Аренда для айтишника-интроверта

Для айтишника, погруженного в работу, идеальный мир – это когда все бытовые вопросы можно решить в несколько «кликов» – в приложениях или сервисах в сети. Реальность же заставляет интроверта вживую общаться с незнакомыми людьми. Например, при аренде жилья. Правда, прогресс добрался и сюда, позволяя обойтись без контактов с людьми и при этом быть уверенным в безопасности и комфорте.

Вот он настал — момент, который ненавидит большинство интровертов: нужно найти и снять квартиру. И как бы ни был всесилен интернет, придется выходить из зоны комфорта. Через «не могу» общаться с большим количеством людей, ездить на просмотры, обговаривать условия с риелторами и владельцами. Задавать неудобные вопросы и формулировать ожидаемые ответы.
Для тех, кто не хочет читать длинный текст, прежде чем дойдет до сути, несколько ключевых мыслей:
  • идея стандартизации услуг наконец-то добралась и до долгосрочной аренды квартир;
  • кто-то догадался, что из этого процесса можно убрать всех посредников;
  • появился мобильный сервис, позволяющий решить все вопросы, связанные с эксплуатацией арендованного жилья. Бери приложение — и пользуйся. Плати картой, заказывай услуги переезда; забирай ключи (да так и из другого города в два счета переехать можно!);
  • работает это пока только в Москве и только в одной локации.
Но перейду к подробностям.
IT-революция затронула многие сферы, но поиск съемной квартиры до сих пор ассоциируется с ранними 90-ми. У каждого сторонника закрытого образа жизни свой опыт аренды жилья и своя подборка страшных историй на эту тему.
Прогресс очевиден: поиск объявлений по параметрам в интернете в единых базах заменил блуждания по незнакомым районам и общение с местным населением.
Но если хочешь снять хорошее жилье без «подводных граблей», придется на время стать мастером чтения по лицам и актером, достойным Оскара. Первое нужно, чтобы выявить то, о чем хозяева или риелторы умалчивают, а второе — чтобы вызвать у них доверие, а не напрашиваться на регулярные проверки во время проживания.
Кадр из сериала «Кремниевая долина»
IT-сервисы облегчают ситуацию — позволяют получить детальное описание жилья и проверить некоторые тезисы в объявлении (речь о банальностях — заявленной дальности от метро, соответствии описания и фото и т.п.), однако далее все равно придется с головой окунуться в этот мир, полный неожиданностей и (иногда) лжи.
Что мне хотелось бы — так это чтобы вместе с описанием квартиры под фото располагалась пометка «гарантируем или вернем деньги», как при покупке электроники.
Но на рынке аренды все совсем не так просто. Информация вроде бы есть, но ее достоверность под большим вопросом.
Например, нет гарантий, что представленные там контакты имеют отношение к собственнику, а не приведут к посреднику или мошеннику.
Фантазия авторов описания жилплощади достойна отдельного упоминания. От метро до дома они добираются, видимо, на космическом корабле. Соседи объявляются «тихими», если не шумят пару часов в течение суток. «Современная бытовая техника» сводится к сломанному электрочайнику. А про остекленные лоджии, вид из окна и инфраструктуру вообще молчу. Бывает, что и цена после звонка или просмотра меняется в большую сторону. Снимать такую квартиру, конечно, никто не заставляет, но время потеряно. Либо соглашайся, либо проходи квест сначала.
Нередки на рынке аренды и криминальные истории, хотя лично с ними сталкиваться не приходилось.
Нередки на рынке аренды и криминальные истории, хотя лично с ними сталкиваться не приходилось. Некоторые скажут, что жертвы сами виноваты (согласились на аренду без договора, отдали деньги), но мошенники изворотливы и придумывают все более хитрые схемы, способные обмануть даже «бывалого» арендатора. И бывает, отдаешь деньги, подписываешь договор, а на следующий день ключи от новой квартиры не подходят к замкам, а «собственник» исчезает в неизвестном направлении.
Но даже после заключения договора можно ждать подвоха.
Начнем с того, что арендные квартиры редко содержатся в идеальном состоянии — никогда точно не знаешь, кто до тебя здесь жил и что и как он чинил. В итоге трубы текут, проводка искрит, а собственник появляется на пороге с претензиями к квартирантам. Неприятно.
Еще один типичный случай — «смена коней на переправе»: изменения цены «в связи с инфляцией/ростом курса евро», появление родственников, которым больше негде жить и т.п. Чаще всего позиция собственника проста: принимайте новые условия или ищите новое жилье. И весь процесс повторяется сначала.
Конечно, перечисленных выше проблем можно избежать. Достаточно обратиться в агентство недвижимости, оставить приличную сумму денег и, возможно, даже на просмотры ездить не придется. Но большинству, включая меня, о такой финансовой свободе приходится только мечтать.
Кадр из сериала «Кремниевая долина»
Все это — проблемы для обычного человека. Интроверту же приходится в десять раз сложнее. И естественно, что именно интроверты-айтишники пытаются облегчить и упростить этот путь.
Например, есть сервисы и паблики в социальных сетях, исключающие агента и других посредников из сделки, но вводящие свои правила игры, которые теоретически должны упростить всем жизнь.
Сервисы могут проверять объявления на достоверность информации (тут все зависит от политики сервиса — есть разные схемы). Умеют отправлять пользователям уведомления о новых квартирах, соответствующих определенным параметрам. Предоставляют аналитическую информацию: например, некоторые сервисы на основе стоимости аренды автоматически вычисляют цену за квадратный метр и показывают средние цены по городу, району и кварталу — чтобы пользователю не пришлось самому высчитывать, насколько дорогое или, наоборот, неоправданно дешевое предложение он видит.
Вместо фото может быть схема планировки и даже 3D-тур по квартире. Но кардинально проблему такие сервисы не решат. Во-первых, несмотря на хороший замысел, жилья в их базах не так много, а дешевого — практически нет. Во-вторых, сервис, каким бы замечательным он ни был, все равно остается лишь посредником между вами и хозяином жилья. Поэтому даже при самой сложной схеме проверок 100% гарантий в соблюдении каких-либо условий в течение всего срока аренды он не даст.
Итоговая цель на самом деле — не посмотреть красивые фото, а снять нормальное жилье. С ремонтом не «от бабушки», работающей бытовой техникой (как минимум, стиралкой и посудомойкой), более-менее безопасным окружением (домофон, видеонаблюдение, опционально — консьерж). И это не мои личные предпочтения, а желания большинства людей.
При этом каждый айтишник-интроверт стремится уменьшить личный контакт с посторонними людьми. Прозрачность и автоматизация с элементами самообслуживания востребованы во всех процессах — от заказа продуктов с доставкой на дом до, собственно, аренды квартир.
