ПО для электронных архивов и библиотек, оцифровка
39,88
рейтинг
30 декабря 2011 в 15:51

Разное → Как запустить стартап при ВУЗе


Почти все студенты еще с институтской скамьи мечтают о запуске собственного стартапа, который выстрелит не хуже, чем у Цукерберга или, как минимум, у Дурова. Социальные сети, игры, новые сервисы открываются тут и там. По какому пути пойти, какую форму бизнеса выбрать, как развиваться на самом важном начальном этапе и наломать поменьше дров? Расскажу об одном опробованном варианте.

Я хотел бы посвятить эту статью тому, зачем мы создали ООО совместно с СПбГЭТУ (ЛЭТИ) и что получили в итоге. Буду рад поделиться опытом, который, надеюсь, поможет реализовать ваши идеи.

В любом бизнесе есть этап «индивидуальный предприниматель», но настает момент, когда вы понимаете, что дальнейшего развития не будет без открытия юридического лица. Решение организационных проблем при открытии может накрыть вас с головой настолько, что времени и сил на развитие самой бизнес-идеи может не оказаться. Помощь может прийти с совершенно неожиданной стороны — обратитесь в институт, который вы закончили (или заканчиваете). 10 лет назад наша команда так и поступила, лаборатория в 30 метров стала нашим первым офисом, а сотрудники стали преподавать на кафедре информационные технологии. С тех пор много воды утекло и многое изменилось.

За последние два года резко возросла активность российских ВУЗов в направлении создания хозяйственных обществ совместно с бизнес-структурами и частными лицами. Одной из причин тому стало вступление в силу Федерального закона N 217-ФЗ 15 августа 2009 года.

Интерес бизнеса


Создание совместно с ВУЗом инновационного предприятия несёт в себе ряд замечательных возможностей. С одной стороны ВУЗ — монстроидальная, неповоротливая и крайне бюрократичная структура, в лучших традициях советских госучреждений. С другой — это организация со сформированной инфраструктурой, включающей сотни помещений, тысячи единиц оборудования, ЛВС, силовые сети и т.д. Даже если не учитывать преимущества от 217-ФЗ, сотрудничество с ВУЗом даёт ряд преимуществ:
  • ВУЗ может предложить аренду помещения на льготных условиях,
  • ВУЗ может предоставить оборудование,
  • в ВУЗе есть юридический отдел, бухгалтерия, маркетинг и другие подразделения, в которые можно обратиться за советом и помощью,
  • в конце концов, ВУЗ может оказать помощь при регистрации общества.
Но едва ли не самое главное: вы можете получить доступ к госбюджетным проектам, которые могут выполняться только предприятием с государственным участием. Такие проекты, зачастую крупные, как вода необходимы стартапам. Не меньше в них заинтересован и сформировавшийся бизнес.
Помимо этого, ряд преимуществ предлагает 217-ФЗ:
  • Во-первых, это льготное налогообложение. Согласно Федеральному закону N 310-ФЗ, компаниями, созданными по 217-ФЗ, может применяться Упрощенная система налогообложения (УСН). Это означает, что у компании отсутствует НДС (18%), общая ставка по страховым взносам составляет лишь 14 % (против действующих для остальных организаций 34) и при выборе объекта налогообложения — «Доходы», ставка налога составит 6%, которая может быть уменьшена до 3%.
  • Во-вторых, закон даёт возможность без длительных конкурсов арендовать помещение в своём ВУЗе или НИИ.
Не менее важно и то, что закон выступает катализатором для ВУЗа, побуждающим его создавать совместные предприятия.

Наш шкурный интерес


Почитав вышеуказанную информацию в середине 2011 года, мы решили открыть совместное предприятие под новые бизнес-направления. Наши чаяния были следующими (некоторые поясню):
  • Легализация коммерческой деятельности в ВУЗе
    Долгое время наша команда «сидела» на площадях кафедры как группа действующих преподавателей. Больше всего вопросов возникало у комиссий, проверяющих деятельность кафедры. Еще недавно заниматься бизнесом в стенах альма-матер было зазорно.
  • Оптимизация расходов на аренду
  • Снижение налогового бремени
    Зарплатные налоги — наиболее серьезная статья расходов компании. Сэкономленные средства можно пустить как минимум на развитие или просто увеличить сами зарплаты.
  • Доступ к ВУЗовским проектам
  • Доступ к оборудованию
    Расстраивает факт неиспользования дорогого аппаратного и программного обеспечения, закупаемого учебными заведениями по различным грантам и целевым программам. Малое предприятие при ВУЗе нуждается в нём и может найти ему правильное применение.
  • Возможность участия в государственных конкурсах и программах
    Мы, например, до создания предприятия с ВУЗом, не имели доступа к минобровским проектам, не работали со многими государственными ведомствами, в том числе и ВПК. Теперь же ситуация меняется в лучшую сторону. И, наконец, у нас появляется возможность участвовать в различных региональных и федеральных программах и конкурсах, направленных на поддержку инновационного малого предпринимательства и субсидирование его расходов.

Интерес ВУЗа


А нужно ли это ВУЗам? Да, нужно, и причин несколько. Для начала — не самый позитивный, но типично российский момент. Принятие 217-ФЗ сопровождалось громкими выступлениями Дмитрия Медведева и Андрея Фурсенко, призывавших ВУЗы дружно создавать малые инновационные предприятия. В России пожелания руководящих лиц обычно воспринимаются как приказы. Соответственно, Рособразование оказывало некое давление на ВУЗы в этом направлении, требуя создавать компании. Ситуацию усугубил 83-ФЗ, согласно которому госучреждения нынче обязаны зарабатывать деньги и вести коммерческую деятельность.

Далее более очевидные причины:
  • ВУЗы получили возможность коммерциализировать свои научные разработки, привлекать внебюджетные инвестиции.
  • ВУЗы могут проводить через малые предприятия заказные НИОКР в целях использования налоговых льгот и целевого использования прибыли.
  • Через малые предприятия ВУЗы могут осуществлять закупки оборудования и материалов без проведения длительных конкурсных процедур.
  • Малое предприятие — это более высокооплачиваемые чем преподавание рабочие места для сотрудников и студентов ВУЗа.
  • ВУЗы имеют большой опыт участия в конкурсах, умеют «выбивать» проекты. Но, к сожалению, многим ВУЗам не хватает исполнителей проектов. Малые предприятия же имеют ресурсы для выполнения проектов, и они могли бы отлично закрыть эту «дыру».
  • Наконец, ВУЗы могут использовать деятельность малого предприятия в образовательном процессе. Так при обучении студентов появляется больше практических занятий, больше «примеров из жизни». На базе предприятия студенты могут проходить практику, выполнять аттестационные работы.
Таким образом, очевиден интерес всех сторон. Решение на поверхности: создать совместно с ВУЗом малое инновационное предприятие.

Как открыть компанию?


Учредителями малого инновационного предприятия являются 2 стороны: ВУЗ и бизнес. Последний может быть представлен двумя вариантами:
  • Коммерческая компания (юридическое лицо)
  • Частные учредители (физические лица)
Большинство из созданных при СПбГЭТУ малых предприятий учреждены по форме: «ВУЗ + физические лица». Все они являются стартапами сотрудников и выпускников. Кстати, люди, пришедшие «с улицы» также могут получить рабочее место для реализации своих идей. В СПбГЭТУ для этих целей есть МИЦ — Молодёжный инновационный центр. Для получения оснащённого рабочего места и помощи бизнес-инкубатора, претендент должен представить свои идеи и наработки. После прохождения инкубационного периода, любой участник МИЦ может также организовать совместную с ВУЗом компанию.

Имея сформировавшийся бизнес (и по некоторым политическим соображениям), мы выступили учредителем малого инновационного предприятия как юридическое лицо.

Формирование пакета документов

Ознакомившись с 217-ФЗ и другими нормативными документами по теме, заручившись поддержкой двух ключевых лиц (заведующего кафедрой и проректора по научной работе), мы начали готовить документы. Оперативная работа велась с начальником управления инновационной деятельности ВУЗа, который и курировал работы по открытию как нашей, так и ранее созданных компаний. Получив от него пакет «заготовок» учредительных документов, мы отредактировали их под свои задачи и отдали на регистрацию ООО сторонней компании.

Обзор необходимых документов:
  • Служебная записка ректору ВУЗа с просьбой рассмотреть предложение кафедры и компании-соучредителя о создании при СПбГЭТУ общества с ограниченной ответственностью — это самый первый документ. На основе служебной записки ректор выносит данный вопрос на заседание Ученого совета.
  • Презентация предприятия. Необходимо провести презентацию создаваемого предприятия на заседании Ученого совета. Для этого мы приготовили короткую, строгую и невзрачную презентацию по форме ВУЗа и сопроводительную речь к ней. Ученый совет ВУЗа одобряет предложение о создании предприятия.
  • Протокол собрания учредителей общества. В документе перечислены постановления учредителей о существенных аспектах общества, в том числе постановление создать общество, заключить договор об учреждении и согласовать устав общества.
  • Договор об учреждении общества.
  • Устав общества. Детальное описание всех граней общества.
  • Лицензионное соглашение на передачу вновь созданному обществу неисключительных прав на использование РИД.
На что следует обратить внимание
  • Согласно 217-ФЗ доля ВУЗа в уставном капитале общества должна быть более 33,3%
  • Права на результат интеллектуальной деятельности, вносимый ВУЗом в качестве вклада в уставной капитал, обязательно должны принадлежать ВУЗу.

Выбор места нахождения (ex. юрадрес)

Учитывая, что в дальнейшем компания будет располагаться на территории ВУЗа и будет официально арендовать помещение, в качестве места нахождения общества целесообразно указать адрес ВУЗа, как мы и поступили.

Налогообложение

При открытии компании необходимо сразу сообщать в налоговую (отдельным заявлением) о типе налогообложения, которое будет использоваться компанией (упрощенная УСН или общая ОСН). Тут надо советоваться с бухгалтерами — начинающим компаниям рекомендуем выбирать упрощенку.

Счет в банке

Необходимо было предоставить нотариально заваренные копии уставных документов всех учредителей. Документы института можно получить в юридическом отделе или как в нашем случае, сделать нотариальные копии с оригиналов, выданных под расписку сотруднику ВУЗа. Затруднение вызвало отсутствие договора аренды помещений (есть такое требование Центробанка РФ по противодействию отмывке и терроризму). Как временное решение вопроса помогло гарантийное письмо из ВУЗа о предоставлении помещений в аренду. Факт открытия счета обязательно должен быть сообщен в налоговую и фонды, иначе последуют огромные штрафы.

Письмо в ЦИСН

Решение о соответствии созданного предприятия Федеральному закону 217-ФЗ выносит Центр исследований и статистики науки. До внесения предприятия в ресстр хозяйственных обществ, созданных по 217-ФЗ, компания не сможет пользоваться льготами и преимуществами, прописанными в законе. Поэтому очень важным этапом будет подготовка и отправка Письма-уведомления в ЦИСН о создании малого предприятия. Вместе с письмом нужно отправить пачку заверенных копий учредительных и некоторых других документов. Кстати, заверять их у нотариуса не обязательно (чтобы не тратить деньги): копии всех учредительных документов могут быть заверены генеральным директором созданного общества, а копии документов, относящихся к ВУЗу, заверяются в ректорате.

Помещение

Чтобы ваша компания не была виртуальной и сотрудники не были разбросаны по кафедре, необходимо решить вопрос с помещением. Прямой, но не самый оптимальный вариант — заключить договор аренды с ВУЗом. Кстати хозяйственно-административной службе ВУЗа он не понравится, т.к. вы имеете права на льготы и они не дополучат внебюджетных средств. Вариант который устроит всех — создание специализированной учебно-научной лаборатории на кафедре. Кафедральные помещения не входят в арендный оборот, хозяйственники без претензий, да и с кафедрой проще договориться, закрыв частично учебный и научный процесс, улучшив отчетность, не говоря уже о хоздоговорных работах.
Процедура формирования лаборатории в документах: Служебная записка о создании учебно-научной лаборатории УНЛ → Договор о сотрудничестве → Приказ Ректора → Положение об УНЛ

Результаты в соответствии с поставленными задачами

  • Коммерческая деятельность внутри ВУЗа легализована совместным ООО и рядом договоров о сотрудничестве.
  • Помещения: отдали 100-метровое арендуемое помещение, получили 140-метровое в виде УНЛ.
  • Снижение налогового бремени
  • Доступ к ВУЗовским проектам уже получили: начали разрабатывать систему учета и регистрации научной и инновационной деятельности университета. О ней подробно расскажем в отдельном посте.
  • Доступ к оборудованию. Нам повезло: новый УНЛ институт решил оснастить новейшей мультимедиа и серверной техникой, с нас — ремонт помещения.
  • Возможность участия в государственных конкурсах и программах — еще впереди.
Как ни сокращал, статья получилось большая, а еще больше — осталось за кадром. Так что спрашивайте, с удовольствием отвечу.

P.S. Новую компанию назвали УРАНСОФТ


Благодарю staskin1 за помощь в подготовке статьи
Автор: @RGaifutdinov
ALEE Software
рейтинг 39,88
ПО для электронных архивов и библиотек, оцифровка

Комментарии (32)

  • +4
    В статье описаны как-бы всем очевидные вещи, но с неизвестной стороны. Спасибо!
    • +2
      Если читать по диагонали, все конечно очевидно. Когда ставится реальная задача и ее надо решать в ограниченные сроки, вопросов больше чем ответов и самое главное особо и посоветоваться не с кем.
  • +4
    Напомнило: «Если работа мешает учебе — к черту учебу!».
  • +3
    Выгодно такое взаимодействие каждой из сторон, расходы на реализацию проектов совместны, прибыли тоже. А кто чаще ищет себе компаньона, ВУЗы или бизнес?
    • +2
      Думаю, в большинстве случаев инициатива исходит со стороны бизнеса. Дело в том, что обычно «прорывную идею», инновацию несёт как раз бизнес, а ВУЗ выступает в качестве площадки. Соответственно, у представителей бизнеса «глаза горят», именно они ищут возможность коммерциализировать свою идею
      • +3
        А есть информация о компаниях, которые начинали взаимодействие с ВУЗАми по инициативе самих ВУЗов? Есть ли разница в качестве проектов, ведь ВУЗ при согласии на совместную работу наверняка оценивает возможные результаты проекта и отказывает тем, у кого проект сомнителен?
        • +1
          Решение о том, целесообразно ли создавать малое предприятие при ВУЗе решается на Ученом совете университета. Представители Ученого совета заслушивают презентацию от кандидата, на основе чего оценивают перспективность идеи, силу команды и т.п. Таким образом, заведомо слабые идеи не проходят. Все созданные предприятия должны быть максимально жизнеспособны.
        • +3
          На моей практике по инициативе ВУЗа совместная работа наоборот прекращалась. Пример, компания Гиперметод известный разработчик решений для организации дистанционного обучения, основанный сотрудниками соседней кафедры МО ЭВМ. Долгое время сидели в ВУЗе, но после очередного конфликта с административно-хозяйственниками плюнули на все и уехали в бизнес-центр.
  • 0
    Интересно было бы услышать опыт других компаний при ВУЗах, особенно тех, которые были образованы сравнительно давно и уже ощутили преимущества и недостатки этой схемы
    • +2
      Можете поинтересоваться у этих: hse-inc.ru/startups/projects

      И кстати для всех, аббревиатура «вуз» правильно пишется маленькими буквами.
      • 0
        Спасибо за ссылку, но я хотел бы пообщаться именно здесь, а не в кулуарах. Это интересно не только мне, но и моим коллегам, и, надеюсь, читателям.

        По поводу «вуза» не знал, думал, что допустимы оба варианта написания
    • +1
      Особенно интересно, как инвесторы смотрят на вуз в таких компаниях. Ведь вуз должен иметь минимум 25%+1(или 33%, в зависимости от формы собственности — ООО или ЗАО, ОАО).
      Кстати, для учредителей это тоже немаловажно — после раунда инвестирования их совокупная доля может оказаться равной доле вуза, что фактически лишает их контроля над компанией.
      • +1
        Мне казалось, что инвесторы инвестируют в людей с идеями, команды и коллективы, а не в формы собственности. Думаю, при наличии интереса, инвесторы в купе с инвестируемыми придумают как это оформить документально.
        • +1
          Т.е. Вы предлагаете в момент заключения инвестиций выкинуть вуз, создав под инвестиции новое юр. лицо, не связанное со старым, и перевести в него весь коллектив?

          На старое могут быть оформлены не только договоры, которые можно убедить партнеров перезаключить, но и патенты.

          Не говоря об этичной стороне этого дела — так кинуть свой родной вуз. После пары таких случаев следующим компаниям уже сложнее будет договориться с вузом.
          • +2
            Все, что вы написали правильно и логично, но в реальности происходит так как происходит. Новые направления выделяются в отдельные бизнесы, оформляются в итоге на отдельные юрлица, в них приглашаются новые учредители и инвесторы. Коллеги-предприниматели с опытом имеющие по 4-6 зарегистрированных компаний не дадут соврать. Какие-то направления бурно развиваются, какие-то отмирают, другие ни туда ни сюда и их приходится тащить как чемодан без ручки.

            Вопрос зависимости контроля над компанией от доли для малого и среднего бизнеса крайне спорный. У меня был коллега который не чувствовал компанию своей, имея 13% от бизнеса (остальные имели не более 25%) и наоборот есть шкурно заинтересованные лояльные нанятые сотрудники.

            Любые важные вопросы и по допинвестициям в том числе решаются путем переговоров и когда они встанут мы с вузом найдем консенсус, по крайней мере пока удавалось.
  • +7
    • +5
      Лозунг не совсем точно отражает происходящее на картине. Перед мужиками не столярный верстак, а токарный станок. Тут подошло бы что-нить из перефразированного Маяковского:

      ПРОГРАММИСТ РАБОЧИЙ

      Орут программисту:
      «Посмотреть бы тебя у токарного станка.
      А что твой код?
      Пустое это!
      Небось работать — кишка тонка».
    • +1
      О! Глядя на исходный плакат, пытался понять, что не так. Ваш вариант более узнаваем :-)
  • 0
    Alee Software… Что-то знакомое… )) В каких годах и в какой группе учились? :)
    • 0
      >Alee Software… Что-то знакомое… ))

      Станислав, мы с 2000 года мы занимаем стратегическое положение в помещениях №1237-1238 в промежутке между лабораторией-музеем Попова и мужским туалетом. Как пить дать, миллион раз на дню мимо проходили )))
  • +2
    По просьбе одного из хабравчан прокомментировать статью но в приложении к Украине задал тот же вопрос товарищу который занимается той же самой деятельностью но уже в КНУ имети Тараса Шевченка в Киеве и получил следующий ответ:

    1. Написано под Россию — законодательство, гос. политика и прочие
    особенности. У нас — сложнее, плюс ко всему этому гос. гранты и так
    есть кому расхватывать.

    2. Концептуально — все хорошо и правильно. Помещение, фирма,
    регистрация, налоги.

    3. Важен тот факт, что в принципе затронули такую тему. Респект
    автору. Первый раз читаю что-то подобное.

    4. Обычно если есть готовая идея для стартапа и работа по развитию, уж
    вопрос с помещением, СПД и юрлицом как-нибудь решат. А описанная
    ситуация больше всего подходит к тому, когда инициаторы проекта — все
    преподаватели, сидящие в одной лабе или на одной кафедре. Тогда им,
    возможно, и правда проще делать фирму у себя в вузе.

    5. В реальности вместо привилегий инновационному проекту нас ждет — очередь к ректору, чтобы рассказать ему нашу идею, и если вдруг нам
    повезет и идея хорошая и ему понравится — то следующий этап: недовольная
    бухгалтерша, не желающая садиться в тюрьму за провтыки в нашей
    отчетности, злой завхоз, требующий экономить свет, и уборщица тетя
    Маша, заставляющая сдавать ключи от офиса после 18:00.
    А главное — все кошмары отчетности перед государством государственного
    же предприятия.

    Вот такие мысли.
    • 0
      п.4. в далеком 97-м когда мы решили заняться разработкой ни о какой регистрации юрлица и не думали, проводили все контракты через знакомого директора торгующей компьютерами компании. Клиенты конечно спрашивали почему юрлицо отличается от названия нашей компании, но правдоподобные ответы всегда находили. Готовой идеи для стартапа как таковой не было, просто хотелось заниматься веб-разработкой: мастырить сайты и интернет-магазины. Бизнес-центров тогда не было и в аренду сдавались только помещения в НИИ и заводах. Меньше 100 метров никто давать не хотел, а нам надо было не больше 20-ти. Так что помещение в институте за 150 долларов в месяц для нас стало просто находкой.

      п.5. Как и писали в статье, нам очень повезло с завкафедрой и проректором по науке, который весьма близок к недавно выбранному ректору. Соответственно для продвижения собственной идеи нужны заинтересованные лица аналогичного плана. Бухгалтерия: ООО тем и хороша, что ответственность учредители не несут, только сама компания в лице генерального и главного бухгалтера. Со злым завхозом решили просто, уже 4 года обязанности завлаба на кафедре исполняю я, взяв исполнительную заместительницу, которая ходит по инстанциям и оформляет документы, все довольны. С «уборщицей» есть некоторые проблемы, институт закрывается в 23-00, а как любые девелоперы перед сдачей релиза или проекта, мы любим посидеть в ночную, но и тут нашли выход в виде аренды подвального помещения с отдельным выходом на улицу.
  • +1
    При открытии компании необходимо сразу сообщать в налоговую (отдельным заявлением) о типе налогообложения, которое будет использоваться компанией (упрощенная УСН или общая ОСН). Тут надо советоваться с бухгалтерами — начинающим компаниям рекомендуем выбирать упрощенку.
    — Как раз видом деятельности и заказчиками определяется. Бухгалтер будет вести учет так как решат учредители.

    По ВУЗу — есть также и недостатки.
    1. Зависимость от госучреждения.
    2. Зависимость от территории
    3. Зависимость от людей внутри госучреждения. Вузы традиционно рассадник взаимной недоброжелательности. Те же пожарные, завхозы, охранники также постараются что нибудь с этого поиметь. А при случае и ректор не откажется :)
    4. Зачастую слабая приспособленность аудиторий под бизнес. С удобством парковки для клиентов, подземными гаражами и тп думаю никак.

    При развитии бизнеса с вузом придется расставаться. О возможных проблемах думать надо сразу и их прогнозировать.
    • +1
      У каждого указанного вами недостатка обратной стороной медали есть и достоинства.

      >1. Зависимость от госучреждения.
      Мы все от кого-то или от чего-то зависим. В нашем случае зависимость от госучреждения минимальна, никто не указывает чем нам заниматься, а чем не заниматься. Мы как были софтверной компанией так ей и остались, скажу больше, мы единственная софтверная компания на территории вуза. Наша задача: улучшать вузовскую отчетность, участвовать в профильных конференциях и семинарах, принимать участие в вузовских проектах (не бесплатно), пиарить деятельность вуза среди во вне, чем мы активно и занимаемся :)

      >2. Зависимость от территории
      В любом месте вы зависите от территории и ее владельца. Мы сидели в бизнес-центрах где постоянно повышали арендные ставки и меняли условия договора.

      >3. Зависимость от людей внутри госучреждения. Вузы традиционно рассадник взаимной недоброжелательности. Те же пожарные, завхозы, охранники также постараются что нибудь с этого поиметь. А при случае и ректор не откажется :)
      Так а зубы на что? Меня в вузе называют завлабом-беспредельщиком, самовольно ремонтирующим помещения, постоянно нарушающим режим и игнорирующим выстроенные десятилетиями порядки. Главное знать свои права и не бояться ответственности и конфликтов. И если цели правильные, сторонники всегда найдутся.

      > 4. Зачастую слабая приспособленность аудиторий под бизнес. С удобством парковки для клиентов, подземными гаражами и тп думаю никак.
      С аудиториями что правда, то правда. На кафедре есть учебные лаборатории, которые годятся только для проведения практикумов и бизнес-лекций, правда учебно-научные лаборатории оснащенные компами ничем не отличаются от отделов разработки. Отдельно приходится обустраивать переговорки, с нуля создавать серверные помещения. Нет отдельных кухонь, удобства на этаже общие для всех, а хочется спокойно посидеть в теплом и чистом туалете с айпэдом.

      С парковками проблемы не только у нас в вузе, но и в соседних бизнес-центрах. Исторический центр Питера как никак, приходится искать место между студенческими каенами и крузерами :)
  • +1
    Очень хорошая статья, давно интересовал этот вопрос! Немного смутил пункт «Права на результат интеллектуальной деятельности, вносимый ВУЗом в качестве вклада в уставной капитал, обязательно должны принадлежать ВУЗу.» — насколько это серьезно, то есть ВУЗ может затребовать в свою собственность программный продукт, ставший успешным?
    • +2
      На самом деле не так давно в закон внесены поправки, которые позволяют вузу вносить в качестве вклада в уставной капитал малого предприятия не только права на РИД, но и денежные средства и оборудование. Так что с этим вопросом сейчас стало легче, РИД теперь не обязателен.

      Если конкретно по вашему вопросу: отдавать права на действительно прорывной и перспективный РИД вузу, на мой взгляд, не стоит: мало ли как сложатся отношения с вузом. Лучше зарегистрировать и отдать какой-нибудь фиктивный РИД — всё равно никто проверять не будет. По крайней мере, я так думаю.
      • 0
        2 Yakhnev: Результаты деятельности совместного предприятия в том числе и разработанное программное обеспечение будут принадлежать самой компании. Вуз в качестве уставного капитала в нашем случае внес разработанное сотрудниками кафедры программное обеспечение, при чем данное ПО не должно продаваться, а использоваться в деятельности компании, например среда разработки. Но теперь в качестве вклада от вуза можно вносить и деньги и оборудование.

        2 RGaifutdinov: Рустем, ну на что ты подбиваешь коллег? Имею в виду фиктивные РИДы.
        • +1
          Проблема в том, что вузом вносятся неисключительные права на РИД. Таким образом де-юро этот же РИД может быть использован в другом бизнесе. Естественно, это отталкивает инвесторов. Кто будет вкладывать деньги в изобретение, которое может быть использовано в другом бизнесе? Мне кажется — это слабое место закона.

          Про фиктивный РИД поправлюсь: в качестве взноса в уставной капитал можно использовать РИД, который не станет действительной основой бизнеса, который не будет «центром вселенной» — например, какая-нибудь старая разработка или разработка, не имеющая непосредственного отношения к конкретному бизнесу, — но всё же не фиктивный РИД :)
  • 0
    10 лет проработал преподавателем (и до сих пор продолжаю), мысли об использовании как минимум площадей института под собственное дело возникала не раз. Мне лично сейчас это уже не актуально, однако направление движение автора — совершенно правильное.
    Успехов! :)
    • 0
      спасибо!
  • 0
    • Должна ли компания быть из какой-либо конкретной сферы? Например, компания по производству пакетов, или каких-нибудь трикотажный изделий? Есть ли какие-нибудь критерии?
    • Обязательно ли при этом сотрудничество непосредственно с ВУЗом (как я понял у вас компания при ВУЗе, так вы там еще и работаете)? Или можно быть независимыми?
    • 0
      По первому вопросу:
      Предприятия, созданные при бюджетных научных учреждениях согласно Закону № 217-ФЗ, – это основанные научными бюджетными учреждениями общества, деятельность которых заключается во внедрении результатов интеллектуальной деятельности, которыми являются программы для электронных вычислительных машин, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Льгота для них действует только в случае, если они применяют упрощенную систему налогообложения.
      Таким образом, сфера может быть любая, но предприятие должно иметь определённый код ОКВЭД.


      По второму вопросу: для создания малого предприятия по 217-ФЗ сотрудником вуза быть не нужно, однако участие вуза в качестве соучредителя новой компании обязательно. Доля научных и образовательных учреждений в уставном капитале создаваемых ими обществ должна быть более 25 % (для акционерных обществ) и более 1/3 (для обществ с ограниченной ответственностью).

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное