Pull to refresh

Попытка мобильного B2B: приложение для юридической фирмы

В начале 2013 г., поддавшись моде на всеобщую мобилизацию, наша юридическая фирма решила выпустить свое приложение.
Мы находимся в Москве и занимаемся обслуживанием бизнеса и имеем довольно большую курьерскую службу, которая доставляет различные документы в т. ч. выписки из ЕГРЮЛ, ЕГРП, ЕГРИП и т.д.
Поэтому перед приложением стояли следующие задачи.

1. Привлечь новых клиентов.
2. Дать имеющимся клиентам удобный инструмент для заказа выписок «одним нажатием».
3. В случае удачи, рассмотреть возможность открытия нового направления по мобильной разработке для сторонних клиентов.
4. Освоить новую область, получить новые навыки и знания.

Сравнив цены на разработку приложений, мы поняли, что даже в случае качественной работы подрядчика значительный бюджет может быть попросту «слит» без какой-либо отдачи. Поэтому было решено все делать самостоятельно.
Несмотря на то, что по образованию мы гуманитарии, программирование является нашим хобби. У нас был опыт веб-разработки на своем сайте, налаживания системы IP-телефонии (Asterisk) и выполнения других довольно сложных проектов.

Вариант написания нативных приложений под iOS и Android был сразу отвергнут, т.к. это потребовало бы изучения двух языков программирования, и к тому же попытка в свое время овладеть языком Си ++, в отличие от PHP и Javascript, окончилась неудачей.

Почитав про различные фреймворки, решили остановиться на PhoneGap (сейчас Cordova).
Надо сказать, что в итоге, легкость создания приложения с его помощью оказалась обманчивой. Как любой opensource продукт, он требует настройки и «допиливания» под конкретные нужды, прежде чем позволит получить работающий код с помощью HTML5 и Javascript.
После анализа конкурентов в сторах удалось обнаружить только приложения правовых систем «Грант» и «Консультант», вопросы-ответы по ПДД и визитку некоего киевского адвоката, состоявшую из пяти статичных экранов с информацией о нем и его контактах.

Было решено делать приложение с более серьезным функционалом, но, как правильно пишут опытные разработчики, это было ошибкой, т.к. 90% возможностей оказались не востребованы.
С другой стороны, на единственную популярную функцию – онлайн-чат, мы возлагали меньше всего надежд, т.к. считали, что никто не захочет печатать сообщения на смартфоне, и в итоге ошиблись.


Итак, приложение предусматривает.
1. Формы для заказа выписок из ЕГРЮЛ/ЕГРИП/ЕГРП.
2. Прайс-лист с возможностью выбора юридической услуги и отправки сообщения о ее заказе.
3. Возможность позвонить нам из приложения.
4. Заказ обратного звонка.
5. Возможность поделиться информацией о приложении в соцсетях.
6. Интегрированные Яндекс-Карты с указанием места нахождения офиса.
7. Выход на личную страницу директора в Фейсбуке.
8. Возможность заказать разработку приложения.
9. Просмотр комикса о регистрации юридических лиц.
10. Просмотр анимированного ролика о доставке выписок из ЕГРЮЛ.
11. Онлайн-чат с юристом.

Как уже говорилось, последняя функция оказалось самой популярной.
Для ее реализации в код бесплатного on-line мессенджера, установленного у нас на сайте, пришлось внести изменения, с помощью которых, обнаружив, что он запущен в мобильном броузере, мессенджер менял свой внешний вид, размер и направление движения текста.
В результате мы получили систему, позволявшую одному оператору, вести диалог, как с посетителями сайта, так и с пользователями приложения, а также использовать все возможности мессенджера, например, очень важную для нас функцию блокирования отдельных пользователей.
Первая версия приложения была запущена под Android и размещена в Google Play в середине марта 2013 г. К настоящему времени общее число установок превысило 14 тысяч.


Число тех, кто не удалил приложение, значительно меньше и не достигает 3 тысяч.



Эти цифры превышают наши самые смелые прогнозы и, на наш взгляд, являются неплохим результатом для приложения из категории «Бизнес».
Единственными мероприятиями по раскрутке было размещение пресс-релизов на нескольких сайтах и реклама в корпоративной рассылке, в которой число подписчиков не превышает 1000 человек. Вряд ли они могли дать такое количество инсталлов.

