Pull to refresh

Иммиграция в Словакию: устройство начальной и средней школ, особенности предметных олимпиад

Привет, Хабр!

На волне постов о Словакии и я решил поделиться своими знаниями и наблюдениями о этой стране, а именно о начальном образовании и о том, как здесь готовят детей на международные предметные олимпиады. Не буду рассказывать, как ребенок из русской глубинки там может оказаться, просто опишу структуру.



Немногие знают, но Словакия стабильно достигает хорошие результаты на международных олимпиадах (к примеру, на IOI 2012 Eduard Batmedijn получил золотую медаль (16-ое место)). Здесь можно посмотреть общие результаты по IOI. Команда универа UK (Univerzita Komenskeho v Bratislave) в этом году едет на финальный этап ACM ICPC в Питер.

Начальная и средняя школы



Полное среднее образование длится 13 лет. 1-9 годы считаются начальной школой а годы 10-13 — средней. Срок обязательного посещения школы — 10 лет.

Существуют 2 способа как получить полное среднее образование:

Первый: 9 лет в начальной школе + 4-х летняя гимназия или 4-х летнее училище.
Второй: 5 лет в начальной школе + 8-ми летняя гимназия.
Посещение школы 5-ти дневное.

На конце их ждет общий экзамен (maturita). Экзамен состоит из 2 частей: общие письменные тесты (как наше ЕГЭ) и устный экзамен, который принимают учителя твоей школы (под надзором учителей из другой школы). Интересно, что учителей начальных школ называют učiteľ / učiteľka, a вот учителей средних школ зовут profesor / profesorka.

Студент обязан выбрать как минимум 4 предмета: родной язык (словацкий, украинский или венгерский), иностранный язык (в средней школе обязательно учить 2 иностранных, чаще всего английский и немецкий (реже: французский, русский, испанский) ) и еще 2 предмета, в моем случае это математика и информатика. Если студенту неймется, он может выбрать дополнительные предметы, и в этом случае он не пишет письменную часть для них плюс еще в день устного экзамена может от них отказаться (пара знакомых выбрали 6 предметов).

Письменная часть пишется в марте, устная часть в мае.

В качестве подготовки к ним студент на последнем году обучения (иногда — последних двух) выбирает дополнительные часы нужных предметов. На них повторяется весь материал плюс проходится что-то новое для дальнейшей учебы в универе. И это очень здорово, потому что например меня, как будущего адепта теоретической информатики, слабо интересуют особенности строения жиров или подробная история искусства.

Общий уровень экзамена можно оценить из следующего: девятиклассник российской школы без особых проблем (кроме языка) сдаст выпускной экзамен по математике. НО! Уровень вступительных экзаменов совершенно другой (кроме того факта, что некоторые универы не имеют экзаменов вообще — они просто знают, что зимняя сессия отсеет половину).

Таким образом, школа оставляет много времени на саморазвитие, многие занимаются спортом (в моем классе есть чемпионка мира, в моем году как минимум 6 успешно участвуют в международных соревнованиях).

И тут мы подходим ко второй части поста: олимпиады.

Олимпиады и подготовка к международным соревнованиям



Основной машиной для формирования команды на международные олимпиады (IMO, IOI, CEOI, IPhO, IChO, ...) являются олимпиады, которые проводит университет UK (Univerzita Komenskeho v Bratislave) в сотрудничестве с чешским универом UK (Univerzita Karlova v Praze).

Большинство олимпиад имеет следующую структуру:
  1. домашний этап: за 2-3 месяца нужно решить несколько вводных задач, темы которых будут повторяться в следующих этапах. Сдается учителям или посылается электронно. Для прохода в следующий этап нужно набрать определенное количество баллов.
  2. школьный этап: 2-5 часов на несколько задач, обычно чуть легче домашнего этапа. Для прохода в следующий этап также нужно набрать определенное количество баллов.
  3. краевой этап: то же самое, но в следующий этап поступают первые 30-40 по стране.
  4. государственный этап: лучшие 10-15 идут на серию отборочных, формируются команды


Важная особенность: олимпиады делятся не по классам, а по категориям! То есть, самую сложную могут решать все, а более легкие имеет верхнюю границу. Причем время проведения всех олимпиад отлично, то есть первокурсник средней школы (10-ый класс) может выиграть все 3 категории в математике.

Победители и успешные участники получают право поступить на несколько универов в Чехии и Словакии плюс на UK v Bratislave получаешь стипендию за первый семестр (дальше нужно трудиться).

В общем, похоже на российские олимпиады, но есть нюанс: где они берут участников? Ведь уровень подготовки в большинстве школ невысок. Да, и еще: большинство победителей живут в малых городах или даже деревнях.
Ответ: заочные семинары (korešpondečné semináre).

Семинары



Начиная с 6-ого класса, ребенок имеет возможность решать множество словацких и чешских многосерийных семинаров. Лучшие 30-40 ездят на 5-10 дней на сборы (у каждого семинара — свои!!!), проводящиеся в маленьких деревнях (так называемые «школы в природе»), где знакомятся с себе подобными и получают подготовку от студентов универов или средних школ. Оплачивает это удовольствие обычно школа пополам со спонсорами, то есть максимум от семьи это деньги на бумагу и иногда билет на поезд (а они дешевые).
Назовем некоторые семинары для 6-9 классов: Riešky, PykoMat, Sezam (мат.), PykoFyz, UFO, (физ.)…
Нету семинаров по программированию для 6-9 классов, что я собираюсь исправить.
Часто организацию семинаров для 6-9 берут на себя студенты средних школ.

Для старших (10-13 классы) выбор шире:
мат.: KMS, STROM, PraSe(чеш.), KMS(чеш.), IKS, Brkoš…
физ.: FKS, Fx
инф.: KSP, KSI(чеш.), KSP(чеш.)

плюс проводятся командные турниры, очные и онлайн (KMS Náboj, FKS Náboj, Náboj Riešok, MF Náboj, Palma, Fyziklání,… ). Некоторые совсем новые и я участвовал в их создании (MF Náboj).

Организацией старших семинаров занимаются студенты универов, часто медалисты IOI, IMO, CEOI и т.д. Формируются поколения олимпиоников, бывшие участники семинаров становятся организаторами, система сама себя поддерживает.

Теперь о структуре семинаров по информатике.

KSP (SK):
2 сезона по 2 серии в каждом, 3 категории. 15 задач, требуется придумать, описать, реализовать эффективное решение. Пример задачи из текущей серии:
Был у меня штрих-код, но его погрызла собака. Некоторые участки исчезли. Какое наименьшие количество пикселей нужно исправить, чтобы получить корректный штрих-код? Корректный штрих-код состоит из чередующихся черных и белых полос ширины от Х до Y.
Входные данные: размеры штрих-кода(макс. 1000x1000), числа X и Y, матрица из 0 и 1.
Выходные данные: 1 число — количество измененных пикселей.


ссылка: www.ksp.sk/wiki/uploads/Zadania/ps302.pdf

KSP (CZ): задачи не ставят цель написать программу, но придумать некий принцип, некую кодировку и т.п.

KSI (CZ): в первой серии сезона определяют какое-нибудь устройство и дают как задачу запрограммировать его для определенных действий.

Этим я бы хотел закончить свой первый пост на Хабре. В дальнейшем я хочу рассказать о организации с нуля лекций о спортивном программировании для 6-9 классов (программирование в школе проходят с 10-ого класса), так же серию постов о спортивном программировании.
Tags:
Hubs:
You can’t comment this publication because its author is not yet a full member of the community. You will be able to contact the author only after he or she has been invited by someone in the community. Until then, author’s username will be hidden by an alias.