Компания
41,44
рейтинг
27 июня 2013 в 14:42

Дизайн → 20 вопросов про веб-шрифты


Привет, Хабр!

Уже написаны горы статей, описывающих разные стороны работы с веб-шрифтами, собрано множество работающих примеров, но каждый день мы продолжаем сталкиваться с элементарным непониманием того, что такое веб-шрифты. Не у всех есть время гуглить материалы по данной теме, поэтому я попробовал дать ответы на часто задаваемые вопросы. Этот материал будет интересен прежде всего тем, кто еще не углублялся в тонкости шрифтовых технологий.


01. Зачем вообще нужны веб-шрифты, почему не обойтись стандартными?


Первое, что приходит на ум, стандартные шрифты ужасно приелись, а при их помощи трудно сделать что-то оригинальное. Как правило, большинство из них навевают тоску и уныние не только на пользователей, но и на веб-дизайнеров. Нестандартные шрифты в этом случае более выразительные и кроме того их на порядок больше, так что есть из чего выбрать. А еще, шрифт является неотъемлемой частью бренда, поэтому каждая компания стремится активнее его использовать, раз появилась такая техническая возможность.

И можно было бы вовсе отказаться от стандартных шрифтов, тем более, что многие мобильные ОС их не поддерживают (например, Arial, Taһoma, Verdana и Georgia). Но, к сожалению, индустрия, много лет подгоняемая под 96 DPI экраны и джорджии-верданы, оказалась не совсем готова к быстрым переменам, и на старых ОС Windows до сих пор возникают проблемы с отображением нестандартных шрифтов из-за особенностей механизма растеризации.

02. Как выбрать хороший веб-шрифт?


Шрифт — это не просто оцифрованный набор букв, созданный кистью на бумаге или в иллюстраторе, это еще и 98% доводки и полировки, хинтовки и тестирования на различных носителях и в разных размерах. Такой шрифт хорошо выглядит, его стиль отточен, с ним не возникнет проблем ни на принтере, ни на экране, от него веет добротностью.

Однако при выборе шрифта гораздо большее значение имеет даже не это, а целесообразность и соответствие шрифта способу использования и возложенным на него задачам. Если работаешь со шрифтами, нужно понимать, как все это работает, какие технологии используются. Это поможет не держать в голове кучу непонятных заученных правил, схваченных урывками. Например, каждый уважающий себя полиграфист знает, почему нежелательно использовать TrueType шрифты при офсетной печати, какие шрифты можно использовать в качестве текстовых, а какие — только для заголовков или указателей. Если он не будет этого знать, потом придется перепечатывать огромный тираж, а на работе его будут ждать постоянные сюрпризы и проблемы. Удивительно, почему к веб-дизайнерам никто не предъявляет никаких требований.

03. Как браузеры отрисовывают шрифты?


Довольно часто приходилось слышать, дескать, браузеры сами отрисовывают шрифты, поэтому везде выглядят по-разному. Но на самом деле, отрисовкой шрифтов занимается специальная графическая подсистема ОС: в Windows это GDI или DirectWrite, а на OS X и iOS — CoreText (а раньше QuickDraw). Всего есть 3 распространенных механизма растеризации (рендеринга) шрифтов: двухцветное (черно-белое) пиксельное, монохромное пиксельное (его еще часто называют antialiasing или обычное сглаживание) и субпиксельное. Субпиксельное использует особенность ЖК и плазменных дисплеев, где каждый пиксель разделен на 3 части (красную, зеленую и синюю), для того, чтобы увеличить горизонтальное разрешение отрисованной картинки и повысить четкость.



Однако браузеры действительно сами выбирают способ отрисовки, из тех которые предоставлены ОС. Например, в составе GDI есть 3 варианта рендеринга: ч/б, обычное сглаживание и субпиксельный ClearType. Особенность последнего в том, что сглаживание происходит только по горизонтали, в соответствии с расположением субпикселей. Именно поэтому при его использовании мы часто наблюдаем ужасные зубцы на горизонтальных и диагональных штрихах шрифта. К счастью, Microsoft начала потихоньку совершенствовать механизм, и на смену GDI пришла технология DirectWrite, где таки появилось сглаживание по вертикали. Сравните:



04. TTF или OTF?





TrueType и PostScript — изначально это были разные форматы шрифтов. В TrueType используются квадратичные кривые Безье, а в PostScript кубические кривые, хорошо знакомые дизайнерам, работающим в Illustrator и Photoshop. Сегодня оба способа описания кривых используются в составе одного формата OpenType, с той лишь разницей, что файлы с TrueType имеют расширение TTF, а с PostScript — OTF. У каждой из технологий есть свои особенности хинтинга и специфика применения.



