Аудиомания
Компания
35,54
рейтинг
18 февраля 2014 в 18:14

Разработка → Автоматизация складских процессов интернет-магазина: опыт Аудиомании — Часть 1



Одной из главных болевых точек большинства интернет-магазинов является склад. Содержать его – дело довольно затратное, но даже если склад у вас есть, правильно организовать его работу крайне нелегко. Мы в Аудиомании сами столкнулись со многими сложностями складской логистики и выработали ряд подходов, которые позволяют эффективно решать наиболее часто встречающиеся складские проблемы.

Проблемы


Для начала необходимо разбить общую проблему под названием «складская логистика» на более мелкие. Первое, с чем столкнулись мы – то, что на сотрудниках склада зачастую лежала слишком большая ответственность: им приходилось принимать решения, связанные с тем, как и куда класть товар, как его группировать, что и где хранить. Соответственно, когда кто-то из них отсутствовал, начинались серьезные сложности – ведь многие из этих решений принимались сотрудниками индивидуально. Мы в Аудиомании продаем аудиотовары, среди которых встречаются не только крупные акустические системы, но и довольно мелкие радиодетали, которые просто нереально было найти, если, например, сотрудник, принимавший их на склад, вдруг заболевал.

Из этой проблемы плавно вытекала вторая– собственно, поиск товара на складе. Очень часто интернет-магазин сталкивается со следующей ситуацией: есть точное понимание того, что товар имеется на складе, но вот где конкретно он находится, никто не знает (зачастую просто потому, что на складе в момент поиска отсутствует человек, принимавший этот товар). Часто такая неразбериха и личная ответственность кладовщиков ведут к пересортице (ситуации, когда клиент получает не тот или не совсем тот товар, который изначально заказывал): например, как-то раз к нам на склад пришла партия наушников, маркированная аббревиатурой «BL». Как правило, так маркируется товар черного цвета, но на этот раз под «BL» производитель имел в виду «blue» – «синий». В итоге многим клиентам приходили наушники другого цвета, а поскольку у нас не было системы информирования кладовщиков, каждому из них пришлось сначала ошибиться, чтобы потом на собственном опыте выяснить, что скрывается за этой маркировкой.

Задачи


В какой-то момент (к лету 2012 года) от всей этой неразберихи накопилась такая усталость, что волевым усилием было решено поплотнее взяться за переустройство работы склада. Основным двигателем прогресса в данном случае стал быстрый рост компании – мы развивались такими темпами, что экстенсивным увеличением штата кладовщиков решить проблему стало невозможно. Среди главных задач этого процесса были выделены следующие:
  • Ликвидация пересортицы;
  • Увеличение производительности труда;
  • Обеспечение легкой и быстрой масштабируемости;
  • Ускорение обучения новых сотрудников;
  • Создание гибкой системы контроля товаров на складе.


Решение


ПО и экипировка кладовщика

В рамках оптимизации склада нами был написан софт, позволяющий автоматизировать работу складских помещений и упростить задачи кладовщиков (учитывая, что вся разработка и поддержка ПО ведется внутри компании, у нас нет проблем с обменом данными и работой с ними). Софт продолжает совершенствоваться, но основные работы по его написанию заняли три месяца (включая подготовку). Во время подготовки мы ездили по логистическим центрам компаний-партнеров, изучали их опыт. После этого команда из нескольких человек, включая технического директора, руководителя отдела разработки и руководителя склада разработала ТЗ, которое получил наш штатный программист (непосредственно написанием кода занимался он один).

Причин, по которым мы создали свое решение, а не воспользовались уже существующими, было две:

  1. Необходимость использовать и поддерживать софт, написанный под устаревшие платформы (большинство складских терминалов используют софт, написанный под платформу Windows Mobile). К примеру, топовые складские терминалы от Motorola и сейчас работают под ОС Microsoft Windows CE 5.0 Professional Version.
  2. Высокая стоимость оборудования. Нам резонно хотелось удешевить стоимость наших складских терминалов по сравнению с готовыми решениями: обычный терминал стоит от нескольких десятков, до ста тысяч рублей (в среднем складской терминал стоит около 35 000 руб., крупные логистические комплексы пользуются терминалами стоимостью порядка 50 000 руб.). При этом (см. пункт 1) за эти деньги на рынке предлагаются аппараты с все той же неповоротливой и давно морально устаревшей операционной системой.

Даже главный плюс промышленного терминала – устойчивость к ударам и падениям – для нас не имел сколь бы то ни было серьезного значения: по нашим подсчетам, даже если разбивать по одному «кастомному» терминалу в неделю, затраты (в масштабах нескольких лет работы со «сборными» терминалами) будут ниже, чем при покупке специализированных решений.

Однако «сборный» вариант складского терминала так же оказался чреват «подводными камнями». На фото (слева) вы видите первоначальную версию экипировки нашего работника склада – ту, от которой по ряду причин пришлось отказаться. Изначально мы использовали небольшие пятидюймовые планшеты с подключенными к ним портативными проводными сканерами.

