Интервью с двенадцатилетним разработчиком игр + автор

    Игровая конференция DevGamm в этом году собрала рекордное количество участников (более тысячи трёхсот), некоторые из которых уже опубликовали свои впечатления. Однако среди разработчиков и издателей игр немного выделялся Вадим — прежде всего тем, что ему было 12 лет.

    Вадим сделал игру Robots Inc c необычным, голосовым управлением. (Чтобы робот летел, нужно жужжать, а чтобы в конце уровня взорвалась заложенная бомба, нужно сказать: «Бдыщь!») На игровых конференциях нечасто встретишь двенадцатилетних разработчиков мобильных игр, поэтому мы решили взять у Вадима интервью.

    Вадим учится в московской школе с углубленным изучением иностранных языков № 1296 в 6 В классе. С Unity работает с 2011 года, в 2012-м прошел курс обучения по C#, а сейчас самостоятельно изучает Java. Также активно занимается каратэ.

    image
    Вадим, фотография папы.

    — Твой папа написал, что ты учишься в школе с углубленным изучением английского языка. А как ты увлекся программированием?

    — Однажды я попробовал себя в мультипликации. Это было очень весело, и я подумал, что неплохо было бы самому управлять персонажем. Я стал искать, как можно сделать игру самому. И через некоторое время я наткнулся на Unity3D. После этого я прошел базовый курс программирования на C# и стал использовать его в Unity3D. К сожалению, а может и к счастью, многому мне пришлось научиться самому по видео или текстовым урокам.

    А где ты проходил обучение? В школе?

    — У нас в школе на уроке информатики мы делаем слайды для презентации в PowerPoint — не более того. А собственно обучение я проходил в центре дополнительных занятий Unium.

    А любимые компьютерные игры у тебя есть? Чья это идея была — пройти обучение программированию?

    — К сожалению, времени на игры почти нет. Играю в них только для понимания того, что сейчас нравится людям. Любимой игрой, пожалуй, могу назвать Final Fantasy. Что касается обучения, я рассказал родителям о своих интересах в программировании, и, к огромному счастью, мы жили не очень далеко от Unium и знали, что там есть занятия по C#. Меня туда записали, и в скором времени я начал обучение.

    Расскажи, как ты делал игру. Что было сложнее всего?

    — Сначала у меня родилась идея об игре с голосовым управлением; мне казалось, что это будет очень необычно. Я стал работать над персонажем и уровнями на бумаге. Потом мы с папой создали уровни и персонажа в виде трёхмерных моделей и залили их в Unity. И начался долгий, но от этого ничуть не скучный процесс программирования. Делать игры — это очень весело и почти несложно. Как мне кажется, самое сложное — это придумать идею, которая понравится людям.

    А как пришла в голову идея с голосовым управлением?

    — Эта идея появилась во время 5-дневного мозгового штурма. Она пришла совсем спонтанно, и мы даже не ожидали, что сможем придумать что-то настолько необычное и новое.

    Почему ты сделал игру только для Google Play? Планируешь ли сделать что-то для  iOS?

    — Да, планирую сделать версию для iOS, но пока нет оборудования для компиляции — компьютера Apple.

    Что планируешь дальше делать с игрой? Планируешь заработать на ней?

    — Пока я её дорабатываю, полирую и собираюсь делать больше новых уровней.

    Есть ли у тебя ещё какие-то проекты помимо игры?

    — Помимо Robots Inc у меня есть проект мини социальной сети. Всё общение происходит в трёхмерной модели моей школы, на которую залиты текстуры, созданные из фотографий. Пока этот проект не готов, но он подаёт большие надежды и имеет большое поле для развития. За ним можно следить на сайте http://1296-online.ru/.

    Понятно. А где там общение? Как ты видишь, чтó на этом проекте будут делать посетители сайта?

    — Общение происходит в общем чате, но есть возможность отправить личное сообщение.

    Твои друзья разделяют твое увлечение программированием?

    — Мои друзья часто выступают в качестве тестировщиков моих игр. Им интересно моё занятие, они меня поддерживают, но сами они программированием не увлекаются.

    А твой папа связан с программированием?

    — Мой папа программированием не занимается, но он помогает мне создавать трёхмерные модели в Blender.

    Последний вопрос о программировании. Ты участвовал в каких-нибудь олимпиадах или конкурсах по программированию? Знаешь о таких?
    — В конкурсах или олимпиадах ещё не участвовал, но очень хочется. У нас в школе есть конкурс проектов, но учителя пока ничего не говорят.

    Теперь про конференцию DevGamm. Как ты о ней узнал, долго ли пришлось упрашивать родителей поучаствовать?

    — Я узнал о DevGamm из видео на YouTube, рассказал родителям, попросил съездить на неё — они вдруг согласились, купили билеты на DevGamm и на самолёт. Это было очень неожиданно, но я был рад.

    Как тебе конференция? Что понравилось, а что — не очень?

    — Конференция была просто супер. Понравилось общение с опытными разработчиками и издателями, но почти все доклады были очень поверхностными, и я уже знал о рассказываемых технологиях.

    А на каких докладах ты побывал?

    — Я побывал на большей части всех докладов.

    Некоторые из них шли же параллельно. Ты был в большом зале?

    — По большей части доклады я слушал в зале «Венеция» — том, что средний.

    Понятно. Какой доклад запомнился больше других?

    — Больше всего я запомнил доклад Якуба Дворски, собственно из-за самого Якуба.

    :)

    image
    Вадим с Якубом Дворски.

    А с кем из издателей и разработчиков тебе удалось пообщаться?

    — Я пообщался с издателями из G5 и разработчиками из KamaGames и других небольших компаний.

    И о чем договорились?

    — Договорились о моей подработке в компании по выходным в KamaGames. [В KamaGames с трудоустройством не получилось (ввиду трудностей, связанных с отсутствием паспорта и вопросами по интеллектуальной собственности), но они пообещали во всём помогать и поддерживать. — Прим. отца Вадима, полученное позднее]

    На DevGamm был конкурс игр. За какие игры ты сам голосовал? Какие понравились?

    — Мне понравилась игра Parallel Levels. За нее и голосовал.

    Я планирую опубликовать интервью с тобой на Хабрахабре. Это такой сайт для программистов и разработчиков. Ты можешь задать им какие-то технические вопросы и попросить совета, если хочешь.

    — Я давно знаком с Хабрахабром, и на все мои вопросы они уже ответили.

    Круто, а какой у тебя там никнейм?

    — Я там не зарегистрирован (собираюсь это сделать), но часто читаю там посты.

    Понятно. Последний вопрос — кем ты хочешь стать, когда вырастешь, и на кого ты ориентируешься сейчас, кто для тебя является примером?

    — С профессией я пока не определился, но точно знаю, что она будет связана с программированием. Примером для меня является Гейб Ньюэлл.

    Хочется отметить, что Вадим сделал игру за месяц. Думаю, он будет благодарен ссылкам на олимпиады по программированию и советам по дальнейшему совершенствованию своей игры. Также нам кажется, что Вадим — ходячая реклама Unity (двенадцатилетний мальчик за месяц разработал игру на Unity и опубликовал её в Google Play!).

    UPD: Вадим с нами, можете задавать вопросы: vadosik
    Allcorrect Group 30,48
    Локализация игр и программного обеспечения
    Поделиться публикацией
    Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

    Подробнее
    Реклама
    Похожие публикации
    Комментарии 54
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • +37
        Мне кажется, интервьювер беседовал с парнем, как с ребенком, а не как с разработчиком. Впечатление какого-то «сю-сю, му-сю», кем хочешь стать, когда вырастешь и т.д. А парень вполне себе разработчик, даст фору многим местным активным комментаторам
        • 0
          Вы можете задать вопросы Вадиму здесь, он прочитает, ответы я опубликую. В общем, разработчик разработчику задаст вопросы получше, чем локализатор разработчику, для этого интервью здесь и опубликовали.
          • +9
            Вы можете задать вопросы Вадиму здесь, он прочитает, ответы я опубликую

            — Я там не зарегистрирован (собираюсь это сделать), но часто читаю там посты.

            Пусть сам отвечает, чтобы не было эффекта сломанного телефона. Я могу инвайт выдать.
      • –7
        Парню прямая дорога на кикстартер. Очень здорово видеть таких детей.
        • +13
          34 года. «Hello World» со справочником и 5 ошибками за два часа напишу… стыд-позор…
          P.S.: я больше админ )
          • +2
            Круто. Очень интересно, что будет дальше.
            • +16
              12 лет: пишет программу под андроид, участвует в конференциях, даёт интервью серьёзным изданиям;
              27 лет: чуть не до хруста сжимаю смартфон, жужжу в него на весь дом (перемежая страшными ругательствами) и ржу как распоследний дурак! :D
              • +10
                Парень, конечно, молодец, но… Мне кажется, или таких персонажей на самом деле немало, просто не всем хватает уверенности с таким проектом идти на, ни много ни мало, игровую конференцию? Идея ведь тоже ой как не нова — такое встречалось еще лет 10 назад во флеш-играх.
                • 0
                  Сурьёзные гики на самом деле это не замечают, но очень сильно в айтишном мире негативное отношение к несовершеннолетним айтишникам. По себе могу сказать, что эникеить начинал в тринадцать лет, и часто общение по теме натыкалось на стену в стиле «школу закончи, мелочь». Приходится отращивать стальные яйца. А сколько народу забросили клавиатуру? Хотя то же самое существует ещё во многих областях. И просто в реальном мире дискриминация по возрасту очень сильна. Но в айтишном мире открыто быть школотой это как быть женщиной-пилотом пару десятилетий назад, любая ошибка и «олололо, бабы не умеют в небо». И даже без какого-то негативизма, и вроде бы ненавязчиво во втором комментарии это заметили, «кажется, интервьювер беседовал с парнем, как с ребенком, а не как с разработчиком», очень и очень вот это раздражает.
                  Чувак из поста очень крут. Хоть на современный игродел смотрю с позиции конечного юзера, тоже готов поделиться инвайтом.
                  • +5
                    Негативное отношение к несовершеннолетним айтишникам сформировано в основном их завышенной самооценкой. От них чаще всего слышишь что он такой крутой в 15 лет может Вконтакте написать, только фактически он не понимает, что у Вконтакте за спиной мощнейшая инфраструктура, которую в одиночку потянуть сложно, даже имея 10 лет опыта активных разработок. Тем и отличается любитель от профессионала, что профессионал знает о таких подводных камнях, о которых любитель даже не догадывается. Я могу взять болгарку, сварочник и краску и за несколько месяцев сделать из ВАЗ-2108 внешнее подобие Ford Mustang, но это не дает мне права орать на каждом углу что я Ford Mustang могу сделать, ездить то они по разному будут. А несовершеннолетние айтишники взяв исходники старого ботнета компилируют его, заражают компьютеры у друзей и в школе, и после этого мнят себя крутыми специалистами, не забывая ткнуть носом в свою поделку всех и вся. От того и получают соответствующее отношение.

                    Вот нас не удивили бы насмешки над подростками, которые бы хвастались что они в 15 лет первоклассные хирурги. IT это обманчивая простота, что бы грамотно сделать проект в IT надо пуд соли съесть.

                    А конкретно этот мальчик безусловно молодец и достиг на мой взгляд потрясающих результатов для своего возраста.
                    • 0
                      IT оно как искусство. Каждый может взять кисть или губную гармошку, но результат приходит со знаниями и опытом. В отношениях к «школоте» выходит проблема ранжирования не по опыту и знаниям, а по поверхностному суждению. От взрослых айтишников так же полно гонору и дурацких вопросов на стаковерфлоу.
                      Здесь получается, что яркое негативное пятно определённой группы в результате подкрасило всё отношение. То же самое с национальными стереотипами или даже со стереотипами неайтишного мира про хакеров и компьютерщиков. В первую очередь для многих в сети некто с открытым и невысоким возрастом это школота, а потом уже всё остальное. Из-за этого, если один и тот же, пусть наивный, но важный для него вопрос задаст некто четырнадцати лет и двадцати четырёх, то дурацких комментариев будет гораздо больше к первому. Особенно в рунете, рунет он такой.
                      IT не должно быть закрытым клубом. Хабр вот из-за своей закрытости начал трещать, на несуществующим всё то же самое. Закрытость айти в результате приводит к тому, что это пятно увеличивается, мало кому хочется выходить в большой мир, зная, что над ним будут смеяться в любом случае. В результате как раз и получаются такие, кто могут вконтакты написать, потому что были изолированы от реального мира, сидели в своих пабликах, форумах и слушали друзей, рассказывающих им про их гениальность. Почти каждый кодер вот когда-то пытался писать свою ОС. Завышенные амбиции это этап, который каждый проходит. Это не должно быть стыдно.
                • +1
                  Эх я тоже в 13 лет ходил на курсы по c# и в результате это единственный популярный язык на котором я не написал ни строчки кода. Такие были курсы по «программированию») И оно конечно тогда меня не зацепило. А через полгода стал учиться веб разработке и тока тогда появился интерес.
                  • –11
                    Щас набегут хейтеры, которым 23х летние сеньоры как бельмо на глазу.
                    • –5
                      За что минусуем? Не в курсе?
                      • –2
                        Ну и когда будут какие-то сопроводительные комментарии к минусам?
                    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                      • +17
                        Вадим — большая умница! Но хотелось бы так же отметить его папу, Николая. Мы с Вадимом вот уже несколько месяцев занимаемся Unity (причем, для меня это был новый опыт удаленного обучения, когда занятия проводятся с помощью Skype и TeamViewer), а вышел на меня его папа, который не жалеет ни времени ни сил, поддерживая огонек в своем сыне и вкладывая в его начинания значительные силы. Вадим задает иногда по своим проектам такие сложные вопросы, что я частенько встаю в тупик надолго, но мы вместе успешно находили ответы для их решения. Отмечу, что Вадим практически всегда сам находит решения и его достаточно лишь легонько направить в нужном направлении. Частенько многому я учусь у него сам. У Вадима есть задумка мультиплеерной игры, так вот с концепциями многопользовательской системы с применением Photon Server и Unity он разобрался полностью самостоятельно, с чем и познакомил меня в свое время. Да, кстати, Вадим сейчас занимается не только Unity, но и изучает концепции таких технологий, как PHP, MySQL, решает олимпиадные задачи на Java. Верю, что у Вадима впереди большое будущее, успехов его проектам и начинаниям!
                        • +11
                          Ничего, в 29 лет встретит девушку своей мечты, она его отморозит назвав скучным ботаном, он сопьется и будет подрабатывать случайными заработками.
                          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                            • +8
                              ой ну ладно тебе, это была ирония. Спится — тоже условное понятие, в смысле все бросить. И бывает это со всеми.
                              Я могу с грустью сказать что встречал не раз погасшие звезды.
                              Но согласен, думаю у пацана все будет отлично, единсвенно, важно чтобы он полностью на этом не зацикливался. Все таки жизнь должна быть полноценной, ато эти пробелы в будущем могут сказаться.
                              • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
                                • 0
                                  Каратэ Вадим тоже занимается :)
                                • 0
                                  до 17 лет был асоциален, а сейчас вот дочке 3 месяца :) и все хорошо :)
                                  • +1
                                    Был таким же до 20, потом встретил жену. И думаю таких как мы очень много.
                          • +4
                            Завидую нынешней школоте, я в таком возрасте книжку прилагаемую к «ассистенту» с бейсиком наизусть выучил, но ничего дельного написать так и не смог — медленно, а по ассемблеру было не найти инфы вообще. А тут было бы желание и на тебе Unity, на тебе интернет.
                            • 0
                              Кен Сильверман написал Лабиринт Кена когда ему было лет шестнадцать-семнадцать. Из этого проекта вылез Build Engine, на которой построили Duke Nukem 3D На Assembly в девяностые катались тринадцатилетние финны. Ассембли в её демосценической составляющий это даже не конференция, это про невероятные задачи с невероятными решениями.
                              Интернеты, маны и стаковерфлоу всё упрощают, конечно. Но в айти всё же никогда не было такой технологии, в которой нельзя было разобраться при желании.
                              • +4
                                Не знаю, куда там тринадцатилетние финны катались, я жил в закрытом городе, у нас в то время был полный совок, чтоб тетка родная из Анапы приехала надо было 3 месяца документы оформлять и проверки проходить, какие нах конференции. Отец мой был начальником цеха, к которому прилагался доступ к секретке и 40 лет запрета на выезд за рубеж.
                            • 0
                              Очень рад за парня и за новое поколение :) Тоже хочу вырастить из своей дочки айтишницу :) Надеюсь заинтригую ее, «магией» компьютера и микроконтроллеров :) Но пока что нам только 3 месяца и мы очень любим смотреть и улыбаться на папку за компьютером :) Уже даже план построил, что как только сидеть начнет (6-7 мес. для девочек можно), будем вместе работать :)
                              • +7
                                Не хочу расстраивать. Но по собственному опыту — не даст она Вам поработать :)
                                • 0
                                  проверим узнаем :) Я думал ей мультик в углу включать, а себе работу. и буду смотреть куда она будет больше смотреть :)
                                  • +1
                                    У самого дочь 13 месяцев.
                                    Работать вам получиться только если привязывать её к креслу/дивану. Лезет лупить пальчиками по клаве только успевай оттягивать.
                                    • +1
                                      Это точно! Особенно привлекает пробел :)
                                • +3
                                  Планы — хорошо. Но не забывайте о здоровье ребёнка и особенно о её зрении.
                                  • +1
                                    Разницы нет — телевизор или монитор тем более современные технологии зрение почти не портят в отличии от ЭЛТ :) а цветастое детям нравиться :) Вы не поверите, но раньше ей интересно было смотреть на лампочки(вот это мы конечно не давали) сейчас любит смотреть на My Little Pony )
                                    • 0
                                      Если ребёнок смотрит на монитор:
                                      1. ставьте яркость на минимум
                                      2. включайте в комнате свет по ярче

                                      Дело в том, что человеческий глаз приспособлен смотреть на отражённый а не на испускаемый свет (пусть и через LCD). Понятное дело что полностью оградить ребёнка от монитора не получится, но сведите эффект лампочки-в-глаз к минимуму.
                                      • 0
                                        Можно сформулировать проще — яркость монитора не должна отличаться от яркости окружающей среды.
                                  • 0
                                    Я, возможно, не прав, но, имхо, с пелёнок приучать детей к гаджетам совершенно не стоит. У взрослых людей порой башню сносит и они уже оторваться от вконтактика не могут, что уж тут про детей говорить.
                                    • 0
                                      Это не приучение к гаджетам это «цветасто и весело», ну и я же не в контакте работаю :) начинал с электроники, раз 10 током било, вырос же :)
                                      к ВК я негативен. до сих пор просто хранилище музыки, для aimp, да новости города почитать.
                                  • +10
                                    Его отцу я бы с большим удовольствием пожал руку. Побольше бы таких родителей. А парню больших успехов. Так держать :-)
                                    • 0
                                      Здорово, что есть такие ребята. Я в 12 лет с компанией скитался по улицам и был озабочен оппонентами из соседнего района (начало 90-х). Хочется верить, что когда-нибудь в РФ все наладится, в том числе и благодаря тому, что у таких ребят есть возможность развиваться
                                      • +2
                                        Эх, такой маленький, а уже в очках. Допрограммировался
                                        • +1
                                          12 лет, любит Final Fantasy, написал свою собственную игру на Unity.
                                          Парень мой кумир теперь.

                                          Я в 12 лет только странички верстал и в Pascal'е что-то простенькое мог написать)
                                          • +4
                                            В наши с вами 12 лет не было юнити, и мы можем этим поднимать себе самооценку :-)
                                          • +1
                                            Меня особенно впечатлила ясность изложения мыслей! Ожидал увидеть если не вводные слова, то хотя-бы многоточия после каждого слова :)
                                            • +1
                                              Круто-круто. Я в 12 лет на мопеде Карпаты по лужам катался и шифер на костре взрывал.
                                              • +1
                                                Я в 12 лет пошёл на курсы программирования, писал программы для Электроники Б3-34 :) Потом ДВК-4, БК-0010 (на курсах), УКНЦ (в школе), MK-52 (дома) и, наконец Speccy :)

                                                Парень — молодец, я очень за него рад и искренне желаю ему двигаться дальше, тогда он обязательно добьётся успеха.
                                                • +1
                                                  Парень молодец не только из-за того что усидчив и умен. Согласитесь — что подход к управлению не совсем стандартный.

                                                  Молодец. Папе спасибо. Приятно видеть будущее своими глазами!
                                                  • +1
                                                    Судя по комментарию одного из его учителей выше, у парня есть очень нужный для профи скилл — «умение разобраться самому». Повидав около сотни разных разработчиков от джуниоров до тимлид-архи-суперстар, такой скилл видел у только у единиц. Обычно все считают это нормальным по любому мелкому поводу задавать вопросы, ответ на который либо гуглится, либо находится в самих исходниках.
                                                    Так что парень верной дорогой идет. Удачи ему, и его родителям.
                                                    • 0
                                                      Плохо, кстати, и обратное: не умение задавать вопросы. Разработчик 2 часа решает проблему, которую мог бы решить за 5 минут, если бы посоветовался с более опытным коллегой.
                                                      • +1
                                                        Если проблема реально сложная, и вопрос задают человеку который наверняка знает решение то да.
                                                        А вот реальные примеры из разряда нудных вопросов:
                                                        «А как в гридвью в фильтре добавить два инпута?» — я незнаю, но первые же пару ссылок в гугле дают исчерпывающий ответ. Если же без гугла, то заглянув в исходники этого гридвью вполне себе можно разобраться и понять как это сделать. Вместе с вопрошающим открываем гугл вбиваем туда слово в слово этот вопрос и читаем решение. Вопрошающий уходит со словами «спасибо»
                                                        «А как настроить xdebug в шторме?» — причем я пользуюсь нетбинсом, и мне реально есть чем занять себя нежели курить доков по настройке шторма. Чел долго бегает между моими настройками в нетбинсе и своими в шторме попутно задавая кучу вопросов.
                                                        «А как в паппете добавить задачу в крон?» — да, я знаю как это добавить и могу показать это за 5-10 минут, но пару месяцев назад когда такая же проблема возникла у меня, я таки нагуглил решение за те же 5-10 минут и ни кого не отвлекал.
                                                        И тд и тп.
                                                        Причем вопросы такие приходят не от джуниоров зеленых а от вполне себе людей с опытом. Ну а те ребята которые молча умеют находить ответы на такие мелочи — это реально очень клевые ребята. Если чел тратит много времени на решение мелкой проблемы, то спрашивает он совета или не спрашивает это в обоих случаях плохо.
                                                        К джуниорам же особых претензий нет, кроме как одной, если джуниор подошел ко мне с плевой проблемой, и я ему ответил, а он через какой то время опять подходит с той же проблемой он выслушает длинную тираду про хорошую память, тренировки и то как плохо отвлекать по мелочам, и в конце ответ с указанием времени когда он в прошлый раз подходил ко мне с таким же вопросом. В третий раз он ответа уже не получит, и встанет вопрос о том нужен ли такой джуниор.
                                                        Реально переключение контекста очень негативно влияет на работу. И отвлекшись на пару минут, еще какое то время надо на повторное погружение в проблему которую решал пока отвлекли.
                                                        Так что первое и самое главное качество которое я бы выделил для разработчиков это «умение решать проблемы самостоятельно». Ну а сложности тупики и прочие «неразрешимые» проблемы выясняются на стендапе где и самое место коллективному разуму.

                                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                  Самое читаемое