Pull to refresh

Про ICQ

Reading time 5 min
Views 9K
В прошлом году холдинг Mail.ru Group (не путать с почтовым сервисом Mail.ru) купила ряд крупных проектов, среди которых оказалась небезызвестная «аська», она же ICQ. На днях с рядом коллег мне удалось побывать на родине легендарного «о-оу» — в самое ближайшее время ждите обзор их израильского офиса. А пока — немного информации из беседы с руководством проекта ICQ.




Сейчас у корпорации, как вы понимаете, есть сразу два параллельно шагающих IM-клиента — это Mail.ru Агент и, собственно, ICQ. Непонятно зачем, но приостанавливать какой-либо из них компания не планирует — развиваться будут оба мессенджера. Может быть между ними и будет какая-то интеграция — время покажет, а пока давайте про “аську”.

Вопреки популярному (особенно в IT-среде) мнению, «пациент» не умер, а очень даже жив, чему есть немало доказательств — как и в былые времена, им пользуются миллионы пользователей по всему миру. Jabber и Skype не первый день пытаются взять пальму первенства, но увы — пока что-то всё никак. Было мнение, что твиттер спасёт человечество, но и он еще долго не сможет вытеснить или заменить старую добрую “аську”. К слову, траффик IM-сетей в 2011 году достиг 46 миллиардов сообщений в день, а твиттер стабильно лежит уже при 3 миллиардах. Впрочем, это совершенно разные вещи и сравнивать их неправильно.



Ладно. Скажите мне, что такое ICQ? Нет, ну я не про “I seek you”, конечно же. Протокол? А не OSCAR ли? Клиент? Еще версии? Извините, если кого задел столь “неожиданным” вопросом, но как показывает практика, понимание термина ICQ как такового у многих давно не соответствует действительности. Не говоря уже про такую интимную вещь, как официальный клиент :) Но и не подумайте, что я собираюсь вас всех в чем-то переубеждать и подсаживать обратно на “цветочек”.

Причину “нелюбви к ICQ” я вижу следующим образом: когда-то официальный клиент был действительно жутковатым — логично, что альтернативные клиенты повылезали как грибы после дождя. В одном интерфейс красивый, в другом вагон плагинов, в третьем что-то ещё — думаю, все помнят многочисленные перетягивания канатов, мол “переходите на миранду”, “переходите сюда или сюда, но только не туда” и так далее. В общем, народ разбился на кучки и каждую кучку развивал некий энтузиаст (или группа энтузиастов), поэтому весь функционал перекладывался уже на их плечи.

C одной стороны, ICQ сами в этом виноваты (хотя альтернативы всегда рано или поздно появляются, даже если изначально выпустился очень качественный продукт), но кто из нас не делает ошибки. С другой стороны, сейчас они делают все возможное, чтобы эту проблему решить — родного клиента если не вылизали, то явно привели в порядок и продолжают совершенствовать. Но… на него по привычке все продолжают закрывать глаза, ведь альтернативный выбор уже сделал свое дело, породил стойкий стереотип. Согласитесь, сейчас вы очень неохотно полезете смотреть официальный клиент, если вообще полезете ;)

А он, к слову, очень даже развивается — например, в этом году появилась Mac-версия, пусть и немножко не по гайдлайнам. Мультилогин и мультипротокольность тоже уже есть, в начале 2012 года появится долгожданная синхронизация хистори. Говоря проще — нынешняя “аська” это уже совсем не та аська, которой мы пользовались году так в 2003 и по которой судим до сих пор. Сейчас ICQ это далеко не только “текстовые писульки со смайликами”, но и фото, видео, аудио, групповые чаты, смс и многое-многое другое. И если это всё не реализовано в каких-нибудь RnQ, QIP, Trillian или Pidgin-е, то это не означает, что таких функций нет. Просто далеко не каждый энтузиаст-разработчик стороннего клиента сможет сделать поддержку необходимых функций, а если и сможет — совсем не факт, что захочет. Он же никому ничего не обязан.

Сейчас самое время разнести в дребезги еще один стереотип. Оказывается, с альтернативными клиентами компания вот уже как несколько лет не борется — вся «борьба» длилась с 1 июля 2008 года по февраль 2009. Тогда за рулём были другие люди, но отныне вставлять палки в колёса альтернативным клиентам никто не будет. Поэтому если создатели какого-либо клиента пишут «это не у нас не работает, это ICQ нам всю жизнь испортили» — не верьте.

И последнее, раз уж заговорили. У ICQ появилась обновленная версия лицензионного соглашения, которое по замыслу создателей должно удовлетворить большинство сторонних разработчиков, ведущих “нормальный” бизнес (а не пытающихся, например, как-либо криминализировать жизнь своих пользователей — в данном случае речь идёт о спамерах, продавцах номеров и прочих злодеях). “Продав душу”, разработчики смогут не только «держать в тонусе» свои детища, но и получать информационную поддержку от самой компании. Но, к сожалению, у большинства сторонних клиентов это соглашение не подписано, поэтому и имеем то, что имеем.

На данный момент ICQ существует практически на всех мобильных платформах: в гламурной iOS, в набирающем обороты Android (для этих двух платформ обновленная версия клиента вышла буквально на днях), в вальяжном Blackberry, в живом, но сдающем позиции Symbian, в неунывающем весельчаке Windows Mobile. Так же существует Java-приложение, а для совсем уж беспомощных телефонов (в которых есть хотя бы кривенький браузер) предусмотрена версия Web-ICQ. Для полноты списка не хватает разве что живого мертвеца по имени MeeGo, но для этой платформы создание клиента пока не планируется.

Ещё кого-то забыли? Нет, просто самое время для маленького Хабраинсайда: до конца года компания планирует выпустить клиентов еще для двух мобильных операционных систем, а именно — Windows Phone 7 и Samsung Bada.



Как видите, при желании выйти на связь можно чуть ли не с трубки от домофона и это, стоит признать, очень жирный плюс. Вообще, мобильный интернет сейчас в приоритете — по прогнозам он догонит PC-трафик уже к 2014-2015 году. Так что нет ничего удивительно в том, что клиенты появились почти под все платформы и “обросли самостоятельностью“.

Существует и еще одно воплощение ICQ в нашем грешном мире — я говорю о малоизвестной штуке под названием ICQ-on-site — как несложно догадаться, это аська, встраивающаяся прямо в сайт. Одно дело просто указать ICQ-номер на страничке, совсем другое — предоставить посетителю возможность сразу отправить сообщение без лишних телодвижений. Полезнейшая штука, например, для интернет-магазинов — позволяет увеличить конверсию объявлений в реальные контакты. Кстати, веб-аська в качестве приложений уже есть в некоторых социальных сетях.

К слову, еще несколько лет назад мобильные клиенты ICQ были своего рода “временной заменой” стационарной версии — для того, чтобы можно было выйти на связь в тот момент, когда ты не у компьютера. Современные же мобильные клиенты сохранили эту возможность, но в целом стали более самостоятельными — десктоп им больше не нужен, всегда можно зарегистрироваться и начать общаться прямо с телефона. До кучи есть интеграция с адресной книгой телефона, а сам ICQ-номер можно привязать к телефонному номеру.

Чем же тогда это всё отличается от того же WhatsApp или iMessage? Как минимум — наличием desktop-версии. Тут общаться можно как угодно и откуда угодно. И с кем угодно — аудитория значительно шире, а список собеседников не ограничивается только лишь адресной книгой телефона.

image

Хотя признаюсь честно: WhatsApp и iMessage мне нравятся тем, что они не создают внутреннего “дискомфорта” — от того, что на телефоне запущена какая-то важная программа и она может случайно вылететь. Этакая фобия — убрать телефон в карман и через час обнаружить отсутствие соединения с сервером и несколько сообщений от людей, уже находящихся в оффлайне. Сейчас же не требуется даже лениво перелистывать список онлайн-контактов — просто пишешь сообщение нужному собеседнику и оно обязательно дойдет. Впрочем, как показала практика, новые “мобильные аськи” с этим тоже вполне неплохо справляются.

В конце встречи я попросил рассказать про какой-нибудь необычный факап или про что-нибудь курьёзное из жизни ICQ. Оказалось, в Гонконге относительно недавно был случай, когда один популярный блогер создал публикацию, мол, “давайте как в былые времена поставим аську, початимся-поностальгируем” — данный призыв был не просто поддержан “на ура”, а буквально разлетелся как вирус. Результатом стали сотни тысяч скачиваний официального клиента и регистраций, что вылилось в солидную нагрузку и обратило на себя внимание в компании.

Так что, может это… тоже поностальгируем, покажем, так сказать, Хабраэффект? Ну или я уже не популярный блогер? ;)

Хорошего дня!
Tags:
Hubs:
If this publication inspired you and you want to support the author, do not hesitate to click on the button
+13
Comments 191
Comments Comments 191

Articles