Российские операционные системы: говорим сейчас, ждём на OS DAY

23-24 мая 2017 года в главном здании Академии наук в Москве пройдёт конференция разработчиков российских операционных систем OS DAY 2017. Заявленная тема – «Операционная система как платформа». Это будет четвертый OS DAY. Первый, напомним, организовали ИСП РАН и DZ Systems в 2014 году. Мы встретились с участниками и спикерами и поговорили с ними о самой конференции, о российских OS, о кадровом голоде и перспективах отечественной разработки. Также нам удалось обсудить положение дел в нескольких российских компаниях, создающих свои операционные системы. Но обо всём по порядку.

Об отрасли, системах и платформах в целом
Арутюн Аветисян
директор Института системного программирования Российской академии наук (ИСП РАН)
Об OS DAY 2017
История операционных систем и компиляторных технологий насчитывает более 50 лет: от пакетной обработки мы дошли до облачных технологий, мобильных платформ и интернета вещей. И каждое из этих понятий – серьёзный вызов, хотя бы в силу того, что речь идёт о десятках миллионов строк кода, которые должны удовлетворять требованиям качества. В одиночку на эти вызовы ответить не получится – нужна консолидация ресурсов государства, бизнеса, науки и образования. Любая операционная система, даже самая маленькая встроенная, должна, на мой взгляд, обладать тремя взаимосвязанными характеристиками: безопасностью, эффективностью и продуктивностью как в разработке самой операционной системы, так и приложений под неё. Под продуктивностью здесь понимается стоимость разработки, время. Иногда разработка может вестись так долго, что решение уже никого не заинтересует, технологии уйдут далеко вперёд. Понимание всех этих факторов привело к тому, что была организована такая площадка, как OS DAY.
Постепенно менялись требования регуляторов, текущее состояние дел и т.д. Формат конференции был изменён, создан консорциум организаций-участников конференции. Сейчас это серьёзное объединение организаций, которые реально создают и внедряют платформы у нас в стране. Что ещё более важно, с моей точки зрения – была получена официальная поддержка со стороны ФСТЭК и ФПИ (Фонда перспективных исследований).
Понять, в каком состоянии мы сейчас находимся с глобальной точки зрения – одна из задач OS DAY 2017. И я жду, что на этой конференции люди расскажут о своих потребностях.
О российских операционных системах
Если говорить об отечественном программном обеспечении, конечно, есть отрасли, где операционная система разрабатывается полностью или большей частью. Например, у нас достаточно много встроенных ОС реального времени, среди которых есть даже конкурирующие.
Есть Linux, но строго говоря, он вообще не продукт. Именно продукт – это то, что сделал, например, Red Hat или ещё кто-то. Наши отечественные компании также ведут разработку на основе свободного программного обеспечения и, кстати говоря, не только Linux. Например, как правило, в ПО входят базы данных и даже офисные пакеты. Сейчас уже никого не интересует операционная система отдельно. Если нет никаких лицензионных ограничений на использование, модификацию, развитие, и отечественная компания создала свой продукт, то, конечно, он российский с юридической точки зрения. Дальше уже можно и нужно обсуждать качество этого продукта, потому что если открытый пакет взял студент и заменил в нем копирайт, всем понятно, о чём речь. А если с продуктом работает серьезная организация, у которой есть кадровый потенциал (а это сейчас самое главное), и она может на нужном уровне поддерживать разработку в соответствии с требованиями заказчика, это другой продукт.
Я думаю, что должна быть правильная организация международной кооперации и правильное управление рисками, а это тоже тонкий момент. Правильная организация позволяет конкурировать на мировом рынке с мировыми компаниями существенно меньшими усилиями. Важно, чтобы мы могли соотнести мировые тренды и вызовы с нашими локальными, а не обсуждали просто свойства операционной системы.
Надо, чтобы компании высказались, где у них не хватает ресурсов и каких – надо, чтобы возникла реальная, а не искусственная (созданная административно), потребность в технологиях.
На любое замечание, что у нас нет специалистов, можно ответить, что у нас десятки тысяч разработчиков, такова статистика. Переход к цифровой экономике – есть такой правильный термин – сдерживается в первую очередь отсутствием кадров. Это не только у нас, но и во всех развитых странах, в том числе, в США. Поэтому кадровый голод и образовательный голод в этой области всегда будет по определению. И он будет всё больше, потому что за разработкой начинается, например, внедрение.
Для экономической целесообразности решения и продукты, даже для ВПК, должны иметь двойное, военное и гражданское, назначение. Иначе кадров не хватит. И это не только у нас. Эта проблема актуальна для самых разных стран, в первую очередь для США. Необходимо понять, что нам надо, и только после этого готовить кадры и идти вперёд. Нельзя двигаться абстрактно.
О платформенности
Операционная система сама по себе – часть некой экосистемы (здесь подходит это слово), то есть часть платформы. Операционные платформы постоянно развиваются и пополняются новыми технологиями, новинками индустрии: двадцать лет назад это были мультимедиа, десять лет назад – веб, в ближайшем будущем появятся дополненная реальность, виртуальная реальность… Это, с одной стороны, вроде бы, прикладные вещи, с другой стороны, если они эффективно не поддерживаются на уровне самой платформы, например, нет правильных API, то говорить о том, что операционную систему можно использовать в полную силу, не получится. В каждой области, где может использоваться платформа, должны найтись подходящие вещи.
О кадрах в России
Так как мы в ИСП РАН сами занимаемся в том числе образованием, я могу сказать, что в образовании всегда чего-то не хватает и всегда хорошо бы что-то улучшить. Но, с другой стороны, мы же видим вокруг себя более или менее зрелые проекты, которые люди внедряют и которыми пользуются. Правда, не хватает информации – складывается ощущение, что компании живут обособленно. Именно поэтому надо, чтобы компании высказались, где у них не хватает ресурсов и каких – надо, чтобы возникла реальная, а не искусственная (созданная административно), потребность в технологиях. Тогда мы вместе сможем всё понять и начать делать.
Переход к цифровой экономике – есть такой правильный термин – сдерживается в первую очередь отсутствием кадров. Это не только у нас, но и во всех развитых странах, в том числе, в США. Поэтому кадровый голод и образовательный голод в этой области всегда будут по определению. И они будут увеличиваться, потому что за разработкой начинается, например, внедрение. Технологии для внедрения по определению должны быть универсальными, чтобы делать технику было экономически целесообразно. Иначе людей не хватит. Повторюсь, кадровая проблема актуальна для самых разных стран, в первую очередь – для США. Занимаясь подготовкой специалистов, необходимо правильно понимать, прежде всего, тенденции развития. Только тогда возможно готовить кадры, опираясь на которые можно будет идти вперёд.
Дмитрий Завалишин
генеральный директор группы ИТ-компаний DZ Systems
Об OS DAY 2017
Конференцию OS DAY мы сделали 3 года назад. Основная причина, почему её захотелось организовать, — это ощущение, которое потом подтвердилось во всей полноте, что мы в России сами не знаем, что у нас есть подобные хайтек-проекты по тематике операционных систем. Бытовало мнение, что у нас с этим всё настолько плохо, что вообще ничего нет, а если и есть, то несерьезное и неинтересное. OS DAY доказывает обратное.
