Pull to refresh
15
0
Anton Yarkov @optiklab

Software developer, Team lead, Engineering manager

Send message

С новым годом: GPT в 500 строках на SQL

Reading time42 min
Views37K

В минувшем году все только и говорили об ИИ и о том, как он может всё за вас сделать.

Мне нравится, когда кто-то или что-то работает за меня. Поэтому решил: попрошу-ка ChatGPT написать за меня новогодний пост:

«Эй, ChatGPT. А ты можешь реализовать большую языковую модель на SQL?»
«Нет, SQL не подходит для реализации больших языковых моделей. Язык SQL предназначен для выполнения запросов к данным, хранящимся в РСУБД и для управления этими запросами. Для реализации большой языковой модели требуются сложные алгоритмы, обширные датасеты, а зачастую — и фреймворки для глубокого обучения. SQL всеми этими возможностями не обладает.»

Что ж, лишний раз убеждаешься, что, если хочешь что‑то сделать хорошо – сделай это сам.

Давайте же воодушевимся этим оптимистическим планом и реализуем большую языковую модель на языке SQL.

Читать далее
Total votes 215: ↑211 and ↓4+207
Comments21

Пройти LeetCode за год: экскурсия по сайту и roadmap [обновлено 30.11.2023]

Level of difficultyEasy
Reading time23 min
Views90K

С наступающим наступившим вновь наступающим, Хабр.

Новый год – точка, после которой все мы собираемся что-то начать, чем-то заняться, в чём-то поднатореть. Сегодня я расскажу об одном из таких вариантов – что можно начать и как к этому подойти.

Конечно, про литкод все слышали и, казалось бы, о чём тут рассказывать? Ну задачник, перед техсобесами можно открыть на день-два. Но для того рассказать и стоит, дабы чуть разбавить это мнение.

С сайтом несколько больно знакомиться, он отпугивает вездесущими приписками "premium", пользуясь славой ресурса для техсобесов продвигает функционал вроде списков компаний, где встречался вопрос n и симуляции интервью в компанию m, да и сам не особо стремится рассказать о себе, потому в нём зачастую и видно голый задачник с одной страницей "problems".

За всем этим теряется важный пункт – а можно ли использовать сайт не для механического зазубривания популярных вопрос-ответов, а для изучения/закрепления алгоритмов и структур данных? Можно. Но подход к этому нужно формировать самостоятельно.

🏆
Total votes 46: ↑45 and ↓1+44
Comments30

Как я нахожу парковочное место за 5 секунд

Reading time5 min
Views112K

Большой размер придомовой парковки не гарантирует, что вы легко и быстро найдете парковочное место, а чаще даже наоборот, при заезде на парковку может начаться приступ депрессии от того, что объехал парковку, потратил время, но в итоге место не нашёл. Как можно добавить в жизни чуть-чуть больше определённости, я опишу ниже.

Читать далее
Total votes 273: ↑272 and ↓1+271
Comments339

Память в браузерах и в Node.js: ограничения, утечки и нестандартные оптимизации

Reading time32 min
Views41K

Интро: почему я написал эту статью


Меня зовут Виктор, я разрабатываю страницу результатов поиска Яндекса. Несмотря на внешнюю простоту, поисковая выдача — сложная штука: на каждый запрос генерируется своя уникальная страница, на которой в зависимости от запроса может присутствовать блок Картинок, Карты, Переводчик, видеоплеер и многие другие компоненты. Все они должны запускаться и работать в памяти обычных бюджетных телефонов, которые использует большинство наших пользователей. Браузерам должно хватать ресурсов, чтобы пользователь не видел вот такого:



На своих серверах мы должны генерировать сотни миллионов уникальных страниц в сутки — это сложнее, чем просто отдавать одни и те же ресурсы. Генерация страницы не должна быть слишком требовательной к памяти сервера.


Разрабатывая проект на JavaScript (TypeScript, ClojureScript или каком-то другом языке, транслируемом в JavaScript), мы привыкли создавать объекты, массивы, строки и вообще писать код, как будто память бесконечна. Это не так. Я расскажу о видах проблем с памятью, о том, какие ограничения мы часто забываем и как их можно преодолеть. В ответ браузеры и пользователи скажут вам спасибо.


Читать дальше →
Total votes 55: ↑55 and ↓0+55
Comments12

Продление жизни временных значений в С++: рецепты и подводные камни

Reading time19 min
Views17K

Прочитав эту статью вы узнаете:

1. Способы, которыми можно продлить время жизни временного объекта в С++.

2. Рекомендации и подводные камни этого механизма, с которыми может столкнуться С++ программист, и с которыми сталкивался на работе я.

Информация из статьи может быть полезна как новичкам, так и профессионалам.