Один из последних, на мой взгляд, интересных рыночных трендов — «уберизация» (от названия сервиса Uber) — использование мобильных приложений и социальных инструментов (отзывов и рейтингов) для проведения пиринговых сделок между потребителем и поставщиком услуги в рамках схемы стандартизации услуг и цен. Вызывая машину Uber, мы знаем, чего ожидать. Было бы идеально аналогичным образом реализовать аренду.
О предпосылках к появлению аналогичных Uber'у сервисов в сегменте аренды недвижимости уже писал РБК, правда, в отношении аренды деловых центров. Более того, эта модель уже успешно реализована на рынке краткосрочной аренды частного жилья — вызывающий массу замечаний, но вполне успешно развивающийся с 2008 года сервис Airbnb есть и в России. Но до рынка долгосрочной аренды он не дотягивает.
На фоне однотипных арендных сервисов, внедряющих улучшения, но не решающих глобальные проблемы, привлекает внимание мобильное приложение программы по созданию стандартов рынка современного арендного жилья.
Приложение работает на базе программы по созданию стандартов рынка современного арендного жилья от ДОМ.РФ. В рамках программы в районах с хорошей транспортной доступностью и уже существующей инфраструктурой выкупаются площади в строящихся домах под долгосрочную аренду (от 6 месяцев). Квартиры имеют эргономичную отделку, оборудованы мебелью и бытовой техникой. Цены в уже построенном МФК «Лайнер» заявлены на сайте программы. Они вполне сопоставимы с ценами в частном секторе. Но самое главное — понятно, за что ты платишь: как минимум, за гарантии соблюдения договоренностей (нет посредников), безопасность, комфорт и, как бонус, отсутствие лишних личных контактов. Все взаимодействие арендатора и арендодателя после заселения происходит через мобильное «Приложение арендатора», что упрощает жизнь.
В приложении можно фиксировать показания счетчиков и отслеживать историю, а также оплачивать коммунальные услуги и саму аренду. Заявлено, что в целях безопасности передача данных шифруется, а платежные данные — не хранятся (сохраняется лишь информация о параметрах транзакций — сумме, дате оплаты).
Приложение позволяет заказывать дополнительные услуги, предусмотренные в жилом комплексе: уборку, химчистку, ремонтные работы и т.п. Получается сервис как в гостинице, только на длительное время и без расшаркиваний с персоналом. И никаких встреч с хозяином квартиры с целью договориться о совместных действиях!
Причем можно не просто оставить заявку на определенные работы, но и сразу указать удобное время (и увидеть общую стоимость, в соответствии с заявленным перечнем работ, если он понятен заранее).
Здесь же можно заказать дополнительные предметы мебели или технику. При желании консьержа можно превратить в секретаря — в списке услуг есть всевозможные билеты / такси / заказы столиков.
Логика работы приложения не подразумевает телефонного контакта с диспетчерской службой — тем более, вы никогда не услышите коронное «оставайтесь на линии, оператор ответит вам через...», «ваш звонок очень важен для нас». Однако при необходимости диспетчеру или консьержу можно позвонить (или написать) напрямую из приложения. Там же есть подборка ответов на часто задаваемые вопросы для арендатора — как замена «приветственной папки» в отелях, только в версии для длительного проживания.
Под программу выкупаются секции или корпуса новых домов. Доступ в подъезды осуществляется при помощи именных электронных ключей, автоматически блокирующихся по окончании срока действия аренды — таким образом проблема незапланированных визитов посторонних решается сама собой. А приложение позволяет оперативно заказывать пропуска и ключи для гостей и членов семьи.
Есть здесь и полезная справочная информация — вплоть до цоколей лампочек, установленных в помещениях.
Приложение позволяет даже разобраться с бюрократией — дает возможность ознакомиться с копией подписанного типового договора и оформить временную регистрацию.
О программе
Разговор о приложении в отрыве от создавшей его программы не имеет смысла.
Программа по созданию стандартов рынка современного арендного жилья — государственная идея. Она подразумевает формирование доходных домов с типовыми условиями проживания, соответствующими запросам платежеспособного арендатора. Квартиры подготовлены, к ним подведены все коммуникации (например, кабельное телевидение и интернет); предусмотрен подземный паркинг. Самый яркий образ, который напрашивается в качестве иллюстрации — квартира из сериала «Друзья». Но к нашей программе сумасшедшие сюжеты, достойные экранизации, не прилагаются.
Самый яркий образ, который напрашивается в качестве иллюстрации программы, — быт героев из сериала «Друзья». Но к программе сюжеты, достойные экранизации, не прилагаются.
На данный момент к заселению готов один дом — «Лайнер» в районе Ходынского поля. В этом жилом комплексе АИЖК приобрело секцию из 283 апартаментов под сдачу в аренду.
Недалеко от МФК «Лайнер» находится один из самых крупных торговых центров в Европе — «Авиапарк», — и даже последний интроверт не откажется от того, что предлагают 500 магазинов, около 80 ресторанов, кинотеатр и зимний сад. Рядом — дворцы спорта ЦСКА и «Мегаспорт» и знаковое место района — парк «Ходынское поле». В 300 метрах от комплекса уже совсем скоро откроется станция метро «ЦСКА». Всего в трех минутах езды на автомобиле — Ленинградский проспект, в пяти — ТТК, в десяти — Садовое кольцо.
— Ирина Балкарова, управляющий директор АИЖК
К 2019–2020 годам запланирован запуск аналогичных проектов на базе многофункциональных комплексов MatchPoint на ул. Василисы Кожиной и «Символ» на Золоторожском валу. В общей сложности они дадут городу еще более 1200 квартир для цивилизованной аренды и более 1000 машиномест для личного транспорта арендаторов.
Программа пока на старте, и ожидания ее организаторов весьма оптимистичны.
На определенных этапах жизни люди предпочитают не связывать себя долгосрочными обязательствами, в частности, многолетними ипотечными кредитами, фиксирующими место проживания. Оставаться мобильными позволяет арендное жилье. Однако жилье жилью рознь. Задача нашей программы — обеспечить более комфортные условия проживания (отмечу — проживания недалеко от центра города, т.е. центра финансовой и деловой активности) не в ущерб мобильности арендатора. Важный плюс наших домов в том, что под аренду выкупаются секции или корпуса целиком. Таким образом здесь все жильцы находятся в равном положении — заключают типовые договора со стандартными условиями. Все проблемы можно решать в рамках этих условий, не делая кого-то более правым из-за наличия права собственности
— Ирина Балкарова, управляющий директор АИЖК

