Компания
31,66
рейтинг
18 декабря 2013 в 18:24

Разработка → Интервью с двенадцатилетним разработчиком игр + автор

Игровая конференция DevGamm в этом году собрала рекордное количество участников (более тысячи трёхсот), некоторые из которых уже опубликовали свои впечатления. Однако среди разработчиков и издателей игр немного выделялся Вадим — прежде всего тем, что ему было 12 лет.

Вадим сделал игру Robots Inc c необычным, голосовым управлением. (Чтобы робот летел, нужно жужжать, а чтобы в конце уровня взорвалась заложенная бомба, нужно сказать: «Бдыщь!») На игровых конференциях нечасто встретишь двенадцатилетних разработчиков мобильных игр, поэтому мы решили взять у Вадима интервью.

Вадим учится в московской школе с углубленным изучением иностранных языков № 1296 в 6 В классе. С Unity работает с 2011 года, в 2012-м прошел курс обучения по C#, а сейчас самостоятельно изучает Java. Также активно занимается каратэ.

image
Вадим, фотография папы.

— Твой папа написал, что ты учишься в школе с углубленным изучением английского языка. А как ты увлекся программированием?

— Однажды я попробовал себя в мультипликации. Это было очень весело, и я подумал, что неплохо было бы самому управлять персонажем. Я стал искать, как можно сделать игру самому. И через некоторое время я наткнулся на Unity3D. После этого я прошел базовый курс программирования на C# и стал использовать его в Unity3D. К сожалению, а может и к счастью, многому мне пришлось научиться самому по видео или текстовым урокам.

А где ты проходил обучение? В школе?

— У нас в школе на уроке информатики мы делаем слайды для презентации в PowerPoint — не более того. А собственно обучение я проходил в центре дополнительных занятий Unium.

А любимые компьютерные игры у тебя есть? Чья это идея была — пройти обучение программированию?

— К сожалению, времени на игры почти нет. Играю в них только для понимания того, что сейчас нравится людям. Любимой игрой, пожалуй, могу назвать Final Fantasy. Что касается обучения, я рассказал родителям о своих интересах в программировании, и, к огромному счастью, мы жили не очень далеко от Unium и знали, что там есть занятия по C#. Меня туда записали, и в скором времени я начал обучение.

Расскажи, как ты делал игру. Что было сложнее всего?

— Сначала у меня родилась идея об игре с голосовым управлением; мне казалось, что это будет очень необычно. Я стал работать над персонажем и уровнями на бумаге. Потом мы с папой создали уровни и персонажа в виде трёхмерных моделей и залили их в Unity. И начался долгий, но от этого ничуть не скучный процесс программирования. Делать игры — это очень весело и почти несложно. Как мне кажется, самое сложное — это придумать идею, которая понравится людям.

А как пришла в голову идея с голосовым управлением?

— Эта идея появилась во время 5-дневного мозгового штурма. Она пришла совсем спонтанно, и мы даже не ожидали, что сможем придумать что-то настолько необычное и новое.

Почему ты сделал игру только для Google Play? Планируешь ли сделать что-то для  iOS?

— Да, планирую сделать версию для iOS, но пока нет оборудования для компиляции — компьютера Apple.

Что планируешь дальше делать с игрой? Планируешь заработать на ней?

— Пока я её дорабатываю, полирую и собираюсь делать больше новых уровней.

Есть ли у тебя ещё какие-то проекты помимо игры?

— Помимо Robots Inc у меня есть проект мини социальной сети. Всё общение происходит в трёхмерной модели моей школы, на которую залиты текстуры, созданные из фотографий. Пока этот проект не готов, но он подаёт большие надежды и имеет большое поле для развития. За ним можно следить на сайте http://1296-online.ru/.

Понятно. А где там общение? Как ты видишь, чтó на этом проекте будут делать посетители сайта?

— Общение происходит в общем чате, но есть возможность отправить личное сообщение.

Твои друзья разделяют твое увлечение программированием?

— Мои друзья часто выступают в качестве тестировщиков моих игр. Им интересно моё занятие, они меня поддерживают, но сами они программированием не увлекаются.

А твой папа связан с программированием?

— Мой папа программированием не занимается, но он помогает мне создавать трёхмерные модели в Blender.

Последний вопрос о программировании. Ты участвовал в каких-нибудь олимпиадах или конкурсах по программированию? Знаешь о таких?
— В конкурсах или олимпиадах ещё не участвовал, но очень хочется. У нас в школе есть конкурс проектов, но учителя пока ничего не говорят.

Теперь про конференцию DevGamm. Как ты о ней узнал, долго ли пришлось упрашивать родителей поучаствовать?

— Я узнал о DevGamm из видео на YouTube, рассказал родителям, попросил съездить на неё — они вдруг согласились, купили билеты на DevGamm и на самолёт. Это было очень неожиданно, но я был рад.

Как тебе конференция? Что понравилось, а что — не очень?

— Конференция была просто супер. Понравилось общение с опытными разработчиками и издателями, но почти все доклады были очень поверхностными, и я уже знал о рассказываемых технологиях.

А на каких докладах ты побывал?

— Я побывал на большей части всех докладов.

Некоторые из них шли же параллельно. Ты был в большом зале?

— По большей части доклады я слушал в зале «Венеция» — том, что средний.

Понятно. Какой доклад запомнился больше других?

— Больше всего я запомнил доклад Якуба Дворски, собственно из-за самого Якуба.

:)

image
Вадим с Якубом Дворски.

А с кем из издателей и разработчиков тебе удалось пообщаться?

— Я пообщался с издателями из G5 и разработчиками из KamaGames и других небольших компаний.

И о чем договорились?

— Договорились о моей подработке в компании по выходным в KamaGames. [В KamaGames с трудоустройством не получилось (ввиду трудностей, связанных с отсутствием паспорта и вопросами по интеллектуальной собственности), но они пообещали во всём помогать и поддерживать. — Прим. отца Вадима, полученное позднее]

На DevGamm был конкурс игр. За какие игры ты сам голосовал? Какие понравились?

— Мне понравилась игра Parallel Levels. За нее и голосовал.

Я планирую опубликовать интервью с тобой на Хабрахабре. Это такой сайт для программистов и разработчиков. Ты можешь задать им какие-то технические вопросы и попросить совета, если хочешь.

— Я давно знаком с Хабрахабром, и на все мои вопросы они уже ответили.

Круто, а какой у тебя там никнейм?

— Я там не зарегистрирован (собираюсь это сделать), но часто читаю там посты.

Понятно. Последний вопрос — кем ты хочешь стать, когда вырастешь, и на кого ты ориентируешься сейчас, кто для тебя является примером?

— С профессией я пока не определился, но точно знаю, что она будет связана с программированием. Примером для меня является Гейб Ньюэлл.

Хочется отметить, что Вадим сделал игру за месяц. Думаю, он будет благодарен ссылкам на олимпиады по программированию и советам по дальнейшему совершенствованию своей игры. Также нам кажется, что Вадим — ходячая реклама Unity (двенадцатилетний мальчик за месяц разработал игру на Unity и опубликовал её в Google Play!).

UPD: Вадим с нами, можете задавать вопросы: vadosik
Автор: @dhamin
All Correct Localization
рейтинг 31,66
Реклама помогает поддерживать и развивать наши сервисы

Подробнее
Реклама

Комментарии (54)

  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +37
    Мне кажется, интервьювер беседовал с парнем, как с ребенком, а не как с разработчиком. Впечатление какого-то «сю-сю, му-сю», кем хочешь стать, когда вырастешь и т.д. А парень вполне себе разработчик, даст фору многим местным активным комментаторам
    • 0
      Вы можете задать вопросы Вадиму здесь, он прочитает, ответы я опубликую. В общем, разработчик разработчику задаст вопросы получше, чем локализатор разработчику, для этого интервью здесь и опубликовали.
      • +9
        Вы можете задать вопросы Вадиму здесь, он прочитает, ответы я опубликую

        — Я там не зарегистрирован (собираюсь это сделать), но часто читаю там посты.

        Пусть сам отвечает, чтобы не было эффекта сломанного телефона. Я могу инвайт выдать.
        • 0
          Ок, я спрошу.
        • +1
          Вадим зарегистрировался — vadosik
          • 0
            Выдал
  • –7
    Парню прямая дорога на кикстартер. Очень здорово видеть таких детей.
  • +13
    34 года. «Hello World» со справочником и 5 ошибками за два часа напишу… стыд-позор…
    P.S.: я больше админ )
  • +2
    Круто. Очень интересно, что будет дальше.
  • +16
    12 лет: пишет программу под андроид, участвует в конференциях, даёт интервью серьёзным изданиям;
    27 лет: чуть не до хруста сжимаю смартфон, жужжу в него на весь дом (перемежая страшными ругательствами) и ржу как распоследний дурак! :D
  • +10
    Парень, конечно, молодец, но… Мне кажется, или таких персонажей на самом деле немало, просто не всем хватает уверенности с таким проектом идти на, ни много ни мало, игровую конференцию? Идея ведь тоже ой как не нова — такое встречалось еще лет 10 назад во флеш-играх.
    • 0
      Сурьёзные гики на самом деле это не замечают, но очень сильно в айтишном мире негативное отношение к несовершеннолетним айтишникам. По себе могу сказать, что эникеить начинал в тринадцать лет, и часто общение по теме натыкалось на стену в стиле «школу закончи, мелочь». Приходится отращивать стальные яйца. А сколько народу забросили клавиатуру? Хотя то же самое существует ещё во многих областях. И просто в реальном мире дискриминация по возрасту очень сильна. Но в айтишном мире открыто быть школотой это как быть женщиной-пилотом пару десятилетий назад, любая ошибка и «олололо, бабы не умеют в небо». И даже без какого-то негативизма, и вроде бы ненавязчиво во втором комментарии это заметили, «кажется, интервьювер беседовал с парнем, как с ребенком, а не как с разработчиком», очень и очень вот это раздражает.
      Чувак из поста очень крут. Хоть на современный игродел смотрю с позиции конечного юзера, тоже готов поделиться инвайтом.
      • +5
        Негативное отношение к несовершеннолетним айтишникам сформировано в основном их завышенной самооценкой. От них чаще всего слышишь что он такой крутой в 15 лет может Вконтакте написать, только фактически он не понимает, что у Вконтакте за спиной мощнейшая инфраструктура, которую в одиночку потянуть сложно, даже имея 10 лет опыта активных разработок. Тем и отличается любитель от профессионала, что профессионал знает о таких подводных камнях, о которых любитель даже не догадывается. Я могу взять болгарку, сварочник и краску и за несколько месяцев сделать из ВАЗ-2108 внешнее подобие Ford Mustang, но это не дает мне права орать на каждом углу что я Ford Mustang могу сделать, ездить то они по разному будут. А несовершеннолетние айтишники взяв исходники старого ботнета компилируют его, заражают компьютеры у друзей и в школе, и после этого мнят себя крутыми специалистами, не забывая ткнуть носом в свою поделку всех и вся. От того и получают соответствующее отношение.

        Вот нас не удивили бы насмешки над подростками, которые бы хвастались что они в 15 лет первоклассные хирурги. IT это обманчивая простота, что бы грамотно сделать проект в IT надо пуд соли съесть.

        А конкретно этот мальчик безусловно молодец и достиг на мой взгляд потрясающих результатов для своего возраста.
        • 0
          IT оно как искусство. Каждый может взять кисть или губную гармошку, но результат приходит со знаниями и опытом. В отношениях к «школоте» выходит проблема ранжирования не по опыту и знаниям, а по поверхностному суждению. От взрослых айтишников так же полно гонору и дурацких вопросов на стаковерфлоу.
          Здесь получается, что яркое негативное пятно определённой группы в результате подкрасило всё отношение. То же самое с национальными стереотипами или даже со стереотипами неайтишного мира про хакеров и компьютерщиков. В первую очередь для многих в сети некто с открытым и невысоким возрастом это школота, а потом уже всё остальное. Из-за этого, если один и тот же, пусть наивный, но важный для него вопрос задаст некто четырнадцати лет и двадцати четырёх, то дурацких комментариев будет гораздо больше к первому. Особенно в рунете, рунет он такой.
          IT не должно быть закрытым клубом. Хабр вот из-за своей закрытости начал трещать, на несуществующим всё то же самое. Закрытость айти в результате приводит к тому, что это пятно увеличивается, мало кому хочется выходить в большой мир, зная, что над ним будут смеяться в любом случае. В результате как раз и получаются такие, кто могут вконтакты написать, потому что были изолированы от реального мира, сидели в своих пабликах, форумах и слушали друзей, рассказывающих им про их гениальность. Почти каждый кодер вот когда-то пытался писать свою ОС. Завышенные амбиции это этап, который каждый проходит. Это не должно быть стыдно.
  • +1
    Эх я тоже в 13 лет ходил на курсы по c# и в результате это единственный популярный язык на котором я не написал ни строчки кода. Такие были курсы по «программированию») И оно конечно тогда меня не зацепило. А через полгода стал учиться веб разработке и тока тогда появился интерес.
  • –11
    Щас набегут хейтеры, которым 23х летние сеньоры как бельмо на глазу.
    • –5
      За что минусуем? Не в курсе?
      • –2
        Ну и когда будут какие-то сопроводительные комментарии к минусам?
  • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +17
    Вадим — большая умница! Но хотелось бы так же отметить его папу, Николая. Мы с Вадимом вот уже несколько месяцев занимаемся Unity (причем, для меня это был новый опыт удаленного обучения, когда занятия проводятся с помощью Skype и TeamViewer), а вышел на меня его папа, который не жалеет ни времени ни сил, поддерживая огонек в своем сыне и вкладывая в его начинания значительные силы. Вадим задает иногда по своим проектам такие сложные вопросы, что я частенько встаю в тупик надолго, но мы вместе успешно находили ответы для их решения. Отмечу, что Вадим практически всегда сам находит решения и его достаточно лишь легонько направить в нужном направлении. Частенько многому я учусь у него сам. У Вадима есть задумка мультиплеерной игры, так вот с концепциями многопользовательской системы с применением Photon Server и Unity он разобрался полностью самостоятельно, с чем и познакомил меня в свое время. Да, кстати, Вадим сейчас занимается не только Unity, но и изучает концепции таких технологий, как PHP, MySQL, решает олимпиадные задачи на Java. Верю, что у Вадима впереди большое будущее, успехов его проектам и начинаниям!
    • +11
      Ничего, в 29 лет встретит девушку своей мечты, она его отморозит назвав скучным ботаном, он сопьется и будет подрабатывать случайными заработками.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • +8
          ой ну ладно тебе, это была ирония. Спится — тоже условное понятие, в смысле все бросить. И бывает это со всеми.
          Я могу с грустью сказать что встречал не раз погасшие звезды.
          Но согласен, думаю у пацана все будет отлично, единсвенно, важно чтобы он полностью на этом не зацикливался. Все таки жизнь должна быть полноценной, ато эти пробелы в будущем могут сказаться.
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • 0
              Каратэ Вадим тоже занимается :)
          • 0
            до 17 лет был асоциален, а сейчас вот дочке 3 месяца :) и все хорошо :)
            • +1
              Был таким же до 20, потом встретил жену. И думаю таких как мы очень много.
  • +4
    Завидую нынешней школоте, я в таком возрасте книжку прилагаемую к «ассистенту» с бейсиком наизусть выучил, но ничего дельного написать так и не смог — медленно, а по ассемблеру было не найти инфы вообще. А тут было бы желание и на тебе Unity, на тебе интернет.
    • 0
      Кен Сильверман написал Лабиринт Кена когда ему было лет шестнадцать-семнадцать. Из этого проекта вылез Build Engine, на которой построили Duke Nukem 3D На Assembly в девяностые катались тринадцатилетние финны. Ассембли в её демосценической составляющий это даже не конференция, это про невероятные задачи с невероятными решениями.
      Интернеты, маны и стаковерфлоу всё упрощают, конечно. Но в айти всё же никогда не было такой технологии, в которой нельзя было разобраться при желании.
      • +4
        Не знаю, куда там тринадцатилетние финны катались, я жил в закрытом городе, у нас в то время был полный совок, чтоб тетка родная из Анапы приехала надо было 3 месяца документы оформлять и проверки проходить, какие нах конференции. Отец мой был начальником цеха, к которому прилагался доступ к секретке и 40 лет запрета на выезд за рубеж.
  • 0
    Очень рад за парня и за новое поколение :) Тоже хочу вырастить из своей дочки айтишницу :) Надеюсь заинтригую ее, «магией» компьютера и микроконтроллеров :) Но пока что нам только 3 месяца и мы очень любим смотреть и улыбаться на папку за компьютером :) Уже даже план построил, что как только сидеть начнет (6-7 мес. для девочек можно), будем вместе работать :)
    • +7
      Не хочу расстраивать. Но по собственному опыту — не даст она Вам поработать :)
      • 0
        проверим узнаем :) Я думал ей мультик в углу включать, а себе работу. и буду смотреть куда она будет больше смотреть :)
        • +1
          У самого дочь 13 месяцев.
          Работать вам получиться только если привязывать её к креслу/дивану. Лезет лупить пальчиками по клаве только успевай оттягивать.
          • +1
            Это точно! Особенно привлекает пробел :)
    • +3
      Планы — хорошо. Но не забывайте о здоровье ребёнка и особенно о её зрении.
      • +1
        Разницы нет — телевизор или монитор тем более современные технологии зрение почти не портят в отличии от ЭЛТ :) а цветастое детям нравиться :) Вы не поверите, но раньше ей интересно было смотреть на лампочки(вот это мы конечно не давали) сейчас любит смотреть на My Little Pony )
        • 0
          Если ребёнок смотрит на монитор:
          1. ставьте яркость на минимум
          2. включайте в комнате свет по ярче

          Дело в том, что человеческий глаз приспособлен смотреть на отражённый а не на испускаемый свет (пусть и через LCD). Понятное дело что полностью оградить ребёнка от монитора не получится, но сведите эффект лампочки-в-глаз к минимуму.
          • 0
            Можно сформулировать проще — яркость монитора не должна отличаться от яркости окружающей среды.
    • 0
      Я, возможно, не прав, но, имхо, с пелёнок приучать детей к гаджетам совершенно не стоит. У взрослых людей порой башню сносит и они уже оторваться от вконтактика не могут, что уж тут про детей говорить.
      • 0
        Это не приучение к гаджетам это «цветасто и весело», ну и я же не в контакте работаю :) начинал с электроники, раз 10 током било, вырос же :)
        к ВК я негативен. до сих пор просто хранилище музыки, для aimp, да новости города почитать.
  • +10
    Его отцу я бы с большим удовольствием пожал руку. Побольше бы таких родителей. А парню больших успехов. Так держать :-)
  • 0
    Здорово, что есть такие ребята. Я в 12 лет с компанией скитался по улицам и был озабочен оппонентами из соседнего района (начало 90-х). Хочется верить, что когда-нибудь в РФ все наладится, в том числе и благодаря тому, что у таких ребят есть возможность развиваться
  • +2
    Эх, такой маленький, а уже в очках. Допрограммировался
  • +1
    12 лет, любит Final Fantasy, написал свою собственную игру на Unity.
    Парень мой кумир теперь.

    Я в 12 лет только странички верстал и в Pascal'е что-то простенькое мог написать)
    • +4
      В наши с вами 12 лет не было юнити, и мы можем этим поднимать себе самооценку :-)
  • +1
    Меня особенно впечатлила ясность изложения мыслей! Ожидал увидеть если не вводные слова, то хотя-бы многоточия после каждого слова :)
  • +1
    Круто-круто. Я в 12 лет на мопеде Карпаты по лужам катался и шифер на костре взрывал.
  • +1
    Я в 12 лет пошёл на курсы программирования, писал программы для Электроники Б3-34 :) Потом ДВК-4, БК-0010 (на курсах), УКНЦ (в школе), MK-52 (дома) и, наконец Speccy :)

    Парень — молодец, я очень за него рад и искренне желаю ему двигаться дальше, тогда он обязательно добьётся успеха.
  • +1
    Парень молодец не только из-за того что усидчив и умен. Согласитесь — что подход к управлению не совсем стандартный.

    Молодец. Папе спасибо. Приятно видеть будущее своими глазами!
    • +1
      Судя по комментарию одного из его учителей выше, у парня есть очень нужный для профи скилл — «умение разобраться самому». Повидав около сотни разных разработчиков от джуниоров до тимлид-архи-суперстар, такой скилл видел у только у единиц. Обычно все считают это нормальным по любому мелкому поводу задавать вопросы, ответ на который либо гуглится, либо находится в самих исходниках.
      Так что парень верной дорогой идет. Удачи ему, и его родителям.
      • 0
        Плохо, кстати, и обратное: не умение задавать вопросы. Разработчик 2 часа решает проблему, которую мог бы решить за 5 минут, если бы посоветовался с более опытным коллегой.
        • +1
          Если проблема реально сложная, и вопрос задают человеку который наверняка знает решение то да.
          А вот реальные примеры из разряда нудных вопросов:
          «А как в гридвью в фильтре добавить два инпута?» — я незнаю, но первые же пару ссылок в гугле дают исчерпывающий ответ. Если же без гугла, то заглянув в исходники этого гридвью вполне себе можно разобраться и понять как это сделать. Вместе с вопрошающим открываем гугл вбиваем туда слово в слово этот вопрос и читаем решение. Вопрошающий уходит со словами «спасибо»
          «А как настроить xdebug в шторме?» — причем я пользуюсь нетбинсом, и мне реально есть чем занять себя нежели курить доков по настройке шторма. Чел долго бегает между моими настройками в нетбинсе и своими в шторме попутно задавая кучу вопросов.
          «А как в паппете добавить задачу в крон?» — да, я знаю как это добавить и могу показать это за 5-10 минут, но пару месяцев назад когда такая же проблема возникла у меня, я таки нагуглил решение за те же 5-10 минут и ни кого не отвлекал.
          И тд и тп.
          Причем вопросы такие приходят не от джуниоров зеленых а от вполне себе людей с опытом. Ну а те ребята которые молча умеют находить ответы на такие мелочи — это реально очень клевые ребята. Если чел тратит много времени на решение мелкой проблемы, то спрашивает он совета или не спрашивает это в обоих случаях плохо.
          К джуниорам же особых претензий нет, кроме как одной, если джуниор подошел ко мне с плевой проблемой, и я ему ответил, а он через какой то время опять подходит с той же проблемой он выслушает длинную тираду про хорошую память, тренировки и то как плохо отвлекать по мелочам, и в конце ответ с указанием времени когда он в прошлый раз подходил ко мне с таким же вопросом. В третий раз он ответа уже не получит, и встанет вопрос о том нужен ли такой джуниор.
          Реально переключение контекста очень негативно влияет на работу. И отвлекшись на пару минут, еще какое то время надо на повторное погружение в проблему которую решал пока отвлекли.
          Так что первое и самое главное качество которое я бы выделил для разработчиков это «умение решать проблемы самостоятельно». Ну а сложности тупики и прочие «неразрешимые» проблемы выясняются на стендапе где и самое место коллективному разуму.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка