Блог компании ТМ

Хабр глазами IТ-евангелистов - 2

Часть вторая
Мы продолжаем рассказывать о том, насколько полезным может быть Хабрахабр для компаний. Вернее, рассказываем не мы сами, а евангелисты тех организаций, которые работали и продолжают работают с Хабром. Как мы уже говорили раньше, корпоративные блоги у нас появились в 2008 году. Все 8 лет вплоть до настоящего момента Хабрахабр непрерывно развивался и совершенствовался. Вместе с ним совершенствовались корпоративные блоги и материалы, которые в них публикуются. Заметим, что с течением времени пользователи Хабра получают новый опыт, совершенствуют свои навыки и становятся профессионалами, помогая развивать российский ИТ-сектор. И теперь свои личные и корпоративные блоги здесь же ведут уже высококлассные специалисты , делясь своим опытом и знаниями со всеми нами.

Что думают профессионалы о своей работе и Хабрахабре как инструменте для выполнения своих задач? Давайте узнаем.
Евангелисты и Хабрахабр
Петр Грибанов – технологический евангелист 1С
Коротко о компании
Фирма «1С» специализируется на разработке, дистрибьюции, издании и поддержке компьютерных программ делового и домашнего назначения.

В частности, фирма 1С производит средства разработки бизнес-приложений (технологическая платформа «1С: Предприятие») и бизнес-приложения, созданные с помощью этих средств.


Количество постов на Хабре 12
- Расскажите о себе в двух словах, в чем суть вашей деятельности?

- Суть моей деятельности - рассказать миру о том, какие замечательные средства разработки бизнес-софта производит фирма 1С.

- Что вы считаете своим самым крутым достижением в своей карьере?

- Это было на одной из моих предыдущих работ. Я за месяц подготовил недельный тренинг на английском по одному из наших программных продуктов, и он получился настолько удачный, что я с ним объехал всю Европу, читая его нашим сотрудникам, партнерам и клиентам. Причем меня приглашали прочесть именно этот тренинг по отзывам предыдущих участников тренинга. Т.е. это было натуральное сарафанное радио в среде наших партнеров и клиентов.

- Собственно говоря, а кто такой евангелист?

- Евангелие по-гречески – «благая весть». Евангелист – человек, несущий людям благую весть о том, как продукты его компании могут помочь им в работе и вообще в жизни.

- Что должен знать ИТ-евангелист? Это продуктолог, тру-программер, devops или пиарщик?

- Всего понемногу. Если мы продвигаем средства разработки - необходим девелоперский бэкграунд, желательно на нескольких языках и средствах разработки, чтобы было с чем сравнить и понять плюсы и минусы наших технологий в сравнении с другими. Ну а пиар – как без него, если мы занимаемся пропагандой, нужны presentation skills, не должно быть страха выступлений перед аудиторией.

- Какие основные задачи стоят перед евангелистом? Какие самые интересные? Какие самые сложные?

Основные задачи – добиться, чтобы знание обо всех продуктах и технологиях моей компании, которые мы считаем важными, достигли правильных ушей – и ушей разработчика, и ушей ИТ-директора крупной компании.

Самые интересные задачи лично для меня – это, во-первых, написание статей о том, как устроены наши технологии, как они создавались, почему выбирались те или иные пути развития. Выглядит это так – я с диктофоном беру интервью у одного или нескольких наших ведущих разработчиков, потом переношу сказанное на бумагу, придаю форму. В ходе интервью узнаю немало интересного и нового для себя.

Во-вторых, очень интересно для меня участвовать в конференциях, особенно во «внешних» по отношению к нашей компании. В ходе дискуссий в кулуарах я узнаю много нового о продуктах конкурентов, о новых технологиях, о трендах ИТ-рынка.

Самая сложная для меня задача – правильно выбрать мероприятия, в которых стоит участвовать. Подготовка к участию в каждом мероприятии достаточна затратна с временнОй и энергетической точек зрения, важно, чтобы вся накопленная энергия ушла в правильном направлении, в уши правильной аудитории.
- Как работают западные коллеги? В чем отличие Америки (Европы) от России (в контексте ИТ-евангелизма)?

- Западные коллеги работают более напористо, активнее используют элементы шоу-бизнеса в продвижении своих продуктов. Это, кстати, не всегда срабатывает перед российской аудиторией.

- За какое достижение ИТ-евангелисту стоит вручить "орден евангелиста"?

- Когда продукт твоей компании начинают использовать прямые конкуренты (или партнеры прямых конкурентов). Например, мне можно было бы вручить такой орден, когда на мобильной платформе 1С будет создан мобильный клиент для конкурирующей с нами ERP-системы.

- Если это возможно, укажите, пожалуйста ссылки на 3-5 статей ваших любимых на Хабре (почему именно они?)

