Pull to refresh

Аренда для айтишника-интроверта

Reading time9 min
Views50K
Для айтишника, погруженного в работу, идеальный мир – это когда все бытовые вопросы можно решить в несколько «кликов» – в приложениях или сервисах в сети. Реальность же заставляет интроверта вживую общаться с незнакомыми людьми. Например, при аренде жилья. Правда, прогресс добрался и сюда, позволяя обойтись без контактов с людьми и при этом быть уверенным в безопасности и комфорте.

Вот он настал — момент, который ненавидит большинство интровертов: нужно найти и снять квартиру. И как бы ни был всесилен интернет, придется выходить из зоны комфорта. Через «не могу» общаться с большим количеством людей, ездить на просмотры, обговаривать условия с риелторами и владельцами. Задавать неудобные вопросы и формулировать ожидаемые ответы.
Для тех, кто не хочет читать длинный текст, прежде чем дойдет до сути, несколько ключевых мыслей:
  • идея стандартизации услуг наконец-то добралась и до долгосрочной аренды квартир;
  • кто-то догадался, что из этого процесса можно убрать всех посредников;
  • появился мобильный сервис, позволяющий решить все вопросы, связанные с эксплуатацией арендованного жилья. Бери приложение — и пользуйся. Плати картой, заказывай услуги переезда; забирай ключи (да так и из другого города в два счета переехать можно!);
  • работает это пока только в Москве и только в одной локации.
Но перейду к подробностям.
IT-революция затронула многие сферы, но поиск съемной квартиры до сих пор ассоциируется с ранними 90-ми. У каждого сторонника закрытого образа жизни свой опыт аренды жилья и своя подборка страшных историй на эту тему.
Прогресс очевиден: поиск объявлений по параметрам в интернете в единых базах заменил блуждания по незнакомым районам и общение с местным населением.
Но если хочешь снять хорошее жилье без «подводных граблей», придется на время стать мастером чтения по лицам и актером, достойным Оскара. Первое нужно, чтобы выявить то, о чем хозяева или риелторы умалчивают, а второе — чтобы вызвать у них доверие, а не напрашиваться на регулярные проверки во время проживания.
Кадр из сериала «Кремниевая долина»
IT-сервисы облегчают ситуацию — позволяют получить детальное описание жилья и проверить некоторые тезисы в объявлении (речь о банальностях — заявленной дальности от метро, соответствии описания и фото и т.п.), однако далее все равно придется с головой окунуться в этот мир, полный неожиданностей и (иногда) лжи.
Что мне хотелось бы — так это чтобы вместе с описанием квартиры под фото располагалась пометка «гарантируем или вернем деньги», как при покупке электроники.
Но на рынке аренды все совсем не так просто. Информация вроде бы есть, но ее достоверность под большим вопросом.
Например, нет гарантий, что представленные там контакты имеют отношение к собственнику, а не приведут к посреднику или мошеннику.
Фантазия авторов описания жилплощади достойна отдельного упоминания. От метро до дома они добираются, видимо, на космическом корабле. Соседи объявляются «тихими», если не шумят пару часов в течение суток. «Современная бытовая техника» сводится к сломанному электрочайнику. А про остекленные лоджии, вид из окна и инфраструктуру вообще молчу. Бывает, что и цена после звонка или просмотра меняется в большую сторону. Снимать такую квартиру, конечно, никто не заставляет, но время потеряно. Либо соглашайся, либо проходи квест сначала.
Нередки на рынке аренды и криминальные истории, хотя лично с ними сталкиваться не приходилось.
Нередки на рынке аренды и криминальные истории, хотя лично с ними сталкиваться не приходилось. Некоторые скажут, что жертвы сами виноваты (согласились на аренду без договора, отдали деньги), но мошенники изворотливы и придумывают все более хитрые схемы, способные обмануть даже «бывалого» арендатора. И бывает, отдаешь деньги, подписываешь договор, а на следующий день ключи от новой квартиры не подходят к замкам, а «собственник» исчезает в неизвестном направлении.
Но даже после заключения договора можно ждать подвоха.
Начнем с того, что арендные квартиры редко содержатся в идеальном состоянии — никогда точно не знаешь, кто до тебя здесь жил и что и как он чинил. В итоге трубы текут, проводка искрит, а собственник появляется на пороге с претензиями к квартирантам. Неприятно.
Еще один типичный случай — «смена коней на переправе»: изменения цены «в связи с инфляцией/ростом курса евро», появление родственников, которым больше негде жить и т.п. Чаще всего позиция собственника проста: принимайте новые условия или ищите новое жилье. И весь процесс повторяется сначала.
Конечно, перечисленных выше проблем можно избежать. Достаточно обратиться в агентство недвижимости, оставить приличную сумму денег и, возможно, даже на просмотры ездить не придется. Но большинству, включая меня, о такой финансовой свободе приходится только мечтать.
Кадр из сериала «Кремниевая долина»
Все это — проблемы для обычного человека. Интроверту же приходится в десять раз сложнее. И естественно, что именно интроверты-айтишники пытаются облегчить и упростить этот путь.
Например, есть сервисы и паблики в социальных сетях, исключающие агента и других посредников из сделки, но вводящие свои правила игры, которые теоретически должны упростить всем жизнь.
Сервисы могут проверять объявления на достоверность информации (тут все зависит от политики сервиса — есть разные схемы). Умеют отправлять пользователям уведомления о новых квартирах, соответствующих определенным параметрам. Предоставляют аналитическую информацию: например, некоторые сервисы на основе стоимости аренды автоматически вычисляют цену за квадратный метр и показывают средние цены по городу, району и кварталу — чтобы пользователю не пришлось самому высчитывать, насколько дорогое или, наоборот, неоправданно дешевое предложение он видит.
Вместо фото может быть схема планировки и даже 3D-тур по квартире. Но кардинально проблему такие сервисы не решат. Во-первых, несмотря на хороший замысел, жилья в их базах не так много, а дешевого — практически нет. Во-вторых, сервис, каким бы замечательным он ни был, все равно остается лишь посредником между вами и хозяином жилья. Поэтому даже при самой сложной схеме проверок 100% гарантий в соблюдении каких-либо условий в течение всего срока аренды он не даст.
Итоговая цель на самом деле — не посмотреть красивые фото, а снять нормальное жилье. С ремонтом не «от бабушки», работающей бытовой техникой (как минимум, стиралкой и посудомойкой), более-менее безопасным окружением (домофон, видеонаблюдение, опционально — консьерж). И это не мои личные предпочтения, а желания большинства людей.
При этом каждый айтишник-интроверт стремится уменьшить личный контакт с посторонними людьми. Прозрачность и автоматизация с элементами самообслуживания востребованы во всех процессах — от заказа продуктов с доставкой на дом до, собственно, аренды квартир.
Один из последних, на мой взгляд, интересных рыночных трендов — «уберизация» (от названия сервиса Uber) — использование мобильных приложений и социальных инструментов (отзывов и рейтингов) для проведения пиринговых сделок между потребителем и поставщиком услуги в рамках схемы стандартизации услуг и цен. Вызывая машину Uber, мы знаем, чего ожидать. Было бы идеально аналогичным образом реализовать аренду.
О предпосылках к появлению аналогичных Uber'у сервисов в сегменте аренды недвижимости уже писал РБК, правда, в отношении аренды деловых центров. Более того, эта модель уже успешно реализована на рынке краткосрочной аренды частного жилья — вызывающий массу замечаний, но вполне успешно развивающийся с 2008 года сервис Airbnb есть и в России. Но до рынка долгосрочной аренды он не дотягивает.
На фоне однотипных арендных сервисов, внедряющих улучшения, но не решающих глобальные проблемы, привлекает внимание мобильное приложение программы по созданию стандартов рынка современного арендного жилья.
Приложение работает на базе программы по созданию стандартов рынка современного арендного жилья от ДОМ.РФ. В рамках программы в районах с хорошей транспортной доступностью и уже существующей инфраструктурой выкупаются площади в строящихся домах под долгосрочную аренду (от 6 месяцев). Квартиры имеют эргономичную отделку, оборудованы мебелью и бытовой техникой. Цены в уже построенном МФК «Лайнер» заявлены на сайте программы. Они вполне сопоставимы с ценами в частном секторе. Но самое главное — понятно, за что ты платишь: как минимум, за гарантии соблюдения договоренностей (нет посредников), безопасность, комфорт и, как бонус, отсутствие лишних личных контактов. Все взаимодействие арендатора и арендодателя после заселения происходит через мобильное «Приложение арендатора», что упрощает жизнь.
В приложении можно фиксировать показания счетчиков и отслеживать историю, а также оплачивать коммунальные услуги и саму аренду. Заявлено, что в целях безопасности передача данных шифруется, а платежные данные — не хранятся (сохраняется лишь информация о параметрах транзакций — сумме, дате оплаты).
Приложение позволяет заказывать дополнительные услуги, предусмотренные в жилом комплексе: уборку, химчистку, ремонтные работы и т.п. Получается сервис как в гостинице, только на длительное время и без расшаркиваний с персоналом. И никаких встреч с хозяином квартиры с целью договориться о совместных действиях!