Казалось бы, носить на запястье планшет, сообщающий в нужное время, какой товар с какой полки необходимо забрать, удобно и достаточно современно – наши сотрудники, например, сразу вспомнили героев фильма «Время» (In Time), у которых на запястья тоже наносилась важная информация.

И все же, эргономика такого решения была не на высоте. Поскольку в промышленных масштабах транслировать информацию прямо на руку, минуя дополнительные устройства, еще не научились, планшет необходимо было крепить к запястью специальным чехлом. Чехлы эти отшивались на заказ в мастерской по пошиву изделий из кожи и стоили 1000 рублей за штуку – что приводило к удорожанию комплекта экипировки. Кроме того, в случаях, когда сотруднику, например, приходилось доставать что-то из коробок, планшет на запястье только мешал.


Кард из фильма «Время»: получив новые планшеты, наши сотрудники сразу вспомнили нечто подобное

Немало проблем доставило нам и проводное соединение планшета и сканера: раз за разом контакты ненадежного mini-USB соединения выходили из строя. Их приходилось заменять (планшеты не раз побывали в сервис-центре – меняли или разъем, или планшет целиком). В итоге от неудобных и ненадежных планшетов и проводных сканеров пришлось отказаться – мы заменили их на более компактные смартфоны Highscreen Boost (4,3’’, ОС Android, 4160 mAh), которые дополнили Bluetooth-сканером (производства китайского OEM).

Преимущество этого варианта состоит в том, что, во-первых, этот сравнительно недорогой телефон разряжается крайне медленно, во-вторых, его можно легко убрать в карман – поэтому он не мешает при работе с товаром, а подключенный по Bluetooth сканер не требует лишних проводов, исправно работает и также не сковывает движения сотрудника (сканеры, помимо всего прочего, идут в комплекте с чехлом, который позволяет крепить их к корпусу телефона, так что при необходимости эти два девайса могут работать, как единое целое). Скажем сразу: у нас была мысль перевести сотрудников на iPad’ы, от нее мы отказались из-за того, что к ним может подключиться далеко не каждый беспроводной (и вообще не может подключиться ни один проводной) сканер.


Так выглядит новое оборудование для работников склада

Тонкости этого этапа как раз и заключались в подборе бесперебойно работающей комбинации «планшет/смартфон-сканер», которую мы, в конечном итоге, нашли: в случае выбора правильного комплекта, для телефона обработка данных, полученных с Bluetooth-сканера, не составит проблем – он распознает их, как информацию, введенную с клавиатуры (поэтому никаких дополнительных драйверов устанавливать, и уж тем более, писать не приходится). В процессе эксплуатации устройства не путаются и не теряются – на ночь сотрудники оставляют их заряжаться в индивидуальных ячейках, предусмотренных для совместного хранения телефона и сканера. Комплекты устройств не привязаны к определенному сотруднику – в начале рабочего дня сотрудник может взять любой комплект, отсканировать свой бейдж (таким образом авторизовавшись в системе) и приступить к работе.

Наш складской софт работает через браузер смартфона – именно там появляются все подсказки и указания от системы насчет того, какой товар забрать (далее сотруднику остается его найти и просканировать, неправильный товар система забрать не позволит). Благодаря этому решение получилось достаточно гибким: если по тем или иным причинам выяснится, что текущее аппаратное обеспечение кладовщиков недостаточно удобно, перейти на другой тип устройств не составит труда.

Прием заявок на сборку у нас также автоматизирован. Для получения заданий на первом этапе процесса реорганизации склада сотрудники использовали складской монитор – экран, с которого сканером можно было считывать информацию о том, какой товар надо собрать.


Первый этап реорганизации: монитор, показывающий штрих-код наиболее приоритетной на данный момент сборки

Этот подход, при всей его технологичности, мы решили упростить: поскольку на складе действует единая очередь на сборку заказов, нет необходимости динамически менять штрих-код с информацией о новой сборке. Сейчас мы используем единый для всех штрих-код (распечатанный на бумаге) – сканируя его, кладовщик тем самым просто подтверждает, что готов обработать следующий в очереди заказ, детали которого поступают уже напрямую на смартфон сотрудника. Такое решение было продиктовано не только стремлением к упрощению процесса: выяснилось, что закупленные нами беспроводные сканеры не считывают информацию с экрана монитора. И хотя для этой задачи монитор больше не применяется, мы продолжаем успешно использовать его на складе: сейчас на нем отображаются статистические данные по состоянию и характеристикам заказов в очереди.

Система формирует и приоритезирует сборки автоматически, при необходимости меняя их очередность. При этом:

  • Розничные клиенты всегда в приоритете (это правило актуально для тех помещений, в которых торговые площади соседствуют со складскими – в нашем случае таковым является центральный магазин на ст. м. Электрозаводская, где обкатывались все нововведения. Сейчас отработанные подходы применяются и на большом складе в 1000 кв.м.).
  • При формировании комплектов товаров для доставки по Москве мы подстраиваемся под ситуацию. При этом мы собираем заказы только на день вперед (не больше), так как менее срочные заказы получают меньший приоритет.
  • Региональные отправки различным компаниям, как правило, привязаны к конкретному времени, поскольку сотрудники транспортных компаний приезжают на склад к заранее выбранному часу (в этом случае приоритет сборки тем выше, чем ближе назначенный час Икс – а по его истечении приоритет этого вида сборок снижается).
  • Несмотря на то, что все решения о приоритете сборок принимаются системой, начальник склада может корректировать ее действия в случае если, например, курьеры или представители транспортной компании опаздывают к назначенному сроку.


[О том, как выглядит «физическая» организация логики склада и вся система в целом с точки зрения пользователя, о выводах и результатах реорганизации мы — в части 2]
Автор: @timshick
Аудиомания
рейтинг 35,54
Компания прекратила активность на сайте

Комментарии (74)

  • +3
    Молодцы! Я тоже когда анализировал стоимость таких девайсов — глаза на лоб лезли. Да еще стоимость ПО + синхронизация с учетом выливаются в серьезные затраты. А при таком подходе вся программа — это простой не большой сайт в смартфоне :)
    Wifi хорошо на всем складе работает, не пришлось дополнительные точки ставить?
    • +2
      Так большинство WMS сейчас именно так и работают, через веб-интерфейс. У нас используется Red Prairie, там аналогично.

      Что до стоимости самих терминалов, то сейчас есть выбор почти на любой вкус. От неубиваемых Симболов (вернее — Моторол), до «чехлов» для айфонов.
      • +1
        Wow! Нас сравнили с Red Prairie.

        Разница только в том, что Red Prairie разрабатывался 35 лет, а мы всё сделали за 3 месяца.
        А если сравнить стоимость продукта и стоимость внедрения… А если добавить стоимость поддержки…

        А кроме шуток если, не поделитесь информацией о «чехлах» для айфонов?
        • 0
          Да не то, чтобы сравнивал — просто привёл пример. На прошлой работе был в команде (вернее — рядом), которая занималась разработкой собственной WMS, т.е. с вопросом знаком. Да и сейчас очень близок к этой теме.

          Как-то даже вели переговоры с одним французским поставщиком голосового решения для склада, который под это разрабатывал свои недорогие Voice-терминалы.

          А кроме шуток если, не поделитесь информацией о «чехлах» для айфонов?

          Увы, линков не дам. Мне их озвучивали как вариант наши ИТшники, по аналогии с «чехлами», которые используются во многих AppleStore. Суть в том, что одним из клиентов нашей компании является как раз упомянутая компания из Куппертино и iPhone (или вообще iPod) по итоговой цене вместе с чехлами получались предельно дешёвыми ТСД.
          • +2
            А, ну вот. Получается снова стороннее неконтролируемое решение под чей-то софт.

            Наше решение полностью независимо от стороннего софта и харда. Мы можем взять ЛЮБОЙ планшет или смартфон и всё будет работать как работало. Ничего переписывать, менять, переконфигурировать не нужно.
    • +4
      Спасибо, всё верно!

      Насчёт WiFi — мы сделали полноценный WiFi роуминг.

      Выбрали Ubiquiti UniFi Long Range ( www.ubnt.com/unifi ).
      В итоге весь склад воспринимается как одна большая точка доступа. Вне зависимости от места.

      На эту тему есть два хороших поста на Хабре:

      habrahabr.ru/post/149858/

      habrahabr.ru/post/185138/
  • +4
    Ну, на самом деле все проблемы могут быть решены и без планшетиков-гаджетиков. Адресная система хранения надежна, как ядро Линукс и ей уже сто лет в обед.
    Дорогой гаджет заменяет накладная (в которой указаны необходимые для сборки товары, для каждого из которых прописан адрес хранения и штрих-код) и мобильный сканер штрих-кодов. Все.
    В правильной системе кроме сборщика присутствует еще и контролер со своими накладными и сканером, особенно для дорогостоящих товаров. Даже при абсолютно лояльных и честных сотрудниках есть процент банального пересорта и контролер этот процент сильно снижает.
    Я не умаляю ваши достижения, просто довольно глубоко когда-то занимался этой темой.
    • +1
      Просто это разные технологии и каждая имеет право на жизнь. Как бумага, так и RF, и голос.

      В правильной системе кроме сборщика присутствует еще и контролер со своими накладными и сканером, особенно для дорогостоящих товаров.

      Зависит от конкретного склада и особенностей рабочей силы. У нас на складах нет полного контроля за сборщиками, хотя товары весьма дорогие.
      • +2
        Неужели нет ошибок сборщиков? Я в свое время рулил аптечным складом. Около 5000 товарных позиций, скажем прямо, не балующих разнообразием внешнего вида. Плюс сборщики всегда без высшего образования и часто со слабым знанием русского языка. Ошибок сборки было много, но контролеры львиную долю отлавливали.
        Например.
        Для молодого азиатского паренька (особенно новенького) Виагра N4 100мг и Виагра N1 50мг — одна фигня (и выглядят, заразы, очень похоже). А разница в цене — огого. И хоть подобные очень похожие позиции мы старались разносить по адресам в разные концы склада, все равно умудрялись на контроль приносить пересорт. Потом спрашивали у него «Ну как?!» Земляк ему подсказал, видите ли.
        Еще была интересная задача: оптимизация маршрута сборки. То есть чтобы сборщик делал меньше телодвижений по складу в процессе сборки того или иного заказа. В каждом заказе могли быть сотни позиций, а каждый сборщик одновременно собирал несколько заказов по накладным. После оптимизации сборка каждого заказа была разбита на логические блоки и время сборки прям хорошо оптимизировалось.
        Хотя это все специфично и для вас не очень актуально. Вы уж извините, что в вашем топике это пишу. Просто что-то вспомнилось, аж приятно стало от таких воспоминаний :)
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • +1
          Во второй части мы подробно расскажем о товарах, на которых НЕТ этикеток и товары невозможно идентифицировать по внешнему виду. У нас и такие есть.
          • 0
            Да, на акустике такое бывает, подтверждаю.
            • 0
              если б акустика…

              image
    • +1
      Да, когда я рассказываю про нашу систему, то меня спрашивают, что же делать, если нет в штате программиста. Я обычно рекомендую — нанять.

      Но, если совсем никак иначе, то действительно, можно вести складской учёт в экселе. Главное — не забывать в нужных ячейках данные править.

      Собственно планшеты-терминалы просто ускоряют процесс и уменьшают вероятность ошибки. Всё.
      • 0
        Да, когда я рассказываю про нашу систему, то меня спрашивают, что же делать, если нет в штате программиста. Я обычно рекомендую — нанять.

        Неверный совет. Начать лучше с изучения работы склада и истории и наработок адресного хранения, знаковства с существующими системами. Это позволит понять, как правильно организовать работу склада (если хочется это сделать самому — иначе лучше обратиться к консультантам или опытным 3PL).
        Программист — это отлично, но кто-то должен ему правильно ставить ТЗ. И очень желательно иметь соответствующий опыт и количество набитых шишек.
        • 0
          Насчёт ТЗ полностью согласен. В России очень мало людей, которые умеют грамотно ставить ТЗ.

          Однако, «без пруда не вытащить и рыбку из него». Программист нужен. И дело не в складе. Сейчас на рынке нет ни одной платформы для электронной коммерции, которую можно эксплуатировать без программиста. Либо аутсорсинг, либо аутстаффинг, либо свой… но нужен 100%.
  • +2
    Наш складской софт работает через браузер смартфона – именно там появляются все подсказки и указания от системы

    Звуковых уведомлений случайно нет? Или сотрудники просто время от времени смотрят в экран смартфона? Есть ли система распределения рабочей нагрузки между сотрудниками?
    • 0
      Когда сотрудник освобождается и готов к следующей задачке, он сканирует штрих-код со стены. Подробно — во второй части.
  • 0
    Проще купить готовую систему. Стоит дорого, но компьютеры, поддержка и само железо дадут. При правильном планировании окупится быстро.

    Сейчас системы есть для всего на любой цвет и вкус. Даже виртуальной реальности, правда побольше очков гугла, но тебе проецируется дорога к месту, что и откуда взять и куда деть.

    И если верхняя фотография это результат, то вас ждет еще много интерсных дней :)
    В основном получается быстрее, дешевле и безопасней. И очень эффективно расходуется свободное место. У вас потолок низкий, можно было бы горизонтальную карусель поставить для мелких и средних упаковок.

    Наша автоматизация пакует упаковти типа белых самых разных размеров. Средняя скорость на человека около 500 упаковок в час.

    Обычно :) под автоматизацией имеют ввиду что-то типа этого:
    www.youtube.com/watch?v=Z_NZYC0PHds

    Взять пустую тару из кучи, открыть, склеить, отвести к упаковщику, отвести от упаковщика, бросить инвойс, наклеить транспортную этикетку, заклеить. Отдать DLH и компании :)
    • +1
      Всё правильно. Для компаний масштаба Ашана, например.

      А что делать российской компании работающей в электронной коммерции?

      В отрыве от цифр всё красиво, но если посчитать расходы на «готовую систему», а потом добавить стоимость внедрения, то даже без стоимости поддержки получатся астрономические цифры.

      Мы показали пример того, как все эти «космические технологии» можно реализовать самостоятельно. За три месяца (включая интеграцию и запуск). Силами трёх человек (включая одного кодера).

      Давайте посчитаем, что такое «быстрее, дешевле и безопаснее». Думаю, всем будет интересно.

      Наши затраты на написание системы (зарплата сотрудникам, участвующим в проекте за три месяца): 1 млн рублей (и то без учёта остальной работы, которую эти люди выполняли в это же время)

      Затраты на оборудование: изначально 8 планшетов (2500 рублей x 8), 10 сканеров (7000 рублей х 8), 5 чехлов на заказ (5000 рублей) итого: 81000 рублей. На непредвиденные расходы еще тыщ 10 (кабели, поездки в сервис и тд).

      Потом мы были вынуждены поменять планшеты и сканеры. Дополнительно 15 планшетов примерно за те же деньги и столько же сканеров.

      Итого: 1 233 500 руб. Это полностью внедрённая и работающая система, которая интегрирована в нашу собственную платформу полностью. Которая подконтрольна нам полностью. Нам не нужны сторонние разработчики, которые будут дорабатывать (еще вопрос — как долго) стороннюю систему под наши нужды.

      То есть, общий смысл в том, что на рынке огромное количество «промышленных» решений. НО ни одно из них не подходит для малой или средней компании, работающей в электронной коммерции. А без автоматизации склада жить невозможно.

      Конечно, нас ждёт долгая и длинная дорога. Но промежуточную задачу мы выполнили. Мы решили наши главные проблемы на складе и теперь можем развиваться дальше.

      Кстати, во второй части этой истории будут и ноу-хау, которых нет в «промышленных» системах.
      • +2
        Замутите отдельный бизнес, продавая свое решение для малых компаний :)
        • +2
          Думаем об этом! :)
      • 0
        Присоединюсь к мнению выше — не пробовали продавать? Мы недавно смотрели станок на покупку. Компания делала для себя, а потом продали на сторону. Вышел отличный бизнес в дополнение к основному.

        Интересно услышать еще на каких технологиях разработали, в плане ПО. А то нам тоже нужно что-то подобное )
      • 0
        А что делать российской компании работающей в электронной коммерции?

        По моему опыту с украинскими и британскими онлайн магазинами — это ОЧЕНЬ широкое понятие :)

        Но при бюджете в $30-50к действительно я бы скорее рассматривал готовое решение, к которому будет качественная документация. И не будет такого количества рисков (своя разработка, с нуля) и зависимости от конкретных людей (а если двое из трёх упомянутых решат уйти? За собой оставят достаточный уровень документации, чтобы новые люди смогли всё грамотно поддерживать и развивать?).

        Нам не нужны сторонние разработчики, которые будут дорабатывать

        А разве ваш основной бизнес не онлайн-торговля? А не разработка ПО.

        А без автоматизации склада жить невозможно.

        Ну как бы даже динамическое адресное хранение появилось и долго использовалось без компьютеров и автоматизации :)
        • 0
          Вы правы. ПО мы разрабатываем от безысходности. Того, что нам нужно, просто нет на рынке.

          Причем, как показывают опросы на конференциях, то, что мы разрабатываем, нужно многим. Но не у многих хватает ресурсов и экспертизы сделать это самим.

          Нам хватает. И я очень рад, что руководство компании разрешает делиться нашим опытом.
          • 0
            Того, что нам нужно, просто нет на рынке.

            Пока я жил в Киеве, 5 лет был тесно связан с этим рынком, регулярно на выставках общаясь с начальниками складом и ИТ служб. И заблуждение, что они уникальные и нужного им нет на рынке, было, пожалуй, одним из наиболее частых.
            В чём вы видите уникальность вашей ситуации, которая не позволила бы использовать настроенную готовую систему? (к сожалению, мои познания российских WMS несколько заржавели, поэтому не буду называть конкретные системы. Но и речь ведь не шла об автоматизации всего за $5-10к)

            Но не у многих хватает ресурсов и экспертизы сделать это самим.
            Нам хватает.

            Если у вас есть большой опыт работы на складах с адресным хранением и хорошее понимание логистики, позволяющее грамотно проектировать систему управления складом — это отлично. Ну и повезло с руководством, которое готово финансировать непрофильную деятельность.
            • +1
              +1. Готовые системы настраиваются подо все. У вас ничего уникального на складе нет. У нас на пример те еще заморочки :)

              Вы за по сути отноразовую цену покупаете систему настроенную специально под вас. К вам приедут, расскажут, научат, запустят. В случае проблем есть хотлайн, подключатся удаленно и посмотрят.

              Возьмите с десяток WMS, как можно точнее объясните что у вас есть и попросите офферт. Тамошних спецов удивить очень сложно, они сами вам расскажут как у вас должно все работать :)

              Просто это тема очень чувствительная и те кто такое вводит очень неохотно рассказывают что где и как, особенно в деталях :)
              • 0
                WMS это кстати целый комплекс, так что если товара нет в одном магазине то его собирают в другом и доставляют в нужный.
              • 0
                Я и не говорил, что у нас какие-то космические технологии. Я просто поделился опытом — как мы это сделали сами. Всё.

                Что лучше — пусть каждый для себя решит сам.

                Читайте вторую часть.
                • +1
                  С удовольствием почитаю :)
                  Извините если написанное выше звучало как наезд или грубо. Профф. травма так сказать. При виде стеллажей сразу начинаешь думать что бы на них запихать в страшных количествах :) Если почитать что пишут ниже, то я не одинок.

                  Все эти монстры когда-то начинали и постепенно становятся неповоротливыми. Вполне возможно что у вас получится создать что-то новое для малого бизнеса.
                  Буду с интересом читать публикации.
                  • 0
                    Критика полезна :) Спасибо.

                    Продолжение уже опубликовано.
                    habrahabr.ru/company/audiomania/blog/213327/
                  • 0
                    Профф. травма так сказать.

                    Однозначно. :)

                    Что запихать, как сделать процесс более lean, убрать waste, не нарваться на нарушение техники безопасности и т.п…
              • 0
                К вам приедут, расскажут, научат, запустят.

                Вот «научат» — ИМХО самое ценное. Особенно когда у консультантов/внедренцев есть хороший опыт с большим количеством разнообразных внедрений. Это ведь прекрасная возможность применить хорошие наработки других складов, дать «незамыленному» взгляду найти велосипеды и костыли у себя на складе.
  • 0
    А в чем смысл штрихкода на бумажке/мониторе вообще? Если у вас итак браузер на телефоне и всё через него работает
    • +1
      Любое действие и начало любого процесса — это сканирование штрих-кода. Поэтому, чтобы взять очередную задачку, нужно сканировать штрих-код.
      • 0
        У вас в системе нет управления ресурсами? Т.е. исполнитель не может взять предлагаемую работу/задачу непосредственно со своего терминала?
        • 0
          Как нет управления ресурсами? :) Какая связь?

          Со своего терминала не может и не должен. Так задумано.
          • 0
            Связь прямая. И я бы сказал — концептуальная.
            Т.е. я не согласен с этим, если уже есть ТСД — то они должны полноценно использоваться для коммуникаций между WMS и ресурсами, а не просто заменять бумажный отборочный лист.

            У вас WMS? Т.е. система Управления складом? Вот она складом и должна управлять (на основе заданных настроек и приоритетов). У системы есть товары и заказы/работы с одной стороны, с другой стороны есть пул ресурсов. Если в системе есть управление ресурсами, то именно она и должна предлагать этим ресурсам следующую работу/задачу. Это имеет кучу преимуществ. Самый простой пример — сборщик пришёл в ячейку, система ему сказала взять 3 штуки, а он видит только 2 — возьмёт 2 и система сможет принять решение о следующем действии и назначить нудного исполнителя. И, скорее всего, сгенерировать задачу на выборочную инвентаризация по данной позиции. Иначе ведь привязываете людей к точкам выдачи работ, к которым надо постоянно ходить как к кормушке. Пока склад крошечный (как в вашем примере) — это ещё ОК, терпимо. Но что дальше?

            Но само проектирование WMS (или её конфигурирование) — задача интересная. Чего лишь стоит казалось бы простой вопрос с переходом от обработки накладных к обработке отдельных строк.
            • 0
              Всё верно! Нам еще многое предстоит сделать.

              Но то, как мы реализовали приоритеты в нашей системе — это очень интересно и такого я не видел (хотя посетил множество логистических центров).

              И система наша умеет действовать в ситуации, когда «пришел за 3 штуками, а там только две».

              Мы развиваемся вместе с бизнесом. И решения наши тоже развиваются вместе с ним. Мы планируем изначально масштабируемую систему. Когда наш склад в 1000 метров и для нас начнёт казаться «крошечным», то и решения к этому времени тоже изменятся.

              Я расскажу об этом обязательно!
              • 0
                Обязательно пишите — будет очень интересно познакомиться с таким опытом.
      • +1
        У вас браузер в телефоне, какой смысл сканировать код для того чтобы «взять задачу», если можно просто нажать «кнопку» в браузере?
  • –2
    Круто
    Только с этого надо было начинать
  • +1
    А можно немного статистики, чтобы понять масштаб проблемы? Сколько в среднем собирается заказов/строк в сутки и каким количеством сборщиков?
    • 0
      Несколько сотен сборок в сутки. Среднее количество товаров в одной сборке: 7,89.

      Склад работает сменами.
      Смена буднего дня 5 кладовщиков + руководитель (или его зам).

      На текущий момент кладовщики являются одновременно и упаковщиками, но мы сейчас на этапе перехода на разделение этих ролей.
      • 0
        Я правильно прикинул, что на каждую строку (pick) у кладовщика выходит где-то около двух минут? (7,89*300/(2*5)/8) Не думали о том, чтобы отдать этот склад на аутсорсинг? :) (себя не предлагаю, мы очень далеко географически, но эффективность выглядит крайне низкой)
        • 0
          На аутсорс это отдать невозможно. По нескольким причинам.

          1. мы доставляем по Москве день-в-день.
          2. мы отправляем в регионы в день заказа
          3. у нас есть магазины, куда мы доставляем в течение дня
          4. часть товаров у нас такие, что их индивидуальная идентификация (штрих-код на каждом товаре) очень затратная. Читайте вторую часть. Там рассказывается более подробно.

          Считая эффективность, Вы забываете про то, что наши кладовщики — еще и упаковщики, и грузчики. Я уже писал о том, что мы только на пороге разделения ролей. Пока они — универсалы. Кроме того, существует еще и приёмка товара — эту операцию делают не все, но это тоже занимает время. Причём, немалое.
          • 0
            На аутсорс это отдать невозможно. По нескольким причинам.

            Приведённые четыре пункта не подтверждают невозможность отдать эту логистику 3PL/4PL.

            тут просто старая проблема — развивать свой склад и логистику, или же сконцентрироваться на профильном бизнесе и функциях, отдав логистику специалистам по логистике.
  • 0
    О, ещё одни вопрос, который удивил по первой фотографии — я не заметил на стеллажах (с забавными боковыми рамами — без обид, просто разные подходы к технике безопасности) никакой маркировки местонахождений. Это просто неудачная фотография или часть решения?
    • +1
      Во второй части будут фотографии с другой стороны. Маркировки есть, конечно же. Как ж без них?
      • 0
        Поясню свою критику стеллажей. Может что пригодится.
        1. У вас паллетные стеллажи с мощными рамами — а на них стоит очень лёгкий (судя по фото) товар.
        2. Слишком глубокие полки (900мм?). По фото хорошо видно, что утилизация куда объёма очень низкая — полки на всю глубину не используются.
        3. Если используется верхний уровень хранения, боковые рамы должны по высоте быть вровень с самим товаром на полке, чтобы минимизировать риск заваливания набок и травмирования проходящего человека.
        4. Сплошные деревянные (вернее — ДСП) полки — очень популярно в СНГ, но как же пожарная безопасность? Тем более, что в стеллажах нет системы спринклеров.
        5. Как я понимаю, балки — обычные, 2700мм ширины? Из-за длины и расчётной нагрузки (кажется избыточной в вашем случае) они где-то 100мм (на глаз) в высоту — опять же, теряете много места, минимум 50мм на уровне.

        Человек проводит комплектацию на паллету с гидравлической тележкой. Почему бы не дать ему тележку поменьше и полегче, всё-равно ведь товар будет перепакован, как я понимаю (т.е. паллетами не отгружаете). В идеале — вообще двух-трёхуровневую, чтобы он мог делать кластерную отборку (т.е. несколько заказов за раз). Кстати, у вас ведь только pick-by-order? Pick-by-line не используете, например для магазинов? (извините, что не перевожу термины — не могу придумать красивый перевод)

        Ну и отдельный момент — это пол с плиткой, вместо нормального складского заливного пола.
        • 0
          Спасибо за советы.

          Кое-что прокомментирую:

          В основном эти полки будут использоваться для крупногабарита. Отдельное помещение для более мелких товаров, которые сейчас временно лежат на этих полках, достраивается :)

          «Тележки поменьше» как раз и используются для мелочи. Фотографировать их нет смысла — их можно увидеть в ближайшем супермаркете.
  • +2
    Продолжение рассказа уже доступно — часть 2 :)
  • 0
    Просьба — линк на Bluetooth сканер дайте пож-ста, можно в личку.
    • 0
      Например, вот:
      www.ebay.com/itm/Brand-New-GS-M100BT-1D-laser-Mini-Bluetooth-Barcode-Scanner-/261391816871

      Но они очень разные. Китайцы — хитрый народ.
      • 0
        А можете проверить размер минимально считываемого 1D кода? К примеру, на большинстве телефонов есть штрих код с IMEI и сирийным номером — считает?

        Сколько он работает он аккумулятора?
        • 0
          Я могу попросить проверить, но, как я уже говорил, вероятность того, что Вы купите 100% такой же сканер, не велика. Наши читают даже самый мелкий код.

          Свежего аккумулятора обычно хватает на целый день. Если вдруг не хватает, то кладовщик просто разлогинивается, отправляет планшет вместе со сканером на зарядку и берет другой.

          Надо было сфоткать нашу зарядную станцию, где живёт батарея из терминалов и привязанных к ним сканеров.
          • 0
            Тимофей, скажите, почему вы решили рискнуть и выбрали китайские noname Bluetooth сканеры с ebay, которые даже трудно купить 100% точно такие же? Шанс нарваться на хлам весьма высок, имхо. Гугл выдал ссылку toster.ru/q/44650 по аналогичной задаче, вроде бы есть предложения на рынке, сравнимые по цене.
            • 0
              Кто сказал, что мы купили на ebay? :) Просили ссылочку. Единственную, какую нашел, запостил.

              Мы, конечно же, покупали с завода. Просто ссылку на завод дать не могу — нету её. «Name» товару дают потом. Нам для работы «name» Не нужен. Важно, кто это производит, сколько стоит и как работает. Как я и говорил, мы сначала купили одну штуку, протестировали, а потом купили нужное количество.

              Заводов в Китае меньше, чем «неймов» по всему миру, называющих одно и то же разными словами.

              Напишите в гугле «bluetooth barcode scanner» и переключитесь на картинки — вот, где все ответы :)
              • 0
                Как найти именно завод?
                • 0
                  Если Вам нужно несколько штук, то завод не нужен :)

                  Вам нужны именно эти сканеры? Напишите в личку.
  • 0
    Как ваши сотрудники работают с сенсорным экраном? Не ошибаются? Не жалуются? Как по сравнению с физическими кнопками старых ТСД? Интересно мнение.
    • 0
      От себя скажу, что обычно интерфейс строится предельно примитивно, чтобы отборщику надо было лишь подтверждать самые простейшие операции. Другое дело, что это подходит только для тёплых и простых складов. И для самых простых операций, типа отборки. Для приёмки уже будет гораздо сложнее.
      • 0
        Почему не подходит для холодных?

        И почему сложнее для приёмки?
        • 0
          Потому что в складах-холодильниках обычно ходят в перчатках. Конечно можно перчатки с токопроводящими вставками… Но температурный режим до -35 — не каждому терминалу будет под силу. Плюс конденсат.

          комплектация — это просто выполнение требований системы, пойди туда и возьми то-то и положи туда-то. При приёмке больше дополнительных — указать количество, ввести дополнительные данные, если нужно (те же серийные номера, если требуется), габариты и вес нового товара.
    • 0
      Мы сделали интерфейс таким образом, чтобы сотрудникам нужно было как можно меньше использовать сенсорный экран.

      Практически все действия производятся сканированием того или иного штрих-кода.

      Экран требуется всего в двух случаях:
      1. когда раскладывается в одно место очень много одинаковых товаров (например, 50 или 100)
      2. когда товара в нужном количестве не оказалось в нужном месте.
      • 0
        А само сканирование включается физической кнопкой?
        • 0
          Да, непосредственно на самом сканере.

          См. первую часть: habrahabr.ru/company/audiomania/blog/211420/
          там фотки есть.
          • 0
            Мы вот планируем купить такие: www.motorolasolutions.com/TC55

            С высоты вашего уже опыта работы с сенсорными ТСД (назовём их так) — оправдано ли это? По сравнению с ТСД на Windows Mobile/CE в этом же ценовом диапазоне (~$1000 вроде узнавали) это просто небо и земля, вот думаем сейчас, не будет ли напрягать сенсор и отсутствие физических кнопок?
            • 0
              Славное решение. И всего в 5 раз дороже нашего (если, конечно, моторолу покупать за границей, здесь такие за аналогичные деньги не продаются). Отличия: интегрированный сканер и противоударный чехол. Больше никакой разницы.

              Кнопка там есть, как мне показалось на видео. В противном случае — это те же грабли. Специальный софт, который управляет сканером.

              Меня больше волнует то, что они везде рекомендуют приобрести дополнительный сканер. Но ведь уже есть встроенный… возможно, здесь зарыта какая-то собака.

              Но, если встроенный сканер действительно управляется только программно и нужен еще один внешний, чтобы не было проблем со своим софтом, то какой смысл переплачивать за всё это?

              Берется смартфон, для которого есть такой противоударный чехол… и всё.
              • 0
                Если честно, не увидел там, что они рекомендуют дополнительный сканер.

                Насчёт 5 раз — используемый вами вариант действительно обошелся в 200-250$? Надо подумать.

                У них есть 2D external imager, т.к. встроенный сканер только 1D — это нашёл. Но нам 2D и не нужен.
            • 0
              Как можно советовать не зная ваших условий и планируемого сценария использования?
              У нас у самих на одном из складов следующий зоопарк:
              1. Обычные моторолы с пистолетной рукоятью
              2. ТСД классической конструкции без пистолетной рукояти
              2. Наручные терминалы, у которых сканеры вынесены на кольцо (одеваются на палец, кнопка под большой палец), чтобы не занимать руки

              Они все разные и имеют свои плюсы и минусы.

              Про экран. Обычно человека ведёт система и он лишь подтверждает свои действия. Пришёл в адрес — просканировал код ячейки, взял что-то — просканировал код товара, положил я контейнер — просканировал код контейнера, поставил его на конвейер — просканировал код на конвейере. Это если упрощённо. Т.е. какой тип экрана. для ряда операций, не особо важно. Лишь бы кнопка сканера была удобной. Ну и сам терминал крепкий и выдерживал суровую эксплуатацию.
  • 0
    Скажите, вы не осветили момент передачи товара в магазин, там тоже все по штрих-коду? Что происходит когда приезжает позиция в магазин, в магазине ведь кладовщика нет, как я понял?
    • 0
      Везде, где есть склады, есть кладовщики. Мы много процессов не осветили. Передачу транспортникам, передачу курьерам… Мы сделаем третью часть, но чуть позже.

      С магазинами всё просто — приезжает машина с центрального склада, разгружается, проверяется соответствие «перемещению» и раскладывается на места. Всё штатными средствами. Этикетки на товарах уже наклеены на центральном складе. То есть, «особо ответственный» кладовщик в магазине не требуется.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка