Pull to refresh

Мобильное приложение Альфа-Банка: мнение одного клиента

Reading time 9 min
Views 81K
Клиентом Альфа-Банка я являюсь вот уже 4 года. Всё это время я активно использовал интернет-банк со стационарного компьютера. Это было удобно: собирать деньги коллегам, благодарить, раскидывать платежи по сотовым и планшетам родителей, используя шаблоны. Я застал смену интерфейса интернет-банка и ещё тогда с удивлением отметил, что не раздражён этим, как бывало с другими сервисами, — всё продумано, ясно и просто.
Мобильным приложением я не пользовался… в силу того, что основным у меня был старый кнопочный смартфон, а приложения под Symbian 60 не было. На планшете и рабочем смартфоне под Android пользоваться мобильным банком не хотелось. Рано или поздно это должно было случиться: после падения, несовместимого с жизнью мобильника, я сменил телефон и обзавёлся iPhone. Незадолго до этого события я видел в Facebook Тёмы Лебедева прикольный текст про обновление приложения. Собственно, поэтому я сразу его и установил: самому посмотреть, да и для почти ежедневного использования нужно. А теперь вот ещё и вам рассказать.
Первые впечатления
Самое первое — это удивление от рабочего стола приложения. Параллельно я установил ещё два приложения от популярных банков, карты которых я использую для некоторых околорабочих нужд. Так вот, из трёх установленных только у Альфа-Банка вас встречает не пустой экран с просьбой ввести логин и пароль, не три прозрачные иконки, а рабочий стол, на котором без регистрации доступны курсы валют, информация о ближайших банкоматах и отделениях банка.
Кстати, потом эта информация остаётся доступной без авторизации. На мой взгляд, это не только польза для клиента, но и верное решение с точки зрения юзабилити (разработчики, берите на заметку!) — пользователь мотивирован нажать на кнопки, посмотреть курс, пролистать карусель, то есть фактически он уже оценивает и взаимодействует с приложением.
Можно выбрать цвет скина приложения
На поражение — онлайн-чат
Онлайн-чат — оперативный способ связи с банком. Можно получить информацию практически по любому вопросу, связанному с услугами банка. Я окончательно потерял совесть и спросил про погоду в Москве — мне ответили, что солнечно. Впрочем, в клиенториентированности банка сомневаться не приходится. Казалось, история на этом закончилась, но меня тянуло поиграться с ним ещё и я устроил реально краш-тест.
Под рукой была девушка, у которой после смены SIM-карты на micro-SIM отвалилось подтверждение транзакций по SMS, а слово-пароль моя блондинка не помнила. Отличная ситуация — скачали, установили и продолжили издевательство над чатом.

Эксперимент первый

Девушка пишет, что забыла слово и не может дойти до банка. Угадайте, как дело решилось!

Диалог с консультантом в чате:

— Здравствуйте! Я забыла кодовое слово и не могу прийти ногами в банк. Что мне делать?

— Мария, к сожалению установить новое кодовое слово возможно только при вашем личном визите в офис банка. А что вы хотели уточнить в телефонном центре? Может нужную информацию смогу предоставить вам я?

— Ну а если я совсем не могу добраться до банка? Я хромаю(

— А в каком городе вы сейчас находитесь? Я попробую связаться с сотрудниками ближайшего отделения, может они смогут прийти к вам домой, например, если это будет удобно. И оформить от вашего имени заявление на замену кодового слова.

— Ого, спасибо! Но я не хочу вас напрягать, дождусь выздоровления.

— Мария, если вы действительно ограничены в возможностях передвигаться, то при наличии возможности у сотрудников офиса мы можем попробовать согласовать визит менеджера к вам. Я заранее не обещаю, но тем не менее узнать то точно можно)

С другим банком с аналогичной проблемой такой фокус выглядел как разговор с роботом: «Подойдите в ближайшее отделение». Александр, спасибо вам, если вы это читаете! А слово так и остаётся не восстановленным — просто некогда.

Эксперимент второй

Пытаемся разузнать про автокредиты для блондинки. Время 19:20. В нашем случае рассказали о предварительно одобренном кредите, который можно получить по одному паспорту.

И тут в голову пришла интересная идея — попросить консультанта Евгения помочь с выбором автомобиля неопытной девушке. Каково же было удивление, когда он по порядку уточнил, какая сумма, иномарка или отечественная, большая или маленькая.

Консультант расспросил о том, какая коробка нужна: механика или автомат. Ответ консультанта был контрольным выстрелом — он прислал несколько ссылок на автомобили, среди которых выделил Kia Rio. В принципе, не поспоришь — в условиях названного бюджета и хотелок это был единственно приемлемый вариант из «нерусских».

В двух других банках онлайн-чат в приложении найти не удалось — только звонок. На сайте одного из банков я всё-таки нашёл болталку, но консультант и говорить об автомобилях не стал. Мне показалось, и не мог. Робот бездушный!

Итак, чат «Альфа-Банка» поражает, но мне хочется оценить его объективно.

  • Это не автоматический кредитный калькулятор.

  • Это живые люди-консультанты, а не интеллектуальная система, основанная на машинном обучении.

  • Это профессиональные консультанты, готовые детально ответить на банковский вопрос.

  • Это люди с чувством юмора и лояльностью к своему банку.
В мобильных приложениях двух крупных банков, клиентом которых я также являюсь, не было чатов. Никаких. И теперь я скажу, что это очень неудобно. Чат удобнее звонка: не нужно судорожно записывать информацию, она сохраняется в чате; можно возвращаться к вопросу позже и получать дополнительную информацию; можно заниматься посторонним делом и переписываться. Да в конце концов, можно детально обсудить ипотеку, сидя на скучном совещании.

Примечание: Александр и Евгений, прошу прощения за жёсткое тестирование и отнятое время! Вы молодцы!
Работа с приложением
В главном меню приложения доступны почти все наиболее частые пользовательские операции.

Счета и баланс по ним

Сбоку от каждого счёта есть иконка информации, нажав на которую можно сразу просмотреть реквизиты конкретного счёта, а заодно скопировать их, если нужно кому-то отправить. По клику на сам счёт открывается информация по последним тратам и поступлениям: имя магазина, категория, сумма.
Можно просматривать также расходы и планы по статьям: сразу видны пути экономии. Планы по статьям через мобильный клиент пока создавать нельзя, но висит анонс, что скоро будет можно. В приложении Альфа-Банка уже сейчас можно добавлять записи о расходах вручную — то есть охватывать все ваши траты не только с карты, но и с других карт, и наличные из кармана. Кстати, там есть прекрасная категория «Я не помню».
Сама идея планирования и учёта личных финансов не нова — для этого существует огромное множество приложений и сервисов. Но, кажется, у них у всех есть одна общая проблема — пользователю лень сразу вносить в них точные данные, а спустя время он не может вспомнить, на что потратил все деньги. В итоге он не ведёт бюджет. А здесь не надо ничего записывать — всё учитывается автоматически.

Карты

Доступны все карты банка и возможность управлять лимитами, менять счёт, блокировать карту. Блокировать единственную карту я как-то не решился, а вот лимиты — вещь полезная. Лимиты можно задать на снятие наличных, расходные операции, операции в Интернет, задаётся сумма разовой операции, период лимита и сумма за период, география ограничения. Очень полезная вещь, особенно во время распродаж и в путешествиях — так вы сбережёте нервы и деньги.

Платежи

Далее всё довольно привычно: перечислены категории потенциальных платежей. Опять же, с мобильника очень удобно оплачивать: выбрал категорию, заполнил поля, тут же пришло подтверждение в SMS — даже не нужно переводить взгляд на экран мобильника. И вновь приятная мелочь: в SMS от Альфа-Банка код подтверждения находится в начале и его видно во всплывающем на экране уведомлении — не нужно переключаться на другое окно и открывать сообщение полностью. Если сравнить с парой других банков, это действительно удобно.
В разделе «Все получатели» находится огромный список тех, кому можно и нужно заплатить. Список не обязательно скроллить — можно воспользоваться строкой поиска и ввести ключевое слово или даже несколько букв. Формы для заполнения параметров платежа удобные, ошибиться почти невозможно. Платежи можно сохранять как шаблоны и выбирать в соответствующем разделе меню.

Кстати, я как разработчик не могу не остановиться на дизайне самого приложения. Белый шрифт на приглушённом красном фоне, хорошо разделённые между собой поля и элементы меню позволяют не промахиваться при выборе или вводе данных.

Переводы

Переводы между счетами, в другой банк, с карты на карту и т.д. тоже стандартны. Из приятных мелочей — возможность перевода клиенту банка по номеру телефона, e-mail или полным реквизитам.

Ещё одна интересная штука — отправка и получение денег по сгенерированному QR-коду. В специальном QR-генераторе на сайте Альфа-Банка (или в любом другом) генерируется графический код по реквизитам. В дальнейшем все переводы можно осуществлять, скануруя код или используя его из памяти телефона.
Особые фичи
Обмен валюты

В мобильном банке в пару кликов можно создать дополнительный валютный счёт и перевести часть заработной платы или остатка по карте в доллары или евро.

Клиенты мобильного банка могут обменивать валюту по курсу, близкому к биржевому. С 15.02.2016 разница между курсом покупки и продажи доллара США в Альфа-Клике (как и в Альфа-Мобайл) всего 1 руб. Разница с курсом ММВБ при обмене $ в Альфа-Клике не более 60 копеек на момент установки курса Банком. Даже на сумму в 1000$ это уже ощутимо. Говоря простым языком, на одну и туже сумму рублей в Альфа-Банке можно купить больше долларов, а доллары обменять на больше рублей. Это выгодно. А главное, просто: чтобы получить биржевые условия обмена обычно приходится регистрироваться через брокера.

Единая история операций по карте

Наверняка вам приходилось долго скроллить данные в интернет-банках или рыться в смс-ках, чтобы найти поступившие суммы или какие-то свои траты. В мобильном приложении Альфа-Банка просматривать историю операций по карте очень удобно — они отображаются на экране единым списком.

Выбрав счёт, по которому нужно просмотреть материал, можно настроить фильтры, чтобы получить необходимую информацию:

— фильтры по дате — можно выбрать один день, произвольный период или месяц одним нажатием на название месяца;

— фильтр по типу операции: пополнение карты или списание.

Слева у каждого элемента списка проставляется иконка типа траты или логотип компании, в пользу которой вы совершили платёж. Чисто визуально проще найти нужную операцию.

Поддержка сканера отпечатка пальца

Сейчас сканером отпечатка пальца стали оснащать даже бюджетные смартфоны, поэтому было бы странным игнорировать эту удобную и весьма безопасную опцию. Приложение поддерживает как Touch ID на разных устройствах компании Apple, так и сканеры отпечатков на Android-мартфонах. Просто добавляете в системных настройках отпечаток пальца и потом указываете в настройках приложения, что входить будете по отпечатку — так будете экономить несколько секунд при каждом запуске.
Мобильным приложением сегодня кого-то сложно удивить — в App Store и Google Play немало полезных решений с хорошим интерфейсом. Та же история с банками — практически у всех топовых участников рынка есть свои приложения, функциональность которых относительно схожа ровно так же, как схожи по своей сути банковские продукты. В конечном итоге разница сводится к нюансам удобства при использовании мобильного приложения, тонкостям дизайна и юзабилити. И в этом плане у Альфа-Банка всё круто.
Выводы и советы разработчикам
Раз мне выпала удача обратиться к аудитории Хабра, я не могу сдержать приступ перфекционизма. Коротко — о том, что стоит взять на заметку разработчикам мобильных приложений, особенно в финансовом или корпоративном секторе.

Функциональное главное окно приложения, доступное до регистрации. Мобильной программе доступна слишком маленькая диагональ дисплея (даже если речь идёт о 5,5 дюймах), чтобы не задействовать это пространство. Всегда есть полезная и нужная информация, которая привлечёт внимание пользователя и заставит его задержаться в приложении и в итоге получить логин и пароль.

Справка внутри приложения. У Альфа-Банка это реализовано очень изящно. Если зайти в раздел переводов по QR-коду, то видно букву i в кружочке — тот самый значок информации. По касанию он переводит пользователя в текст справки, где поясняется, о чём речь и перечислены способы завести и применить этот самый QR-код. Непонятные разделы обязательно нужно пояснять, иначе ими просто не воспользуются.

Цветовые схемы должны быть продуманными. Да, в крупных компаниях все цвета и сочетания предписаны брендбуком, но это не значит, что нужно слепо следовать правилам. То, что создавалось для web-визуализации или интерактивных билбордов, может нечитабельно выглядеть на экране сотового телефона.

Названия пунктов меню в мобильном приложении и веб-версии (на сайте) должны совпадать. Иногда между разработкой веб-приложения и публикации в App Store лежит пропасть едва ли не в десяток лет, и руководство совместно с разработчиками решают разом избавиться от всего, что не нравилось, сделав мобильное приложение идеальным. Это то самое благое намерение, которым вымощена дорога в ад — клиент просто не ассоциирует вас и ваше приложение.

Прикручивайте фаны и фичи. Это не значит, что в приложении вашего банка должны всплывать свежие шутки Рунета. Стоит ориентироваться на интерес пользователя, стремиться получить wow-эффект, который не только заставит его вернуться в приложение вновь и вновь, но и мотивирует показать друзьям. Например, в приложении Альфа-Банка, если перейти с главного окна в раздел «Банкоматы», можно увидеть банкоматы по расстоянию (тут же и машины банков-партнёров) и на карте с логотипами банков. Есть и третий вариант (не исключаю, что есть ещё у кого-то), но я нашёл только здесь и это очень wow — «Камера». Можно крутиться вокруг себя, менять положение смартфона и видеть интерактивные плашечки банкоматов, изменяя дальность. Я это точно покажу паре знакомых.
Tags:
Hubs:
+23
Comments 64
Comments Comments 64