Общая идея конференции – это коммуникации внутри ИТ-отрасли, мы хотим знакомить людей. Уже ко второму мероприятию стало понятно, что мало звать только разработчиков, нужна обратная связь, т.е. потенциальные заказчики. Стали искать предприятия, которым интересно с этой тематикой работать, которые могут быть покупателями. Оказалось, что в России довольно много операционных систем, которые созданы здесь, но работают на зарубежных процессорах. И, наоборот, существует множество российских процессоров, которые, тем не менее, работают на зарубежных операционных системах. И мы задались вопросом: если взять аппаратуру, операционную систему, системный и прикладной софт – насколько они друг о друге знают в России?
Выяснилось, что не очень. Поэтому задача OS DAY — знакомить между собой
разработчиков операционных систем с создателями процессоров, чтобы вторые понимали, что нужно первым, а первые понимали, что могут или не могут разработчики процессоров.
Мероприятие дает понимание, что есть в России, ведь мы на удивление себя
недооцениваем. Когда начинаешь анализировать, вылавливать людей, которые готовы озвучивать, что у них происходит, то оказывается, что страна активная и производит полезные ИТ-продукты, только с маркетингом беда. Я сейчас даже сожалею, что у OS DAY такая узкая тема, потому что, например, мы не можем пригласить создателей наработок по компьютерному зрению, а их опыт уникален и интересен.
Мероприятие дает понимание, что есть в России, ведь мы на удивление себя недооцениваем. Когда начинаешь анализировать, вылавливать людей, которые готовы озвучивать, что у них происходит, то оказывается, что страна активная и производит полезные ИТ-продукты, только с маркетингом беда.
О российских операционных системах
В целом ситуация с операционными системами довольно сложна с точки зрения затрат на конкуренцию с Windows. Затраты настолько велики, что ни один из разработчиков на это серьезным образом не рассчитывает. Все проекты, которые есть, ориентируются на те или иные нишевые применения, которые в состоянии обеспечить финансирование этой тематики. Например, наша OS Фантом в целом адресована тем проектам, где требуются высокая надёжность и скорость перезапуска аппаратуры, мы смотрим в сторону промышленного применения. Например, в области беспилотных летательных аппаратов.
О платформенности
Платформа — это и среда разработки, и системное инструментальное обеспечение. Опять же в России есть какие-то фрагментарные наработки, которые между собой не связаны.
Стоит вопрос целостности этого полного стека. В идеале это полный стек, который включает в себя аппаратуру, firmware, который в этой аппаратуре присутствует, включая BIOS, инструменты загрузки, операционную систему, системное ПО, инструментарий разработки. В идеале хорошо бы, чтобы он появился более или менее целостный. Вот как-то с этой стороны смотрим на задачу операционно-системной платформы.
О кадрах в России
На самом деле их довольно много. Но поскольку и проектов немало, то вышло, что в каждом проекте, включая наши, не так много людей, которые реально хотят заниматься разработкой ОС. Все проекты достаточно аккуратные по ресурсам. Я не знаю компаний, в которых этим занималось бы большое количество людей. Но, тем не менее, в целом по России очень много специалистов, которые способны этим заниматься. Собрать их
воедино – это пока задача, к которой непонятно, как подступиться, потому что каждая отдельная компания имеет какую-то задачу и тематику, которую она обслуживает. И к кооперации отдельные разработчики не очень-то склонны. Но ресурсы и кадры в стране, конечно, есть.
Константин Попадюшкин
заместитель директора «Свемел»
Об OS DAY 2017
Это в первую очередь обмен опытом, знаниями, потому что если не будешь вращать головой на 360 градусов на этом рынке, то можешь потерять свои позиции. Рынок этот достаточно тесный с точки зрения участников. Ну, и, конечно, на конференции можно показать свой продукт, продемонстрировать его возможности. Может быть, кто-то о нём не знает, а есть достойная реализация, в том числе и уникальная, которую другие операционные системы, присутствующие на рынке, могут не предоставлять.
О российских операционных системах
Например, наша операционная система Циркон не является разработкой с нуля, то есть в её основе лежит задел всех сообществ программных продуктов с открытым кодом. Понятно, что с нуля почти никто ничего не делает. Если говорить о том, что россияне отстали с точки зрения технологий, применяемых в операционная системах, то это вряд ли соответствует действительности. Потому что мы стараемся поддерживать в актуальном состоянии весь исходный код и функциональность на базе тех изменений, которые в мировом сообществе добавляются к базовой операционной системе.
Могу сказать, что на российском рынке есть и достаточно конкурентоспособные продукты, тот же «Мой офис». Он широко развернут, у него своя концепция, защита информации, ограничения доступа. В общем, есть достойные продукты, как и всегда. В закрытом сегменте да, есть дефицит, допустим, в серьезных графических редакторах. У нас пока нет альтернатив CorelDRAW, Adobe Photoshop.
О платформенности
Операционная система должна создавать условия для её работы с другим программным обеспечением. Есть ещё ряд программных продуктов, которые представляют собой, грубо говоря, дополнения к операционной системе. Это сервер приложений, это система управления базами данных, это офисный пакет и ряд других. Собственно, когда мы говорим о платформе, мы говорим не об операционной системе, а именно о комплексе программных продуктов, которые позволяют строить системы, используя их и как средство разработки, и как продукт, ориентированный на конечного потребителя.
Операционная система должна создавать условия для её работы с другим программным обеспечением.
О кадрах в России
На самом деле, классный специалист, где бы он ни был, обязательно найдет себя. Естественно, сейчас с точки зрения разработки прикладного программного обеспечения, наиболее востребованы языки высокого уровня, типа Java. Очень многие, в том числе мы сами, сейчас работаем с интерпретируемыми языками, с веб-интерфейсом и так далее. Но низкоуровневые языки, типа С, тоже востребованы, и у нас такие специалисты находят применение, в том числе, при разработке собственно программных средств, входящих в платформу той же операционный системы. То есть тут кому что будет интересно. Свое приложение найдёт любой специалист. Понятно, что сейчас в моде джависты, они самые высокооплачиваемые. Такой тренд на Java, на Python, в веб-технологиях.
Но грамотный специалист будет востребован всегда и везде, чем бы он ни владел. Если он досконально владеет своим инструментом и знаниями, он непременно найдёт себя.
О российской разработке в частностях
Павел Эйгес
генеральный директор «Открытая Мобильная Платформа» (Sailfish)
О том, зачем нам ещё одна мобильная ОС
Sailfish Mobile OS RUS – это не «еще один Linux» несмотря на то, что архитектурно – это действительно знакомый всем Linux, что привлекает к нашей платформе прежде всего разработчиков приложений и энтузиастов мобильных технологий. В чем ключевое отличие? В том, что наша система работает на любых мобильных устройствах любых производителей, что, как мы видим, является достаточно сложной технологической задачей, и то, что мы ее решили – это, безусловно, уникальная особенность Sailfish Mobile OS RUS.
