxSpeed - обычное движение
  16. // MinSpeed - скорость одной из гусениц при резком повороте
  17. // HalfSpeed - скорость одной из гусениц при плавном повороте
  18.  
  19. #define MaxSpeed 200
  20. #define MinSpeed 100
  21. #define HalfSpeed 150
  22.  
  23. // движение танка со скоростями левой и правой гусениц LTS и RTS
  24. // в направлении Direction
  25.  
  26. void MoveTank(byte LTS, byte RTS, byte Direction);
  27.  
  28. // чтение одного байта с COM-порта
  29. byte COMread();
  30.  
  31. // хранит команду, полученную с COM-порта
  32. byte Command =  0;
  33.  
  34. // текущее направление движения
  35. byte CurrentDirection = FORWARD;
  36.  
  37. // выбираем 1й и 2й разъемы на Motor Shield, куда подключены движки
  38. AF_DCMotor LeftTrack(1, MOTOR12_1KHZ);
  39. AF_DCMotor RightTrack(2, MOTOR12_1KHZ);
  40.  
  41. void setup()
  42. {
  43. LeftTrack.setSpeed(MaxSpeed);
  44. RightTrack.setSpeed(MaxSpeed);
  45. pinMode(TX, INPUT);
  46. }
  47.  
  48. void loop()
  49. {
  50. Command = COMread();
  51. switch (Command)
  52. {
  53. case cmdForward:
  54. MoveTank(MaxSpeed, MaxSpeed, FORWARD);
  55. CurrentDirection = FORWARD;
  56. break;
  57. case cmdBackward:
  58. MoveTank(MaxSpeed, MaxSpeed, BACKWARD);
  59. CurrentDirection = BACKWARD;
  60. break;
  61. case cmdRapidLeft:
  62. MoveTank(MinSpeed, MaxSpeed, CurrentDirection);
  63. break;
  64. case cmdRapidRight:
  65. MoveTank(MaxSpeed, MinSpeed, CurrentDirection);
  66. break;
  67. case cmdLeft:
  68. MoveTank(HalfSpeed, MaxSpeed, CurrentDirection);
  69. break;
  70. case cmdRight:
  71. MoveTank(MaxSpeed, HalfSpeed, CurrentDirection);
  72. break;
  73. default:
  74. LeftTrack.run(RELEASE); // останавливаем двигатели
  75. RightTrack.run(RELEASE);
  76. break;
  77. }
  78. }
  79.  
  80. void MoveTank(byte LTS, byte RTS, byte Direction)
  81. {
  82. LeftTrack.setSpeed(LTS);
  83. RightTrack.setSpeed(RTS);
  84. LeftTrack.run(Direction);
  85. RightTrack.run(Direction);
  86. }
  87.  
  88. byte COMread()
  89. {
  90. byte val =  0;
  91. while (digitalRead(TX));
  92. // ждем стартовый бит
  93. if (digitalRead(TX) == LOW)
  94. {
  95. delayMicroseconds(42);
  96. for (int k = 0; k < 8; k++)
  97. {
  98. delayMicroseconds(84);
  99. val |= digitalRead(TX) << k;
  100. }
  101. // ожидание 9го бита и стопового
  102. delayMicroseconds(168);
  103. return val;
  104. }
  105. }


Осталось только прошить эту программку в Arduino (а делается это нажатием одной кнопки в интерфейсе Arduino IDE) и можно развлекаться, засылая танк в тыл врага :).

Заключение

Конечно, можно не ограничиваться просто пересылкой координат. Можно добавить интерактивности, используя для управления танком джойстик. А используя веб-камеру, прикрепленную к башне танка, можно наблюдать за движением, сидя за компьютером. Но для этого понадобится дополнительное ПО. Но даже это не делает программирование Arduino чем-то непосильным. Работать с такой платой просто, легко, а главное — доступно! Хотя нет, главное — это получение море удовольствия как от результата, так и от самого процесса!

Tags:
Hubs:
+59
Comments 42
Comments Comments 42

Articles