UXDepot
Компания
54,03
рейтинг
5 июня 2014 в 16:59

Дизайн → Как превратить обычные сайты в адаптивные? перевод tutorial

На данный момент около 11-12% из 100 000 самых посещаемых сайтов — адаптивны, и нет сомнений, что в ближайшие несколько лет их количество возрастёт.

Так как всё больше организаций закатывают рукава, хватаясь за реалии веба, используемого различными девайсами, будет нелишним рассмотреть несколько стратегий, используемых для достижения нирваны:



Адаптивная модернизация




Адаптивная модернизация — это процесс, при котором берется существующий сайт, предназначенный только для настольных компьютеров, и «переделывается в адаптивный» по факту.

Что касается готовых сайтов (в частности коммерческих), у команд не всегда есть возможность всё отбросить и построить заново.
Дэн Седерхольм


Для большинства организаций, широкомасштабное создание нового дизайна с нуля даже не рассматривается. Именно поэтому адаптивная модернизация это популярный подход к созданию хорошего интерфейса для мобильных устройств.

Преимущества


  • Относительно быстро.
    Способов сделать адаптивную модернизацию довольно много, эта стратегия может заключаться в добавлении файла small-screens.css на сайт. Несмотря на этот довольно грубый пример, адаптивная модернизация — привлекательный вариант для большого числа организаций, так как не требует перестройки всего с нуля.
  • Знакомо.
    Не сбивает с толку пользователей. Люди годами привыкают к интерфейсу и делая модернизацию существующего, организации сохраняют знакомый подход, при этом улучшая жизнь людям с мобильными устройствами.
  • Организационно быстрее.
    Говоря политическим языком, модернизировать интерфейс более безопасно, чем начинать всё с нуля. Меньше споров о том, какой оттенок зеленого выбрать, какие банальные стоковые фотографии использовать, а управлению не придётся выворачивать руки. Это позволяет командам быстрее запускать адаптивные сайты.


Недостатки


  • Затрагивает только малую часть.
    Опять же, есть множество вариантов выполнения модернизации, но цель большинства из них — «сделать симпатично». Фокусируясь на переделке макета, модернизация часто упускает огромное количество других факторов, которые нужно учитывать при создании успешного проекта для различных устройств.
  • 10 литров воды в трёхлитровой банке.
    Так как сайты для настольных компьютеров рассчитаны только для них (и, часто, существуют на протяжении длительного времени), они могут содержать много хлама. А так как модернизация, в основном, заключается в переплавке макета, большинство проблем с контентом, не учитываются полностью.
  • Производительность.
    Есть что-то странное в написании кода для лучшей поддержки небольших устройств. Удаление лишнего может зайти слишком далеко, но без концентрации на производительности она сама по себе не вырастет.
  • Худшая поддержка.
    Медиа-запросы, изначально разработанные для настольных компьютеров, плохо поддерживаются большинством мобильных устройств.
  • Временные исправления.
    Мне хочется умереть, когда я слышу от людей просьбу «сделать адаптивным» что-либо, как будто это просто чекбокс в плане проекта (который иногда на самом деле существует). Такой тип ограниченного мышления упускает реальные возможности, которые предлагает адаптивный дизайн.




Адаптивные мобильные сайты


Адаптивные мобильные сайты, или как я их называю «семена для адаптивного будущего», представляют собой практику создания отдельного сайта формата «m.yourdomain.ru» с использованием техник адаптивного дизайна. Эту стратегию используют такие сайты, как The BBC, The Guardian и Entertainment Weekly (над которым работал я).


Мобильная версия даёт возможность посадить семя, которое вырастет из вашего устаревшего сайта.


Со временем устаревший сайт можно удалить, а изначально мобильный, адаптивный и учитывающий будущие тенденции будет развиваться.

Преимущества


  • Ниже риск.
    Большинство организаций до сих пор замечают, что трафик с мобильных устройств составляет меньшинство. Поэтому запуск мобильного адаптивного сайта позволяет таким организациям протестировать обстановку без необходимости бросаться в эту тему с головой.
  • Возможность научиться быть гибким.
    Дизайнеры могут научиться думать более гибко. Разработчики узнают мириады хитростей устройств на Android. Менеджеры могут понять, как отойти от совершенствования пикселей. Адаптивный мобильный сайт может стать отличной песочницей для обучения.
  • Инфраструктура.
    Команды могут научиться как, раз и навсегда решить проблемы с управлением содержимым, например, с созданием изображений
  • Удалить лишнее.
    Этот подход предлагает отличную возможность для команд спросить себя: «а действительно ли нам это нужно», а также сфокусироваться на производительности. Почему? Потому что в первую очередь они заняты улучшением взаимодействия пользователей с их сайтом на мобильных устройствах.
  • Будущее за изначально мобильными сайтами.
    Несмотря на первоначально неполноценный контент или функционал, при достаточном количестве времени и усилий эти мобильные сайты, в конце концов, могут заменить своих полноформатных предков.