Конечно, пока программа по созданию стандартов рынка современного арендного жилья только запустилась. Однако по сравнению с большинством существующих на рынке инструментов это качественный скачок вверх. Разработчикам удалось обезличить, стандартизировать процесс аренды и сделать его прозрачным для потенциального арендодателя. Это бережет время, нервы и делает сервис (а вместе с ним и программу) привлекательным для айтишников, ценящих логику, гарантии, отсутствие лишних контактов и комфорт.
Комментарии 31
  • +7
    Все конечно неплохо, но цены, — посмотрел предложения, я на 20 тыс. рублей меньше плачу за аналогичное предложение, и да, хозяина квартиры видел только когда заселялся.
    • +1
      Везение и гарантия — разные вещи) И в данном случае полагаться стоит на второе
      • +8
        Т.е. цена гарантии = как минимум 10 тыс. рублей в месяц? ) неплохо однако.
        • +1
          В минимум 10 тысяч входит не только гарантия, но и удобный сервис. Об этом написано в статье, почитайте)
          • 0
            Да он за все время столько не стоит, за месяц уж тем более.
            • +3
              Это вечная проблема. Очередная попытка входа на старый рынок с псевдоэксклюзивным товаром по завышенной цене, под рассказы про удобный сервис, ваше мнение очень важно для нас, а от Ходынки до Садового десять минут на автомобиле.
              Плюс мелкий мухлеж с ценами на сайте:
              Цена предварительная
              image
              Цена при поиске конкретных предложений
              image
              Они все ждут клиента: а) состоятельного, б) не умеющего считать и в) готового отдать мозги на аутсорс. Судя по предложениям на сайте (типовые студии 32 метра), еще и одинокого. М-мм… я понимаю, почему в статье пишут про интровертов: но не понимаю, почему статья на хабре, а не в Maxim'е.

