«Как и в случае появления любой новой технологии, рецепт успеха включает в себя сочетание технических знаний, деловой хватки и навыков доставки» — Erik T. Heidt, Gartner Research Vice President
Настоящей статьей постараемся в лаконичной форме закрепить ключевые понятия, используемые при упоминании “облаков”.
Облако — это маркетинговый термин, метафора, используемая для упрощения описания сложных технологических аспектов модели работы сервисов с применением облачных вычислений.
Gartner определяет облачные вычисления как стиль, в котором масштабирование и гибкие возможности ИТ предоставляются как служба с использованием интернет-технологий.
Сегодня крупнейшие поставщики облачных сервисов, такие как Alibaba, Amazon, Google, Microsoft, предоставляют вычислительные ресурсы и технологии, с помощью которых решаются самые различные отраслевые задачи, формируются сервисы для индивидуальных потребителей. Развитие облачных вычислений обусловлено рядом причин, в т.ч. технологических:
Национальным институтом стандартов и технологий США NIST определены следующие характеристики облачных вычислений:
К основным преимуществам облачных вычислений можно отнести следующие критерии:
Однако, не стоит принимать общие выгоды за правило, и каждый случай нужно рассматривать индивидуально.
В зависимости от модели развертывания облака делятся на:
В зависимости от назначения облаков, можно выделять также общественные облака (Community cloud), государственные (Government Cloud) и иные.
При планировании развертываний можно услышать об одном из двух подходов:
On-Demand
Решения по требованию относится к различным облачным подписным моделям, самым популярным из которых является программное обеспечение как услуга (SaaS). В этом варианте Вы:
On-Premise
Благодаря традиционному решению развертывания, Вы владеете инфраструктурой, оборудованием и операционной системой, а также серверами программного обеспечения и баз данных. В этом случае Вы:
Предоставление облачных услуг в большинстве случаев предполагает наличие подписки (subscription) — бизнес-модели, по которой клиент должен оплатить некоторую стоимость, чтобы иметь доступ к продукту или услуге. Такая бизнес-модель реализована не только в ИТ, примерами подписок могут быть услуги ЖКХ, услуги сотовой связи, подписка на газеты и журналы и пр.
Оплата услуг может быть основана:
Предоставление услуг с использованием облачных вычислений в зависимости от уровня абстракции определяется одной из трех основных моделей обслуживания:
В зависимости от назначения предлагаемого решения, можно встретить тематические названия:
Уровень абстракции они не отражают, но позволяют более адресно донести основное назначение сервиса целевой аудитории.
Настоящей статьей постараемся в лаконичной форме закрепить ключевые понятия, используемые при упоминании “облаков”.
Облако
Облако — это маркетинговый термин, метафора, используемая для упрощения описания сложных технологических аспектов модели работы сервисов с применением облачных вычислений.
Облачные вычисления
Gartner определяет облачные вычисления как стиль, в котором масштабирование и гибкие возможности ИТ предоставляются как служба с использованием интернет-технологий.
Предпосылки к появлению облачных вычислений
Сегодня крупнейшие поставщики облачных сервисов, такие как Alibaba, Amazon, Google, Microsoft, предоставляют вычислительные ресурсы и технологии, с помощью которых решаются самые различные отраслевые задачи, формируются сервисы для индивидуальных потребителей. Развитие облачных вычислений обусловлено рядом причин, в т.ч. технологических:
- взрывной рост количества вычислительных устройств,
- экспоненциальное увеличение объемов данных;
- возросшие вычислительные мощности и снижение их стоимости,
- гибкость управления ИТ, развитие технологий виртуализации;
- доступность сети Интернет и увеличение пропускной способности каналов связи.
Характеристики облачных вычислений
Национальным институтом стандартов и технологий США NIST определены следующие характеристики облачных вычислений:
- On-demand self-service — самообслуживание по требованию, без необходимости взаимодействия с сотрудниками каждого поставщика услуг;
- Broad network access — универсальный сетевой доступ к сервису через стандартные механизмы различных платформ;
- Resorce pooling — объединение ресурсов для предоставления услуг без необходимости понимания потребителем точных определений;
- Rapid elasticity – эластичность, выделение и высвобождение ресурсов в атематическом режиме для соразмерного масштабирования;
- Measured service — Измеримость предоставляемых услуг, возможность мониторинга ресурсов и учет потреблений.
Преимущества использования облачных вычислений
К основным преимуществам облачных вычислений можно отнести следующие критерии:
- Затраты (сокращение капитальных и эксплуатационных затрат);
- Скорость (планирование нагрузок, самообслуживание);
- Глобальный масштаб (географический охват, вариативность конфигураций);
- Продуктивность (высвобождение ресурсов на приоритетные задачи);
- Производительность (современное оборудование и эффективность).
Однако, не стоит принимать общие выгоды за правило, и каждый случай нужно рассматривать индивидуально.
Виды “облаков”
В зависимости от модели развертывания облака делятся на:
- Частное облако (Private Cloud) – концентрация ресурсов под управлением одной организацией;
- Публичное облако (Public Cloud) – концентрация ресурсов под управлением стороннего поставщика облачных сервисов;
- Гибридное облако (Hybrid Cloud) – объединение локальной или частной инфраструктуры с публичным облаком с целью предоставление преимуществ двух подходов.
В зависимости от назначения облаков, можно выделять также общественные облака (Community cloud), государственные (Government Cloud) и иные.
Варианты развертывания программных решений
При планировании развертываний можно услышать об одном из двух подходов:
On-Demand
Решения по требованию относится к различным облачным подписным моделям, самым популярным из которых является программное обеспечение как услуга (SaaS). В этом варианте Вы:
- не берете на себя расходы на инфраструктуру и оборудование;
- не несете ответственности за то, что ИТ-команда будет поддерживать бесперебойную работу сервиса;
- получаете ежемесячную подписку, обновления будут применяться автоматически, а ответственность за обеспечение работоспособности сервисов делегирована на поставщика облачных услуг.
On-Premise
Благодаря традиционному решению развертывания, Вы владеете инфраструктурой, оборудованием и операционной системой, а также серверами программного обеспечения и баз данных. В этом случае Вы:
- отвечаете за техническое обслуживание требуемой инфраструктуры;
- отвечаете за работоспособность сервиса и наличие экспертизы на стороне Вашей организации;
- самостоятельно принимаете решения о необходимости оплаты внешних услуг по обслуживанию и обновлению систем и их компонент с учетом возникающих потребностей.
Подписка (Subscription)
Предоставление облачных услуг в большинстве случаев предполагает наличие подписки (subscription) — бизнес-модели, по которой клиент должен оплатить некоторую стоимость, чтобы иметь доступ к продукту или услуге. Такая бизнес-модель реализована не только в ИТ, примерами подписок могут быть услуги ЖКХ, услуги сотовой связи, подписка на газеты и журналы и пр.
Оплата услуг может быть основана:
- на фиксированном (fixed) объеме товаров или услуг;
- на неограниченном (unlimited) использовании услуг;
- на оплате по мере роста потребностей/возможностей (pay-as-you-go);
- на базовом доступе или минимальном объеме сервиса с возможностью дополнительной оплаты функциональных возможностей (freemium, в этом случае бесплатный режим использования ограничен функциональными возможностями или ресурсами).
Модели предоставления сервисов (*aaS)
Предоставление услуг с использованием облачных вычислений в зависимости от уровня абстракции определяется одной из трех основных моделей обслуживания:
- Infrastructure as a Service (IaaS) –инфраструктура как услуга.
- Platform as a Service (PaaS) –платформа как услуга;
- Software as a Service (SaaS) –программное обеспечение как услуга.
В зависимости от назначения предлагаемого решения, можно встретить тематические названия:
- Backup-as-a-Service;
- Storage-as-a-Service;
- Database-as-a-service;
- Data-as-a-Service и другие.
Уровень абстракции они не отражают, но позволяют более адресно донести основное назначение сервиса целевой аудитории.