72,32
рейтинг
14 сентября 2012 в 12:22

Разное → Wi-Fi в метро: смотрите на кабель в стене туннеля


Излучающий кабель — модернизированный щелевой излучатель

В феврале этого года я участвовал в запуске пилотной зоны Wi-Fi на Сокольнической линии метро. Длина линии чуть больше 26 километров. На время теста сеть была в двух составах, сейчас проехать почти все это расстояние (от Сокольников до станции Спортивной) можно полностью онлайн.

Технология


Мы использовали уже проложенный излучающий кабель в тоннелях. По кабелю передается сигнал 3G, со скоростью до 14 Мбит\сек. В вагонах поезда стоят 3G-Wi-Fi роутеры, преобразующие 3G-сигнал в Wi-Fi.

Одной из серьёзных технических сложностей при оборудовании вагонов метро была в нестандартном электропитании в вагонах +75 В, с учетом того, что Wi-Fi оборудование не рассчитано на такое напряжение сети.

В очень сжатые сроки (наших техников допустили к работам с оборудованием лишь за неделю до начала тестирования) пришлось искать производителей, которые работают с источниками питания, рассчитанными на такое напряжение. Ближайший такой производитель нашелся в Санкт-Петербурге, как только наши сотрудники завершили сделку по поставке оборудования и привезли его в Москву, в течение суток оно было установлено в вагоны.

Почему была выбрана именно Сокольническая линия?


Это самая первая линия Московского метро, запущенная в 1935 году. Она соединяет множество станций, над которыми расположены объекты культуры, образования, бизнес-центры. Что важно, на этой ветке велика доля людей со смартфонами, планшетными компьютерами и другими устройствами с Wi-Fi-модулем. Ветка не слишком загружена пассажирами, на ней удобно ездить с устройствами доступа в Интернет, и она достаточно длинная для того, чтобы получить удовольствие от Wi-Fi.

Почему не кольцевая?


Кольцевая линия самая неудобная с точки зрения использования Интернета:
  • Это короткая линия
  • Каждая станция пересадочная, очень много входящих и выходящих
  • На кольцевой линии большая часть народу едет на 1-2 станции до пересадки
В реальности полноценно воспользоваться Wi-Fi на кольце очень сложно, если только не кататься ради интернета. В первую очередь Wi-Fi нужен именно на радиальных ветках, так как на них пассажиры проводят больше всего времени.

Как это работает в деталях?


От базовой станции, работающей в стандарте 2G/3G, вдоль тоннеля проложен излучающий кабель, который обеспечивает покрытие вагонов GSM/UMTS сигналом на всём протяжении пути.



Он представляет собой модернизированный щелевой излучатель. По сути, это коаксиальный кабель (рабочие частоты 800 МГц – 2700 МГц) с отверстиями на которые накручиваются дипольные антенны (так называемые «гвозди»).



На всём протяжении пути обеспечивается бесшовный роуминг для абонентских устройств.

Установленный в вагоне мобильный маршрутизатор преобразует полученный сотовый сигнал (3G/EDGE/GPRS) в стандарт WiFi (802.11b/g) и раздаёт интернет трафик для абонентских устройств внутри вагонов электропоезда.

И обратно, зарегистрированные в сети пассажиры передают информацию со своих гаджетов на точку доступа Wi-Fi, с неё происходит передача трафика с помощью 3G-модема в сеть Интернет через мобильную сеть «Билайн».



Сейчас точками доступа Wi-Fi оборудовано несколько составов, курсирующих по Сокольнической линии метро, 3G-покрытие есть от Спортивной до Красносельской. Дальнейшее развитие сети в метро даст:
  • Непрерывную мобильную связь.
  • Быстрый мобильный доступ в интернет для пассажиров, а позже и для сотрудников метрополитена, что позволит внедрять разные информационные сервисы и ставить современные датчики, например.
  • Это, в свою очередь, даст возможность более детального удалённого контроля за системами.
Автор: @YuLem

Комментарии (204)