Если заинтересовало, то самое время налить чая, и погнали разбираться где тут референсы висят.

Чай готов, начинаем погружение
Total votes 41: ↑39 and ↓2+37
Comments11

Полное понимание асинхронности в браузере

Reading time24 min
Views94K
Про асинхронность JavaScript написано много статей, документации и книг. Но вся информация сильно распределена по интернету, поэтому сложно быстро и полностью разобраться, что к чему, и составить цельную картину в голове. Не хватает одного исчерпывающего гайда. Именно эту потребность я и хочу закрыть своей статьёй.

Читать дальше →
Total votes 78: ↑78 and ↓0+78
Comments25

Примитивы синхронизации в JavaScript: cемафоры и хоккей

Reading time12 min
Views9K

Реализуем простейшие механизмы синхронизации потоков в JavaScript. На этапе раскатки перед матчем с помощью бинарного семафора разделим игроков на две равные группы, а уже в процессе игры с помощью семафора со счетчиком избавимся от штрафов за нарушение численного состава.

Читать далее
Total votes 9: ↑9 and ↓0+9
Comments7

Как посчитать длину текста и не привлекать внимание санитаров

Reading time10 min
Views32K

Привет! Меня зовут Алексей Ивасюта, я фронтенд-разработчик в Авито в кластере Seller Experience. В этой статье я расскажу, как правильно рассчитать длину текста в Java Script. Эта статья будет одинаково полезна как начинающим разработчикам, так и весьма опытным. Благодаря ей вы поймете устройство Unicode и особенности его работы в JS.

Читать далее
Total votes 73: ↑72 and ↓1+71
Comments58

Биометрия в платежах – основы технологии

Reading time12 min
Views5.6K

Сегодня мы постоянно слышим в новостях «запущен проект по распознаванию лиц на транспорте», «в кафе NN реализовано распознавание лиц для оплаты», «в компании ZZ организован проход в офис по лицу» и прочие «яркие» заголовки. Кроме того, многие люди привыкли к использованию FaceID на своих смартфонах. Но, как обычно, известное – не есть от того познанное. Начнём с основ, чтобы разобраться в предмете.

Разобраться
Total votes 5: ↑5 and ↓0+5
Comments8

Показатели работы биометрических алгоритмов

Reading time10 min
Views3.7K

Наши статистические красавицы закончили наводить марафет и погрузились в сладостный, волшебный, поэтический мир сводок, цифр, отчетов, планов и смет.

(К/Ф "Служебный роман", режиссёр -- Э. Рязанов)

В предыдущей статье «Биометрия в платежах» я рассмотрел основные технологии, используемые для аутентификации и идентификации человека по лицу (face recognition). Я описал принципы работы алгоритмов нахождения лица на снимке, распознавания черт лица и создания биометрических шаблонов. В этой статье я остановлюсь подробнее на оценке качества работы решений по идентификации и аутентификации пользователя по лицу.

Погрузиться в чарующий мир
Total votes 1: ↑1 and ↓0+1
Comments0

Как работает Wine

Reading time10 min
Views68K


Wine — это свободное программное обеспечение для запуска Windows-приложений на нескольких POSIX-совместимых операционных системах, включая Linux, macOS и BSD.

Если вы любите Linux, то наверняка когда-то запускали Wine. Возможно, для какой-то «важной» программы Windows, у которой нет аналога под Линуксом, или поиграться. Забавный факт: даже Steam Deck от Valve запускает игры через оболочку на основе Wine (она называется Proton).

За последний год я намучился с отладчиком, который позволяет одновременно дебажить и Wine, и Windows-приложение в нём. Разобраться во кишочках Wine оказалось очень интересно! Я-то раньше много им пользовался, но никогда не понимал механику целиком. Можно взять файл Windows — и просто запустить его в Linux без каких-либо изменений. Если вы хотите знать, как это сделано, добро пожаловать под кат.
Читать дальше →
Total votes 232: ↑231 and ↓1+230
Comments48

Подпись на эллиптических кривых: всё, что нужно знать, чтобы подписать транзакцию в Bitcoin с полного нуля

Reading time18 min
Views26K

Это - полный разбор алгоритма подписи на эллиптических кривых (ECDSA), который является ключевым элементом большинства блокчейнов (типа Bitcoin, Ethereum, ...). С примерами кода и реализацией с полного нуля. Всё сведено к уровню школьной математики, а читать код не обязательно!)

Читать
Total votes 83: ↑83 and ↓0+83
Comments35

Мультивалютная бухгалтерия для NodeJS

Reading time7 min
Views4.5K

Если вы делаете финансовый проект или проект в сфере крипты, в котором сохраняются финансовые данные, вам понадобится модуль, который будет отвечать за правильную работу с финансовыми данными.

Правильное решение - это со старта внедрять бухгалтерию с двойной записью (double ledger).

Людям, не знакомым с принципами бухгалтерии, кажется, что бухгалтерия это сложно. На самом деле это не так, и я покажу вам, почему.

Читать далее
Total votes 12: ↑10 and ↓2+8
Comments3

JavaScript: малоизвестные, но полезные API

Reading time10 min
Views17K


Привет, друзья!


Представляю вашему вниманию перевод этой замечательной статьи, посвященной 4 малоизвестным API, которые в некоторых ситуациях могут оказаться весьма полезными:



Код примеров на GitHub.

Читать дальше →
Total votes 43: ↑43 and ↓0+43
Comments0

Заблуждения программистов о картах

Reading time12 min
Views53K


Дизайн систем быстро выявляет ошибки в восприятии закономерностей функционирования мира. Те правила, которые кажутся непреложными истинами, могут ими не оказаться.

Списки подобных заблуждений составлялись про имена или телефонные номера. Настало время карт и систем навигации.

Заблуждение 1. Форма Земли — это просто


Шар — множество точек в пространстве, удалённых от центра на расстояние не выше радиуса. Однако хотя бы из-за суточного вращения форма нашей планеты отличается от идеального шара. Планета сплюснута у полюсов и утолщена на экваторе, а также обладает рельефом и испытывает циклы приливов и отливов.
Читать дальше →
Total votes 314: ↑310 and ↓4+306
Comments114

FizzBuzz по-сениорски

Reading time7 min
Views115K

- Добрый день, я на интервью на позицию старшего разработчика.

- Здравствуйте, давайте начнем с небольшого теста, пока я ваше CV смотрю. Напишите программу, которая выводила бы числа от 1 до, скажем, миллиарда, притом если число кратно трем, то вместо числа выводится Fizz, если кратно пяти, то Buzz, а если и трем, и пяти, то FizzBuzz.

Серьезно, FizzBuzz? Задачка для начальной школы, на сениорскую позицию? Ну ладно.

Читать далее
Total votes 383: ↑376 and ↓7+369
Comments306

Made at Intel. Architecture and religion

Reading time6 min
Views44K

Я подустал от мрачных текстов и вспомнил о своей давней мечте. За 20 с хвостиком лет работы в Интел у меня развеселых историй накопилось на целую книгу. Хотелось в ретроспективе посмотреть на некоторые события, участником которых мне довелось быть. И еще хотелось отдать дань уважения компании и людям, с которыми мне посчастливилось работать. Я уже даже название придумал – Made at Intel. Понятно, что пока я был внутри конторы, речь о публикации этих баек идти не могла. Я сам подшучивал, что для публикации нужно правильно выбрать время. В смысле сначала уволиться, а потом публиковать, а не быть уволенным вследствие публикации. :) Однако примерно 2 года назад я Интел покинул, и казалось бы меня уже ничего не сдерживало. Но тут, как всегда – то перо поломается, то струна порвется, то еще какая бяда приключится. К тому же на то чтобы писать книжку – это же рeшимости набраться надо... И вот – вчера я решил, что большое надо начинать с малого. Буду писать по главке и выкладывать сюда - собирать фидбек. Так мало –помалу и наберется.

Итак, сегодня вашему вниманию представляется первая глава, в которой эволюция архитектур Intel рассматривается с точки зрения ... истории религиозных течений. Да –да, не удивляйтесь, архитектура вычислительных устройств –это одна из самых религиозных вещей. Не думайте, что все решения по Instruction Set Architecture принимаются исключительно на основе анализа данных – это совсем не так. Скорее похоже на средневековое государство – тут есть немного бизнеса, побольше политики и очень много религии. Все просто – почти любой эксперимент в этой области растягивается на годы и обходится в миллиарды долларов. Хуже всего, что в процессе дизайна можно давать лишь приблизительные оценки ключевых характеристик – частоты, производительности, энергопотребления, температурной карты. То, как все оно будет на самом деле становится понятным уже только тогда, когда чип выходит из печки. Да сейчас в этой области уже накоплен определенный опыт и наши оценки становятся несколько точнее, но и только. А 20 лет назад этих знаний было куда меньше. И пионеры, подобные Интел двигались в темноте на собственный страх и риск. Разумеется, в таких условиях на первый план выходит кто во что ВЕРИТ. Ну да – еще кто лучше говорить умеет. Поэтому лучшие архитекторы приходят из школ с углубленным изучением богословия. :)

Читать далее
Total votes 156: ↑155 and ↓1+154
Comments49

Миллион одновременных соединений

Reading time8 min
Views59K

Я слышал ошибочные утверждения о том, что сервер может принять только 65 тысяч соединений или что сервер всегда использует по одному порту на каждое принятое подключение. Вот как они примерно выглядят:

Адрес TCP/IP поддерживает только 65000 подключений, поэтому придётся назначить этому серверу примерно 30000 IP-адресов.

Существует 65535 номеров TCP-портов, значит ли это, что к TCP-серверу может подключиться не более 65535 клиентов? Можно решить, что это накладывает строгое ограничение на количество клиентов, которые может поддерживать один компьютер/приложение.

Если есть ограничение на количество портов, которые может иметь одна машина, а сокет можно привязать только к неиспользуемому номеру порта, как с этим справляются серверы, имеющие чрезвычайно большое количество запросов (больше, чем максимальное количество портов)? Эта проблема решается распределением системы, то есть кучей серверов на множестве машин?

Поэтому я написал эту статью, чтобы развеять данный миф с трёх сторон:

  1. Мессенджер WhatsApp и веб-фреймворк Phoenix, построенный на основе Elixir, уже продемонстрировали миллионы подключений, прослушивающих один порт.
  2. Теоретические возможности на основе протокола TCP/IP.
  3. Простой эксперимент с Java, который может провести на своей машине любой, если его всё ещё не убедили мои слова.

Если вы не хотите изучать подробности, то перейдите в раздел «Итоги» в конце статьи.
Читать дальше →
Total votes 103: ↑101 and ↓2+99
Comments27

Всего понемногу: автомобиль, облако, Raspberry Pi и CAN

Reading time13 min
Views42K
Развлекательный центр (in-vehicle infotainment, IVI) стал неотъемлемой частью современного автомобиля. Если раньше это был просто радиоприемник, затем кассетный магнитофон, потом музыку можно было слушать просто с флэшки, а теперь едва хватает двух дисплеев по 10.25-дюймов для приборной панели и развлекательного центра в новом Mercedes A-класса. Кстати, IVI – это уже не только музыка, но и навигация, доступ к Интернет и многие другие возможности внутри транспортного средства, которые потихоньку дают старт воплощению концепции «подключенного автомобиля» (Connected Car). Пожалуй, автотранспорт так же очень близок к реализации концепции Интернета вещей (IoT). И все это достигается благодаря «ассимиляции» компьютера и автомобиля.

В продолжении предыдущей заметки «Автомобиль, Интернет вещей и прочие технологии» хотелось бы рассмотреть идеи для воплощения автомобильного компьютера на уровне открытых проектов и немного затронуть современные тенденции в этом ключе.


Image: Bringing its A game: new 2018 Mercedes A-class hatch revealed – CAR Magazine
Total votes 14: ↑13 and ↓1+12
Comments6

Разработка кроссплатформенного приложения на Avalonia для Raspberry Pi с использованием Github Action

Reading time10 min
Views7.5K

Вступление

В связи с желанием апгрейдить свое рабочее место, появилась потребность в мониторе, на котором будут отображаться информативные виджеты, например: погода, календарь, показатели датчиков в доме -, и, так как готовые решения меня не устраивают, я решил, что сделаю свой аналог домашнего «дашбоарда».

Примерный план был такой: приобрести Raspberry PI 3 и экран, подключить его к интернету, написать приложение, повесить на стенку и пользоваться с удовольствием.

В процессе проектирования, я сразу же увидел проблему в процессе разработки – как разрабатывать на домашнем компьютере и автоматически доставлять и запускать написанное приложение на Raspberry Pi, чтобы это не было долгим и мучительным ручным процессом.

Для решения проблемы, я пообщался в чатах, почитал в интернете несколько советов и выбрал для себя оптимальный способ развёртывания десктопного кроссплатформенного приложения.

Статья будет посвящена полному циклу разработки кроссплатформенного десктопного приложения, преимущественно для использования на одноплатном компьютере Raspberry PI 3, а также, речь пойдет о его автоматическом развертывании, с описанием проблем и их решений, которые возникли в процессе разработки. В статье упор сделан на решение проблемы с доставкой, сборкой и запуском приложения на Raspberry Pi.

Выбор технологий для разработки и настройка Raspberry Pi

Для решения поставленных задач, нам потребуется ряд технологий, а именно:

-        Кроссплатформенный фреймворк для работы логики и GUI приложения;

-        ПО для автоматического развертывания приложения;

Читать далее
Total votes 23: ↑23 and ↓0+23
Comments1

Information

Rating
Does not participate
Location
Таганрог, Ростовская обл., Россия
Date of birth
Registered
Activity

Specialization

Backend Developer, Fullstack Developer
Lead
C#
.NET
ASP.Net
.NET Core
SQL
MongoDB
Microsoft SQL Server
AWS
C++
Docker