Pull to refresh

Собственные сайты веб-студий. Тренды весны-лета 2011

В разгаре лето. Дизайнеры и программисты поменяли свои старые растянутые свитеры на шорты и гавайские рубашки, кто-то уехал на Бали, а кто-то по-прежнему вкалывает в офисе с утра до ночи за заветные 1000 баксов.

Для российских веб-студий весна и лето — это традиционный период подведения итогов. Так, в самом конце весны были опубликованы (для многих неожиданные) результаты рейтинга «Тэглайн-2011». И уже очень скоро многие ведущие игроки отрасли, до этого не проявлявшие активности, поспешили как-то отреагировать на случившееся. Например, DEFA (на мой скромный вкус, одна из самых передовых веб-студий — вспомните Dexter.ru) обновила свой сайт, приурочив это к своему 11-летию. Немного побродив по обновленному сайту, я вдруг подумал о том, что такое «крутой сайт веб-студии»? И самое главное, следят ли студии за современными трендами, при проектировании собственных сайтов или это как раз тот случай, когда говорят «сапожник без сапог»?

Социализация


Это безусловно главный и повсеместный тренд. Не обошел он стороной даже таких снобов и консерваторов как Студия Артемия Лебедева. На сайте тихо и незаметно появились панель Социальных закладок и кнопки «Мне нравится». DEFA, Red Keds, Articul Media, GRAPE, не говоря уже о более мелких студиях (которые по определению должны быть мобильнее и современнее), влились в общий поток. Всем понятна выгода от этих инструментов продвижения сайта и повышения узнаваемости бренда. Однако, почти все российские веб-студии, в отличие от своих западных коллег, отдаются во власть данного тренда достаточно незатейливо. Как правило, это стандартное решение от AddThis.

Любой тренд — это предпосылка к чему-то новому. Безусловно, можно ожидать дальнейшей социализации. Не удивлюсь, если настанет время, когда веб-студии вообще откажутся от собственных интернет-представительств и для коммуникации с основными целевыми группами им будет достаточно страницы на Facebook.

Локализация


Наличие английской версии сайта — это давнее и очевидное следствие глобальной конкуренции. А что, если языковых версий сайта ни одна и ни две? Первыми этот тренд уловили в Red Keds. На сайте помимо английской версии появились немецкая и внимание… китайская версия! Понятно, что ребята вознамерились проникнуть на этот необъятный и таинственный рынок. Получится ли у них? Это уже другой вопрос. Но тренд очевиден.

Коллаборация (или коллаборационизм?)


IT-сфера — это по-прежнему область, в которой не обладая значительными материальными и человеческими ресурсами, можно производить высококонкурентный продукт и тем самым отламывать существенный кусок от «большого денежного пирога». Понимая это и чувствуя дыхание идущих по пятам дерзких и отвязных молокососов, ведущие российские веб-студии объединились в Ассоциацию интерактивных агентств. Официальная позиция — формирование digital-рынка в России. Но мы-то с вами понимаем, что никакого digital-рынка в России нет и в ближайшие 2-3 года не будет. И хотя Ассоциация существует уже второй год, актуальность данного тренда не ослабевает.

Для студий рангом пониже существует Ассоциация Интернет-разработчиков.

В течение ближайшего времени данные ассоциации, на мой взгляд, будут расширять свою деятельность (обмен опытом, стандартизация, популяризация) и принимать в свои ряды все новых членов.

Позволю себе провести аналогию с политической жизнью нашей страны. Правящая партия (ключевые игроки рынка веб-разработок) будут контролировать большую часть заказов, оставляя оппозиции (небольшим нишевым и региональным студиям) объедки с «барского стола».

Лаконичность


Но что мы все время о «крутых ребятах»? Давайте окинем внимательным взором студии поменьше — региональных разработчиков и новичков. Это как правило либо повзрослевшие фриланс-группы (Дизайн-бюро Knock Knock, Студия 38), либо объединения вокруг одного человека, которому довелось поработать с «крутыми ребятами» (Дизайн-бюро Артёма Горбунова). В портфолио не так много работ, штат компании не превышает 10-15 человек. Чем зацепить потенциального клиента? Низкими ценами? Бесплатной поддержкой? Нет! Нужен максимально простой и лаконичный сайт.

Рассмотрим всего два примера. Креативное бюро Inspiration — видео-презентация, pdf-портфолио, социальные фишечки и контактная информация. Больше ничего. Но я уверен, что это работает! Вы думаете лента новостей, обновляемая раз в 3 месяца (как у многих других веб-студий) украсила бы их сайт? Работ в портфолио не много, но они достаточно сильные. Единственное, что бы я изменил в позиционировании — сместил акценты в видео-презентации. Сейчас она полностью дублирует pdf-портфолио. Почему бы не снять милых и приветливых сотрудников студии, рассказывающих о своих достижениях?

И наконец Агентство молодежного маркетинга Pichesky (дочка Orange Group), замыкающее ТОП-100 Тэглайн. К веб-студиям его можно отнести условно и все-таки. Сайт выполнен на флэше (в поисковиках по запросу «разработка сайтов» продвигаться будет непросто — какая жалость!). Из какой-то познавательной информации — список клиентов и контакты. Да, еще есть часики и календарь — как мило! Наверное предполагалось, что список клиентов (Nokia, Unilever, Hyundai, Heineken, МТС) говорит сам за себя. Не знаю, не знаю… Если компания так себя позиционирует, значит, ею что-то движет.

Мы рассмотрели два принципиально разных подхода, описывающих определенный тренд. Я считаю, что простота и лаконичность — это оправданное (а самое главное конкурентоспособное) решение для молодых веб-студий.

Закрытая кадровая политика


Тут все просто. Даже самые маленькие и скромные веб-студии —это место для избранных. Туда не так просто попасть. Если ты исполнитель (программист или дизайнер), то должен быстро и технично решать поставленные задачи. Если ты организатор, то обязан обладать системным мышлением и безупречным вкусом. Сейчас мы не рассматриваем откровенно запущенные случаи (а таких по-прежнему много).

Чего уж говорить о «передовиках производства». В Red Keds и CreativePeople раздела «Работа в компании» нет вообще. Более того, у последних перманентно написано «Вакансий нет».

DEFA решила проблему с привлечением специалистов просто и в тоже время нестандартно (во всяком случае, ни у одной другой веб-студии я такого не видел). В разделе «Вакансии» есть список открытых позиций, при клике на которые, происходит редирект на HeadHunter.

На мой взгляд, кадровая политика веб-студий в ближайшее время не изменится.

Постскриптум


Перед тем как приступить к написанию данного трактата, я внимательно изучил сайты около 120 российских веб-студий. По понятным причинам, я остановился только на самых ярких примерах, определяющих существующие в отрасли тренды. Я ни в коем случае не претендую на всеобъемлемость и полноту исследования. Но надеюсь, что мои скромные изыскания помогут молодым (или старым) веб-разработчикам, мечтающим начать свой бизнес, расставить правильные акценты.

Спасибо за внимание!
Tags:
Hubs:
You can’t comment this publication because its author is not yet a full member of the community. You will be able to contact the author only after he or she has been invited by someone in the community. Until then, author’s username will be hidden by an alias.