Блог компании ВТБ

Группа ВТБ: как мы трансформируемся в единый банк и какую роль в этом играют стартапы

Банковский сектор одним из первых стал вводить высокие технологии в свой бизнес. В России цифровая трансформация финсектора идет уже более 20 лет. Банки отслеживают самые современные и актуальные технологии: системы аутентификации и защиты, чат-боты, различные приложения и сервисы — малый перечень того, что позволяет повышать клиентоориентированность, эффективность и технологичность бизнеса.
Но технологичный не значит инновационный. Ключ к инновационности — постоянный поиск и поддержка перспективных технологий и их разработчиков. В Группе ВТБ за это отвечает специальная digital-команда, собранная из специалистов разных подразделений: от HR до информационной безопасности. Как она работает, где находит инновации и что из этого получается — в нашем материале.

Конвейер инноваций
«Точечное» внедрение инновационных решений малоэффективно и вряд ли приведет к успеху. Инновационный банк — всегда на технологической передовой, поэтому прорывные решения ему нужны постоянно. Причем качественные, проверенные и подходящие именно для него.
В группу ВТБ входят различные финансовые организации со своими запросами, потребностями и отдельными IT-подразделениями. Чтобы систематизировать работу с технологиями и поставить инновации «на поток», в Группе сделали две вещи: выработали цифровую стратегию и создали кросс-структурную digital-команду. В нее вошли представители различных направлений бизнеса, информационной безопасности, IT, HR, возглавила ее заместитель президента — председателя правления Ольга Дергунова.
Группа ВТБ — одна из крупнейших финансовых структур РФ, в состав которой входит банк ВТБ, банк ВТБ24, ВТБ Капитал, ВТБ Регистратор, ВТБ Страхование, ВТБ Пенсионный фонд и другие финансовые компании. 50%+1 акция Почта Банка также принадлежат Группе ВТБ. Два крупнейших элемента — банки ВТБ и ВТБ24, которые занимают второе и четвертое место в рейтинге крупнейших банков.
Цифровая стратегия задает общий тон модернизации Группы. Первый этап — технологическое объединение ВТБ и ВТБ24. Раньше эти банки отбирали решения «под себя». Сейчас речь идет о поиске технологий, которые можно протестировать на одном подразделении и в случае успеха внедрить в других структурах Группы. Тем самым digital-команда старается работать на опережение, отталкиваясь не только от запросов бизнес-подразделений, но и от будущих потребностей рынка.
На первом этапе digital-команда определила пять основных направлений — это система цифровой идентичности, цифровые коммуникации, цифровые распределенные реестры, система распределенных цифровых расчетов и решения в области больших данных.
Принципы цифровой трансформации ВТБ
  • Анализ опыта других банков (как в России, так и в мире) и отбор решений, которые могут быть полезны.
  • Тесное взаимодействие с бизнес и инновационным сообществом (в первую очередь — с институтами развития) для отбора перспективных стартапов.
  • Развитие методологии и культуры использования инноваций в Группе ВТБ.
  • Сотрудничество с ведущими игроками финансового сектора (в первую очередь — с Ассоциацией ФинТех) и регулятором — для адаптации законодательной базы под инновационные решения.
«Кухня»: как готовятся стартапы
Одна из основных задач digital-команды — находить самые перспективные финтех-стартапы и помогать реализации этих проектов. Для этого структуры Группы сотрудничают с финтех-направлением фонда «Сколково», стартап-акселератором Generation S, университетом Иннополис. Работа со стартапами ведется системно — это позволяет отбирать только самые лучшие решения и эффективно их использовать.
«Сколково» — инкубатор перспективных технологий. ВТБ в рамках двух раундов взаимодействия с фондом отсмотрел 40 компаний. По итогам short-презентаций (на которые, к слову, попало лишь 20 кандидатов) до финальной стадии (технологический семинар для обсуждения деталей и пилота) добрались лишь девять.
Кадры из фильма «Трансформеры: Месть падших»
Среди самых перспективных проектов оказались технологии аутентификации (в мобильном банке — по голосу и фото, при выдаче кредитов — по фото, двухфакторная для сотрудников), идентификации (по голосу — при обращении в колл-центр), сервис по голосовому поиску ближайшего отделения, речевая аналитика, сервисы для управления финансами, виртуальные консультанты, чат-боты и решения из области искусственного интеллекта, а также новейшее ПО для защиты от киберугроз.
В рамках первого этапа работы продолжение получили четыре пилотных проекта.
ВТБ24 уже второй год активно работает с крупнейшим в России акселератором Generation S, который обеспечивает постоянный поток интересных банку проектов.
В 2016 банк выступал корпоративным партнером трека Finance&Banking Technologies. Лучшие финтех стартапы смогли принять участие в конкурсе на право запуска пилотного проекта совместно с ВТБ24. Победителем в 2016 году стал проект «Финхаб», разработавший веб-платформу, которая позволяет юридическим лицам подобрать лучшее предложение по кредиту и существенно автоматизирует и облегчает взаимодействие с банком. Пилотный проект уже стартовал.
Надия Черкасова
член правления, директор департамента обслуживания клиентов малого бизнеса ВТБ24
«Для стартапов сегмента В2В совместный проект с банком ВТБ24 — это возможность создать сервис для 400 тысяч компаний. Вторая клиентская база юридических лиц — уникальный шанс для финтех-компаний предложить свой продукт на широкую аудиторию.»
«Иннополис» — еще одна хорошая площадка для поиска инноваций. ВТБ давно является партнером и спонсором университета «Иннополис» и сейчас расширяет свое взаимодействие с ним.
Кто все эти люди?
Ниже — истории трех команд — разработчиков перспективных IT-продуктов, сотрудничающих с группой ВТБ.
VisionLabs — идентификация по лицам
VisionLabs
Разработчик софта и облачных сервисов для распознавания лиц. Создан в 2012 году. Питомец ФРИИ.