- IMHO, как писать на Хабр – отличная инструкция, как написать успешную статью на Хабре

Синхронный перевод: как это устроено – очень интересная статья, открывающая новые грани такой, казалось бы, известной профессии, как переводчик-синхронист. Это фактически образец того, как надо писать действительно интересную статью практически о каждой профессии.

И снова про 1С – моя первая статья на Хабре и первая статья в нашем корпоративном блоге на Хабре. Я писал ее долго, еще дольше согласовывал, но, считаю, она правильно отпозиционировала нашу компанию на таком важном для нас ресурсе, как Хабр.

- Приведите примеры успешного и изящного кейса про то, как ИТ-евангелист справился со своей задачей (один из российского рынка, один из мирового).

- Про западный рынок – не буду оригинален, для меня это Гай Кавасаки, создавший само понятие технологического евангелизма, показавший, что можно в ИТ-мире создать сообщество приверженцев ИТ-брэнда.

Про российский рынок к сожалению сказать ничего не могу – ничего не приходит на память.

- Есть ли у вашей компании блог на Хабре, как вы строите работу по вещанию на Хабре и как блог на Хабре помогает решить задачи вашей компании?

- Да, есть. Мы стараемся рассказывать о том, о чем раньше не рассказывали – как у нас устроены процессы разработки внутри компании, какие инструменты и технологии мы используем, какими факторами мы руководствуемся при выборе направлений развития и т.д. Считаю, благодаря этому блогу больше людей в ИТ-сообществе стали относиться к 1С как к технологической компании (коей мы, собственно, и являемся).

- Как вы считаете, что можно было бы предпринять для того, чтобы Хабр стал еще эффективнее - как для компаний, чьи блоги есть на ресурсе, так и для читателей, обычных пользователей?

- Мне лично показалось неудобным введение потоков «Разработка» и «Управление» - некоторые наши материалы относятся к обоим этим направлениям, и, размещая их в одном из потоков, мы теряем часть аудитории.
Константин Кичинский – лидер команды евангелистов Microsoft
Коротко о компании
Компания Microsoft – мировой лидер в области информационных технологий, поставляющий широкий диапазон устройств и сервисов, программного обеспечения и ИТ-услуг. Это одна из крупнейших в мире корпораций, работающая в более чем 190 странах мира. Согласно ежегодному исследованию агентства Millward Brown, по результатам 2013 года Microsoft входит в десятку самых дорогих брендов мира (69 млрд долларов).

Компания Microsoft действует в России с 1992 года. На сегодняшний день компания активно работает в 70 городах страны. Головной офис находится в Москве, региональные центры — в Санкт-Петербурге, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону, Новосибирске.

Количество постов на Хабре 1400
- Расскажите о себе в двух словах, в чем суть вашей деятельности?

- Меня зовут Костя. Около восьми лет я сам был технологическим евангелистом, а сейчас руковожу командой технологических евангелистов в Microsoft. Вообще, формально в России мы называемся «экспертами по стратегическим технологиям», но это не меняет сути дела. Чем мы занимаемся? Есть то, что лежит на поверхности: контент (статьи, онлайн-курсы, видеоматериалы и т.п.) и мероприятия (от митапов до больших конференций). Есть то, что обычно не видно, но на самом деле составляет существенную, если не сказать основную, часть работы: работа с партнерами, софтверными компаниями, стартапами, коммуникации с инженерными и продуктовыми командами внутри Microsoft, взаимодействие с лидерами мнений и экспертами индустрии. В целом, я бы сказал, что мы стараемся смотреть на нашу деятельность «экосистемно», а не просто в русле продвижения тех или иных технологий или продуктов. Другими словами, мы одновременно пытаемся развивать локальную экосистему и при этом быть мостиком между нашими инженерными группами и внешним миром.

- Что вы считаете своим самым крутым достижением в своей карьере?

- Честно, я не люблю такие вопросы, так как они заставляют выделять что-то одно, да и еще и личное. На самом деле мы постоянно делаем что-то интересное и новое. Вот, например, несколько проектов последних лет разного масштаба, в которых я непосредственно участвовал и которые мне особенно дороги: наш Microsoft DevTour по городам России, Беларуси и Казахстана, полный перезапуск нашей крупнейшей конференции DevCon от классического мероприятия к системе школ, и наш небольшой проект создания настольной игры про мир разработчиков, над которой мы еще продолжаем работать. Было и много других проектов: мы запускали DreamSpark для студентов в России, делали классные конференции для дизайнеров (Design Camp) и веб-разработчиков (HTML5 Camp), непосредственно помогали тому, чтобы на Windows (Phone, 10, 10 Mobile) в России стоял Яндекс. У нас крутая команда.

- Собственно говоря, а кто такой евангелист?

- Я отвечу, кем я считаю евангелиста.

Прежде всего, это экосистемный игрок. Если ты просто пишешь статьи, то ты технологический писатель, блогер. Если ты просто готовишь курсы по технологиям, то ты учитель или тренер. Если ты просто выступаешь на мероприятиях, то ты просто хочешь делиться опытом или пиаришься. Если ты занимаешься «продвижением технологии», то ты маркетолог. Таких «если, то» много.

Тонкость в том, что евангелист должен думать не о том, как что-то продвинуть, и даже не о том, как увеличить базу пользователей определенной технологии или продукта/сервиса (хотя это все важно), а о том, как вокруг какой-то идеи сформировать сообщество людей или организаций, которые также заинтересованы в развитии и распространении этой идеи. Евангелизм – это всегда про сеть, про развитие сообщества, экосистемы. Так что если вы интересуетесь технологиями и хотите быть больше, чем просто экспертом, то евангелизм для вас (мы, кстати, ищем евангелистов в команду, так что welcome).

- Что должен знать ИТ-евангелист? Это продуктолог, тру-программер, devops или пиарщик?

- Он должен знать не «что», а «кого» - людей.

ИТ-евангелист должен уметь общаться с людьми в экосистеме в их терминах. Это автоматически означает, что у него должен быть соответствующий опыт, который постоянно поддерживается на достаточном уровне. Дальше зависит от направления и отрасли, потому что везде свои нюансы: айтишники – одни, разработчики – другие, дизайнеры – третьи, архитекторы – четвертые, тестировщики – пятые и т.д.

Я в своей голове обычно рисую такую аналогию: представьте себе треугольник, в углах которого маркетинг, инженерия и бизнес-девелопмент. Евангелизм находится внутри треугольника, составленного из средних линий первого.

- Какие основные задачи стоят перед евангелистом? Какие самые интересные? Какие самые сложные?

Основные задачи – это то, что требует от евангелиста бизнес. Добиться формирования устойчивой экосистемы вокруг технологии, продукта или целого направления. Сложность в том, что, решая задачи бизнеса, евангелист также является представителем той экосистемы, в формировании которой он участвует. Поэтому зачастую нужно искать компромисс между требованиями и задачами компании и твоим ощущением экосистемы.

Выглядит это обычно так:

- Костя, поздравляю, с сегодняшнего дня мы начинаем продвижение технологии XYZ!
- Погодите, а как же UVW? XYZ еще сыровато, мне стыдно будет.
- Все так, все так! Именно поэтому для XYZ мы сначала ищем тех, кто готов активно давать отзывы.

Самое интересное или классное – когда ты видишь результаты своего труда в чужих проектах, а вокруг никто не догадывается, что ты к этому «приложил руку».
- Как работают западные коллеги? В чем отличие Америки (Европы) от России (в контексте ИТ-евангелизма)?

- Первое, что обычно бросается в глаза, – это частое отсутствие в России системности и измеримости. Например, в Microsoft мы ставим разные KPI для нашей деятельности, которые позволяют оценивать, в правильном ли направлении мы движемся, какова отдача от наших активностей и т.п. Это могут быть такие банальные вещи как количество разработчиков, использующих технологию X, или, скажем, оценка количества партнеров, которые используют X в реальных продуктах, или количество настоящих людей, до которых доходят твои коммуникации в интернете.

- За какое достижение ИТ-евангелисту стоит вручить "орден евангелиста"?

- Не стоит. Вообще евангелистам не стоит вручать специальных орденов, медалек и т.п., потому что это классная, интересная, увлекательная… но работа. За работу «медальки» вручают работодатели.

Но есть другой момент. Часто экосистемы, в которых евангелисты варятся, не про одну какую-то компанию или какую-то технологию, наоборот, они объединяют сразу несколько тем. Например, так происходит с веб-разработкой и фронтэндом. В русскоязычной среде есть люди, которым от лица сообщества стоило бы высказать огромную благодарность за их постоянную работу на благо не только своих компаний, но и всего сообщества в целом.

На эту тему есть такая аналогия: задача евангелиста не в том, чтобы в общем пироге выросла доля компании Y, а в том, чтобы вырос весь пирог. А уж за долю отвечает продуктовая группа и маркетинг, а не евангелист.

- Если это возможно, укажите, пожалуйста ссылки на 3-5 статей ваших любимых на Хабре (почему именно они?)

- Мне очень нравятся хорошо подготовленные технологические статьи, объясняющие суть технологий. Часто в этом можно заметить коллег из Яндекса, хорошие статьи иногда проскакивают в блоге Mail.ru (когда они пускают в него технарей). Еще нравятся статьи ребят из Мосигры, они очень живые.

- Приведите примеры успешного и изящного кейса про то, как ИТ-евангелист справился со своей задачей (один из российского рынка, один из мирового).

- Если брать Россию, то первый, кто мне приходит в голову, и он, кстати, не из Microsoft – это Вадим Макеев из Оперы. Тут даже не кейс конкретный, а просто многолетняя работа над развитием сообщества Web Standards с конференциями, подкастами и т.п. Вот это отличный пример вклада отдельного евангелиста в развитие здоровой экосистемы фронтэнда в русскоязычном сообществе.

Второй пример, хотя у него другая формальная и фактическая роль, - это Юра Ветров из Mail.ru - с митапами UX Sreda, конференциями по дизайну, регулярными дайджестами и другими активностями, которые он делает поверх своей основной работы. Для Mail.ru, думаю, это отличный кейс, как развивая нейтральное сообщество, можно реальными делами менять имидж своей организации.

Из международной практики, хотя она, вроде бы не называла себя евангелистом, это Lea Verou, которая в какой-то момент своими примерами, статьями и выступлениями, совершенно внезапно, привила огромной массе людей любовь к CSS и уверенность, что CSS можно делать правильно и красиво.

- Есть ли у вашей компании блог на Хабре, как вы строите работу по вещанию на Хабре и как блог на Хабре помогает решить задачи вашей компании?

- Есть. В разные годы это были разные подходы, которые менялись в зависимости от внутреннего понимания задач и наличия ресурсов для их решения. Например, в прошлом году, помимо периодического контента «новостного» характера, у нас был двухнедельный ритм, в рамках которого готовилась та или иная тема – самостоятельно, переводами или с привлечением экспертов с рынка. В итоге получался тематический блок из 4-6 статей, выходящих в течение двух недель.

Сейчас мы перешли к другой схеме, в которой мы разделили, условно, продвижение устоявшихся технологий и развитие новых направлений. Первое во многом решается переводом или подборками материалов, многие такие статьи готовятся маркетинговыми специалистами (они у нас в технологиях тоже потихоньку начинают разбираться, и мы их тоже называем евангелистами). Технические евангелисты могут помочь набрать правильных материалов для таких статей или подкинуть идеи для материала для блога.

Второе – зависит от сложности, но в целом, это долгоиграющая история, в которой статьи появляются по мере появления кейсов, опыта и т.д. Часть материалов готовят наши евангелисты, часть - внешние эксперты, для которых появление материала в блоге Microsoft на Хабре – дополнительная «плюшка».

В целом, Хабр для нас является одним из ключевых каналов массовой коммуникации про технологии, хотя и не единственным.

- Как вы считаете, что можно было бы предпринять для того, чтобы Хабр стал еще эффективнее — как для компаний, чьи блоги есть на ресурсе, так и для читателей, обычных пользователей?

- Две вещи:

1. Подумать, что означает для Хабра наметившийся тренд на появление тематических сообществ, коммуникация в которых происходит в новых каналах вроде Slack или Telegram, включая обмен ссылками, идеями и т.п.

2. Расширить возможности для обычных пользователей по интеграции интерактивных элементов вроде живых текстовых трансляций во время мероприятий или вставкой фрагментов кода с github.
Максим Лейкин - менеджер по развитию мобильных технологий, компания MERA
Коротко о компании
Компания MERA — ведущий разработчик заказных программных решений для производителей информационно-коммуникационного оборудования и ПО. С 1989 года MERA ведет разработку, тестирование и поддержку сложных программных комплексов и инновационных продуктов для телекоммуникационной, автомобильной, энергетической, розничной, медицинской и других индустрий. Имеет офисы в Северной Америке и Европе. Среди наших заказчиков такие мировые лидеры, как Ascom, Avaya, Ericsson, Kapsch, Elster, Tieto, Samsung.
- Расскажите о себе в двух словах, в чем суть вашей деятельности?

- Моя текущая деятельность распадается на две составляющие, которые, однако, можно объединить словом «новое». С одной стороны, я помогаю привлечению в компанию MERA новых заказчиков и новых проектов, выполняя роль технической поддержки наших «продажников». С другой стороны, я отвечаю за развитие в области мобильных технологий, т.е. должен отслеживать все новые тренды, платформы, устройства, протоколы и организовывать их освоение внутри компании, чтобы в любой момент времени мы соответствовали и даже опережали по уровню экспертизы возможные требования наших заказчиков.

- Что вы считаете своим самым крутым достижением в своей карьере?

- На разных этапах развития карьеры достижения разные. Так в бытность техническим лидером команды программистов мне довелось принять непосредственное участие в разработке нескольких программных продуктов, которыми пользуются (или пользовались) миллионы людей, например, Verizon Navigator и Nortel CallPilot.

В настоящем периоде я считаю крутым достижением то, что мне удалось собрать сильную команду инженеров, способную не только решать самые сложные задачи, но и отчасти «бежать впереди паровоза», т.е. угадывать потенциальные области роста и проникать в них еще до того, как туда пришел массовый рынок и наши заказчики.

- Собственно говоря, а кто такой евангелист?

- Я думаю, что это человек профессионально занимающийся ИТ-технологиями, интересующийся ими «по жизни», а не только «по работе», умеющий внятно и увлекательно о них рассказать окружающим и, помимо всего вышеперечисленного, обладающий технической интуицией, чутьем, если хотите, шестым ИТ- чувством. Последнее важно потому, что мир ИТ-технологий неисчерпаем в своем развитии и сил человека и даже крупной компании не хватит, чтобы двигаться сразу во всех направлениях, так вот интуиция должна подсказать вектор «главного удара». Вообще-то интуиция в данном случае это конечно сплав личного опыта, изучения источников (в том числе Хабра), общения с коллегами по профессии, посещения конференций и митапов ну и капельки шаманства, не может же настоящий ИТ-шник без плясок с бубном обойтись.

- Что должен знать ИТ-евангелист? Это продуктолог, тру-программер, devops или пиарщик?

- ИТ-коммьюнити очень требовательно, оно никогда не признает «своим» чистого пиарщика или продуктолога. Кроме того, в этой сфере все настолько динамично, что работает цитата из Кэрролла «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Поэтому обязательно нужно сохранять и непрерывно поддерживать программистскую экспертизу, это условие абсолютно необходимое, но недостаточное. К этому добавить то, что я назвал выше: интерес, умение рассказать, профессиональный опыт и интуицию.

- Какие основные задачи стоят перед евангелистом? Какие самые интересные? Какие самые сложные?

- Задачи во многом диктуются спецификой бизнеса, в котором довелось работать, например для компании MERA основная задача это находить подход к любым, даже самым проблемным заказчикам, уметь смотреть на проблему «их глазами», но при этом мягко и последовательно убеждать в правильности предлагаемого нами технического решения. Т.е. сделать так, чтобы тебя понимали и тебе доверяли. Это, наверное, самое сложное и самое интересное одновременно.

- Как работают западные коллеги? В чем отличие Америки (Европы) от России (в контексте ИТ-евангелизма)?

- Это очень хороший вопрос. Поскольку мне часто приходится ездить как на международные мероприятия (CES, MWC, AnDevCon) так и на внутрироссийские (SECR, DroidCon), я сам много раз сам пытался анализировать как работают коллеги «там» и в чем разница. Думается, что технически всё более-менее похоже, основное отличие состоит в навыках презентации. Как-то исторически сложилось, что в Америке (Европе) они, эти навыки, сильнее развиты. А это важно, потому что «встречают по одежке», и чтобы «зажечь» аудиторию (будь то слушатели доклада на конференции, студенты на лекции, коллеги на внутреннем техническом семинаре или потенциальные заказчики) надо приложить усилия и к содержанию, и к форме подачи материала.

По мере сил стараюсь влиять на ситуацию, донося до коллег мысль о том, что критично не только что ты рассказываешь, но и как ты это делаешь. Как человек не чуждый сфере высшего профессионального образования (помимо работы в компании MERA я веду курсы по Java и Android на факультете бизнес информатики нижегородского филиала ВШЭ), также стараюсь уделять этому повышенное внимание ведя командные и курсовые проекты у студентов.

Надо отметить, что в последнее время ситуация в России начала улучшаться (говорю про близкую мне сферу Java – Android). Появились (в основном усилиями JUG.ru) качественные технические конференции, нашлись люди, умеющие рассказать о сложных и даже «хардкорных» вещах понятно и увлекательно. Отмечу, например, Алексея Шипилева и Сергея Куксенко из Oracle, Алексея Федорова из JUG.ru, Звиада Кардаву из VoxImplant, Матвея Малькова из Nexters, своего коллегу из MERA Александра Коршака.

- За какое достижение ит-евангелисту стоит вручить "орден евангелиста"?

- Мне кажется, что главный «орден евангелиста» это авторитет, доверие и признание в профессиональной среде. Других «орденов» и не надо.

- Напишите ссылки на 3-5 статей ваших любимых на Хабре (почему именно они?)

- Ответ не будет релевантным, потому что память человеческая несовершенна и скорее всего я назову те, которыми недавно пользовался. Лично я люблю на Хабре большие и серьезные материалы, сделанные в формате технических руководств, например, такие как:

https://habrahabr.ru/post/156811/
https://habrahabr.ru/post/235585/
https://habrahabr.ru/post/271737/
https://habrahabr.ru/company/e-Legion/blog/263303/
https://habrahabr.ru/company/e-Legion/blog/264671/

Их очень удобно использовать, когда надо либо самому быстро и качественно вникнуть в тему, либо приходит с вопросом кто-то из коллег, и ты понимаешь, что одного ответа будет явно мало, а рассказывать подробно прямо сейчас явно нет времени.

Плюс некоторые из постов хабра послужили основой для подготовки лекций и семинаров. А недавно «бумеранг вернулся»: коллеги прислали ссылку на пост Хабра, в который вставлен слайд прямиком из моих лекций по Java, разошедшихся по Сети.

- Приведите примеры успешного и изящного кейса про то, как ит-евангелист справился со своей задачей (один из российского рынка, один из мирового).

- Само понятие ИТ-евангелизм появилось недавно, а кейсы, которые в него укладываются, возникали гораздо раньше. Например - история создания языка Java, в которой евангелистами выступили Патрик Ноутон и Джеймс Гослинг. Из ныне активно действующих могу назвать основателя CommonsWare Mark Murphy, который по смыслу всей своей деятельности является идеальным евангелистом, ибо он и программирует, и рассказывает, и консультирует, и популяризует. В России, наверное, сейчас ближе всего к евангелизму, то что делает Яндекс с их проектами Яндекс.Мобилизация, Яндекс.Лицей, Школа Анализа Данных и др. Еще на меня произвело недавно сильное впечатление большое интервью с ИТ-директором Альфа-Банка Мартином Пилецки. Сложилось впечатление, что он как раз гораздо больше чем ИТ-директор и ближе к понятию ИТ-евангелист.

- Есть ли у вашей компании блог на Хабре, как вы строите работу по вещанию на Хабре и как блог на Хабре помогает решить задачи вашей компании?

- Блога корпоративного, к сожалению, пока нет, но думаю скоро появится. Для нас основная проблема в том, что большая часть бизнеса компании находится в Северной Америке и Европе, т.е. в не «русскоязычной» части мира и нам поэтому несколько интереснее пиар на английском языке. Но несмотря на это многие сотрудники MERA уже давно периодически пишут статьи на Habr и корпоративный блог, я полагаю, все равно появится.

- Как вы считаете, что можно было бы предпринять для того, чтобы Хабр стал еще эффективнее - как для компаний, чьи блоги есть на ресурсе, так и для читателей, обычных пользователей?

- Ну если можно мечтать «на полную катушку», то я бы хотел выхода Хабра на международный уровень, т.е. возможности публиковать и читать материалы на английском языке, это бы в разы расширило аудиторию портала и привлекло к нему компании типа нашей (см. ответ на предыдущий вопрос)

Еще по мелочи, мне до сих пор не совсем нравится дизайн сайта из-за обилия мелких элементов над и под каждой статьей. На мой вкус я бы убрал их из ленты и показывал только при загрузке полного текста статьи.

Ну а в целом, Хабр полезен, нужен, интересен и любим. Желаю команде Хабра успехов, процветания и развития!
Открыта регистрация на семинар для компаний
24 ноября мы проводим новый семинар как для компаний, у которых уже есть свой блог на Хабре и Гиктаймс, так и для тех, у кого блога пока нет. На семинаре будет много нового о Хабре и его пользователях, пройдёт обсуждение особенностей работы с обратной связью (комментарии, отклики и т.д.) и роли аналитики в работе с аудиторией и фидбэком.

В семинаре спикерами выступят контент-студия ТМ, компании Intel, КРОК, ИКРА и др.

Семинар абсолютно бесплатен, но вход только по приглашениям согласно спискам регистрации.

Заполните форму и зарегистрируйтесь на бесплатный семинар. Вы сможете пообщаться, задать вопросы и получить много интересных идей.
Перейти к заказу билетов

Комментарии (31)

  • +3
    Не смотря на то, что я в своё время получил много профита от написания статей на хабре однако это было в прошлом, считаю что в последнее время хабр деградирует. Всё меньше и меньше интересных авторских статей, которые заменяются переводами и подредактированными новостными лентами штатно работающих редакторов. Интересных блогов от компаний очень мало.
    Хабр был уникальной площадкой не потому, что писал про программирование — это была блогосфера профессионалов и энтузиастов, которые делились своим опытом. Сейчас такие статьи появляются всё реже и реже и их всё сложнее выискивать в информационном шуме новостей, не всегда удачных переводов и призывов поучаствовать в очередном хакерском конкурсе.
    • +1
      В корпоративные блоги пишут такие же разработчики, админы, дизайнеры и менеджеры, как и на Хабр без блогов — только их ко всему прочему ещё отличают кейсы и экспертиза, предоставленные им на месте их работы. Лично мне зачастую гораздо приятнее читать умные и выверенные посты в блогах компаний, чем очередные слабо изложенные истории про «как я написал игру за вечер и намайнил три биткойна». Ничего плохого не вижу в корп.блогах. А то, что кто-то не видит в них интересного, так тут та же история: нужно читать по интересным самому человеку хабам.
      И я уверена на 100%, что сюда пишут в подавляющем большинстве и компании-энтузиасты. Потому что написать «плюсабельную» статью, да ещё в блог компании — огромный труд. Который, кстати, не всегда оплачивается.
      • +2
        Написать хорошую плюсабельную оригинальную статью вообще огромный труд. У меня уходит на это от трёх дней до недели. Сначала продумываешь, потом пишешь, потом правишь несколько раз. Первый день реагируешь на замечания читателей и снова вносишь дополнения и правку.
        Во многих корпоративных блогах статьи пишут для галочки — вызывающий рисунок, часто многообещающий заголовок, а внутри пустота.
        Вот характерный пример «перевода» корпоративного блога сегодня прочитал. О чём это? Какая то чушь без начала и конца, информации ноль. Даже не понимаю откуда столько плюсов и зачем писать такие статьи, что компании такие блоги дают?
        • +1
          Хабр — саморегулироемое сообщество. У вас есть все инструменты управлять контентом. Именно так научились компании, которые давно на сайте. С помощью пользователей и грамотной обработки обратной связи от аудитории.
        • 0
          Завидую вашей скорости ;) У меня на любую статью, в т.ч. и не очень плюсабельную, в среднем уходит месяц, не считая предварительных 1-2 лет работы в этой тематике.
  • +3
    Я 5 лет работал евангелистом и вот что я скажу: из-за набега компаний, в т.ч. меня (каюсь), качество контента Хабра упало ниже плинтуса. Раньше читать можно было все подряд, сейчас — нужно сначала ставить фильтр чтобы не видеть «Блог компании Xxx». Исключения бывают, но их очень мало. В основном всё очень грустно.
    • 0
      Что вам мешает делать качественный контент в блог?
      • +3
        Тут нужно определить «качественный контент». Я очень хорошо могу расписать фичи продукта, сделать картинки, и получить за это хорошие баллы. Но это не то, что хочет читатель Хабра. Читатель хочет контент, что-то интересное, а не чистый маркетинг. Вся бизнес-модель Хабра построена сейчас на очень опасной идее что маркетологи умеют писать интересные технические посты — это в корне не так. Маркетинговые посты — да, допустим, но посты по инженерно-технической тематике? Увы и ах. Кто-то заваливает все переводами, кто-то просто постит сразу в 4 хаба (чтоб наверняка) всякую муть на 3 параграфа, и Хабр как-то это терпит. А оригинальный, свежий контент теперь тут редкость.
        • 0
          Вся бизнес-модель Хабра построена сейчас на очень опасной идее что маркетологи умеют писать интересные технические посты


          Откуда такой вывод о бизнес-модели? В блоги пишут в основном авторы-технические специалисты компании. Именно эти блоги и являются наиболее интересными для аудитории. Не у всех компаний есть возможность сразу этого достичь, но они активно работают над этим.

          Что касается нерелеватных постов — у каждого члена сообщества есть инструмент воздейсвия. Пользуйтесь
          • +3
            В блоги пишут в основном авторы-технические специалисты компании


            Вот приведу пример — сейчас в «разработке» висит этот пост. Казалось бы, Big Data, здорово, сейчас будут алгоритмы, реализация в железе, математические подробности… а нет! Это всего лишь некий обзор того, что делают другие компании, с описанием отрасли, деятельности компании и результатами.

            Вы понимаете что никому это не интересно? Инженеры наелись по горло юз-кейсами, нужна конкретика, нужен код, черт возьми.

            И этот пост и подобные — 60% Хабра, если не больше. Для кого он написан?
            • –1
              А вы где работаете, например? Вы готовы выкладывать код и реализацию фичей? А ваше руководство готово или вы подписали сотню NDA в коммерческой разработке? Для чего такие посты о бигдате — для того, чтобы другие компании видели, что в успешной компании применена технология, которая дала или не дала +100500 к успешности. А почему бы не взять и не применить. Если вы наелись кейсами — валите код сюда, пишите больше, и за вами потянутся.
              • +1
                Код не обязательно нужен. Нужно вдохновение :-) А оно — в новых подходах, историях и персонах, иногда — в новых технологиях, которые можно взять и внедрить у себя на проекте.
                • 0
                  Именно это я и пытаюсь доказать юному идеалисту
                  • 0
                    Тем не менее, не могу не согласиться с тем, что статей «от маркетологов» стало довольно много. Вроде, на первый взгляд, пытаются быть полезными. Но — не получается :-)
          • –1
            Зачем делать такие серьёзные утверждения от имени аудитории. Может голосование устоите что наиболее интересно для аудитории?
            Самое обидное, что у многих наличие слишком большого количества мусора отбивает желание искать среди него действительно что-то интересное, а оно безусловно тут пристуствует. В результате падает посещаемость. Вслед за ней дальше падает и количество интересных статей — какой смысл писать на площадку которую редко читаешь. Рано или поздно это приведёт и к исходу компаний с платными блогами.
            • +1
              А как же вы в соцсетях ищете для себя что то достойное внимания? И есть ли такие места, где вы не выбираете ценные зерна нформации из большого массива?
              • 0
                Я вот в соцсетях уже не ищу ничего, т.к. соцсети = шлак. Если хочется найти что-то интересное, я иду на Амазон, вбиваю Universitext и нахожу очередную интересную книжку.
                • 0
                  Какой у вас прекрасный юношеский безоттеночный максимализм! Я аж позавидовал. Вот когда вы поймете, что «равно» в жизни и работе в чистом виде не существует, тогда и посты ваши будут другими и вам не придется признаваться, что ваш набег как евангелиста негативно сказался на Хабре.
        • 0
          Отличный пост про интегралы. А для кого он написан? Для студентов, для школьников-олимпиадников и преподавателей? Например, это интересно вам, но не интересно мне — мне вот DevOps интересен.
          Примерно так же каждый пост: кому-то нужны и интересны рассылки и он зачитывается постами про вёрстку мейлов, кому-то нужно открыть розничный магазин дартсов, и он читает с карандашом Мосигру, кому-то нужна CRM — и он пытается выбрать исходя из постов компаний, пользователей и комментариев.

          Да и знаете, маркетолог маркетологу рознь. Бывают такие продукт-овнеры и евангелисты, что директора и главного разработчика за пояс затыкают. И пишут та к понятно и просто, что читаешь ради кайфа.
          • +2
            Ну смотрите, вы любите DevOps. Вам могут либо рассказать про тонкости Docker, как настраивать в нем какую-то сложную хрень, или вы получите 100500й пост на тему «как разные компании увеличили turnover на 500% с помощью docker», без единой технической детали.
            • 0
              Мне и те, и те посты нужны, честно. Настройки я себе занычу, а как разные компании увеличили — директору подсуну, который, к примеру, может не признавать Docker. А «написано на Хабре» для многих — неукоснительный авторитет. Плюс, я, например, если узнаю, что компания использует контейнеры, скорее куплю их софт, понимая их подход и говоря на общем языке. Ну это опять же дело вкуса.
  • +1
    технологический евангелист 1С

    горшочек, не вари…
    • +1
      Напомнило «технологический перерыв» на почте.
    • +1
      А вы стек технологий 1С представляете? Это ИТ-империя. Или как — увидели «1С», нужно пошутить?
      • 0
        Поскольку мой основной род деятельности тесно связан с продуктами данной компании я люблю шутить про 1С, в чем собственно проблема?
        • 0
          И что, всё так плохо? Что смешного в том, что у этой компании есть технологический евангелист?
          • +1
            Вы, простите, код их видели вообще? Поверьте, если я и смеялся, то сквозь слезы. А то что евангелист есть — это очень хорошо, чуть меньше пафоса и будет просто прекрасно!
            • 0
              Два года видел во всю большую морду и тоже, знаете ли, оргазмов не испытывал. Но мы не о разработке — тут почти полный швах и три года техникума.
              Мы же сейчас все понимаем, что это обычный высокоуровневый язык, и компания, его развивающая, использует кучу всего: от языков, на котором пишется IDE до доработок Эклипса и сложных систем мониторинга, разворачивания и администрирования — шутка сказать, что почти все компании России используют их продукт + развита громаднейшая сеть франчайзи. Это, думаете, педальным велосипедом всё управляется?
            • +1
              Ну, технический евангелист — это же не про код, а больше про технологии в целом. Даже если там код плохой, то стек технологический может быть интересным, например.
              • 0
                Технологиями в целом
                Технологии в целом с Хабра изгоняют, не так давно было заявлено что хабр исключительно для разработчиков «чистого софта». Так был изгнан хаб схемотехника, ембеддеров и вообще всё, что связано каким то образом с HardWare. При этом очень плохо обошлись с публикациями и рейтингами авторов в хабах. Мои статьи по схемотехнике оставили на хабре но почему то засунули в web программирование! Неоднократные просьбы перенести их хотя бы в соответствующий блог на гиктаймс ничего не дали до сих пор. Команда очень занята окучиванием платных блогеров, ей не до независимых авторов.
                Более чем через пол года вернули таки «программирование микроконтроллеров», но программирование микроконтроллеров неразрывно связано с Hardware, а оно осталось на гике… Можно конечно игнорируя правила писать и на хабре про железо, как делает большое количество платных блогов и их евангелисты, но во первых можно нарваться на бан и самое обидное он будет формально справедливым, а во вторых раз тут нет соответствующего хаба, то и подобной информации никто искать не будет. Статья просто уйдёт в никуда и затеряется под огромным количеством «еженедельных дайджестов» и переводов зарубежных постов в блоги
                Я общался с большим количеством авторов ранее писавших раньше интересные, но сравнительно узкоспециализированные статьи, кстати далеко не только в области Hardware. Все примерно одно и то же говорят: «Потеряли интерес поскольку стало очень мало читателей, с таких статей не то что рейтинга — кармы не наберёшь даже минимум».
                Для того, чтобы вести интересный блог на Хабре, компании требуется специально обученный человек, львиная часть времени которого будет уходить на его поддержание. Для большинства это непозволительная роскошь, которая стоит несравнимо больше, чем абонентская плата за возможность вести блог. Присутствие ради галочки и компаниям не много даёт и блогосферу сильно портит.
              • +1
                Это же технический идеолог если по-простому, верно? Человек, который не только говорит какие технологии для чего использовать, но и внедряет best practice по ним. И здесь я вижу много поводов для шуток.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.