Принципиальное отличие Sailfish Mobile OS RUS – возможность для наших заказчиков построить защищенное мобильное решение, которое будет находиться полностью внутри периметра организации. Это позволяет создавать корпоративные мобильные решения фактически любого уровня доверия за существенно меньшие деньги, если мы сравниваем эти затраты с бюджетами стандартной корпоративной мобильной системы, построенной в духе концепции BYOD.
О совместных проектах с мировыми производителями смартфонов
За прошлый год известность нашей платформы достигла того уровня, когда она стала трансформироваться в предметный интерес к самой платформе, к решениям на ее базе. Производителям мобильных устройств наши целевые рынки b2b и b2g, безусловно, интересны. Мы сейчас ведем переговоры с несколькими производителями из числа топовых мировых брендов, однако, еще слишком рано говорить о планах по выпуску смартфонов или планшетов на нашей ОС под этими брендами.
Тем не менее, мы ведем активную работу с производителями менее известными, что сказывается на цене устройств – она существенно ниже, чем у именитых брендов, и на отсутствии топовых устройств, «нафаршированных» последними технологиями, в каталоге таких производителей, но зато устройства «бизнес-класса» от С-бренда, обладающие необходимыми и достаточными функциями и характеристиками, имеют очень хорошее соотношение цена/качество, которое зачастую выше, чем у мировых А-брендов.
В этом году уже представлен телефон корпоративного уровня INOI R7, до конца года мы ожидаем еще несколько устройств, в том числе с высоким уровнем физической защиты, включая планшет.
О платформенности Sailfish Mobile OS RUS, инструментах разработчика и коммьюнити
Как у любой платформы, у Sailfish Mobile OS RUS есть SDK, который любой желающий может скачать из Интернета и получить все, что необходимо для создания приложений под нашу систему. Но поскольку мы позиционируем себя не просто как мобильная ОС, а как мобильная бизнес-платформа для корпоративного и государственного секторов, то кроме SDK и развития прикладных API, мы предлагаем нашим партнерам и заказчикам технологию быстрого создания корпоративных приложений. В основе этой технологии лежит платформа OPTIMUM, созданная и много лет успешно развиваемая компанией CDC, которая в этом году перенесла ее на Sailfish.
Если говорить о других партнерских решениях, то это прежде всего VIPNet от лидера российского рынка информационной безопасности, компании Инфотекс, идет работа по портированию популярного MDM решения SafePhone компанией НИИ СОКБ, буквально в ближайшие недели свет увидит первая версия корпоративного мессенджера СИБРУС от компании «Киберника», надеюсь, что не заставят себя ждать другие офисные приложения.
Есть компании, которые пишут специализированное ПО под уже идущие конкурсы или пилоты. За прошлый год сформировалось и динамично развивается сообщество независимых разработчиков, которое мы поддерживаем, проводя митапы и хакатоны в Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Ярославле, Омске, Петрозаводске и других городах. Вообще спрос на специалистов «по Sailfish» растет на глазах.
О причинах популярности у пользователей и разработчиков
Конечный пользователь, а в нашем случае это орган власти и/или крупная компания, выбирает решения по целому комплексу факторов. Защищенность решения от внешних угроз и гарантия отсутствия недекларированных возможностей («закладок») если не определяют выбор продукта или решения заказчиком, то, безусловно, влияют на него. Наша система имеет сертификат ФСБ по классу АК1/КС1 и уже это выделяет ее среди решений на базе Android/iOS, при этом до конца года мы предполагаем нарастить наше преимущество, пройдя испытания по классу АК2/КС2. Кроме безопасности, заказчиков привлекает полный контроль над функциональностью мобильного устройства на уровне ОС, без использования дорогостоящих систем MDM, что позволяет построить не только по-настоящему безопасное корпоративное решение, но и сэкономить бюджет на его внедрение.
Если же мы говорим о привлекательности системы для разработчиков, то их прежде всего привлекает наличие платежеспособного спроса на рынке b2g и b2b. Понятная и знакомая архитектура Linux, открытость кодов системы, разработка на C++ и QML, активное сообщество – все это тоже влияют на привлечение интереса, но основной фактор, конечно, спрос, обусловленный интересом к системе заказчиков.
О кадрах в России
У нас достаточно специфические запросы к компетенциям кандидатов. За прошлый год наш офис в Иннополисе вырос до 20 человек, которых мы искали без преувеличения по всей стране. В этом году хотим увеличить это количество минимум в два раза. Одним из ключевых мотиваторов является инфраструктура Иннополиса, которая позволяет сотруднику полностью сосредоточиться на решении задач, не отвлекаясь на бытовые проблемы: жилье, детский сад, спортклуб, школа, поликлиника – все находится в шаговой доступности от места работы. При этом стоимость пользования этой инфраструктурой, т.е. стоимость жизни в Иннополисе, существенно ниже, чем в среднем по России.
Анна Кан
начальник сектора, ГосНИИАС
Об OS DAY 2017
Интересно послушать спикеров, не замыкаться в своём кругу, потому что понятно, что умные мысли приходят в умные головы практически одинаково, но иногда бывают определенные нюансы. Кто-то на проблему может посмотреть с несколько другой стороны, и это в свою очередь позволяет нам тоже немного подкорректировать своё мировоззрение. Например, первые две конференции были посвящены просто тому, что такое операционные системы, нужно ли нам сейчас разрабатывать отечественную операционную систему. На второй конференции решили, что всё-таки надо, потому что у нас появились санкции, возникли определенные проблемы как раз с использованием импортных операционных систем. На третьей конференции мы рассматривали проблему внедрения операционной системы в различные аппаратные платформы. А на четвертой конференции, насколько я понимаю, основная тематика будет посвящена безопасности.
Об операционных системах в авионике
У нас сейчас есть концепция: интегрированная модульная авионика. Она позволяет обеспечивать лёгкую интеграцию новых комплексов бортового оборудования для разного типа воздушных судов: как для малой, так и для средней и тяжёлой авиации. Соответственно, поскольку у нас получается унификация аппаратной части, мы стремимся к унификации и программной части. Поэтому операционная система является одним из элементов унификации программного обеспечения.
Изначально операционная система для встроенных систем разрабатывалась, исходя из требований кибербезопасности. Архитектура выстраивает систему таким образом, что она изначально является кибербезопасной. То есть операционная система может быть как сама по себе, так и с использованием гипервизоров, с использованием аппаратных частей, программного обеспечения. И именно для платформы как аппаратной части операционная система обеспечивает защиту.
Операционная система является сердцем программного обеспечения для самолёта. То есть это и управление движением, и вспомогательные функции, и даже система развлечения пассажиров. Операционная система для гражданского борта разрабатывается согласно стандартам.
О Jet OS
Это чисто российская разработка. Разрабатывается под конкретную аппаратную платформу. У нас же в рамках организации стоит задача, наоборот, разработать мультиплатформенную операционную систему, которая позволит её с легкостью портировать на различные типы бортового оборудования.
О кадрах в России
Разработчиков всегда можно найти, лишь бы они были заинтересованы в продукте разработки. Поскольку у нас в ГОСНИИАС система разрабатывается в рамках государственной программы развития авиационной промышленности до 2025 года, у нас достаточно широкий рынок. Мы можем выбирать любых заинтересованных разработчиков и предлагать им различные части задачи. Кто-то у нас занимается разработкой операционной системы, кто-то – так называемой поддержкой экосистемы: это инструмент разработчика, инструмент тестировщика и верификатора, это зависит от жизненного цикла разработки. То есть у нас работа ведется в нескольких направлениях.
Алексей Новодворский
генеральный директор Базальт СПО
О преимуществах ALT Linux
Основой продуктов Альт является проект Sisyphus, развивающийся с 2000 года. Более 100 участников проекта (ALT Linux Team) собирают и поддерживают один из крупнейших репозиториев, включающий 18000 исходных пакетов для архитектур i586, x86_64, armv7, armv8. Идет работа над репозиторием системы «Эльбрус». Вся инфраструктура сборки и тестирования пакетов оригинальная, написана участниками проекта. Мы не копируем чужую инфраструктуру, пакеты и дистрибутивы. За все свои ошибки, равно как и находки, мы отвечаем сами. Если угодно, это и есть технологическая независимость.
О популярности ALT Linux
По факту разработка ведется с 1998 года, но мы предпочитаем считать ее с начала проекта Sisyphus в 2000 году.
За последние 6 лет продано около 150 тысяч несертифицированных и 50 тысяч сертифицированных ФСТЭК продуктов. Самая крупная поставка – 26 тысяч рабочих мест в медучреждениях Москвы. Сколько было скачано и используется бесплатных дистрибутивов ОС, мы не знаем.
О восьмой платформе BaseALT (p8)
С помощью дистрибутивов p8 можно решить практически любые задачи, но главная особенность 8-й платформы – выпуск продуктов для корпоративного использования, в том числе для постепенной миграции инфраструктуры предприятия с других решений, в том числе (но не только) в рамках импортозамещения.
О кадрах в России
У нас есть команда проекта Sisyphus, и новых сотрудников в штат Базальт СПО мы ищем в первую очередь в ней. Но вот найти сотрудников в конкретный офис, в Москве или в Обнинске бывает не так просто. Однако, у нас очень интересная работа, и мы находим людей, и начинающих, и опытных. А вот люди с невысокой квалификацией к нам приходят устраиваться редко.
Александр Оружейников
начальник НТЦ-1 ООО «РусБИТех-Астра»
Об Astra Linux
Операционная система Astra Linux как в общей редакции, так и в специальной, представляет собой синергию достижений всего мирового, в том числе и отечественного сообщества в области создания открытого программного обеспечения, а также оригинальных проектов, разрабатываемых коллективом нашей компании. Они касаются, в первую очередь, средств защиты информации, пронизывающих все основные программные компоненты, во вторую – графического интерфейса, позволяющего без труда переносить и адаптировать «лицо» продукта к любым средствам отображения информации, и, в третью – участия в глобальных открытых проектах, лежащих в основе нашей операционной системы, таких как ядро Linux, офисные средства, базовые графические библиотеки, а также, собственно, родительский для Astra Linux дистрибутив – Debian. Круг потребителей Astra Linux Common Edition может быть достаточно широк – от обычного пользователя, который решил перейти на открытую ОС у себя дома и начать осваивать Linux, до промышленных разработчиков для опробации своих решений с прицелом на защищенную платформу Astra Linux Special Edition.
О надёжности и безопасности Astra Linux Special Edition
Astra Linux Special Edition надежна и безопасна настолько, насколько безопасным может быть самый защищенный от злоумышленников дверной замок: врежьте его в деревянную дверь, и вот от него уже нет никакого смысла. Операционная система сегодня реализует все самые актуальные способы защиты информации от несанкционированного доступа, за исключением криптографических, а организация архитектуры реализующих эти способы средств, непрерывная работа над обновлениями и правильная ее эксплуатация пользователями и администраторами являются существенным фактором снижения рисков потери конфиденциальности, целостности и доступности информации. Эта операционная система особо востребована там, где обрабатывается информация с разной степенью конфиденциальности и секретности.
О платформенности
Как показывает практика, чем «специальнее» заказчики информационных систем, чем выше уровень конфиденциальности информации, обрабатываемой ими, тем чаще для повседневной деятельности используются не только рыночные продукты, но и специально разработанное для таких заказчиков программное обеспечение (кстати, оно так и называется – специальное). В случае использования единой платформы снижаются затраты заказчиков на ведение нескольких вариантов такого специального программного обеспечения, а с учетом необходимости его сертификации эти затраты становятся измеряемыми не только в рублях, но в весьма существенных временных единицах, что делает такие затраты весьма чувствительными для бюджета.
Кроме того, разрабатываются, проходят проверку временем и начинают повсеместно применяться единые методики построения систем защиты информации с учетом «разношерстных» устройств, но на основе универсальной платформы. Это устраивает всех участников рынка: системы сертификации, заказчиков, разработчиков.
О тех, кто хочет разрабатывать Astra Linux
Хотеть разрабатывать Astra Linux – прекрасное желание, которое можно удовлетворить как придя на работу в нашу компанию с центрами компетенции в различных городах страны, так и просто подключившись к любым проектам открытого программного обеспечения, которые важны для нас. Улучшая хотя бы одну программу, разработчик вносит свой вклад и в операционную систему Astra Linux. Для меня Astra Linux – это воплощение мечты о реальном, а не иллюзорном применении открытого ПО взамен программных продуктов, зачастую навязанных нам в недавнем прошлом и тормозящих развитие отечественных технологий в настоящем и будущем.
Об OS DAY 2017 и её целях
Сегодняшние коммуникации способны объединять людей и сокращать расстояния. Мы можем читать, слышать и видеть друг друга. Но вот, что пока действительно не под силу Интернету, – это возможность живого общения, возможность услышать творческое дыхание друг друга, почувствовать волю к победе и желание новых открытий. Многие проекты, особенно распределенные, предполагают оторванность и даже разобщенность людей, отсутствие по-настоящему сплоченной команды разработчиков.
Такие конференции, как OS DAY, должны снова наполнить этим командным чувством всех участников процесса развития ключевых информационных технологий в нашей стране – от студентов до докторов наук и академиков. Какая цель может быть лучше?
Ждём вас на OS DAY 2017 в главном здании РАН, город Москва!
Комментарии 67
  • 0
    Пытаюсь отправить заявку на доклад и получаю:
    Что-то пошло не так!
    Попробуйте отправить заявку позже
    .
    • 0
      Я так понял, что они не с докладами зовут, а просто послушать и подискутировать.
      • 0
        На сайте есть форма приема заявок и для докладов тоже.
        • 0
          О, точно. Не увидел. Аж до 16 мая собирают. Потестил — у меня всё ушло.
          • 0
            Заявки принимаются до 12 мая, потом до 16 мая программный комитет рассмотрит заявки и сформирует программу.
      • +4
        Видимо, там черный список со словами react os. Попробуйте как-то маскироваться.
        • 0
          Нет там черного списка. Александр на нашей конференции ранее вступал. :)
        • 0
          Александр, видимо, произошел какой-то сбой, когда вы заполняли форму. Мы уже вам написали письмо утром и ждем вашу заявку.
          • 0
            форма работает на сервере под одной из ОС, о которых будут рассказывать
          • +3