К ВТБ пришел после школы акселерации: банк отметил его разработку и решил привлечь для решения IT-задач группы, со своей стороны предоставив компании площадку для внедрения и испытания технологии.

Ключевые продукты, используемые структурами Группы ВТБ: технология аутентификации. Применяется для аутентификации сотрудников банка, проверки личности клиента в момент выдачи кредитов, идентификации клиентов в приложении для мобильного банкинга. Технология встроена в основную версию приложения для мобильного банкинга (по итогам тестирования распознавание лиц в 94% случаев оказалось успешным).
Александр Ханин
Генеральный директор VisionLabs
Закончил МГТУ им. Баумана по специальности инженер-робототехник, закончил аспирантуру по направлению «Компьютерное зрение и робототехника».
Прошел летние школы ICVSS 2014 Computer Vision, ENS/INRIA 2013 Visual Recognition and Machine Learning, Imperial College Robotics 2012 и Microsoft Computer Vision 2011.
Первый алгоритм разработал на первых курсах университета, а уже к концу учебы открыл компанию, которая успешно развивается и растет уже 5 лет.
О стратегии. Сразу верной дорогой
Мы быстро сумели правильно определить рынок, на котором наш продукт будет востребован, выбрав финансовую сферу в качестве потребителя как самую перспективную. В этой сфере есть очевидные сценарии применения, понятна монетизация и можно посчитать сроки окупаемости. Банки теряли миллиарды рублей от кредитного мошенничества. Наш продукт позволил автоматически сравнивать фотоизображение лиц клиентов с лицами в базе данных мошенников и предотвращать получение кредита по поддельным документам.
Сконцентрировав усилия на внедрении в банках, мы полностью завоевали рынок распознавания лиц в финансовом секторе. Сейчас нашу систему распознавания лиц использует более 40 банков в России и за рубежом.
О группе ВТБ. Работа на перспективу
Из Группы ВТБ мы, в основном, работаем с Почта Банком. В Почта Банке сейчас самое крупное внедрение биометрии в банковской сфере — более 50 000 рабочих мест сотрудников оснащены системой распознавания лиц, которая используется для подтверждения доступа к данным. «Почта Банк» является одной из самых современных финансовых организаций, внедрившей биометрические системы. Сотрудничество с ней является для нас не только удачным опытом взаимодействия, но и долгосрочным перспективным проектом.
Об ошибках. Не оборудование, но софт
Наша ключевая ошибка в том, что сначала мы решили разрабатывать «умную камеру», которая бы распознавала объекты. Позже поняли, что, создавая программно-аппаратные решения самостоятельно, мы не сможем масштабироваться, и решили сфокусироваться на производстве софта.
О финтех-карьере. Вложиться в фундамент
Я бы посоветовал будущим специалистам получать фундаментальное образование в топовых российских ВУЗах (МФТИ, МГУ, МГТУ, ВШЭ), далее стоит ехать доучиваться по специальности или в аспирантуру за рубеж, проходить летний internship в международных лабораториях или компаниях. После этого с таким образованием можно быть очень востребованным в России, так как в нашей стране сейчас жуткий кадровый голод, и получить хорошую работу за рубежом.
Что касается личностных качеств — как и везде, нужен высокий уровень работоспособности и настойчивость, технические знания и навыки ведения переговоров.
Кирилл Параска
Основатель Angry Developers.
Был выбран ВТБ24.
Ключевые продукты: умный интернет-банк для бизнеса в ВТБ24.
О стратегии. Все гениальное просто