              Вообще-то такие клиенты есть, не вопрос. Но это штучный товар, а здесь нам пытаются продемонстрировать массовый подход и триста квартир только в одном здании. Государственная идея, типовые условия проживания, запросы платежеспособного арендатора…
            • 0
              А в чем заключается сервис? Найти жилье? Это единоразовая плата маклеру или некоторое время, потраченное на поиск. А тут студии, считай комнаты за 50к предлагают. Да, район хороший, но в этом же районе я без труда могу найти однокомнатную большей площади и со всеми удобствами за 40к или с трудом, но подешевле. Причем там все ограничения будут прописаны в ГК РФ, а тут непонятные требования по уровню шума, комфортному другим. А что если другим комфортна абсолютная тишина? При этом правильно оформленный договор найма — отличная гарантия, ничем не хуже, представленных здесь.
              Нет, мне нравится идея аренды жилья у компаний и/или государства — это отличный, удобный всем и полезный бизнес, который почему-то в России никак не развит, но тут цены явно выше рыночных) Я просто не вижу причин переплачивать столько за виртуальные преференции, которых на самом деле нет или они не существенны.
      • +2
        Идея и реализация замечательная, надеюсь будет как можно больше таких проектов. Это будет полезно всем, кто арендует жильё, в том числе у частников.

