Pull to refresh

Студент в ИТ: учиться нельзя работать

Не раз встречала здесь статьи о собеседованиях в ИТ-гигантнах, европейско-американских компания и прочих, довольно сказочных для меня местах. Возможно, и у меня такая будет. Но сейчас я хочу поделиться историей более приземленной.

Мне никогда не сиделось на месте, и к окончанию второго курса я успела побывать в роли официанта, администратора, пораздавать предвыборные газеты и поварить пельмешки на дегустацию в супермаркете (до сих пор считаю, что это была первая и лучшая работа). Но в скором времени я поняла, что пора включать мозг, а не только обаяние, и принялась искать работу по специальности бизнес-аналитика.

Без опыта тут можно было рассчитывать только на стажировку. Жила я не в самом маленьком городе, но пальцев двух рук вполне хватало, чтобы перебрать возможные варианты. В 8 из 10 компаний подходящий позиций не нашлось, в 9-ой мне сразу отказали. Причиной отказа стало плохо выполненное тестовое задание. К слову, все вопросы в задании были по бухгалтерскому учету. Спустя три года я по-прежнему не понимаю, как знание налоговых вычетов должно было помочь работодателю оценить перспективность будущего ИТ-специалиста. А ведь компания входила в тридцатку крупнейших по мнению CNews100, и от них, в первую очередь, стоило ожидать адекватных процессов приема персонала.

И вот, когда я совсем отчаялась, пришел ответ из другого системного интегратора. Дальше, по старой схеме — тестовое задание, более подходящее в этот раз. Тут были и бизнес-процессы, и управление требованиями, и оптимизация затрат. Чем я тогда взяла? Мне кажется, большими честными глазами и здравым смыслом (хотя второе — это не точно).

Следующие два года прошли как надо: я участвовала во внутреннем проекте, помогала во внешних, занималась развитием, писала диплом. У меня был классный руководитель, отзывчивые коллеги. Учеба и работа идеально дополняли друг друга. Но, вот незадача, спустя два года мне стало скучно. И пока мои одногруппники составляли свои первые резюме, я собрала свои вещички и переехала в Питер. Поводом (но не причиной) стало поступление в магистратуру.

С переездом наступила пора разочарований. Качество образования не радовало: пары регулярно отменялись, преподаватели показывали свой характер, предметы не содержали ничего, что нельзя было нагуглить. Технические собеседования приносили много боли, а вопросы HR-ов о возвращении в родной город и переезде в Москву заставляли сомневаться в сделанном выборе. Не спасали и мотивационные письма с клятвами верности: питерские ИТ-компании оставались ко мне равнодушны.

Решено было пойти хоть куда-нибудь. Контора была выбрана довольно сомнительная, но именно в ней я сделала важный шаг – от бизнес-аналитика к системному. И спустя 8 месяцев снова пустилась в поиски. Я была удивлена, и на этот раз приятно. 3/3 приоритетных вариантов дошли до финальной стадии. Это было что-то новенькое – выбирать самой, а не листать ленту с отказами. Сейчас я работаю в банке на должности старшего специалиста. Прошло совсем немного времени, но чувствую, что как никогда близка к желаемому. Но, как говорится, на ложку меда всегда находится ложка магистратуры дегтя.

За первый год обучения я прослушала несколько интересных предметов, встретила пару вдохновивших преподавателей, написала статью и выступила на конференции. Какова была цена? Потерянное время, деньги и подавленная агрессия к администрации университета. Нет, это не крик души. Просто наступил тот момент, когда время в дефиците, и хочется им эффективно управлять. Многие считают, что учеба только студентам и нужна, и отношение к ним может быть соответствующее. Однако в то время, как вуз получает гранты, преподаватели — публикации, а деканат — дешевую рабочую силу, пора переходить к более проактивным отношениям.

Что еще меня расстраивает в универе – это мои одногруппники (не все, но порядочная часть), которые уверены в том, что на них нет спроса на рынке. Технически компетентные, трудолюбивые и сообразительные, они сильно отстают в личностных компетенциях. Не понимаю, почему в универе учат учиться, а работу искать никто не учит? Особенно в условиях, когда учебные программы порядком отстают от новых технологий, которые потом приходится применять на практике.

Сейчас мне кажется, что мое первое трудоустройство было преждевременным. Нужно подготовить рабочую почву и твердо ступить на нее с дипломом, а не бежать впереди паровоза. Так, чтобы работа стала логическим продолжением учебы, а не была брошена одновременно с ней. Ну вот, я попыталась сделать статью более мнительной, но, похоже, в моем случает запятой и не пахнет. Работать и точка.

В завершение пара скромных советов от студента к студенту (а может, и не только):

  1. Не надо бояться облажаться. Это в любом случится. И не один раз. Любой негативный опыт стоит воспринимать как знание, которое можно переработать и использовать в будущем.
  2. Не надо зацикливаться на одной компании. Выбирая себе кумира, мы выбираем его образ, созданный на рынке труда. Реальное положение вещей может отличаться.
  3. Другие люди – основной источник практических знаний. Всегда нужно искать вокруг коллег, у которых можно чему-нибудь научиться.
  4. Не надо бояться оказаться в кругу людей умнее тебя. Обратно — это нужно сделать своей целью.

Надеюсь, после прочтения статьи, какой-нибудь студент возьмет себя в руки и пойдет искать работу. Ну или какой-нибудь опытный специалист растопит свое сердце и станет более открытым для обмена опытом с младшими коллегами.
Tags:
Hubs:
You can’t comment this publication because its author is not yet a full member of the community. You will be able to contact the author only after he or she has been invited by someone in the community. Until then, author’s username will be hidden by an alias.