Недостатки


  • Это всё равно мобильный сайт.
    Будь он адаптивным или нет, этот подход всё равно сохраняет большое количество минусов мобильных сайтов: проблемы с перенаправлением URL, управлением содержимым, одинаковым контентом, последовательностью, SEO-оптимизацией и прочих.
  • Временные исправления.
    Множество мобильных сайтов созданы как пластырь — чтобы остановить кровь. Такие сайты создаются с целью разгрузить растущий трафик, поступающий с мобильных устройств. Эти решения всё же могут удовлетворить существующие потребности, но учитывая будущие тенденции, это вряд ли спасёт вас в долгосрочной перспективе.
  • Вероятность зачахнуть на корню.
    Некоторые организации могут начать такие проекты, пройти полпути, а потом бросить всё это дело, пока не будет принят бюджет на следующий год.
  • Дизайн для маленьких экранов.
    Так как изначально акцент ставится на маленькие экраны, последующий перенос интерфейса на большие дисплеи без потери качества может оказаться проблемой.




Адаптивный дизайн изначально для мобильных устройств




«Сначала мобильные» — это принцип, подразумевающий разработку интерфейса, который будет учитывать ограничения мобильной среды (маленький экран, низкая пропускная способность и прочее), однако использующий все преимущества бОльших экранов.

Преимущества


  • Начало с новыми силами.
    СНачала мобильные — начало с чистого листа. Дизайнеры с восторгом берутся за работу для целевой аудитории для достижения бизнес-цели. Разработчики фокусируются на компактной и эффективной разметке. Оставляя в стороне (или полностью изменяя) существующую базу кода, команды могут погрузиться в реальность разнообразных устройств без необходимости беспокоиться о расходах на устаревающие технологии.
  • Лучшая поддержка.
    Создавая по принципу «сначала мобильные», разработчики способны обеспечить поддержку большего количества мобильных устройств, особенно более старых, которые не поддерживают медиа-запросы.
  • Производительность.
    Несмотря на то, что производительность сайта в первую очередь зависит от его реализации, адаптивные проекты для мобильной среды дают командам возможность с самого начала акцентировать внимание на производительности.
  • С учётом всего и сразу.
    Дизайн «сначала мобильные» (несмотря на его название) может учитывать большое количество разрешений, а не только ориентироваться на один класс устройств.
  • Дизайн, ориентированный на будущее.
    Интерфейс, в первую очередь разработанный для мобильных устройств, создаёт прочный фундамент, способный перенести проверку временем и служить в качестве платформы для будущего роста и изменений.


Недостатки


  • Занимает много времени.
    Давайте смотреть правде в глаза, «сначала мобильные» — это далеко не самый быстрый принцип. Он занимает много времени и сил на построение всего с нуля. Нужно сделать всё так, чтобы это стоило потраченных ресурсов.
  • Сдвиг в сознании.
    Довольно сложно заставить организации думать обо всём другим образом. Мышление, направленное на разработку изначально для мобильных устройств, переворачивает всё с ног на голову, что усложняет использование подходов, к которым люди привыкли за много лет. Для этого требуется забыть их (к счастью, об этом есть книга) и постоянно напоминать людям не возвращаться к старым методам.
  • Организационно сложно.
    Большой редизайн обычно усложняется различными видами организационной бюрократии. Президент компании хочет высказать свое мнение по поводу дизайна, несмотря на то, что его не было ни на одном предварительном собрании о том, что вообще такое адаптивный дизайн. На пути создания интерфейса, который будет отлично выглядеть и функционировать на любом устройстве, могут также встать амбиции других людей и политика.
  • Незнакомо.
    Любой редизайн делает интерфейс незнакомым для пользователей. Но чтобы сохранить знакомый подход, особенно если вы собрались всё кардинально менять, нужно быть предельно осторожным.




Стратегия поэтапности


Стратегия поэтапного создания адаптивного дизайна разбивает крупномасштабную кампанию на несколько ступеней. Как и при модернизации (эти стратегии не взаимоисключающие), здесь может не получиться сделать масштабный редизайн, именно поэтому некоторые организации делают это шаг за шагом. Есть несколько видов поэтапного создания адаптивного интерфейса:

Страница за страницей


Этот метод подразумевает создание подгруппы страниц. Такие компании, как Microsoft, запускают адаптивные ключевые страницы, при этом оставляя большинство внутренних только для настольных компьютеров.