        За «квадраты» стоимость действительно выше, чем по рынку, но тут и сервиса больше. При наличии средств платить за такое не зазорно.

        Главный недостаток, на мой взгляд — отсутствие квартир без мебели, либо возможности убирать мебель из квартиры по желанию арендатора. Я вполне могу уже иметь всё, что мне надо, либо могу хотеть больше пространства. Это, кстати, в целом проблема долгосрочной аренды жилья — хозяева скидывают в дом всё, что им показалось «нужным» и оно потом валяется хламом.
        • 0
          Как раз если сравнивать с теми же «Друзья», то там то мебель у жильцов была своя
          • +1
            Думаю, что наличие мебели, более частый запрос, чем её отсутствие, так что здесь пошли навстречу большинству. Опять-таки, думаю, что провести выходные в икее — не лучший вариант для интровертов)
            Да и, судя по фото, не так уж там «захламлено» мебелью. на мой взгляд, уютно и всё необходимое
            • +2
              Опять-таки, думаю, что провести выходные в икее — не лучший вариант для интровертов)

              Что-то как-то часто в этой статье встречается слово интроверт. Я вот совсем не интроверт (как и не экстраверт), но вот общаться с хозяевами квартир и риэлторами мне совсем не хочется. Т.е. такой сервис хорош не только для интровертов. Но вот фичу — «без мебели» — было бы неплохо иметь (не смотря на то, что запросов квартир с мебелью больше).
              • –1
                Про интровертов в статье буллшит полный. Я интроверт, но пообщаться с риэлтором проблемой уж точно не являлось. Что там у кого с 90ми может ассоциироваться, тем более в мегаполисах, не пойму.
                • 0
                  Что-то как-то часто в этой статье встречается слово интроверт.

                  Целевая аудитория рекламы, вестимо.

                  Очень надеюсь на скорое появление конкуренции (включая остальную Россию) и последующий демпинг цен. Но сама идея очень крута, хоть сам и не пользовался, но выглядит многообещающе. Спасибо за поднятие стандартов. Желаю удачи и успехов авторам.
            • +2
              Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
              • +3
                Мне кажется, в статье описан не интроверт, а лёгкий аутист в состоянии постоянного невроза. Я считаю себя интровертом, но имею приличные социальные навыки и вполне успешно и без боли общаюсь с людьми. Мне кажется, если человек постоянно общается на форумах или в чатах, то никакой он не интроверт, просто выбирает других собеседников и другой способ общения. Аутисты среди айтишников конечно есть, и это очень хорошо, пусть зарабатывают, им и так несладко, но они не целевая аудитория для таких проектов, их всё равно недостаточно.
                • +1
                  Хорошо, но дорого.
                  Будет цена аренды в 1,5-2 раза ниже, будет спрос.
                  • 0
                    Чтобы цена аренды стала ниже — нужно многое. Нужно правовое государство (а пока сплошные откати и занеси), нужно меньше бюрократии (а пока чтобы собрать нужные бумажки на строительство — нужно полтора года), нужна большая конкуренция среди застройщиков (а пока что это всё фирмы, подконтрольные то жене старика Батурина, то ещё кому), нужны продвинутые технологии (а пока мы строим дома в два раза медленнее, чем европа) и нужны крупные финансы (а пока мы отрезаны санкциями и вынуждены брать более дорогие кредиты).

                    И в конце концов предложение жилья в Москве всегда будет отставать от спроса на него.

                    Так что можно ждать дооооолго…
                  • 0
                    Самое интересное здесь- фраза «Во-вторых, сервис, каким бы замечательным он ни был, все равно остается лишь посредником между вами и хозяином жилья.». Ребята, ну бросьте, ваше приложение и вы тот же посредник. Это все-таки Хабра. Стыдно, не?
                    • 0
                      Они вроде как раз не посредник, так как они же являются и владельцами жилья.
                    • 0
                      Идея очень интереснейшая! Уверен, что это один из шагов к улучшению качества услуг на этом рынке. Остаётся понять, как всё будет в реальной жизни? Пока вижу, что на сайте «от 38900руб./мес.», а под кнопкой от 52000руб./мес., имхо, уже есть некое лукавство?
                      Желаю Вам удачи в развитии и продвижении этой идеи!
                      • 0
                        тема правильная: рынок, а не «базар» аренды жилья, плюс дополнительные услуги для одинокого домохозяина. Минус: завышенная арендная плата и притянутое за уши приложение.

                        Я бы с удовольствием бы снял апартаменты «с обслуживанием» (можно и без приложения, лишь бы по вменяемой цене), если бы не имел квартиры в собственности, которая служит мне хоум-офисом, мастерской, складом готовой продукции и мини-баром ))) Поэтому от обслуживания я вынужден отказаться: никого из посторонних на свой объект доспускать не могу!
                        • 0

                          А автора/компанию у таких публикаций не показывают? Не могу найти нигде.

                          • 0
                            Нет, не показывают. Что-то хотите передать?
                            • 0

                              Нет. Думал, что не вижу.
                              Интересная новая услуга у хабра.

                          • –1
                            денег вбухали много, но без реалтного результата, т.к. не в теме
                            • +2
                              мой коллега изучил их договор аренды и вот несколько интересных моментов на которые нужно обратить внимание

                              Например, к вам фактически могут приходить с инспекциями почти всегда, без вашего участия, послав предварительно уведомление. А если арендодатель считает, что там что-то происходит — то и без уведомления круглосуточно.
                              В последний месяц аренды будут водить новых клиентов с 9 утра до 9 вечера без вашего участия и без вашего согласия.
                              Текущий ремонт — за счет жильца. Причем необходимость такого ремонта в одностороннем порядке определит арендодатель, а стоимость будет принудительно списана с депозита в случае чего, неважно — согласны вы или нет.
                              При выселении жилец обязан оплатить текущий ремонт, необходимость, состав и стоимость которого определит, конечно же, арендодатель. Если не согласны — арендодатель не подписывает акт приема-передачи, и арендная плата будет списываться с двойном размере.


                              Разовая просрочка оплаты на 2 недели — автоматическое выселение. Не то чтобы это неправильно, но в жизни всякое случается.
                              Арендодатель в одностороннем порядке может менять условия и цены. В любой момент времени. Ну кто бы сомневался.

                              Арендодатель может в одностороннем порядке и без уведомления передавать свои права и обязанности третьим лицам, а жилец — не может, очевидно.
                              Мебель и предметы интерьера, не входящие в комплектацию, запрещены. Скорее всего имели в виду только встраиваемые штуки, но написано так, что трактовать можно как угодно.
                            • +2
                              Я не понимаю как можно жить в Лайнере. Я работал в том районе около года и там крайне неуютно находиться без машины. По сути весь район — поле, исполосованное шоссе, на котором натыканы многоэтажки на довольно большом расстоянии друг от друга. При этом единственный вариант парковки там — это подземная, что недешево.
                              Второй момент — 50т.р. за студию в которой нет даже кровати? Зачем так жить?

                              Кстати прямо сейчас список доступных апартаментов не работает.
                              • 0
                                Ну, не знаю — я вот живу в Берлине и здесь чаще всего в квартирах нет мебели. Очень хорошо, потому что ты возишь свою от квартиры к квартире. И не происходит каких-либо неожиданностей с хозяйской мебелью, как у меня было в Черногории.
                                • 0
                                  Да дело не в том есть или нет мебель, она то как-раз там есть. Дело в том, что там нет физически места для кровати и дивана одновременно, по этому там нет кровати.
                              • 0
                                Мне кажется автор статьи перепутал интроверта с социопатом…

                                Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.