72,40
рейтинг
10 января 2014 в 10:55

Разработка → ХабраFAQ по сотовой связи

image
Модули базовой станции

Привет! Ниже – самые интересные вопросы за год и ответы на них в одном месте.

— Что такое аварийный межсетевой роуминг?
Это специальный режим работы сети, когда любой звонок воспринимается сетью как «свой». Обычно режим АМР включается в зонах бедствия, например, в прошлом году это делалось при затоплении на Дальнем Востоке. У абонента будет связь, даже если его «родная» базовая станция повреждена. В обычной же ситуации вы также можете использовать любую доступную сеть для экстренных вызовов: телефон 112 работает при нахождении даже в чужой сети.

— Что будет, если я начну говорить в Москве, а закончу во Владимире?
В сети «Билайн» звонок до 30 минут будет тарифицироваться по той базовой станции, где он был начат, то есть по тарифам Москвы. Через 30 минут информация о текущей соте обновится.

— Почему когда я говорю по телефону, я всегда понимаю, что меня слышно, а по войс-коммуникатору — не всегда?
Потому что мобильный телефон генерирует «комфортный шум», когда абонент присутствует на том конце линии. Этот шум практически не слышно, но он даёт очень чёткую обратную связь.

— Как я перехожу с одной базовой станции на другую?
Если есть хендовер (соглашение о передаче абонента) и в настройках прописаны ближайшие соседи — станции договорятся между собой и передадут вас без прерывания разговора. Если хендовера нет, звонок будет прерван, и телефон переключится на другую БС. Детали здесь.

— Почему разговоры длиннее 40 минут прерываются?
Есть время максимальной длительности звонка, это не обязательно 40 минут: оно зависит от настроек сети. При достижении этого времени связь обрывается. Сделано это для страховки абонента от счёта, который может приехать, если забыть положить трубку. Кроме того, иногда на абонентском оборудовании бывают технические сбои, из-за которых звонок продолжается даже когда человек решил, что положил трубку.

— Почему когда вокруг много людей, сеть бывает недоступна?
Физику не обманешь: есть ограниченное количество каналов в диапазоне, которое может обработать базовая станция. Если канальная ёмкость исчерпана, нужно ждать её освобождения или двигаться к другой базовой станции. В сетях 3G также при большом количестве абонентов, находящихся на границе соты (что очень частое явление в сложных помещениях), даже если ёмкость на базовой станции еще не исчерпана, качество 3G сигнала (отношение сигнал/шум) может упасть настолько, что связь будет нестабильна. Также эффект снижения качества связи заметен в крупных городах, когда на дороге собирается пробка.

— Почему тогда в пробках бывает хороший уровень сигнала?
Потому что мы привинчиваем вот такие штуки к столбам.

— Есть ли LTE на iPhone?
Да, в сети «Билайн» можно получить доступ к сети LTE на iPhone 5C и 5S (если вы подключались давно — нужно заменить USIM на новую, поддерживающую LTE, это бесплатно в ближайшем офисе). Обещать можем только для сертифицированных Ростестом, но на практике — работает почти на всех. iPhone 5 LTE пока не получил — он работает в другом диапазоне, не использующемся в РФ. Топик с деталями.

— Что значит подпись «Запрещено» под почти каждым оператором в списке выбора сети?
Значит, что этот оператор не включён в список приоритетного выбора сети для роуминга. Например, если вы уйдёте в лифт и потеряете сигнал «родной» базовой станции, но при этом будете иметь сигнал другого оператора, ваш телефон не полезет подключать роуминг через чужую сеть. Больше информации тут.

— Какие диапазоны используются «Билайн» для LTE?
2600 и 800 МГц. В регионы мы пойдём с 800 МГц: при том что для него разрешенная полоса уже, он позволяет покрыть площадь в 4 раза больше вокруг БС.

— Можно ли нагреть голову излучением телефона?
Да, за счёт излучения — если поместить телефон в центр головы и включить максимальную мощность — то на 0,01 градус за 10 минут. Другое дело, что в телефоне может греться процессор или другие компоненты, и именно это вы ощутите при длительном разговоре. Расчёт.

— Где излучение телефона меньше?
Около базовой станции, когда приём хороший, телефон использует минимальную мощность передатчика. Поэтому длительные разговоры лучше совершать в кресле напротив окна, а не в лифте, например.

— Какой самый простой способ уменьшить мощность передатчика телефона?
Перестаньте закрывать антенну рукой. 90% людей держат телефон неправильно. Найдите, где антенна — и не блокируйте её при разговоре ладонью. Чаще всего в инструкции есть картинка, как надо держать телефон.

— Что случилось со связью на Дальнем Востоке при наводнении?
Вот подробно про восстановление.

— Можно ли получить отдельную базовую станцию в подвал?
Да, если вы юрлицо, можно арендовать фемтосоту. А через некоторое время — и купить.

— Что можно сделать, чтобы в крупном здании был хороший приём?
Вот примеры.

— Как делается связь там, где далёкий завод, и вокруг вообще ничего нет?
Например, так.

— Какие бывают на севере сервисные случаи, которых нет в других регионах?
Антенну засыпает снегом с горкой.

— Что безопаснее: 3G/LTE или Wi-Fi в кафе?
В большинстве случаев, определённо, закрытое соединение по шифрованному каналу до оператора. Параноикам сюда.

— Почему состояние счёта за границей может обновляться сутки?
Потому что оператор, в чьей сети вы находитесь, присылает данные о разговорах не сразу.

— Как делается связь в метро?
Антенны располагаются в различных точках вестибюля станции для того, чтобы покрыть его максимально эффективно. В тоннель чаще всего прокладывается специальный кабель со штыревыми антеннами по всей длине. В середине тоннеля его встречает такой же другой кабель от другой станции.

— Для чего нужны антенны, которые меняют угол наклона?
Чтобы точнее охватывать скопления абонентов в разное время. Например, утром выход из метро, а днём — пробку на перекрёстке рядом. Вот ещё про оборудование базовой станции.