            Процесс концентрации научного капитала необратим. Все разговоры про "отечественное" это чистой воды профанация. Говорю как человек работавшей в одной крупной гос-конторе и участвовавший в распилах десятков миллионов рублей.


            Просто никому не нужно менять текущую систему. Любая борьба с коррупцией и бюрократией — это подрыв текущего государственного строя.


            Недавно звали на работу в одну контору по разработке еще одного отечественного Linux. Там просто стыд. За три года работ не было сделано ничего кроме заключения контракта с минобороны.


            На 100% уверен в то, что тут будет тоже самое.


            Пока у власти сапоги и (почти) военная диктатура никакой науки в России не будет. Но в условиях современных тенденций не исключаю вариант и того, что самой России лет через 5 уже не будет.

            • 0
              У вас, как я понимаю, стакан наполовину пуст.

              По мне так жаль что Дениса Попова не будет
              • +1
                Денис Попов будет непременно. Этого не остановить. Всеми силами нужно не допускать появления новых Горловых Александров Владимировичей.
              • 0
                ОсЬ?
                • +1
                  Все разговоры про «отечественное» это чистой воды профанация.
                  Говорю как человек работавшей в одной крупной гос-конторе


                  Стоит ли делать выводы обо всём, исходя из одного.

                  На 100% уверен в то, что тут будет тоже самое.

                  Тут — это на конференции? :)

                  Приходите.

                  Эта конференция сделана именно для того, чтобы видеть, кто и что реально сделал.
                  • 0
                    никакой науки в России не будет

                    Ребята из института им. Будкера улыбаются и машут вам
                  • 0
                    А где темы докладов? И будут ли они в будущем?
                    • 0
                      Программа OS Day 2017 ещё формируется, но Вы можете ориентироваться на тематику докладов прошлых трёх лет:

                      http://2016.osday.ru/
                      http://2015.osday.ru/
                      http://2014.osday.ru/

                    • –3
                      «Отечественная OC» — это глупость и ненужность. Глупость, потому что будет на базе мировой ОС, но гораздо хуже. А если и нужность, то простым людям про эту ОС ничего знать не надо.
                      • 0
                        Глупость и ненужность — это ваш комментарий. Вероятно, вы полагаете, что OS — это игрушки с перетиранием логотипов и копирайтов, как это было в Bolgenos? Существует куча отраслей, которые нуждаются в операционных системах с заданным уровнем безопасности — и круто, если такие системы будут доступны и «простым смертным». Плюс нужны системы реального времени для авиации (в т.ч. гражданской), флота (в т.ч. гражданского и грузового), автомобилестроения. И всё это нужно разрабатывать на месте, в России.
                        • +1
                          QNX не подходит всем?
                          • –2
                            системы реального времени для авиации… флота… автомобилестроения

                            Точно: только отечественной ОС для полного счастья там и не хватает. А если серьёзно — довольно наивно полагать, что можно так лихо догнать и перегнать ту же QNX или Windows, в которые вложено много денег и человеко-лет.

                            • –2
                              Не будьте русофобом. Истинный патриот не сомневается в силу русского программирования, даже если это очевидно нереально. И посетите их мероприятие — им надо отбивать бабки на PR.
                          • 0
                            Приходите. В России есть не менее пяти проектов ОС, которые не на базе «мировой» ОС.
                            • +2
                              Все успешное всегда создается как бы логично и адекватно веяниям. К примеру, nginx — вполне себе российский проект. Но на сколько мне известно, он сначала был создан, а потом стал популярным. Без государственных инвестиций, без административных ресурсов — его просто создали. Никто не топил «нам нужен русский веб-сервер» или «нам нужен веб-сервер, не имеющий аналогов в мире».

                              Само по себе наличие той же Kolibri (которая, кстати — бывший Minuet, а ее сайт Chrome открывать отказывается, т.к. там вирус) или, например, ReactOS — это дичайше круто. Но… насколько мне известно, ни один из этих проектов не создавался с целью дать кому-то на что-то ответ.
                              • 0
                                Про ReactOS не совсем верно.

                                The name ReactOS was coined during an IRC chat. While the term «OS» stood for operating system, the term «react» referred to the group's dissatisfaction with – and reaction to – Microsoft's monopolistic position.


                                https://en.wikipedia.org/wiki/ReactOS
                          • 0
                            Страшная верстка, для поста-то!

                            Вы не путайте оформление в стиле «мама, я умею dhtml!», и информационный пост, пожалуйста.
                            • –1
                              Это делается через background-attachment: fixed;
                              • 0
                                Верстка в стиле medium'а. Вот только шрифты меня раздражают немного, особенно крупные цитаты с засечками рядом с заголовками без засечек… просто диссонанс когнитивный какой-то!
                                • 0
                                  Интересно, почему здесь верстка в стиле «не здешнем». Я даже не спрашиваю, куда администрация ресурса смотрит, но мне было бы интересно знать: авторам верстки так, что, кажется «лучше», когда «в чужой монастырь со своим уставом».
                                  • 0
                                    куда администрация ресурса смотрит

                                    В бухгалтерскую отчётность. Такой формат топиков был введён несолько месяцев назад, такое оформление, очевидно, платное. Другие примеры таких оформлений: раз и два.

                                    • 0
                                      Ну что бабло победило зло интересы эстетики и (порой) приличий, это понятно давно, но, как вы понимаете, в бойцовском клубе о бойцовском клубе говорить не принято. А так, конечно, Вы могли даже ничего не приводить из подтверждений: и так видно, что «платным» товарищам позволяется многое.
                                      • 0

                                        Я приводил примеры больше для того, чтобы показать, что такой режим отображения существует давно, что этот топик — не уникальный.

                                    • 0
                                      Одни люди хотят продвинуть свою статью (читаем выделить) на фоне других. Другие им предлагают эту возможность. Если первые могут позволить себе услуги вторых, то почему бы и нет? IMO: Мнение пользователей играет тут не самую важную роль, т.е. я не уверен каким образом TM увеличивают конверсию и следуют трендам, но последние изменения в дизайне хабра мне не нравятся («Хабр уже не торт» ©).
                                • +2
                                  На своей собственной шкуре знаю, что такое госсектор. Дедушка Мороз, пожалуйста, подари маленькому Алешеньке надежду, что рано или поздно госсектор начнет набирать руководителей исходя не из лояльности режиму, а сообразно квалификации и способностям. Может быть, сама постановка вопроса «Русская ОС» тогда отпадет по той же причине, по которой алхимия, магия, гадание на картах Таро и прочее колдунство вызывают у адекватного человека только улыбку. Всю дорогу инновации случаются (большей частью) не в России. Всю дорогу Россия пытается дать кому-то свой ответ. Хотя вопросов никто не задает.

                                  Ну либо если уж заниматься глупостями, то давайте по полной.
                                  • –2
                                    Вопросов никто никому не задаёт. Мальчика Линуса Торвальдса мир не упрашивал написать в забытой богом Финляндии Линукс.

                                    • +2
                                      И он, однако, не планировал написать финскую ОСь. Я, во всяком случае, читал, что мотивация у него была совсем иная.
                                      • –1
                                        Я не видел в России ни одного программиста, который бы был против применения Российских разработок за рубежом. А Вы?
                                        • +2
                                          То есть, то, что я написал, при поступлении в аналитический отдел вашего мозга превратилось в «русские программисты не нужны»? Еще раз, доступно: если уже существует Х и оно доступно, то есть несколько вариантов:
                                          1. Присоединиться к основной команде;
                                          2. Форкнуть… только сначала нужно ответить самому себе на вопрос «а правда надо?»;
                                          3. Писать свое… но только ради того, чтобы было свое, а не их.

                                          Последний пункт, также, требует обязательного обоснования, как так получается, что Х плох только на том основании, что он их. Работая в госсекторе, я часто сталкивался с подобными тезисами. И каждый раз хотелось начать пить и курить.

                                          В самом деле, не так давно на полном серьезе я участвовал в обсуждении того, почему нет ни одного ЯП на кириллице. Сразу заметил, что с одной стороны-таки есть. И что да, лучше бы не было. А с другой — можно кодить на относительно любом современном ЯП с использованием кириллицы. Как только я договорил, я тут же ощутил щемящее чувство в груди — и оказался прав. Т.к. тут же мы стали обсуждать вопрос — а почему бы не прогать только на кириллице. И все это, повторю, от того, что руководство… скажем так, очень специфически понимает свою задачу.
                                          • –1
                                            " если уже существует Х и оно доступно" — хороший предикат.

                                            Оно недоступно.

                                            Вы зачем-то исходите из предположения, что русские (кроме Вас) — идиоты, и делают что-то исключительно из самоутверждения.

                                            — мобильной open source OS нет. НЕТ. Нет, android не open source. Там есть очень профессионально оформленная юридическая заковыка, которая делает его опенсорсность бесполезной. Вы про неё не знаете, я понимаю.

                                            — RT OS open source нет. Хорошей. ARINC-653 совместимой. Сертифицируемой для применения в экспортных гражданских самолётах.

                                            — Вы, наверное, считаете, что Linux — open source. Это не вполне верно. Ощутимая (а в мобильном мире — очень ощутимая) часть драйверов недоступна в исходных текстах. А если коснуться firmware для загрузки в радиомодуль, то всё совсем плохо. А если радиомодуль вдруг «видит» оперативку или диск, то всё из рук вон плохо.

                                            — кроме исходных текстов существует понятие технической поддержки. Для ответственных применений техническая поддержка должна осуществляться с территории РФ с правами на продукт, принадлежащими гражданам РФ и с ДОСТАТОЧНОЙ компетенцией на этой же самой территории РФ. Это сильно сложнее, чем «форкнуть». Сильно.

                                            — кроме саппорта существует совокупность прикладных и системных задач, которые специфичны для нашей страны. Например, применение Linux в госструктурах означает поддержку принятых в нашем государстве механизмов работы с цифровой подписью. Которая у нас широко применяется. При этом существуют государственные, обязательные к применению в госорганах прикладные программы, которые разработаны, увы, давно и под Windows. Но работают с цифровой подписью. И если их запускать в Wine, то нужно пробросить внутрь Wine поддержку цифровой подписи, которая обслуживается аппаратурой с драйверами под Linux. И это вполне себе системная разработка. Которую кто-то должен поддерживать.

                                            — А ещё есть закупленная для госслужащих техника. Старая. Мало памяти. Древние принтера и сканеры. Для них нужны драйвера. Потому что менять эту технику — реально дорого. И покупать на неё Windows — дорого. И неизвестно, потянет ли она пресловутую десятку. А вот сделать «отжатую» компактную версию Linux — можно. И это экономия наших с вами денег.

                                            — А ещё есть инструментальная поддержка разработки. А ещё есть поддержка отечественных процессоров, которые, внезапно, существуют. А ещё есть отечественное системное ПО — СУБД те же, которые надо оптимизировать под тот же Эльбрус. А ещё… А ещё… А ещё когда начинаешь слушать выступающих на OS Day, открывается вселенная.

                                            Просто Вы рассуждаете исходя из обывательских представлений, а разработчики отечественных ОС — из реальных задач. Которые они и решают.

                                            Приходите на конференцию, узнаете, кто, зачем и как делает в России ОС, процессоры, инструментальное ПО и прочую невидимую нормальным людям высокотехнологичную шнягу. Ох, откуда у меня этот юношеский жаргон, я ж взрослый уже…

                                            • –1
                                              Вы зачем-то исходите из предположения, что русские (кроме Вас) — идиоты, и делают что-то исключительно из самоутверждения.
                                              Знаете, в реале вы бы за такое мне сразу дали ответ. И я бы не обратил никакого внимания на ваш преклонный возраст. Дальнейшее общение не имеет никакого смысла.
                                              • +3
                                                Справедливости ради замечу, что примерно половина ваших тезисов подчёркивает, что надо что-то делать, но никак не аргументирует именно за третий пункт («Писать свое… но только ради того, чтобы было свое, а не их.»), из-за которого вы схлестнулись с Alexeyco.

                                                После вашего же поста создаётся впечатление, что половина команд ерундой занимаются и можно было бы те же силы потратить на то, чтобы давно уже драйвера некоторого старого железа и механизм гос.сертифицированной цифровой подписи портировать под Линукс, и сразу целая ПАЧКА практических задач была бы решена.

                                                Насчёт предметно-специфических ОС вроде RT аргументы хорошие и понятные. Зачем ещё одна или несколько ОС общего назначения — непонятно.

                                                • +1
                                                  с цифровой подписью. Которая у нас широко применяется

                                                  Только почему-то корневые (!!) сертификаты самоподписанные, или я что-то не так понимаю? И юзерам стоит большого труда и просто использовать их в своих браузерах, и пользоваться чем-то, с ним связанным, для общением с государством (сдача налоговой отчетности, например).

                                                  Да, я понимаю, что свой-родной-браузер решит вопрос своего-родного-сертификата, но это костыльное решение: не должно быть общеиспользуемой технологии, которая работает только потому, что её поддержали костылями одной программы, а то вскоре получаем not-invented-here какой-нибудь IPv7 * (ни с кем не совместимый, и названный в честь начальной семерки в номерах телефонов).

                                                  Может, все-таки совсем миром договориться, чтобы стандарты страны были общепризнаны — ну, или, скажем, посадить «своих» людей, чтобы они написали и накоммитили в дерево «общего» Хрома поддержку ГОСТ-овского крипто? Это будет работа для всех, а не только для себя, разве нет?

                                                  * IPv7, свят-свят, конечно, решение для многого: если в стране все данные обязать передавать только через него (и заставить провайдеров фильтровать ipv4 и ipv6), то фильтрация трафика на граничных узлах (где будет делаться трансляция ipv4 <-> ipv7) снимет последние признаки свободы мысли в стране. Увы.
                                                  • +1
                                                    Всё в государстве через жопу, если исходить из ваших слов.

                                                    — Мобильный open Source? Вы его куда, простите, ставить будете? В Ётафон? Или перепрошивать iPhone будете? Или будете закупать у тех же врагов государства оборудование и ставить в него свою OC, не зная, как работает чипсет, и какие в нём бэкдоры?
                                                    — Linux/OpenSource/Драйверы. Вместо того, чтобы стандартизировать для госструктур 2-3 аппаратных решения и чтобы у вас не было полнейшего зоопарка железа, на котором не то, что linux не заведётся, а под Windows дрова не найти, вы делаете «свою OC», хотя проблема в драйверах, а всё остальное точно можно перекомпилировать.
                                                    — Цифровые подписи? Сначала понапринимаются идиотские стандарты, ориентированные на Windows, а потом под это дело пилить целую ОС, хотя опять-таки, задача только в драйвере или прикладном ПО.
                                                    — Старое железо? А пусть госчиновники перестанут воровать, и бюджет на обновление железа будет в порядке. Разрабатывать собственную (sic!) национальную (sic!) ОС для ради старого железа (sic!)?! Какой идиот/распильщик это придумал?
                                                    — Android закрыт юридическими закорючками? Китайцев бы это не остановило. Они могут скопировать поезд у Siemens, а вы хотите написать свою ОС для мобильных? А знаете, как это будет? Одни попилят бюджет на мобильную ОС, другие на десктопную (хотя, какая между ними принципиальная разница?), это будут две разные, непересекающиеся OS, потом третьи будут пилить на создании стандартов состыковки этих OS и прочие милые рекурсии. Так хочется денег освоить, что аж кушать не можете. Впрочем, вы итак скопируете, но сделаете вид, что написали сами.

                                                    Я когда всё это читаю или слушаю, на меня такая меланхолия нападает, что хочется застрелиться. Мир идёт вперёд, мир развивается, мир коммитит в репозитории офигенного ПО, но вы, россияне, имеете национальную идею, и, развивая эту идею с каждым годом отстаёте всё больше и больше. По-другому не может быть. Microsoft не может создать нормальную OC которое десятилетие, а вы думаете, что сможете? Ну-ну. Флаг в руки, барабан на шею.

                                                    Ваши «реальные» задачи — это не создание собственной ОС, это драйверы под железо (своё и чужое), собственные бранчи сложного прикладного ПО (СУБД) и собственное прикладное ПО по необходимости. А вы с упорством изобретаете велосипед, который заранее будет хреновым. Особенно он будет хреновым, если в этом участвует государство. Особенно, если государство российское, потому что российское государство не может сделать ничего качественного, надёжного, дешевого и сделать это быстро. Ни вместе, ни по-отдельности. Более того, думаю, вы тупо не осилите ни OC, ни тонну прикладного ПО. Не хватит ни денег, ни мозгов. Вы будете стыдливо прикрывать под своими разработками чужие. Как, собственно, это происходит сейчас. Национальный поисковик — не смогли (яндекс не в счёт). Национальный браузер — не смогли. Национальный рабочий смартфон — не смогли. Ну из сетевого оборудования что-то. Но, если я не ошибаюсь, это не государственные конторы. Национальная OC? Не смешно.

                                                    И не надо меня звать на свои поганища — это пустая трата времени. Меня не интересует пилёжка бабла и неперспективные разработки.

                                                    Всё imho и ничего личного.
                                                    Мне за державу обидно.
                                                    • +1
                                                      Ладно, пылить даже по поводу, наверное, было лишним. Озвучу еще раз не для Завалишина свою точку зрения. Блаженный Августин: «совесть для себя, честное имя для всех остальных».

                                                      Пляски с государственными грантами и последующее написание на них чего-то, либо не имеющего аналогов в мире, либо чего-то, что является ответом на незаданный вопрос — это фикция. Скорее всего, это банальный распил. В лучшем случае — проявление культа карго. Знаете, уровень жизни у нас, как ни крути, похуже, чем сами знаете, где. А для картинки в телевизоре нужно создать видимость какой-то движухи, причем наукоемкой. Чтобы обыватель сказал «да у нас такое еще при царе разрабатывали» и продолжил пить боярышник. Возможно, редко бывает и как-то иначе. Возможно (я о таком не слышал), что на гос. гранты нет-нет, да и разрабатывают что-то действительно дельное.

                                                      Зачастую же это именно распил. Вот нет у нас мобильной ОС. Нет мобильной ОС, т.к. нет мобильных девайсов. Эти две или сколько там модели — это, конечно, приятно. Но… не достаточно для развития отрасли. И вышли они через помпу. Иначе хрен бы они вышли. Даже действительно годная сельхозтехника от «Ростсельмаш» — и та теперь выпускается в Канаде. Почему? Дешевле — вот, почему. Странно — но в Канаде, похоже, с коррупцией как-то попроще, отсюда и удешевление.

                                                      Короче. Еще раз — меня обвинили в том, что я-де, мыслепреступник и вообще не патриот. На это я могу ответить только одно: с моей точки зрения именно я и есть патриот. Потому, что вместо каких-то Потемкинских деревень я считаю, что начинать нужно с образования, с создания предпосылок для самостоятельного развития айти. Тулить насильно какие-то неуместные, инновационные, но никому не нужные (т.к. не монетизируемые) проекты — заведомо ложный и вредный для нашей страны путь. Но… кто такой я, чтобы судить о таком. Меня с собой не захватил ни один социальный лифт. Знаете ли, все предки как один пролетарии.
                                          • 0
                                            Не разглядел, будут ли ребята из ROSA linux и kolibri?
                                            • –1
                                              Очень перспективная тема. «Создать операционную систему». Но я думаю нельзя брать за основу существующие системы, так как принцип их работы один и не дает полноты действий и я думаю не дает полной безопасности. Это дело не быстрое. От МS DOS до Win 10. прошло много лет.

                                              Нужно разрабатывать с самых низов и азов, используя низкоуровневые языки программирования (ассамблер).
                                              Создавая полностью! свою систему. Такое мое мнение, как дилетанта. И просто программиста.
                                              • +1
                                                Гнать вас надо из программистов. За полное отсутствие умения думать. Объяснения нужны?
                                                • –1
                                                  Сразу прям так в лоб. И не надо меня гнать. :-). Думать я умею. А от вас действительно объяснения не требуются, с вами всё и так понятно.
                                                  • +1

                                                    @Dzen1, разделяю вашу точку зрения, что нельзя брать за основу устаревшие подходу. Основа должна быть другая. Но какой-то драйверный код можно вполне себе использовать…
                                                    За что вас хотят гнать?
                                                    Наоборот. Всех гиков и фриков надо регулярно собирать в одном месте и внимательно выслушивать их идеи. Потому что главное это идея. Идеи не появляются конвеерным способом даже у гениев или долгоиграющих профи. Это как правило результат озарения, К одним озарение приходят часто, другие ждут его годами. Судя по имеющейся отечественной литературе и видосах дела с созданием принципиально новых ОС и компиляторов обстоят весьма печально. У нас в городе есть институт операционных систем. Но я ничего не знаю о результатах его работы. Возможно они есть, но мне об этом ничего неизвестно :)

                                                    • –1
                                                      За основу надо брать язык высокого уровня. Под него проектировать процессор. Затем на этом языке написать браузер и на его основе создать ОС. Осталось только выбрать подходящий язык высокого уровня.
                                                      • 0

                                                        Миша, при всём уважении к Вашему стажу программиста все делается ровно наоборот
                                                        Язык высокого уровня легко перевести с помощью компилятора в байткод понятный тому или иному процессору. Новая ОС должна быть адаптивна к железу. Недопустима ситуация со сроками портирования ОС под новое железо которое за это время успевает устареть.Далее мобильность.


                                                        Про мобильность не пишет только ленивый. Также однозначно необходима динамическая балансировка процессов, когда байткод программы рационально распределяется между ядрами по дефолту. Совсем непомешала бы кастомная самосборка дистрибутивов под разные профили.Ждём новые принципы защищенности, загрузки бинарников.


                                                        Не менее важны вопросы расширяемости ядра ОС


                                                        Для всего для этого нужна САПР для ОС. В которой можно было бы в РТ режиме моделировать, визуализировать, профилировать решаемые ОС задачи ипроводить полный цикл тестирования.


                                                        Резюмирую.


                                                        Чтобы произвести изделие с условным названием "нацОС" нужны современные высокотехнологичные средства производства, научные исследовательские коллективы и люди работающие над воплощением их идей и продакшном. По хорошему нужен НИИ с открытыми исследовательскими группами, работающими в курортных экологических условиях. Каждая из таких лабораторий занималась бы тем или иным участком работы, но под общим руководством ведущих разработчиков или советников. На коленке много не напишешь. Будь ты хоть мальчиком Линусом, хоть мальчиком Магнусом. Это миф. Я кстати, до сих пор не знаю авторов Windows. Но главное, это само физическое наличие вождей поведущих нас к реализации общих светлых мечт о новой нацОС. А также наличие у вождей воли и мудрости.


                                                        P.S.
                                                        Неоправдавших надежд вождей если, что можно снимать сверху административным решением акционеров или представителей государства. Это удобно.|

                                                        • –1
                                                          Как делается я знаю. Вопрос в другом, надо ли так делать. Сколько можно толкаться на тропинке Windows-Linux. Неужто нет других дорог. Сегодняшнее состояние это тупик. Так жить в мире IT нельзя. Принципиально Windows и Linux это одно и тоже. Основная их проблема это объем кода. Его в принципе невозможно отладить и тем более сколько нибудь надежно сопровождать. Ну и в придачу зоопарк архитектур процессоров. Если придерживаться ваших концепций никакого прорыва в построении ОС никогда не будет. Будет еще один Linux который красиво завязывает шнурки. Ну очевидно тупик. Нет все продолжают топтаться на той же тропинке. Ну не знаешь куда идти. Посмотри назад может там есть другие пути. Оказывается есть. То что я описал не открытие Америки, а проверенная но заброшенная дорога. В уже в далеких 70-х годах в нашей стране была создана уникальная ЭВМ МИР-2 которая как раз была построена по этому принципу. Был взят язык почти Алгольного типа. С уникальными свойствами, но не о нем сейчас речь. Под этот язык была разработана ЭВМ. В ней был только один этот язык, который был прямо в ней прошит. Никакого ассемблера там и не было. Может в СССР были самые умные? Нет примерно в это же самое время в США была разработана одна из лучших на тот момент операционных систем DSM-11. Так вот в ней то же был только один язык высокого уровня и никаких Си и других ассемблеров. Который с блеском выполнял и функции языка программирования и языка управления ОС. Почему свернули с этого пути это уже совсем другая история. Может просто потеряли дорогу? Мне довелось работать с обеими системами и впечатление такое что пересел с легковушки на каток. Да он лучше умеет укатывать асфальт, но передвигаться на нем очень медленно. Windows и Linux для меня напоминает свалку, в которой не разбирается ни один человек в мире. Каждый живет в своем кусочке интуитивно изучив этот мирок. После Мир-2 и DSM-11 с их небольшими и исчерпывающими свойствами эти монстры произвели на меня гнетущее впечатление. Нет это не наш путь и никакими НИИ это не исправишь. Нельзя качество заменить количеством. Давно пора архитектуру процессора создать с ориентацией на единственный эффективный язык высокого уровня и от этой печки плясать. Система любая должна быть легкой и обозримой. Чтобы ее легко мог держать в голове любой человек, и это главное как показывает история возможно.
                                                • +2
                                                  Не правда. Сначала нужно еще и разработать свой ассемблер. На кириллице желательно. Чтобы басурмане ничего не поняли.
                                                  • –5
                                                    Вот поддерживаю. Вот это будет платформа. :-).
                                                    • –4
                                                      И процессор из бересты.
                                                  • 0
                                                    Не понял, почему Jet OS это «чисто российская разработка», когда она основана на POK
                                                    • +1
                                                      По той же причине, по которой и Kolibri (которая бывший Minuet).
                                                    • –4

                                                      Дениска, настало твое время!

                                                      • 0
                                                        Запись докладов будете делать? К сожалению, нет возможности присутствовать на вашей конференции в рабочее время.
                                                        • 0
                                                          Да, мы планируем делать записи докладов, по мере готовности будем выкладывать их на сайте конференции.
                                                          • 0

                                                            Я готов принять участие в разработке новой ОС с нуля. Приглашайте.

                                                        • 0
                                                          А что в Sailfish Mobile отечественного кроме RUS в названии? Разрабатывали ее в Nokia, но не зашло…
                                                          • 0
                                                            Российские операционные системы: говорим сейчас, ждём на OS DAY

                                                            Советские операционные системы:
                                                            Мобильная операционная система
                                                            30 лет Minix

                                                            И что должна включать Российская операционная система?
                                                            • +1
                                                              Очень хочется кинуть ссаным тапком и написать что-то вроде «обряд камлания на старом кладбище надежд и амбиций с материализацией духов монстров».

                                                              ЗЫ: юноши моложе лет 40 наверняка не поймут, о чём это.
                                                              • 0
                                                                Я точно помню только одну страну со своей национальной ОС (разумеется так же форка Linux) — КНДР называется.
                                                                • +1
                                                                  1. ЕГАИС — , разработка последнего времени, И!?! какого лешего ей надо последнюю винду последний дотНет!?!?!?
                                                                  Где возможность запуститься на Лайтовом процессоре под линукс? Уж молчу про ARM платформы и Raspberry, вот где профукали кучу денег!
                                                                  2. Запустите полноценно 1с, ЭЦП, складскую периферию и будет мега профит!!!
                                                                  3. Про госсектор соложнее говорить но и там засилие windows ориентированных разработок на уровне " это одобрено", " и работает только так"
                                                                  • 0
                                                                    1. А Вы не у хабраюзеров спрашивайте, а у ФАС — Федеральной Антимонопольной Службы. Хорошие, адекватные ребята (особенно на фоне некоторых других). Я вот спросил. Проверка продлена до июля.

                                                                    ЕЕПЖ (если есть пламенное желание) — можно продублировать. Но ФАС, в отличие от некоторых других трёхбуквенных органов, вполне работает и не нуждается в том, чтобы забрасывать её обращениями. Поэтому если есть, что сказать нового по этому вопросу — пишите им. А если нету — не мешайте людям работать :)
                                                                    P.S. Пулл-реквесты приветствуются :)

                                                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.