Причем можно не просто оставить заявку на определенные работы, но и сразу указать удобное время (и увидеть общую стоимость, в соответствии с заявленным перечнем работ, если он понятен заранее).
Здесь же можно заказать дополнительные предметы мебели или технику. При желании консьержа можно превратить в секретаря — в списке услуг есть всевозможные билеты / такси / заказы столиков.
Логика работы приложения не подразумевает телефонного контакта с диспетчерской службой — тем более, вы никогда не услышите коронное «оставайтесь на линии, оператор ответит вам через...», «ваш звонок очень важен для нас». Однако при необходимости диспетчеру или консьержу можно позвонить (или написать) напрямую из приложения. Там же есть подборка ответов на часто задаваемые вопросы для арендатора — как замена «приветственной папки» в отелях, только в версии для длительного проживания.
Под программу выкупаются секции или корпуса новых домов. Доступ в подъезды осуществляется при помощи именных электронных ключей, автоматически блокирующихся по окончании срока действия аренды — таким образом проблема незапланированных визитов посторонних решается сама собой. А приложение позволяет оперативно заказывать пропуска и ключи для гостей и членов семьи.
Есть здесь и полезная справочная информация — вплоть до цоколей лампочек, установленных в помещениях.
Приложение позволяет даже разобраться с бюрократией — дает возможность ознакомиться с копией подписанного типового договора и оформить временную регистрацию.
О программе
Разговор о приложении в отрыве от создавшей его программы не имеет смысла.
Программа по созданию стандартов рынка современного арендного жилья — государственная идея. Она подразумевает формирование доходных домов с типовыми условиями проживания, соответствующими запросам платежеспособного арендатора. Квартиры подготовлены, к ним подведены все коммуникации (например, кабельное телевидение и интернет); предусмотрен подземный паркинг. Самый яркий образ, который напрашивается в качестве иллюстрации — квартира из сериала «Друзья». Но к нашей программе сумасшедшие сюжеты, достойные экранизации, не прилагаются.
Самый яркий образ, который напрашивается в качестве иллюстрации программы, — быт героев из сериала «Друзья». Но к программе сюжеты, достойные экранизации, не прилагаются.
На данный момент к заселению готов один дом — «Лайнер» в районе Ходынского поля. В этом жилом комплексе АИЖК приобрело секцию из 283 апартаментов под сдачу в аренду.
Недалеко от МФК «Лайнер» находится один из самых крупных торговых центров в Европе — «Авиапарк», — и даже последний интроверт не откажется от того, что предлагают 500 магазинов, около 80 ресторанов, кинотеатр и зимний сад. Рядом — дворцы спорта ЦСКА и «Мегаспорт» и знаковое место района — парк «Ходынское поле». В 300 метрах от комплекса уже совсем скоро откроется станция метро «ЦСКА». Всего в трех минутах езды на автомобиле — Ленинградский проспект, в пяти — ТТК, в десяти — Садовое кольцо.
— Ирина Балкарова, управляющий директор АИЖК
К 2019–2020 годам запланирован запуск аналогичных проектов на базе многофункциональных комплексов MatchPoint на ул. Василисы Кожиной и «Символ» на Золоторожском валу. В общей сложности они дадут городу еще более 1200 квартир для цивилизованной аренды и более 1000 машиномест для личного транспорта арендаторов.
Программа пока на старте, и ожидания ее организаторов весьма оптимистичны.
На определенных этапах жизни люди предпочитают не связывать себя долгосрочными обязательствами, в частности, многолетними ипотечными кредитами, фиксирующими место проживания. Оставаться мобильными позволяет арендное жилье. Однако жилье жилью рознь. Задача нашей программы — обеспечить более комфортные условия проживания (отмечу — проживания недалеко от центра города, т.е. центра финансовой и деловой активности) не в ущерб мобильности арендатора. Важный плюс наших домов в том, что под аренду выкупаются секции или корпуса целиком. Таким образом здесь все жильцы находятся в равном положении — заключают типовые договора со стандартными условиями. Все проблемы можно решать в рамках этих условий, не делая кого-то более правым из-за наличия права собственности
— Ирина Балкарова, управляющий директор АИЖК

Конечно, пока программа по созданию стандартов рынка современного арендного жилья только запустилась. Однако по сравнению с большинством существующих на рынке инструментов это качественный скачок вверх. Разработчикам удалось обезличить, стандартизировать процесс аренды и сделать его прозрачным для потенциального арендодателя. Это бережет время, нервы и делает сервис (а вместе с ним и программу) привлекательным для айтишников, ценящих логику, гарантии, отсутствие лишних контактов и комфорт.
Tags:
Hubs:
+28
Comments31