— Что будет, если питание на базовой станции отключится?
Несколько часов станция проработает на ИБП, потом уйдёт из сети. Чаще всего за это время или восстанавливается питание, или подъезжает аварийная команда с генератором. Вот пример ситуации.

— Какие исходящие каналы используют базовые станции?
Чаще всего — кабельное соединение или оптику для связи с core network. Довольно часто — радиорелейные линии, поверх которых работает IP. Реже — ЗССС (терминалы спутниковой связи), атмосферные лазеры или другую экзотику.

— Что случается при обрыве магистральной сети?
Приезжает бригада, вырезает 20-120 метров кабеля, делает вставку. Обычно магистральная линия позволяет врезать до 15 километров таких вставок.

— Можно получить IPv6 адрес для мобильного телефона?
Да, но пока в рамках теста.

— Насколько отказоустойчива магистральная сеть «Билайн»?
Везде используются кольца, поэтому большую часть аварий вы даже не замечаете. Но два года назад нам порвали кольцо двумя стройками сразу в двух местах, поэтому теперь мы строим рассечки, превращая сеть в mesh-структуру. То же самое делается на уровне городских сетей.
Автор: @EkaterinaLebedeva

Комментарии (119)

  • +21
    У меня еще два вопроса:
    1. Почему бывает слышно свой голос (эхо) в трубке? Иногда очень четко и громко. Иногда не сразу, а после нескольких минут разговора.
    2. Бывает отвечаешь на звонок, а в трубке наборы «искаженных» очень-громко-тихих звуков, причем не зависящих от голоса звонящего. Что это?
    • 0
      По первому вопросу — история довольно старая, но когда будет побеждена окончательно, сказать пока нельзя.
      Эхо возникает в первую очередь — при осуществлении преобразования ЦАП-АЦП (то есть цифра в аналог и обратно), а таких преобразований при проключении звонка может произойти несколько. Чаще всего эхо возникает при звонках с мобильного телефона — на городской, как раз по этой причине. На коммутаторах мобильной сети устанавливаются специальные устройства (echo-cancellation), существенно уменьшающие эффект эха, при постепенном замещении аналоговых транспортных каналов цифровыми, шанс попасть на эхо будет все меньше.
      По второму вопросу — я такого не слышал, могу предположить что это наводки от работы нескольких мобильных терминалов расположенных в непосредственной близости друг к другу.
      • +24
        Эхо возникает в первую очередь — при осуществлении преобразования ЦАП-АЦП (то есть цифра в аналог и обратно)

        Неверно.

        Эхо возникает на несогласованных соединениях. Есть у вас, скажем, линия 3 кОм, а приёмопередатчик, например, 300 Ом. 90% сигнала приходящего из линии, будет отражаться обратно в линию, а дальше пойдёт только 10%. Это и есть эхо.
        В идеальном случае, импедансы согласованы (сопротивления равны). Сигнал всегда отражается, но в данном случае полезным образом используется максимум энергии (можно показать с помощью школьной физики — посчитайте, какое должно быть сопротивление R у нагрузки, чтобы на ней выделилось максимум мощности, если она подключена к генератору с напряжением E и внутренним сопротивлением r. Ответ — R=r).

        Эхо есть всегда. Но заметно оно только в том случае, когда задержка ощутима. В обычном случае она очень мала: для линии 1 км задержка составляет c/2км (туда-обратно, c — скорость сигнала, для меди это треть скорости света в вакууме), то есть, примерно 2*10^3 м /(3*10^8 м/с/3) = 2*10-5с = 200 нс. Никто такое эхо не замечает и оно не мешает.
        Но вот когда мы начинаем говорить по мобильнику, задержка резко увеличивается из-за алгоритмической задержки голосового кодека, который используется в мобильной связи. (ЦАП-АЦП тут не при чём — в нём задержки обычно порядка 1 сэмпла, 125 мкс для 8 кГц). Например, G.718 имеет алгоритмическую задержку 42.875 мс. Это уже может быть заметно. Если учесть, что это — не единственная задержка, то в целом иногда может накопиться и 100 мс и при громкости -20 дБ по отношению к основному сигналу это уже услышит каждый. То же самое происходит при использовании IP-телефонии, только кодеки другие (G.729, например).
        • +2
          ох. 2 * 10^-5 c = 20 мкс, конечно.
        • +4
          Спасибо за развернутый и аргументированный комментарий. :)
        • +2
          > Эхо возникает на несогласованных соединениях. Есть у вас, скажем, линия 3 кОм, а приёмопередатчик, например, 300 Ом. 90% сигнала приходящего из линии, будет отражаться обратно в линию, а дальше пойдёт только 10%. Это и есть эхо.

          Почему тогда меня на той стороне нормально слышат и эха нет? И почему оно может внезапно появляться/исчезать? Я бы списал это на цифровые фильтры, если бы не 2й вопрос.
          • +1
            Там не слышат потому, что сигнал от вас отражается в вашу сторону, а не в их. Потом конечно отражается и обратно к ним уже от вас, но второе отражение чересчур слабое.

            Появляется и исчезает? Ни разу не наблюдал, не знаю. Возможно, это как раз артефакты эхоподавителя — то он слышит и давит эхо, то не распознал и перестал давить.
            • 0
              При звонке Tele2->Билайн на стороне Tele2 возникают.

              > Возможно, это как раз артефакты эхоподавителя — то он слышит и давит эхо, то не распознал и перестал давить.
              Причём в некоторых случаях эхо слышно громче, чем собеседника.
              • 0
                Вот у меня как раз теле2, повторю — не замечал никогда. Правда, я нечасто разговариваю с абонентами билайна.

                В общем, вы понимаете, чтобы ответить точно, нужно знать точный путь сигнала, а так мы можем только гадать.
            • 0
              почему же тогда в одном и том же месте с точностью до метра эхо иногда есть, а иногда его нет? базовая станция то одна и та же. сомневаюсь что туда каждый день приезжают техники и меняют входные сопротивления.

              ещё вопрос специалистам:
              часто замечаю что когда собеседник говорит ключевое слово в предложении, звук пропадает, т.е. мне собеседника не слышно. это что, хитрый алгоритм для получения дополнительных профитов? («повтори, я не расслышал» — и начинается повтор всего предложения, т.к. без этого ключевого слова смысл фразы напрочь теряется).

              спрашиваю не просто так. эти пропадания случаются уже не первый и не второй год, на множестве разных трубкок, и если честно порядком выбешивает, т.к. не всегда корректно просить собеседника, тем более незнакомого, повторить сказанное им.
              • +2
                > когда собеседник говорит ключевое слово в предложении, звук пропадает

                Криво срабатывает оборудование ФСБ на линии, пишите им багрепорт.
          • +1
            Есть эхо случающего и говорящего (каждое делится на первое, второе и тд, но даже второго эха обычно не слышно). Не обязательно, что в обе стороны складываются все условия для возникновения эха и для становления его заметным (задержка более 25мс).

            Эхоподавляющие устройства имеют время сходимости — время, необходимое алгоритму для начала эффективного подавления эхо-сигнала. Алгоритм может выходить из оптимального состояния периодически. В этим моменты эхо и будет попадать в линию (ибо лучше пустить эхо в канал, чем полностью убить там эхо вместе с голосом). Скорее всего, это одна из причин появления/пропадания эха.
            Резкие всплески амплитуды звукового сигнала длиной, скажем, в 1 мс и более вполне могут триггернуть заново сходимость алгоритма.

        • +2
          А можно небольшое уточнение касательно несогласованных соединений: какие именно линии имеются в виду? Если аналоговые телефонные, то тут никаких вопросов.

          Но проблема в том, что эхо возникает и при связи мобильник-мобильник, а там аналоговая линия, если я правильно понимаю, только от микрофона пользовательского терминала (телефона) до микросхемы кодирования. Везде дальше передается цифровой сигнал, который от несогласованности тоже может искажаться, но результатом этих искажений не будет эхо — будет просто неправильное детектирование сигнала, а следовательно битовые ошибки и треск, щелчки, пропадания звука.

          Очень трудно поверить, что на магистрали между операторами (или внутри них) используется аналоговые системы. Т.е. получается, что в схеме мобильник-мобильник в возникновении эха виноваты только кодеки?
          • +1
            Я в случае мобильник-мобильник не очень-то припоминаю эхо. Бывает, если это GSM-шлюз с мини-АТС (ясно, где аналоговая линия?) или через IP-АТС с непонятными шлюзами в цепочке. В «чисто цифровом» случае, конечно, эха, связанного с согласованием сигналов, в звуке не может быть.

            Скайп-скайп эхо слышали? :) Задержку даёт кодеки и интернет, а отражение — это фидбек на той стороне. Т.е. вы слышите себя через колонки и микрофон того парня. Возможно, в мобильниках бывает та же история, особенно, если ваш абонент находится «в танке» или включил громкую связь на телефоне.
            • 0
              Да, именно такой сценарий и предполагал. Вот только о GSM-шлюзах с мини-АТС я не задумывался. А эхо кстати, даже в последнее время бывало довольно часто, причем на «чисто цифровой» линии, правда, скорее всего тут дело именно в «колонках и микрофоне» телефона.
              • 0
                Замечал оное эхо пару раз на связи Билайн-Билайн ( Москва-Дмитров ) при использовании нормальных телефонов ( сони-нокия ) без ганитур и прочего. С чего оно там вылезать может — яхз
                • 0
                  Еще эхо можно слышать если человек особым образом держит телефон и звук вашего голоса резонирует в пространстве между его щекой-рукой-телефоном и попадает в микрофон. В таком случае задержка в эхе длинная (сигнал от вас идет через спутник в его телефон и оттуда опять через спутник обратно к вам) и реально невозможно говорить, когда слышишь свой голос с 3-5 секундной задержкой. У нескольких собеседников частенько такие проблемы были из за своеобразной хватки, формы телефона рук и головы. Я даже просил отодвинуть телефон немного, потому что крайне неприятная вешь. Начинаешь понимать заик, и их проблемы.
                  • 0
                    Через какой еще спутник? вы думаете до Дмитрова нет оптики?
                    • 0
                      Ну по оптики 3-5 секунд для потока — это если она вокруг Земли только обвёрнута будет, может быть, тогда набежит.
              • 0
                Постоянно слышу себя при звонке на телефон знакомого, который завернул телефон в странный кожаный чехол.
        • 0
          А почему тогда эхо возникает не всегда при разговоре по одному и тому же телефону?
        • +3
          Мда, смешались мухи и котлеты. Несогласованные соединения к эху в цифровых (да и в аналоговых) телефонных линиях отношения не имеют, потому как несогласованных соединений просто нет. Мой внутренний инженер поудивлялся, но так и не понял зачем здесь прогон про длинные линии?

          А вот задержки кодирования/декодирования имеют прямое отношение. Но главная причина — в обратной акустической связи внутри телефонной трубки (чисто механическая). То, что вы произнесли в свой микрофон, было отправлено в динамик слушателя на другом конце и его динамик воздействуя на его же микрофон отправляет вам ослабленную/искажённую копию.

          В аналоговых линиях связи при не очень значительных расстояниях это либо вообще не слышно, либо слышно как лёгкая реверберация (что не слишком негативно сказывается на качестве связи). А вот в цифровых задержки составляют уже ощутимое время (из-за компресии/пакетизации/маршрутизации и пр.) и это воспринимается как эхо. Мобильные телефоны изо всех сил стараются вычитать то, что они сейчас играют в динамик из того, что они отправляют с микрофона (с хитрыми коэффициентами, конечно, но в целом это и есть echo cancellation), чтобы собеседник не слышал эхо.

          А вот обычные стационарные телефоны которые подключены к аналоговой линии (если такие ещё остались) вряд ли оснащены эходавом, поэтому при звонке с мобильного на стационарный аналоговый (или даже подключеный к цифровой АТС, но без эходава) вы получаете эхо в полный рост — это ваш собеседник вам эхает (его обычная, непрокачанная труба). Впрочем и АТС и телефоны щаз повально душат эхо прям на подступах и натолкнуться на такое удаётся всё реже и реже.
          • 0
            Поясните, как повторение звука из динамика в микрофон может звучать как реверберация? Для реверберации нужно иметь много неразличимых повторений, которые смешиваются в характерный гул. В телефоне практически всегда слышно одно различимое повторение, то есть, механизм его — «delay» с очень слабой обратной связью (если она вообще есть).

            Кстати, на короткой несогласованной аналоговой линии реверберация будет, это вообще электронная версия spring reverb. А за счёт звука из динамика в микрофон — будет просто однократное повторение, дилей. Так же, как и на длинной аналоговой линии, потому, что сама линия поглощает энергию и обратная связь получается слабой.

            Когда работаешь с IP-телефонией, эхо возникает не то, чтобы очень редко. И самое интересное, что это в подавляющем большинстве случаев именно электронное эхо, а не акустическое. Ну то есть как в подавляющем, вплоть до того, что про акустическое эхо и не говорят, а только про отражения от кроссоверов. Сейчас для POTS то, что за кроссоверами — цифровое, но вот часть «абонент-линия-кроссовер» — не изменилась совершенно никак.

            В остальном — я про это и говорю: эхо есть всегда, просто малая задержка — его не замечают. Стала задержка больше (из-за кодека) — заметили.
            • 0
              Реверберация, только кривая затухания очень резкая — второй волны уже не слышно из-за малой разрядности АЦП и его кодека, который может справедливо выбросить все составляющие по амплитуде менее 1%.
          • 0
            Кстати да, у вас есть факс-аппарат? Ну, традиционный. Вот много раз замечал: если он воткнут в линию, себя в трубке слышно слабо. Если не воткнут (ну вынули его из телефонной розетки) — вот тут слышишь себя в динамике. И слышишь себя сразу, без задержки. Это что, акустическое эхо, откуда? Это электронное эхо из-за того, что конец линии «висит в воздухе» и от него отражается.
        • 0
          Надо добавить, что эхо бывает двух видов — электрическое и акустическое. То, что вы описываете, относится к электрическому эху. Просто добавлю еще к вашим расчетам тот факт, что человек начинает воспринимать эхо как эхо при задержке сигнала более, чем на 25 мс.
          • 0
            Я сам вот уже слышу отчётливо слышу 15 мс. Вообще у звуковиков принята цифра 5 мс.
            С меньшей задержкой будет так называемый comb effect, который слышен как спектральный фильтр, а не как эхо.

            Если кто-то хочет поиграться — может сдвинуть сигнал на 1, 2, 3 сэмпла и сложить с оригиналом, а спектр результата сравнить со спектром оригинала. Легко делается в Audacity. Именно так устроены все FIR фильтры, в том числе — цифровые эквалайзеры. Это на самом деле эхо с очень малой задержкой! :)
            • +1
              У телефонистов до 10 мс — это «местный эффект», формально эхом не считается. Также стоит учесть, что в телефонии полоса частот всего 0.3-3.4 кГц, восприятие эха в узкой полосе частот может отличаться от восприятия в более широкой.

              «Слышимость» эха — в принципе штука индивидуальная, так как мозг осуществляет первичное эхопадавление, которое перестает быть эффективным с ростом величины задержки. Среднестатистически в телефонии приняли критерием заметности значения 25-30мс, после которых эхо начинает создавать ощутимые проблемы в восприятии речи.
      • 0
        Живу в Украине, оператор Киевстар. Когда звоню на другие сети, стабильно слышу собственный голос с запаздыванием. Внутри сети вроде не замечал, хотя внутри сети звоню редко, могу не помнить.
    • +40
      2) Это товарищ майор вздыхает когда ему скучно.
    • +1
      Некоторое время один и тот же звук гоняется по кольцу: микрофон вашего мобильника, сеть, динамик мобильника вашего собеседника, микрофон его мобильника, сеть, динамик вашего мобильника, микрофон вашего мобильника. В этом кольце он постоянно усиливается, искажается, складывается с другими звуками, пока не будет подавлен специальным фильтром. Эхоподавляющий фильтр не идеален, поэтому часто начинает нормально работать не сразу, и даже не всегда срабатывает в середине разговора.

      Это всего лишь мои предположения. Я не специалист.

  • +2
    Так же интересен вопрос: когда соединение установлено (не важно входящее или исходящее) ничего не слышно. Что в этот момент происходит у оператора и в чем причина такого частичного обрыва?
    А если оффтоп, то спасибо за Ваши статьи, очень интересны.
    • +2
      Так же вопрос немного с другой стороны — почему иногда слышно чужой разговор, причем те люди мой разговор не слышат.
      • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
        • +2
          В проводных аналоговых сетях такой эффект называется «подсадка» и иногда возникает из-за неправильного срабатывания («залипания») коммутирующих устройств, в результате чего оказываются соединенным сразу две пары собеседников.
          В сотовых сетях я такого не встречал.
          • НЛО прилетело и опубликовало эту надпись здесь
            • 0
              В аналоговых это еще могут быть помехи (наводки) внутри многопарного кабеля. Зависит в основном от качества самого кабеля, его состояния в процессе эксплуатации и качества монтажа. А в цифоровых непонятно почему такое возникает, логично предположить, что в случаях, когда какое-нибудь звено в схеме является аналоговым.
            • 0
              У меня был странный случай в сотовой связи при звонке с роуминга, коммутация где вместо «абонент России в России» — «абонент России в Италии» получилось «абонент России в России»- «некто в Италии» и параллельно «абонент России в Италии» — «некто в Италии».
          • 0
            Всё на том же Tele2->Билайн ловил такое в конце прошлого года. Вот реально, такое ощущение, что звонок идёт через древнесоветскую АТС )
    • +1
      Когда не слышно ничего при установлении соединения — наиболее вероятная причина — ошибки в маршрутизации при установлении вызова.
      Маршрутизация это отдельная и очень сложная тема, про нее мы не писали, поскольку принципы маршрутизации одинаковы что для мобильных, что для стандартных городских сетей.
      • 0
        Как мне кажется, то еще проблема может быть в пользовательском оборудовании. Некоторые телефоны почему-то не справляются с внезапно свалившимся на них счастьем реакцией на только что установленное соединение и попросту «тормозят», что приводит к тишине в несколько секунд. В других телефонах с той же симкой, в том же месте все замечательно.
    • 0
      Причем такое недосоединение тоже тарифицируется.
  • +111
    К билайну отношусь прохладно, но Блог на Хабре у Вас самый лучший из всей большой тройки. Спасибо за хорошие статьи.
  • +4
    — Что будет, если я начну говорить в Москве, а закончу во Владимире?
    Ваш звонок будет тарифицироваться по той базовой станции, где он был начат, то есть по тарифам Москвы.

