Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ
35,32
рейтинг
24 июля 2014 в 17:55

Дизайн → Музыкальная многозадачность: как музыка «на фоне» улучшает жизнь перевод

Чтобы в полной мере проникнуться музыкой, нужно отвлечься от всех остальных дел и просто слушать. Это утверждение является одним из преобладающих трендов в мире ценителей качественного звука. Я с ним не согласен.

Такой подход особенно распространен среди тех, кто считает себя искушенными меломанами и осуждает других за их способ прослушивания музыки. Согласно их мнению, все, кто слушают музыку, не отвлекаясь ни на что, сосредоточившись только на прослушивании, слушают ее правильнее, чем те, кто так не поступает. Потому что это невозможно – быть истинным поклонником музыки и заниматься во время ее прослушивания чем-то еще.

Полный бред. Хуже того – это просто оскорбительно. И вот почему.


Основная идея заключается в следующем: чтобы полноценно насладиться музыкой, не нужно больше ничего делать, только слушать. А тот, кто снизойдет до посторонних параллельных дел, каким-то образом осквернит и надругается над священным процессом. О ужас, если кто-нибудь посмеет заниматься ежедневными делами с музыкой «на фоне», не вслушиваясь, не оценивая.

К примеру:
«Когда кто-либо слушает музыку в фоновом режиме, сосредоточившись на чем-то другом, он не слушает, он просто ее слышит». «Я убежден, что музыка заслуживает того, чтобы ее слушали. Это неправильно – покупать книгу, читать ее краткое изложение и говорить, что она вам понравилась. Так же неправильно писать рецензию на фильм, посмотрев только лишь трейлер», – пишет Джесси Марино (Jesse Marino) в своей статье «Никто больше не слушает музыку» («Nobody Listens to Music Anymore»).

Или вот еще от нашего старины Стива Гуттенберга (Steve Guttenberg):
«Музыка окружает нас повсюду, но лишь немногие действительно слушают ее. Уверен, у вас играет музыка в машине, на вашем плеере или компьютере, но является ли музыка всего лишь сопровождением к другим видам деятельности? Если музыка, порционно, время от времени не может удерживать ваше внимание, вы совершенно точно не меломан. Более того, вы многое теряете» (отрывок из статьи «Слушает ли еще кто-нибудь музыку по-настоящему?»).

Но кто сказал, что мы не слушаем и не оцениваем музыку, если она играет «на фоне»? Кто сказал, что мы не меломаны?

Я решительно и гордо отношу себя к противоположному лагерю, а не к бездействующим слушателям. Я не понимаю людей, которые не слушают музыку постоянно. Я слушаю ее во время работы и включаю в машине. Я слушаю музыку по пути в магазин или во время прогулки по незнакомому городу. Музыка придает новый импульс почти всему, что я делаю, и улучшает жизнь. Если вы собираетесь на вечеринку, неужели вам помешает хорошая песня? А если сердце разбито, разве не хочется облегчить боль с помощью подходящей музыки (агрессивной или меланхоличной, тут уж вам решать)?

Что такое музыка, как не саундтрек к нашей жизни? Музыка может воодушевлять, успокаивать душу, поддерживать и расслаблять, обострять и усиливать пережитые моменты.

Наверное, только запахи могут сильнее вызывать воспоминания. Как часто, слушая песню, вы переносились назад, к моменту, когда первый раз ее услышали, или нет, еще лучше – к мгновению, когда эта песня идеально подошла к происходящему событию?

Абсурдна сама мысль, что мы проникаемся музыкой меньше, просто потому, что занимаемся чем-то еще. Как музыкант, я могу сказать, что мы делаем гораздо больше, чем просто слушаем. Прослушивание, конечно же, играет ключевую роль, но это также и сам процесс игры, понимания музыки, это когда пытаешься вспомнить, что же идет дальше, смотришь на других музыкантов в поисках визуальной подсказки и т. д.

Даже исполнителя соло в момент совершенства, на пике вдохновения не просто слушают, его чувствуют.

Мне кажется, что вот она – точка соприкосновения. Эмоции. На мой взгляд, мы слушаем музыку ради того, чтобы почувствовать эмоции, которые вызывает та или иная песня. Кто-то, возможно, нуждается в темной комнате, мерцании ламп и чтобы вокруг не было ничего, кроме музыки, для достижения полного эффекта.

В то время, как другие люди могут испытывать не менее сильные эмоции, слушая музыку в других условиях. В любых условиях, все время. Музыка захлестывает меня эмоциями гораздо чаще тогда, когда она совпадает с каким-то событием из моей жизни, а не при неподвижном прослушивании в комнате.

Я никого не сужу, вынесение суждений раздражает меня больше всего. На мой взгляд, цель прослушивания музыки – получить как можно больше удовольствия. А презрительное суждение, что «некоторые люди» наслаждаются музыкой меньше, потому что они наслаждаются ею по-другому, не просто лишает идею главного, а приводит к печальному и несправедливому расколу. Расколу, в котором одна из сторон обязательно неправа.

Музыка должна быть чем-то, что объединяет, а не раскалывает нас.

Посты по теме:

Автор: @alinatestova Geoffrey Morrison
Аудиомания
рейтинг 35,32
Одна из крупнейших Hi-Fi, High End компаний в СНГ

Комментарии (16)

  • +5
    Мне кажется, тут речь о разных вещах все же — музыка в фоне больше не для удовольствия нужна мне лично. Хотя это, на вкус и цвет конечно.
    • +4
      Я бы сказал, что любимая музыка практически всегда создает «нужный» фон. В особенности эмоциональный. Тут я согласен с автором оригинала.
  • +3
    Люди следят за разными аспектами музыкальных произведений. Мелодия, детали, структура, голос, лирика. Для произведений ценных с точки зрения структуры, прослушивание в фоне обычно губительно, не улавливаешь изменения произведения. Детали не все слышны. Даже лирика на родном языке зачастую требует сосредоточения. Ритм же, несложную мелодию человек слышит и не при невнимательном, фоновом прослушивании. Имхо, максимально эмоциональное воздействие у ритма, мелодии и лирики. Поэтому точка зрения автора понятна (и мне близка), но не могу с ней согласиться. Специалисты или внимательные слушатели слышат кое-что еще. =)
  • +1
    Использую музыку для задания темпа (точнее, подбираю под настроение). Через некоторое время получается думать синхронно фону и это отличный способ повысить продуктивность. Не могу представить свой рабочий процесс без музыки в фоне. Особенно эти моменты, когда внезапно «пробуждаешься» от работы и чувствуешь вот эти вот эмоции в играющей музыке.
  • +4
    Я бы не был слишком категоричен. Музыка «на фоне» действительно помогает при работе, позволяет создать нужное настроение, и в принципе есть хорошо :) Однако лагерь «меломанов» тоже имеет свою правду — если ты ценитель музыки (и хуже того — сам музыкант), то музыка буквально поглощает твое внимание.
    Музыканты, сочиняя композицию, стремятся вложить в каждую ноту какой-нибудь смысл (ну, не все ;) ). Вот тут — бас удачно подчеркивает ударную партию. А вот здесь саксофон (хотя черт, это же отличная импровизация голосом) «подпевает» гитаре. Это разные виды «слушания», и выяснять какое круче — что сравнивать теплое с мягким.
  • 0
    На ум пришла вот такая, если позволите, аналогия: можно пельмени перед теликом кушать, а можно что-то поизысканней, да в специальной обстановке, не отвлекаясь от тонкостей вкусовых обертонов. Нет, мооожно, конечно, совместить полезное с приятным, но резонанс не тот будет :)
  • +1
    Насчёт музыки фоном на работе — не всё однозначно.
    habrahabr.ru/post/154795/
    habrahabr.ru/post/146244/
  • 0
    Я перестал слушать музыку во время работы — меня это очень отвлекает. Где-то читал, что обработка звуков — это 30% активности мозга и я бы не хотел их тратить на музыку, а лучше сосредоточиться на том, что делаешь.
  • +1
    То что вы написали эту статью уже говорит о том, на сколько по-разному воспринимаем мы музыку.
    Необходимо позволить другим людям слушать музыку так, как они это делают.

    Ведь если бы все делали именно так как вы предлагаете, то в концертных залах музыкальных школ, филармоний и консерваторий, а так же в больших концертных залах не собирались бы в креслах люди и сидя молча не слушали бы ее.

    На мой взгляд существует различные уровни восприятия музыки: от момента как мы родились до топ-100 композиторов планеты.
    Давайте возьмем очень хорошего композитора. Для него музыка — это в первую очередь целая вселенная. Хорошее музыкальное произведение можно сравнить с широкоформатным полотном гениального художника, детали на котором можно находить очень и очень долго, в зависимости даже от того, где эта картина выставляется, какое освещение, температура в помещении, — она будет восприниматься каждый раз немного иначе. Слушая (именно слушая, а не подслушивая) то или иное музыкальное произведение, — для композитора открывается целая вселенная. Вселенная эта воспринимается у всех по-разному, но в целом через достаточно известную модель ВАК (визуально-аудиально-кинестетическую). Кто-то больше слышит звуки, кто-то больше видит музыку образами, а кому-то нужно сенсорную депривацию сделать прежде, чем что-то начать очень детально слышать.
    Так вот для композитора музыка — это образность в первую очередь. Таким образом музыку можно писать, а можно слушать.
    Именно поэтому, когда меломаны запираются в комнате, садятся в кресло и включают свою hifi систему, — они в первую очередь хотят получить нечто большее, чем слышать краем уха. И особенно талантливым меломанам можно погрузиться в некоторое состояние транса и переживать эту музыку глубоко внутри, наблюдая образы, картинки и звуки прямо как во сне.

    На ted.com где-то было видео, в котором выступающий показал наглядно, что означал конкретный музыкальный отрывок из классики, точнее что этим хотел сказать автор. И ведь восприятие у всех разное и в том то и дело, что не нужно подмазывать его под чье-то. Каждый видит то что видит и это прекрасно.

    А вот если взять какого-то подростка, то обычно в большинстве случаев в таком возрасте нравится просто ритм. То ли это реп, то ли это rnb и любой другой стиль. Сейчас все больше детей начало появляться, которые умеют образно больше мыслить, а не логически. И именно из таких детей рано образуются талантливые юные художники, актеры и даже композиторы.

    p.s. я редко, крайне редко слушаю намеренно музыку, более того просто звучащая музыка чья-то со стороны вносит некий дискомфорт.
    У меня 8 классов музыкального образования, но дальше ушел в IT.
  • +2
    Прослушивание ambient drone помогло мне сдать Microsoft экзамены. Так что.я за музыку фоном!
  • +1
    Я более полугода уже не слушаю музыку на улице. Звуки окружающей среды интереснее. Шелест листьев, пение птиц, грохот и вой трамваев, шум машин, шарканье тапочек на балконе, стук каблуков по тротуару, скрежет пластмассовых велосипедов детей на игровой площадке, еле слышный гудок поезда на отдалённой ветке железной дороги — всё это смазывается и заглушается в наушниках.

    А самое главное — всё это объёмное, трёхмерное. Сразу ощущаешь себя частью всего этого, большого и огромного :)
  • –6
    Холиварный перевод для привлечения посетителей в свой блог, я считаю.

    Поэтому по теме даже не интересно высказываться.
    • +3
      И поэтому вы все равно высказались, но не по теме топика? Ну ок
      • –2
        Я высказался по другой, теме, которая здесь первостепенна.
  • +1
    Мне тут на днях коллеги сказали, что моя музыка (далее следует их мнение, которое я приводить не буду). Я уточнил, какую именно музыку они имеют ввиду. Оказалось, ту, что я слушаю в машине — они слышали её, когда подвозил их. Тогда я подключил свой телефон к большой акустике в шоуруме (это у нас делается одной кнопкой) и включил то, что у меня на паузе стоит. Это была достаточно современная, но очень восточная музыка с большим количеством восточных духовых и струнных инструментов. Люди удивились очень.

    А если я скажу, что слушаю дома, когда я слушаю «активно», то удивление было бы еще больше.

    Каждая музыка не только для своего человека, своей аудитории, но и для своей ситуации.

    Мы же не слушаем Моцарта в танцевальном клубе :)

    Более того, музыка легко может подзарядить энергией (у меня даже специальная папка есть «зажигалки» — там как раз такая музыка) — если настроение дрянь, я включаю её и всё меняется. Улыбка сама собой приходит.

    В общем, музыка — это жизнь! А как и когда и какую именно слушать — каждый для себя решает сам.

    Главное, чтобы слышно было всю музыку, а не то, что от неё осталось после сжатия/конвертации. Приходите сюда — продемонстрирую.
  • +2
    Я постоянно напеваю про себя какую-нибудь мелодию по ситуации. То есть я из тех, кто плеер на улице не слушает — мелодий в голове вполне хватает. А так-то музыка бывает разная: бывает на фон, бывает для вдумчивого прослушивания. Могу что-нибудь включить под монотонную работу. Или просто вдумчиво слушать, отдавшись, так сказать, музыке целиком.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Дизайн