Компания
41,44
рейтинг
23 июля 2013 в 17:07

Разработка → 12 правил плохого менеджера



Никогда не планируйте


Проект, как правило, делается сам собой, вырастает, как дерево: главное — вовремя посадить семена и удобрить почву. Разве вы когда-нибудь встречали чудака, который будет прикидывать, насколько вырастет за год дерево, которое он посадил? Правда в том, что планирование никогда еще никому не помогло сделать хороший проект. Точные сроки — это лишняя ответственность и ненужная головная боль. Диаграммы Ганта — для слабаков. Забудьте о них.



На вопрос «когда нужно?» всегда отвечайте «вчера»


Эта невероятно смешная и свежая шутка никогда не утратит своей актуальности. Так вы укрепите свой авторитет перед специалистами и сразу же очень конструктивно дадите всем понять, что нужно поторопиться. Не бойтесь: никому не придет в голову, что вы сами провалили все возможные сроки, и с помощью такой постановки задачи избегаете личной ответственности и пытаетесь переложить проблему с больной головы на здоровую.

Собирайте побольше совещаний


Любой вопрос можно решить, если собрать всех заинтересованных лиц в одном месте. Лучше всего проводить такие встречи при личном физическом присутствии всех участников, и только если такой сценарий серьезно нарушит ваши собственные планы, можно рассмотреть вариант телефонной конференц-связи или чата в скайпе. При этом помните, что ваша единственная задача — собрать всех участников вместе и дать им возможность договориться. Не планируйте повестку, не думайте о возможном дроблении рабочего дня, не прикидывайте стоимость проведения совещания, не рассылайте письмо о достигнутых договоренностях. Люди знают, что им делать, и разберутся без вас. Не мешайте им делать свою работу, берегите свое время и нервы.

Никому не доверяйте


Если вы не параноик, это не значит, что за вами не следят. Люди кругом — как правило себе на уме, и только и ждут удобного случая, чтобы оставить вас в дураках. Не забывайте об этом ни на минуту. Контролируйте каждый шаг своей команды, почаще стойте над душой у специалистов. Вместо обсуждения результатов работы запрашивайте ежедневный отчет о потраченном времени с детализацией по минутам. Подвергайте сомнению все, что говорят участники команды — никому не верьте на слово, и дотошно проверяйте каждый мелкий факт, о котором вам сообщают. Люди, с которыми вы работаете, злы и коварны, у вас с ними разные цели и задачи. Не забывайте об этом ни на секунду.

Не спешите: всегда есть вечера и выходные


Метрику рабочего времени 8х5 придумали трусы и неудачники. Всем известно, что в сутках на самом деле 24 часа, а в неделе — 7 дней. Все это время можно и нужно занять работой. Держите свою команду в тонусе: почаще звоните в нерабочее время и в выходные, заставляйте всех вокруг чувствовать себя вечно виноватыми бездельниками. Помните, что работу всегда можно отложить на вечер или на выходные. Дедлайн в пятницу всегда означает понедельник.

Делайте работу за специалистов


Если кто-то что-то не успевает, нужно ему помочь. Вы же тоже когда-то были разработчиком (дизайнером), и прекрасно знаете, как и за сколько времени нужно делать каждую задачу. Мало того: вы умеете делать работу заведомо лучше, чем любой из участников вашей проектной команды. Сядьте рядом и помогите человеку решить его проблему. Подскажите дизайнеру верное цветовое решение. Укажите программисту, где найти нужную библиотеку. Позабивайте данные в CMS вместе с контент-менеджером. Управленческие методы решения вопросов неэффективны. Не нужно пытаться направить на усиление более квалифицированного специалиста, привлечь дополнительные ресурсы, попросить отсрочку по срокам или дополнительный бюджет. Это плохая идея. Лучше сделать все самому.

Забудьте про «план Б»


Проект, как правило, всегда идет четко по плану. Скоуп работ не меняется, сроки не ползут, заказчик не ходит в отпуск, команда не болеет и круглосуточно находится на связи. Результаты работ принимаются с первого раза, сервера работают без сбоев, тестирование не выявляет критических ошибок, и первоначальное видение проекта не меняется до самого релиза. Не стоит тратить время и силы на просчет этих маловероятных событий. Они никогда не произойдут.