    Это, скорее, особенность Билайна, точнее, его биллинговой системы. Если эта особенность вообще существует. Например, у МТС это точно не так, он-лайн тарификация происходит поминутно, и для каждой минуты стоимость рассчитывается, исходя из тарифного плана, а также текущей и домашней зон.
    Уточните, пожалуйста, этот момент.
    • +2
      — Что будет, если я начну говорить в Москве, а закончу во Владимире?
      Спасибо за вопрос, уточнили информацию:
      В сети «Билайн» звонок до 30 минут будет тарифицироваться по той базовой станции, где он был начат, то есть по тарифам Москвы (через 30 минут информация о текущей соте обновится).
      В общем случае, этот таймер каждый оператор может настраивать.
      • +3
        Спасибо за подробный ответ. Это должно быть удобно для пользователей, в момент разговора покидающих домашний регион на поезде или автомобиле. А вот компания, наверное, теряет тут деньги, которые могла бы заработать на внутрисетевом роуминге (р-р-р-р, как я не люблю эту российскую особенность). Но я никого учить жить не собираюсь, хозяин — барин:)

        А в общем случае, у каждого оператора — своя биллинговая система, которая умеет много своих гитик :)
  • –7
    «Где излучение телефона меньше?
    Около базовой станции»
    А как же излучение самой базовой станции? Какое минимальное безопасное расстояние?

    «Как делается связь в метро?»
    В метро (не на станциях) есть связь? Серьезно?
    • +1
      А как же излучение самой базовой станции? Какое минимальное безопасное расстояние?

      habrahabr.ru/company/beeline/blog/132169/
      • –2
        Для тех кому лень читать: минимальное безопасное расстояние до базовой станции 45 метров (менее 15 метров уже превышение СаНПиН в 10 раз).
    • +1
      Серьезно, но не у всех и не во всех перегонах.
    • 0
      gtoday.ru/map/metro/moscow
      карта метро с указанием где «ловится».
    • 0
      >В метро (не на станциях) есть связь? Серьезно?
      У «Билайна» есть, очень много где, но вроде только 2G.
      • 0
        Ну почему «только 2G»? Во многих местах в Москве есть и 3G.
        • 0
          Не скажу за Билайн, но на Мегафоне тоже показывается 3G. Только по факту в пределах кольцевой линии оно обычно не работает — интернета нет.
        • 0
          Судя по карте комментарием выше, 3G в метро довольно мало. Хотя с «только 2G» был неправ, согласен.
          • 0
            3G мало — у Билайна, имею в виду.
    • +1
      Прикинте, да? В Воронежском «Созвездии» разрабатывали такую технологию, продали Сименсу. Кажется, Мегафон помогал.

      Как мне объясняли, там в тоннелях лежат волноводы, в которых через определённые растояния просверлены дырки. Это работает как антенная решётка.
  • +7
    В чем проблема сделать счётчик трафика в ЛК на «Простом интернете»?
    Высчитывать оставшийся трафик через детализацию — это хардкорный мазохизм. Зачем вы абонентов на это толкаете?
    • 0
      Проблемы нет, уже разрабатываем. Так что счетчик скоро появится
      • 0
        Вопрос к продажникам скорее, но тут только вы :)
        Почему Билайн (впрочем, не только Билайн), имея поддержку Dual Carier HCDPA, не продаёт устройства (USB-модемы), его поддерживающие?
        Теоретическая скорость — 42мбит/сек, половина скорости LTE.
        • 0
          Опорная сеть не справится с таким трафиком (я так думаю (С) х/ф «Мимино»).
          Наглядный тому пример — Скайлинк. Оператор набрал кучу абонентов под эгидой «интернет без проводов недорого». Результат — в ближнем Подмосковье (про Москву и дальнее Подмосковье не знаю, но не думаю, что ситуация в корне иная) с вечера пятницы по вечер воскресенья, особенно в дачный период, сеть передачи данных практически лежит.
          • +1
            Да фиг их знает. У меня не Билайновский интернет, МТС, но сути не меняет, оба заявляют поддержку.
            На HCDPA+ скорость 20кбайт/сек, в то время как на DC-HSDPA — все 400кбайт/сек. То есть забит не канал вышки, а частоты протокола…
        • +1
          опорная сеть справится.
          Не справится радиоэфир. Технология Dual Carrier HSDPA подразумевает что один абонент занимает сразу две несущие только для себя, только в этом случае получатся пиковые 42Mbps, которые собственно не так уж и необходимы.
          Гораздо полезнее запустить 21 Mbps на двух несущих и обслужить с такой скоростью в два раза больше абонентов.
          Впрочем это не отменяет возможности применения данной технологии локально, там где это действительно будет нужно и полезно.
        • 0
          Вы не совсем правы. Продаваемые LTE-модемы поддерживают DC-HSPA+, и это заметно пользователям в тех местах, где LTE ещё нет, а DC-HSPA+ уже есть. Коллега пробовал в Зеленограде, и получил ~18 Мбит/с на Downlink.
          Если же говорить о 3G-модемах с поддержкой DC-HSPA, то нужно учитывать несколько экономических нюансов.
          Поддержка DC-HSPA+ стоит денег, как для активации лицензий в сетевом оборудовании, так и в абонентском (USB-модемах).
          3G-USB модемы с поддержкой DC-HSPA+ стоят почти столько же, сколько и LTE модемы.
          В обоих случаях дополнительные затраты нужно как-то окупать.
          За счёт чего?
          Не все абоненты готовы платить больше за 3G модем с поддержкой DC-HSPA+, а если субсидировать всё подряд, то коммерческой организации придется туго.
          Хотите DC-HSPA+ уже сейчас?
          Покупайте LTE-модем, он и в DC-HSPA+ сети сейчас будет работать быстрее, и в перспективе, когда запустят сеть LTE в месте пребывания, пригодится.
          • 0
            Ну вот хотя бы этот LTE-модем, продаваемый Билайном:
            kaliningrad.beeline.ru/customers/products/mobile/devices/details/zte-mf-823/
            LTE есть, DC-HSDPA нет.
            MTS продаёт Huawei E392 за примерно такую же цену, ситуация аналогичная.
            С год назад, кстати, быстрые модемы (21 мбит/сек) стоили далеко за 1к рублей у нас в регионе.

            Sierra Aircard 312u (что интересно, с официально и довольно хорошо русифицированным софтом), обошёлся мне в 25$. Ладно, официальные продажи вероятно дадут цену в те же самые 1200руб. Но не обязательно же всем такие модемы продавать, модемы под разную скорость и так продаются.
            • 0
              модем zte-mf-823
              на чипсете Qualcomm MDM9215
              этот чипсет на 8 релизе
              www.qualcomm.com/chipsets/gobi
              8 релиз это DC

              аналогичная логика про Huawei E392 но он на Qualcomm MDM9600
      • 0
        Хм, прошел месяц с лишним, а воз и ныне там. Ну да не зная тонкостей и нюансов поверю, что «прикрутить» счётчик трафика в ЛК действительно является нетривиальной задачей.
        Но есть ещё вопрос про ЛК.
        Дано: ноут, ZTE MF 823 (он же LTE-модем от Билайна). Получаем интернет на ноут при помощи этого самого модема.
        Пытаемся зайти в ЛК Васи Пупкина — абонента БиЛайна. Можно вводить любые логин/пароль (лишь бы они были корректными), но попадём всё равно в ЛК того номера, симка от которого установлена в том самом модеме. Попасть в ЛК любого иного номера можно только одним способом — привязать этот номер к номеру симки модема (ну да, маразм, кто же спорит, особенно если это не твой номер).

        Вопрос: доколе?
  • 0
    В сетях 3G также при большом количестве абонентов, находящихся на границе соты (что очень частое явление в сложных помещениях), даже если ёмкость на базовой станции еще не исчерпана, качество 3G сигнала (отношение сигнал/шум) может упасть настолько, что связь будет нестабильна.


    Сейчас LTE у Вас(Билайна) работает хорошо, но, что будет когда количество устройств использующих LTE сильно возрастет?

    • +1
      В сети LTE влияние качества сигнала (отношения сигнал/шум) на емкость сети и достижимые скорости — существенно меньше чем в 3G, поэтому такого уж заметного эффекта по ухудшению сервиса сразу не будет. Но в любом случае — как только мы фиксируем возрастание нагрузки на базовой станции, и нагрузка достигает определенного порога — начинаются работы по её дооснащению, увеличению емкости и т.д. Если нагрузка растет не мгновенно (как в Новый Год) то емкость сети вырастет пропорционально запросам абонентов
  • +1
    А каким образом работает технология бессимочной связи? Например, после того, как я вынимаю симку из телефона, на дисплее появляется надпись «доступны только вызовы 112». Как телефон без симки осуществляет связь?
    • +5
      Прежде всего, надо понять, что такое SIM-карта. SIM — это аббревиатура от Subscriber Identification Module. То есть это всего лишь модуль идентификации абонента. Идентификация нужна, грубо говоря, чтобы сеть поняла, что устройство имеет право в ней обслуживаться, и чтобы понять, с какого лицевого счета списывать деньги за оказанные услуги. Для экстренных звонков, очевидно, идентификация не нужна, как и нет необходимости списывать деньги за такие звонки.
      • 0
        Где заложена «бизнес-логика» общения девайса с сотовой сетью — в самом аппарате, или в оборудовании операторов?
        • 0
          Я думаю в оборудовании операторов.
          Телефону грубо говоря по барабану к чему подключатся и куда передавать данные, контролирует передачу информации или возможность подключения оборудование оператора.
          Разве что кроме случаев, когда телефон заблокирован под одного оператора.
        • 0
          У оператора, конечно. Причем, там задействовано не только железо, но и софт. Для которого используется, в свою очередь, железо high-end уровня. Шутка ли — он-лайн биллинг для Московского региона или, скажем, для всей Украины.
        • +1
          А что такое «бизнес-логика»? Похоже, все поняли это выражение по своему.
          Если речь о «правилах» взаимодействия мобильного терминала с сетью, то они описаны в томах спецификаций/стандартов, которым должны соответствовать и мобильный терминал, и сетевое оборудование!
          Получить представление об их объеме можно тут — www.3gpp.org.
          • 0
            А что такое «сеть»? :) Если начать эту тему раскрывать, то можно написать не один крупный пост на Хабр.
            Начать со, скажем, отдельной статьи про HLR… Потом написать про коммутаторы. Потом плавно перейти к биллингу, посвятив отдельный пост обработке CDR-ов… Тема практически неисчерпаемая.
            • 0
              Поскольку вопрос был про «общение девайса с сотовой сетью», то для «девайса» сеть — это прежде всего, базовые станции (во всех вариантах их названий, принятых для разных технологий радиодоступа), с которыми он общается, а потом уже сетевые элементы, участвующие в оказании услуг связи, с которыми «девайс» общается по каналам сигнализации (контроллеры, коммутаторы и т.д.)
              А что такое «бизнес-логика» пока так и остается неясным.
              • 0
                Да, согласен.
  • +8
    У меня вот вопрос уже 3 неделю меня мучает, у меня телефон от сети время получает и получает он его не точно (спешит на 5 минут)
    я уже писал в вашу тех поддержку исправили на пару дней хватило. Собственно вопрос, правильно я понимаю что в вашем биллинге время тоже получается считается не точно и это может вызывать ошибки при расчетах?
    PS г.Екатеринбург оператор билайн
    • 0
      Длительность разговоров считают коммутаторы, которые поверяются с точки зрения правильности измерения времени.
      Кроме того, легко сообразить, что абсолютный сдвиг времени не влияет на измерение длительности интервала между событиями.
      Ведь секундомер, измеряющий длительность интервала, вообще не показывает Вам абсолютного времени!
      • +1
        предположим у меня суточное количество смс, минут, или трафика, и к полуночи они у меня у же кончились, я гляжу на часы и понимаю настал новый день напишу, позвоню, моей бабушке, а по биллингу оказывается еще не полночь, и новое количество смс трафика и минут мне еще не доступно и с меня возьмут деньги.
        • 0
          Ну, если теоретизировать и на такую тему, то можно углубиться и в вопрос, а с какой точностью ВЫ будете определять наступление новых суток и по каким «часам», а также как будете учитывать количество трафика, использованного в предыдущие сутки?
          А насчёт спешащих на 5 минут часов как-то с трудом верится. Но проверим. :)
          Ведь кроме того, какое время передает сеть в сигнализации, многое зависит и от того, как телефон обрабатывает полученную из сети информацию! На эту тему уже есть пост: habrahabr.ru/company/beeline/blog/145310/
          • +1
            Зря не верите — человек говорит абсолютную правду. Сначала часы спешили на 2 минуты, сейчас уже 4-5. Пришлось отключить получение времени из сети оператора. Проблема в Екатеринбурге и области и уже давно
            • 0
              Я же не говорил, что «не верю», я написал, что «с трудом верится».
              Уже отправил картинки, которые прислал Gazirov и описание проблемы «по инстанции». Надеюсь, разберутся и поправят окончательно.
  • –3
    У меня может быть паранойя, но по-моему, Билайн свои посты накручивает. Не понимаю, как посты вроде этого (а тем более про гаджеты Охлобыстина) за пару часов становятся №1 в топе, когда как посты намного более высокого уровня от других IT-компаний такой прыти не демонстрируют.
    • +4
      Так на хабре сотрудников Билайна — больше сотни. Чего бы им не плюсовать статью коллеги?
      • –2
        Когда жюри голосует по принципу свой/чужой — это неспортивно.
      • +1
        Нелогично.
        Если бы было так, как вы думаете, то «больше сотни» сотрудников, каждый раз давали бы рейтинг «больше сотни», а опыт этого не подтверждает.
        • 0
          129 если быть точным — habrahabr.ru/company/beeline/profile/

          Ну а раз все не голосуют, значит неорганизованные. Или честные :)
  • +3
    Запоем прочитал и эту статью и многие по ссылкам. два часа рабочего времени пролетели незаметно =)
  • 0
    У меня печальный риторический вопрос — почему в России нет оператора вроде T-Mobile?
    • +13
      А чем принципиально T-Mobile отличается от любого другого Российского оператора?
    • 0
      Оператору невыгодно приходить на готовый рынок с сформировавшейся структурой. Tele2 заняли северо-запад России, когда ещё было посвободнее, продвижение дальше уже столкнулось с бюрократией и насыщением рынка.
      По этой же самой причине российские операторы не работают на уже занятые рынки Европы и дальневосточной Азии. Зато у Вымпелкома-Билайна есть сети в Армении и Лаосе, а у Йоты в Никарагуа.
    • 0
      Потому, что доступные частоты уже заняты.
    • 0
      А типа Vodafone это МТС?
  • 0
    Потому что мобильный телефон генерирует «комфортный шум», когда абонент присутствует на том конце линии. Этот шум практически не слышно, но он даёт очень чёткую обратную связь.

    Это делается специально, или просто такой побочный эффект чего-то?
    • 0
      конечно специально. Для этого придуманы и описаны специальные протоколы, команды и алгоритмы на всех узлах от коммутатора до мобильного телефона.
    • 0
      Это делается специально, на заре появления мобильной связи этого не было и народ тупо не понимал, соединилось ли, есть ли связь «и воопще, чёто нетак, я чёто по домашнему привык шо есть, а чё тут нету а?» — потребитель захотел — ему ввели фичу
    • +1
      Специально. Он шум так и называется «комфортный шум» (comfortable noise), так как обеспечивает комфорт абонента (создаёт ощущение телефонного разговора, а не сеанса связи с роботом).

      Его очень даже слышно, просто он настолько привычен и естественнен, что не обращаешь внимания. Вот когда его нет — ощущение обрыва линии, «что-то не так».
  • 0
    Здравствуйте, Екатерина.

    Мы хотим установить фемтосоты всех операторов внутри ресторанов где наблюдаются проблемы со связью.
    Почему услуга фемтосоты оплачивается ежемесячно? Кто больше заинтересован в надежном покрытии рестораны или вы? Пусть само устройство стоит денег, но ежемесячная плата за это — кощунство.
    • +2
      Скорее всего потому, что вы арендуете оборудование, а не покупаете. В FAQ указан вопрос покупки.
    • 0
      Напишите мне в личку подробности и ваши контакты
  • +1
    Где можно почитать про планы развития в метро сотовой связи, а также интернета 2g/3g?
  • 0
    Все модели iPhone 5C и 5S или только некоторые?
  • 0
    Немного странноватый вопрос: на iPhone 2G времен прошивки 1.1.4 можно было нажать «экстренный звонок», и ввести любой номер. Ходила такая легенда, что такие звонки бесплатны. Возможно ли это со стороны оператора?:)
    • +1
      Явная байка, демонстрирующая тогдашний пиетет к iPhone, как к устройству которое умеет все :)
      Для оператора вызов на Экстренный номер, принципиально ничем не отличается от вызова на любой другой номер: также должен проводится анализ вызываемого/вызывающего номера, проверка разрешений и т.п. Основное отличие, что оператор должен на определенные номера, разрешить дозвон даже при отсутствии средств на телефоне, или при неуспешной авторизации SIM-Card (случай звонка без симки). В России таким номером принят «112», поскольку именно его рекомендует стандарт, и именно этот номер любой телефон корректно передает как Emegency Call.
      • –1
        А 911 у нас тоже вроде бы работает?:)
        • 0
          У МТС точно работает
          • 0
            Так службу спасения, которая обслуживала номер «911» вроде бы, распустили уже несколько лет назад? Куда звонки тогда попадают то?
        • 0
          Федеральный стандарт регламентирует в качестве единого номера для спец служб спасения — «112».
          Оператор может по собственному желанию настроить маршрутизацию и на другие короткие номера, но 112 должен работать у всех.
  • +1
    У меня сразу несколько вопросов по поводу связи:

    1. Избитая тема про эхо, слышу его постоянно при звонках на определенные номера (не городские, номера как со своей сети, так и с других)
    2. Набор номера иногда прерывается, т.е. сначала идет набор, после чего телефон возвращается на главный экран, как будто ничего не происходило. После повторного набора соединение устанавливается успешно.
    3. Периодически улавливаю какие-то непонятные изменения в связи. Совсем недавно к примеру слышал собеседника так, как-будто он разговаривал на расстоянии от телефона, хотя он говорил в трубку, все это было на фоне почти идеальной тишины с легкми щелчками (комфортный шум отсутствовал).
    4. Изменения из пункта 3 периодически наблюдал во время разговора, местоположение относительно БС не изменялось.
    5. Иногда связь разрывается без причины, через определенный временной интервал (как правило чуть меньше минуты)

    Повторюсь, все звонки производились с мобильного на мобильный. В чем может быть проблема?

    P.S.: Сначал грешил на мобильный телефон, но после того как сменил уже две трубки, а проблема не решилась стал подумывать сменить номер.
    • 0
      Про эхо много писали выше, борьба продолжается на всех уровнях. Победа когда-то случится.

      Проблемы из пунктов 2-5 похоже имеют общую природу, и скорее всего связаны с качеством радиоресурса. Если абонент находится в зоне неуверенного приема, или высокой интерференции (при этом «антенна» на экране будет полная но проблемы со связью присутствуют), возможны случаи когда
      — в начале набора номера вы еще обслуживаетесь одной базой, но в процессе набора — происходит смена базы, и ваш вызов попадает именно на момент перехода с перерегистрацией.
      — во время разговора, даже если вы не перемещаетесь, оборудование мобильной сети пытается найти варианты улучшения работы телефона — сменой радиоресурсов, базовой станции, кодеков транскодирования и т.д., такие переключения могут быть слышны в трубке.
      — прерывание связи — типичный пример ухудшения радиоусловий, в процессе предоставления сервиса.
  • 0
    Всегда было интересно: на каких протоколах работают магистральные сети? Это Ethernet или что-то специальное?
    • 0
      Если речь идет о протоколах пакетной сети передачи данных — то используются следующие технологии и протоколы IP/MPLS, IGP (OSPF или ISIS), BGP, MP-BGP, MPLS-TE.
  • 0
    Кстати, я тут не увидел вопроса про ошибочную коммутацию. За последние 10 лет бывает примерно раз в год что люди звонят в городе за тысячи километров по городскому телефону на городской и попадают на мобильный. Почему такое возможно?
    • 0
      Это почти наверняка ошибки в маршрутизации вызовов, которые могут произойти на любом узле, который участвует в процедуре установления соединения. Их может быть 2-3-5, и даже больше 10, в зависимости от схемы выбранной для маршрутизации, и удаленности вызываемого абонента. И на каждом узле должны быть корректно прописаны правила по маршрутизации номера с точностью до нужного знака. Порой хватает ошибки на одном узле междугородней связи, чтобы оставить без входящей или исходящей междугородней связи целый DEF диапазон.
  • 0
    Доброго дня! У меня тоже есть несколько вопросов:
    1. Скажите, почему плохо (в разное время суток) работает Edge/3G на Киевском шоссе?
    2. Почему часто если звонить с номера на номер (из области в Москву и обратно) иногда информатор говорит что абонент недоступен?
    3. Скажите а на Сольнической линии «МосМетро» wi-fi сеть вы тоже прокладываете? На составах пока идёт подключение оборудования? Кабели (внутри вагонов) уже протянуты насколько я знаю.
    На этом, всё. Всем добра!
    • +1
      Доброго времени суток! (не знаю когда увидите ответ)
      1. Скажите, почему плохо (в разное время суток) работает Edge/3G на Киевском шоссе?
      Ответ банален — высокие нагрузки на радио, которые трудно прогнозировать с высокой точностью, поскольку плотность транспортного потока меняется очень быстро. Ведутся плановые работы по увеличению емкости сети в данных районах.
      2. Почему часто если звонить с номера на номер (из области в Москву и обратно) иногда информатор говорит что абонент недоступен?
      Этот автоответчик срабатывает когда абонент вышел из зоны действия сети — находится в перегоне метро без связи, или проходит процедуры перерегистрации в сети (это может происходить и на улице). От того какие именно регионы объединяются звонком, этот автоответчик зависеть не должен.
      3. Скажите а на Сольнической линии «МосМетро» wi-fi сеть вы тоже прокладываете? На составах пока идёт подключение оборудования?
      Wi-Fi в метро от операторов, насколько мне известно, был временным проектом, для проверки технической готовности операторов и служб метро. Сейчас работы по «вай-фаизации» метро, ведутся силами другого подрядчика, которого выбрал метрополитен.
  • 0
    использую FMC, первый за уралом.
    Почему, иногда, на мобилу приходит с фиксы звонки с АОНом вида 800*********** (если не ошибаюсь 15 знаков, на конце АОН моего фиксового телефона)? Обычно всё нормально, но иногда такие проблемы имеют место быть. Обычно, если посыпались кривые АОНы, то дозвон фикса->мобила работает с проблемами.
    Ах да. Почему ваш корпоративный саппорт вообще не знает что такое FMC? я решаю эти проблемы звонком на мобилу местному технику.
    Саппорт на 8-800** даже заявку отказывается принимать, отправляя на простого девочку-оператора для ФЛ.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

Самое читаемое Разработка