Преимущества


  • Заметно.
    Запуск адаптивных версий самых просматриваемых страниц (например, главной), направляет усилия туда, где большинство пользователей заметят обновлённый дизайн.
  • Возможность научиться быть гибким.
    Организации часто используют такие проекты в качестве проводников к более обширным идеям. Фокусируя внимание на нескольких основных страницах, можно научиться всему, что касается создания адаптивных интерфейсов, а потом использовать эти знания для остальной части сайта.
  • Более высокие шансы запуска.
    Фокусировка на одной странице или одной функции — это отличный способ увидеть результат. Если делать редизайн всего и сразу, это может стать чудовищно сложным делом, которое может никогда не увидеть свет.


Недостатки


  • Отсутствие целостности.
    Пользователь переходит от блестящего нового дизайна к старому уродливому всего за один клик. Это плохо с точки зрения однородности, так как пользователи воспринимают компанию как одну торговую марку, а не мешанину из разных отделов и приоритетов.
  • Недальновидность.
    Большинство редизайнов, основанных на страницах, сфокусированы на «запуске к третьему кварталу», но довольно часто, на более крупных сайтах, план развёртывания проекта отсутствует.
  • Вероятность зачахнуть на корню.
    В первую очередь необходимо определиться со стратегией и рисками, иначе ваш сайт рискует стать Франкенштейном.


Компонент за компонентом


Я работал с несколькими организациями, которые выбрали довольно интересный подход к адаптивному дизайну. Вместо того, чтобы в первую очередь переоснащать главную страницу, а потом двигаться к внутренним, часть компаний делают адаптивными некоторые компоненты (например, заголовок или подвал), а потом постепенно переходят к другим. Они переключают мета-тег просмотра только когда весь интерфейс становится адаптивным.

Преимущества


  • Постепенное ознакомление пользователей с новым интерфейсом.
    Вместо того, чтобы сваливать пользователям на голову полностью новый, на 100% изумительный адаптивный дизайн (!), этот поэтапный подход показывает пользователям новый интерфейс на протяжении некоторого времени. Изменения оказываются не такими стремительными, чтобы разозлить людей, но продвигают дизайн в нужном направлении.
  • Разбивка процесса.
    Команды учатся решать модульные проблемы (на уровне блоков), а не фокусироваться на целой странице.
  • Равномерный уровень усилий.
    Разбивка процесса на модули позволяет лучше понять рамки проекта.


Недостатки


  • 50 оттенков несовершенства.
    Этот подход может оказаться неудачным, так как пользователям придётся иметь дело с таким себе интерфейсом Франкенштейна, который одновременно и старый и новый.
  • Возможность зачахнуть на корню.
    Такие типы проектов нуждаются в чётких конечных целях, иначе они могут навсегда застрять в чистилище.
  • Техническое сосуществование.
    Что происходит, когда один модуль, использующий новейшие технологии и техники, сталкивается лбом с устаревшим модулем? В этом подходе есть множество сложностей, связанных с архитектурой.



«Я Чеви Чейз, а ты нет»


Конечно, все организации разные, поэтому какой путь выбрать — зависит от различных факторов. Время, бюджет, рамки, организационная структура, набор навыков и многие другие факторы влияют на то, какую стратегию лучше применять. Но со временем становится всё более очевидным то, что организациям нужно работать над возрастающим разнообразием устройств, имеющих доступ в интернет.

Это перевод статьи под названием "Responsive Strategy" от Brad Frost. Перевели в компании UXDepot с одобрением автора.

PS от переводчиков: Надеюсь, вам понравилась статья. Мы будем рады, если вы укажете нам на ошибки в переводе, чтобы мы могли их оперативно исправить. Пишите нам по адресу editor@uxfox.ru, пожалуйста :)
Автор: @DezmASter Brad Frost
UXDepot
рейтинг 54,03
Компания прекратила активность на сайте
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Комментарии (11)

  • +6
    «Сначала мобильные» — это принцип, подразумевающий разработку интерфейса, который будет учитывать ограничения мобильной среды (маленький экран, низкая пропускная способность и прочее), однако использующий все преимущества бОльших экранов

    Такое ощущение, что авторы сей мысли считают единственной проблемой переносимости — размер экрана.
    • –1
      Если не кривить душой, то понятно, что основные проблемы (но не все) возникают как раз именно из-за размера.
      • +4
        Основные проблемы, я считаю, возникают из-за различных способов взаимодействия пользователя с сайтом, т.е. сенсорный ввод, наличие курсора, обработка скриптов и т.д.
        Совсем недавно была статья по этому поводу здесь на хабре, но что-то мне не удается ее найти.
  • –3
    Ненавижу адаптивные сайты. Мобильные браузеры прекрасно справляются с полными версиями, так нет же налепят адаптивности, а ещё лучше мобильную версию. Открываешь, а там половины кнопок нет, вторая половина не там, картинки в разрешении 320*240 сжаты специально и т.п. тьфу.

    Достаточно просто отказаться от использования ховеров и мобильная версия сайта готова.
    • 0
      Расскажите еще о том, как вам удобно набирать комментарии на том же хабре или жж с телефона, или читать текст, когда строки не влазят на экран.
      • –1
        да ладно… сейчас все устройства, вроде как, масштабируют сайты :) а по поводу экрана- согласитесь, глуповато как-то лезть на сайт, на котором будете читать много текста с помощью телефона с мелким экраном… продающие каждодневные товары сайты удобно делать адаптивными, а все остальное… смысл???
        • +2
          да ладно… сейчас все устройства, вроде как, масштабируют сайты :)

          Масштабируют, и что с того? Если строки текста длинные, то масштаб либо сильно мелкий для чтения, либо строки не влазят в экран.

          Я вот об этом

          Вариант 1: слишком мелкий текст, невозможно читать.
          Вариант 2: длинные строки текста, невозможно читать, приходится двигать к концу строки, а потом назад к началу следующей.
          Вариант 3: адаптивный дизайн, все прекрасно читается. Не понимаю людей, кричащих «Ненавижу адаптивные сайты».


          И это я не говорю о заполнении форм (например, комментариев), которое превращается в сущий ад.

          а по поводу экрана- согласитесь, глуповато как-то лезть на сайт, на котором будете читать много текста с помощью телефона с мелким экраном…

          Почитать новости или хабру в транспорте или в очереди — это, по-вашему, глуповато? Как по мне, так это очень распространенный случай.

          продающие каждодневные товары сайты удобно делать адаптивными, а все остальное… смысл???

          У интернет-магазинов-то как раз и не возникает проблем с масштабированием — товары обычно расположены в виде плитки, а строки текста короткие.
          • 0
            хорошо, вот вы выделили что-то, что можно почитать в очереди… :))) посмотрите на смартфончик на рисунке вашем… если диагональ 4 то, думается, даже хабр читать будет сложно--мелкие буковки или неудобно прокручивать при прочтении каждого предложения при крупном размере шрифта… если сильно больше экран- уже удобнее, особенно если поднапрячься и повернуть гаджет на 90 градусов…
            я что хочу сказать- сидеть в интернете и ещё заполнять формы на телефоне человек будет только в крайнем случае. все кто могут будут пользоваться планшетами или телефонами с сопоставимыми по размеру экранами, а они, вобщем-то, ну уж больно на обычный экран похожи…

            это просто мнение, некоторое время баловался такими сайтами- бросил… смысла не вижу…
            • 0
              Сейчас меня вполне устраивает смартфон с диагональю 3,5", менять на лопату его не собираюсь. Нормальные сайты с адаптивностью вполне комфортно читать в вертикальной ориентации.

              я что хочу сказать- сидеть в интернете и ещё заполнять формы на телефоне человек будет только в крайнем случае.
              Например, написать комментарий на хабре к этой статье — не такой уж и крайний случай.

              это просто мнение, некоторое время баловался такими сайтами- бросил… смысла не вижу…
              Делаю адаптивные сайты с 2011 года, постоянно убеждаюсь в правильности подхода.
  • –1
    Вообще все мобильные браузеры давно научились «показывать» любые сайты.
    Яркий пример — Apple, никогда не делает «адаптивные» сайты.
    Он у них что на мобильной платформе, что на desktop — одинаковый.
  • 0
    Медиа-запросы, изначально разработанные для настольных компьютеров, плохо поддерживаются большинством мобильных устройств.


    Странное утверждение caniuse.com/#feat=css-mediaqueries.

    Я внимательно просмотрел слайды по ссылке и согласен с ними, но они датированы 2010 годом. Сейчас ситуация изменилась, все больше именно смартфонов. Поэтому когда мы говорим «мобильная версия», то подразумеваем «версия для смартфонов». Создание сайтов для всех-всех-всех мобильников удел скорее мегакорпораций.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Дизайн