Приложение также не было замечено в топах Google Play, поэтому объяснить этот механизм самораскрутки можно попытаться, во-первых, тем, что бизнес-приложений достаточно мало, а те, которые имеются, не всегда имеют прямое отношение к бизнесу, а, во-вторых, тем, что приложение хорошо ищется по ключевым словам «бизнес», «юрист» и «адвокат», поскольку конкурентов в сторах практически нет.
Стимулом для установки, скорее всего, является скриншот комикса, привлекающий аудиторию, ищущую развлечений, а также бесплатные консультации.


Средняя оценка приложения 4.5, 150 пользователей поделились им Google Play.
В приложение сразу был встроен код Google Analytics, и по данным этого сервиса пользователи проявляют в нем достаточно высокую активность.


Правда, из-за особенностей PhoneGap была установлена версия не для приложений, а для вебсайта, но, скорее всего, это не должно было сказаться на результатах.
Несколько удивляет, среднее время просмотра станицы в 5 секунд и среднее число посещенных страниц 1,11, но, возможно, такие цифры являются результатом посещений более чем 11 тысяч пользователей, удаливших приложение.

В топ-10 популярных страниц, естественно, оказалась главная, прайс-лист, страница со ссылками на формы для заказа выписок, страница, ведущая на просмотр ролика и комикса, пользовательские настройки, заказ выписки из ЕГРЮЛ, комикс, страница на которой можно поделиться ссылками на приложение и, наконец, заказ выписок из ЕГРП.

Версия приложения для iPhone была размещена в AppStore в октябре 2013 года. Его первый вариант был отклонен, поскольку модерации не понравился «не родной» дизайн и отсутствие «мобильного» функционала.
Из-за этого пришлось встраивать функцию Push-уведомлений и использовать плагин для создания TabBar.
На сегодняшний день темпы роста числа установок в AppStore гораздо скромнее, чем в Google Play, и, тем не менее, их число уже превысило 400.

Отслеживание событий в Google Analytics показывает, что за этот год кнопку «Чат с юристом» нажало более 6 тысяч человек. Естественно, что самих диалогов было на порядок меньше, иначе мы давно бы уже отключили эту функцию.
Что касается обращений в чате, то их все равно имеется довольно много. В некоторые дни в чат стучатся от 3 до 7 посетителей.
Нужно сказать, что хотя из описания приложения и его контента очевидно, что мы отвечаем на вопросы, касающиеся бизнеса и корпоративного права, основная масса обращений связана с личными проблемами: разводами, наследством, материнским капиталам, способами не платить кредит и т.д.

В таких случаях, мы, как правило, отвечаем, что в данной области не компетентны, хотя если вопрос не требует изучения, можем и подсказать.
Наряду с небольшой долей шутников, довольно много людей, просто хотят убедиться, что «это» работает и не является обманом.
Интересно, что два раза начинающие юристы пытались нас использовать в качестве шпаргалки во время экзамена.

Т.е. можно сказать, что большинство пользователей приложения не являются нашей целевой аудиторией.
Другая проблема состоит в том, что основная масса пользователей проживает в регионах, поэтому обычно мы не можем оказать услуги даже тем, кто обращается по нашему профилю.
При этом приложение принесло нам какое-то количество оплаченных заказов, однако, выручка от них пока не окупила временных затрат на его создание.

Поэтому можно сделать вывод, что задача по привлечению новых клиентов через приложение решена не была. Конечно, можно надеяться на то, что почти 3000 пользователей, у которых оно установлено, раньше или позже будут к нам обращаться, но это покажет только время.
Существующие клиенты тоже довольно редко заказывают услуги через приложение, хотя возможности по их привлечению еще не исчерпаны.

Поэтому пока мы получили только опыт мобильной разработки и некое повышение престижа фирмы и узнаваемости бренда. Возможно, приложение еще имеет какой-то потенциал, который раскроется со временем или же полученный опыт позволит нам в будущем запустить более успешный мобильный проект.
Tags:
Hubs:
You can’t comment this publication because its author is not yet a full member of the community. You will be able to contact the author only after he or she has been invited by someone in the community. Until then, author’s username will be hidden by an alias.