Сначала у нас была студия разработки, потом инвестиционные проекты, иногда я даже работал наемным сотрудником. Позже, когда мы стали хорошо понимать рынок, приняли решение стать командой бэкэндеров и брать только очень сложные задачи. Затем возникла очень простая идея: «Все профессии, которые поддаются алгоритмам, можно заменить роботами. Первыми в очередь попали менеджеры поддержки в банках. Так появился продукт «Алекто» и крутая команда математиков.
Сейчас наша компания состоит из двух направлений — машинное обучение и бэкэнд-разработка. Мы пишем на любых языках программирования, но больше всего любим Python. Касательно образования, мы в дипломы не смотрим, но так уж вышло, что большая часть команды — физтехи и ребята с Матмеха (СпбГУ). Учимся каждый день, таковы правила в нашей сфере деятельности. Новые технологии, подходы, методологии и т. д. Недавно мне подарили книгу Гарри Гоника «Краткий курс по МАТАНУ в комиксах». Я удивился, насколько легко и интересно можно получать знания по математике.»
О группе ВТБ. Работа на перспективу
Группа ВТБ проявила желание с нами сотрудничать — это значит, что мы как компания доросли до такого уровня проектов. Это был замечательный опыт, и мы продолжаем с ними работать. До старта проекта были опасения, что мы не найдем людей с гибкими подходами и желанием делать хорошо клиентам, но оказались неправы. В банке работает огромное количество классных спецов, без которых мы бы никогда не справились с проектом за такие короткие сроки. Самое интересное в работе с такими большими банками — понимание, что ты делаешь проект не на сотни тысяч клиентов, а на цифры в разы больше, и разговоры о нагрузке, отказоустойчивости, катастрофоустойчивости и безопасности становятся самыми приоритетными. Интересно получать знания от людей с опытом реализации задач такого масштаба. Каждая встреча — это новая информация, новый опыт.
Об ошибках. Не «где», а «почему»
Каждый маленький шаг — это успех, а каждая ошибка — это опыт, если сделать выводы и понять, почему вы ее совершили. Ошибок было множество, как и у всех в бизнесе, но мы смогли устоять и идти дальше.
О результатах. Секрет — в интересе
Самое главное, что у нас есть — сильнейшая команда безбашенных людей и огромный интерес к проектам у каждого. Мы работаем, не замечая, как летит время, у нас нет жесткого графика, нет скучных технических заданий, кучи менеджеров, но есть стикеры с маркерами и возможности менять финтех в лучшую сторону.
Я часто задаю себе вопрос: «А что будет если нашей компании не станет на рынке?». И вижу много обращений от клиентов с сопереживаем и грустью. Пока это так, мы идем в правильном направлении.
О финтехе. Семь раз проверь
Финтех в РФ очень развит технически — банки давно научились платить за технологии и видеть в этом пользу для бизнеса. Я попал в финтех работая в Модульбанке директором по продукту. Создавать такие проекты и менять отношение людей к банкам очень круто. Проекты и задачи чаще всего очень сложные и интересные. Всегда нужно думать о безопасности, ведь все-таки это деньги клиентов. Поэтому каждый «чих» тщательно проверяем и продумываем до мелочей. Финтех приучает разработчиков к большой ответственности и умению создавать сервисы высочайшего качества. Универ и специальность не важна, главное — знания и скорость обучения.
Илья Сачков
CEO Group-IB — международный разработчик ИБ-решений.
Компания была выбрана ВТБ для сотрудничества в рамках отбора в «Сколково».
Ключевые продукты, используемые ВТБ: Threat Intelligence, Secure Bank, Secure Portal.
О стратегии. Знания — сила
Group-IB появилась в 2003 году, когда я учился на первом курсе на кафедре защиты информации МГТУ им. Баумана. Group-IB была одна из первых частных компаний в России, которая в то время занималась расследованием компьютерных преступлений и компьютерной криминалистикой. Наши первые кейсы были связаны с расследованиями взломов ресурсов, DDoS-атак, краж денег из системы дистанционного банковского обслуживания.
Мы часто сталкивались с парадоксом: крупные банки и компании тратили огромные деньги на безопасность, нанимали специалистов, а киберпреступники снова и снова уводили у них деньги. Причина в том, что они не знали, от чего реально нужно защищаться, не понимали, кто такие компьютерные преступники и чего они хотят. Знания у нас были: компания собирала информацию о хакерах — в базе Group-IB более 100 000 профайлов преступных групп и персоналий. Мы начали разрабатывать технологии. Мы раньше, чем многие частные компании и государство внедрили CERT — Центр круглосуточного реагирования на киберинцеденты, Threat Intelligence, систему раннего предупреждения киберугроз. По итогам 2016 года доля технологий в выручке компании составила более 50%, а к 2020 году должна достичь 90%. При этом мы все еще продолжаем заниматься расследованиями — провели около 150 успешных резонансных расследований в 30 странах мира.
Что касается выбора пути: выбор университета не так критичен, как попадание на практику в динамичную технологическую компанию. Могу сказать, что к нам на практику приходили стажеры в возрасте 16 и даже 14 лет. У ребят был огромный интерес к нашей теме, у них горели глаза! Если человеку нравится дело, которым он занимается, если он работает плечом к плечу с энтузиастами, создателями, если, наконец, он выбрал отрасль финтеха не потому, что это стало модно, а потому что хочет сделать жизнь людей комфортнее, а финансовую сферу технологичней, у него все должно получиться. Важно, что обучение не заканчивается с получением диплома. Процесс обучения не должен останавливаться никогда. Ни на минуту. Как только вы остановились — считайте, что проиграли конкурентам.
О ВТБ. Инновации инновационному
ВТБ — один из самых технологичных и продвинутых банков России. Мы хотим, чтобы наши технологии помогали банку и его клиентам чувствовать себя в безопасности. У нас удачный опыт сотрудничества и впереди много новых проектов — мы готовы инвестировать в него время и ресурсы.
Об ошибках. Он — не ты
Многих людей я оценивал по себе. Думал, что все, с кем я имею дело, такие же предприимчивые, исполнительные, изобретательные, честные. Но оказалось, что все люди разные. А от них ожидаю того же, что и от себя. Есть еще люди, с которыми я принципиально не имею дел из-за их моральных качеств.
О результатах. Гомеопатия бесполезна
Мы не занимается гомеопатией в сфере информационной безопасности, потому что гомеопатия не помогает. Для того чтобы построить правильную стратегию безопасности, надо знать, кто враг, как он действует и какие инструменты он использует. Если не знаешь от кого защищаешься, то защищаться бесполезно. В основе нашей борьбы с врагом лежат знания, время, проведенное при разборе инцидентов и технологии. Мы уже много лет занимаемся расследованиями, компьютерной криминалистикой, создаем высокотехнологичные решения.
Когда твое любимое дело совмещается с классным высокотехнологичным продуктом, не может быть, чтобы твой проект не стал успешным. И еще важная причина: мы верим в то, что делаем, и стараемся быть лучшими во всем!

