30 декабря 2014 в 13:56

ZeptoLab начал строить корпоративный университет

Предновогодний привет всем читающим нас хабражителям!

2014 год был для нас насыщенным и во многом сложным, но при этом — еще и самым инновационным и поучительным.

Бюджеты на обучение в наше нелегкое время, к сожалению, страдают чаще других в корпоративной среде, но нам приятно быть исключением из этого правила: у каждого сотрудника Зептолаб всегда был и есть бюджет на обучение порядка 90000 руб. в год.
Из этого бюджета зептолабовцы могут посещать конференции, ходить на тренинги и курсы как внутри, так и вне компании, а также обучаться онлайн. На конференциях наши ребята часто выступают в роли спикеров:



Чтобы двигаться вверх по профессиональной и карьерной лестнице, иногда мало того багажа знаний, с которым ты в компанию приходишь — без перманентного стремления к новым вершинам далеко не уйти. А когда у сотрудников такое стремление есть — с этим можно и нужно работать. Хочется поделиться, как это делаем мы.

В этом году перед нами стояла задачка системно подойти к проработке самых необходимых навыков у сотрудников компании. Для начала их стоило выделить — это мы сделали стандартно, методом оценки персонала и индивидуальными беседами с руководителями отделов.
После того, как стали понятны «пробелы» в знаниях, которые есть не у одного-двух сотрудников, а у целых отделов, мы взялись за дело по-полной. Индивидуальные нюансы в основном прорабатывались на внешних курсах и тренингах, а над теми, что оказались глобальнее, работали внутри компании все вместе.

Естественно, вышесказанное касается как проработки профессиональных навыков, так и так называемых soft skills: например, все те, кому было важно научиться доходчиво доносить свою мысль до коллег и подчиненных, прошли курс ораторского мастерства.

На какой-либо индивидуальный внешний курс или тренинг от Зептолаб можно попасть двумя путями: по рекомендации от руководителя или HR-отдела, а также по собственной инициативе. Если сотрудник находит какой-нибудь супер-курс в той же Британке или даже в другой компании уровня Яндекса, и этот курс, по его собственному мнению, может помочь ему работать эффективнее — велкам.

Чуть подробнее расскажем про групповые курсы, которые мы запустили внутри компании за этот год. Когда стало понятно, какие курсы и для кого нужны, встала задача найти того, кто их будет вести. Тут все просто: если нужная экспертиза была внутри Зепто — то курс просили провести кого-то из сотрудников, если нет — по рекомендациям искали сильного препода вне Зептолаба.

Если нужной экспертизы внутри компании не находилось, гораздо эффективнее и дешевле было приглашать стоящего преподавателя по нужной тематике непосредственно в компанию. В этом случае можно согласовать удобную для всех дату, а время и силы, которые обычно тратятся на транспорт, — потратить на обучение. Курсы были открытыми, и кроме целевой аудитории на них мог попасть любой желающий сотрудник + все лекции мы записываем и складируем в нашу библиотеку знаний, где с ними можно ознакомиться в любой момент.

Вот то, что мы провели внутри Зептолаб в этом году:

Для всей компании:
  • Практический курс по тайм-менеджменту и мотивации


Для Art-отдела:
  • Курс по Теории цвета,
  • Воркшоп по Motion Design,
  • Воркшоп по UI.


Преподавателей приглашали из БВШД, Real Time School, а также свободных художников во всех смыслах этого слова.

Для разработчиков:

  • Курс по алгоритмам от Михаила Мирзаянова (создателя Codeforces)


Учитывая целевую аудиторию Habrahabr — про последний курс чуть подробнее:

На данный момент на курсе обучается больше половины всех разработчиков Зептолаб (клиентских и серверных).

image

Курс подразумевает не самые простые домашние задания: над ними надо думать, но после того, как «дойдет» решение, код пишется за 10-15 минут.

На codeforces.ru у Зептолабовцев есть закрытая группа, там все и происходит. Домашние задания выполнены в виде специальных соревнований с небольшими отличиями от классических. Интересующимся — подробности здесь.



Периодически внутри компании проходят контесты среди программистов, по окончании которых выстраиваются рейтинги и дарятся подарки.


Весь курс разделен на 4 блока:

  • Первый блок — куча, дерево Фенвика, стеки, очереди, разреженная таблица, корневая Эвристика, хеши, сортировки
  • Второй блок — сортировки (продолжение), два указателя, бинарный и тернарный поиски, дерево отрезков, treap, treap по неявному ключу
  • Третий блок — динамическое программирование: классические методы, ДП по изломанному краю, ДП по битмаске
  • Теория графов и теория вероятностей


Из результатов курса: один из наших клиентских разработчиков после своего первого контеста на Codeforces.ru получил рейтинг 1700, до этого не занимаясь спортивным программированием.
Еще немного статистики: последнее домашнее задание (надо сказать, одно из самых сложных) в состоянии выполнить за 2 часа примерно 1500 человек во всем мире. Трое из них работают у нас.

О результатах курса Head of Client Development ZeptoLab Виктор отзывается так: «В коде компании появилось осмысленное использование стандартных структур данных, и все чаще поднимаются вопросы быстродействия. Кто хочет применять в работе полученные знания — делает это. Возможность закрепить и применить их в работе есть всегда. Безусловно, уровень разработчиков стал сильно выше, но всегда есть куда расти».

В планах на следующий год – закончить обучение алгоритмам и перейти к обучению паттернам, а также к углубленному изучению современного С++ (так как на этом языке написан наш внутренний фреймворк и пишется львиная часть кода).

Кроме того, помимо академических курсов, в компании появился так называемый «Developers' exp share» – регулярные встречи по обмену сугубо практическим опытом для разработчиков. К этим встречам докладчики готовят презентации со своими вариантами решения типовых рабочих ситуаций и проблем, а также делятся своими предложениями по дальнейшему развитию фреймворка и всего процесса разработки.

Ну и немного о том счастье, когда внутри компании есть люди, обладающие нужными знаниями и подачей.

Курсы от работающих у вас сотрудников полезны по двум причинам. Во-первых, это обмен экспертизой, и при том максимально применимой именно к вашей компании. Во-вторых, это шанс для вашего сотрудника еще раз структурировать в голове собственные знания и где-то что-то узнать, пока он готовится к лекции. Плюс, многие находят в этом способ самореализации.

В этом году в пилотной версии были запущены следующие курсы:

  • Для QA отдела — курс от ведущего iOS разработчика (выходца из QA, к слову), направленный на умение самостоятельно собирать билд, профилировать и отлаживать билд с помощью Xcode инструментов, и так же на знание архитектуры фреймворка для аналитического поиска проблем
  • Для геймдизайнеров — периодические встречи с аналитиками, где отдел аналитики делился тенденциями игрового рынка их глазами, а также хитрыми инструментами того же MS Excel
  • Для всех желающих — сугубо практический курс от Head of PMO для упрощения жизни на каждый день: тут и про приоритезацию, и про не самые знаменитые, но полезные функции почты и календаря, и пр.




Стоит отметить, что такие курсы нужно запускать внутри компании осторожно (также, как и выбирать ведущего этого самого курса, ведь у ведущего и обучающихся уже есть сложившиеся рабочие взаимоотношения), и принцип «не навреди» здесь будет максимально полезным, ведь людям еще вместе работать :)

Есть еще один приятный момент в групповом обучении внутри компании — братья по оружию из разных отделов или с разных проектов очень редко пересекаются в работе, а при грамотно организованном курсе у сильного тренера они получают возможность отлично повзаимодействовать между собой — это вам и тимбилдинг, и взаимообучение. Зептолабовцы хором отмечают, что это один из самых весомых «плюсов» подобных курсов, и что некоторым вещам у друг у друга они научились не меньше, чем на самом курсе.



Плюс это заряжает и добавляет разнообразия в рабочий процесс :)



Если говорить про цифры — в этом году мы инвестировали в образование Зептолабовцев порядка 3х миллионов рублей. На этом мы не собираемся останавливаться, будем только набирать обороты. Есть планы на обмен опытом с нашими западными коллегами по GameDev-у (например, в первой половине года мы готовим курс для геймдизайнеров и product — менеджеров от Ernest Adams, достаточно известного консультанта в игровой индустрии).

А еще очень хочется делиться и дальше своим опытом + мы абсолютно открыты к советам, поэтому, уважаемые коллеги по игровой и IT-индустриям, если у вас есть, чем поделиться — нестандартными подходами к обучению или просто полезными источниками знаний (в том числе курсами, онлайн-вебинарами и пр.) — оставляйте в комментах, будем благодарны (и, надеемся, не только мы).

На этом волна ZeptoLab FM прекращает свое вещание в блоге Habrahabr в 2014 году, а уже в 2015-ом мы надеемся порадовать мир плодами своих стараний в виде, разумеется, новых игр от ZeptoLab. Судя по всему, вы их ждете)

С наступающим, и крутых вам новогодних каникул!

Ваш ZeptoTeam.

Автор: @SerafimaS
ZeptoLab
рейтинг 47,06
Похожие публикации

Комментарии (11)

  • +6
    Ребята, вы просто замечательные. Я много читал о вашей компании, порядках и корпоративной культуре и если верить тому, что я знаю — я считаю вас примером для российских гейм-дев студий во многих вопросах. Желаю вам новых удачных проектов и чтобы Ам-Ням никогда не был голодным)
    • +1
      Чего уж гейм-девом ограничиваться, такая корпоративная культура — это пример для любой организации. Наймите меня, а :>
  • 0
    Ну что вам сказать, ребята-зептолабята, вы — большие молодцы!
    Жаль что программирование на мобильных устройствах не очень моё.
    Продолжайте в том же духе и вас будет не догнать никому и никогда.
    P.S. Ам-ням!
  • –2
    Помнится, был я совсем молодой. Таких парней называли школотой. И вот однажды попросили меня «прийти и переустановить винду, сохранив все фотки». Мало того, что проблема была в том, что «фотографии» занимали 90% объёма 500 ГБ, я им тихонько сказал, что их компьютер выключается каждый час из-за перегрева БП. Сходил значит, в магазин, купил БП, заменил, разбил диск на разделы, перезаписал все фотографии на отдельный раздел диска. Почистил им компьютер по мелочи программно, внутри же пропылесосил и закусил кучи висящих проводов зажимами. Отдали мне по тем деньгам с лихвой: БП я изначально брал не за свои, так что в те времена для школьника 500 рублей были сущей радостью, хотя провозился я далеко не на такую сумму.
    Ну, значит, сказать, что потом была (_|_), значит ничего не сказать. Догоняют меня двое сынков клиентши и в прямом смысле слова начинают избивать, достают нож и «вежливо» просят денюжку обратно. Ну дураков много бывает. Денег отдал. Отстали мигом и скрылись в направлении дома.
    По тем деньгам в кафе обедали за 50-70 рублей до отвала вдвоем.
    Вот, как-то так. Поэтому школоте и людям, которые постоять за себя не смогут, такой хренью лучше не заниматься. Два дня коптил, остался без ничего. Одно радует — живой. И женщина, которая просила всё сделать, порядочная. Кормила вкуснющей домашней едой и очень даже приятно общалась.
    Ну, как-то так. С тех пор прошло немало лет, а я всё же не хочу больше заниматься таким вот лёгким заработком. Отвращение на всю жизнь. Помогаю только своему компу и родителям. Да и, если честно, мозгов, опыта и знаний поприбавилось, есть множество других сфер, где можно подзаработать.
    • +3
      Вы, кажется, статьей ошиблись)
  • +1
    Еще немного статистики: последнее домашнее задание (надо сказать, одно из самых сложных) в состоянии выполнить за 2 часа примерно 1500 человек во всем мире.

    Хм… очень похоже на:
    ШЕРЛОК ХОЛМС решил бы эту задачу за 1 минуту, ДОКТОР ХАУС за 2 минуты, ШЕЛДОН КУПЕР за 5 минут, 99% людей не смогут решить эту задачу вообще
  • 0
    Это очень круто, читал и с трудом верил.
    Тренинги, внутренние курсы — это обычное дело в компаниях.
    А вот возможность поучиться снаружи просто восхищает.
  • +1
    Я подозреваю, что свой лучший (и по-сути единственный) проект Зепта сделала тогда, когда ни на каких сотрудников бюджетов на обучение не выделялось, а в офисе не проводились семинары по развитию креативного мышления.
    Прошли годы — Умнум так и остался единственным на данный момент успешным проектом.
    Почему не получилось «диверсифицировать» портфолио? Ведь игровые механики приедаются, у любой игры есть свой цикл жизни, и рано или поздно доходы от игры начнут падать. Что тогда будет с корпоративным университетом?

    (Извините за пессимизм, но Rovio так и остался компанией одной игры, из-за чего им недавно пришлось закрыть один из офисов со 100+ сотрудниками)
    • +1
      Это типичная ситуация в мобильном гейм-деве. Большинство проектов из топ1 принадлежит таким же компаниям «одной игры».

      Кстати, «диверсификация» у Rovio мне видится куда более успешной — и в оффлайне (игрушки, напитки, парки развлечений), и на рынке видеоигр. А еще вот у Halfbrick неплохо получается, хотя до топа гроссинга довольно далеко, но у них сразу несколько очень популярных проектов.

      Невозможно ведь выпускать каждый раз уникальную, интересную и классную игру, но при этом превращаться в еще один Gameloft или Game Insight как-то тоже неправильно.
  • 0
    Вы написали этот пост, чтобы привлечь к себе в команду разработчиков, верно? Для привлечения талантливых разработчиков в компанию рекомендую следующее:

    У вас есть зоопарк различных телефонов, на которых вы тестируете свои игры. Для многих инди-разработчиков получить доступ к такому зоопарку для тестирования своей игры — это несбыточная мечта. Поэтому дав инди-разработчикам физический доступ к этим телефонам (с возможностью принести свой ноутбук со средой разработки), вы привлечете в офис талантливых разработчиков, сможете их захантить, идеи позаимствовать и тд.
  • 0
    очень круто

Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка