Pull to refresh

Если у вас не работает фриланс — виноват ли фрилансер?

Reading time3 min
Views15K
Почему столько руководителей боится связываться с внешними сотрудниками? Возможно, из-за печального опыта сотрудничества с фрилансерами: кто-то исчез в самый неподходящий момент и не доделал до конца работу, кто-то делал ее очень долго, так, что устали ждать…

Меня всегда настораживали такие рассказы. Я не думаю, что причины описанных трудностей – глобальная неспособность фрилансеров выполнить работу качественно и в срок. Скорее, это неправильный подход отдельных людей или компаний к организации работы.

Стандартная схема сотрудничества компании и внештатного сотрудника (фрилансера)


выглядит обычно так: поиск друг друга; заключение договора на сдельную оплату труда; разработка-приемка-фиксинг; оплата.

Как только мы начинаем говорить о сдельной оплате труда фрилансера, то руководители сразу представляют себе, что за N рублей разработчик будет рыть носом землю, но задание выполнит в рамках договора. Если перевести на язык управления проектами, ожидания менеджеров от сдеальной оплаты труда фрилансеров выглядят следующим образом:
  1. заранее оговоренная, зафиксированная стоимость контракта делает расходы в проекте предсказуемыми и контролируемыми;
  2. фрилансеру не выгодно затягивать сроки (чем дольше затягивает с работой – тем позже получит деньги);
  3. качество гарантирует тот факт, что оплата будет произведена лишь после приемки и проверки на качество.

Казалось бы, проще некуда: денежная мотивация заставит фрилансера сделать все в срок и качественно. Но почему же эта схема не всегда работает? Почему периодически можно встретить ПМа, боящегося как огня внешних сотрудников?

Когда это не работает


Представим ситуацию. Объявляется удаленная вакансия. В объявлении говорится, что за месяц разработчик будет получать «до N рублей в месяц», где N — заведомо больше, чем предлагают конкуренты, и больше, чем средняя ЗП по региону/по профессии. Скорее всего, на такую вакансию откликнется много желающих. Им раздадут ТЗ, заключат договора, выдадут пробные задания…

Скоро выясняется, что полезный выход от такого «коллектива» – минимальный. Многие фрилансеры после первой сдачи отказываются от работы. Другие, напротив, затягивают работу на много-много месяцев и не спешат со сдачей. И лишь единицы фрилансеров получают ту сумму в месяц, которую обещали в объявлении.

В итоге:
  1. разочарованные фрилансеры напишут негативный отзыв о компании, и найти новых людей будет еще сложнее;
  2. сроки проекта будут под угрозой срыва.

Почему так происходит?


Когда составляется такое объявление о работе, подсчитывается, сколько примерно будет получать разработчик в месяц: стоимость 1 «единицы работы» умножается на среднее количество «единиц работы», производимой внутренним сотрудником по этой специальности. Эту-то цифру и помещают в объявлении.

Однако только что пришедшие в проект фрилансеры будут работать в 3-10 раз медленнее, чем их коллеги в штате компании (это особенно справедливо для нестандартных работ). Во-первых, меньше опыта работы с данным ТЗ, с корпоративным стилем и стандартами. Во-вторых, когда разработчик находится далеко – ему сложнее договориться с приемкой.

Со временем, конечно, ребята станут опытнее, поймут, что и как надо делать. Их доход вырастет до того самого уровня, который написан в объявлении. Но сейчас, в самом начале проекта, они получают копейки. Разработчики разочаровываются – и уходят. Остаются либо очень терпеливые, либо очень одаренные (те, у кого с 1-2 раза получилось быстро и качественно).

Что же делать?


Ответ прост: надо заботиться о том, чтобы разработчики (не только внутренние сотрудники, но и внешние!) с самого начала получали максимум прибыли от сотрудничества с вашей компанией. При кажущейся простоте, этому совету следуют немногие. Заказчики очень часто встают в позу «всесильного покупателя»: я плачу деньги и слышать ничего не хочу о ваших проблемах.

Вот некоторые советы:
  • если вы работаете на субподряде, а техническое задание досталось вам от генерального заказчика – не ленитесь, перед вставкой в договор перепишите его человеческим языком. А лучше – снимите короткое видео, объясняющее, что вы хотите от разработчиков;
  • оперативные коммуникации решают: меньше почты, больше звонков и ICQ/Skype;
  • проведите бесплатное обучение для удаленщиков. Знаю, некоторые сейчас скажут: я и так плачу им деньги, зачем я буду учить за свой счет? Ответ прост: товарно-денежные отношения работают до тех пор, пока эти отношения выгодны обеим сторонам. Если одной из сторон это не интересно (фрилансеры) – то и платить-то будет некому;
  • в конце концов, если разработчик затягивает выполнение первого задания – отнеситесь с пониманием, помогите ему, расскажите, что поначалу всегда тяжело, а потом будет проще.

Ориентируйтесь на интересы разработчиков, на их потребности.

По своему опыту могу сказать: это работает.
Tags:
Hubs:
+42
Comments45

Articles

Information

Website
competentum.ru
Registered
Founded
1993
Employees
101–200 employees
Location
Россия