ПО для электронных архивов и библиотек, оцифровка
39,86
рейтинг
12 ноября 2011 в 23:20

Управление → Как преподается электронный документооборот в техническом ВУЗе

ECMХочу рассказать о семилетнем опыте ведения курса Enterprise content management (ECM) в питерском электротехническом универе.

Предмет: СЭД и ECM


Последние годы отмечены весьма интенсивным развитием ECM-рынка. Многие государственные и коммерческие организации переходят на электронный документооборот и электронное хранение документов. В этой связи возрастает потребность в специалистах, обладающих актуальными знаниями и умениями в области ECM.
Инженеры и программисты должны уметь обеспечить техническую сторону вопроса. Документоведы должны знать специфику электронного документооборота. Финансистам и экономистам нужно знать тонкости работы с электронными финансовыми документами. Переход на электронный документооборот влечет за собой и изменения в юридической практике — следовательно, возникает необходимость дать соответствующие знания будущим юристам.
Задачи преподавания курса ECM в вузе можно сформулировать следующие образом: во-первых, это формирование у студентов представления о теоретико-методологических основах управления информацией, а во-вторых — изучение специфики использования современных средств и методов управления информацией в конкретных предметных областях.

При подготовке курса перед преподавателем неизбежно встает вопрос: где взять материалы? Учебная литература по ECM на русском языке практически отсутствует. Имеющиеся в Интернете материалы, как правило, «заточены» под вполне конкретные продукты конкретных компаний и для обучения в вузе слабо подходят. Поэтому без обращения к зарубежным источникам не обойтись. Из зарубежных интернет-сайтов можно обратить особое внимание на следующие:

www.aiim.org — Сайт ассоциации по системам управления обработки информацией и изображений (на английском языке);
www.piaf-archives.org/espace-formation/course/view.php?id=9 — курс лекций по современному архивному делу (на французском языке),:;
www.arma.org — сайт Американской ассоциации по управлению записями (на английском языке);
dlmforum.eu/index.php — сайт Европейской организации по управлению жизненным циклом документов (на английском языке);
archivesonline.wordpress.com — блог по использованию цифровых технологий в архивном деле (на французском языке).
fileformats.wordpress.com — блог по вопросам хранения цифровой информации.

Участники карнавала


Студент: Я бы в «сэдовцы» пошел. Пусть меня научат. Где и кто этому учит?
Преподаватель и кафедра: Хотим преподавать электронный документооборот в родном институте. Куда обратиться, кто поможет подготовить учебный курс, какое ПО выбрать?
Разработчик ПО: Что мы готовы дать ВУЗам? Какую выгоду с этого получим?

Наш опыт реализации: заручившись поддержкой кафедры, найти ИТ-партнера, а лучше нескольких.

— Ваш чемодан?
— Этот без ручки? Мой!


Кому-то по наследству достаются квартиры и машины, а мне достался «Электронный документооборот и платежи». 2004 год, с кафедры уходит руководитель направления со своей командой преподавателей, в срочном порядке оставшимся на кафедре преподавателям раздаются «освободившиеся» предметы. К тому моменту в своей компании мы уже несколько лет как разработали и внедряли клиентам систему электронного архива АЛЕЕ Архив (позднее переименована в STOR-M). Но разрабатывать и внедрять информационные системы еще не значит быть готовым их преподавать студентам.

Как намывалось золото


Даже сегодня в российском интернете мало академической информации по предмету, одна сплошная реклама. Зарубежные ресурсы конечно богаче, однако перевод и локализация под нужды ВУЗа — колоссальная работа, требующая много времени, специальных навыков и мотивации. В поисках чего-либо готового обратились к двум компаниям ЭОС и DocsVision, но на тот момент ничего кроме лицензий нам не было предложено. Готовых академических курсов или близких к ним бизнес-курсов не имелось. Тогда мы обратились в Документум Сервисиз Раша (Documentum Services Russia) ныне EMC Documentum.

Была проведена встреча с менеджерами, отвечающими за партнерскую активность и учебный процесс. Их основное сомнение заключалось в фразе: «Мы вас отучим, как и нескольких вузовских преподавателей ранее, а вы через некоторое время растворитесь в тумане». Решающим аргументом стало, то что наш основной бизнес лежит в области электронного документооборота и у нас есть серьезные стимулы не сворачивать проект. Согласие было получено.

В январе 2007 года прохожу обучение на курсе «Технические основы Documentum», 40 часов, преподаватель Константин Бажухов, итоговый экзамен-тест сдавал наряду со всеми слушателями (сисадминами и внедренцами), пришлось попотеть, но минимальный проходной бал я честно получил, чем остался крайне доволен. В ноябре 2008 года курс «Основы ЕСМ» + «Внедрение ЕСМ решений», 40 часов, преподаватель Альберт Бертяков. Курс имеет много общего с аналогичным AIIMовским, был локализован и значительно дополнен Альбертом аналитикой и российской практикой.

Что получилось


Полученная от Documentuma программа была адаптирована под студентов старших курсов специальности 0719 «Информационные системы в технике и технологиях». Теория «Основы ЕСМ» + «Внедрение ЕСМ решений» + «Технические основы Documentum» + «Система электронного архива STOR-M» + лабораторные работы, суммарный объем курса – 160 часов. С переходом на двухуровеную подготовку курс разделен на два: для бакалавриата и магистратуры. Студенты получают знания и навыки, которые вне стен института можно получить только за деньги. Наших выпускников с удовольствием берут в компании внедряющие ECM, не только Documentum и STOR-M.

Вывод


Таким образом, факторами успеха данного курса стали:
1. Хорошая теория. Переводные материалы, материалы вендоров, рыночная аналитика, опыт реализованных проектов в собственной компании.
2. «Правильный» софт и полноценный практикум.
3. Сопутствующие предметы. Одна яблоня еще не вишневый сад. Для полноценного развития специалиста мы читаем: «Проектирование информационных систем», «Сбор требований SRS», «Управление ИТ инфраструктурой ITIL» и многое другое.
4. Повышение квалификации преподавателя. Самостоятельно обновлять материалы не хватает времени, периодические курсы и семинары очень помогают.
5. Техническая поддержка. Осуществляется собственным сисадмином.
6. Работа преподавателя по профилю предмета. Являюсь генеральным директором ООО АЛЕЕ СОФТВЕР внедряем электронные архивы и промышленно оцифровываем документы.
7. Маркетинг и PR читаемого курса. Я неоднократно участвовал в совместных с EMC Documentum семинарах и конференциях, интерес огромный как среди коллег, так и среди студентов.

Готов поделиться информацией со всеми заинтересованными.

P.S. Приглашаем преподавателей ВУЗов на очную встречу и обсуждение проблем преподавания информационных технологий на EMC Academic Forum Russia, который пройдет в Питере 21-22 ноября. Места вроде еще есть.
Автор: @staskin1
ALEE Software
рейтинг 39,86
ПО для электронных архивов и библиотек, оцифровка

Комментарии (13)

  • 0
    Насколько мне известно, тот же DocsVision преподается, например в Московской академией рынка труда и информационных технологий. PS: был разработчиком на платформе DocsVision около двух лет.
    • +1
      Если сейчас зайти на сайты разработчиков СЭД мы легко найдем десятки вузов, подключенных к его академической программе, но в 2004 году ничего полноценного не было. Предлагались академические лицензии и материалы по бизнес-курсам, сильно походившие на пользовательский хелп к системе.
  • 0
    Еще при прочтении заголовка в голове возникла первая мысль: «Никак..?»
    • 0
      Такая мысль возникает, когда с нуля начинаешь ковырять проблему, поэтому во многих вузах этот вопрос находится на уровне «НИКАК».
  • 0
    нам, в ИТМО, пока дали только теорию по электронному документообороту на 3 курсе и не более. Никаких лабораторных нет.
    • –4
      ИТМО ИТМУ рознь, у нас электронного документооборота не было, и вряд ли будет. Да и не особо то и хочется.
    • 0
      Чтобы дать лабы, надо поднять на серверной стороне Документум с учебными стендами. Для этого кроме железа еще нужен толковый сисадмин, у меня таковой есть в компании и его я привлекаю к поддержке данного курса. Технари вендора могут только проконсультировать по телефону и почте. Поэтому я и писал формулу успешного курса в конце статьи.
    • 0
      а Вы не могли бы рассказать, как выстроен курс в вузе, где Вы учитесь, какие темы рассматриваются, на какое количество часов он рассчитан?
      • 0
        Если мне не ошибает память, в ЛИТМО курс по ECM читает молодой преподаватель Дмитрий Макаров. Пару раз мы с Сергеем Дмитриевым (на тот момент курировал академпрограмму EMC Documentum) были в ЛИТМО кафедре ВТ на презентациях курса для студентов младших курсов.
  • 0
    Поделитесь информацией — это теоретический курс по теме или разъяснения по организации в целом? Для меня тема интересна в плане саморазвития, поэтому здорово было бы почитать теоретическую основу с рекомендациями где копать глубже.
    • +2
      Учитывая, что вы не первый кто спрашивает содержание, размещаю основные вопросы, рассматриваемые на курсе:

      1)ECM – определения, виды. Бизнес стимулы для ECM.
      2)Концепция технологического «цикла ажиотажа».
      3)Жизненный цикл содержания.
      4)Безопасность содержания. Технологические аспекты. Управление безопасностью в корпоративных масштабах.
      5)Долговременное хранение данных. Принципы, технологии.
      6)Бизнес процессы. BPM.
      7)Транзакционное содержание. Проблемы, управление, технологии.
      8)Управление знаниями. Виды знаний, и их трансформация.
      9)Compliance, раскрытие информации (e-discovery).
      10)Находимость информации. Технологические аспекты. Поиск.
      11) Метаданные. Определение, свойства, стандарты.
      12) Классификация. Определение, BCS, контролируемые словари.
      13)Стандарты ECM международные и российские.
      14)Рынок ECM. Прогрраммное обеспечение с открытым кодом.
      15)WEB 2.0, Enterprise 2.0 технологии, проблемы.
      16)ECM стратегия. Назначение, цели, методология разработки.
      17)Формирование бизнес требований к ECM-среде.
      18)Корпоративные принципы ECM.
      19)Бизнес-обоснование ECM.
      20)ИТ-инфраструктура ECM.
      21)Реализация ECM. Пилот и модельный офис. Пакеты работ.
      22)Факторы успеха, риски ECM.
      23)Версии и представления документа, предпочтения форматов.
      24)Объектно-реляционная модель: понятие объекта, представление ее в реляционной структуре данных.
      25)Пользователи и привилегии. Методы авторизации пользователя, типы привилегий.
      26)Группы и роли. Задачи, отличительные особенности.
      27)Безопасность объектов. Основные права доступа на объекты. Безопасность папок.
      28) Трехзвенная архитектура систем. Уровни, составные части.
      29) Технологические процессы (Workflow). Рассказать на примере жизненного цикла документа.
      30) Пользовательские типы. Словари данных.
      31)Виртуальные документы. Выполняемые задачи, свойства.
  • 0
    Я, как человек, работающий в отрасли, и как выпускник ЛЭТИ, очень сожалею, что в мою бытность у нас такого курса не было. Возможно, он решил бы множество проблем менеджеров, которые работают в индустрии, и не обладают общим понятийным аппаратом
    • 0
      Курс читается, дай бог памяти, с 2001 года самостоятельно и с 2007 года с EMC Documentum на кафедре АПУ, Весь Лэти к сожалению охватить мы не можем.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Управление