Зайти в банк не так сложно, как кажется
ВТБ всегда заинтересован в инновационных и перспективных решениях и готов сотрудничать с финтех-стартапами. Ниже несколько простых советов от Алексея Чубаря, главы Управления цифровой трансформации ВТБ, — он отвечает за координацию и эффективную работу digital-команды. Эти советы повысят шансы перспективных команд привлечь внимание группы ВТБ и начать совместную работу.

  • Приносите хорошо продуманные идеи. Приходите — с таблицами, презентациями, моделями и макетами.
  • Не скрывайте недостаточную проработанность идеи за красивыми модными словами. В банке работают профессионалы, которым интересна суть вашей идеи, а не модные слова.
  • Не учите банк правильно жить — давайте вместе делать жизнь клиентов банка комфортной.
  • Know your customer — изучите максимум информации про банк и Группу ВТБ.
  • Изучите примеры внедрений инновационных решений в России и за рубежом — как стартапы становились значимыми игроками рынка.
  • Приходите в Институты развития — банк активно взаимодействует с ведущими институтами развития, и мы там обязательно встретимся.
  • Еще один несомненный бонус от институтов развития — они научат вас доносить идеи банку коротко и правильно.
  • Креативные идеи — это замечательно. Но подумайте не только о том, как они могут быть применены в банке, но и какую осязаемую пользу банк может от них получить. Совет: используйте Excel.
  • Банк — это не только ваш заказчик (возможно, крупнейший), но и ваш тренер и наставник. В нем работают профессионалы, которые смогут вас многому научить.
  • Будем есть слона по частям. Начинаем с прототипа, только затем оцениваем результаты и запускаем пилот.
  • Будьте терпеливы. Не уподобляйтесь колхозникам, которые вечером посадили картошку, а утром ее выкопали, потому что очень хотелось есть.
Комментарии 18
  • +13
    Забота о безопасности поражает воображение
    image
    • –2
      Банк, который выдаёт карты с принудительным неотключаемым PayWave/PayPass, просто плюёт на безопасность своих клиентов. Конечно, ВТБ, как государственному банку, и это сойдёт с рук, но не надо тогда писать трогательные статьи о своей прогрессивности. Прогрессивное человечество для бесконтактных платежей использует смартфон с авторизацией.
      • 0
        Добрый день!
        Сожалеем, но в ближайшее время Банк не планирует реализацию технологии принудительного отключения PayWave/PayPass. Мы обязательно учтем Ваш комментарий и передадим его профильным специалистам для анализа. Спасибо за Ваше интересное предложение.
      • +1

        Ага, у ВТБ ещё пространнейшие банкоматы.
        В неактивном режиме у них погашён экран, а нажатия клавиш сопровождаются звуком ошибки из винды ))

        • 0
          Это не везде, видимо: там где я видел, как у всех, реклама
          • 0
            Здравствуйте!
            Примите, пожалуйста, наши искренние извинения за доставленные неудобства. Мы будем признательны, если Вы сообщите адрес банкомата, в котором возникла указанная ошибка. Мы обязательно проверим его работоспособность и, если инцидент сохраняется, незамедлительно передадим ответственным специалистам для анализа причин появления ошибки и ее устранения.
          • 0
            Настройки мобильного приложения по поводу размера шрифта для большей части статьи благополучно игнорируются, размер мелкий даже на экране 7".
            Спасибо!
            • 0
              Здравствуйте!
              Спасибо за Ваши замечания, обязательно учтем при дальнейших публикациях.
            • 0
              «далее стоит ехать доучиваться по специальности или в аспирантуру за рубеж», а зачем потом возвращаться?
              • 0
                Вот и мне интересно, о чём думал автор данной идеи.
              • 0
                Зайти в банк не так сложно, как кажется

                А будут ли инновации по уменьшению очередей в отделениях?
                • 0
                  Здравствуйте!
                  Банк активно внедряет новые модели обслуживания с целью сократить время ожидания наших клиентов в офисах. Одной из последних инноваций является дистанционная запись в офисы через официальный сайт, что позволяет посетить выбранное отделение в удобное для клиента время. Также мы быстрыми темпами развиваем каналы дистанционного банковского обслуживания, которые уже сейчас позволяют проводить большую часть операций удаленно.
                • +2
                  Когда в таком «небольшом» российском городе, как Санкт-Петербург, в один день (день, не ночь! и день этот был субботой) в банке решают обновить ПО в отделениях, и все — ВСЕ, КАРЛ! — отделения целый день закрыты, т.к. софт же все равно не дает им работать; очень ценная новость, когда нужно банально снять со счета деньги, причем карты банка нет (т.е снимать нужно именно «ножками в кассу»)… Что тут сказать?

                  Нет, справедливости ради, одно отделение работало — в аэропорту (из центра добираться самое то; парковка в аэропорту платная), но там выдать деньги тоже не могли, потому что весь остальной софт банка не работал как надо. Так и сидело это отделение, говоря все прикатившим из города, что, увы, они толком могут только валюту поменять.

                  Про остальное рссказывать даже не буду. Но если ИТ банка такой коллапс не может предотвратить — наверное, не на Хабре надо поститься?
                  • –1
                    Здравствуйте!
                    Мы сожалеем, что плановая установка программного обеспечения в офисах банка вызвала у Вас негативные эмоции. Ваш комментарий не останется без внимания и будет обязательно учтен в реализации мер, направленных на повышения уровня клиентского сервиса. Также хотим отметить, что информация об обновлении ПО своевременно размещается на официальном сайте банка, с целью оповещения наших клиентов о предстоящих изменениях в режиме работы дополнительных офисов. Приносим Вам искренние извинения за доставленные неудобства.
                    • +1
                      Тон комментария отвращает от вашего банка еще больше. Ничего личного к человеку, написавшему ответ выше, от фраз веет как раз совершенной официальщиной.

                      На этом сайте много людей, которые по долгу работы или увлечения обновляют софт. Из них довольно много таких, кто проводит эту процедуру по несколько раз на дню. Иные — как раз в банковской сфере. И клиенты при этом не замечают! Спросите к хабравчан, как удается делать обновление ПО без такого наплевательского отношения к тем, кто платит им (и, в вашу очередь, вам!) деньги за услуги?

                      Ах да, для физлица стоимость получения своих денег со своего счета у вас в банке доходит до 7% (это если действовать в лоб, согласно прейскуранту; При этом согласие на выдачу денег должен дать начальник отделения — так сказать, посмотреть глазами, и решить, достоин ли клиент получить свое). Положил на счет миллион — снял со счета 930 тыс., мне кажется, за такое «небольшое» вознаграждение банк мог бы хотя бы не закрывать отделения, пока ИТ-ники в свою субботу работают.

                      Кстати, почему обновляли не среди недели? Мало ли, кому помешало бы, вы же выше этого, правда?!
                      • 0
                        Не понимаю я наши банки.

                        Если банк в принципе не может работать без сети — зачем вообще использовать standalone софт??? Почему не облачный?

                        Даже HTML5 remote desktop давно перестал быть экзотикой. На столы специалистов можно ставить планшетки с андроидом. Дешевые, без проводов, бесшумные, на порядки доступнее и надежнее этих жужжащих ящиков мышиного цвета…

                        Это и полное отсутствие проблем с обновлениями, и снижение расходов на покупку лицензий (в масштабах банков — колоссальная экономия), и снижение расходов на техническую поддержку, и стратегическое снижение расходов на железо, и нет позорных тормозов, глюков и зависаний, и на вирусы наплевать, и сломать сложнее на порядок. Все эти решения находятся на поверхности, стоят копейки. Почему банки застряли в прошлом??? Вопрос к теме статьи.

                        В течение последнего месяца несколько раз услышал фразу «компьютер зависает» от менеджеров в своем банке. Заставляли долго ожидать.

                        Задумался.
                        • 0
                          Я заметил, что в публичных компаниях (и не только в банках) очень любят при любой задержке говорить «комп завис». И неважно, это именно завис комп, или у них картридж в принтере пуст, или еще какая сложность им повстречалась. Думаю, это потому, что бабушкам в очереди в банке проще понять именно «компьютер завис».

                          Что до облаков — ну вот Сбер работает во многом через браузер, и даже неплохо работает. Но в случае с ВТБ, знаете, я легко представлю ситуацию, что они обновят софт в течении суток, и никто зайти не сможет хоть локально, хоть через веб. Как ни крути, отделения придется закрывать.
                  • 0
                    Что необходимо, чтобы ваш стартап был востребован Группой ВТБ

                    Хм… А что группа ВТБ имеет предложить мне, чтобы стать востребованной мной?

                    Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.