Посмотрите на картинку. Если TrueType шрифт намного читабельнее в мелком кегле, но в крупном размере мы видим характерные зубцы, то для PostScript шрифта все ровно наоборот. Так происходит потому, что для PS и TT браузеры выбирают разные методы растрирования. Для PS браузер применил обычное монохромное сглаживание, а TT был обработан ClearType’ом. Вот и получается, что для текстовых шрифтов предпочтительнее будет TrueType, а для заголовков и крупных надписей лучше подойдет PostScript.



Еще мы видим, что пока DirectWrite используют не все браузеры. Так, его до сих пор нет в Google Chrome.

05. Что еще влияет на отображение?


Иногда способ растеризации лучше задавать вручную. Например, в браузерах с движком Webkit можно использовать CSS-свойство -webkit-font-smoothing и включить вручную обычное сглаживание вместо субпиксельного, и наоборот. Есть и нетривиальные способы добиться от браузера смены способа растрирования, на хабре однажды предлагали использовать хак с text-shadow.

Нельзя забывать и про размер шрифта (font-size). Форма контуров, контраст штрихов и читаемость могут сильно отличаться для разных кеглей. Отложите графический редактор и посмотрите, как веб-шрифт выглядит в браузере, в боевых условиях.



Еще один способ сгладить недостатки сглаживания — это управление цветом и контрастом. С целью ослабить эффект хроматического контура (при использовании ClearType проявляются желтые и пурпурные контуры по краям), можно попробовать ослабить тональный контраст, приблизив цвет фона к цвету текста. Сильно не увлекайтесь, помните о пользователях с ослабленным зрением.



06. Нужен ли веб-шрифтам хинтинг?


Хинтинг — это специальные инструкции, которые жестко привязывают абстрактные кривые шрифта к пикселям на мониторе. Абсолютное большинство шрифтов (в том числе коммерческих) — не хинтованные, потому что это довольно трудоемкая и сложная процедура. Для TrueType и PostScript хинтинг выполняется по-разному. Если вы берете дешевый шрифт, безопаснее формат OTF, потому что в TT процедура осталась неизменной со времен черно-белого растрирования и не совсем адекватная, а для PS процедура проще, и у автора есть возможность сделать автоматический хинтинг.



Шрифт без хинтинга при растрировании становится замыленным, а высота букв может скакать.



С одной стороны, шрифт с хинтингом довольно четкий, контрастный и равномерный, а с другой — формы букв искажаются в зависимости от кегля, а интервалы могут отличаться от реальных. Буквы строго подчиняются пикселям.

В ОС Windows мы видим, пожалуй, самый радикальный подход: такие популярные шрифты как Tahoma, Verdana, Arial и Georgia были отхинтованы специально под GDI ClearType, и когда появился DirectWrite, пришлось перехинтовывать и обновлять основные шрифты в комплекте ОС.

В отличие от Microsoft, Apple придерживается противоположного подхода, поэтому в ее операционных системах используются такие алгоритмы, которые позволяют более-менее качественно выводить любой шрифт, а хинтинг вообще не учитывается.

Отвечая на вопрос: стремительно приближается эпоха 300 DPI мониторов, а огромное количество мобильных устройств уже имеют такое разрешение, и скоро хинтинг будет вообще не нужен. Но так как Windows по-прежнему остается хинтингозависимой и ориентированной на мониторы с низким разрешением, в качестве текстовых шрифтов старайтесь выбирать качественно отхинтованные или стандартные, а иначе текст будет нечитаемым и трудным для восприятия.

07. @font-face или Cufon?


Как бы странно это не звучало, но есть еще люди, которые задают себе этот вопрос. Казалось бы, после того как браузеры начали поддерживать аттрибут @font-face, все остальные технологии встраивания шрифтов (Cufon, sIFR, Flash) вроде как должны были стать неактуальными. Но некий смысл все же остается, например способ замены шрифта изображением, когда на сайт выводятся не векторные кривые, а только отпечаток, как принтер отпечатывает его на листе или Photoshop выводит нередактируемый JPG. Это разрешено многими лицензиями на обычные (десктопные) шрифты. Некоторые производители шрифтов (например, Adobe) разрешают внедрять (в программы и на сервер) десктопный шрифт, если при этом он остается защищенным и его нельзя скачать. Если у вас нет возможности купить отдельную веб-лицензию, тогда можно применить подходящую для этого sIFR, когда шрифт встраивается с помощью флеш-объектов. Недостаток в том, что используется Flash, который поддерживается далеко не всеми устройствами. Еще можно использовать технологию Cufon (используется Canvas), если позволяет лицензия. Конечно, в данном случае скрипт будет громоздким, а выделение текста не работает, но в безвыходной ситуации подойдет.

Но лучше всего использовать @font-face, он и технологичнее, и удобнее, кроме того накоплен достаточный опыт для работы с ним. У него остается только один недостаток, что не все производители разрешают использовать свои шрифты в вебе.

08. В каких форматах должны быть файлы шрифта?


Подготовленные к внедрению ( @font-face) на сайт шрифты на сегодняшний день должны быть сразу в нескольких форматах:

TTF или OTF — привычный нам файл шрифта, но подгружаемый с сервера на время просмотра сайта;
WOFF — незащищенный архив исходника OTF или TTF, пожалуй, самый важный формат, который поддерживают большинство популярных браузеров, а файлы в WOFF обычно 2–2,5 раза легче, чем исходные;
EOT — внедряемый TT OpenType архив, имеющий механизмы защиты, нужен для поддержки старых браузеров Internet Explorer (начиная с IE8 кроме TrueType кривых, поддерживаются и PostScript);
SVG — для поддержки браузера Safari.

09. Можно ли конвертировать веб-шрифты?




Что бы вам ни говорили, нельзя просто переконвертировать файл и сохранить исходное качество шрифта, особенно, если изначально он был в формате OpenType. В процессе есть шанс потерять какие-то данные, вшитые в файл шрифта (скомпилированные инструкции, дополнительные знаки, метрики). Вы заметите это, когда при конвертации файл неожиданно «похудеет», особенно некошерно конвертировать TrueType в PostScript и обратно.

Кроме того, процесс конвертации почти всегда противоречит условиям лицензии, запрещающей модификацию. Проще говоря — это то же воровство. Когда вы забросите файлы в конвертор, будьте уверены, он не пропустит их и выдаст предупреждение, потому что в файле содержатся цифровые подписи производителя и соответствующие запреты на модификацию.

10. Сколько должны весить веб-шрифты?


Прежде чем отобразить страницу, браузер должен полностью загрузить файлы шрифтов. Может быть, вам приходилось видеть эффект «font flash» (или FOUT), когда на короткое мгновение вместо экзотических шрифтов успевают вспыхнуть стандартные шрифты системы. Нормально, если TTF (OTF) укладывается в 100 кб, а WOFF (EOT) в 50 кб. Всегда задумывайтесь о том, нужно ли вам вообще использовать нестандартные шрифты, даже если вы используете его в 1 коротком заголовке, все равно придется загружать весь файл шрифта целиком.
Чем больше в дизайне перфекционизма, тем меньше могут весить файлы шрифта, и старайтесь выбирать простые формы. В этом смысле, идеальная форма — это открытый геометрический гротеск с малым контрастом. Для ускорения загрузки шрифта, также бывает полезно включить его в файл стилей с помощью data:uri.

11. Сколько начертаний шрифта можно использовать в вебе?


С точки зрения дизайнера, много начертаний — это круто. И действительно, для заголовочка — Bold, а вон там, для врезочки — ExtraLight, ненужные текстики вообще запихнем и запрессуем в Condensed Bold. Вот оно — настоящее богатство и стилистическое разнообразие. Но когда все это «богатство» начинают переносить на сайт, выясняется, что все жутко тормозит. И лучше даже не пытаться открыть такой сайт с мобильного устройства. А еще, не забываем, что каждое начертание стоит отдельных денег, и вполне вероятно, что заказчик попросит вас или найти шрифтовой синоним, или уменьшить количество начертаний, только бы не покупать всю дорогую гарнитуру. Нормально использовать максимум 2-3 начертания одной или разных гарнитур.

12. Нужно ли ограничивать набор символов?


Ответ на этот вопрос, зависит от того, что это за сайт и как он будет использоваться. Ограничения могут быть полезны, потому что есть возможность значительно уменьшить объем файлов. Иногда из-за незнания, разработчики грузят на сайт тяжеленные файлы шрифта с его полным набором знаков, и хорошо, если там нет иероглифов (к сведению, шрифт Arial Unicode содержащий большую часть символов из таблицы Юникод весит 22 мб).

Тем, кто делает англоязычные сайты проще всего, им вообще не нужно грузить дополнительные знаки, достаточно тех, что есть в Basic Latin (или ASCII). Если вы используете шрифт только для заголовков на русском языке + вкрапления английского, то вам будет достаточно наборов ASCII (Basic Latin) и 64 символа русского алфавита, совсем не обязательно грузить набор Cyrillic Extended из 420 символов. Совсем другая история, если ваш сайт многоязычный, в этом случае во избежание некорректного отображения символов нужно постараться охватить все используемые языки.



13. Можно ли использовать шрифтовые клоны?





Бывает, что купить оригинал шрифта или слишком дорого, или вообще невозможно, вот тогда будет уместно подобрать шрифтовой синоним (клон). Конечно, от них не стоит ждать потрясающего качества, даже если они сделаны, скажем, именитой российской фирмой. Совсем все плохо, когда вам попался опус какого-нибудь анонимуса-грамотея, решившего опробовать себя на новой ниве, таких шрифтов остерегайтесь. Вот примеры клонов (в скобках указан оригинал): FreeSet (Frutiger), Pragmatica и Helios (Helvetica). Обратите внимание, что формы букв могут отличаться. Большое количество клонов есть в справочнике шрифтовых синонимов Паратайпа.

14. Как протестировать шрифт?


Дизайнеры, не привыкайте видеть шрифты только сквозь окна фотошопа, графические редакторы используют свои методы сглаживания текстов, и вы можете быть обмануты красивой картинкой. Гораздо полезнее научиться тестировать и смотреть их в браузерах. Если есть демонстрационная страница, обязательно убедитесь, что при рендеринге не вылезают всевозможные артефакты и спайки. Есть еще такой инструмент как Typecast, где можно проверить многие шрифты, а потом показать страницу клиенту. Для тех, кто выбирает новый шрифт для уже готового сайта — незаменимый для вас сервис Web Fonts Previewer, вы сможете протестировать любой шрифт на живом работающем сайте, так, как будто вы уже его внедрили.

15. У меня на компе есть шрифт, можно ли его использовать на сайте?





Сначала немного о воровстве. Я знаю много дизайнеров, у которых на компе тысячи шрифтов, происхождение которых никому не ведомо. Как правило, просто скачали из интернета. Но почему-то никто не задумывается, что создание хороших шрифтов — это месяцы, а иногда и годы серьезной работы! Но не только поэтому нельзя использовать паленые, непонятно откуда взятые шрифты, а потому что вы можете столкнуться с серьезными трудностями на этапе разработки.

Если вы хотите встроить в сайт шрифт, который идет в составе операционной системы, вы сможете это сделать только растрируя или используя его в изображениях. Если же вам очень нужно встроить, тогда нужно будет купить отдельную лицензию, точно так же, как и обычные шрифты (и Georgia, и Tahoma есть в продаже).

16. Как купить веб-шрифт?


Когда вы «покупаете шрифт» — это ближе всего к покупке ПО, когда вы получаете лицензию на его использование, а не права на сам файл программы. Получается, юридически скомпилированный файл шрифта — это программа. Модификация и изменение, если этого не разрешает лицензия, рассматриваются как нарушение авторского права.

Удобный способ покупки шрифтов — через каталоги шрифтов (Fonts.com, MyFonts, Ascender, Typekit). Вы сможете просмотреть, сравнить и выбрать один из имеющихся вариантов использования, оплатить картой. Для компаний проще всего будет напрямую связаться со студией-производителем или же предоставить покупку шрифтов заказчику

А может быть вообще лучше не тратить деньги на шрифт? Существует множество замечательных бесплатных шрифтов, которые ни в чем не уступают платным!

17. Какие бывают лицензии?


Существуют разные типы шрифтовых лицензий, и с появлением веб-шрифтов их разнообразие только увеличилось. В реальной жизни, каждая компания сама устанавливает правила игры, и лицензия шрифта может содержать в себе признаки разных других. Нас будут интересовать типичные.

Обычная коммерческая лицензия ограничивает использование на определенном количестве устройств и допускает распространение работ, созданных с использованием шрифта. Это могут быть журналы, газеты, листовки, визитки, растрированные изображения шрифта, — все вместе можно назвать их отпечатками. Эта лицензия не подходит для кино, телевидения, веба и встраивания в приложения и программы, такие права нужно выкупать отдельно.

Есть еще специфические лицензии, например: лицензия с исключительными правами. В данном случае компания выкупает у шрифтовиков все права, и даже автор шрифта не в праве его где-либо использовать. Особенно удивляет, когда такие шрифты находятся на торрентах, или когда ими пользуются какие-нибудь сторонние дизайнеры.

Свободные лицензии (public domain) — автор шрифта допускает свободное распространение, с условием указания своего имени (Creative Commons) или без него (например, OFL, GPL, Apache 2.0). Этот тип лицензии допускает даже коммерческое использование, кроме продаж и платного распространения. Примеры: PT Sans, Opensans, Droid. Иногда разрешается модификация шрифта (GPL), но созданная вами модификация автоматически наследует такую же лицензию (то есть, вас тоже могут форкнуть). Свобода предполагает, что можно использовать на любых носителях, в т.ч. и веб.
Свободные для некоммерческого использования — то есть, вы можете использовать его во всех случаях, когда не заработаете на этом. Допустим, для обучения, хобби и общественных проектов. Иногда, производители разрешают использование для дизайнеров, в надежде на то, что счастливый клиент дизайнера потом купит коммерческую версию шрифта.

Подробнее про лицензии можно прочитать в статье Эмиля Якупова Практические и юридические аспекты шрифтового бизнеса.

18. В чем отличие лицензий для веб-шрифтов?


Веб-лицензии — наши самые любимые, они либо является дополнением к основной лицензии, либо даются отдельно. Регулирует частный случай — использование шрифтов на сайтах. Как правило, самое главное ограничение — на количество просмотров страниц. Например, 10 тыс в месяц, 100 тыс или 1 млн. То есть, чем больше людей посещают ваш сайт, тем больше вы платите за лицензию. Есть и безлимитные варианты, когда вы платите за шрифт 1 раз, но они во много раз дороже. Наверно, задались вопросом, а следит ли кто-то за количеством просмотров? Чаще всего нет. Но не забывайте, что огромное количество счетчиков отслеживают трафик вашего сайта и, вызвав подозрение продавца, вы можете лишиться лицензии.

И еще, отдельная веб-лицензия не разрешает использование на обычных компьютерах. Иногда веб-лицензия выдается бесплатно, то есть одновременно с покупкой десктопного шрифта вы получаете право использовать и его веб-версию. Но это пока редкость, абсолютное большинство производителей требует дополнительную плату.

После покупки вы получаете специальные файлы, которые встраиваете в сайт (TTF, OTF, WOFF, EOT), и некоторые шрифты не разрешают размещать данные файлы на сайте в незащищенном виде, так как теоретически третьи лица могут заполучить сами файлы шрифтов. Третий вариант – вы используете специальный веб-сервис производителя шрифтов, например как Typekit, принадлежащий компании Adobe, и платите абоненскую плату.

19. Где взять хорошие веб-шрифты?


Каталог свободных шрифтов от Google
Fontsquirrel — известный конвертер и каталог веб-шрифтов
Myfonts — огромный магазин шрифтов с удобной системой оплаты
Fonts.com — главный конкурент MyFonts
Typekit — сервис для аренды шрифтов от Adobe
Typecast — вышеупомянутый магазин с сервисом тестирования
P.S. еще один полезный ресурс, который посоветовал ilyaerin, WebFont.ru

20. Что еще можно почитать про веб-шрифты?


Функциональность важнее формы: проектируя для читателя
Марии Дореули. Licensing. Внести ясность
Tim Brown. Type rendering on the web
Tim Brown. CSS properties that affect type rendering
Tim Brown. Type rendering: operating systems
Tim Ahrens. A Closer Look At Font Rendering
Tim Ahrens (Typekit). A closer look at TrueType hinting
The Benefits Of OpenType/CFF Over TrueType

Ильдар Киньябулатов, веб-дизайнер ADV/web-engineering
Автор: @tourte
ADV/web-engineering co.
рейтинг 41,44
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Комментарии (60)

  • +11
    Не знаю насколько на этом сервисе все легально, но он довольно удобен: webfont.ru/
    • +4
      Там легально абсолютно всё, т.к. все шрифты опенсорсные.
    • +1
      Спасибо, обязательно добавлю данный сервис в статью.
      • +2
        Так же там очень удобно реализован подбор шрифтов: webfont.ru/polygon/
  • +1
    >WOFF — незащищенный архив исходника OTF или TTF, пожалуй, самый важный формат, который поддерживают большинство популярных браузеров, а файлы в WOFF обычно 2–2,5 раза легче, чем исходные;

    Вы будете смеяться, но гзипованый TTF может весить чуть меньше, чем WOFF.
  • +1
    В перечисленных каталогах и магазинах, как правило, очень маленький выбор кириллических шрифтов. Может кто-нибудь подскажет где надо искать шрифты с кириллицей?
    • 0
      Чуть выше написал ссылку, конечно не тысячи, но довольно много.
    • 0
      Даже более узко: где искать разнообразные моноширинные шрифты с кириллицей?
      • 0
        Даже в гугле есть от одного автора PT mono, pt sans, pt serif :)
    • +1
    • 0
  • +4
    Мне хватает Google Fonts
  • –4
    К счастью, Microsoft начала потихоньку совершенствовать механизм, и на смену GDI пришла технология DirectWrite
    Здесь следует печально отметить, что на Windows XP она не пришла. По крайней мере, во браузеры не пришла.
    • +7
      И на Windows 95.
      • 0
        Вы до сих пор работаете на 95?
  • 0
    А мне не надо лицензию на использования шрифта в моем телефоне?

    Статья очень жесткая для моей психики: я знаю, что многие дизайнеры не очень дружат с технологией (техническими сторонами их дела), любят высказывать свое высокозначимое необъясняемое мнение..., но чтобы их основным вопросом было что-то вроде юридического компилирования и прочего коммерческого шума… Я вообще растерян.
  • +3
    [таблицы символов]
    На самомъ дѣлѣ нѣтъ. Это ранѣе для различенія словъ «всѣ» и «все» не нужна была буква «ё», а теперь для различенія словъ «все» и «всё» она необходима.
    • –12
      Букву ё не печатает половина книг и большинство людей. И как-то нормально обходимся. Все различаем.
      • +9
        Букву ё не печатает половина книг и большинство людей.
        Ничего удивительного, раз уж 1213 миллионов человек печатают 注册机构享有优势包括安装简便 и тому подобные штуки.

        Но в русской речи эта буква есть, никто её не отменял.
      • +4
        Букву ё не печатает половина книг

        Нет, ну правда, по-вашему это нормально? Почему же вы тогда пишите букву «й», а не просто «и»? Там ведь тоже диакритика и она «мешает восприятию текста», её тоже можно выкинуть и все всё будут различать.

        Доходит, на самом деле, до смешного: недавно купил томик сочинений Иоганна Гёте, так там буква «ё» стабильно присутствует в имени автора (слава богу!) и … и всё, больше её нигде нет. У меня просто в голове не укладывается сий маразм.
      • +14
        Пардон, Вы имели в виду «все различаем» или «всё различаем»?
    • +7
      Тут нет и знаков препинания вроде кавычек, тире, многоточия, неразрывных и всяческих тонких пробелов и многого другого.
    • +1
      Спасибо за комментарий, действительно буква «ё» нужна. Странно, что в таблице basic russian alphabet от FontLab ее нет.
      • 0
        Вы говорите, что она нужна, но в комментарии не используете её.
        • +1
          Она ему нужна, чтобы выделиться на фоне остальных, а не для общения.
          • +1
            На самом деле не только ему.
            По действующим нормам русского языка буква ё применяется в двух случаях:
            1. Если её замена на букву «е» изменит смысл слова (например, все — всё)
            2. В именах собственных. Например, Семен Семенович Степнев и Семён Семёнович Степнёв это юридически разные фамилии; у человека могут возникнуть неиллюзорные проблемы, если тупая чиновница в каком-нибудь официальном документе опустит или нарисует точки над е от балды. Бывали прецеденты.
            • 0
              … следует читать разные люди, не фамилии.
            • +6
              Ещё в географических названиях её применение обязательно. И в детской литературе.

              Имхо, проще не вспоминать, требуют ли правила написания буквы ё в каждом конкретном случае, а писать её везде.
  • +9
    Сначала немного о воровстве. Я знаю много дизайнеров, у которых на компе тысячи шрифтов, происхождение которых никому не ведомо.
    Давайте сразу о морском разбое.

    Или нет. Давайте, для разнообразия, о половом насилии. Сперва дизайнер создаёт шрифт, а затем на его несовершеннолетнее детище кидаются группою, овладевают против воли, пускают по рукам… а другие, не участвуя в этом, глядят издали, самоудовлетворяются…
  • 0
    По возможности (если есть выбор) НЕ покупайте веб-шрифты на MyFonts. Причина — дурная система лицензирования, привязанная к количеству просмотров страниц. Как правило, базовая цена относится к смешным 10000 page views/месяц (хотя есть и исключения). Если у вас популярный сайт — умножайте цены, указанные в каталоге, вдвое-вчетверо. Да еще потом нужно беспокоиться, «а если я выйду за лимит?»

    Значительно лучше лицензия у FontSpring. Они так и пишут — «simple, worry-free licenses». Минус — кириллический ассортимент, увы, скуден.

    Предельно простая и понятная лицензия, кстати, у САЛ. Но просто к слову — понятно, что одна студия не заменяет собой мега-магазины.

    • 0
      Не так уж она и понятна. По этой лицензии использовать их шрифты в качестве веб-шрифтов нельзя, но кое-где встречаются ответы представителей студии, что можно.
      • 0
        Где написано что нельзя?
        Лицензия дает право использовать шрифт в любом проекте (личном или коммерческом): в логотипах; фирменных стилях; в буклетах и любой рекламе, на постерах, флаерах, перетяжках, в презентациях и т. д.; в титрах и субтитрах к роликам, кинофильмам и любому видео; на сайтах; в книгах.

        Выделение жирным моё.
        • 0
          Да, я спрашивал поддержку про конкретно font-face, сказали можно.
  • +12
    <ненависть концентрированная="концентрированная" планируемая-оценка="−50" планируемый-слив="−15">
    Сначала веб пришёл к 10px шрифтам «чтобы больше поместилось», и пофиг, что теперь все страницы — узкие полосочки на широкоформатных мониторах, — светло-серые 10px продолжают жизнь, причём периодически в светло-сером по белому виде. Теперь на эти жалкие 10px будут натягивать трижды конвертированные «красивые шрифты» с прибитым хинтингом и отличающимися пропорциями букв. И не надо мне рассказывать про нормальных дизайнеров — нет, сынок, это фантастика. Они где-то есть, но на них ни у кого нет денег. Что можно обсуждать, если сам M$ повсюду пропихивает свои «новомодные сверхтонкие» шрифты, которые без DirectWrite выглядят как говно, хоть глаза выколи, а нормальный рендеринг многих шрифтов требует хаков с тенями, которые лишь создают имитацию нормального рендеринга. И на сайте, на котором вы сейчас находитесь, цвет заголовков — #999 (как у текста, который вы, щурясь и чертыхаясь, пытаетесь прочитать в данный момент). Ах да, и как я мог забыть! Самое передовое применение шрифтов — «лень рисовать иконки, наслаждайтесь монохромным невоспринимаемым говном». Дизайнеры, не льстите себе, всем глубоко пофиг на ваши полупиксельные отличия «альтернативных» шрифтов от стандартных, на «выразительность», на «бренды» и прочую маркетинговую чепуху, но вот когда что-то отрендерится не так — виноваты будете вы. Не браузеры, которые через пень-колоду поддерживают сырой формат, а вы. Не операционная система, которая не поддерживает ваш любимый стиль хинтинга, а вы. Именно из-за вас неудобно будет пользоваться основной частью сайта — текстом. Да, чёрт побери, текстом. Не дизайнерскими свистелками и перделками, а содержимым, функциями. Хватит портить Интернет.
    </ненависть>
    • +5
      • +1
        Ой, у вас бувкы 'е' — разные. Это почему так получилось?
        • +5
          Это магия Лобстера — +10 к креативности, +100 к новизне.
          • –1
            Насчёт новизны я не готов вполне согласиться. Lobster был прекрасен, когда только-только появился, но теперь он несколько поднадоел. (Конечно, не до степени Comic Sans или Times New Roman — но поднадоел.)
            • +3
              image
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • 0
          Лигатуры. Когда буквы накладываются выносными или декоративными элементами, то создаются такие вот рисованные пары. Самый частый пример «ff» у рукописных. Лобстер, вроде вообще сплошные лигатуры :)
  • +1
    Typekit FTW.
  • 0
    Кстати, SVG для наборных шрифтов нужно было подключать ради iOS < 4.2, сейчас уже совсем необязательно.
    • +2
      Угу, и шрифты — это громко сказано. Это просто контуры букв, там нет никаких полезных свойств шрифта, даже кернинга.
  • +1
    Очень часто сталкиваюсь с тем, что заказчик хочет Calibri или Helvetica. Стараюсь разубедить. Но не всегда получается. Пару раз применил шрифты-аналоги, но для Calibri так и не нашёл двойника. В итоге у меня в linux-е одни, шрифты, на машинах клиентов другие, у меня одни расстояния, размеры, отступы и пр., у клиентов другие. Самая больная тема — шрифты :(
    • +2
      Блин, да что это за отрасть, что сообщество адекватных людей не может 20 шрифтов нарисовать за 20 лет и в открытый доступ выложить? Поражаюсь! Да вы так скоро, работая на какие-нибудь роснаны, будете шрифты закупать по пол года через госзакупки! :) (не лично, не претензия)
      • 0
        Я думаю это связано вот с какими проблемами: шрифтовиков самих по себе хороших — очень немного. Шрифтовиков, которые еще и понимаю как шрифты рисовать в програмульках — еще меньше. Вот и получается, что вся эта тусовка шрифтовиков очень маленькая, поэтому и годных свободных кириллических шрифтов прям по пальцам руки сосчитать(их конечно больше, но вот действительно оригинальных мало).
      • 0
        Кириллических шрифтов уже много. Лично я на одном дизайнерском сайте набрал 150 бесплатных. Все хочу галерею у себя на сайте сделать, но буду браться за изучение программирования и времени пока не будет.

        Проблема в том, что у них мало начертаний. Condensed и Light вообще почти нет.

        Буквы нарисовать не сложно. Сложно потом сидеть и обрабатывать кернинговые пары, лигатуры. Халтурят и известные фирмы. Рисовал сайт с Roboto и как видно в меню у буквы «Ы» в той версии шрифта слишком большое расстояние между составными частями.

        В общем шрифт сделать не такое уж быстрое и простое дело, но «подвижки» есть :)
  • –2
    Может кому-то пригодится:
    image

    Раньше было больше, но Опера из-за глюка потеряла половину.

    П.С. Хотя я как начинающий опасаюсь очень много шрифтов использовать (нужно уметь подобрать пары) + заказчики не хотят платить за шрифты, а меня пока еще совесть мучает на счет пиратства :)
    • 0
      Вы бы, наверно, все же их ссылками выписали, а то как издевательство выглядит: ссылки на сайты со шрифтами выложена в виде битмапа.
  • 0
    Дисклеймер сразу же: я ярый приверженец несглаженных шрифтов. В системе принудительно отключено. Можете минусовать сразу, конечно, но можете прочитать аргумент в конце этого коммента (так задумано, т.к. коммент в основном не об этом).

    Так вот, Хром послушно отрисовывает шрифты в пиксельном виде без какого-либо сглаживания, кроме случаев, когда над блоком текста произведена какая-то модификация. Например, полупрозрачность. Любой текст с измененным стилем почему-то принудительно отрисовывается в сглаженном виде. В результате тексты на страницах, меняющие прозрачность, заодно меняют и свой способ отрисовки на лету, а за это, естественно, очень цепляется взгляд. На Хабре, например, так ведут себя заминусованные комменты — по умолчанию они полупрозрачные (и насильно сглаженные), а когда наводишь на них курсор — проявляются и становятся обычными несглаженными. Почему Хром так себя ведет, и как на это повлиять, я так и не нашел. Возможно, кто-нибудь в этой теме даст ответ.

    А теперь обещанный аргумент: большая часть текста, встречающегося на компьютерном экране, набрана мелким кеглем. Буквы — в несколько пикселей высотой. Включение любого из режимов сглаживания в любом случае «размывает» их, делает их нечеткими — само собой, не нечитаемыми, но выглядит это достаточно кашеобразно. По мне, мелкие объекты в «пиксель-арте» выглядят куда приятнее, чем в размазанном виде.
    • 0
      Подозреваю, что дело в аппаратном ускорении.
      • 0
        Или надо DVI-кабелем монитор прицепить. Я как-то плюнул на всё это и купил 24" моник, отодвину его на 2 метра, поставил разрешение не 1920, а 1280 и не парюсь — все проблемы, описанные на этом сайте меня почти не касаются. У меня проблема только тогда, когда надо перед 19" квадратным монитором посидеть, в котором пиксели кажутся полосатыми и размером по миллиметру.
  • 0
    Добрый день, столкнулся с такой проблемой: есть три файла одного шрифта с латинскими, кириллическими и греческими символами, возможно ли их объединить в один файл?
    • 0
      Если у вас есть 3 файла шрифтов одного семейства и производитель не запрещает модификацию (что редкость), то вы можете в редакторе шрифтов их объединить. Например, взять файлы в старом формате PostScript Type1, в котором помещается только лишь 220 символов, собрать и сохранить современном OpenType.
  • +1
    Если бесплатных фонтов не хватает, то аренда веб-фонтов на спецсервисах вроде typekit.com — хоть и обидное, но решение, чтобы прикрыть свои филейные места. Обидно, что деньги просят, но при этом и просмотры считают :(.

    Вспомнил, как Мелкософт лицензировал MS SQL для веба в свое время (версию 2008, если не ошибаюсь) — для работы в составе сайта был такой «отличный» вариант приобретения, как «CAL для каждого конечного пользователя сервиса». Я понимаю, когда у нас 4 юзера на весь сайт, и больше никого — но если сайт из «для своих» решено сделать публичным, то «ой». Лицензия, конечно, в природе была и per-CPU, но сдать старую, и взять новую — такое вряд ли получалось, насколько помню.
    • +1
      Вы не попутали CAL и кол-во коннекшено в к бд? Адекватные люди не делают юзеров сайта юзерами в бд…
      • +1
        Microsoft вроде бы требует именно по 1 CAL для реальных конечных пользователей, не пользователей или конекшенов БД. Они специально обговорили этот момент в License guide:

        Multiplexing does not reduce the number of Microsoft licenses required. Users are required to have the appropriate licenses, regardless of their direct or indirect connection to SQL Server.
  • 0
    Большое спасибо, очень полезный пост.
  • +1
    Большое человеческое спасибо! Я уже запутался что там к чему, а вы все объяснили!

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Дизайн