2ГИС Этажи. Лестница к продукту

    Мы любим изучать города и особенности жизни в них. Обнаруживать проблемы городских жителей и предлагать решения в продуктах 2ГИС. Например, чтобы люди быстрее находили компании, мы подготовили данные о входах в миллион компаний страны.

    Решая одну проблему, мы обнаружили другую. Да, теперь 2ГИС приводит пользователей прямо к двери, но что если организация или банкомат находятся внутри большого здания?



    По сути, мы бросили человека с его проблемой, так и не показав, где именно находится объект его поиска. Нужно было срочно искать решение.

    Так появилась идея, которую мы назвали «Этажи».

    Помимо истории новой возможности в 2ГИС хочется поделиться нашим подходом к её созданию, рассказать об участниках и особенностях процесса создания. Поэтому познакомьтесь с ролями, которые будут появляться на каждой ступеньке формулирования продукта.



    А сам процесс в общих чертах выглядел так:



    Анализ




    Вопросами ориентации в огромных помещениях занимаются достаточно давно и мы хотели понять всё пространство решений, поэтому исследование привело нас в XIX век.

    В 1840—1860-х годах компания французского архитектора Леонса Рейно проектировала вокзалы. И руководствовалась они основным принципом: сократить путь пассажиров от входа в здание к платформе поезда. Поэтому в основу всех проектов легли: большой вход, просматриваемое пространство путей поездов, группировка заведений внутри по краям пространства. Так были спроектированы основные вокзалы Франции: Аустерлиц, Северный 1, Северный 2.



    Подход был стандартизирован, архитектурные принципы легли в основу многих вокзалов и ещё более полувека решали задачи внутренней навигации.

    Похожим был и Лертский вокзал в Берлине. Его разрушили во время второй мировой войны и позже взорвали. Сейчас на его месте стоит Центральный вокзал Берлина — крупнейший вокзал Европы, официально с 2006 года.



    Он принимает несколько типов поездов, является торговым центром и крупным транспортным узлом. Как вы понимаете, только архитектурой проблемы навигации в таком помещении уже не решить. Для таких больших помещений нужны дополнительные системы навигации — указатели, информационные стенды, таблички.

    Но в разное время, в разных зданиях, городах, культурах есть отличия в дизайн-языках, а это сказывается и на отличиях внутренних систем навигации. Пример — иконка трансфера в разных аэропортах из презентации Сибил Шлайх и Хайке Нейл.



    И это в общем-то не так плохо, если пиктограммы навигации понятные, читабельные, узнаваемые в контексте страны и времени. Но сегодня не редка ситуация, когда в одном здании вы встретите несколько разных навигационных систем.



    Получается, что вам нужен гейт в аэропорту или нужно найти конкретный магазин в торговом центре, а на разных этажах, в разных частях здания встречаются разные указатели и от таблички к табличке необходимо потратить время: изучить их, понять в верном направлении ли вы двигаетесь.

    Убедившись в проблеме внутренней навигации, мы начали рассматривать варианты решений для наших продуктов. Поскольку архитектуру мы осиливать не планировали, а пройти путь разработки универсальных wayfinding-систем знаков для всех заведений — задача интересная, но не своевременная. Мы взялись за анализ тенденций и рынка мобильных решений, и стали смотреть в сторону схем и справочников огромных зданий. Начали с торговых центров и с решения навигационных проблем покупателей.

    Поиск решения




    Казалось, что хорошо проработанная концепция карты и интерфейсов сократит время разработки, поэтому мы с энтузиазмом принялись за дизайн.

    Нам в команде дизайна нужна была опора в поиске решения, звонкая метафора, которая поможет сконструировать все принципиальные дизайн-элементы. И мы нашли её в названии новой возможности. Так появились «Этажи». Это позволило начать подбирать референсы на элементы реального мира, различные карты, связывать их с чертами карт и бренда 2ГИС.

    А чтобы синхронизировать ожидания и определиться с набором всех дизайн-артефактов, подготовили короткий блюпринт. В котором «Этажи» мы представили:
    • как отдельный режим работы приложения, в который пользователь попадает из основной карты и может переключаться между торговыми центрами, просматривать список этажей торгового центра, как в лифте, по нажатию на кнопки или свайпом;
    • по каждому отделу, магазину или лавочке можно получить расширенную информацию;
    • найти путь до неё и провести пользователя по этому пути.




    Дизайн




    В дизайне этого режима нам было важно проявить образ основной карты 2ГИС, расширив план здания навигационными элементами. Здесь важно было помнить, что внутри помещений люди не ориентируются принципами «север-юг». Как правило, все ориентируются относительно входа в здание, а дальше сверяются с самыми крупными, заметными и значимыми магазинами, точками, лифтами, эскалаторами.



    Приступаем к разработке




    Дизайн карты, интерфейсов и концепция новой возможности были хорошо приняты в компании. Дальше был ряд внутренних презентаций, уточнение макетов, детальная проработка элементов интерфейса, разработка динамического прототипа. После чего задачу декомпозировали и разложили на спринты разных команд разработки и исследований.

    Так появилось несколько основных направлений для проработки



    План исследований и разработки уходил далеко за горизонт. И с таким планом нам не светил релиз в ближайший год. Нужно было искать компромисс, тот самый MVP.

    Но не всё сразу




    Мы создали себе временные рамки и посмотрели, что в эти рамки можно уложить, чтобы решить проблему пользователей в ближайшее время. Вырабатываем решения по основным направлениям



    Так «Этажи» выходят на новую ступеньку — реализуемость в разумные сроки и начинается разработка, настройка, подготовка данных. Оглядываясь сегодня на проработку «Этажей», мы понимаем, что путь от идеи до разработки мы прошли с одной стороны очень быстро, с другой стороны несколько мечтательно.

    Сейчас, прорабатывая сложные технологичные решения мы стараемся раньше подключать технических специалистов или делать небольшие команды под фичи, смотрим трезво на сроки, но не прекращаем мечтать.

    Релиз для iOS и Android версий вышел в срок с шестью крупнейшими торговыми центрами Москвы, в которых спрятаны 2500+ организаций и 600+ инфраструктурных объектов.



    Мы продолжаем готовить крупнейшие торговые центры в столице и других городах, и развивать «Этажи» функционально. Следите за новостями, «Этажи» появятся и в вашем городе.
    2ГИС 165,90
    Карта города и справочник предприятий
    Поделиться публикацией
    Комментарии 42
    • +58
      Чуваки, это очень круто.
      • +13
        А как вы собираете данные о структуре этажей?
        • +11
          Изначально в открытых источниках или от самих зданий, потом идём и уточняем и выверяем на месте.
        • +7
          То есть я правильно понимаю — за актуализацию данных об организациях и их местоположении внутри торговых центров будет отвечать ваш сотрудник? Для интереса — какая у вас оценка трудоемкости данной работы хотя бы для Москвы — сколько человек этим будет заниматься?
          • +5
            Мне кажется, что бизнес-центры и тем более торговые центры могут быть заинтересованы в актуализации данных и в случае перемен присылать обновления.
            В бизнес-центрах как правило на рецепции висит список организаций с этажами и кабинетами, за изменение этого списка отвечают как правило девочки с ресепшн. Ведь им не сложно отправить письмо в 2GIS и сообщить об изменениях.
            Утопичные мысли? Или организации идут на встречу?
            • +3
              Ну, собственно, у Google Indoor Maps ровно так и сделано. По сути они представляют инструмент, с помощью которого владелец здания может добавить его планы и этажи на карту.

              Сейчас погуглил — оказывается у них в Москве даже большинство торговых центров так отрисовано. Не все магазины, правда, отмечены, и нет уверенности, что информация актуальная.
              • +6
                Есть мнение, что торговые центры не супер-заинтересованы в актуальных данных по магазинам и хорошей навигации: если посетитель приходит в ТЦ, быстро проходит до нужного магазина, делает там покупку и убегает, он гораздо менее интересен ТЦ, чем тот, кто будет гулять по ТЦ в поисках нужного магазина, глазеть по сторонам и заходить в разные магазины в поисках нужного товара или просто за спонтанной покупкой.
                • +2
                  Ну с торговыми центрами понятно, соц. инженерию никуда не деть. Но арендаторы площадей вполне заинтересованы могут быть в предоставлении информации о расположении своего магазина. К примеру: магазин А на четвертом этаже отправил в 2GIS инфу о своем расположении, а его конкурент Б на третьем нет… На какую кнопку лифта вы нажмёте, чтобы купить их товар?

                  Думаю 2gis уже можно размещать билборды типа: Ваш конкурент сообщил как к нему пройти, а Вы?
                  • +3
                    Напомнило историю про рекламу спутниковых тарелок в одном из топиков на Хабре: У вашего соседа уже стоит. :D
              • +1
                Ну вообще, на сколько мне известно, в 2gis локальные сотрудники отвечают за всё сами. Периодически прозванивают предприятия, ходят на места… Так что ничего странного в том, что они сами и схемы будут строить.
                • 0
                  По улицам есть сотрудники, которые кажется раз в три месяца (это про Москву) должны обходить территорию и смотреть что там изменилось. Т.е. если подошло время посмотреть заново какую-то территорию, то все данные (организации, адрес, часы работы и т.д.) с этой территории выводятся на руки человеку, который этот район обходит и смотрит что изменилось, а что осталось прежним. Плюс ещё есть обратная связь на том же сайте, где можно 2гису сказать, что такой-то магазин изменил часы работы, тогда совсем оперативно обновят данные. Видимо со входами в организацию и с этажами теперь точно так же проверяются при обходе районом.
                • +3
                  А есть приблизительный roadmap, в каких городах в ближайшее время такой функционал появится?
                  • +4
                    Чёткого роадмапа нет, но начнём со столиц и городов-миллионников, будем их прорабатывать постепенно.
                  • +1
                    Идея очень крутая! Я правильно понимаю, что нужно оказаться в здании, чтобы запустилась эта функция? Попробовал посмотреть план Vegas'a — не получилось. Android.

                    P.S. Проблем с построением планов некоторых зданий не будет? (Например с аэропортами).
                    • +3
                      Нет, нужно просто приблизить карту на нужном здании. Может быть, у вас не самая новая база города?
                      • 0
                        Спасибо, база действительно старая, я полагал, она сама обновляется, сейчас попробуем =)
                    • +3
                      Смотрится очень интересно. Хорошо бы сделать возможность размещать подобную карту этажа на сайте для пользователей.
                      • +9
                        Вы большие молодцы.
                        • +27
                          С первого знакомства с 2ГИС я под впечатлением.
                          Уже 4 года прошло…
                          А я продолжаю впечатляться. Тот факт, что вы не зациклились на «поддержке сделанного», а продолжаете развивать продукт — это о многом говорит. Такой подход заслуживает уважения.
                          • +4
                            Идея: дайте зарегистрированным пользователям (владельцам зданий) составлять карту в удобном web-редакторе, а сами — модерируйте.
                            • +3
                              А планируется API для самостоятельного составления подобных карт и публикации на сайтах? Все мои заказчики захотят такие!
                              • +1
                                Чувствую, что 2гис скоро еще раз будут прекрашивать карту :)
                                • +5
                                  Борьба айтишников с маркетологами — это очень круто!

                                  Поясню, пожалуй: на мой взгляд, хитрые строители торговых центров изначально проектируют так, чтобы посетитель запутался, прошёл мимо всего, что надо и что не надо, с этой целью даже схемы торговых точек, как правило, расположены исключительно на входах. В результате глаз этого посетителя упал бы на максимум лавок и товаров, а вы делаете от этого безумия лекарство :)
                                  • +1
                                    Сделайте тоже самое для гипермаркетов, что бы было видно где какой отдел, думаю с вашими ресурсами не составит труда собрать и поддерживать в актуальном виде схемы торговых рядов.
                                    • +2
                                      Сложно представить, сколько нужно ресурсов, чтобы поддерживать актуальную схему торговых рядом хотя бы в городе миллионнике.
                                      Если у 2ГИС реально есть собственные ресурсы на это — то у них компания куда круче чем я думал.
                                      • +2
                                        Насколько я помню из разговора с инсайдером у них очень крупный отдел по сбору информации, они гарантируют точность расположения организации до нескольких метров, однако утверждать не буду. Тут главное предложить api.
                                      • +5
                                        Ага, маршрут до ближайшей полки с йогуртом D***** построен.
                                        Поверните направо, затем наклонитесь ко второй полке снизу…
                                      • +4
                                        Это невероятно круто, но лишь вашими силами поддерживать такую базу нереально. Позвольте самим пользователям вам помочь. Уж лучше неточная, неактуальная информация, которую можно при желании исправить, чем вообще отсутствие таковой. Я бы сам добавлял различные здания в своем городе, а уж если вы прикрутите туда систему рейтинга и оценки актуальности созданной кем-нибудь карты помещения, так вообще захватите этим тысячи энтузиастов.
                                        • +2
                                          Краудсорсинг где? Казалось бы, кто как не люди могут подсказывать где что.

                                          Но для этого надо навигацию внутри здания.
                                          • 0
                                            Краудсорсинг — в OSM, но в популярных рендерерах этих разметки фактически никак не представлены. Мэппинг-через-партнеров и работающее решение прямощаз — есть в Google Maps — не крауд-, но хотя бы вендор-сорсинг.
                                          • +1
                                            Слушайте, ну торговые центры же ставят у себя табло с картой магазинов и там есть люди, которые занимаются поддержкой актуальности таких карт. И арендаторы, наверняка, с них требуют выполнения этой работы.
                                            А 2GIS не думал о создании своих подобных табло? Покупатель подошел, тыкнул куда ему надо, сосканил QR и побрёл.
                                            • +1
                                              погодите, ещё не вечер :)
                                              • 0
                                                У нас в Красноярске есть два большим огромных торговых центра. Планета и Июнь, буквально месяц назад пользовался их табло-схемами, да на процентов 80 они были актуальны. Как не печально 100% актуальности у них нету.
                                                Теперь стоит задуматься, как же такие большие ТЦ и так плохо следят за своими схемами. :)
                                              • +7
                                                Вы огромные молодцы.
                                                Пользуюсь вашим продуктом, наверное, с самого его появления (ещё на дисках, в новокузнецких офисах). Большое удовольствие доставляет смотреть, как вы, за этот немалый промежуток времени, развились до таких масштабов. Новые движки, 3D, множество новых городов, мобильные версии, online, а теперь и Этажи.
                                                В очередной раз порадовался за вас, увидев в Питерском метро рекламные листовки. Так держать!
                                                • +1
                                                  Да… интересно бывает вспомнить как 2Gis появлялся на компьютерах Екатеринбурга и как выглядел. Тогда на всех компьютерах стоял платный (читать эмулированный) «Екатеринбург на блюдечке», который занимал целый CD. 2Gis весил всего несколько мегабайт и не имел даже сглаживания, но скоро догнал своего конкурента, а потом вытеснил. И при этом всегда был бесплатным!
                                                • 0
                                                  Очень круто
                                                  на счет позиционирования внутри здания — какие технические идеи рассматриваете для реализации?
                                                  • 0
                                                    Подскажите, возможна ли реализация системы дополненной реальности?
                                                    • +2
                                                      Сначала я увидел «блюпринт», но потом заметил ещё и «фичекат»
                                                      • 0
                                                        Еще раз спасибо за отличный продукт :) Сибирь-матушка полна талантов.
                                                        • +2
                                                          Подскажите, а можно будет грузить БД для этажей отдельно? Может быть даже отдельно для каждого здания. Тем более что в крупных ТЦ есть WiFi. Просто у меня всего 8gb и на счету каждые 10МБ. Пока что база этажей не большая, но боюсь что в будущем она может съесть много места.
                                                          • 0
                                                            Вся Москва весит 114,7 МБ, вы чего?

                                                            Чем у вас забиты остальные 7990 МБ?
                                                          • 0
                                                            У карты приятная графика, достаточно подробная и интересная, но в то же время лаконичная.
                                                            Интересно будет попользоваться сервисом, буду ждать появления «Этажей» в Новосибирске. :)

                                                            Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                            Самое читаемое