Не думайте о людях


Специалисты, которые делают проект, — это просто винтики бизнес-машины по зарабатыванию денег. Никого не волнует, что они устали, им трудно найти общий язык с заказчиком или между собой, что у них помимо работы есть какие-то дела или проблемы. Вы покупаете их время, и отношения у вас — исключительно товарно-денежные.

Не пишите протоколы встреч


У людей прекрасная память. Участник любой встречи с легкостью может воспроизвести наизусть ее повестку, без запинки обозначить достигнутые договоренности, и через любой, сколь угодно долгий срок поименно перечислит всех участников и зоны их ответственности. Поэтому написание протоколов — пустая трата времени.

Всегда соглашайтесь с заказчиком и с командой


В проектном управлении опасно иметь свое мнение. Особенно, если вы — руководитель проекта. Всегда есть заказчик, который знает, чего хочет, и команда, которая знает, как это сделать. Процесс максимально прозрачный, коммуникация происходит без искажений, вокруг — взрослые и серьезные люди. В ваших интересах избегать конфликтов любой ценой, и лучшая тактика для этого — просто занять наблюдательную позицию, в крайнем случае — транслировать сообщения от одних людей к другим без изменений, с обязательной пометкой «я тут ни при чем, это мнение Петрова».

Нарушайте договоренности


Всем вокруг, в общем-то, плевать, что вы обещаете позвонить и не перезваниваете, опаздываете на встречи, обещаете прислать материалы в понедельник, а отправляете в четверг. Это нормально. Вокруг занятые люди, и вполне понятно, что успеть всё — невозможно. Чтобы к вам не придирались, постарайтесь вообще ничего не обещать, не называть никаких конкретных сроков и по возможности не замыкать на себя ключевые действия в проекте. Нарушать договоренности — естественно и нормально, относитесь к этому философски.

Держите всех в неведении


Выдавайте информацию небольшими порциями и не позволяйте никому в команде проекта видеть целостную и реалистичную картину ситуации. Людям важно знать только то, что требуется в текущий момент времени. Никто не должен задумываться над тем, для чего он делает текущую задачу, что происходит на параллельных участках или у клиента, и что будет потом. Все задачи и этапы в проекте должны быть поделены на маленькие герметичные участки. Клиенту тем более не стоит сообщать о рисках, проколах, возможном переносе сроков. Это лишняя информация. Менеджер не обязан делиться своими планами и видением со всеми подряд.
Автор: @beeos
ADV/web-engineering co.
рейтинг 41,44
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Комментарии (83)

  • –25
    это свод антисоветов или вы серьезно?
    • +85
      Вы просто полюбопытстовать зашли или действуюший менеджер?
      • –5
        А вы с какой целью интересуетесь?
        • +8
          А вы?
          • +77
            предлагаю созвать совещание и обсудить эти вопросы
            • +27
              Надо было сделать это вчера!
              • +4
                Совещания — реальная альтернатива работе!
                • +4
                  я все запомню!
                • +13
                  image
              • +1
                Не обязательно же соблюдать договоренности.
    • +10
      12 правил плохого менеджера
      • +45
        простите глупую женщину)
        • 0
          Я тоже в первый раз как то мимо заголовка прочитал. Потому что увидел глазом, щёлкнул. А на новой вкладке из-за хабраката заголовок уже не виден.
  • +20
    Это было бы забавно, если бы не было правдой. Читал и видел своего босса и менеджера…
    • +2
      По всем пунктам мой «менеджер» с прошлого места работы))
      • +1
        По всем пунктам мой менеджер с текущего проекта.
    • +3
      На самом деле потом, когда такой босс становится бывшим, над этим действительно можно поржать и даже с некоторым удовольствием вспомнить.
  • +13
    Идеальное описание менеджмента моей прошлой работы.
    • +1
      Да, автору следовало бы взять эту фразу как подзаголовок…
  • +9
    Ахахаха! Спасибо! Напомнило бывшего коллегу. Настолько следовал этим правилам, что за 4 месяца работы сумел разрушить наработанный отдел, существовашший год. Молодец-парень! Кремень, а не мужик! Настолько всех приводил в «отличное» расположение духа, что с переездом в офис на 9-м этаже стал бояться с нами выходить на балкон курить. Спасибо автару. От души посмеялся, ну и для себя сделал кое-какие выводы и посмотрел, так сказать, со стороны.
  • +4
    Сто процентов это уже где-то читал в переводе. На хабре точно было.
    • +2
      А нет, соврал. Это было немного про других менеджеров, но тоже в таком духе написана статья:
      habrahabr.ru/post/177591/
      • +1
        Почти один в один.
        • 0
          Да, забыл поставить тэг humor

          Спасибо, тоже забукмаркил.
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +7
      ага, этакая торговля во время оглашения сроков.
      — Сделаю за неделю.
      — Да, а почему так долго? Получится за полнедели?
      — Нуу, вряд ли, тут же такое дело…
      — Ну постарайся, очень уж надо за три дня.
      • +2
        … и на эти три дня отправить разработку на другой, «горящий», проект

        • 0
          А вот это логично — чтоб была потом отмазка почему не уложились…
    • +24
      У меня было:
      — Сколько нужно времени?
      — Минимум 2 месяца, в идеале 3.
      — Давай за два
      — Хорошо, но будет сыровато и скорее всего с мелкими багами.
      — Всё нормально, потом доправиш на продакшене.
      … прошло два дня…
      — Запустить нужно через 3 недели!
      — Ээээ. Какие три недели? Минимум два месяца.
      — Ничего не знаю, мы вчера уже рекламу в журналах и на ТВ заказали да оплатили. Плюс презентацию так же оплатили и разослали приглашения.
      — Вот заявление, удачи вам...
      • +2
        Кстати, есть обратная сторона медали. Один менеджер рассказывал (дословно не помню, но примерно так). Даешь 3 дня — делают за неделю, даешь неделю на задание — делают за 2, говоришь кровь с носа нужно на завтра — на завтра все готово :)
        • +3
          Ну для этого давным давно уже придумана система мотиваций. Ведь легко можно предложить за ранние сроки дать отдельную премию. И тогда действительно будет желание посидеть и в выходной и ночью. А без мотиваций, как в мультике про купца и 40 шапок из одной шкуры. Да, сделают быстро, но то что это будет работать и работать хорошо, большой вопрос. Ведь могут и «на зло» множество косяков оставить, чтобы потом сказать «ну я же говорил». :-)
          • +3
            Опять же обратная сторона: шантаж на получение премии — завысить сроки, а сделать реально быстро.
        • +2
          Про то, что потом на поддержку и исправление этого «завтрашнего» говнокода будет потрачено ещё *дцать человеко-месяцев, менеджер не думает, ага.
          • +1
            иногда реализация говнокода сейчас важнее, чем реализация по феншую, но потом.
        • 0
          Что значит даешь? Разве не задача менеджера побить задачу на минимальные блоки и уже исходи из суммарного времени оценивать задачу. Минимальный блок в 2 дня не принимается, потому что есть стандартный рабочий день 8 часов. И то 8 часов как минимальный блок это крайний вариант.
          • 0
            Ну я передал как вспомнил. Этот человек был из украинского центра разработки… ну в общем, всем известной всемирной компании. Уточнять не буду :)
  • +5
    Босс, ты ли это?
    • 0
      Ага, роговласый (pointy-haired)…
  • +4
    На вопрос «когда нужно?» всегда отвечайте «вчера»

    Просто интересуюсь: а формулировка «Чем раньше, тем лучше» тоже подходит под это правило? Меня всегда вымораживает, когда не могут назвать сроки, пусть даже примерные, но обозначенные.
    Это со мной что-то не так?
    • +4
      Разработчики, судя по моему опыту, гораздо лучше воспринимают когда задачи идут одна за другой, а не по датам.
      Т.е. навопрос «на когда нужно» лучше отвечать: «в первую очередь». Да, он все равно может сказать: «Так у меня же других полно», но тут уже можно возразить «Брось все и делай эту».
      Хотя, такая постановка задач все равно бесит. Кучу всего бросать недоделанным и переходить к новому — неприятно. А потомсиди вспоминай, на каком месте бросил.

      А про оценку задач можно вообще долго дискутировать. Тут и сторипоинты придумывают, и «помидоры» с «бананами».
      Я считаю, что если команда с часами или днями работать не может, то как раз ПМ должен предложить адекватную систему оценки и потом сам переводить ее в дни.
      • 0
        Чисто для меня важен срок, потому что я понимаю, что в конце этого срока от меня ожидают как-то готовый функционал. Ключевое слово готовый. Соответственно, в зависимости от срока выделенного на этот функционал я могу разбить его на определенное количество под-задач. И от того, сколько у меня времени я решаю чем я могу пожертвовать в угоду скорости.
        Так что если нет сроков, то просыпается внутренний идеалист, который старается сделать этот функционал как можно более правильно. Соответственно сроки работы вырастают.
        Хотя скорее всего дело в небольшом опыте.
    • 0
      Всё так.
      Вы не сталкивались с этим видом работ или объем работ обширен и разнообразен.
      Чтобы пофиксить проблему нужно отвечать так: «мне надо 2 часа, чтобы подумать над списком задач и оценить примерные сроки».
      Потом составить этот план, разбив всё на подзадачи. Добавить всякие непредвиденные овертаймы, добавить время на переговоры, совещания, задержки и выкатить примерные сроки мин-макс. Уверяю, что переделать таблицу на «без перезагрузки», т.е. с аяксом, потребуется на 2 дня, а 5 и это будет реальные 5 дней, а не 2 + ой ещё 2 + ой не успеваю, ещё день.
  • +6
    не сразу понял, что это антисоветы, походу все так и работают
    • +4
      Первые три — так точно был уверен что это правила для менеджера.
  • 0
    Да, хороший пост, может, хоть кто-то себя хоть приближенно увидит и сделает выводы, но есть одно у меня замечание:
    вокруг — взрослые и серьезные люди.

    Если всегда держать в уме, что не все взрослые и не серьезные и относиться к ним также — они никогда не станут взрослым и серьезными, по крайней мере, под вашим началом. Не взрослый и не серьезный должен это осознать и начать работать над собой, как минимум.
  • +3
    Страдаю часто 1-й, постоянно — 6-й и изредка — 10-й из описаных проблем…
    • +1
      О да, 6-я — это мое проклятье, никак не могу из себя вытравить. 10-я тоже бывает.

      А по срокам я обычно делаю так. Спрашиваю у исполнителя, сколько надо времени, умножаю ответ на 1,5-2, и уже этот срок сообщаю заказчику (или вышестоящему руководству). Если никаких форс-мажоров не происходит, то все рады тому, что работа выполнена раньше. Зато если что-то идет не так, то никакой истерики вокруг просрочки нету.
  • –8
    Методы хороши и действенны, но уж больно попахивает большой текучкой разработчиков.
    • +40
      О боже
  • 0
    Справедливости ради надо сказать, что не всегда менеджер виноват в применении какого-то из этих правил. Часто его принуждают к этому обстоятельства, Например, в виде вышестоящего менеджера.
    • +2
      Он запрещает планировать или писать протоколы?
      • +1
        Нет. Меняет сроки на ходу, требует совещаний и названивает в выходные. Я же не про все пункты, а про некоторые.
    • 0
      свой мозг никто не отменял, даже если давят сверху. :)
  • –3
    Получился эдакий Доктор Хаус: работает хорошо, но все его ненавидят.
    • +7
      Скорее Доктор Хаос
    • +5
      Почему считаете, что это работает хорошо?
  • 0
    Стыдно признаваться, но во многом узнаю себя. Хотя даже и не стыдно. Стыдно думать, что это все не про меня, что я офигенный управленец и сам все знаю. На самом деле так уж складываются обстоятельства, что мы становимся такими)) З.Ы.: Но мы над этим работаем.
    • –1
      Думал Ильдар(веду один проект сейчас и там он ПМ), проверил профиль, не, вы не с Челябинска и зовут вас не Ильдаром. :-)
  • +1
    КДПВ настолько великолепна, что прямо-таки просит сделать из нее целую серию демотиваторов!
  • +1
    В посте не хватает ещё иллюстраций в стиле «Вредные советы Г.Остера».
    Кому интересна тема менеджеров советую почитать:
    image
    Мне кажется по этим правилам «работают» только в госкомпаниях, в особенности по последнему правилу.
    • +1
      В любых крупных, на самом деле. Особенно тех, у которых IT — это всего лишь часть бизнеса.
    • 0
      Вы слишком хорошего мнения о частниках.
      Я шесть лет проработал в одной государственной структуре. Столько мрака повидал…
      Сейчас я там на полставки болтаюсь ибо полноценно передать всё хозяйство да вырастить смену надо года два.
      Так вот, самые страшные бумажные вопросы мой отдел по привычке отдает мне.
      Я недавно подсчитал, что за последние пару месяцев у меня не было сложных ситуаций с бумагами по государственной линии.
      А вот так, чтобы частники достали с бюрократией до мата — такое пару раз было. Матерился конечно не вслух, но не суть…
  • +1
    Утечка информации с секретных курсов менеджмента?
  • +2
    9 из 10… боже, 9 из 10. То есть тьфу, 10 из 12. А я-то думал мне только кажется, что на работе какая-то хуйня нездоровая происходит.
    • 0
      [humor]Мне всё время кажется, что со мной постоянно происходит какая-то нездоровая хуйня. Что самое странное и неприятное, что она меня никак не отпускает, несмотря на все мои старания и попытки. Нет, не подумайте плохого, я всего лишь программист.[/humor]
  • +1
    Насчёт «сделать самому» — иногда это сильно проще, чем проводить задачу через нескольких людей. При этом нужно знать меру и изменения должны быть понятными, это раз, и два, желательно сказать о них заинтересованным людям.

    Я вполне серьёзно говорю, потому что иногда пойти и дописать пару строчек (под парой строчек я имею в виду не больше 30-40 символов без изменения логики программы) куда эффективнее, чем отвлекать людей на issue.
    • 0
      Абсолютно поддерживаю. Минусовал глупый человек без реального опыта проектной работы.
  • 0
    Дедлайн в пятницу всегда означает понедельник. — это в точку)

  • 0
    Сохраню в избранное, а лучше распечатаю. Не могу похвастать, что хоть раз не нарушал бы каждый из пунктов, а некоторые нарушаю постоянно — особенно про «вчера». Спасибо автору за мотиватор.
  • 0
    Насчёт пункта про «Делать всё самому»: плох тот менеджер, который хотя бы по верхам не представляет себе специфику работы специалистов.
    • +3
      Тут есть два полюса, на самом деле. Один полюс — это «менеджер из ниоткуда», когда над группой инженеров ставят менеджера, который специфику предметной области понимает плохо, зато зарекомендовал себя, как «хороший управленец». Такой товарищ опасен, в первую очередь, постройкой культа карго — он «что-то услышит» — и айда внедрять.

      Но есть второй полюс — менеджер, которого подняли из инженеров, при том, что ему самому управленческая работа не слишком интересна. Он может быть склонен игнорировать задачи управления людьми, ресурсами и процессами, причем морально прикрываясь тем, что у него ещё технической работы валом.

      А истина традиционно посерединке.
  • +1
    Интересный текст, многое так, но не всегда. У меня руководителем был коммерческий директор одной крупной московской компании с 4 млн. клиентов. Планы особо не вел. Достаточно было ему периодически давать просто по электронной почте основные вехи. Сам мог работать — если была проблема, то засучивал рукава и влезал в проблему вплоть до мелочей. Под управлением было примерно 1000 человек. После его ухода впечатление у всех осталось крайне благоприятным. Планы по продажам всегда выполнял.

    Сейчас живет в США, основал там стартап в области финансов.

    Так что бывают менеджеры без диаграмм ганта, увлеченный, готовый работать до 11 вечера, способный на ходу менять план, если изменение позволит добиться лучшего результата. Я знаю таких двух.
    • 0
      Нет ничего плохого в том, чтобы менять план. Плохо — не иметь плана, хотя бы в виде вех.
      • 0
        В общем, да. Я и хотел сказать своим комментарием — что главное авторитет, харизма и профессионализм менеджера. А решает он проблемы диаграммами ганта, совещаниями или личными звонками — дело десятое.
      • 0
        План (в смысле, детальный), по-моему, нужен, чтобы избежать простоев и взаимных помех (да, и как в некоторой степени, математик, могу сказать, что их, как и все остальные накладки можно в итоге свести тоже к простоям;-) ). Если простои не грозят, то постройка плана не ускорит работу.
  • 0
    первый совет — хороший совет.
    Ни разу в жизни не видел плана разработки, который не был бы похерен через несколько недель.
    • 0
      а он есть)))
      • 0
        У нс сейчас идет крупный проект. По моим оценкам — завершен уже процентов на 70%. При этом бедный PM все еще проводит согласования в электронной системе документооборота, периодически что-то детализирует (там уже более 600 строк) :), а периодически все понимают, что реальное дело обогнало план-график, и нужно его глобально актуализировать. После этого цикл бессмысленных согласований начинается практически заново. :) Наблюдать за этим очень увлекательно.
  • +1
    Мой менеджер набрал 9 из 12-ти ))) Кстати, его увольняют )))
  • +1
    «Как убить проект конкурентов? 12 правил шпиона-менеджера» :-)
  • 0
    обратная сторона «медали» )

    12 правил плохого программиста.

    1. Никогда не думай о бизнес-процессах, не читай про маркетинг, SEO. Писать код гораздо интереснее, чем понимать, зачем.
    2. Постарайся не думать о приоритетах. Начинай делать ту задачу, которую тебе проще решить.
    3. Если задачу делать не хочется — скажи, что это невозможно.
    4. Не отвечай на скайп и почту, старайся игнорировать коллег.
    5. Если просят добавить одну строчу текста — говори, что на уйдет минимум полдня. Все равно не смогут проверить.
    6. Если сроки сорваны — сваливай все на плохую постановку, никогда не признавай своих ошибок.
    7. Не вдумывайся в постановки — они все равно неправильно написаны.
    8. Если задача поставлена менее, чем в брошюре на 24 листа — требуй подробного техзадания. Если у тебя есть техзадание — не читай его, это
    не интересно.
    9. Не называй сроков — как сделается, так сделается.
    10. Старайся не расти профессионально, делай, как привык.
    11. Не бери на себя ответственность, ты всего лишь исполнитель.
    12. Работай с 9 до 18 — ни секундой больше. А лучше, приди попозже, а уйди пораньше.
    • +1
      а можно ответить?

      1. А зачем? Писать код действительно интереснее, и зарплату платят не за маркетинг, и доли в компании все равно не дадут, так в чем тогда мотивация? Вот предметную область знать надо, но лишь для того чтобы проще было код писать.
      2. палка о двух концах. Если время позволяет, хороший способ разогнаться в поток — взять простую интересную задачу и, выполнив ее, переключиться на сложную нудную.
      3. всегда так делаю, грешен :) но я еще и объясню, почему нельзя. а если не смогу — придется делать :)
      4. я бы скайп и вовсе выключал, кроме каких-то оговоренных часов. когда работаешь в потоке — все эти штуки ужасно мешают. отключился от всего — сделал задачу, открыл почту/скайп и ответил всем.
      11,12. все верно. а в чем мой интерес поступать иначе?
      интересная работа и возможность работать так как я хочу, хороший климат? ок, вот я уже и сам не заметил, что давно домой пора.
      хороший бонус за сдачу проекта вовремя или раньше сроков? доля в компании? ок, я буду сидеть до победного и проверю чем занимаются остальные. помогу отстающим.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка