Pull to refresh
73.07

Фишинг «своими руками». Опыт компании «Актив», часть вторая

Reading time 5 min
Views 13K


В первой статье я рассказал о теории вопроса, теперь же от теории перейдем к практике. Итак, мы успешно установили систему, настроили ее и готовы приступить к «фишингу» на собственных сотрудниках :)


План


План у нас достаточно простой. На первом этапе мы рассылаем несколько разных писем по всем сотрудникам. Рассылки выбираем персонифицированные (спирфишинг). Ссылка в рассылке ведет через пустую страницу (которая нужна для анализа переходов) на оригинальную страницу сервиса. Первый этап посвящен по сути чистому эксперименту с целью определения всей глубины проблемы. После первого письма мы официально объявляем всем сотрудникам, что письма рассылали мы и направляем всех на страницу с обучением по борьбе с фишингом.


Через неделю проводим второй этап, похожий на первый (письма с новым содержанием), но ссылка в письмах уже напрямую ведет на нашу страницу обучения. Третий этап — контрольный. По итогам проводим сравнение и видим динамику переходов по ссылке и обращений в ИТ-отдел. С теми, кто продолжает «попадаться», проводим индивидуальную работу. План в целом был выполнен и признан успешным, но жизнь внесла в него коррективы.


Сбербанк


В нашей компании, как и во многих, зарплата перечисляется на карты. Карты Сбербанка занимают лидирующие позиции. Почему бы не начать фишинг с проверки «Сбербанком», подумали мы, и сделали первый шаблон писем, который выглядел следующим образом (к слову, этот и все остальные шаблоны, мы не придумали сами, а нашли его в интернете). И вот наступил день «X», и сотрудники получили подобное письмо.



По ссылке мы сделали очень простую страницу:


      <!DOCTYPE html>
      <html>
      <head>
      <meta http-equiv="refresh" content="0; url=https://online.sberbank.ru"/>
      </head>
      <body>
      </body>
      </html> 

Как видно из кода страницы, происходит редирект на настоящий сайт «Сбербанка». Нам был важен лишь сам факт перехода.


Госуслуги


Сбербанк — это хорошо, но одного его для первой рассылки нам показалось недостаточно. Что же еще будет интересно сразу всем сотрудникам компании? Госуслуги. Они все больше и больше входят в нашу жизнь и множество людей ими пользуются, соответственно, это вполне достойный объект для рассылки. Побродив по просторам сети, подвернулся и интересный спам-шаблон:



Ссылка снова была пустая, страница во многом аналогичная сбербанковской, но ссылающаяся на другой ресурс.


      <!DOCTYPE html>
      <html>
      <head>
      <meta http-equiv="refresh" content="0; url=https://www.gosuslugi.ru"/>
      </head>
      <body>
      </body>
      </html> 

Результаты первого этапа


Итак, мы запустили рассылку. Первый час-два была тишина: кто-то переходил по ссылке, кто-то не переходил. Затем в ИТ-отделе стали раздаваться звонки. Стоит пояснить, что сотрудники у нас в компании достаточно продвинутые. Рядовой менеджер у нас должен знать, что такое PKI и с чем его едят. Поэтому самое мягкое, что мы получали по телефону или в jira, были сообщения вида «Какой-то странный спам к нам пришел. Подкрутите спам-фильтры». Ближе к обеду пришли на работу программисты, и они заинтересовались нашими письмами. Довольно быстро был обнаружен наш сервер рассылки, и вот тут началась небольшая паника — нас что, взломали? Пришлось провести небольшую разъяснительную работу с рядом руководителей и погасить панику, но сарафанное радио было уже не остановить. На этом этапе мы поняли, что допустили одну ошибку.


Не стоит использовать для размещения системы внутрисетевые ресурсы. Даже, если вы управляете днс, можно просто пропинговать ваш домен и понять, что он находится внутри сети. Арендуйте виртуальную машину во вне сети и настройте днс на него, или купите несколько доменов для полной чистоты эксперимента.

Начиная со второго этапа, мы уже исправились. Подобной проблемы у нас больше не возникало.


Бухгалтерия


Отдельной истории заслуживает реакция бухгалтерии. Бухгалтерия принимает участие в выплате зарплаты сотрудникам, и получив наши «письма счастья от Сбербанка», не могла не отреагировать. Сделала она это бурно и прекрасно. Лучшей реакции при реальном «фишинге» нельзя и представить! Бухгалтерия сделала три вещи. Во-первых, позвонили в Сбербанк и уточнили подлинность писем. В Сбербанке объяснили, что это фишинг, не нужно ничего скачивать и переходить по ссылкам. Во-вторых, сотрудники бухгалтерии сообщили в ИТ-отдел об инциденте со спам-рассылкой. И самое ценное, бухгалтерия предупредила всех сотрудников компании об опасности полученных писем.



Еще раз напомню, что это была не постановочная, а реальная реакция сотрудников компании. Кроме руководства компании, о запланированных письмах никто не знал. На первом этапе нам важно было понять, как поведет себя компания в условиях фишинговой атаки. Проведя последующий разбор и анализ ситуации, мы поняли, что частично подобная бурная реакция была спровоцированная нашей второй ошибкой:


Не стоит производить рассылку всем и сразу. Подобные рассылки вызывают быстрый эффект сарафанного радио и на первом этапе могут исказить реальную проблему. Нужно разделить сотрудников по группам так, чтобы сотрудники с одной и той же рассылкой находились далеко друг от друга и не могли быстро обменяться подозрениями. Рассылки стоит квантовать и избегать массовой рассылки в одно время.

Социальные сети


Сотрудники пользуются социальными сетями, и мы одновременно мониторили их реакцию на этих ресурсах.




Посты вызывали интересные дискуссии (следует учесть, что «тусовка» наших сотрудников весьма «ибэшная»).




Обсуждались интересные теории получения базы почтовых адресов.





Обучение


Для обучения сотрудников была создана специальная страница, где на простых примерах объяснялось, как можно понять, что письмо является фишингом. Приведу здесь небольшой пример из страницы, а уже в конце статьи в архиве приложу ее полный вариант.



Контрольный этап


Второй этап происходил уже достаточно спокойно. Ни бурного обсуждения, ни конспиративных теорий не было. Те, кто переходили по ссылке, попадали на нашу страницу обучения и понимали, что это «ИТ-отдел снова запустил проверку». Интересней была реакция на контрольный этап проверки без страниц обучения. Ее можно охарактеризовать следующим тикетом:




Все больше и больше сотрудников реагировали так, как нам было нужно.


Итоги


Чего же нам в итоге удалось достичь:



Самое важное – мы научили сотрудников не переходить по подозрительным ссылкам. С 39% на первом этапе нам удалось снизить число перешедших до 9%. Т.е. периметр возможной атаки был уменьшен в 4 раза. Увеличилось число людей, которые стали не просто игнорировать фишинговые письма, но стали сообщать о них. Стоит отдельно заметить, что система фиксирует конкретных лиц, и с оставшимися 9% уже вполне можно работать персонально, что мы успешно и делаем.


Вместо заключения,


хочу привести еще несколько писем и приложить ссылки на архивы с образцами фишинг-писем и обучающую страницу.



Данное письмо имело определенный «успех» на контрольном этапе.



В сезон сдачи отчётностей письма из налоговой очень актуальны.



Банки в фишинге никогда не теряют актуальности.
Как и обещал, прикладываю два архива:



Занимайтесь обучением сотрудников компании. Устраивайте разнообразные проверки. Причем делайте это не разово, а организуйте проверки на регулярной основе. Одного раза людям может быть недостаточно. Если это не сделаете вы, это сделает злоумышленник и атака может быть успешной.

Tags:
Hubs:
+13
Comments 5
Comments Comments 5

Articles

Information

Website
aktiv-company.ru
Registered
Founded
1994
Employees
101–200 employees
Location
Россия