Pull to refresh

Караван облачных технологий

Reading time 17 min
Views 5.9K

«Caravan – сервисная компания. Поэтому уровень ее технической поддержки – один из главных индикаторов, по которому заказчики оценивают нас как поставщика ИТ-услуг»

Скорее всего, многие пользователи Хабрахабра не понаслышке знакомы с Caravan – одним из старейших на российском рынке операторов связи для бизнеса. Начав в 1996 г. как провайдер коммутируемого доступа в Интернет, компания постепенно трансформировалась в хостера и оператора ЦОД. По итогам 2014 г. Caravan входил в топ-10 наиболее стратегичных телеком-компаний, предоставляющих информационные услуги в России по версии ИНЭС РАН и в топ-10 крупнейших коммерческих дата-центров России по версии CNews Analytics.

В прошлом сентябре компания Caravan вышла в новый для нее сегмент ИТ-рынка. Виртуализировав часть вычислительных ресурсов в собственном ЦОДе, компания открыла центр облачных решений Caravan Aero. За год провайдер перенес на виртуальную платформу Caravan Aero все свои услуги виртуального хостинга, а также запустил на базе нее три облачных продукта – VPS, IaaS и VDC (виртуальный дата-центр).

Для того чтобы расставить все точки над i, мы пообщались с техническим директором компании – Дмитрием Канаевым.
Дмитрий Канаев, технический директор компании Caravan

«
1. Как в данной экономической ситуации в стране обстоят
дела на рынке
хостингов?

Сегодня на российский хостинг оказывают влияние разные факторы. С одной стороны, сокращение ИТ-бюджетов привело многих заказчиков к отказу от запланированных проектов и оптимизации уже запущенных. С другой стороны, стремление бизнеса минимизировать расходы повысило спрос на ИТ-аутсорсинг, в частности на публичные облака. Из-за ослабления рубля ряд компаний переключил свое внимание с иностранного хостинга на российский. А недавние поправки к закону «О персональных данных» стали еще одним аргументом в пользу решений отечественных провайдеров.

При этом на фоне общего экономического спада бизнес, связанный непосредственно с Интернетом, активно развивается. Среди сегментов, обеспечивающих сегодня наибольший вклад в экономику Рунета, по данным РАЭК, – онлайн-ритейл, электронные платежи, игры. Они в свою очередь также стимулируют спрос на услуги хостинг-провайдеров.

Словом, с наступлением текущего кризиса рост российского хостинга не остановился, хотя и замедлился (по последнему исследованию РАЭК, например, это 15% в 2014 г. и примерно 8% в 2015 г.). Минимальную динамику закономерно демонстрирует сейчас shared-хостинг, который исторически появился раньше остальных видов хостинга. На второе место я бы определил облака. Россия переключилась на них позже Запада, и сейчас наш облачный сегмент – один из самых быстрорастущих на ИТ-рынке. Топ-3 облачных услуг в нашей стране образуют по убыванию популярности SaaS, IaaS и PaaS. Причем драйвером рынка облаков являются уже не столько Enterprise-, сколько SMB-бизнес. Доля SaaS составляет, по данным IDC, iKS-Consulting и др. аналитиков, более 80% российского рынка облаков. Но, судя по динамике спроса, она будет сокращаться, причем во многом за счет IaaS-услуг. Например, в SMB-сегменте по прогнозам Odin, облачного подразделения компании Parallels, в ближайшие три года их среднегодовой темп роста будет порядка 20%. На первое место по востребованности я поставил бы услугу VPS, которая не является новой ИТ-технологией. Но из-за бюджетных цен и простоты использования ее сейчас нередко предпочитают аренде облачной инфраструктуры.
2. Расскажите о каждом продукте (IaaS, VPS, VDC), основную его суть.

VPS (от Virtual Private Server) – не новый, но популярный вид хостинга. Он подразумевает, что провайдер разделяет с помощью ПО свой физический сервер на несколько виртуальных серверов и сдает их в аренду. Каждый из них работает автономно от других. Поэтому пользователь может устанавливать любое ПО и вносить практически любые изменения в настройки своего виртуального сервера за счет полноценного доступа на уровне root. Арендованный сервер будет доступен из любой точки мира. Сегодня VPS – это оптимальный вариант для размещения тех ресурсов, которые уже «переросли» виртуальный хостинг, но еще «не нуждаются» во всех мощностях облачной инфраструктуры.

IaaS
(от Infrastructure as a Service) подразумевает предоставление в аренду виртуальных серверов для развертывания на базе них облачной инфраструктуры. В рамках услуги у клиента есть доступ к неограниченному числу таких серверов с необходимой конфигурацией вычислительных ресурсов (CPU, RAM, HDD) и инструменты самостоятельного управления ими. Таким образом, построенная инфраструктура – это виртуальные сервера, объединенные в локальную сеть с требуемой ОС и возможностью инсталлировать нужное ПО – базы данных, бизнес-приложения, web-приложения и т.д.

VDC
(Virtual Data Center), или виртуальный дата-центр, – это тот же IaaS, но с более широкими функциональными возможностями и более тонкими сетевыми настройками для работы с виртуальными ресурсами. Он открывает клиентам возможности, которые востребованы, но в комплексе пока мало доступны на российском рынке, в частности: разворачивать вычислительные центры из образов любых виртуальных машин (raw, qcow2, ova, vmdk, img, EZos и iso); создавать изолированные друг от друга ИТ-инфраструктуры; интегрировать друг с другом ИТ-инфраструктуры, построенные на базе виртуального и физического ЦОДов; защищать облачную инфраструктуру от DDoS-атак.
Если VPS и IaaS ориентированы преимущественно на SMB-бизнес, то виртуальный дата-центр разрабатывалcя с учетом потребностей Enterprise-компаний. В целом VDC – оптимальный вариант для нестандартных и крупных ИТ-проектов.

Если VPS и IaaS ориентированы преимущественно на SMB-бизнес, то виртуальный дата-центр разрабатывался с учетом потребностей Enterprise-компаний. В целом VDC – оптимальный вариант для нестандартных и крупных ИТ-проектов.
3. Чем отличаются эти услуги друг от друга (IaaS, VPS, VDC)?

VPS
, IaaS и VDC можно сравнить по трем ключевым параметрам – тарификации, сетевым возможностям и особенностям виртуализации. Для удобства данные обобщены в таблице ниже.
4. На каких технологиях построены услуги (по каждой из услуг технологии виртуализации)?

Все свои услуги – VPS, IaaS и VDC – мы предоставляем на базе решений Odin, облачного подразделения компании Parallels. Например, у всех наших услуг единое хранилище данных – Virtuozzo Storage. Это масштабируемая и отказоустойчивая программная СХД c комбинированным использованием традиционных (магнитных) и SSD-дисков. Для реализации VPS, IaaS и VDC мы используем общую систему автоматизации процессов Odin Service Automation и технологию виртуализации Odin Virtuozzo.
Данная технология позволяет создавать контейнеры (легковесная изоляция виртуальных серверов на уровне операционной системы) и виртуальные машины (эмуляция физического сервера с использованием его аппаратных возможностей).

В частности, услуга VPS основана на применении только контейнеров, а услуги IaaS и VDC – как контейнеров, так и виртуальных машин. Управление VPS и IaaS осуществляется посредством модуля OACI, или Odin Automation Cloud Infrastructure (ранее – Parallels Automation Cloud Infrastructure). А для мониторинга и изменения инфраструктуры в VDC мы применяем Flexiant Cloud Orchestrator – решение Flexiant, ведущего английского поставщика ПО для управления облаками.
5. Чем ваши продукты (IaaS, VPS, VDC) отличаются от продуктов конкурентов?

От многих конкурентов на российском рынке нас отличает наличие собственного дата-центра, на базе которого предоставляются все сервисы Caravan Aero. Кроме того, для реализации своих облачных продуктов мы не используем open-source-решений, тем самым избавляя себя от их кастомизации и бесконечных доработок. Применение основных систем виртуализации от одного поставщика гарантирует их поддержку и своевременную модернизацию, экономя тем самым наши временные и рабочие ресурсы.

Стоит отметить, что Odin – один из мировых лидеров в сфере технологий виртуализации для облаков. Он успешно продвигает свои продукты как в России, так и за рубежом. При этом большая часть R&D-центров компании находится именно в нашей стране. Таким образом, Odin неплохо понимает потребности российских провайдеров и реализует в своих разработках достижения как отечественной, так и западной ИТ-индустрии.

Наконец, в отличие от многих коллег по рынку, мы предоставляем полную линейку услуг, связанных с облачной инфраструктурой (от наименее сложной и бюджетной к комплексной и дорогой).
6. Как может ваша компания помочь при DDoS-атаке в рамках продуктов (IaaS, VPS, VDC)?

В рамках услуги VDC мы можем организовать защиту от DDoS при содействии нашего технологического партнера – DDoS-Guard.net Guard. Она имеет следующие характеристики:

отражение атак мощностью до 1,5 терабит/сек и 120 млн пакетов/сек.
защита от ICMP flood, TCP SYN flood, NTP amplification, ICMP smurf, IP malformed, DNS amplification и других атаки большой полосой;
защита DNS (посредством переключения на TCP-протокол путём Message Truncated, несмотря на использование UDP-протокола);
отсутствие задержек при получении законного трафика. Инфраструктура организована на базе географически распределенной сети. Узлы расположены в России, Украине, Германии и Нидерландах. «Паразитный» трафик обрабатывается близко к точке генерации.

В случае же с VPS и IaaS мы делаем недоступным ресурс атакуемого клиента, а трафик остальных абонентов перенаправляем по другому каналу (атака проходит для них незаметно). Время, которое наша сеть не доступна с момента обнаружения атаки, составляет максимум 2 минуты.
7. Какой ширины каналы связи у Caravan?

Опорная сеть нашей компании построена на базе десятков опорных узлов в Москве, в том числе ММТС-9, ММТС-10, ЦСС МПС с использованием ячеистой структуры. Опорные узлы связаны между собой независимыми дублированными магистральными волоконно-оптическими линиями связи. Мы обеспечиваем многократное резервирование всех критически важных маршрутов и повышенный уровень отказоустойчивости.

Кроме того, наша опорная сеть присоединяется к сетям других интернет-провайдеров, точкам обмена трафика (MSK IX, Data IX) резервированными каналами емкостью от 10 Гбит/c. Суммарная пропускная способность наших каналов связи превышает 40 Гбит/с.
8. Где физически располагаются данные?

Физической площадкой Caravan Aero является Telehouse Caravan – собственный дата-центр нашей компании. Он был открыт в 2008 г. и находится в центре Москвы, на Проспекте Мира, д. 222. Общая площадь Telehouse Caravan превышает 1000 кв. м. Уровень его надежности соответствует TIER III. Высокий коэффициент доступности сервисов, в том числе облачных, обусловлен комплексом параметров.

Например, минимизировать негативное влияние внешних факторов позволяет многоуровневое резервирование системы энергообеспечения, это:

подключение к двум независимым линиям (главной и резервной) основного городского электроснабжения, 10 кВ каждая;
обеспечение бесперебойного питания за счет ИБП на 10 и более минут при отключении внешнего (городского) напряжения;
использование дизель-генераторной установки и топливного хранилища для ДГУ емкостью 10 тонн. Они гарантируют автономную работу Telehouse Caravan без дополнительной дозаправки в течение двух суток.

Система климатического контроля и приточной вентиляции обеспечивает оптимальные условия для работы оборудования, защищая его от перегрева и загрязнения. Волоконно-оптические линии связи многократно зарезервированы и объединены собственной опорной сетью. Многоуровневая система безопасности исключает возможность несанкционированного доступа к оборудованию. А комплексный мониторинг всех систем осуществляются в режиме 24х7х365. На данный момент хранение данных в России особенно актуально в связи с внесением поправок к закону «О персональных данных».
9. Какие методы горячего резервирования услуг имеются?

Если говорить об услугах, то мы резервируем виртуальные машины и контейнеры на уровне гипервизора Odin Virtuozzo и хранилище данных на уровне софта Virtuozzo Storage. В первом случае резервирование теплое. При выходе из строя любого физического сервера находящиеся на нем виртуальные серверы будут автоматически подняты на других серверах кластера, то есть возможен минимальный период недоступности, зависящий от объема виртуального сервера. Во втором случае резервирование горячее – при выходе из строя диска или узла хранилище перестраивается без перерывов.
10. Сколько в среднем клиентов располагается на одном сервере?

Вопрос не совсем корректен: в контексте телеком-услуг понятие клиента неоднозначно. Ведь нередко у пользователя бывают разные подписки. Скажем, одному юрлицу может принадлежать несколько подписок на VPS. Подписка на IaaS может включать ряд виртуальных серверов, которые будут работать как единая инфрастуруктура, но «жить» на разных физических серверах.

Если же говорить непосредственно о виртуальных серверах, которые размещаются на физических, то целесообразно учитывать ряд параметров. Например, функция автомасштабирования в том же IaaS. Она подразумевает, что сервер либо забирает себе необходимые вычислительные ресурсы, то есть расширяется, либо, наоборот, уменьшается. Виртуальные сервера постоянно мигрируют, и вся среда постоянно изменяется.

С учетом этого можно сказать, что на одном физическом сервере размещается в среднем 300 клиентов.
11. Какие сервера, с какими конфигурациями используются для предоставления услуг?

Сервера на платформе Intel, 256GB RAM, CPU Intel Xeon 2695v2 и Xeon 2680v3, SSD Intel DC S3700 и S3710, HDD Toshiba и HGST.
Что касается сетевых адаптеров, то это 1- и 10-гигабитные карты Intel.
12. Расскажите про службу поддержки, сколько в среднем занимает решение типовых проблем?

Caravan
– сервисная компания. Поэтому уровень ее технической поддержки – один из главных индикаторов, по которому заказчики оценивают нас как поставщика ИТ-услуг. В целом нашему отделу технического сопровождения около 14 лет. Средний возраст его сотрудников – 22-23 года. Это студенты старших курсов и выпускники вузов, для которых ответственность – уже не пустой звук.

За время своего существования подразделение накопило достаточно ИТ-компетенций, позволяющих на лету решать большинство поступающих запросов. Особую ценность представляют алгоритмы решения проблем и стратегии коммуникации с клиентами, которые вырабатывались и шлифовались в течение 14 лет. Это незаменимые инструменты в работе, в частности, когда дело касается техподдержки совершенно новых продуктов. Яркий пример тому – наши IaaS и VDC. У отдела технического сопровождения база знаний по ним пока не так велика, как хотелось бы. Поэтому крайне важно, чтобы их пользователи получали от отдела полноценную и оперативную обратную связь, даже когда к решению вопроса подключается дополнительная линия – системные администраторы облачных проектов.

Сейчас запросы по IaaS и VDS составляют порядка 8% и 2% соответственно от всех обращений по услугам Caravan Aero в неделю. Остальные 90% приходятся на VPS. Такое распределение закономерно. У пользователей облачной инфраструктуры техническая грамотность выше, чем у остальных наших заказчиков. Такие пользователи изначально знают, что представляет собой данный продукт, зачем он и как им управлять. Редкие запросы по VDC мы связываем также с собственными вебинарами, проведенными перед запуском продукта.

Последние полгода типичными поводами для обращения в техподдержку были: по VPS –администрирование самой системы, по IaaS – уточняющие вопросы по интерфейсу контрольной панели.
13. Предположим, что мой проект не помещается на VPS в рамках услуги, могу
ли я его расширить? Потребуется ли помощь техподдержки, чтобы увеличить тарифный план?

Если клиенту не хватает вычислительных ресурсов в рамках одной услуги VPS, то он всегда может приобрести дополнительные, увеличив мощность автоматически. Для этого не требуется участия техподдержки.

Если пользователю VPS необходимо разместить свой проект на нескольких виртуальных машинах, то для него будет оптимальным переход на IaaS или VDC. В обоих случаях без техподдержки не обойтись, но контент будет перенесен в кратчайшие сроки.
14. Могут ли пользователи управлять тарифным планом из панели провайдера?

Могут. Система автоматизации процессов Odin Service Automation, которую мы используем, включает две части – биллинговую (известную ранее как PBA, или Parallels Business Automation) и операционную (известную как POA, или Parallels Operations Automation).
Первая позволяет нам создавать и управлять, а клиентам – выбирать и также управлять сервисными планами с большой гибкостью. Со второй связана автоматизация оказания услуг, в том числе быстрое добавление новых, и оптимизация операций.
15. Есть ли у вас динамический метод расчета стоимости услуги, как у Amazon? В чем ее преимущества?

Наша система оплаты такова, что клиент всегда знает, сколько должен заплатить. В частности, создав виртуальную машину, он может самостоятельно делать расчеты ежемесячной стоимости услуги. Это соответствует тезису о том, что облако является инструментом контроля бюджета. В том числе, хотелось бы отметить, что Caravan Aero предоставляет всю необходимую бухгалтерскую документацию так как ведет бизнес в РФ.
16. Какие операционные системы поддерживаются каждой из услуг и какие востребуются чаще?

Если расставить все операционные системы, которые поддерживают наши услуги, по убыванию спроса, то получится такой ряд: Windows Server 2012, CentOS 6, Debian, Ubuntu, CentOS 7.

При этом для VPS актуальна CentOS 6 (в IaaS уже есть выбор: дистрибутивы Linux: CentOS 6, CentOS 7, Fedora 20, Debian 7, Ubuntu 12.04 LTS, Ubuntu 14.04 LTS (как виртуальной машиной, так и контейнером) – или Windows: Windows Server 2008R2, Windows Server 2012 (только виртуальной машиной).

В VDC – то же, что в IaaS, за исключением Ubuntu 12.04 LTS и Fedora, дополнительно клиент может загрузить свой образ сервера или свой образ установочного диска.
17. Например, требуется больше, чем один IP адрес, можете ли вы предоставить
данную возможность?

Да, можем. Сейчас в Caravan Aero мы используем два типа интернет-протоколов – IPv4 и IPv6. Так, в рамках услуги VPS клиент может воспользоваться необходимым количеством IP-адресов на условиях абонентской платы, в рамках услуги IaaS и VDC – на условиях платы за фактическое потребление ресурсов.
При этом VDC подразумевает предоставление нескольких разновидностей сетей. Две из них публичные – незащищенная и защищенная (IP -адрес из этой сети обеспечивает клиенту защиту от DDoS-атак). Одна – частная, в ней клиент имеет возможность назначать и использовать любые IP-адреса на выбор.

»
Мы надеемся, что данное интервью пролило достаточно света на использование современных технологий виртуализации и разработку облачных продуктов на примере одного из наиболее продвинутых операторов связи и облачных услуг в России.

Как отмечает генеральный директор компании Caravan Станислав Другалев, спрос на облачные услуги будет неуклонно расти. И создание центра облачных решений Caravan Aero было логичным этапом развития его компании: «Обладая необходимыми ресурсами и компетенциями в сфере ИТ, Caravan планирует предоставлять в дальнейшем пользователям полный спектр облачных сервисов».
Tags:
Hubs:
+13
Comments 0
Comments Leave a comment