  • +2
    я правильно понимаю, что при наличии 3G девайса я могу подключаться не через wi-fi, а напрямую к 3G сети оператора?
    • +1
      codrem Вы поняли всё правильно
      • 0
        А какая будет разница в оплате?
        • +6
          А какая разница может быть??? Специальный роуминговый тариф «3G-метро»? :)
          • +9
            Имелось в виду, какова разница в стоимости килобайта, полученного через 3G и через WiFi. Ведь для Билайна это в итоге один и тот же канал, но расходы и тарификация — очевидно, разные.
        • +3
          Разница, я так понимаю, такая, что Wi-Fi бесплатен, а за 3G надо платить в соответствии с вашим тарифным планом.
          • 0
            WIFI пока бесплатен?
            • +1
              Я так понял, что вообще.
              • +2
                Сейчас бесплатно, идет период тестирования. Когда он закончится — будем смотреть. Но как минимум на ближайшее время WiFi останется бесплатным.
            • 0
              В Екатеринбурге в трамваях wi-fi бесплатный
              • 0
                А в Мурманске — в троллейбусах.
                • +13
                  Будущее наступило )
                  Жаль трамваи все те же, что и 20 лет назад
                  • 0
                    Не знаю как у вас, а в Перми трамваи новые и тоже с wi-fi =)
                  • 0
                    А то что вагоны метро те же, что и 30 лет назад Вас не смущает? )))
                • 0
                  В Курске тоже есть 20 троллейбусов и несколько маршруток с бесплатным WI-FI.
                • +12
                  Нашли чем хвастаться, в Одессе есть троллейбусы с кондиционерами, вот это летом благодать… никакой вай-фай не нужен…
                  • +8
                    А мурманских троллейбусах не нужны кондиционеры, их с успехом заменяют обогреватели ;)
                • +1
                  И в Петрозаводске… Только вот ребятки жалуются, мол на кочках айпады из рук выскакивают, так что комфорт, конечно, сомнительный
        • 0
          подключение к Wi-Fi бесплатно для всех
      • 0
        А подскажите, можно ли будет в таком случае примерно определять местоположение абонента посредством 3G? Было бы удобно для метро приложений
        • 0
          Правильно говорить Windows 8 приложения ;)
    • +1
      По логике вещей да, но у меня Билайн и его связь оставляет желать лучшего. Езжу каждый день от Преображенки до Библиотеки и обратно, связь намертво пропадает в перегонах от Охотного ряда и до Комсомольской.
      • +2
        Эх, вы ещё с МТС-ом в метро не ездили…
        • +1
          Эх, вы еще с МТС-ом в питерском метро не ездили…
  • +2
    Как такой огромный пост прошел без хабраката? Мне предупреждение всегда высвечивалось, что пост большой и надо бы спрятать часть. Я думал, что статья в два раза больше, а оказалось — нет.
    • +3
      Корпоративный блог.
    • +1
      кат поправили
  • –13
    Вот зачем такой огород городить? нафига wifi?
    Чем хуже сделать дешевый/бесплатный 3g/gprs трафик в метро?
    • +26
      >gprs
      Да вы шутите что ль? Пока загрузилась страница уже доехал куда нужно? :)
      • –6
        когда к примеру тот-же ВКонтактик уже загружен в кэш браузера он вполне нормально работает и на низких скоростях…
        Не говоря уж про im…
        • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
          • +2
          • 0
            у меня есть графики по автономкам типичного проводного провайдера, могу вас расстроить)
        • 0
          Ну Вы уж простите, не все сайты (проекты) имеют комманду программистов, которые могут сложить нормальное кширование на уровне браузера! Даже если кеширование проходит на стороне сервера (К примеру: Ngnix + Memcached, или по ETag), то в любом случае трафик уже уходит.
    • +8
      Wifi например есть на всех планшетах, а вот с 3g/gsm их очень мало.
      • +4
        У еня читалка, например. Круто вечером, или утром. отправить на нее статей каких-нибудь. А уже утром в метро получить их на девайс и читать :)
  • 0
    >На всём протяжении пути обеспечивается бесшовный роуминг для абонентских устройств.
    Антенна получается одна на тоннель и абонентское устройство считает, что оно находится в пределах одной и той же соты?
    • 0
      Не одна, а две: с двух сторон от обеих станций к середине туннеля.
      • 0
        На 3й картинке увидел, что красная линия в середине прерывается. То есть в середине хэндовер произойдет…
        • 0
          Полагаю, именно так и происходит :)
          Так как карта туннелей известна и статична, поезда перемещаются по мобильной сети всегда предсказуемо и с некой определенной скоростью.
          Владея этой информацией можно организовать идеальный хэндовер с буферизацией данных в нужные промежутки времени.
          • 0
            А ещё вероятно большая часть абонентов будет сидеть на Wi-Fi, по роутеру на вагон, вагонов известное количество, отсюда известное коилчество устройств, которые сделают хэндовер.
  • +1
    А сколько, помнится, обсуждали, будет ли издучающий кабель для DAMPS от «Динамо» к близлежащим станциям… ;)
    • 0
      здесь речь идёт только о Сокольнической ветке, а ст. Динамо, это уже Замоскворецкая
      • +1
        Спасибо, я в курсе :)
        Просто, так сказать, исторический экскурс.
      • 0
        На замоскворецкой обычной-то связи не хватает( (Мегафон)
    • +1
      Вы бы еще бутылку водки по 2р.87коп. вспомнили… :-)
      DAMPS давно в России приказал долго жить…
  • +7
    Про излучающий кабель в метро в деталях узнал. One mistery solved.
    Теперь интересно узнать как раздают Wi-Fi в самолетах.
    Имел удовольствие слышать версию что в США для этого ставят специальные 3g/4g антенны направленные вверх.
    Верится с трудом.
    Кто знает?
    • +26
      Они перед полетом скачивают себе весь интернет на борт!
      А вообще, да, интересно, как оно на самом деле.
      • 0
        Как вариант — от спутников. Насколько это реально?
        • 0
          Единицы тысяч долларов за дуплексную спутниковую антенну с оборудованием. Но сейчас, возможно, намного дешевле, у меня старая информация.
      • 0
        Погуглил. Используют два варианта:
        — самолет получает доступ в интернет через спутник, далее раздает Wi-Fi в салон
        — самолет получает доступ в интернет посредством наземной сети сотовой связи, далее раздает Wi-Fi в салон
        Даже неинтересно :(
        • 0
          Вариант с кэшем интернета был бы куда веселее) А по прибытию в аэропорт сливать все оставленные пользователями сообщения на форумах в самолете и т.п. на эти самые форумы.
          • +2
            А если пассажир захочет поиграть в CS то приходится заходить в игру всему экипажу самолета. А если в wow — то подключается даже автопилот
            • 0
              Для такого интерактива с друзьями на самолет заливаются ИИ всех друзей и родственников пассажира. Таким образом можно общаться по скайпу без проблем.
          • +7
            Ага, пинг 7 часов
    • 0
      Спутниковая связь, других вариантов особо и нет.
      • 0
        Я часто летал по США, интернет в самолёте это очень здорово!
        И работает он не через спутник:
        Watch how Wi-Fi takes flight
        • 0
          Это над материком так, а если над океаном? Наверняка через спутник.
    • 0
      А кто знает какую скорость предлагают в самолетах с Wi-Fi? В теории же можно через спутниковый интернет раздавать, правда это должно быть дорого (хотя у авиакомпаний могут быть специальные договоры) и относительно медленно (вот это интересно было бы узнать).
      • 0
        Учитывая сколько стоит отправить смс или сделать звонок на землю, через терминал на борту самолета, боюсь даже представить сколько будет стоить 10кб интернета…
      • +3
        На 5-часовом рейсе Нью-Йорк — Сан-Франциско я платил $7 за безлимитный интернет с 3G-скоростями.
      • 0
        Там стоят направленные (?) вышки на земле, а на самолёте — конечное оборудование. В отличие от горизонтального направления (через здания, леса и холмы), по вертикали для сигналов нет никаких преград.
        • 0
          Грозовые тучи (:
        • 0
          Дорого выйдет, ставить направленные антенны.
      • –1
        В norwegian airlines бесплатный вайфай, логинится минуты 2, но если всё прошло удачно и мало пассажиров забивают канал — удалось поговорить по скайпу с видео.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
    • +2
      Во время полета обычный телефон часто ловит на 1-2 «палки» у окошка(даже смс приходили)…
      Думаю при помощи антенны можно добиться нормального сигнала.
      • 0
        А я всегда боюсь, что самолёт из-за этого упадёт. Меня научили выключать мобильный телефон в таких местах — я и выключаю от греха подальше.

        Но, может быть, Вы сможете опровергнуть слухи о «навигационном оборудовании»?
        • 0
          По словам самих пилотов, сейчас реальных проблем нет, но береженого Б-г бережет.
        • 0
          Мой близкий родственник летал в гражданской авиации за штурвалом много лет. Говорил, что при всем том обилии излучающего оборудования на борту, мобильный телефон со своим мини излучением, даже если телефонов таких 500, никак на работу оборудования и связи не влияет.
          Насколько я знаю, эти пережитки заимствованы у европейских и американских авиакомпаний с тех пор, когда в гражданской авиации появились стационарные телефоны… в самолетах. Платные для пассажиров…
          • +1
            Вот спасибо огромное за разъяснения.

            Не понимаю только блажь — звонить кому-то из самолёта. Наверное, при этом ещё нужно сказать «А я тебе из самолёта звоню!» )

            Наверное, Вы поймёте меня, если я скажу, что в самолёте предпочитаю отдохнуть, покушать и заняться всеми теми делами, которые требуют или подразумевают статику: читать, играть в шашки, смотреть кино, спать, разговаривать или мечтать.
            • 0
              Это если вы летаете раз в год в отпуск и обратно. А для многих в Америке и Европе — самолёт, это как метро, полеты могут быть и каждый день и терять из бизнес-дня 3-4 часа смысла нет, вот и звонят и в интернет выходят.
              • 0
                А ведь точно! И не только в Америке и Европе. Вот у меня товарищ, когда он только поступил на первый курс в университете во Владивостоке, будучи сам из/с Сахалина, он довольно часто летал туда и обратно — каждые вторые или третьи выходные и на каникулах пару раз. Говорит, для резидентов Сахалина предусмотрены какие-то льготы в этом плане, да и перелёт занимает всего минут 40.
                Это к слову о частоте полётов.

                Помню, что я провёл незабываемый отдых, когда ходил в поход с отцом в тайгу и из средств информации у меня была только газета, в которую были завёрнуты сухие кроссовки ) Первые пару дней ломка — вполне серьёзно. Но потом отвык от компьютера, телефона, смартфона, нетбука и читалки и всё как будто стало на свои места.
        • 0
          Говорят, что первые телефоны действительно давали помехи на рации которыми связываются с диспетчером во время взлета и посадки, именно по этому на время взлета/посадки просят выключить(помнится в детстве даже кассетный плеер заставляли выключать), по старинке, так как правила полетов не меняли.
    • +1
      В Штатах — действительно, используется наземная инфраструктура сетей мобильной связи. Например, так работает GoGoAir.

      Также используется симметричный (двусторонний) спутниковый интернет.
      См., например, Panasonic Avionics Corp.
    • 0
      Спутник же…
    • +2
      На самолёт ставят примерно такую антенну. Я работал в компании которая делала решения для этого (и не только для самолётов, например для яхт и прочих судов.) Выходит дорого поэтому на борту запрещено использовать VoIP. За счёт телефонии компенсируют.
  • 0
    Tamahome задумка была в том, чтобы обеспечить пассажиров бесплатным выходом в Интернет именно через Wi-Fi. В том числе для того чтобы исключить привязку к оператору. К тому же выделение для метро отдельной тарификационной зоны крайне тяжело осуществимо
  • +2
    А сейчас можно пользоваться Wi-Fi? Или пока еще тестовый режим? Как можно узнать, в каком составе это работает?
    просто каждый день езжу по Сокольнической, было бы круто, если бы смог воспользоваться.
    Спасибо!
    • 0
      Пока работаем в тестовом режиме, поэтому оборудование установлено всего в двух составах
      • +3
        Номера составом подскажите?
        • 0
          Судя по habrahabr.ru/post/139083/
          Передатчиками оснащены вагоны двух поездов (№51 и №35) на Сокольнической линии.
          • 0
            на самом деле номера составов ежедневно меняются. Могут быть №№ 33,49, 44, и т.д.
            Нумерация составов зависит от расписания, которое составляется за сутки в ДЕПО Метрополитена
            • +1
              А вот и идея для нового сервиса)
            • 0
              Номер маршрута увеличивается каждые сутки на единицу. Когда он достигает определенного значения (у каждого депо свое, зависит от числа приписанных составов), сбрасывается на №00. Маршрут №00 идет на ТР и обкатывается, после получает №01 и выходит на линию.

              Номер поезда определяется НГДП (графиком движения) и меняется после каждого оборота состава. На него ориентироваться вообще нет смысла (даже при управлении движением используются номера маршрутов).
      • +2
        А была мысль повесить в этих составах какие-то объявления, типа «в этом вагоне есть бесплатный wifi»?
        А то как же тестировать, когда народ не догадывается что можно )
        • +1
          Любые опознавательные знаки можно вешать только с разрешения руководства Метрополитена
          • 0
            Можно рекламу повешать :)
          • +1
            Это понятно, но я подумал что если уж разрешение на установку wi-fi точек и развертывание сети нашлось — то с получением права повесить информационную бумажечку не должно возникнуть проблем )
          • 0
            Ну так если разрешили установить оборудование, почему нельзя повесить знаки? А то действительно, я довольно часто езжу по этой ветке, а об интернете бесплатном первый раз читаю вообще…
        • 0
          Как бы хабраээфекта не было)
          • 0
            Так в этом и смысл тестирования
          • 0
            Будь сейчас прошлый век, я б решил, что эта ветка отдельно спонсируется для привлечения большего пассажиропотока.
      • 0
        Но сети-то открытые?) Если визуально нельзя определить, в каком я составе сижу, то хотя бы по наличию сети смогу понять, что я счастливчик.
        Кстати, а сколько всего составов на линии?)
  • +1
    Я езжу каждый день по кольцевой — там есть wifi от мегафона.
    Но, мне лень постоянно к ним подключаться (тем более, что вне дома/работы у меня wifi автоматом отключается, для экономии батарейки), поэтому остаюсь на 3G, работает, по ощущениям, даже быстрее, чем от wifi.
    • 0
      ну это логично. Во первых, преобразование сигнала 3G/Wi-Fi вносит свои задержки. А во вторых все Wi-Fi устройства, подключённые к роутеру, работают от одного модема и делят между собой канал
  • 0
    Работает, на кольцевой по-крайней мере, отвратительно.
    3G почему нормально ловит, а Wifi либо вообще не подключается, либо еле тащится.
    • +2
      На кольцевой не наш. У нас бесшовный роуминг и более-менее нормальная скорость (если не набивать весь вагон пользователями Хабра, например).
  • 0
    Хм, по всему метро лежит кабель оператора макомнет ( у них даже ЦОД в метро) и дать людям хороший проводной интернет и раздать его через Wi-Fi не составит труда.

    Если вы просто раздаете 3G интернет через Wi-FI то это полезно только тем кто не подключает безлимитные тарифы и у них просто отсутствует 3G модуль.

    Вы скажите, что через оптику дать интернет дорого. Я скажу что при грамотном подходе, даже если не брать денег с людей, это окупится с лифхвой и достаточно быстро.
    И что самое интересное, люди будут пользоваться таким Wi-Fi.
    • +1
      и дать людям хороший проводной интернет и раздать его через Wi-Fi не составит труда.

      Проводной интернет в движущемся поезде? А как? Разве что по контактному рельсу пустить по аналогии с powerline-технологиями. Вот только это будет куда труднее и дороже, чем ставить 3G роутеры в каждом вагоне. А качество связи наверняка будет ниже.
      через оптику

      Еще и через оптику движущийся поезд подключать?
      • 0
        А ведь как-то умудряются делать в движущемся поезде стриминг с камер в Ситуационный Центр…
        • 0
          Может, все-таки радио (причем вовсе не вайфай)?
          • 0
            Ну что радио, это понятно, интересно, что за технология. Хотя насчет передачи в реальном времени я тоже не уверен. Вполне может быть, что только на станции передают, примерно как АСНП работает.
        • 0
          Была передача об этом, это Wi-FI. Все в режиме онлайн сливается в центр по Wi-FI
      • 0
        Нет конечно, не через кабель в поезд а через Wi-Fi в поезд.
        Можно же настроить Wi-FI роуминг и никто не заметит, один SSID будет, очень удобно.

  • 0
    Скажите, а на сами станции будете ставить wifi?
    • 0
      Вспомните проект «Комстара», «планов громадье» и судьбу этого проекта.
  • 0
    А почему по такой же технологии вы не распространяете сразу сигнал WI-FI, ведь частоты работы одни и те же, а скорость и стабильность была бы куда лучше?
    • 0
      Мы тестировали данный вариант. Но существующее решение, на данный момент, является оптимальным.
    • 0
      проблем больше, к примеру постоянное переподключение и разрыв соединения между точками/станциями в сотовых сетях же эту проблему давно решили.
      • 0
        В вай-фай данную проблему уже давно также решили. У нас в офисе стоят несколько точек, которые работают по одному SSID и устройство безшовно переключается между ними по необходимости.
        • 0
          Однако стоимость комплекта выше, хотя может есть и другие решения, в отличии от знакомого мне решения от cisco,
          да и оператор явно хочет покрыть вагоны еще и сотовой сетью…
          • 0
            Не думаю, что актуальный сейчас комплект из точки доступа+3G модема+заказного переходника питания на КАЖДЫЙ вагон стоит дешевле чем по 4, а то может и по 2 точки на станцию, которые будут объедены в одну локальную сеть.
            Думаю что тут дело было в другом. Может автор топика нам поведает.
            У нас в офисе это не циска, а точка unifi
            • 0
              В данном вопросе, прежде всего, необходимо учитывать различие в мощности и чувствительности этих систем.
        • –1
          1. В офисе вы в основном неподвижны, а если и передвигаетесь, то со скоростью 5 км/ч, а не 60 и выше.
          2. «Бесшовное» переключение в офисе происходит не каждые две минуты.
          3. Одинаковый SSID, как оказалось, не всегда помогает — я дал всем сетям один SSID и пароль, и пару лет с ноутбуками/айфонами/айпадами это работало, а в Galaxy Note пришлось подключать каждую сеть отдельно, и в списке знакомых сетей смартфона перечислены все они с одинаковым SSID.
          • +2
            У вас wds сеть? То есть роутеры связаны друг с другом или как?
            • 0
              Никак не связаны.
  • 0
    Какие планы по развитию сети?
    • 0
      Будем опять же смотреть по результатам этого теста
  • +3
    Ждем пчел на Бутовской и Серпуховско-Тимирязевской ветках, как на наиболее длинных направлениях%)
  • +1
    На дворе 2012 год, а на серой ветке (на минуточку, самой загруженной) до сих пор не ловит даже обычная мобильная связь.
    Сколько ещё ждать?.. (вопрос риторический)
    • +2
      Вроде же фиолетовая самая загруженная, нет?
    • 0
      Если верить годовому отчету о перевозках 2008го года, то всего лишь «одной из самых загруженных».
      • +3
        … одной из 12
    • 0
      Сколько ни ездил, везде у пчел там связь ловит. Вот у других операторов — хреново.
    • 0
      ТКЛ самая загруженная. На втором месте КРЛ. Дальше, по-моему, кольцо, но могу ошибаться.
  • 0
    Ну, круто, че… А то башорг от станции до станции уже поднадоел ))
    А вот монетизировать в ближайшее данную услугу, ИМХО, Билайну будет затруднительно, так как 3G покрытие в МО довольно слабое. Поэтому брать для 3G-интернета свисток (сим-карту) Билайна я бы не стал. А оплачивать интернет лишь для поездки в метро — тем более.
    • 0
      * в ближайшее время
  • 0
    Как я понимаю, на Таганско-Краснопресненской оно никогда адекватно не заработает? Просто не хватит мощностей роутера из-за того, что народу много?
    • +3
      А там кто-то может заботиться не только о том, чтобы его не задушили в давке, но и о том, чтобы пользоваться сетью?
      • 0
        Я )
        • 0
          С конечной едете?
          • 0
            С полежаевской. С конечной — выхино — когда-то ездил и больше не хочу.
  • 0
    Эх, вот бы нам в Киев, хотя бы обычную GSM связь в метро…
    • 0
      Так вроде есть же. Я там говорил.
      • 0
        В смысле? Ловит только на станциях и без поддержки даже GPRS. Разумеется, за исключением надземных участков. Какие там излучающие кабели…
        • 0
          Я в столице бываю редко, но всегда думал, что связь есть. В Харькове в метро киевстар работает, неужели в Киеве связи нет?
          • +1
            Только на станциях и переходах, в тоннелях нет, по крайней мере у МТС.
            • 0
              Помню раньше в тоннелях была достаточно хорошая связь. Не бесшовная, но разговаривал нормально, максимум секунд пять подождать, но разговор не прерывался. Сейчас как вспомню — вроде похуже, но мне вполне хватает. Рискну предположить, что хорошее покрытие у Киевстара, ибо раньше у меня он был, а сейчас нет.
              Бываю раз пять шесть в год в Киеве, и точно не вспомню на каком из трех моих телефонов была хорошая связь :)
    • 0
      GPRS/EDGE нет, но GSM (голос и SMS) роботают, на перехонах излучающий кабель, хендовер из наземной седи в подземную прописан (назад — судя по всему нет). Основная причина отсутствия развития — операторов туда не пустили, они арендуют сеть в «Проксимус»
  • 0
    Касаемо выбора именно Сокольнической ветки, было бы конечно круто еще провести wi-fi там где ужасно длинные перегоны между станциями. Вот там действительно многим бы он пригодился. На красной ветке перегоны достаточно короткие и многие тоже часто входят и выходят.
  • 0
    Есть ли планы по остальным веткам? Вы их планируете параллельно разворачивать, или после окончания тестовой эксплуатации этой?
    • 0
      Планы есть, но опять же на перёд ничего конкретного сказать нельзя. Ждём окончания тестов.
  • –4
    Бесполезная вещь. Лучше бы эти деньги выделили на покупку новых вагонов как на кольцевой, и оборудованием их кондиционерами.
    • –1
      Это такая же бесполезная вещь, как и покупка новых вагонов.
      По принципу «всю жизнь обходились без интернетов в метро и обойдемся далее» старые вагоны тоже ездят.
    • +5
      Зачем билайну выделять деньги на новые вагоны?
  • 0
    А какого производителя Wi-Fi роутеры? Что-то в индустриальном исполнении или более стандартные железки?
    • 0
      Вроде ZyXEL Keenetic Giga
      • 0
        На кой там гига то? Обычного за глаза вроде, там тот же проц. А гигабит по лану там не нужен.
    • 0
      Изначально тестировались все возможные варианты. В том числе и стандартные решения. Но остановились на специализированной продукции производителя Teltonika, модели RUT 104, RUT 105
  • 0
    Подозреваю, что по вафле зомбирование идёт. Ведь зомбоящик уже практически не смотрит.
    У меня все провайдеры навязывают вафлю по рублю за кг.
    Всё это очень странно мне кажется!

    • +1
      Есть шапочка из фольги, всё норм, можете ее бесплатно получить в поликлинике по месту прописки.
      • 0
        Вы уже получили шапочку на службе как я вижу?
        Спасибо, но я давно в подземке не телепортируюсь :)
  • +1
    Кстати, а что за сеть SOKOLNIKI по всей линии?
    • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
  • +2
    у меня только один вопрос — зачем wifi в этой схеме? почему нельзя просто 3g всем раздать? или это бесплатно?
    • 0
      Да, каковы главные цели проекта? Другая тарификация? Меньше проблем с переходом с точки на точку? Больше скорость (в перспективе ?) для конечных пользователей? Поддержка устройств без 3G модуля?
      • 0
        Там нет никакого выигрыша по сравнению с обычным 3G — эти коробочки по сути являются обычными абонентами и если с раздачей интернета в вагоне все будет хорошо, то и у обычных 3G абонентов тоже все будет хорошо.
    • 0
      Вот именно. Наращивание емкости 3G сети в тоннелях было бы гораздо полезнее. Вместо этого Билайн решил заняться тупым пиаром, собрал кустарное решение и радостно запустил.

      Сеть открыта, любой может снифить трафик, модель монетизации вообще непонятна.
      • 0
        любой может снифить трафик

        Для этого еще нужно попасть в «нужный» поезд! :)
        За несколько месяцев ежедневных поездок мне это удалось сделать всего пару раз.
  • 0
    Интересно, какая мощность излучения у всех этих «гвоздей-диполей»…
    Чую, недолог тот день когда в метро без свинцовых трусов не спустишься...
    • 0
      стандартная, согласно санитарным нормам
  • 0
    Я слыхал, что на оборудование одного вагона уходило 3млн. рублей. Почему так много? По перечню оборудования выходит, что там тысяч двадцать на вагон максимум.
  • 0
    Не совсем в тему
    Кто в курсе wifi mts ещё работает на кольце?
    • 0
      Вчера проверил. Пока ехал от «Курской» до «Краснопресненской», обнаружил штук 5 wifi-точек с именем mts-10, mts-15...mts-*. Сигнал варьируется от очень плохого до максимального, но подключится хоть к какой-нибудь очень сложно (у меня на поиск и подключение ушло минут 5). В итоге, пробная страница либо не грузилась, либо грузилась секунд 30.
    • 0
      Вполне себе работает. 3G-составляющая этой штуки работает с переменным успехом.
  • 0
    А какие 3G роутеры и модемы вы используете в вагонах, марки и модели, очень интересно безотказное и надежное решение.
    • 0
      Teltonika, модели RUT 104, RUT 105 от наших литовских друзей

  • +1
    Для меня как инженера электроника непонятна фраза:

    Одной из серьёзных технических сложностей при оборудовании вагонов метро была в нестандартном электропитании в вагонах +75 В, с учетом того, что Wi-Fi оборудование не рассчитано на такое напряжение сети.


    Я так понимаю, что преобразователи уже отменили? Если у вас оборудование питается от постоянного напряжения, скажем +5 В, то можно использовать любой DC-DC преобразователь, который продаётся в магазине: www.chipdip.ru/catalog/show/dc-dc-converters.aspx (это самый дорогой магазин и цены указаны в розницу). А если время терпит и деньги стоит экономить, то такие вещи можно лего разработать самому, взяв готовый модуль.

    Скажите, какое напряжение питания вашего оборудования?
    • +1
      Я видел набор одного оператора, там коробка Zyxel кинетик чего-то там + обычный USB модем. Питается она преобразователя, выглядит очень кустарно. Возможно это был МТС, возможно Би.
      • 0
        Ну так, это очевидное решение :)
    • –4
      Скажу больше, преобразователи для этого и существуют. Наше оборудование работает на 12 В
      Тот Китай, что здесь предлагается не пройдёт одобрения инженерной службы Метрополитена. В требованиях к электрооборудованию значится, страна производитель: СССР/Россия. Оборудование должно выдерживать перепады напряжения 80-65 В. И вам, как инженеру электронику следует ещё учитывать рабочие токи. Или вы заканчивали кафедру Напряжения, а Токи прошли экстерном?
      • +1
        Но, но!!!
        И вам, как инженеру электронику следует ещё учитывать рабочие токи. Или вы заканчивали кафедру Напряжения, а Токи прошли экстерном?
        Я по образованию вообще инженер-энергетик, а электронику изучал самостоятельно и работаю в сфере электроники уже 6 лет.

        Уважаемый, вы прежде чем открыто хамить посмотрели бы профайл и потом уже писали комментарий.

        Уверяю вас, что я вам за 15 минут найду ГОТОВОЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ решениевашей задачи. К слову сказать, если вы потрудитесь взять ЛЮБОЙ DC-DC преобразователь (отечественный или китайский), то вашему взору предсанет враза, например типа: диапазон входных напряжений 9-40 В, выходное 5 В, ток 3 А. Остаётся подобрать нужные вам параметры. Делается буквально за 10 минут на efind.ru
        • 0
          Мне очень лестно внимание таких людей, как Вы! Спасибо за добрый совет и за предоставленную информацию.
          Ещё хотелось бы напомнить, что на всё про всё у нас была неделя! Повторюсь ещё раз, всего неделя с такой организацией, как Метрополитен!!!
          • 0
            Я хочу сразу обозначить свою позицию. Я не отношусь к тому типу людей, которые стараются другому доказать какой он дурак, наоборот, я всячески стараюсь сделать так чтобы другой стал умнее. И комментарии я оставляю здесь не для того, чтобы потешить своё ЧСВ, а лишь для того, чтобы вы в написании следующих постов писали их более грамотно.

            По поводу недели, у вас неделя была только на монтаж, или неделя на подписание договора, составление ТЗ, монтаж и оплату работы (и прочих подготовительных процедур)? Если неделя только на монтаж, то это нормально, т.к. вы все свои проблемы должны были учесть ещё на этапе проектирования технического задания. А если эти проблемы (как проблема питания) всплыла уже в момент монтажа, то это непростительный позор и ошибка ваших инженеров и начальства, которые не учли такие элементарные вещи.

            Почитайте, что люди думают об этом посте в сообществе по радиоэлектронике ru-radio-electr.livejournal.com/1056536.html. Человек нашёл готовое решение под конкретно вашу задачу (электропитание в поездах) за ПЯТЬ минут!
            • +2
              Спасибо за заботу и за предоставленную информацию!
              • 0
                Всегда пожалуйста, спрашивайте в том сообществе, люди Вам с удовольствием помогут.
            • 0
              Я не отношусь к тому типу людей, которые стараются другому доказать какой он дурак, наоборот, я всячески стараюсь сделать так чтобы другой стал умнее.

              То, что вы настолько прониклись разницей в уровне вашего с автором поста профессионализма, что даже решили написать об этом в ЖЖ, красноречиво доказывает обратное.
              • 0
                Я нигде не указывал разницу профессионализма. Просто написал, что данный пост написан неграмотно. И любой инженер это видит.

                Когда я писал эту фразу, я имел в виду то, что обращаясь ко мне за вопросом, не будешь выслушивать какой ты идиот.
                • +1
                  Все ваши комментарии тут — это на 95% именно акцентирование разницы профессионализма. Иными мотивами эти мелкие придирки к терминологии, а не к сути, я лично объяснить себе не могу. Ничего личного.
                  • +1
                    Ну не все, но вероятно вы правы. Я искренне хочу, чтобы хабр был площадкой профессионалов с профессиональным языком. Но я вероятно изрядно цепляюсь к словам.

                    Приношу автору свои извинения и надеюсь на его другие интересные, а главное качественные посты.
                    • 0
                      Спасибо, буду стараться и далее соблюдать баланс между профессиональным изложением и доступным текстом для простых обывателей
      • 0
        В конце, концов, когда вы приступали к реализации этого проекта, вероятно вы знали о том, что у вас будет такое напряжение. То, если требуется очень мощный преобразователь, можно его заказать на стороне или разработать самим. Это правда не очень сложно.
  • 0
    Если не заострять внимание на бессмысленности проекта, можно обратить внимание на ужасный и непрофессиональный стиль изложения.

    Например:

    1. бесшовный роуминг;
    2. сигнал 3G, со скоростью до 14 Мбит\сек;
    3. мобильный маршрутизатор преобразует полученный сотовый сигнал (3G/EDGE/GPRS) в стандарт WiFi.
    • 0
      Я так понимаю, что делали одни люди, а писали другие, которые либо мало понимают что было сделано либо просто не грамотны в этих вопросах. Я чуть выше сказал, что меня удивило, что для них стало серъёзной проблемой наличие питающего напряжения постоянного 70 В (которое так же технически не грамотно было указанно как +70 В, зачем плюс...). Мне даже стало интересно, что на этапе согласования «грамотные технические специалисты» не потрудились узнать, какое напряжение питания в вагоне. Для меня это был бы ПЕРВЫЙ вопрос.
      • 0
        Я так понимаю, что делали одни люди, а писали другие, которые либо мало понимают что было сделано либо просто не грамотны в этих вопросах.

        Я привык, что тексты, публикуемые от лица крупной компании (к черту крупной, просто компании, которая себя уважает) должны вычитываться специальным высокооплачиваемым человеком, который в случае необходимости (при получении текста от боящегося людей волосатого айтишника, например) сможет внести необходимые стилистические правки и согласовать/облагородить текст даже не с сотрудником ответственного подразделения, а просто с эрудированным и начитанным коллегой…

        Падает качество людей в телекоме. Это печально.
        • 0
          Да… Телеком уже не торт :).

          На самом деле такая ситуация везде. Получается так: начальство видит достижение народного хозяйства фирмы, и понимает что надо срочно об этом распиарить, самая лучшая площадка — хабр. Гики сразу протестируют. Берут наименее занятого человека, и поручают ему по быстрому написать текст. Он бегает высунув язык по конторе и расспрашивает как и что было. От него отмахиваются, бросая мелкие фразы. Вот из таких фраз строится такой пост.
        • 0
          Должен вас разочаровать, делали и писали одни и те же люди
          • 0
            Тогда поясните, что такое бесшовный роуминг и как сотовый сигнал преобразуется в (цитирую) стандарт wifi?
            • 0
              Объясняю очевидные вещи, здесь имелся в виду роуминг между базовыми станциями, который даёт бесшовное покрытие сети передачи данных для мобильных абонентов. Подробную информацию, как преобразуется сотовый сигнал (3G/EDGE/GPRS) в стандарт WiFi (802.11b/g), обратить внимание на информацию в скобках, а не вырывать из контекста, можно у производителя.
              • 0


                Начнём с того, что такое стандарт: стандарт это свод законов, правил проектирования, изготовления и эксплуатации чего-либо. Нельзя преобразовать в стандарт. Это звучит аналогично нелепо, как преобразовать в правило.

                Затем, преобразование сигнала 3g в вайфай, мне как инженеру звучит просто дико. На сколько я помню, синал 3г имеет частоту 900 МГц, а вайфай 2400 (могу путать, но это не важно), т.е. он с ваших слов меняет частоту, верно?

                На самом деле, надо писать по другому. Всё начинается с того имеется несколько уровненй протоколов передачи данных. Данные даже не знают в каком физическом виде и в каких устройствах они передаются. В данном случае вы преобразовываете ПРОТОКОЛ передачи данных, с 3g на WiFi. Сигнал тут вообще не при чём. Грубо говоря, вы меняете среду передачи данных.

                По посту можно много разобрать по полочкам. В общем-то такие вещи рассказывают в любом даже самом захудалом техническом ВУЗе в мухосранске.
              • 0
                Да и что такое роуминг, как гласит википедия:

                Ро́уминг (англ. roaming от англ. roam — бродить, странствовать) — процедура предоставления услуг (сотовой связи, Wi-Fi) абоненту вне зоны обслуживания «домашней» сети абонента с использованием ресурсов другой (гостевой) сети. При этом абоненту не требуется заключать договор с принимающим оператором, а плата за услуги списывается с его счёта. При телефонном роуминге у абонента обычно сохраняется его телефонный номер.

                Хотелось бы узнать где тут абоненту предоставляется гостевая сеть? Билайн предоставляет услуги Теле2 в вашей технологии, верно?
                • 0
                  Существует ещё так называемый внутренний роуминг, между БС. Изучайте мат.часть, и вам не придётся задавать глупых вопросов. С Уважением. Всех благ!
                  • 0
                    Я не задаю глупых вопросов, я подкалываю. Вы используете термины в этом посте, которые сами не понимаете, оттсюда у всех технических спецов, которые читают ваш пост возникает батхерт. На будущее, когда будете писать очередной пост, если не знаете какой-то термин или сомневаетесь в его смысле, проверьте его гуглом.

                    Я написал множество технических статей и постов, но я не гуру и не семь пядей во лбу, многое не знаю. Если я не знаю что значит какое-то слово, то либо я узнаю это, либо его не использую.

                    В вашем случае корректнее было бы вместо «роуминг» применить слово «покрытие».
                    • 0
                      Очевидно технические спецы, которые читают этот топик и не испытывают батхёрт должны немедленно усомниться в своей профпригодности, сгореть со стыда и срочно сменить род деятельности на выращивание капусты в сельской местности.
                  • 0
                    Между БС это называется «хэндовер».
    • 0
      С другой стороны, меня пугает, если это делали и писали одни и те же люди…
    • 0
      Будьте так любезны, подскажите, как изложить правильно, в следующей статье я непременно исправлюсь, и буду радовать читателей высокопрофессиональным языком, обязательно ссылаясь на вас.
  • 0
    «От базовой станции, работающей в стандарте 2G/3G, вдоль тоннеля проложен излучающий кабель, который обеспечивает покрытие вагонов GSM/UMTS сигналом на всём протяжении пути» — то есть базовая станция с излучающим кабелем представляет собой 2G/3G (активный) ретранслятор?
    • 0
      нет
  • 0
    а что толку от билайновского инета.
    я был очень старым постоянным клиентом билайна, но наконец к этому лету билайновский тормозной инет меня в конец достал. и несмотря на трудности смены номера — уже 3й месяц тестирую инет альтернативного оператора. и, судя по всему, возвращаться к билайновской симке не буду.
    разница примерно как между модемом на 2400 и adsl ))
  • 0
    Скажите а как относится руководство сотовой компании в предоставлении бесплатного интернета в метро?
    Фактически находясь в инете, даже с 3G я могу совершать звонки по IP тем самым отбирая хлеб у оператора.
    Ну а под WiFi уже и Skype будет жить приемлемо.

    А вот такое оборудование пробовали использовать в метро smartbridges.com/products-and-services/airpoint-ism-band-ap-and-cpe
  • 0
    «Пока бесплатный»

    Вы опять будете донимать пользователей бесплатной вафли страницей авторизации и лимитом сессии в 100МБ на 30 минут как в маке и кфс? Стыдно, очень стыдно, при том, что 100мбит безлимит (я говорю про настоящий безлимит, а не тот, которым вы называете свои гигабайтные пакеты) для проводных провайдеров в столице стоит 1000р. Делаете бесплатным, так сделайте его удобным и без таких фатальных ограничений.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разное