70,42
рейтинг
16 сентября 2011 в 12:28

Разное → Бесконтактные платежи: приложи телефон к турникету — и ты в метро!

Телефон — это не только средство связи, но и личный идентификатор и счёт, которые всегда с собой. Логично, что с помощью мобильного телефона можно и нужно выполнять платежи — но до этого года технология относилась, скорее, к фантастике и светлому будущему, чем к реальному применению.

Тем не менее, будущее уже здесь: у «Билайна» всё готово и протестировано для организации сервиса по оплате проезда и других массовых применений NFC.



Что это за технология?


NFC (Near Field Communication) – технология, обеспечивающая передачу информации на расстояниях до 4 см на частоте 13.56 МГц и максимальной скоростью в 424kbps. Ключевым элементом экосистемы являются бесконтактные карты, обеспечивающие хранение и обмен данными. Нужны также считывающие устройства (турникеты, «валидаторы»), осуществляющие авторизацию бесконтактных карт. Технология применяется для платежей, в автоматизированных системах учета и контроля доступа. Например, это безопасность на объектах (предприятия, учреждения, спортивные объекты и т.д.) и общественный транспорт.


Оплата NFC-телефоном через банковский терминал

Где используется NFC?


Для проезда по транспортным картам в метро, городском наземном транспорте (сейчас используется в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других), для оплаты товаров и услуг с помощью бесконтактных банковских карт платежных систем Visa и MasterCard.


Оплата проезда NFC-телефоном

Как прикрутить NFC к телефону?


Мобильный телефон позволяет объединить в одном устройстве сервисы на основе NFC и возможность интерактивного взаимодействия. Тут и передача информации между мобильными телефонами, и карты лояльности, и информационные и рекламные сервисы на основе считывания информации с радиочастотных меток (RFID). Таким образом, мобильный телефон становится не только традиционным средством связи, но и универсальным платежным инструментом с дополнительными услугами.

Можно использовать телефон, где NFC-модуль встроен на заводе, а можно применять дополнительные устройства, такие как NFC-стикеры и модули. Стикеры можно прикрепить к корпусу телефона. Стикеры бывают пассивные и активные. Пассивные не могут осуществлять обмен данными с мобильным телефоном и, следовательно, не дают возможности записи информации в NFC-устройство по каналам связи мобильного оператора (через SMS или через мобильный Интернет). Активные используют канал связи Wi-Fi или Bluetooth для связи с телефоном: это либо повышенное энергопотребление, либо необходимость подзарядки модуля отдельно. Общий недостаток внешних модулей — это вообще наличие крепления.


Стикер раз

Стикер два

NFC-модули устанавливаются внутрь мобильного телефона и делают его похожим на то, что могли бы собрать «на заводе».

Были пилотные проекты?


Да, в мире было инициировано большое количество пилотов с платежными и транспортными сервисами. В РФ с одной из таких инициатив выступил «Билайн», реализовав в июне-июле текущего года успешный проект NFC по проезду в петербургском метрополитене. Абонентам «Билайн» был предложен мобильный телефон со специальным приложением, укомплектованный NFC-модулем.
Человек с таким устройством может купить любой транспортный билет из приложения. Оплата проездных билетов делается прямо с мобильного счёта абонента. Чтобы воспользоваться билетом, достаточно приложить мобильный телефон к турникету в метро как обычную карту.

А где сам модуль?


NFC-модуль встраивается в телефон. Он не требует замены SIM-карты. Установить можно почти во все современные модели телефонов и ряд моделей прошлых 5 лет выпуска. Это решение будет использоваться до тех пор, пока на рынке не появятся давно ожидаемые телефоны со встроенными ещё на заводе NFC-модулями.



NFC-модуль

Конструктивно модуль выполнен в эластичном корпусе толщиной в несколько миллиметров и размером 2 на 3 сантиметра. На периметре модуля расположена антенна. От корпуса идет гибкий шлейф с контактной площадкой в форме SIM-карты. Толщина корпуса и контактных элементов позволяют легко поместить модуль внутрь телефона непосредственно под крышку корпуса. SIM-карта совмещается с контактной площадкой модуля, имеющей многоразовую клеевую основу, и помещается на контактные площадки SIM в телефоне. Проще говоря, модуль кладётся на аккумулятор, а его контактная площадка вставляется в холдер вместе с симкой. Всё это закрывается крышкой телефона. На текущий момент разработано 4 типа модулей, и пока основное препятствие для установки — это не «железо» телефона, а, скорее, отсутствие пластиковой крышки.

В модуле есть микропроцессор, который обеспечивает надежное хранение сервисных приложений, криптографическую защиту и поддерживает три основных канала связи
1) NFC для бесконтактных транзакций
2) Информационный поток с TSM (Trusted Service Manager) через сеть мобильного оператора
3) Обмен данными с пользователем через пользовательский интерфейс – мобильное приложение телефона.

Сервисные приложения – программные модули (платежные, транспортные, карт лояльности и другие) хранятся в элементе безопасности, защищенные ключами от несанкционированного доступа.

Как это работает?



Пользователь через меню мобильного телефона выбирает каким приложением ему воспользоваться, оплачивая ту и или иную услугу. Например, чтобы проехать на метро, через меню выбираем необходимое нам число поездок и нажимаем «оплатить». Сразу после этого мобильный телефон, а, точнее, модуль отправляет запрос в TSM на покупку, формирует билет, производит списание денежных средств и отправляет электронный билет обратно в модуль для обновления информации в транспортном приложении.
Транспортное приложение эмулирует Mifare, стандарт используемый в транспортных бесконтактных билетах. Турникет «видит» обычную карту метро аналогичную купленной в кассе, то есть его совершенно никак не нужно переделывать.

TSM – аппаратно-программный комплекс, реализующий функции управления сервисными приложениями, пользователями услуг, управлением программным обеспечением модуля (и элемента безопасности), ключами шифрования и т.д. Обмен данными модуля и TSM реализуется через мобильный телефон и традиционные каналы связи SMS или IP. С точки зрения телефона работа модуля — это сервисная активность SIM-карты.

Как покупать пирожок в 2020 году?


После тестов стало понятно, что технология просто отличная. Понятно, что начнём, скорее всего, именно с проезда, но я уже вижу как смогу заходить в фаст-фуд, выбирать еду прямо на телефоне, прикладывать его к терминалу и получать свой поднос, как люди смогут использовать телефон вместо ключей и даже вместо кошелька.

UPD. Вопрос про безопасность повторился уже несколько раз. Информация о выпущенном билете хранится в системе метро и связана с уникальным номером модуля (аналогичный SIM).

UPD 2. Ещё раз про работу модуля на пальцах: сначала у вас есть просто телефон. Потом вы апгрейдите его с помощью модуля, который вставляется под корпус и коннектится с SIM-картой. Затем покупаете, например, 20 поездок с помощью приложения. Для вас генерится билет в системе метро и привязывается к идентификатору вашего модуля, параметры этого билета передаются в приложение и записываются в модуль. Та часть модуля, которая эмулирует карту метро, теперь выступает в роли этой самой карты, вставленной под корпус. Если телефон сядет, она продолжит работать. Если модуль вынуть из телефона, можно проходить просто по нему (но нельзя будет купить новый билет). Вся прелесть метода именно в возможности «прошивать» модуль новыми картами, покупая их через приложение и списывая средства за такие покупки с мобильного счёта. Принципиально такой модуль может быть не только «картой метро под корпусом», но и «чипованной» кредитной картой со всеми возможностями и такой же высокой защитой.
Автор: @ZET34

Комментарии (117)

  • +12
    А вопрос безопасности? В том же самом общественном транспорте будет перемещаться чувак с аналогичным устройством и списывать со счета деньги. Или просто путём контакта устройств информацию с телефона сливать.
    • +3
      Прямо новый тип карманников
    • +4
      А сейчас вас не беспокоит, что ваш билет в метро могут скопировать? На модуле будет только сам билет, не имеющий связи со счётом. Приложение защищённым образом списывает деньги со счёта и записывает билет, модуль эмулирует карту.
      • +2
        в народных рядах существует множество талантливых умельцев которые сумеют найти путь к сердцу телефона через желудок ;)
        • +4
          В модуле реализована многоуровневая защита данных, вся передаваемая информация шифруется, доступ на запись в модуль требует ключи. Приложение разрабатывает метро, мы его записываем на модуль и обеспечиваем зашифрованую передачу данных. Приложение принимает пакет данных, расшифровывает и записывает в эмулируемую под Mifare область памяти. Информация о выпущенном билете хранится в системе метро и связана с уникальным номером модуля (аналогичный SIM).
          • 0
            а билеты сами выпускаете или вытаскиваете с метрополитена?
      • 0
        Бедные, бедные контролеры.
        им теперь тоже придется считывать данные с NFC чипа чтобы подтвердить валидность нашего билета:)
        • 0
          Приложите телефон к считывателю контролера и продолжайте свой путь. Все просто.
          • 0
            Интересно, много ли лже-контролеров появится, после внедрения технологии?
            • +6
              Упрощаю: модуль, очень грубо говоря, аналогичен проездному, наклеенному на ваш телефон скотчем. Сейчас про лже-контроллеров, читающих обычные билеты, я не слышал.
    • 0
      Вообще, как мне кажется — было бы удобно, если при вводе своего уникального USSD-запроса чип активировался.
      Оплатил — и он ушел в инактив, либо сразу, либо по таймауту.
    • +29
      Если о Вас кто то настойчиво трется в метро, возможно, это кибермошенница, а не акс эффект.
      • 0
        Браво!
    • +4
      Создать такое устройство злоумышленнику не проще, чем, скажем, подделать цифровую подпись, не обладая закрытым ключом. Как и в любой другой аналогичной технологии, актуальных угроз там достаточно и подделка авторизации платежей — далеко не самая серьезная и легко-реализуемая. Подробнее эта тема освещена в статье: «Security in Near Field Communication (NFC). Strengths and Weaknesses». Способы противодействия этим угрозам и рекомендуемая верхнеуровневая архитектура подобных сервисов сформулированы еще в 2009 году в документе «Security of Proximity Mobile Payments» от Smart Card Alliance. Весьма любопытные результаты исследований защищенности NFC-решений эммм… независимыми исследователеми, презентации и эксплоиты есть тут.

      В целом, говорить о том, что NFC, как технология, создает какие-либо неуправляемые риски нельзя. Дьявол — в мелочах, а уязвимости — в реализациях.
  • +4
    Давно пора, молодцы. Давайте в массы (фаст-фуд, мелкие покупки в магазине и т.п.)
  • 0
    Ждём. Хочется попробовать :-)
  • +10
    Теперь потерять телефон будет в два раза страшнее.
    • 0
      А также, теперь оставить телефон дома будет намного обиднее. Считаем, что карманные деньги уходят в прошлое. Получается, что до метро надо 10-15 минут пешком дойти, а в метро без телефона уже не пустят.
      • +2
        Кассы можно не ликвидировать :)
    • 0
      Ещё стоит учесть расход заряда батареи нынешними смартфонами.

      Разрядился телефон и всё — никуда не поехать=)
      • 0
        Чип работает от энергии волн, которые излучает приемник. Самому чипу не нужен аккумулятор. Единственное, ты не сможешь купить билет…
    • 0
      Есть опция на пароль при попытке считать данные с домена чипа.
      • 0
        Не удобно… надо копать что-нибудь в сторону ДНК или отпечатков пальцев.
        • 0
          Ну это ровно так же неудобно, как вводить pin, когда оплачиваешь кредиткой.
          • 0
            В магазинах не надо, а если просят — надо их слать подальше, ибо дамп могут сделать.
  • +5
    В начале следующего года планируем внедрять в Питере, Москве, Казани и Екатеринбурге. Будем привлекать тестировщиков.
    • 0
      В метро или и в магазинах? А где можно записаться:-[?
      • +2
        Напишием об этом дополнительно.
        • 0
          Лучше заранее списки готовить, а то желающие могут пропустить новость.
    • 0
      надеюсь в 5 айфоне будет nfc чип :)
      • 0
        Обещают вроде. Но вряд ли в ближайшем аппарате.
  • +3
    лучше бы для кредиток подобную штуку прикрутили. провел и прошел.
    • 0
      хотя это не совсем в тему билайна :)
    • +3
      чипованные кредитки так уже работают
      • 0
        Правда использования для оплаты не видел.
        У нас, в университете, для прохода в корпуса используются.
        • +1
          Для метро используются во всю, иногие банки предлагают совмещенные билеты для метро с кредитными картами. Сумма списывается или почти сразу либо в конце месяца
          • 0
            У нас нет метро в городе.
            Хотя в столовой университета скоро можно будет оплатить с карты, используя данный чип.
            Эх, люблю свой университет))
          • 0
            В Москве сумма никогда не списывается «почти сразу», так как данные о ваших проходах за месяц приходят в банк раз в месяц.
      • 0
        Это не просто чипованные кредитки, там и пластик другой и чип другой. Да и на POS-терминалах добавляется специальный ридер, где-то модулем, а где-то встроен.
    • +2
      Технология поддерживает и кредитки тоже, получится бумажник в телефоне. В продукте сохраняются все существующие меры безопасности. Если потеряете телефон, сообщаете в банк, счёт блокируется до выяснения.
    • +4
      Есть такая штука. У мастеркарда называется PayPass. Наш банк начинает сертифицироваться по ней и планирует вводить в 2012 году. Жителям города Сургут повезет — у них будем вводить первыми.
      Если кому-нибудь интересно, могу попробовать написать о ней поподробнее, о том как это отражается на банке, в частности на нас, что меняется и вообще как оно выглядит «глазами банка»
      • +1
        Да, интересно.
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • –4
    билайн под эту дудку специально сломал мобильный платёж
  • +3
    Ждем появления Гопников 2.0.
    • +4
      «Сышишь, а есть за проезд заплатить?»
  • +2
    Впервые встретился с этой технологией неделю назад, когда играл в GPS-квест. В отличие от обычных знаков, у нас использовались как раз NFC-метки, которые, собственно, и искали по всей москве. Удивило то, что в каждую «помещалось» довольно много информации (в отличие от того же QR-кода), причем мы считывали информацию обычными нокиями! Просто поднес и уже читаешь, что там… но не всегда все было гладко — метка, наклеенная на металлический памятник, считываться никак не хотела.



    Кстати, квест начался с метки в нашей машине :)

    • +62
      У меня ощущение, что Boomburum физически не может написать комментарий меньше экрана :)
      Похоже, вставка картинок после всех обзоров уже где-то на уровне рефлексов.
    • +3
      Разве это не RFID-метки?
  • 0
    Мне одному кажется, что это готовый кит для генератора бесплатных билетов метро?
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
      • 0
        Зачем? Делаем генератор сохраненного кода RFID на яве, дорабатываем модуль для пересылки его на чип с телефона. Подносим телефон к валидатору, жмем кнопку генератора. Получаем последовательность из случайных кодов, например 10 в секунду. Секунды через 2-3 убираем телефон и изображаем немую сцену, если валидатор не сработает — и достаем настоящий билет, проходим.
        Если сработает «случайный», то проходим по нему «за чужой счет». Затем постим сработавший код «для корешей».
        Лучше выбирать из диапазона «месячных» проездных.
        • 0
          Хм, ну от защититься несложно.

          Начиная от того, что просто коды делать случайными 18 значными, чтобы шанс угадать был крайне мал (да ещё и можно эти коды делать одноразовыми, т.е. карта на 20 поездок должна будет содержать 20 кодов), и заканчивая тем, что каждая карта будет иметь приватный ключ, а в базе метрополитена будет храниться её публичный ключ. И устанавливать соединение с турникетом как положено (ну например как это сейчас делается в TLS). Это чтобы даже MITM с фальшивыми контролерами не прокатывал, хотя в данном случае его физически сложно осуществить.
          • 0
            Насколько я понимаю систему валидаторов, сейчас билеты кодируются один раз — при продаже. Т.е. проездной на месяц — это 70 поездок по одному коду-ключу.
            Но да, кодовая пара является одноразовой, т.е. после «израсходования» она попадает в лист игнорирования и более не может быть использована.

            Вероятно, вариант с «переносным псевдовалидатором-считывателем» будет более эффективен.
  • 0
    Молодцы билайновцы! Прогресс не стоит на месте… Но как быть, например, с iPhone и Galaxy S 2, там же нет места вовсе? Вот бы еще в Магнитах расплачиваться таким же способом… Эх.
    • 0
      Хм, клеить под бампер? Т.е. силиконовый чехол.

      И потом, какой отличный способ проталкивать свои «убийцы IPhone»: «Не берите IPhone — дорогой и бесполезный! Берите наш БиТач — Вы сможете оплатить им проезд в метро!»
    • +2
      Зато в NexusS NFC уже внутри.
      • 0
        Да, только хрен им воспользуешься в качестве эмулятора карты. Я знаю, о чем говорю
  • 0
    >>Транспортное приложение эмулирует Mifare, стандарт используемый в транспортных бесконтактных билетах.

    Отлично, эмулятор уже есть, осталось допилить его не списывать деньги со счета.
    Привет электронным проездным)
  • +2
    какая интересная база данных может появиться ))
  • +13

    Теперь опасно хранить телефон в заднем кармане
    • 0
      Телефон, как и бумажник, всегда опасно хранить в этом месте.
      • +15
        я к тому, что можно нечаянно оплатить свой проезд )
        • 0
          А вы реально считаете что такие вещи будут происходить без предварительного подтверждения пользователем? Или может все-таки пользователь должен сначала указать явно, что он хочет оплатить?
          • +5
            Если бы пользователю приходилось каждый раз подтверждать, что он хочет оплатить проезд, получилось бы ещё медленнее, чем с жетонами.
  • 0
    А смогут ли приложения использовать встроенный NFC чип, например в Google Nexus S? Или туда все равно придется запихивать отдельный?
    • +5
      Да, можно.
      • –7
        Алексей, возникают сомнения в Вашей компетенции. Насколько я знаю, ещё никому не удалось заставить этот чип эмулировать карту.
        • 0
          stackoverflow.com/questions/5859682/getting-nexus-s-android-nfc-into-card-emulation-mode. Минусующие, а можно ваш пруфлинк? )
          • 0
            По вашей ссылке говорят что можно, не совсем понятно какой вам пруф нужен.
            • 0
              Только с хаком и используя недокументированные возможности, которые могут в любой момент закрыть
  • 0
    Интересно, а причём тут TSM? Судя по надписи на антенне, Билайн купил вполне конкретные чипы с приложением для московского метрополитена.
    TSM предполагает загрузку приложений «по воздуху» (OTA). А на этот чип ничего нового уже не запишешь. По сути, это обычная смарт-карта, которую засунули в телефон… кстати, в мой, например, телефон её не засунешь: форм-фактор подойдёт только для одного из пяти телефонов.
    • +1
      Вы правы, загрузка билетов по ОТА. Ещё можно добавлять новые приложения.
      • 0
        а шо за софт используете для загрузки приложений по OTA если не секрет?
        • 0
          Приложения по OTA не грузятся, только билеты. Хотите ещё микроплатежи прикрутить — опять ножками бежим в офис билайн: Over the Ground ))).
          • 0
            да билеты можно тупо через интернет загрузить :) а вот приложение обновить — это уже посерьезнее
  • 0
    система реализованная банками мне кажется более привлекательной — сначала ездим месяц, а потом за весь месяц рассчитываемся. соответственно 30 поездок обойдутся дешевле чем покупать 10 + 20.
    • 0
      У кредитки нет интерактивности, у телефона есть. Плюс кредитку можно привязать к телефону (загрузить в NFC модуль) и получить все её свойства, а телефон встроить в кредитку пока не получается.
      • 0
        а зачем мне интерактивность вообще при проходе в метро? достал кошелек приложил и пошел дальше.
    • 0
      тока почти все банки с метро отказались работать :)
      • 0
        уже полгода езжу по карте МКБ, «пугаю» всех надписью на турникетах ГОДЕН ДО **.**.2013
        • +1
          Моя пенсионерская социальная карта показывает в турникете метро «Годен до **.**.2015, но никто почему-то не пугается.
  • 0
    МТС тоже в прошлом году тестировал в московском метро бесконтактную оплату, но, судя по всему, что-то не срослось, единственное, что нашёл по этому поводу — marker.ru/news/494622
  • 0
    в новыъ blackberry уже встроенный nfc
    • 0
      *новых, сорри
    • 0
      Осталось только научиться продавать blackberry российским пользователям
    • 0
      Готовим отдельный пост про Balckberry. Расскажем про то, какую защиту он даёт.
  • +1
    «Передайте за проезд» приобретает новый смысл :)
    • 0
      Т.е. сдачу можно и не дождаться? :)
  • 0
    Совместимо ли всё это чудесное начинание с Nokia (в частности, C7 — он уже на рынке, в нём уже есть NFC)?
    • 0
      Нужно различать режим «чтения» и «эмуляции смарт-карты». 95% телефонов, которые заявлены с NFC, могут только читать пассивные метки (тот же С7).

      Решение Билайна, конечно, хорошее, но нужно понимать, что это только транспорт, а, следовательно, до Google Wallet как до Луны.
  • 0
    Можно поотжимать метрошные карточки, просто потеревшись сквозь толпу в час-пик со включенным сканером )))
    • 0
      Для того, чтобы телефон стал картой, нужно запустить приложение, я полагаю.
  • 0
    В Москве:

    — для метро есть пластиковые карты с поддержкой проездного (сейчас идеальная схема).
    — для наземного нет ничего (приходится пользоваться билетиками на 5-10 поездок, которые очень часто перестают работать).

    Все подобные нововведения интересны, конечно, в первую очередь с точки наземного транспорта. Настолько ожидаемый проект, что даже не верю, что запустят.

    У контролеров все еще нет никаких устройств, чтобы проверять: сейчас только либо «безлимит», либо текст на обратной стороне билетика.

    Мосгортранс вообще согласен?
    • 0
      В Питере лучше с этим — единые карты, карты для наземного транспорта, банковские (с метро и наземным), ну и наличные :) Разве что маршрутки не охвачены. Правда карты метро и наземного транспорта как-то интерферируют и надо из бумажника доставать. Какой-то новый проект «Подорожник» активно рекламируют, но ещё в детали не вникал. Но всё равно ждём :)
  • 0
    Мне остается лишь повторить свой комментарий (а в нем ссылка на другой)
  • 0
    Уже не первый раз читаю про NFC от Билайн и до сих пор не понятно где взять эти модули?
    • 0
      потому что это все на уровне пилотных, тестовых проектов пока. Бизнес-кейс потому что сомнителен и не так привлекателен, как выглядит сама технология.
  • +1
    Позволю себе ссылку на отчет по тестированию NFC в петербургском метро: beeline-inet-nw.livejournal.com/31466.html

    еще размещалось в сообществе «ру-метро»: ru-metro.livejournal.com/3477474.html
  • +5
    Первое фото умиляет…
    Вон мужик у задней двери достаёт мобильник из кормана, чтоб оплатить.
    image
    Добро пожаловать в реальность. Оплачивать ценным мне мобильником или тем более кредиткой я пока не готов.
    • +1
      Передайте мой телефон за проезд. Nokia 6300 за двоих.
  • 0
    теперь весь автобус будет знать какой у вас телефон :)
    • 0
      Часто и так знают: звонки, игры, книги, музыка…
  • –1
    В России очень малое число моделей имеет встроенный NFC… и еще меньшее число людей, владеющих ими. Удачи!
    з.ы. давно думал об этом, но рынок еще не созрел.
  • 0
    Не понял одной вещи — покупаю сразу несколько поездок или каждую надо оплачивать, или можно задать лимит, а деньги списываться по одной будет при каждом проходе?
  • 0
    в японии ведь похожие штуки используют?
  • 0
    Если потерять пластиковую карту, то нашедшему еще как-то нужно будет раздобыть PIN, чтобы слить денежки. А какие средства защиты будут в телефоне, тоже какой-нибудь код подтверждения?
  • +2
    — Милая, у меня садится мобильник, больше тебе уже не позвоню. И домой, возможно, тоже не доеду.

    А, кроме шуток, мне не нравится, что эта штука перехватывает весь «трафик» между девайсом и симкой. Вдруг она в себя накопит всю аутентификационную информацию и на ближайшем турникете сольёт её в сеть? Так у меня на выходе из метро уже несколько двойников появится, а к номеру сегодня многое привязано — в том числе всякие Киви, подтверждение операций по пластику и пр.

    • 0
      А трафик между девайсом и симкой уязвим к MITM? Я не знаю, как они устроены, но разве симка не должна хранить внутри свой приватный ключ, и ни при каких обстоятельствах не передавать его в телефон? Это было бы разумно, и клонировать карту без разламывания её было бы невозможно.
  • +2
    Ну вот, а еще в 2009 году ролик компании Opera, о будущем интернет-технологий, смотрелся фантастическим.

    www.youtube.com/user/operasoftware#p/u/102/Lv1NLhQf3vs

    По теме — начиная с 1:15
  • +1
    я думаю скоро войдут в моду специальные чехлы, экранирующие RFID, сами знаете от кого.
    • –1
      Кстати да, ведь в час пик на Выхино, к примеру, до чужого кармана значительно меньше 4 см. Можно и «псевдовалидатор» поднести.
      Сейчас — это максимум 70 поездок, а в случае с телефоном — пожизненный пропуск в метро (за чужие).
      • 0
        Обновлен топик. Покупка билетов и считывание их турникетом развязаны.
  • 0
    ну вот и наступает чиповый тоталитаризм :)
  • 0
    Не хочется прокачивать деньги через мобильный счет. Итак уже оброс кучей всяких телебанков и электронных денег. Увеличивать прокачку через мобильник не хочется. Деконвергенция.
  • 0
    Когда на сайте билайна появится информация о совместимых телефона и массовой реализации данной услуги? Уже начало года прошло!
    • 0
      nfc.beeline.ru
      Вся интересующая Вас информация там.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное